Что такое концептуальная карта: Page Not Found | Lucidchart

Содержание

8 основных характеристик концептуальных карт / Общая культура | Thpanorama

Основные характеристики концептуальных карт основаны на необходимости укреплять личную самостоятельность студентов в обучении, творческом подходе, критическом мышлении и способности ставить новые вопросы и успешно на них отвечать.

Концептуальная карта — это метод обучения, который состоит из составления схемы концепции в форме сети, в которой используемые понятия должны быть связаны друг с другом посредством линий, адресованных таким же образом, в котором они связаны.

Цель концептуальной карты состоит в том, что индивид во время реализации схемы подвергается процессу рационализации из-за связи понятий, которые должны быть сделаны.

Чтобы установить успешные отношения, необходимо, чтобы человек хорошо понимал содержание, что гарантирует более глубокое изучение изучаемого предмета..

Метод концептуальной карты направлен на изменение и / или объединение ранее приобретенных знаний с новыми, которые являются результатом усилий студента связать новые концепции.

Основные характеристики концептуальных карт

1- у них есть четыре элемента

Для правильной разработки концептуальной карты требуется, чтобы она содержала четыре основных элемента, которые ее отличают:

Понятие — это слово, которое используется для идентификации фактов, процессов, объектов или ситуаций, которые имеют одинаковые характеристики, и отличают их от отличных от них..

В концептуальных картах понятия заключены в квадрат или круг.

  • Линии и стрелки

Линии и стрелки используются в концептуальной карте для представления связи между одним понятием и другим.

Рисование линий и обозначение их значения стрелками — это способ, которым ученик демонстрирует связь между различными понятиями..

  • Связать слова

Это краткие описания, которые расположены между одним понятием и другим, рядом с линиями, которые их связывают, с помощью которых объясняется, каким образом связаны понятия. Они имеют основополагающее значение для чтения концептуальной карты.

Наконец, предложения формулируются через взаимосвязь различных понятий, которые представляют собой единицу знаний по изучаемому предмету..

Это утверждения, которые формируются по формуле «концепт-слово-линк-концепция». Например, предложение, сформированное из двух понятий, и ссылка может бытьКонцептуальная карта (концепция 1) состоит из (словосочетание) предложений (концепция 2)«.

2- Они представляют собой схему

Концептуальные карты являются одновременно схемами, потому что они имеют основные характеристики. В них:

  • Предварительный выбор информации, которая будет использоваться, делает абстракцию наиболее важных элементов.
  • Информация представлена ​​в виде сегментированных единиц.
  • Сегментированная информация представлена ​​в упорядоченном и иерархическом порядке: самые общие понятия расположены вверху карты, а наиболее конкретные — под ними. Тем не менее, это не является исключительным, и концептуальные карты могут также выполняться циклически, что может представлять иерархию причин и следствий..
  • Наконец, все элементы для создания схемы интегрированы.

3- Сосредоточьтесь на том, чтобы ответить на «основной вопрос»

Внутри концептуальной карты контекст и область ее содержания обычно разграничиваются путем постановки целевого вопроса..

Формулируя этот вопрос, он проясняет и определяет проблему, на которую нужно ответить, и, следовательно, существует четкое руководство относительно того, какую информацию он должен содержать и где он должен решаться..

4- Помогите построить новые знания

Разработка концептуальной карты приводит к тому, что ученик испытывает учебный процесс, с помощью которого ему удается получить новые знания, а также реструктурировать и совершенствовать те, которыми он обладал ранее..

Это так, потому что для реализации карты вы должны понимать концепции, то, как они связаны, и разрабатывать предложения по изучаемому предмету. .

Таким образом, новые значения усваиваются, а не просто повторяют информацию, которая на самом деле не понимается..

5- Они помогают понять разработанные подходы

Основываясь на основных положениях, вытекающих из концептуальной карты, студент может прийти к пониманию еще более сложных и сложных идей, которые невозможно достичь, не испытав этот начальный процесс.

Например, студент может составить концептуальную карту о функционировании пищеварительной системы, в которой соотнести каждую ее часть со своими функциями.

Только после понимания этих основных подходов можно будет получить доступ к более общим и сложным идеям, таким как, например, вклад пищеварительной системы в общее функционирование человеческого организма..

Таким образом, благодаря этому процессу строительства вы можете понять, как создаются сложные структуры знаний..

6- Его разработка зависит исключительно от студента

Начиная с того факта, что обучение представляет собой отчетливо индивидуальный процесс, в рамках этого метода ученик играет ведущую роль в построении новых знаний, а не учитель. .

Это так, потому что полученное обучение будет зависеть только от их способностей и способностей исследовать, анализировать и связывать идеи при построении концептуальной карты. Учитель только вмешивается, чтобы уточнить инструкции по его подготовке..

7. Они ведут к значимым переговорным процессам

Если для учащихся в группе назначается концептуальная карта, вы можете получить дополнительное преимущество этого метода: увеличение вашей способности к переговорам.

Необходимость обмениваться, обсуждать и аргументировать свои разные точки зрения для согласования окончательного результата концептуальной карты приводит студентов к опыту процессов дебатов и соглашений, которые необходимы для общего функционирования общества.. 

Поэтому этот тип обучения может выполнять важную социальную функцию.

8- Помогите повысить самооценку у студента

Развивая и укрепляя навыки обучения, концептуальные карты также способствуют улучшению аффективных и реляционных навыков учащихся за счет повышения их самооценки.

По словам доктора Антонио Онториа Пенья, преподавателя в Университете Кордовы, в той степени, в которой студенты чувствуют себя успешными благодаря своим способностям получать новые знания, улучшать свои социальные навыки, что превращает их в успешных людей, способных работать как команда и адаптироваться к демократическому обществу.

источники:
  1. Гонсалес, Ф. (2008). Концептуальная карта и Uve Diagram: ресурсы для высшего образования в 21 веке [Интернет]. Получено 28 июля 2017 г. в Интернете: books.google.com.
  2. NOVAK, J. & CAÑAS, A. (2009). Что такое концептуальная карта? [Интернет]. Получено 28 июля 2017 г. в Интернете: cmap.ihmc.us.
  3. ОНТОРИЯ А. (1992). Концептуальные карты: методика обучения [Интернет]. Получено 28 июля 2017 г. в Интернете: books.google.com.
  4. Википедия Свободная энциклопедия. Получено 28 июля 2017 года в Интернете: wikipedia.org.

Использование концепт-карт для автоматизированного создания продукционных баз знаний

Программные продукты и системы / Software & Systems 4 (30) 2017

В настоящий момент PKBD используется в

учебном процессе в Иркутском национальном ис-

следовательском техническом университете (Ир-

НИТУ) при выполнении лабораторных работ по

курсам «CASE-средства» и «Инструментальные

средства информационных систем».

Работа выполнена при частичной поддержке

РФФИ, проекты №№ 15-07-05641, 16-37-00041,

16-37-00122.

Литература

1. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В., Муромцев Д.И. Инже-

нерия знаний. Модели и методы. СПб: Лань, 2016. 324 с.

2. Джексон П. Введение в экспертные системы; [пер. с

англ.]. М: Вильямс, 2001. 624 с.

3. Zulkafli Z., Perez K., Vitolo C., Buytaert W., Karpouzog-

lou T., Dewulf A., Bievre B.D., Clark J., Hannah D.M., Shaheed S.

User-driven design of decision support systems for polycentric envi-

ronmental resources management. Environmental Modelling & Soft-

ware, 2017, vol. 88, pp. 58–73.

4. Gavrilova T.A., Leshcheva I.A. Ontology design and indi-

vidual cognitive peculiarities: A pilot study. Expert Systems with

Applications, 2015, vol. 42, pp. 3883–3892.

5. Starr R.R., Parente de Oliveira J.M. Concept maps as the

first step in an ontology construction method. Information Systems,

2013, vol. 38, pp. 771–783.

6. Дородных Н.О., Юрин А.Ю. Использование диаграмм

классов UML для формирования продукционных баз знаний //

Программная инженерия. 2015. № 4. С. 3–9.

