линейная перспектива и ее основы
Мы живем в трехмерном мире. Каждый предмет имеет объем и находится от нас на определенном расстоянии. Но как этот мир 3D перенести на плоскую бумагу, не потеряв при этом ощущение объемности изображения на рисунке. В этом нам помогут законы перспективы.
Изображение строится по определенным канонам, и неважно, что вы рисуете – натюрморт или улица, уходящая в перспективу.
Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция.
Если перспектива отсутствует, то изображение получится неправдоподобным и примитивным.
Перспектива нужна для создания объема, то есть реалистичной картины мира.
Для придания объемности рисунку также используют рельеф и светотень.
Есть определенные правила, по которым строится изображение. Соблюдая их, вы получите реалистичный рисунок.
Немного теории
Прежде, чем приступать к практике, нам необходимо хорошо изучить теорию. Для начала посмотрим, какие понятия используются в перспективе. Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение.
Изобразительное искусство развивалось постепенно. Художники далеко не сразу стали рисовать объекты в перспективе. Например, в средневековой живописи предметы изображались такими, какие они есть в реальности, а не такими, как их воспринимает наш глаз. Поэтому рисунок получался абсолютно плоским.
Принципы построения
Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.
• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия.
• От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства.
• Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане.
Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.
Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.
Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.
Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.
Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.
При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.
Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.
Линейная перспектива и ее виды
Далее давайте разберем, сколько существует типов линейной перспективы и как же правильно рисовать те или иные объекты, чтобы рисунок получился объемным и реалистичным.
Фронтальная перспектива
Самый элементарный вид пространственного изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Как следует из названия, предмет относительно нас будет находиться с фронтальной стороны. Часть граней будет параллельна, а часть – перпендикулярна линии горизонта. Линии, находящиеся параллельно лучу зрения, будут сходиться в точке схода. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены
Угловая перспектива
Изображение может находиться и под углом к смотрящему. Тогда у нас образуются две точки схода, а такая линейная перспектива будет называться угловой.
Как вы уже заметили, ее отличительной чертой является наличие сразу двух точек, куда будут сходиться линии в перспективе.
Для наглядности за пример возьмем рисунок куба. Если смотреть на него со стороны одной из граней, то ребра геометрического тела будут проходить по линиям схода с двух сторон. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.
Трехточечная перспектива
В данном ракурсе эффектно получаются высотные здания, например, небоскребы. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Стоит отметить, что ни одна из линий не будет параллельна картинной плоскости.
Линейная перспектива поэтапно
Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.
Фронтальная перспектива
Начнем с самого простого вида – фронтальная перспектива. За объект возьмем куб.
Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс.
Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам.
Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.
Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.
Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.
Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа.
Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.
Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода.
Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.
Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной.
На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра.
Угловая перспектива поэтапно
Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.
Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.
Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.
Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.
Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.
Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.
Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.
Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.
Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.
Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.
Трехточечная перспектива и ее этапы
При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.
Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.
Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.
От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.
Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.
На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны.
Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.
Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу».
Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.
Похожие записи
arch-risunok.ru
Перспектива в рисунке. Уроки рисования
Перспектива в рисунке для художников.
Для того, чтобы грамотно и реалистично создать рисунок, нужно знать некоторые законы перспективы и уметь работать с ними. Перспектива – это целое направление в искусстве рисунка, которое помогает нам определить размеры различных объектов, изменяющихся в зависимости от их расположения и удалённости от нас — это могут быть дома, другие объекты, вообщем всё. Перспектива так же служит для того, что бы сделать наш рисунок объёмным. Теперь разберёмся подробнее, что же такое перспектива для художников.
Перспектива в рисунке учитывает точку, с которой мы смотрим на происходящее, что мы видим с этой точки, под каким углом мы видим объекты на рисунке. Большинство законов этой области были разработаны ещё в эпоху Возрождения. С тех пор художники умеют изображать картины с любой точки зрения, и делать их объёмными. В основе законов стоят прямые, которые при определённых правилах их наложения точно нам укажут размеры объектов по мере их удаления. Когда мы начинаем рисунок, то стараемся переложить трёхмерную сцену на холст или бумагу, так как же это сделать?
Параллельные линии, которые идут к горизонту, будут стремиться в одну точку и на горизонте сойдутся в неё. Так же сходятся в одной точке на горизонте или на уровне глаз воображаемые линии, которые продолжают линии объекта. Чем ближе к вам объект, тем более искажённую форму он будет принимать. Например, спичечный коробок рядом с вами будет искажаться (уменьшаться угол схода) намного больше, чем большой дом вдалеке от вас. Более близкие предметы или планы кажутся крупнее, чем удаленные. Если вы рисуете с натуры, то измеряйте все размеры карандашом.
Пространство, которое вы рисуете, можно разделить на три условных плана. Дальний план – то, что в самой дали или у самого горизонта, средний план и ближний план – то, что находиться непосредственно перед вами. Предметы по мере удаления становятся всё мельче и мельче. Для точных определений этих размеров применяются прямые, которые стремятся от края поверхности самых передних объектов к горизонту и сходятся в точку. Таким образом, можно выстроить правильную перспективу.
