Адельсона иллюзия – Иллюзия с тенью на шахматной доске — Википедия

Содержание

Удивительные оптические иллюзии: как они работают

Оптические иллюзии используют разницу между тем, что видят ваши глаза, и тем, что воспринимает ваш мозг. Они демонстрируют то, как ваша зрительная система редактирует изображение еще до того, как вы о нем узнаете – совсем как ваш персональный ассистент, который отсеивает важное от неважного. Люди создавали оптические иллюзии задолго до того, как узнали, как они работают. На сегодняшний день прогресс в неврологии позволил понять, каким образом действуют визуальные процессы, обманывающие ваш мозг. Но есть еще и те, которые объяснить пока не удалось.

Иллюзия с тенью на шахматной доске

Всем известна иллюзия, где от тела на шахматную доску падает тень, и две клетки, находящиеся вне тени и в ее пределах, выглядят как разные, черная и белая. Но на самом деле они оказываются одинакового цвета. Эдвард Адельсон в 1995 году с помощью этой иллюзии показал людям, как зрительная система человека воспринимает тень. При попытке определить цвет поверхности мозг учитывает, что поверхность находится в тени, и автоматически подает сигнал, что она должна быть воспроизведена как более светлая. Таким образом, мозг интерпретирует клетку в тени как более светлую, но на деле она имеет тот же цвет, что и клетка вне тени.

Сиреневая погоня

Данная оптическая иллюзия представляет собой черное перекрестье в центре круга, состоящего из сиреневых пятен. По очереди эти пятна исчезают, сливаясь с серым фоном. Ваша задача – сосредоточить внимание на перекрестье и ожидать – вы заметите, что сиреневые пятна на самом деле не пропадают, а становятся зелеными! Этот визуальный обман называется эффектом Трокслера и был обнаружен в 1804 году. Этот эффект сообщает о том, что человеческий глаз способен концентрироваться на чем-то движущемся, активном, игнорируя все остальное. Вашим глазам требуется немного времени на адаптацию, когда вы сосредотачиваетесь на перекрестье, чтобы привыкнуть, и тогда они начинают следить за меняющейся точкой, которая оказывается зеленой, а сиреневые сливаются с фоном как неважные.

Исчезающий свет

Если вы сосредоточитесь на мигающем свете в центре, то заметите, что желтые точки, разбросанные вокруг источника света, начинают случайным образом исчезать и появляться в неожиданных местах. Это происходит из-за феномена, который называют слепотой, вызванной движением. Он пока что не имеет общепринятого объяснения, однако большинство ученых полагают, что он возникает в первичной зрительной коре, части головного мозга, которая отвечает за обработку информации о статических и динамических объектах.

Иллюзия Геринга

В этой геометрической оптической иллюзии полосы выглядят так, будто бы они выгнуты наружу. Геринг приписывает этот эффект тому, что человеческий мозг переоценивает угол пересечения красных вертикальных и остальных синих полос. Но почему же происходит данный просчет? Вероятнее всего, это связано с человеческой склонностью визуально предсказывать будущее. Свет крайне быстро попадает на сетчатку глаза, поэтому человеческая зрительная система постепенно развивалась таким образом, чтобы компенсировать задержку между попаданием света на сетчатку и доставлением сигнала мозгу.

Иллюзия градации

Горизонтальная полоса в этой оптической иллюзии меняет свой цвет от светлого к темному, находясь на точно таком же, но только обратном фоне, который меняется от темного к светлому. Как вы уже могли догадаться, это всего лишь обман зрения. Если вы закроете фон, то увидите, что горизонтальная полоса одного цвета. Эта иллюзия похожа на самую первую, с шахматной доской – мозг анализирует обстановку, в которой находятся разные части горизонтальной полосы, и затемняет ее там, где фон светлый, и осветляет там, где фон темный.

Иллюзорное движение

На данный момент нет никакого четкого объяснения тому, из-за чего происходит иллюзорное движение. Некоторые считают, что это происходит из-за мелких непроизвольных движений глаза, которые заставляют вас думать, что изображение движется. Другие полагают, что когда вы смотрите на такой сложный узор, ваша зрительная кора начинает постепенно путать статические объекты с динамическими, поэтому вам кажется, что вы видите движение. В любом случае эта иллюзия также является обманом зрения, который действует при любых условиях, и вы не сможете переубедить свой мозг.

fb.ru

Иллюзия Адельсона Википедия

Оптическая иллюзия, также зрительная иллюзия — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Мориса Эшера (см., например, его литографии: «Вверх и вниз» (1947), «Выпуклое и вогнутое» (1955), «Бельведер» (1958) и т. д.[1]

Создание оптических иллюзий часто было темой работ Сальвадора Дали (см., например, его картины «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1938), «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и т. д.).