7. Юрин А.Ю. Нотация для проектирования баз знаний

продукционных экспертных систем // Объектные системы.

2016. № 12. С. 48–54.

8. IHMC CmapTools. URL: http://cmap.ihmc.us/ (дата обра-

щения: 14.06.2017).

9. Юрин А.Ю., Грищенко М.А. Редактор баз знаний в фор-

мате CLIPS // Программные продукты и системы. 2012. № 4.

С. 83–87.

10. Частиков А.П., Гаврилова Т.А., Белов Д.Л. Разработка

экспертных систем. Среда CLIPS. СПб: БХВ-Петербург, 2003.

608 с.

Software & Systems Received 10.05.17

DOI: 10.15827/0236-235X.030.4.658-662 2017, vol. 30, no. 4, pp. 658–662

USING CONCEPT MAPS FOR RULE-BASED KNOWLEDGE BASES ENGINEERING

N. O. Dorodnykh 1, Junior Researcher, [email protected]

A.Yu. Yurin 1,2, Ph.D. (Engineering), Associate Professor, Head of Laboratory, [email protected]

1 Institute of System Dynamics and Control Theory SB RAS, Lermontov St. 134, Irkutsk, 664033, Russian Federation

2 Matrosov National Research Irkutsk State Technical University, Lermontov St. 83, Irkutsk, 664074, Russian Federation

Abstract. Using conceptual models in the form of concept maps for engineering rule-based knowledge bases of intelligent systems

remains relevant. This relevance demands the development of specialized algorithmic and software.

This paper considers an approach to prototyping of rule-based knowledge bases of expert systems based on analysis of IHMC

CmapTools concept maps. The approach is based on the extracting structural elements of concept maps from the CXL files (Concept

Mapping Extensible Language) and their transformation to the elements of a programming language, in particular, the C Language

Production System (CLIPS). The paper describes the main stages of the approach, analyzed constructions of CXL files (in particular,

concept-list, linking-phrase-list, connection-list). It also presents an illustrative example of transformations.

A distinctive feature of the proposed approach is using an ontological model as a universal intermediate form of knowledge rep-

resentation derived from concept maps, which is independent to the knowledge base programming language. Another feature is the

author’s graphic notation – Rule Visual Modeling Language (RVML) that provides visualization and modification of cause-effect

relations as logical rules.

The considered algorithms are implemented as a part of a software research prototype called the Personal Knowledge Based

Designer (PKBD). Currently, it is used in the educational process at the Irkutsk National Research Technical University (INRTU) in

“CASE-tools” and “Sowtware tools of information systems” courses.

Keywords: knowledge acquisition, knowledge base, concept map, ontology, rules, transformations, code generation, CLIPS,

RVML, IHMC CmapTools.

Acknowledgements. The work has been partially supported by RFBR, research projects No. 15-07-05641, 16-37-00041,

16-37-00122. References

1. Gavrilova T.A., Kudryavtsev D.V., Muromtsev D.I. Inzheneriya znany. Modeli i metody [Knowledge Engineering. Models and Me-

thods]. St. Petersburg, Lan Publ., 2016, 324 p.

2. Jackson P. Introduction to Expert Systems. 3rd ed. Addison-Wesley Longman Publ., USA, 1998, 542 p. (Russ. ed.: Moscow, Vilyams

Publ., 2001, 624 p.).

3. Zulkafli Z., Perez K., Vitolo C., Buytaert W., Karpouzoglou T., Dewulf A., Bievre B.D., Clark J., Hannah D.M., Shaheed S. User-

driven design of decision support systems for polycentric environmental resources management. Environmental Modelling & Software. 2017,

vol. 88, pp. 58–73.

4. Gavrilova T. A., Leshcheva I.A. Ontology design and individual cognitive peculiarities: A pilot study. Expert Systems with Applica-

tions. 2015, vol. 42, pp. 3883–3892.

5. Starr R.R., Parente de Oliveira J.M. Concept maps as the first step in an ontology construction method. Information Systems. 2013,

vol. 38, pp. 771–783.

6. Dorodnykh N.O., Yurin A.Yu. Using UML class diagrams to design knowledge bases of rule-base expert systems. Programmnaya

inzheneriya [Software Engineering]. 2015, no. 4, pp. 3–9 (in Russ.).

7. Yurin A.Yu. Notation for design of knowledge bases of rule-based expert systems. Obyektnye sistemy [Object Systems]. 2016,

no. 12, pp. 48–54 (in Russ.).

8. IHMC CmapTools. Available at: http://cmap.ihmc.us/ (accessed June 14, 2017).

9. Yurin A.Yu., Grishchenko M.A. Knowledge Base Editor for CLIPS. Programmnye produkty i sistemy [Software & Systems]. 2012,

no. 4, pp. 83–87 (in Russ.).

10. Chastikov A.P. , Gavrilova T.A., Belov D.L. Razrabotka ekspertnykh sistem. Sreda CLIPS [Development of Expert Systems. CLIPS

Environment]. St. Petersburg, BHV-Peterburg Publ., 2003, 608 p.

Использование концептуальной модели для создания карты пригодности—ArcGIS Help

Доступно с лицензией Spatial Analyst.

Для построения модели можно использовать концептуальные шаги. Чтобы понять последовательность этих шагов, рассмотрим следующий пример. Допустим, вам необходимо определить подходящее местоположение для постройки новой школы. Вы можете комбинировать различные инструменты дополнительного модуля ArcGIS Spatial Analyst для идентификации потенциальных местоположений.

Шаг 1: Постановка задачи

Для выполнения задачи пространственного анализа, вначале необходимо четко обозначить проблему, которую вы пытаетесь решить, и цели, которых вы хотите добиться. Сначала определите концепцию выходных данных и тип карты, которую вы в итоге должны получить.

Ваша задача – подобрать наилучшее местоположение для строительства новой школы. Результат должен быть представлен в виде карты с обозначением подходящих мест (с отметкой степени пригодности) для строительства новой школы. Такая карта называется ранжированной картой пригодности, поскольку отображает относительный диапазон значений, показывающих степень пригодности каждого местоположения на карте в соответствии с заданными критериями.

Для облегчения моделирования пространственной задачи, изобразите необходимые шаги в виде диаграммы. Начните с определения задачи. По мере продвижения, ваша диаграмма будет расширяться, дополняясь задачами, моделями процессов и входными данными, необходимыми для достижения поставленной цели.

Определение цели анализа.

Шаг 2: Разделение задачи на составные части

Когда цель уже определена, задачу необходимо разбить на составляющие, чтобы определить действия, необходимые для ее решения. Эти составляющие являются отдельными этапами, решение которых позволит решить всю задачу.

При определении отдельных этапов, подумайте, как вы будете их оценивать. Как вы оцените наилучшее местоположение для постройки школы? В данном случае, предпочтительнее расположить школу недалеко от мест отдыха и развлечений, поскольку многие семьи, переехавшие в город, имеют маленьких детей. Также важно расположить школу достаточно далеко от других школ, чтобы их распределение по городу было равномерным. Кроме того, школа должны быть построена на достаточно ровном участке земли. Имеются также другие условия, которые можно включить в эту задачу, например размеры участка должны позволять строительство не только школы, но и сада, или расположение школы должно соответствовать максимальной плотности населения с детьми определенного возраста, но, поскольку эта модель является примером, ее можно упростить.

Для решения этих задач, необходимо установить следующее:

  • Где находятся относительно плоские участки земли?
  • Имеют ли эти участки необходимый тип землепользования?
  • Насколько близко расположены эти участки от мест отдыха?
  • Достаточно ли далеко они отстоят от других школ?
Определите задачи анализа.

Где находятся относительно плоские участки земли?

Чтобы определить участки, имеющие достаточно плоский рельеф, потребуется создать карту уклонов. Эта модель процесса будет включать вычисление уклонов поверхности.

  • Требуемый входной набор данных: Рельеф

Имеют ли эти участки необходимый тип землепользования?