Очень важная составляющая в перспективе – это точка зрения или уровень взгляда, уровень глаз, можно назвать по-разному. Уровень взгляда и горизонт – это одно и то же! Если вы встанете перед рельсами на железнодорожном полотне, то вы увидите, что рельсы убегают вдаль, становятся всё мельче и прилегают теснее друг к другу, пока не сходятся в точку, которая находится ровно на уровне глаз. Если вы присядете, то уровень глаз понизится, площадь над уровнем глаз заметно увеличится, а ниже — уменьшится. Если мы взлетим на самолёте, то и уровень глаз и горизонт взлетит вверх, а не будет где-то внизу. Таким образом, мы выяснили и запомним, что горизонт и уровень глаз всегда находятся на одной и той же точке перед нами.
Если вы стоите перед зданием, у самого подножия, то вы никак не увидите его крыши. Это применяется и для более мелких объектов. Например, на этом рисунке ваш уровень зрения находится на уровне середины лестницы. Таким образом, вы видите верхнюю часть ступеней ниже вашего уровня зрения, но как только ступени преодолевают уровень зрения, то поверхность не только не будет видна, но ступени постепенно будут стремиться всё больше и больше закрыть его. Подобные, как бы казалось, элементарные мелочи, нужно помнить и применять во всём, изначально разделив плоскость вашего рисунка на две части, которые разделяют уровень взгляда. Если линии перспективы находятся выше вашего уровня взгляда, то они, естественно, стремятся вниз – к горизонту, если эти линии находятся ниже уровня взгляда, то они будут стремиться верх.
С первого раза вроде бы всё понятно и элементарно. Но эти законы нужно вспоминать всегда, когда вы начинаете рисовать. Таким образом, вы сможете изобразить полноценные трёхмерные объекты, начиная с домов и заканчивая коробками, и трёхмерное пространство.
На следующем примере мы видим, как линии могут помочь в рисовании здания и различных объектов на этом здании. В итоге все воображаемые линии, показывающие нам сужающуюся перспективу, сходятся в одной точке, которая находится точно на уровне нашего взгляда.
Урок рисования. Одноточечная, двухточечная и трёхточечная перспектива.
Одноточечная перспектива в рисунке. Здесь присутствует только одна точка схода. Это может быть тоннель, где наш взгляд устремлён только в одну точку схода или мы смотрим вверх — на вершину небоскрёба. Такая перспектива с одной точкой, где сходятся все прямые, затягивает зрителя, создаётся ощущение полёта вдаль. Однако, многие художники стараются не применять одноточечную перспективу, так как считают её довольно скучной и однообразной. Такой вид перспективы лучше применять, когда вы точно знаете, что в данном рисунке применима только она.
Двухточечная перспектива.
Двухточечная перспектива встречается гораздо чаще и приветствуется художниками. Это может быть сцена на улице или в помещении, где зрителя окружают различные предметы, стены. Сцена в таких случаях простирается в нескольких направлениях, все из которых стремятся сойтись в точках на горизонте. Обычно в двухточечной перспективе существует левая и правая точка схода на горизонте, куда стремятся предметы. Часть стремится к левой точке, часть — к правой. Так же встречается эта перспектива с верхней и нижней точкой схода прямых. Последняя не совсем понятна, но я объясню, что это такое. Это может быть случай, когда человек идёт вперёд и смотрит вверх, либо он идёт вперёд по улице с небоскрёбами. В таких случаях, когда человек смотрит вверх, создаются две точки схода – одна ниже его взгляда, туда уходит дорога и низы зданий, и верх, где будут сходиться вертикальные прямые, подчёркивая высоту зданий.
Трёхточечная перспектива.
Эту перспективу строить гораздо сложнее, но тем и интереснее. Она применяется тогда, когда художник хочет показать, что он смотрит снизу или сверху, а не прямо. В этом случае нужно поставить точки схода по горизонтальным двум точкам: точка одной из сторон и точка схода впереди на горизонте, точка схода слева и точка схода справа + точка схода по вертикальным линиям. Если вы смотрите сверху, тогда здания и другие высокие предметы будут сужаться книзу, если вы смотрите снизу, тогда, соответственно, здания и предметы будут сужаться кверху.
В перспективе размеры всех объектов рассчитываются на первый взгляд сложно. Но теперь, когда вы знакомы с её законами, то вам нужно правильно изобразить лишь один предмет на рисунке, определить границу, уровень взгляда, и тогда остальные предметы можно определить только лишь продолжая линии от основного предмета, к примеру, здания. Например, здание с перспективой уходящей вдаль и два человека следом идущие друг за другом. Человек сзади будет ниже предыдущего, но как же нам определить насколько он будет ниже? Это довольно просто. Рисуем линию, параллельную линии крыши дома, только теперь не от крыши, а от макушки первого человек. Эта линия будет наглядно указывать, какого роста будет следом идущий человек.