Некоторые оптические иллюзии изучались в рамках гештальтпсихологии (напр.en:Akiyoshi Kitaoka).

Иллюзии зрительной системы

Обман зрения

Существует эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или же непроизвольно даёт не соответствующее действительности объяснение наблюдаемой им картине. Он хорошо известен каждому, кто наблюдал бегущие по небу облака, подчас принимающие форму известных зрительных объектов. Такой же эффект может иметь место при наблюдении картины распределения теней трёхмерных объектов при некоторых их ракурсах по отношению к источникам света.

Именно этим объясняются имеющие форму сенсации в средствах массовой информации сообщения о наблюдении на Марсе человеческой головы и т. п.

Вместе с тем объяснение случайно созданного пятна иногда используется психологами для выяснения свойств интеллекта испытуемого, у которого обман зрения вызывается преднамеренно. (Тест по пятну Роршаха)

Иллюзии восприятия цвета

Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется оптической иррадиацией.

Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном («иллюзия тени Адельсона»). Он обратил внимание, что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нами одновременно.[2]

Восприятие глубины

Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одновыпуклые (одновогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или подразумеваемого) освещения.

3D эффект (2D изображения кажутся объёмными):

Отрицательная Диспаратность создаёт условия для восприятия человеком иллюзии обратной перспективы. То есть, если человек будет смотреть на вогнутый или выпуклый предмет, например, через Псевдоскоп, то в его поле зрения предмет будет выглядеть выпуклым или вогнутым соответственно. Эта иллюзия лучше всего наблюдается при рассмотрении простых симметричных объектов.

Восприятие размера

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Перевёртыши

Перевертыш-«уткозаяц»

Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца[3].

Стерео-иллюзии

Стереопары, наложенные на периодическую структуру (Бела Юллеш, Венгрия) позволяют наблюдать стереоизображение так же, как и обычную стереопару. Периодическое изображение облегчает «разведение» глаз (как правило, на бесконечность), что после фокусировки глаз на расстояние несколько десятков сантиметров позволяет увидеть стереоизображение.

Метод позволяет частично совмещать изображения стереопары, снимая ограничения на их размер, однако накладывает некоторые ограничения на содержание рисунков и практически рассчитывается с помощью компьютеров.

Иллюзия наклонной башни

Кажется, что эти фотографии сняты под разными углами. На самом деле это две идентичные фотографии, поставленные рядом.

При рассмотрении двух идентичных картинок, находящихся рядом и искаженных перспективой, может возникнуть впечатление, что они сняты под разным углом. Этот эффект был описан в 2007 году, и назван иллюзией наклонной башни, так как он был показан на примере Пизанской башни[4]. В 2007 году этот эффект получил первое место в конкурсе Лучшая иллюзия года[en]

[5].

Комната Эймса

Комната, придуманная Адельбертом Эймсом-мл. в 1946 году, представляет собой пример трёхмерной оптической иллюзии. Комната спроектирована таким образом, что при взгляде спереди кажется обычной, с перпендикулярными стенами и потолком. На самом деле, форма комнаты представляет собой трапецию, где дальняя стена расположена под очень острым углом к одной стене и, соответственно, под тупым углом к другой. Правый угол, таким образом, значительно ближе к наблюдателю, чем левый.

За счёт иллюзии, усиливаемой соответственно искажёнными шахматными клетками на полу и стенах, человек, стоящий в ближнем углу, выглядит великаном по сравнению со стоящим в дальнем. Когда человек переходит из угла в угол, наблюдателю кажется, что он резко растёт или, наоборот, уменьшается[6].

Движущиеся иллюзии

Эффект усиливается при наклонах, вращениях, приближении/удалении головы

  • Неподвижное изображение кажется движущимся
  • При рассматривании одинаковых движущихся мячей, можно увидеть, что они разного размера.
  • Одно и то же анимационное изображение может изображать вращающийся объект по часовой, против часовой или попеременно (совершать колебательные движения).