Вам потребуется определить, какой тип землепользования подойдет лучше всего. Этот процесс достаточно субъективен и зависит от решаемой задачи. В этом случае, земли сельскохозяйственного назначения имеют самую низкую стоимость строительства, поэтому, они наиболее предпочтительны. Следующими по стоимости являются пустоши, затем земли вырубок, лесные и, наконец, участки под застройку. Здесь модель процесса не потребуется, достаточно получить набор данных по типам землепользования и решить, какой тип землепользования подходит лучше всего.

  • Требуемый входной набор данных: Землепользование

Насколько близко расположены эти участки от мест отдыха?

Известно, что лучше всего расположить новую школу недалеко от мест отдыха, поэтому вам потребуется создать карту, отображающую расстояния до мест отдыха, чтобы выбрать участок, расположенный как можно ближе к ним. Модель процесса будет включать вычисление расстояний от мест отдыха.

  • Требуемый входной набор данных: Местоположения рекреационных пунктов обслуживания

Достаточно ли далеко они отстоят от других школ?

Новую школу необходимо расположить на удалении от существующих, чтобы избежать изменений в районах охвата существующих школ. Для этого вам потребуется карта расстояний до существующих школ. В этом случае модель процесса будет включать вычисление расстояний от существующих школ.

  • Требуемый входной набор данных: Местоположения существующих школ
Определите необходимые инструменты и входные данные.

Шаг 3: Изучение входных наборов данных

После разделения проблемы на серию задач и определения необходимых данных, следует изучить содержимое входных наборов данных. Необходимо понять, какие атрибуты наборов данных имеют первостепенное значение для решения проблемы, и изучить тренды в этих данных.

Изучая данные, вы можете получить полезную информацию о районах, в которых можно разместить школу, о весе различных атрибутов и их влиянии на модели. Вы можете увидеть расположение имеющихся школ и мест отдыха, а также определить участки, имеющие большие уклоны. Набор данных по типам землепользования позволит увидеть, какие типы землепользования встречаются чаще всего и как они расположены по отношению к другим наборам данных.

Шаг 4: Выполнение анализа

Вы уже определили задачи, модели процессов и необходимые входные данные. Теперь можно приступать к выполнению анализа.

Многие задачи, которые можно решить с помощью ArcGIS, обсуждаются в книге Руководство ESRI по ГИС-анализу (ESRI Guide to GIS Analysis), которую можно заказать в издательстве ESRI Press .

При поиске наилучшего местоположения для новой школы, можно использовать два способа выполнения анализа. Вы можете создать карту пригодности, чтобы определить пригодность каждого местоположения на карте, или вы можете создать запрос к имеющимся наборам данных, чтобы получить ответ в виде булева оператора true (истинно) или false (ложно).

Создание карты пригодности

Создание карты пригодности позволит получить значение пригодности каждого местоположения карты.

После создания необходимых для анализа слоев (в данном случае, это Уклон (Slope), Расстояние до мест отдыха (Distance to recreation sites), Расстояние до школ (Distance to schools) и Землепользование (Landuse)), следует определить, как их скомбинировать, чтобы получить одну ранжированную карту площадок, подходящих для строительства школы. Необходим способ сравнения значений классов между слоями. Это можно сделать, присвоив классам каждого слоя карты числовые значения, т.е. выполнив переклассификацию.

Каждый слой карты имеет собственный ранг, зависящей от его степени пригодности в качестве местоположения школы. Например, вы можете присвоить каждому классу в каждом слое значения по 10-балльной шкале, где 10 означает наилучшее местоположение.

Это часто называется шкалой пригодности. Чтобы исключить из рассмотрения какие-либо области, им можно присвоить значение NoData. Использование единой шкалы для всех данных позволит присвоить им одинаковый вес при определении наилучших местоположений. Таким способом начинается создание модели. Затем, при проверке иных сценариев, можно присвоить слоям весовые коэффициенты, что позволит изучить данные и их отношения более подробно.

Создание шкал пригодности

Как и в случае с этим примером, многие шкалы являются искусственными. Часто они являются ранжированными величинами пригодности, или предпочтения, от наилучшей до наихудшей. Они основываются на любых значениях, которые можно измерить, например, расстояние до школ, но, в конечном итоге, они являются субъективным измерением пригодности данного расстояния.

Существуют и естественные шкалы, обычно связанные с некоторыми задачами. Хорошим примером является стоимость, но в этом случае следует уточнить существенные детали. При изучении пригодности мест для строительства, определение стоимости владения может быть измерено в долларах. Убедитесь, что шкала выбрана правильно. Если вы выбираете доллары, вам могут встретиться и другие переменные, помимо доллара США, существуют австралийские и другие доллары, а также обменные курсы.

Многие шкалы не имеют линейной зависимости, хотя их часто представляют такими из-за недостатка времени или из-за отсутствия достаточной информации. Например, при использовании шкалы расстояний пути, путь длиной в 1, 5 или 10 километров не может быть ранжирован как пригодность 10, 5 и 1, если вы передвигаетесь пешком. Некоторые считают, что пройти 5 километров лишь вдвое сложнее, чем пройти 1 км, а другие могут считать, что это сложнее в 10 раз.

При создании шкалы пригодности, обратитесь к экспертам, чтобы определить наилучший и наихудший сценарии и подобрать максимально возможное количество промежуточных вариантов. Эксперты должны хорошо разбираться в изучаемом вопросе. Например, лучше узнать у жителей пригородов, сколько времени занимает поездка в город, чем пытаться получить эту информацию у сотрудника муниципалитета.

Более подробную информацию о конфликте целей и критериях оценки можно найти в книге Я.Мальчевского «ГИС и многокритериальный анализ для принятия решений (Jacek Malczewski GIS and Multicriteria Decision Analysis).

Ранжирование районов, расположенных рядом с местами отдыха

Чтобы расположить школу недалеко от мест отдыха, необходимо знать расстояние до них. Инструмент Евклидово расстояние (Euclidean Distance) Spatial Analyst позволяет создать такую карту, вычисляя расстояние по прямой (евклидово) из любой точки до ближайшего места отдыха. В результате, получится набор растровых данных, в котором каждая ячейка отображает расстояние от ближайшего места отдыха. Эту карту можно ранжировать с помощью инструмента Переклассификация. Поскольку школу лучше расположить ближе к местам отдыха, присвойте значение 1 для наиболее удаленных от мест отдыха районов, и значение 10 для расположенных в непосредственной близости, затем линейно ранжируйте расстояния в промежутке, как показано на следующем рисунке.Ранжирование районов, расположенных рядом с местами отдыха

Более подробно об анализе расстояния по прямой

Ранжирование районов, находящихся на большом расстоянии от существующих школ

Чтобы не нарушать районы охвата существующих школ, необходимо вычислить расстояние до них. Инструмент Евклидово расстояние позволяет создать такую карту, вычисляя расстояние по прямой от любой точки до ближайшей школы. В результате получится набор растровых данных, ячейки которого отображают расстояние до ближайшей школы. Для ранжирования этой карты используйте инструмент Переклассификация. Поскольку новую школу лучше расположить дальше от существующих, присвойте значение 10 для наиболее удаленных от других школ районов, и значение 1 для районов, расположенных в непосредственной близости от школ, затем линейно ранжируйте расстояния в промежутке, как показано на следующем рисунке.Ранжирование районов, находящихся на большом расстоянии от существующих школ

Ранжирование районов, расположенных на сравнительно плоских участках земли

Чтобы найти сравнительно равный участок для строительства, необходимо знать уклоны на изучаемой территории. Инструмент Уклон (Slope) позволяет создать такую карту, определяя максимальную скорость изменения значения от каждой ячейки к соседним. Для ранжирования этой карты используйте инструмент Переклассификация. Поскольку новую школу лучше расположить на относительно ровном участке, присвойте значение 1 участкам, имеющим максимальный уклон, и значение 10 участкам с минимальным уклоном, затем линейно ранжируйте расстояния в промежутке, как показано на следующем рисунке.Ранжирование районов, расположенных на сравнительно плоских участках земли

Более подробно об инструменте Уклон

Ранжирование районов по подходящим типам землепользования

Для ранжирования карты, представляющей типы землепользования, используйте инструмент Переклассификация. Для строительства лучше всего подходят участки с определенными типами землепользования, поскольку это отражается на их стоимости, следует решить, как именно ранжировать значения.