На этом урок по рисованию и построению перспективы закончен. Если у вас остались какие-то вопросы – задавайте их в комментариях. Следите за выпусками сайта, чтобы быть в курсе следующих уроков по рисованию. Желаю удачи!
art-assorty.ru
Перспектива в графике – POPEL Agency
Перспектива (лат. perspicio — «ясно вижу сквозь») — это техника создания иллюзии пространства на плоскости. Для придания правдоподобной глубины изображению используются такие приёмы, как:
- изменение пропорций в соответствии со зрительным восприятием объема;
- изображение света и тени, как они ложились бы на реальный предмет;
- воздушная перспектива — художественный приём с уменьшением насыщенности и/или чёткости предмета по мере отдаления.
Наглядная воздушная перспектива в работе Яцека Йерки (Jacek Yerka). Дальний план будто покрыт голубоватой дымкой
Краткий исторический экскурс
Испокон веков человек интересовался рисованием и делал попытки запечатлеть окружающую реальность. Начиная с примитивных наскальных зарисовок, сделанных по интуитивным ощущениям, изобразительное искусство развивалось на основе наблюдения, а затем и научного обоснования закономерностей окружающих форм и явлений.
Первые упоминания о геометрическом построении перспективы встречаются во времена Древней Греции в трудах Эвклида. Затем, в Средневековье, эта наука была временно утеряна. До начала эпохи Возрождения в искусстве не существовало понятия построения перспективы, художники изображали пространство интуитивно.
С наступлением Ренессанса началось активное развитие науки, люди стали интересоваться теоретическими обоснованиями окружающих явлений, в том числе и перспективных искажений. По некоторым свидетельствам, впервые теория перспективы была описана архитектором Филиппо Брунеллески (1377—1446) и быстро прижилась в живописи, как впечатляющий визуальный эффект.
«Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса: он никогда не уверен, куда плывет.» (Леонардо да Винчи)
Эскиз перспективы заднего плана картины «Поклонение волхвов» (Леонардо да Винчи)
Рассмотрим некоторые виды графических построений перспективы.
Прямая линейная перспектива
Характеризуется пропорциональным уменьшением предметов по мере отдаления. Довольно долго считалась единственным способом отображения реальности на рисунках. Она наиболее распространена и сегодня.
Первое, что нужно сделать при построении прямой линейной перспективы, — провести линию горизонта, на которую будет ориентирована последующая работа. Если линии, параллельные земле, продлить до бесконечности — они должны заканчиваться на горизонте, а если они к тому же параллельны между собой — сходиться на линии горизонта в одну точку.
Точка схода — это точка, на которой сходятся удаляющиеся от наблюдателя параллельные линии.
Одна точка схода получается при фронтальной перспективе куба, две — при повороте по одной оси, три точки — при повороте по двум осям
Метод сетки, или как перенести пропорции предмета на перспективу
Фронтальная проекция пропорций переносится на перспективу при помощи дополнительной точки схода
Где применяется?
Повсеместно, от академического рисунка до компьютерных игр.
Геометрическое построение линейной перспективы в чертеже Рафаеля Араужо (Rafael Araujo)
Аксонометрическая перспектива
Более известна как аксонометрическая проекция. В отличие от линейной перспективы, в ней отсутствуют точки схода. Все линии, параллельные в реальности, остаются параллельными и на рисунке. Это даёт ощущение прост
popel-studio.com
Линейная перспектива — серия видео уроков
Что такое линейная перспектива
- Есть разные способы передать глубину пространства. Прямая линейная перспектива — один из них.
- Воображаемая линия на уровне наших глаз называется линией горизонта. Можно придираться к четкости формулировки, но главное, что Вы должны усвоить — это не какая-то материальная линия, висящая где-то далеко. То есть, она двигается в зависимости от Вашего положения: опускается или поднимается.
- Один и тот же предмет, лежащий в горизонтальной плоскости, может выглядеть по-разному в зависимости от его расположения по отношению к линии горизонта (выше или ниже). Проще говоря, крышка стола будет выглядеть по-разному, в зависимости от того, смотрим мы на неё сверху или снизу.
Почему самолет в небе такой маленький — конспект
- Мы видим предметы потому что наш глаз регистрирует свет, отраженный от них. В темноте нет света, вот мы и не видим предметы, хотя они никуда не исчезают.
- Свет летает по прямым. Мы замечаем только тот свет, который прилетает от предметов в наш глаз по прямым линиям. А те лучи, которые отражаются в другие стороны, мы не чувствуем. Конечно, иногда свет отражается сначала от одного предмета, потом от другого, и прилетает нам в глаз — тогда мы видим рефлексы (отражения) на предметах.
- Свет проходит в наш глаз через зрачок и попадает на заднюю стенку глаза. На задней стенке глаза есть рецепторы (нервные клетки), которые регистрируют этот свет. Если провести линии через зрачок от краёв предмета до стенки глаза, мы поймём какой размер предмета регистрирует глаз (см. схему в видео). Это очень условно, но достаточно, чтобы понять идею. Если попробовать это нарисовать — сразу станет ясно, почему далекие предметы кажутся нам маленькими.