Иллюстрации

  • Иллюзия «Окружности или спирали?»

  • Бегущий салатовый круг

  • Красный на белом кажется светлее, на чёрном — темнее. Ближе к левому краю белые полосы кажутся краснее, а красные на чёрном к правому краю — белее. При переводе взгляда на середине рисунка с полос чёрного на белые, последние «смещаются» вверх

  • Иллюзия восприятия цвета Адельсона. Помеченный верхний параллелограмм кажется темнее помеченного нижнего; метка на «светлом» параллелограмме кажется ярче и светлее, чем на «тёмном»

  • Параллелограммы А и В, линия, проходящая через них — всё одного цвета

  • Если долго смотреть на параллелограммы А, В и их соединяющий, то они станут одного цвета

  • Контрастная иллюзия

  • На самом деле центры идентичны

  • Центральная полоса одной яркости

  • Малые квадраты одной яркости

  • Окружности «искривляют» стороны квадрата

  • Линии упираются в иллюзорные круги

  • Линия окружности нижнего изображения устраняет иллюзию светлого иллюзорного круга верхнего

  • Иллюзия решётки. При перемещении взгляда по изображению белые точки «превращаются» в чёрные

  • Иллюзия восприятия размера

  • При длительном вглядывании в «темноту трубы» полосы начинают «шевелиться». При переносе взгляда на F виден негатив

  • Иллюзия движения (следует смотреть на чёрную точку в центре и двигать головой вперёд-назад; круги вокруг точки начнут двигаться)

  • Иллюзия второго белого квадрата.

  • Уходящие вдаль элементы архитектуры создают иллюзию фигуры попеременно то (выпуклой) («пирамиды»), то (вогнутой) квадратного колодца

  • Направления изгиба шарнира кажутся взаимно перпендикулярными (вперёд-назад или влево-вправо)

  • Иллюзия движения: если не фокусировать глаза на рисунке будет казаться, что спираль крутится

  • Влево или вправо, по или против часовой стрелки будет вращаться силуэт зависит от предпочтения человека.

  • Ещё один пример иллюзии движения

  • Эффект Маккалоу: на первый взгляд кажется, что все фрагменты квадрата одного цвета, однако если увеличить изображение, будет казаться что два фрагмента имеют тёмно-красный оттенок.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Адельсона иллюзия Википедия

Иллюзия с тенью на шахматной доске (в некоторых источниках — иллюзия тени Адельсона[1]) — оптическая иллюзия восприятия цвета, опубликованная профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном в 1995 году[2]. На рисунке 1 изображена шахматная доска, стоящий на ней цилиндр и тень, отбрасываемая цилиндром. На первый взгляд кажется, что клетки A и B разного цвета. Однако, на самом деле, чёрно-белые клетки — просто различные оттенки серых. «Белые» клетки под тенью (включая B) являются фактически точно тем же оттенком серого, как «чёрные» клетки снаружи.

Иллюзия работает благодаря контексту и нашему прошлому опыту. Шахматные клетки, обозначенные на рисунке буквами A и B, окрашены в один и тот же оттенок серого цвета, но благодаря контексту (окружающей обстановке), кажутся абсолютно разными.

То, что обе клетки одинакового цвета, можно доказать с помощью одного из следующих методов:

Сам Адельсон на сайте МТИ так объясняет природу этой иллюзии:

Зрительная система служит для определения цвета объектов в окружающем нас мире. В данном случае задача — определить серый оттенок клетки на доске. Простого измерения количества света, идущего от поверхности (яркости), недостаточно: за счёт брошенной тени поверхность будет тусклой, белая поверхность в тени отражает меньше света, чем чёрная поверхность при полном освещении. Зрительная система использует несколько приёмов для определения местоположения теней и их компенсации, чтобы идентифицировать оттенок серого, принадлежащий конкретной поверхности.

Первый приём основан на локальном контрасте. В тени или нет, светлая клетка, окружённая более тёмными, будет восприниматься в среднем светлее обычного, и наоборот. На рисунке светлая шахматная клетка (В) в тени окружена более тёмными. Это приводит к тому, что клетка В кажется нам светлее. Тёмные же шахматные клетки, окружённые светлыми вне падающей тени, кажутся нам более тёмными.