Ранжирование расстояний и уклонов выполняется относительно просто. Вам просто надо решить, какое расстояние подходит лучше всего, и определить, насколько ровным должен быть тот или иной участок земли, затем линейно ранжировать промежуточные значения или задать максимальное расстояние или величину уклона. В этом случае, необходимо решить, какой тип землепользования подходит лучше всего. Это достаточно субъективная задача, зависящая от поставленной цели. Наиболее простой способ определить подходящий тип землепользования для строительства школы, выяснить, что является наиболее приемлемым вариантом, а от чего следует отказаться. Затем выберите из оставшихся типов более и менее подходящие. Это следует делать, пока вы не сможете расположить все типы землепользования в порядке предпочтения. Типы землепользования Water и Wetlands следует сразу исключить из анализа, т.к. вы не можете строить на воде, а строительство на болотах имеет ряд ограничений. На рисунке показано, как ранжированы типы землепользования.Ранжирование районов по подходящим типам землепользования

Комбинирование карт пригодности

Последним шагом создания модели пригодности является комбинирование переклассифицированных выходных данных (карт пригодности) Расстояние до мест отдыха (Distance to recreation sites), Расстояние до школ (Distance to schools), Уклон (Slope) и Типы землепользования (Land-use types).

Чтобы учитывать тот факт, что различные условия имеют различное значение для модели, вы можете использовать весовые коэффициенты, чтобы наборы растровых данных, имеющие большее значение, обладали большей степенью влияния (весом). Если все наборы растровых данных равнозначны, можно присвоить им одинаковые веса.

В данном случае, вы знаете, что наибольшее значение имеет расположение новой школы недалеко от мест отдыха, следующее по важности – расположение относительно существующих школ. Картам пригодности будут присвоены следующие коэффициенты значимости (в процентах). Значения в скобках являются значениями процентов, деленные на 100 для нормализации. Эти нормализованные значения будут присвоены каждой карте пригодности:

Процент пригодности
Факторы пригодностиПроцент влиянияНормализованный процент

Расстояние до мест отдыха

50%

(0. 5)

Расстояние до школ

25%

(0.25)

Уклон

12.5%

(0.125)

Типы землепользования

12.5%

(0.125)

Карта пригодности Расстояние до мест отдыха имеет 50-процентное влияние (0.5) на итоговый результат, а Расстояние до школ – 25-процентное влияние (0.25). Карты Уклон и Тип землепользования имеют по 12.5 процентов (0.125) влияния. Как и при выборе шкал пригодности, присвоение весовых коэффициентов – субъективный процесс, зависящий от целей и задач данного исследования.Отдельные диаграммы пригодности, с учетом весов

Итоговая карта пригодности получается путем комбинации всех карт. Весовые коэффициенты могут быть присвоены в процессе комбинирования отдельных карт. Итоговая карта пригодности мест постройки новой школы показана ниже. Наиболее подходящие места выделены темно-зеленым цветом. Наименее подходящие места выделены оранжевым.Выходная карта пригодности

Для взвешивания и комбинирования наборов данных можно использовать Алгебру карт. Или воспользоваться инструментом Взвешенное наложение. Если этот инструмент используется в модели, у вас сохраняется возможность вернуться назад и изменить веса (процент влияния), а также заданный масштаб значений. Использование инструментов геообработки в модели означает, что созданную модель можно использовать неоднократно. Вы можете менять значения параметров и экспериментировать с различными выходными данными.

Построение запроса к данным

Еще один способ определить подходящее местоположение для строительства школы (помимо создания карты пригодности) – выполнить запрос к данным. После создания всех необходимых наборов данных, (Уклон, Расстояние до мест отдыха и Расстояние до школ), вы можете определить подходящие местоположения, выполнив запрос данных. Такой запрос сможет определить все местоположения, расположенные на сельскохозяйственных землях, с уклоном менее 20 градусов, расстояние от которых до мест отдыха составляет менее 1,000 метров, а до школ – более 4,000 метров.

Результатом будет являться карта Булевых значений true или false, обозначающих местоположения, которые соответствуют или не соответствуют заданным критериям. Места, подходящие для строительства школы, показаны зеленым цветом, неподходящие – коричневым.Выходная карта после выполнения логического запроса

Сравните этот результат с картой пригодности, показанной выше. Различие между построением запроса и созданием карты пригодности состоит в том, что в результате выполнения запроса вы получаете карту Булевых значений true или false, переходные области отсутствуют. Любое местоположение либо удовлетворяет всем критериям, либо рассматривается как непригодное. Если вам необходима большая гибкость, следует построить карту пригодности, на которой вы можете видеть степень пригодности каждого местоположения (ячейки). В результате анализа пригодности можно определить местоположение, полностью соответствующее всем требованиям, но в результате дальнейших исследований может оказаться, что в данном месте действует запрет на строительство. Поэтому, не следует ограничивать список местоположений только двумя вариантами (как в случае создания запроса), это поможет подобрать другое место, не такое хорошее, как первое (это может быть местоположение, имеющее не самый лучший тип землепользования), но, тем не менее, вполне подходящее для строительства.

Шаг 5: Проверка результата

После того, как вы получили результат пространственного анализа, необходимо проверить его правильность. Если возможно, это следует сделать, посетив найденные с помощью анализа места. Часто оказывается, что в процессе анализа не были учтены важные детали. Например, с наветренной стороны выбранного места может оказаться птицеферма, запах которой не позволит проводить занятия в школе, или строительство в этом месте может быть запрещено распоряжением муниципалитета, о котором ранее не было известно. В таких случаях, следует добавить новую информацию в анализ.

Шаг 6: Применение результата

Последний шаг пространственного моделирования – применить полученные результаты на практике, т.е. приступить к планированию и постройке школы в данном месте.

ПРименение концептуальных карт для разработки онтологий

Д. В. Кудрявцев53

Для представления машиночитаемых концептуальных моделей используются онтологии. Для получения экспертных знаний и представления человеко-ориентированных концептуальных моделей удобны концептуальные карты, которые интуитивно понятны неспециалистам в области инженерии знаний. Для разработки онтологий удобно использовать концептуальные карты с расширенным синтаксисом, практический опыт такого применения концептуальных карт является предметом настоящей статьи.

Введение

Концептуальные модели – это инструмент структурирования и представления знаний, позволяющий описывать предметную область в виде понятий и отношений между ними.

Концептуальные модели используются для обучения, передачи знаний, проектирования информационных систем, интеграции информации и приложений, обработки естественного языка, а также для автоматизации рассуждений. Концептуальные карты и онтологии являются распространенными средствами концептуального моделирования. Концептуальные карты [Novak, 1990; Novak&Canas, 2006; Муромцев, 2009] позволяют создавать визуальные модели, удобные для создания, восприятия и запоминания человеком. Онтологии [Gruber, 1993; Гаврилова, 2003; Добров и др., 2009] позволяют формализовать концептуальные модели с помощью понятного компьютеру языка представления знаний (например, Ontolingua, CycL, RDFS, OWL).

Концептуальные карты легки в использовании и понятны экспертам в различных предметных областях, поэтому их используют в качестве промежуточного этапа при разработке онтологий для

информационных систем. Для перевода визуальных концептуальных карт

в формализованные онтологии и обратно существуют специальные программные средства, например Concept-map Ontology Environment (COE) [Eskridge et al, 2006]. Проблема конвертации концептуальных карт в онтологии не столько программно-техническая, сколько методическая. При этом на концептуальную карту налагаются дополнительные требования, отсутствующие в случае «традиционной» концептуальной карты.

.

1. Требования к концептуальным картам,

ориентированным на онтологии

Требования к концептуальным картам, ориентированным на онтологи:

1. Использование стандартных типов связей (a-kind-of, part-of),

2. Обязательное использование родовидовых (a-kind-of) связей для описания понятий,

3. Разделение наименования и значения свойств,

4. Привязка свойства к наиболее общим понятиям-обладателям свойства,

5. Свойства не могут иметь свойств

6. Соблюдение дополнительных синтаксических правил (шаблонов), вытекающих из стандартных языков представления онтологий (RDFS, OWL), см. Табл. 1.