Линейная перспектива с одной точкой схода
Перспектива с одной точкой схода — это когда все линии, уходящие от нас вдаль, в реальности параллельны (как рельсы на железной дороге). Такие линии все до одной сойдутся в одной-единственной точке на линии горизонта. Те линии, которые не удаляются от нас в реальности (параллельны или перпендикулярны линии горизонта, или говоря математическим языком, лежат в плоскости, перпендикулярной горизонтальной плоскости и параллельной линии горизонта) — не сходятся. Это упрощенная модель, и глаз видит всё немного иначе, но для рисования этого почти всегда достаточно.
Как нарисовать куб с линейной перспективой с одной точкой схода
- В случае с кубом, повернутым к нам ровно своей передней гранью, все его горизонтальные и вертикальные ребра не сходятся (параллельны на рисунке). Дальние от нас вертикальные и горизонтальные ребра меньше, чем ближние.
- Все удаляющиеся от нас ребра сходятся в одной точке на линии горизонта.
- Дно и верхняя поверхность куба находятся на разной высоте относительно линии горизонта, а потому у них разное раскрытие (чем дальше от линии горизонта, тем больше раскрытие). Если Вы будете приседать или подниматься, то будет двигаться линия горизонта, и оттого будет меняться и величина раскрытия.
- Если крышка или донышко куба будут ровно на уровне горизонта, они будут выглядеть как горизонтальная линия.
- Продлив вертикальные ребра до пересечения с удаляющимися (которые должны сходиться на горизонте), мы найдём невидимые ребра куба и построим его целиком.
Как нарисовать улицу с перспективой и одной точкой схода
На этом видео показано в качестве примера, как нарисовать улицу с одной точкой схода (когда мы смотрим на все дома с торца). Рисунок очень утрированный, так как я старался выпятить принцип построения линейной перспективы с одной точкой схода, и не старался сделать их по размеру и ощущению соответствующим реальным домам.
- Достроив на картинах точки схода, Вы сможете понять, на какой высоте и где стоял художник (или должен бы был стоять), и почувствовать себя на его месте.
Как нарисовать куб с двумя точками схода
Линейная перспектива с одной точкой схода — это частный случай линейной перспективы с двумя точками схода. Когда мы рисуем куб, «смотрящий» на нас не своей стороной, а своим углом, то только его вертикальные рёбра остаются параллельными линиями. Остальные рёбра удаляются от нас. Но удаляются они в разные стороны. Поэтому в ход вступает прямая линейная перспектива с двумя точками схода.
- Понять, где именно должны быть нижние углы куба, можно померив расстояние от ближнего угла по горизонтали и по вертикали до двух других нижних углов при помощи карандаша. На практике, при наличии опыта, художники обычно рисуют эти точки на глаз, просто передавая направление линий ребер, а потом проверяют себя, измеряя раскрытие сторон куба по горизонтали.
- Чтобы понять, в какой стороне находится точка схода, надо посмотреть, в какую сторону удаляются параллельные линии.
- В видео я строил кубик при помощи линейки и фломастера, чтобы было получше видно на камере. Когда рисуют куб карандашом, линейкой обычно не пользуются (чтобы рисунок был живее).
- В жизни для большинства объектов точки схода находятся где-то очень далеко, за пределами листа. Обычно точки схода просто додумываются, и параллельные линии направляются примерно в сторону этих точек.
- Сильные сходы бывают либо если объекты очень большие, либо если они очень близко. Такое бывает редко, обычно сходы умеренные.
- Но ребра куба обязательно должны сходится на рисунке хотя бы чуть-чуть (кроме вертикальных). Параллельными они не должны выглядеть, а тем более не должны выглядеть расходящимися к горизонту. Иногда расходящиеся параллельные прямые используют как выразительный прием, например в росписи икон, но в реалистическом рисунке — параллельные линии сходятся к горизонту.
Правильная и неправильная перспектива куба, типичные ошибки
- Ширина и высота стороны куба равны, только если эта сторона ровнехонько повернута к Вам лицом. И только тогда нижнее и верхнее ребра горизонтальны. Как только сторона находится чуть-чуть под углом к Вам, ширина и высота отличаются, а горизонтальные ребра на рисунке должны быть наклонены.
- Сравнивайте, какая сторона раскрыта больше, и насколько. Иначе будет кирпич, а не куб. То же самое для верхней крышечки и донышка куба.
- Только если куб смотрит на нас ровно своим уголком, а две его стороны одинаково раскрыты, то четыре угла куба будут на одной вертикали и четыре на одной горизонтали. Стоит его повернуть чуть-чуть, и углы будут обязательно чуть выше или ниже друг друга, и не на одной вертикали. Проверяйте это.