Второй приём основан на том, что тени зачастую имеют размытые края, в то время как границы раскрашенных клеток имеют чёткие очертания. Зрительная система имеет тенденцию игнорировать постепенные изменения уровня освещённости, поэтому она может определить цвет поверхности, невзирая на тени. На этом рисунке тень выглядит тенью, поскольку она нечёткая, а сам объект, от которого падает тень, видимый.

Такому цветоощущению также способствует X-образное соединение четырёх соседних клеток. Такой тип сочетания, как правило, является сигналом, что все границы следует интерпретировать как изменения цвета, вне зависимости от того, в тени они или нет.

Как и во многих так называемых «иллюзиях», этот эффект в действительности демонстрирует успех, а не провал зрительной системы. Зрительная система не очень хороша в определении уровня освещенности, но это не её цель. Её важной задачей является декомпозиция изображения на значимые компоненты таким образом, чтобы человек мог правильно воспринимать природу объектов, видимых глазом[4].

Оригинальный текст (англ.)

The visual system needs to determine the color of objects in the world. In this case the problem is to determine the gray shade of the checks on the floor. Just measuring the light coming from a surface (the luminance) is not enough: a cast shadow will dim a surface, so that a white surface in shadow may be reflecting less light than a black surface in full light. The visual system uses several tricks to determine where the shadows are and how to compensate for them, in order to determine the shade of gray «paint» that belongs to the surface.

The first trick is based on local contrast. In shadow or not, a check that is lighter than its neighboring checks is probably lighter than average, and vice versa. In the figure, the light check in shadow is surrounded by darker checks. Thus, even though the check is physically dark, it is light when compared to its neighbors. The dark checks outside the shadow, conversely, are surrounded by lighter checks, so they look dark by comparison.

A second trick is based on the fact that shadows often have soft edges, while paint boundaries (like the checks) often have sharp edges. The visual system tends to ignore gradual changes in light level, so that it can determine the color of the surfaces without being misled by shadows. In this figure, the shadow looks like a shadow, both because it is fuzzy and because the shadow casting object is visible.

The «paintness» of the checks is aided by the form of the «X-junctions» formed by 4 abutting checks. This type of junction is usually a signal that all the edges should be interpreted as changes in surface color rather than in terms of shadows or lighting.

As with many so-called illusions, this effect really demonstrates the success rather than the failure of the visual system. The visual system is not very good at being a physical light meter, but that is not its purpose. The important task is to break the image information down into meaningful components, and thereby perceive the nature of the objects in view.

wikiredia.ru

Адельсона иллюзия Википедия

Иллюзия с тенью на шахматной доске (в некоторых источниках — иллюзия тени Адельсона[1]) — оптическая иллюзия восприятия цвета, опубликованная профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном в 1995 году[2]. На рисунке 1 изображена шахматная доска, стоящий на ней цилиндр и тень, отбрасываемая цилиндром. На первый взгляд кажется, что клетки A и B разного цвета. Однако, на самом деле, чёрно-белые клетки — просто различные оттенки серых. «Белые» клетки под тенью (включая B) являются фактически точно тем же оттенком серого, как «чёрные» клетки снаружи.

Иллюзия работает благодаря контексту и нашему прошлому опыту. Шахматные клетки, обозначенные на рисунке буквами A и B, окрашены в один и тот же оттенок серого цвета, но благодаря контексту (окружающей обстановке), кажутся абсолютно разными.

Доказательства[ | ]

То, что обе клетки одинакового цвета, можно доказать с помощью одного из следующих методов:

  • Открыть иллюзию в любом графическом редакторе и воспользоваться инструментом «пипетка».
  • Использовать в качестве маски-трафарета лист картона, с прорезанными в нём отверстиями в местах расположения клеток A и B. С его помощью можно закрыть весь остальной контекст и избавиться от эффекта иллюзии.
  • Соединить клетки прямоугольником того же цвета, как это показано на рисунке 3.
  • Использовать фотометр.
  • Распечатать изображение на принтере и вырезать эти клетки по контуру. После этого приложить их друг к другу[3].

Сам Адельсон на сайте МТИ так объясняет природу этой иллюзии:

Зрительная система служит для определения цвета объектов в окружающем нас мире. В данном случае задача — определить серый оттенок клетки на доске. Простого измерения количества света, идущего от поверхности (яркости), недостаточно: за счёт брошенной тени поверхность будет тусклой, белая поверхность в тени отражает меньше света, чем чёрная поверхность при полном освещении. Зрительная система использует несколько приёмов для определения местоположения теней и их компенсации, чтобы идентифицировать оттенок серого, принадлежащий конкретной поверхности.