Элементы концептуально й модели

Шаблоны для концептуальных карт

Понятие

Отношение «a — kind-of» (класс — подкласс)

Пример (экземпляр) класса

Связь между понятиями

Свойство понятия

Значения свойства

 

Таблица 1. Синтаксис концептуальных карт, ориентированных на онтологии

2. Виды типовых ошибок

Типовые ошибки в разработке формализуемых концептуальных картах были получены в результате анализа контрольных работ группы в 30 студентов, обучающихся по специальности программист-математик. Типовые ошибки можно разделить на виды по 2-м признакам.

По содержанию:

 Нарушение синтаксиса

 Нарушение эвристических правил разработки «хороших»

онтологий,

 Ошибки именования (лингвистические)

По области применения создаваемой онтологии:

 Ошибки, значимые при передаче знаний «Человек – Человек»

 

 Ошибки, значимые при передаче знаний «Человек – Машина»

Рис. 1. Виды типовых ошибок

3. Примеры типовых ошибок

 

В данном разделе приведены некоторые примеры выявленных типовых ошибок и рекомендации по их исправлению (рис. 2, 3, 4).

Рис. 2. Значения свойства связываются не только со свойством,

 

но и с другими классами и экземплярами

В случае, когда Путаются отношения «класс-подкласс» и «классэкземпляр» (рис. 3) может быть применено правило: Если хотим описывать собственные свойства и связи сущности, то делаем ее подклассом, если не хотим – делаем экземпляром.

 

Рис. 4. Неправильные имена связей, например,

в виде вопросов (где? кто?…)

Заключение

Для получения экспертных знаний и представления человекоориентированных концептуальных моделей удобны концептуальные карты. Для представления машино-читаемых концептуальных моделей используются онтологии. Для разработки онтологий и освоения методов онтологического инжиниринга удобно использовать концептуальные карты с расширенным синтаксисом. При разработке таких концептуальных карт возникают типовые ошибки, связанные с нарушением правил синтаксиса, эвристических правил разработки

«хороших» онтологий и ошибки именования. Данные типовые ошибки следует использовать для расширения требований к концептуальным картам.

Рис. 3. Путаются отношения «класс-подкласс» и «класс-экземпляр»

РАЗБИЕНИЕ НА ОСНОВЕ МУРАВЬИНОЙ КОЛОНИИ

Э. В. Кулиев54

В данной статье рассмотрен подход к решению задачи разбиения на основе муравьиной колонии. Предложен механизм решения задачи разбиения, использующий математические методы, в которых заложены принципы адаптивного поведения муравьиной колонии. Описаны основные механизмы муравьиного алгоритма. Разработана программа решения задачи на основе муравьиной колонии.

Введение

Одной из широко востребованных задач целочисленного программирования является задача разбиения, рассматриваемой в комбинаторном направлении теории графов. Современная СБИС может содержать десятки миллионов транзисторов, поэтому в связи с ограниченными возможностями вычислительных средств (память, скорость) не может быть спроектирована топология всей схемы в целом. Нормальным является разбиение схемы группированием компонентов в блоки.

В результате разбиения формируется множества блоков и межсоединений между блоками. В очень больших схемах используется иерархическая структура разбиения.

Существующие алгоритмы разбиения делятся на два класса: конструктивные и итеративные. Первый класс характеризуется относительной скоростью, но в тоже время низким качеством решения.. Среди итеративных алгоритмов можно выделить детерминированные, где существует четкая зависимость от изменяемого решения, и вероятностные, в которых переход к очередному решению осуществляется случайным образом. Недостаток первых – частое попадание в локальные оптимумы, вторые же имеют повышенную трудоемкость.[1]

В последние годы интенсивно рaзрaбaтывaется научное нaпрaвление Natural Сomputing – «Природные вычисления», объединяющее мaтемaтические методы, в которых зaложены принципы природных

мехaнизмов принятия решений.

Имитaция сaмооргaнизaции мурaвьиной колонии состaвляет основу мурaвьиных aлгоритмов оптимизaции – нового перспективного методa природных вычислений.

Механизмы разбиения на основе муравьиной колонии

Основу «социaльного» поведения муравьев составляет сaмооргaнизaция. Особенностью тaкого взaимодействия является использовaние элементaми системы только локaльной информaции.

Мурaвьи используют двa способa передaчи информaции: прямой обмен пищей, мaндибулярный, визуaльный и химический контaкты, и непрямой – стигмержи (stigmergy). Стигмержи – это рaзнесенный во времени тип взaимодействия, когдa один субъект взaимодействия изменяет некоторую чaсть окружaющей среды, a остaльные используют информaцию об ее состоянии позже, когдa нaходятся в ее крестности.[2]

Постановка задачи. Пусть имеем некоторое множество связанных элементов, которые необходимо разбить на два подмножества, таким образом, чтобы число связей между подмножествами было минимальным.

Имеем граф G(X, U), где Х – множество вершин ( ), U – множество ребер. Необходимо разбить множество X на два подмножества X1 и X2,

такие, что , и число связей между X1 и X2 U 1  U стремится к минимуму.

Алгоритм решения задачи. Для решения задачи будем использовать полный граф R(X, E), где E – множество всех ребер полного графа связывающих множество вершин X. На множестве ребер E будем откладывать феромон. На начальном этапе на все ребра графа R откладывается одинаковое количество феромона. В каждой из вершин множества X находится по одному муравью (агенту). Каждый из агентов формирует множество X1i, где i – номер агента. Формирование множества X1i осуществляется последовательно. На первом этапе агент просматривает все свободные на данном шаге вершины Xсi(t), для каждой вершины, затем для каждой из вершин рассчитывается вероятность Pj. Агент выбирает с вероятностью P одну из вершин, которая добавляется в множество X1i(t) и убирается из множества Xсi(t), t = t+1. На втором этапе происходит обновление уровня феромона. На множестве ребер X1i лучшим решением, которое запоминается. Далее осуществляется переход на следующую итерацию. [4,5]

Заключение

Эксперементы показали, что эффективность aлгоритма увеличивaется с ростом рaзмерности зaдaчи разбиения. Особенно хорошие результaты разбиения получaются для нестaционaрных систем, пaрaметры которых изменяются во времени, нaпример телекоммуникaционных и компьютерных сетей.

Описанный алгоритм был реализован в виде программы для ЭВМ. С ее помощью проведены исследования, основываясь на которых можно сказать, что механизмы разбиения на основе муравьиной колонии позволяют наряду с генетическими получать высококачественные решения за приемлемое время.

ОБОБЩЕННЫЙ АНАЛИЗ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ И РИСКОВ В ЗАДАЧЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

В статье представлен концептуальный подход к вопросам осознания рисков и сформулированы основы отношений рисков и неопределенностей.

Введение

В настоящее время ведение проектной деятельности, а в частности одна из составляющих данного процесса – управление рисками проекта – заметно эволюционировала. Изменилось представление самого процесса управления рисками, осознание рисков и их окружения, усложнились методики выбора решения. В первую очередь, это связано с тем, что сама задача управления рисками рассматривается комплексно, а данные, которые накапливались за последние десятилетия, позволяют не только более качественно сформулировать причины риска, но и предложить альтернативы развития рискосодержащего события. В современной литературе пестрит изобилие определений рисков в различных контекстах, при этом неявной становится граница между рисками как ситуациями и неопределенностями ситуаций. В связи с этим возросла важность качественного осознания риска, при кардинальном различении рисков и неопределенностей.

1. Осознание риска

Понимание того, что субъект столкнулся с «ситуацией риска» и ему предстоит выбор из нескольких альтернативных вариантов поведения, называется «осознанием риска». При рассмотрении сущности риска учитывается то, что это понятие включает в себя не только наличие рисковой ситуации и ее осознание, но и принятие решения, сделанного на основе количественного и качественного анализа риска. Таким образом, риск как ситуация, связанная с наличием выбора из предполагаемых альтернатив, имеет важное свойство вероятность.