Как нарисовать дом с перспективой на практике
- Сначала намечаем размеры и расположение объекта (композицию) обобщенно «на глаз»
- Уточняем пропорции измерением карандашом
- Смотрим, где находится наша линия горизонта относительно дома
- Учитесь видеть простые формы в объектах, и как они соединены (но не все объекты сводятся к простым)
- На практике точки схода лежат за границами листа, и мы направляем сходящиеся линии «на глаз»
- Чтобы найти середину прямоугольника с учетом перспективы, надо провести диагонали (помогает рисовать крыши и тому подобное)
- Не пытайтесь нарисовать все линии идеально ровно, как чертеж. Так можно делать, но в лучшем случае будет выглядеть как работа в определенном стиле, а в худшем — как неестественный, мертвый рисунок. Это видно, если попытаться нарисовать все доски дома одинаковыми (у художников это называется «пересчитать доски»). Если вы сделаете линии немного неровными, где-то пожирнее, а где-то потоньше, без перебарщивания, рисунок будет выглядеть живо.
- Не старайтесь заканчивать линии там, где они заканчиваются на натуре. Рисуйте навылет («на прострел»). Нет ничего страшного в том, чтобы легонько продолжить линию чуть дальше. Это поможет избежать «дыр» в объектах и не заморачивать свою голову тем, чтобы вывести линию ровно в точку. В конце концов, хвостики линий, сделанные легонько на начальном этапе никак не испортят ваш рисунок, даже если Вы очень любите педантичные рисунки.
- Внизу дома можно специально немножко погнуть линию низа, там же неровная земля (но все равно линия низа дома должна сходиться к горизонту, если Вы не хотите нарисовать дом, стоящий на пригорке).
Итог
На самом деле, мы видим наш мир гораздо сложнее, чем по линейной перспективе, и наше зрение устроено не так. Это ограничение становится существенным, когда Вы уже стали опытным художником и, например, работаете над пейзажем с улицей (построенная строго по теории перспектива может давать слишком большие искажения для передачи замысла). Но в учебных работах этой темы можно не касаться. Особенно с учетом того, что на практике перспективу строят отчасти «на глаз», не выстраивая точки схода.
Инструмент линейной перспективы даст Вам возможность передать пространство в огромном количестве случаев. Вы сможете нарисовать подавляющее большинство объектов при помощи этой техники. Пока в этом разделе не хватает следующих уроков:
- Подробнее о перспективе для цилиндрических объектов (нужно, чтобы рисовать бутылки и т.п.).
- О том, что будет, если параллельные линии идут под углом к горизонтальной плоскости. Они будут сходится к линии, похожей на линию горизонта, но ниже или выше. Мы рассматривали только те объекты, у которых стороны лежат либо в вертикальной плоскости, либо в горизонтальной. Эти стороны были ограничены параллельными горизонтальными и вертикальными линиями. Если поверхность не лежит в горизонтальной или в вертикальной плоскости, то её границы, если они параллельны, тоже будут сходиться. Просто точка схода уже будет находиться не на нашей линии горизонта, а выше или ниже.
- Мы никак не учитывали вертикальную перспективу. Она может возникнуть, например, если мы рисуем вид из глаз Спайдермена на пролетающие под ним крыши небоскребов. В большинстве картин по факту вертикальная перспектива не используется, там нет таких эффектных ракурсов.
- Для всяких изогнутых объектов а-ля завитушки античной лепнины можно понять перспективные сокращения, вписав их в прямоугольник.
- Как уже сказано, реальная перспектива отличается от нашей модели (например, длинные вертикальные параллельные линии мы видим скорее как две дугообразные линии, но не замечаем этого). Но модели линейной перспективы хватает на большинство жизненных ситуаций в рисовании, и чаще всего люди даже и не задумываются, что она отличается от того, как они реально видят мир..
Линейная перспектива в рисунке и живописи2017-01-092017-01-09https://daniil-belov.com/wp-content/uploads/2015/11/Artist-Daniil-Belov-site-or.pngArtist Daniil Belovhttps://www.daniil-belov.com/wp-content/uploads/2017/01/perspektiva-liniya-gorizonta-risunok-urok-izo.jpg200px200px
www.daniil-belov.com
Воздушная перспектива в пейзаже и в рисунке известных худодников
Наряду с линейной перспективой существует еще и такое понятие, как воздушная перспектива. Без линейной перспективы, ИЛЛЮЗИЮ глубины не изобразить. Законы линейной перспективы необходимо держать в голове, начиная любой рисунок, а рисунок — царь изобразительного искусства.
Линейная перспектива — это наука геометрия, это построение, это прямые линии, окружности и эллипсы, точки и отрезоки, и т. д.
Воздушную перспективу легче увидеть в живописи, в пейзажах, чем в рисунках. Хотя в рисунке она так же обязательна. Если коротко, то все что мы видим дальше от нас, менее ярко, менее четко, меньше в размерах, меньше видимых деталей… То есть дальний план, мы видим как бы в «дымке», через слой воздуха.
Не открою секрет, воздух тоже имеет плотность, цвет, и чем больше между нами и предметом расстояние, то и количества воздуха (атмосферы) будет больше, и цвет менее сочный. Если же присутствуют примеси в воздухе: пыль, туман, дым, дождь, то и размытость больше. Поэтому изображаемый предмет, на заднем плане, будет обобщен.