Первый приём основан на локальном контрасте. В тени или нет, светлая клетка, окружённая более тёмными, будет восприниматься в среднем светлее обычного, и наоборот. На рисунке светлая шахматная клетка (В) в тени окружена более тёмными. Это приводит к тому, что клетка В кажется нам светлее. Тёмные же шахматные клетки, окружённые светлыми вне падающей тени, кажутся нам более тёмными.

Второй приём основан на том, что тени зачастую имеют размытые края, в то время как границы раскрашенных клеток имеют чёткие очертания. Зрительная система имеет тенденцию игнорировать постепенные изменения уровня освещённости, поэтому она может определить цвет поверхности, невзирая на тени. На этом рисунке тень выглядит тенью, поскольку она нечёткая, а сам объект, от которого падает тень, видимый.

Такому цветоощущению также способствует X-образное соединение четырёх соседних клеток. Такой тип сочетания, как правило, является сигналом, что все границы следует интерпретировать как изменения цвета, вне зависимости от того, в тени они или нет.

Как и во многих так называемых «иллюзиях», этот эффект в действительности демонстрирует успех, а не провал зрительной системы. Зрительная система не очень хороша в определении уровня освещенности, но это не её цель. Её важной задачей является декомпозиция изображения на значимые компоненты таким образом, чтобы человек мог правильно воспринимать природу объектов, видимых глазом[4].

Оригинальный текст (англ.)

The visual system needs to determine the color of objects in the world. In this case the problem is to determine the gray shade of the checks on the floor. Just measuring the light coming from a surface (the luminance) is not enough: a cast shadow will dim a surface, so that a white surface in shadow may be reflecting less light than a black surface in full light. The visual system uses several tricks to determine where the shadows are and how to compensate for them, in order to determine the shade of gray «paint» that belongs to the surface.

The first trick is based on local contrast. In shadow or not, a check that is lighter than its neighboring checks is probably lighter than average, and vice versa. In the figure, the light check in shadow is surrounded by darker checks. Thus, even though the check is physically dark, it is light when compared to its neighbors. The dark checks outside the shadow, conversely, are surrounded by lighter checks, so they look dark by comparison.

A second trick is based on the fact that shadows often have soft edges, while paint boundaries (like the checks) often have sharp edges. The visual system tends to ignore gradual changes in light level, so that it can determine the color of the surfaces without being misled by shadows. In this figure, the shadow looks like a shadow, both because it is fuzzy and because the shadow casting object is visible.

The «paintness» of the checks is aided by the form of the «X-junctions» formed by 4 abutting checks. This type of junction is usually a signal that all the edges should be interpreted as changes in surface color rather than in terms of shadows or lighting.

As with many so-called illusions, this effect really demonstrates the success rather than the failure of the visual system. The visual system is not very good at being a physical light meter, but that is not its purpose. The important task is to break the image information down into meaningful components, and thereby perceive the nature of the objects in view.

ru-wiki.ru

Иллюзия тени Адельсона Википедия

Оптическая иллюзия, также зрительная иллюзия — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Мориса Эшера (см., например, его литографии: «Вверх и вниз» (1947), «Выпуклое и вогнутое» (1955), «Бельведер» (1958) и т. д.[1]

Создание оптических иллюзий часто было темой работ Сальвадора Дали (см., например, его картины «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1938), «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и т. д.).

Некоторые оптические иллюзии изучались в рамках гештальтпсихологии (напр.en:Akiyoshi Kitaoka).

Иллюзии зрительной системы

Обман зрения

Существует эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или же непроизвольно даёт не соответствующее действительности объяснение наблюдаемой им картине. Он хорошо известен каждому, кто наблюдал бегущие по небу облака, подчас принимающие форму известных зрительных объектов. Такой же эффект может иметь место при наблюдении картины распределения теней трёхмерных объектов при некоторых их ракурсах по отношению к источникам света.

Именно этим объясняются имеющие форму сенсации в средствах массовой информации сообщения о наблюдении на Марсе человеческой головы и т. п.