Вероятность математический признак, означающий возможность рассчитать частоту наступления события при наличии достаточного количества статистических данных. Поэтому риск нельзя определять через вероятность (вероятность признак риска) и тем более неопределенность (отсутствующую возможность определить вероятность исхода события). Однако, так, как вероятность реализации определенного риска в контексте рассматриваемой ситуации характеризует его

«реальность», возможно использовать данную характеристику для расстановки приоритетов при составлении карты возможных рисков при определенной ситуации. То же самое и относится к вероятности реализации риска (следствие, которое может рассматриваться как фактор среды).

Помимо этого необходимо отметить основную из oco6eнностей риска риск имеет свойство уменьшаться с увеличением предсказуемости рискосодержащего56 события. Однако данный постулат справедлив при условии выполнения ряда условий:

 Информация доступна и понятна;

 Учтены основные факторы среды риска, которые оказывают на него непосредственное влияние, или выступают в роли катализатора развития событий;

 Есть возможность предпринять и своевременно предпринимаются необходимые для достижения поставленной цели действия.

Так как риск выражается процентной (или количественной)

возможностью не совершения благоприятного события, то чем больше существует возможностей предвидеть, совершится или не совершится это событие, тем меньше значение риска. Таким образом, качество собранной о риске информации в процессе идентификации и анализа риска непосредственно зависит на критичность риска. Если риск не сопровожден достаточным описанием, то управлять им, предпринимать какие-либо действия для предупреждения негативных последствий, а тем более говорить о качестве его управления нецелесообразно. В данном случае управление риском может быть и самой рисковой операцией, исход которой может быть непредсказуем.

Практика показывает, что при управлении рисками проекта низкоквалифицированным персоналом отклонение от поставленных целей может быть существенно и величина отклонения пропорциональна

сложности рисковой ситуации. Это связанно с тем, что качество

определения среды риска и факторов, влияющих на риск низкое, что является причиной развития «непредвиденных» ситуаций, которые могли быть замечены более квалифицированным персоналом. При этом величина ущерба, полученного при реализации риска зависит от того,

насколько поздно были обнаружены «непредвиденные обстоятельства».

Риск нельзя определить и как событие. Событие в данном случае условие возникновения рисковой ситуации – фактор риска. Исходя из вышесказанного, дадим следующее определение.

Риск ситуация, связанная с наличием выбора из предполагаемых альтернатив путем оценки вероятности наступления рискосодержащего события, влекущего последствия, результат которых имеет значение в контексте рассматриваемой задачи. (1)

В современной литературе категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае

совершения такого события возможны три экономических результата:

отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль). Также возможно четвертое последствие реализации риска – формирования особых условий среды, которые могут непосредственно привести к реализации других рисков.

Другими словами, риск можно охарактеризовать как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения определенных результатов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде деятельности. Сказанное характеризует категорию «риск» с качественной стороны и создает основу для перевода понятия «риск» в количественное.

Действительно, если риск это опасность потери ресурсов, то существует его количественная мера, определяемая абсолютным или относительным уровнем потерь. В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом), стоимостном (денежном), временном выражении, если ущерб поддается такому измерению. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние, либо общие затраты ресурсов на данный вид деятельности, либо ожидаемый результат от операции. Выбор той или иной базы не имеет принципиального значения, но следует предпочесть показатель, определяемый с высокой степенью достоверности.

Как правило, в абсолютном выражении риск исчисляется, когда речь идет об одной конкретной сделке, проекте. Если же необходимо определить допустимый уровень риска при совершении различных

операций, то применяются относительные показатели.

2. Неопределенности и риски

При рассмотрении рисков возможно выделить ряд основных источников неопределенностей:

 неполнота, недостаточность знаний о сфере, среде, окружающем мире.

 случайность57

Спланировать каждый данный случай невозможно (например, выход оборудования из строя, внезапное изменение тенденций рынка, появление новой, революционной технологии и т. п.;

 противодействие.

Примером проявления противодействий может быть нарушение договорных обязательств заказчиками или исполнителями.

В данном контексте следует различать понятия риск и неопределённость. Неопределенность означает недостаток информации о

вероятных будущих событиях, риск же означает ситуацию, в которой

люди точно не знают, что случится, но представляют вероятность каждого из возможных исходов. В отличие от неопределенности, риск является измеримой величиной, его количественной мерой может служить вероятность благоприятного или неблагоприятного исхода.

3. Отношение и связь неопределенностей и рисков

Как правило, качественная взаимосвязь между неопределенностью и риском выражается в следующем: чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем больше и степень риска.

Однако рассмотрение взаимосвязи неопределенности и риска в подобном контексте является недостаточным. Существование неопределенности в ситуации, характерной проекту, означает наличие риска. Неопределенности, при этом, являются одним из аспектов классификации рисков. Примером может служить квалификация рисков по из уровням реализации: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. При этом уровень, характеризующий неопределенность одновременно устанавливает уровень значения риска, а соответственно и его важность, приоритет.

Нельзя утверждать, что недостаточность информации о деятельности конкурента, в среде, смежной со средой рассматриваемого проекта, не является причиной существования рисковой ситуации. И чем выше неопределенность, тем, по определению, выше риск. Однако для определения существования реального, а не мнимого риска, необходимо обосновать разумность условий и факторов среды, которые могут из рассматриваемой неопределенности развиться. В данном контексте эти аспекты являются предположениями, и именно на основании

57 это то, что в сходных условиях происходит неодинаково, что заранее нельзя предугадать.

предположений формулируется факт существования риска. Соответственно, для утверждения данного факта, необходимо предупреждение любого развития событий, которые могут трансформировать существующую неопределенность в события. Однако данные действия являются не анализом риска (выходя из определения риска (1)), при котором анализируются вероятностные и качественные характеристики возможных, заведомо известных ситуаций, а являются действиями по его утверждению. Результатом анализа риска является стратегия по его управлению, в отличие от результата анализа неопределенности, при котором формулируется риск, если таковой из нее вытекает.

Также наличие неопределенности ставит под вопрос любую деятельность по управлению рисками, так как результативность стратегии напрямую зависит от количества и качества информации о риске.

Заключение

Таким образом, можно сформулировать следующее: риск не является событием, его не возможно определить через вероятность. Однако риск становится событием при увеличении вероятности его реализации, при этом событие принимается при рассмотрение и реализации задачи идентификации и анализа рисков как фактор среды, воздействующий на процессы и риски. Наличие неопределенностей повышает рискованность предпринимаемых действий и требует более качественного управления рисками. Качество определение риска и выбора стратегии по его управлению напрямую зависит от содержания и уровня неопределенностей в среде проектной деятельности и окружающей его среде. В абсолютном выражении риск исчисляется, когда уровень доступности информации достаточен для утверждения необходимых действий. Если же необходимо определить допустимый уровень риска при совершении различных операций, то применяются относительные показатели.

(Материал взят из книги Информатика, моделирование, автоматизация проектирования: сборник научных трудов — Н. Н. Войта)

Концептуальная карта

Концептуальная карта — это набросок идей, который служит инструментом для упорядочения понятий и предложений в графической и упрощенной форме для укрепления знаний. В концептуальной карте понятия и идеи связаны через графические соединители, чтобы дополнить общее представление о том, что является главной темой. Цель концептуальной карты — получить смысл чего-либо через ссылки, которые можно легко проанализировать.

Что такое концептуальная карта

Концептуальная карта обобщает концепцию в простой схеме идей . Эта схема представляет собой нечто большее, чем просто идеи, так как она позволяет установить толкования той, которая анализирует основу термина, чтобы он мог обрабатывать и облегчать для зрителя общее представление о высказываниях, представленных в таком порядке.