Первым из художников описавшим воздушную перспективу был Леонардо Давинчи. Он и придумал этот термин.
Средствами рисунка (графика) мы также можем создать ИЛЛЮЗОРНОСТЬ пространства.
Воздушная перспектива
Если взять наш урок с кубом, то это будет выглядеть примерно так:
Примеры воздушной перспективы в живописи смотрим ниже:
А. Адамов
На картинах можно заметить один общий закон, дальний план не насыщен цветом и тоном. Обычно он рисуется с добавлением белил и с добавлением серого, серо-голубого оттенка. Таким образом, второй и третий планы становятся более блеклые, чем основной, первый план. Но это все индивидуально, и зависит от поставленной задачи.
Например если картина в красных оранжевых цветах (закат, в кузне, военная тематика…), то и второй план будет в теплых оттенках (красные, оранжевые, желтые), а не в голубых. Однако тон вторых планов, так же должен быть мягче, чем на переднем плане.
Булыгин Николай
Рекомендуется ближний план изображать в теплых красках, а дальние в более холодных цветах. Впереди необходимо сделать контрастные, яркие пятна, прорисованные предметы, четкий рисунок и темные тени. Это можно заметить в фотографии ниже
P. M. Monsted
Изображая туман, или снегопад эффект воздушной перспективы должен быть усилен. То есть, чем больше примесей в воздухе между планами, тем размытость больше, и цвет дальних планов становится более однородным.
Но лучше воздушную перспективу увидеть на улице, а еще лучше в сельской местности. Так теория приобретет практику.
Вторые планы менее четкие по прорисовке. Детали не обозначают, делают их обобщенными. Так же и тени от предметов менее насыщены. Это ярко наблюдается в горной местности. Фото внизу.
Ivars Jansons
На призентации этих шедевров мы можем представить работу воздушной перспективы. Использованы картины таких художников как: Гармаш, А. Адамов, Булыгин Николай, P. M. Monsted, Ivars Jansons.
Я надеюсь вы все поняли и теперь без труда сможете применять знания на практике. Создавать картины и стать знаменитым художником у вас шансов стало больше.
Удачи…
Видео для настроения:
artatac.ru
Перспектива в рисунке
Этот урок посвящен основам перспективы в рисунке. Я поэтапно покажу, как построить предмет в перспективе. Поэтапно, а не как обычно показывают готовый рисунок с линиями, а потом сидишь и думаешь, как оно и что. Линейная перспектива в рисунке — это видение объекта нашими глазами, т.е. мы все знаем как выглядит железная дорога (картинка ниже), рельсы и шпалы расположены на одном расстоянии друг от друга,
но когда мы встаем на середину железного пути, человеческий глаз видит другую картинку, вдалеке рельсы сходятся. Так мы и должны рисовать перспективу в рисунке.
Вот наше графическое изображение. Точка, где рельсы сходятся находится прямо перед нами, эту точку называют точкой схода. Точка схода находится на линии горизонта, линия горизонта — это уровень наших глаз. Если б наши глаза находились ровно там, где шпала, мы бы видели только одну сторону шпалы и все.
Это построение перспективы с помощью одной точки и одна сторона объекта находится прямо перед нами. Так мы можем изобразить разные фигуры. В первом случае мы видим без искажений прямоугольник, во втором — квадрат. Величину длины самого предмета рисуем на глаз из собственных наблюдений по линии лучей. В первом случае может быть книга или другой предмет, во втором — прямоугольный параллелепипед (прямоугольник в объеме). Чтоб найти невидимую сторону, нужно провести лучи от точки схода к нижним углам квадрата, потом опустить прямые от дальних углов вниз и точки пересечения соединить прямой. А нижние грани будут идти по нарисованным лучам.
Чтоб нарисовать цилиндр в перспективе, сначала нужно найти середину основания, для этого мы от угла к углу чертим прямые и строим круг. Соединяем линиями и стираем невидимую часть.
Итак, ниже на рисунку показаны объекты, направленные одной стороной прямо к нам, т.е. без искажений. Верхнее изображение показываем, когда мы смотрим наверх, по середине — прямо и последнее(в самого низу) — взгляд падает вниз. Помним, что искаженные стороны, которые идут строго по лучам определяем на глаз.
Например, так мы можем изображать дома или другие предметы, которые находятся сбоку.
Это мы рассмотрели построение перспективы в рисунке, когда одна сторона не искажается, а как же нам быть, если объект к нам стоит под ребром под разными углами. Для этого используется построение перспективы с двумя точками схода.
Смотрите, квадрат — это перспектива без искажений, но на третьем примере показан вариант расположение его ребром строго посередине. Мы произвольно определяем высоту квадрата, отмеряем подальше одинаковые отрезки, это будут точки схода А и В. От этих точек проводим прямые к концу нашей линией. Смотрите угол должен образоваться тупой, т.е. больше 90градусов, если он 90 или меньше, то удалите дальше точки схода. Ширина искаженных сторон определяется на глаз путем наблюдений и образного восприятия.