Вместе с тем объяснение случайно созданного пятна иногда используется психологами для выяснения свойств интеллекта испытуемого, у которого обман зрения вызывается преднамеренно. (Тест по пятну Роршаха)

Иллюзии восприятия цвета

Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется оптической иррадиацией.

Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном («иллюзия тени Адельсона»). Он обратил внимание, что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нами одновременно.[2]

Восприятие глубины

Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одновыпуклые (одновогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или подразумеваемого) освещения.

3D эффект (2D изображения кажутся объёмными):

Отрицательная Диспаратность создаёт условия для восприятия человеком иллюзии обратной перспективы. То есть, если человек будет смотреть на вогнутый или выпуклый предмет, например, через Псевдоскоп, то в его поле зрения предмет будет выглядеть выпуклым или вогнутым соответственно. Эта иллюзия лучше всего наблюдается при рассмотрении простых симметричных объектов.

Восприятие размера

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Перевёртыши

Перевертыш-«уткозаяц»

Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца[3].

Стерео-иллюзии

Стереопары, наложенные на периодическую структуру (Бела Юллеш, Венгрия) позволяют наблюдать стереоизображение так же, как и обычную стереопару. Периодическое изображение облегчает «разведение» глаз (как правило, на бесконечность), что после фокусировки глаз на расстояние несколько десятков сантиметров позволяет увидеть стереоизображение.

Метод позволяет частично совмещать изображения стереопары, снимая ограничения на их размер, однако накладывает некоторые ограничения на содержание рисунков и практически рассчитывается с помощью компьютеров.

Иллюзия наклонной башни

Кажется, что эти фотографии сняты под разными углами. На самом деле это две идентичные фотографии, поставленные рядом.

При рассмотрении двух идентичных картинок, находящихся рядом и искаженных перспективой, может возникнуть впечатление, что они сняты под разным углом. Этот эффект был описан в 2007 году, и назван иллюзией наклонной башни, так как он был показан на примере Пизанской башни[4]. В 2007 году этот эффект получил первое место в конкурсе Лучшая иллюзия года[en][5].

Комната Эймса

Комната, придуманная Адельбертом Эймсом-мл. в 1946 году, представляет собой пример трёхмерной оптической иллюзии. Комната спроектирована таким образом, что при взгляде спереди кажется обычной, с перпендикулярными стенами и потолком. На самом деле, форма комнаты представляет собой трапецию, где дальняя стена расположена под очень острым углом к одной стене и, соответственно, под тупым углом к другой. Правый угол, таким образом, значительно ближе к наблюдателю, чем левый.

За счёт иллюзии, усиливаемой соответственно искажёнными шахматными клетками на полу и стенах, человек, стоящий в ближнем углу, выглядит великаном по сравнению со стоящим в дальнем. Когда человек переходит из угла в угол, наблюдателю кажется, что он резко растёт или, наоборот, уменьшается[6].

Движущиеся иллюзии

Эффект усиливается при наклонах, вращениях, приближении/удалении головы

  • Неподвижное изображение кажется движущимся
  • При рассматривании одинаковых движущихся мячей, можно увидеть, что они разного размера.
  • Одно и то же анимационное изображение может изображать вращающийся объект по часовой, против часовой или попеременно (совершать колебательные движения).

Иллюстрации

  • Иллюзия «Окружности или спирали?»

  • Бегущий салатовый круг

  • Красный на белом кажется светлее, на чёрном — темнее. Ближе к левому краю белые полосы кажутся краснее, а красные на чёрном к правому краю — белее. При переводе взгляда на середине рисунка с полос чёрного на белые, последние «смещаются» вверх

  • Иллюзия восприятия цвета Адельсона. Помеченный верхний параллелограмм кажется темнее помеченного нижнего; метка на «светлом» параллелограмме кажется ярче и светлее, чем на «тёмном»

  • Параллелограммы А и В, линия, проходящая через них — всё одного цвета

  • Если долго смотреть на параллелограммы А, В и их соединяющий, то они станут одного цвета

  • Контрастная иллюзия

  • На самом деле центры идентичны

  • Центральная полоса одной яркости

  • Малые квадраты одной яркости

  • Окружности «искривляют» стороны квадрата

  • Линии упираются в иллюзорные круги

  • Линия окружности нижнего изображения устраняет иллюзию светлого иллюзорного круга верхнего

  • Иллюзия решётки. При перемещении взгляда по изображению белые точки «превращаются» в чёрные

  • Иллюзия восприятия размера

  • При длительном вглядывании в «темноту трубы» полосы начинают «шевелиться». При переносе взгляда на F виден негатив

  • Иллюзия движения (следует смотреть на чёрную точку в центре и двигать головой вперёд-назад; круги вокруг точки начнут двигаться)

  • Иллюзия второго белого квадрата.