Определение того, что такое концептуальная карта, состоит в том, что она представляет собой важный инструмент обучения, поскольку графика может очертить и разбить идеи и концепции, связанные с центральной темой. Графические формы, используемые для каждого понятия, представляют собой геометрические фигуры, такие как овалы или прямоугольники, которые будут связаны между собой линиями и словами в соответствии с той связью и корреляцией, которые одно определение имеет с другим. Это сформирует сеть, узлами которой будут концепции, а их связями будут отношения, существующие между ними.

Этот инструмент был создан в 1960-х годах американским психологом и педагогом Дэвидом Аусубелем (1918-2008) на основе его теорий о психологии осмысленного обучения. По словам Джозефа Д. Новака, профессора Университета Лойолы, который был первым представителем этого инструмента в 70-х годах, новые концепции приобретаются благодаря открытию или восприимчивому обучению. Поскольку большая часть обучения в школах является адаптивной, учащиеся запоминают определения, но не могут понять смысл понятий. Концептуальная карта, с другой стороны, генерирует активное обучение благодаря тому факту, что она позволяет организовывать идеи.

Для чего нужны концептуальные карты?

Посредством концептуальных карт можно достичь того, что известно как значимое обучение, которое представляет собой объединение и связь, которые студент приобретает с уже имеющимися у него знаниями, с новыми знаниями, которые он приобретает, сумев сделать выводы, которые позволят ему восстановить информацию. в результате. Последнее поможет студенту усвоить то, что он изучал, и легче запомнить данные. Активное обучение также осуществляется, так как студент должен увлекаться изучаемым материалом, выходя за рамки простого запоминания содержания.

Когнитивная структура концептуальной карты служит для дальнейшего развития из концепции. Таким образом, люди, которые анализируют концепции, могут анализировать их и давать им интерпретации, основанные на предыдущих знаниях, которые они имеют по предмету, будучи в состоянии установить связи с новыми концепциями, которые представлены и разбиты на концептуальной карте, которая разрабатывается.

Структура концептуальных карт позволяет синтезировать широкий контент организованным, кратким и простым способом, поэтому он служит вспомогательным материалом для экзаменов, презентаций, выставок и проектов.

Цели концептуальной карты будут зависеть от цели и темы работы. Среди них можно выделить:

  • Для оформления информационной структуры с обширным содержанием.
  • Сообщите сложную идею простым способом.
  • Придумывать идеи из темы.
  • Объединить старые знания с новым контентом.
  • Оценить индекс понимания или непонимания группы людей.
  • Смягчить сомнения по теме и опровергнуть мифы и дезинформацию о ней.
  • Способствовать активному и содержательному обучению в процессе обучения студентов.

Чтобы знать, как создать концептуальную карту, первое, что нужно сделать, — это выбрать среду, на которой она будет написана «на бумаге» или где она будет нанесена (либо на листах бумаги, если она физическая, либо с помощью компьютерной программы). если это цифровой носитель ).

Еще один из наиболее важных шагов, которые необходимо принять во внимание, — это выбор темы для рассмотрения и какой будет подход; необходимые данные должны быть собраны для его разработки; составить резюме, где сосредоточена необходимая информация, и отбросить наименее значимую информацию для центральной оси карты; разработать план или список концепций; установить связи между понятиями и идеями; и, наконец, проведите обзор, прочитав карту, проверяя ее согласованность.

Элементы концептуальной карты

Этот мощный инструмент обучения состоит из нескольких элементов, которые в совокупности обеспечивают максимальное усвоение знаний и в соответствии с его структурой позволяют нам узнать, что такое концептуальная карта. Эти элементы следующие:

концепции

Понятия концептуальной карты — это группа объектов и событий, которые имеет в виду индивид, с помощью которых он строит свои собственные знания по определенной теме. В этом смысле это образы, которые он строит из идей, поэтому он связан со словом.

Эти понятия должны входить в геометрическую фигуру, например, овал или эллипс, прямоугольник или квадрат.

Ссылка Слова

Это те, которые служат для соединения понятий, показывающих тип связи, существующей между одним и другим. Этот элемент очень важен, потому что, помимо придания логического смысла карте, он позволяет свободно читать ее, одновременно определяя порядок приоритетов между концепциями, позволяя точно связать концепции.

Это предлоги, наречия и союзы ; это слова, которые не имеют ничего общего с представленными концепциями. В структуре концептуальной карты они расположены на стрелках или линиях, которые связывают составляющие ее элементы. Среди наиболее часто используемых связующих слов для связывания понятий : «by», «for», «how», «are», «is», «where»; хотя могут существовать ссылки на слова, содержащие глаголы, например, «причина», «требует», «обеспечивает», «изменяет» или «включает».

предложения

Это словесная формулировка идеи, основанная на предыдущих знаниях, которые у человека есть относительно темы, которая будет рассматриваться. Этот элемент является показателем того, сколько знаний студент имеет о предмете и уровне понимания. Предложения могут состоять из двух или более понятий, которые будут объединены связующими словами, которые составят так называемую семантическую единицу.

Линии и разъемы

Линии используются для обозначения потока данных и объединения концепций на карте, следуя определенному порядку, который обеспечивает согласованность выраженного. Соединители относятся к использованию слов, которые связывают одно понятие с другим, так что карта может быть правильно интерпретирована с намерением, в котором она была представлена. Важно подчеркнуть, что его использованием не следует злоупотреблять . Основные используемые разъемы — это слова «и», «о» и «потому что».

иерархий

Иерархия на карте — это порядок появления концепций . Самые важные и общие, с которых начинаются все остальные, появятся в верхней или начальной части концептуальной карты, в то же время размер их блоков и слов будет больше, чем те, которые представляют менее важные понятия.

Наиболее конкретные концепции и идеи будут расположены в нижней части карты, поэтому способ чтения этого типа инструмента будет сверху вниз.

Ключевые вопросы

Этот элемент, также называемый фокусными вопросами, служит для направления ответов. Эти типы вопросов следует задавать в краткой и краткой форме, имеющей отношение к развитию темы, и на них следует отвечать снизу словами, а не предложениями.

Когнитивная структура

Это относится к умственному процессу, используемому людьми для усвоения информации, организации ее таким образом, чтобы ее можно было изучить и запомнить позже. В концептуальной карте предложения должны быть связаны со связующими словами.

Hinterlaces

Ссылки, используемые в концептуальных картах, бывают двух типов: простые и иерархические, в которых линии связывают наиболее важные или общие концепции с концепциями меньшей или конкретной важности, так что их направление является вертикальным; и скрещенные и линейные, которые являются связями концепции, связанной с другой темой, которая, вместе, может привести к заключению.

Характеристики концептуальной карты

Характеристики концептуальной карты — это качества, которые отличают ее от других методов исследования, а именно:

иерархизация

Это порядок важности и инклюзивности, который концепции должны иметь на карте, а те, которые будут иметь большее значение в инструменте, будут оформлены. Вторичные, конкретные идеи и примеры пойдут на дно, а последние останутся без кадров. То, что будет определять иерархию на карте, будет соединительными или соединительными линиями, которые дадут вам соответствующую графическую структуру.

синтез

Это краткое изложение наиболее важного сообщения или темы. Концептуальная карта — это краткое изложение темы, которая может охватывать множество пунктов и сложный контент, что делает ее мощным и полезным инструментом обучения, позволяющим упростить и сжать значительный объем информации, а затем разбить контент.

Визуальное воздействие

Одной из фундаментальных характеристик концептуальной карты является то, что она должна оказывать визуальное влияние на способ представления концептов и семантических единиц. Это должно быть отражено эффектным, но простым способом, который может облегчить его чтение.

Прежде чем получить готовую карту, необходимо сделать несколько набросков, чтобы добавить необходимые элементы и отбросить расходные, чтобы можно было создать успешную концептуальную карту с ключевыми моментами, улучшая каждую версию до достижения окончательной .

Чтобы подчеркнуть достоинства карты, предлагается использовать разборчивые заглавные буквы основных идей и наиболее значимых концепций, которые должны быть выделены на геометрической фигуре, предпочтительно в виде эллипса, который больше контрастирует с текстом и фоном.,

Написание и использование пробелов является еще одной характеристикой, которую необходимо учитывать при создании концептуальной карты, чтобы избежать скопления людей и, как правило, потерять смысл того, что объясняется, что приводит к путанице.