Вот еще примеры, где, например, здание находится под разным ракурсом. Это мы рассмотрели перспективу в рисунке, если смотрим прямо.
А если мы смотрим немного вниз, то у нас будет немного другая картина. Мы должны задать высоту квадрата и точки схода А и В, они у меня будут находится на одинаковом расстоянии от предмета. Рисуем лучи от этих точек до верха и низа линии. Опять таки ширину искаженных сторон определяем на глаз и они идут по лучу. Чтоб достроить куб, нам нужно провести еще дополнительные линии от точек схода до левого и правого верхних углов куба. Потом выделить фигуру, которая образовалась в ходе, это будет верх куба.
Теперь посмотрите, как нарисовать прямоугольник в объеме под другим углом. Принцип построения такой же.
Перспектива в рисунке, когда смотришь на объект верх. Принцип рисования идентичен, описанный ранее.
Еще уроки перспективы в рисунке:
1. Железная дорога с поездом
2. Комната
3. Город
4. Стол
5. Продолжение урока основы
www.lesyadraw.ru
My Kitchen Stories — Кулинарный фото блог: Основы композиции. Перспектива. Линейная и тональная.
Мы уже говорили о композиции, и определили ее компоненты. Перспектива один из важных составляющих композиции. Напомню, что человеческое зрение имеет особенность видеть предметы трехмерно, и помимо высоты и ширины объекта мы можем видеть глубину пространства. Фотография и рисунок передают изображение двухмерно (высоту и ширину), поэтому фотографу и художнику необходимо знать приемы, с помощью которых можно изобразить и передать на плоскости глубину пространства. В этом нам поможет знание о перспективе.Перспектива (с лат. смотреть сквозь) — это способы изображение пространства на плоскости, учитывая изменения в размерах, расстоянии, формах объектов.
Различают несколько видов перспективы:
— линейная
— тональная (воздушная)
Линейная перспектива выражается в следующих правилах:
1. Объекты одинакового размера, размещенные дальше от наблюдателя, зрительно кажутся меньше.
2. Горизонтальные линии сходятся в условной точке на горизонте, а параллельные линии стремятся сойтись в одной точке, «точке схода».
фото 1 фото 2
На фотографиях выше мы можем наблюдать использование линейной
перспективы в фотографии.
На фото 1 пространство кадра делится линией горизонта. От
наблюдателя вдаль уходит дорога, состоящая из нескольких параллельных линий.
Эти лини сходятся в одну точку на линии горизонта. Это создает ощущение пространства.
На фото 2 параллельные линии дороги уходят вдаль и сходятся в
точке схода на горизонте. Такое расположение линий придает плоскому изображению
ощущение глубины (дорога уходит вдаль, чувствуется расстояние, которое уходит
во внутрь кадра). Сходящиеся линии дороги сходятся к смысловому центру кадра, к
девушке, идущей вдоль дороги. По обе стороны дороги мы видим вертикальные
предметы, деревья и с другой стороны столбики забора. Деревья и столбики,
уходящие вдаль выглядят меньше чем те, которые находятся впереди кадра,
что также создает ощущение глубины.
Законы линейной перспективы всегда будут присутствовать в
кадре, все зависит от того как фотограф будет применять эти законы. На
некоторых снимках перспектива будет хорошо видна, а на других будет еле
заметна. От чего это зависит? Как фотограф может в большей или меньшей
степени передавать глубину пространства?
Первый влияющий фактор — точка сьемки. Расстояние от точки
сьемки до снимаемого объекта позволяет включить в кадр больше или меньше
видимых участков. Если задача получить кадр общего плана, тогда, как правило,
сьемка проводится дальше от объекта. Такой способ очень подходит для сьемки
пейзажей, репортажной сьемки и ситуаций когда необходимо показать общий вид, и
максимум пространства. Для кадра общего плана подходит завышенная точка сьемки,
или вид сверху. В случае, когда мы помещаем точку сьемки ближе, мы получаем
средний план или если еще ближе то крупный план, тем самым уменьшая пространство.
Такое размещение точки сьемки хорошо подходит для сьемки портретов, жанровой и
репортажной сьемки, сьемки натюрморта, предметной сьемки.
Плоскость кадра можно разделить на несколько планов: передний,
средний, задний.
Передний план — находится максимально близко к объективу, он может быть
четки или размытым. Но всегда играет очень важную роль в придании
выразительности кадру. Средний план- находится за передним, это основа кадра.
Детали на среднем плане читаемы и видны. Задний план — размещается за средним.
Это самая крайняя часть кадра, где нет четкости, не проработаны детали.
Для того чтобы подчеркнуть линейную перспективу, необходимо
максимально разделять планы резкостью или тональностью. Снимать
передний план с максимально близкого расстояния, располагать объекты
на некотором расстоянии друг от друга. Чем меньше расстояние камеры от
предметов переднего плана, тем больше выражается перспектива. Если в кадре нет
близко расположенных объектов, то перспектива будет малозаметной, изображение
будет не выразительным и плоским.