  • Уходящие вдаль элементы архитектуры создают иллюзию фигуры попеременно то (выпуклой) («пирамиды»), то (вогнутой) квадратного колодца

  • Направления изгиба шарнира кажутся взаимно перпендикулярными (вперёд-назад или влево-вправо)

  • Иллюзия движения: если не фокусировать глаза на рисунке будет казаться, что спираль крутится

  • Влево или вправо, по или против часовой стрелки будет вращаться силуэт зависит от предпочтения человека.

  • Ещё один пример иллюзии движения

  • Эффект Маккалоу: на первый взгляд кажется, что все фрагменты квадрата одного цвета, однако если увеличить изображение, будет казаться что два фрагмента имеют тёмно-красный оттенок.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Оптический обман | SOFTMIXER

Даже самые закоренелые скептики верят тому, что говорят им их чувства, но чувства легко обмануть. Оптическая иллюзия — впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман зрения. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи…

Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор не объяснены.

Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется оптической иррадиацией.

Вглядитесь в черный квадрат на белом фоне и белый квадрат на черном фоне. Белый квадрат кажется большего размера, чем черный. Это оптическая иллюзия. На самом деле квадраты одинакового размера. Также, у некоторых людей при наблюдении за белым квадратом, может возникнуть иллюзия «свечения» квадрата (будто стороны квадрата захватывают дополнительную площадь фона по его периметру).

Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором Мачассуасетского технологического института Эдвардом Адельсоном («иллюзия тени Адельсона»). Он обратил внимание, что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нами одновременно.

Клетки шахматной доски

 Иллюзия восприятия цвета, опубликованная профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Эдельсоном (Edward H. Adelson) в 1995 году.

Разного ли цвета клетки A и B шахматной доски? Несмотря на кажущееся различие, цвета абсолютно одинаковы…

Центральная полоса одной яркости

Вращающаяся девушка

Картинка, созданная японским дизайнером из Хиросимы Nobuyuki Kayahara в 2003 году. Утверждалось, что это тест-картинка для зрительного восприятия и упражнение для воображения.

Если человек видит вращение по часовой стрелке — то он логик, т.е. у него более развито левое полушарие, если против — интуит. Большинство людей после недолгих упражнений способны видеть вращение девушки в любую сторону, этому способствуют разные техники. Иногда достаточно пристального разглядывания картинки в течении 30 секунд, иногда слежения за тенью.

Вид из вагона

Мелькание штрихов за окном поезда создает иллюзию движения. А вот направление движения каждый человек может изначально определить по-разному.

Дракон Гарднера

Дракон Гарднера или дракон Джери Андруса (по имени создателя), который все время смотрит на наблюдателя — одна из самых известных оптических иллюзий. Чтобы добиться максимального эффекта, нужно разместить дракона так, чтоб источник света был внизу, закрыть один глаз и на расстоянии 1 — 2 метра, перемещаясь, смотреть на дракона.

Бесконечная лестница

Эту фигуру чаще всего называют «Бесконечной лестницей», «Вечной лестницей» или «Лестницей Пенроуза» — по имени ее создателей. Ее также называют «непрерывно восходящей и нисходящей тропой». «Бесконечная лестница» — одна из самых известных классических невозможностей.

Бегущие монстры

Иллюзия Роджера Шепарда, связанная с восприятием перспективы. На рисунке убегающий монстр кажется значительно меньше догоняющего.
На самом деле, монстры совершенно одинаковы. Первый является копией второго.

Летающие пирамиды

Скульптура венесуэльского художника Рафаэля Барриоса (Rafael Barrios). Одна из многочисленных экспозиций, выставленных в Нью-Йорке на Парк-авеню. Все они выполнены из плоских листов стали и выкрашены акриловыми красками. Однако, на расстоянии скульптуры кажется объемными.

Линии на путях

Иллюзия Понцо. В 1913 году Марио Понцо показал, что иногда наш мозг определяет размер объекта, основываясь на фоне позади него. Красные Линии на фото имеют одинаковую длину, параллельны и равноудалены друг от друга. Тем не менее, ближние к нам линии кажутся короче дальних.

Лучи из глаза

Иллюзия Akiyoshi Kitaoka. Абсолютно статичная картинка имеет иллюзию наплыва на наблюдателя.
Акиоши Китаока — профессор психологии в университете (Ritsumeikan) в Токио. Всемирноизвестный своими многочисленными иллюзиями движения.

Я нашел дорогу

Иллюзия создана фотографом любителем Робертом Брюсом Мюрреем III. Надпись уверенно наплывает на наблюдателя.

Плавающая звезда

Плавающая звезда. Художник Kaia Nao. Участник конкурса «Иллюзия года 2012». Абсолютно статичное изображение звезды, кажется вращающимся.

Невозможный слон

Рисунок Роджера Шепарда.

Пусть собака спит

Художник Игорь Лысенко. Оригинальные картины в жанре сюрреализма содержат массу загадок и скрытых образов.
Так, например, на представленной картине художник спрятал образ гуся. Однако найти его не просто.

Невозможный куб

Невозможный куб с картины Маурица Корнелиса Эшера «Бельведер». Изображение является результатом «чистого» моделирования в 3D Max,.

Это простое фото из серии “невозможные треугольники”. Вы тоже полагаете что это два хитро сплетённых между собой треугольника? Присмотритесь повнимательнее.

Кошка и мышь

Иллюзия из серии двойственных изображений. На рисунке можно увидеть или кошку или мышь, но практически невозможно видеть два образа одновременно.

Драгун и слон

Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта.

Рисунок на спичечном коробке. Испания 1870 г.

Параллельные линии

Вариант классической иллюзии от японского профессора психологии Акиоши Китаока. Линии на рисунке параллельны.

Стена

Искажение перспективы. Какая из желтых линий в углах стены больше? Левая кажется значительно меньше, чем правая.
На самом деле желтые линии имеют совершенно одинаковую высоту.

Комната Эймса

Комната, придуманная Адельбертом Эймсом-мл. в 1946 году, представляет собой пример трёхмерной оптической иллюзии. Комната спроектирована таким образом, что при взгляде спереди кажется обычной, с перпендикулярными стенами и потолком.

На самом деле, форма комнаты представляет собой трапецию, где дальняя стена расположена под очень острым углом к одной стене и, соответственно, под тупым углом к другой. Правый угол, таким образом, значительно ближе к наблюдателю, чем левый.

За счёт иллюзии, усиливаемой соответственно искажёнными шахматными клетками на полу и стенах, человек, стоящий в ближнем углу, выглядит великаном по сравнению со стоящим в дальнем. Когда человек переходит из угла в угол, наблюдателю кажется, что он резко растёт или, наоборот, уменьшается

 

 

 

 


Похожие материалы:

www.softmixer.com

Иллюзия Адельсона Википедия

Оптическая иллюзия, также зрительная иллюзия — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Мориса Эшера (см., например, его литографии: «Вверх и вниз» (1947), «Выпуклое и вогнутое» (1955), «Бельведер» (1958) и т. д.[1]

Создание оптических иллюзий часто было темой работ Сальвадора Дали (см., например, его картины «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1938), «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и т. д.).

Некоторые оптические иллюзии изучались в рамках гештальтпсихологии (напр.en:Akiyoshi Kitaoka).

Иллюзии зрительной системы[ | ]

Обман зрения[ | ]

Существует эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или же непроизвольно даёт не соответствующее действительности объяснение наблюдаемой им картине. Он хорошо известен каждому, кто наблюдал бегущие по небу облака, подчас принимающие форму известных зрительных объектов. Такой же эффект может иметь место при наблюдении картины распределения теней трёхмерных объектов при некоторых их ракурсах по отношению к источникам света.

Именно этим объясняются имеющие форму сенсации в средствах массовой информации сообщения о наблюдении на Марсе человеческой головы и т. п.

Вместе с тем объяснение случайно созданного пятна иногда используется психологами для выяснения свойств интеллекта испытуемого, у которого обман зрения вызывается преднамеренно. (Тест по пятну Роршаха)

Иллюзии восприятия цвета[ | ]

Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется оптической иррадиацией.

Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном («

ru-wiki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Авторское право © 2020 Es picture - Картинки
top