фото 3
Эта фотография хорошо
иллюстрирует использование планов и выбора подходящей точки сьемки, для
передачи глубины пространства. На переднем плане находятся цветы,
точка съемки близка к ним, и мы видим их очертания, размер. Возможно передний
план мог быть еще крупнее. На среднем плане видна поляна, цветы уже не так
читаются, но белое покрытие на зелени, и наличие переднего плана дает нам
понимание, что цветы расположены и там. На среднем плане мы видим деревья и
дом, они расположены далеко от переднего плана. Дом выглядит очень маленьким,
по сравнению с первым деревом, что также дает нам ощущение
пространства. На заднем плане мы видим горы, они находятся очень далеко,
мы видим только их очертание и не можем различить детали, растут ли там цветы,
трава или деревья.
Следующий фактор, влияющий на отображение перспективы это объектив.
Чем шире угол обзора объектива, тем более выражена перспектива.
Широкоугольный объектив увеличивает расстояние между
предметами, тем самым усиливая линейную перспективу. Он искажает пространство
как бы выворачивая на зрителя, чем создается чувство присутствия на месте
событий. Кадр становится более динамичным. Фотографу нужно аккуратно
использовать широкоугольные объективы, что бы избежать явных, не красивых
искажений. Например, не стоит снимать очень близко портреты широкоугольным объективом,
если вы не хотите вместо портрета получить карикатуру.
Длиннофокусный объектив уменьшает расстояние между предметами. Поэтому при его использовании линейная перспектива становится мало заметной, в этом случае для передачи глубины необходимо использовать несколько планов, а также тональную перспективу.
Тональная перспектива выражается в следующем:
1. По мере отдаления объекта от наблюдателя, он кажется менее контрастным и четкими. Отдаленные объекты не резкие, их контуры размыты. Нет явных светотеневых переходов.
2. Объекты расположенные дальше будут светлее, менее яркими и насыщенными, нежели объекты расположенные близко к наблюдаемому.
Эффект тональной перспективы проявляется из-за природных
свойств воздуха. Он никогда не бывает абсолютно прозрачным, воздух
содержит различные молекулы, которые имеют свой вес и плотность.
Проявление тональной перспективы зависит от чистоты воздуха, пыли, смога, дыма,
влажности, ветра. Например, в городе тональную перспективу легче заметить, чем
в горах. За чертой города, где воздух чище и более
прозрачный, соответственно рассеивает меньше света, объекты должны
находится далеко, что бы быть менее яркими.
Рассмотрим следующие фотографии.
фото 4 фото 5
На фото 4,5 мы видим использование проявление
тональной перспективы. На фото 4 на переднем плане видим яркие насыщенные
цветом деревья, далее видим фактуру гор, она также насыщенна цветом. На заднем
плане размещены горы, они находятся далеко и мы видим дымку из воздуха, горы не
имеют уже такой насыщенности цветом, они стали светлее, более пастельными,
наполненные светлым серо-голубым оттенком.
На фото 5 также присутствует разно плановость. На переднем плане четко видно
формы. породу кустов, далее открывается вид на просторную поляну, и на заднем
плане мы видим горы. Передний и средний план более насыщенные и яркие. Задний
план, объекты расположенные далеко от точки сьемки, находятся в воздушной
дымке, они менее яркие, менее контрастные и резкие.
Также усиливается эффект тональной перспективы при различных
погодных условиях, таких как повышенная влажность, туман, это называют еще
воздушной перспективой. На фото 6,7 присутствует туман, это усиливает глубину
пространства. Объекты расположенные близко более насыщенные. По мере отдаления
они становятся бледнее, расплывчатыми, почти не заметными.
фото 6 фото 7
Проявление тональной перспективы зависит от условий освещения. Если свет направлен на объект, или размещен за фотографом, то передний план будет более светлым, воздух между фотографом и объектом будет сильно или равномерно освещен и тональная перспектива будет слабо выражена. При контровом свете (за объектом), задний план освещен больше, а объекты на переднем плане становятся менее освещенными, темнее.
Компонуя кадр мы можем искусственно изобразить тональную перспективу,
размещая более темные объекты на переднем плане, а светлые вдали. Это можно сделать,
выбирая точку сьемки, и контролируя свет. Тональная перспектива возникает при тональном
различии объектов находящихся на различных планах. Чем больше расстояние между
объектами, чем заметнее разница в тонах между объектами, тем больше чувствуется
глубина в кадре.
При создании снимка, мы также можем контролировать
резкость и размытость. Для изображения глубины пространства объекты
расположенные близко более четкие и резкие, удаленные объекты расплывчаты и не
контрастны. На уровень резкости и размытости влияет диафрагма. Чем меньше
значение диафрагмы (f1,4) тем более размытой будет передняя или задняя часть от
точки фокусировки.
Итак применяя знания о линейной и тональной перспективе мы можем получить более объемные, динамичные снимки.
Фотографии, использованные в примерах с http://www.photosight.ru
Желаю удачных снимков
Жду ваши комментарии 🙂
elenatitarenko.blogspot.com