Примеры концептуальной карты

Ниже приведены несколько примеров концептуальной карты различных тем и в разных формах организации, Концептуальной карты воды, Концептуальной карты нервной системы, Концептуальной карты коммуникации и Концептуальной карты фотосинтеза.

+10 ПРИМЕР концептуальной карты

Приближается время экзаменов, вы начинаете готовиться к учебе и обнаруживаете, что программа слишком длинная и запутанная. Не волнуйтесь, это случилось со всеми нами. Конечно, у каждого свои методы обучения, но есть инструмент, позволяющий структурировать и запоминать вся информация на одном листе (даже на одной стороне) в сжатой, понятной и простой форме.

Мы явно говорим о концептуальные карты, те диаграммы, которые объединяют наиболее важные пункты программы в один блок и которые, конечно, очень полезны при обучении. На самом деле они настолько полезны, что мы в учителе решили предоставить Примеры концептуальных карт и посмотреть, как они работают. Действуй!

Как мы продвигались ранее, концептуальная карта — это диаграмма, которая соединяет наиболее важные моменты (или идеи) по определенной теме и позволяет нам увидеть взаимосвязь между ними, помогая нам лучше понять ее. Обычно основные идеи представлены в виде квадратов, связанных иерархическим образом (от наиболее важных к наименее важным или от более общих к более конкретным), соединенных стрелками или линиями.

Точно так же они могут быть структурированы по убыванию, слева направо, от центра к краю и т. Д. Кроме того, во многих случаях его удобно использовать в качестве объединителя понятий в дополнение к строкам, которые мы комментируем, объединяем или объединяем слова концепций, также известные как «слова ссылка».

Эти концептуальные карты оказались вспомогательный визуальный ресурс для студента, сочетающего в себе основные понятия учебной программы. Обобщенное изложение наиболее важных идей. Таким образом, мы можем сказать, что концептуальные карты — это, конечно, очень полезный инструмент для запоминания основных концепций тема, которая в сочетании с углубленным изучением темы очень эффективна, когда дело доходит до запоминания всего содержания необходимо. И на вкус, и по цвету, и по типам концептуальных карт.

Вы хотите узнать некоторые из них?

Изображение: школьные материалы

По мере продвижения вперед существует множество типов концептуальных карт, и выбор того или иного, скорее, зависит от вкуса человека, который его создает, или от требований конкретной темы. среди тех типы концептуальных карт выделим следующее:

  • Иерархическая концептуальная карта: Эта концептуальная карта, безусловно, самая распространенная из всех. Это то, что мы называем нисходящими концептуальными картами, те, которые развивают свои идеи сверху вниз, от более важных или общих до менее важных или конкретных.
  • Концептуальная карта паука: Это типичная концептуальная карта, которая рождается в центре и развивает свои идеи оттуда через различные ответвления наружу в форме паука с маленькими лапками. Конечно, внутренняя или центральная концепция должна быть основной, а все остальное, что из нее выходит, должно быть связано с ней.
  • Концептуальные карты потоков: Это те, в которых одна идея следует за другой, как если бы это была доска в настольной игре.

Поначалу создание концептуальной карты может быть сложной задачей, но после небольшой практики она станет проще и быстрее. Что ж, шаги при создании концептуальной карты будут следующими:

  1. Найдите основную идею темы или «главный вопрос». Это должно быть незаменимой отправной точкой при создании концептуальной карты. Таким образом, этот ключевой вопрос, о котором мы говорили, будет ни больше ни меньше темой, по которой вы будете разрабатывать свою концептуальную карту, а также главной точкой, из которой будут рождаться остальные идеи.
  2. Упорядочить, найти и синтезировать основные идеи темы и определите их в иерархическом порядке от самого важного до наименее важного. Как только вы создадите список со всеми из них, у вас будет большая часть карты. Эти идеи или концепции должны быть краткими и избегать предложений, содержащих более двух или трех слов. Вот почему мы предпочитаем называть эти идеи «концепциями». Когда все будет перечислено, наступит черед упорядочивания идей.
  3. Сделаем набросок схемы выбор модели, которая наилучшим образом соответствует нашим вкусам и потребностям. Создание эскиза рисунка поможет вам добиться гораздо более плавного и законченного конечного результата. Точно то же самое происходит с концептуальными картами.
  4. Как только все прояснится и вы сочтете, что то, что вы делали ранее, вам нравится, пришло время переписать. Старайтесь использовать предложения как связи между концепциями, используйте ясный, синтезированный и краткий язык, который должен быть как можно более наглядным и простым. У вас уже есть концептуальная карта!

В качестве примера мы увидим два основных из двух наиболее часто используемых форм концептуальных карт, паучьей и иерархической.

  1. Концептуальная карта паука, Как видим, он рождается из основной идеи центра и развивается вовне, соединяя идеи друг с другом, как если бы они были паучьими лапками.
  2. Иерархическая карта понятий, Однако он движется сверху вниз (может произойти и обратное), и наиболее важным является то, что мы имеем наверху в значительной степени и конкретизируемся по мере того, как мы спускаемся вниз. Помните, что использование цветов очень важно для иерархического разделения важности или актуальности концепций.

Концепт карты. Блог, авто новинки, видео

Содержание статьи:
  • Фото
  • Когнитивные, концептуальные и ассоциативные карты | Персональный блог Филипповича Андрея
  • Видео
  • Похожие статьи
  • Концептуальные карты – эффективный способ организации идей в ходе мозгового штурма. Концептуальные карты или графы (concept maps) позволяют глубоко рассмотреть предметную область и включают отношения между понятиями.

    Концепт — карты, так же как и интеллект- карты, являются специальной техникой рисования диаграмм.

    Как сделать концептуальную карту. 3 метода:Концептуальная карта иерархий  Когда вы обдумали в ходе мозгового штурма список концептов, связанных с вашим.

    Наиболее известными концепт карами являются: Cadillac Cyclone, Chevrolet Volt, Ford Nucleon, Phantom Corsair, Pontiac Bonneville Special, Porsche 989, Volvo YCC, BMW GINA, Mercedes-Benz F700, Ford Iosis

    И потом, это очередной шаг в сторону semantic web, при том гораздо более наглядный для обычного пользователя, чем разметка OWL. Наличие одной центральной идеи-концепции в отличие от концептуальных и когнитивных карт. Приведенная граф-схема АРИЗ напоминает нейронную сеть. Эти недостатки отсутствуют в инструментальной методике c-map tools на основе концепт-карт c-map , поэтому она предлагается для построения концептуальной графовой модели АРИЗ. Спасибо большое за ссылки и за книги.

    Концептуальная карта — UNICYCLERACE.RU

    Концептуальные карты — эффективный способ организации идей в ходе мозгового штурма. Концептуальные карты или графы concept maps позволяют глубоко рассмотреть предметную область и включают отношения между понятиями или концептами. Такие концептуальные графы Концептуальные карты состоят из узлов и направленных поименованных отношений, или связей, соединяющих эти узлы.


    Концепты и связи имеют универсальный характер для некоторого класса понятий предметной области. Поэтому любая разработка концептуального графа подразумевает анализ структурных взаимодействий между отдельными понятиями предметной области. Это исследование использовало идеи Дэвида Асубеля о формировании понятийного мышления. Современную реализацию связывают с методиками английского психолога Тони Бьюзена. В России примерно в это же время похожие идеи получили выражение в теоретических работах Г.

    Кузнецова по системологии и широко использовались Г. Щедровицким и его последователями в организационно-деятельностных играх. О концептуальных картах с помощью концептуальной карты англ. Концептуальные карты в wikipedia англ. Concept mapping — это технология визуализации взаимоотношений между различными концептами concepts , понятиями, идеями, представлениями. Подобная привязка вскрывает логическую структуру рассматриваемого комплексного объекта.

    Концепт-карты позволяют проследить преемственность идей, выявить развитие концепций, которые генерируются участниками рабочих и креативных групп, обнаруживать неочевидные связи и генерировать нестандартные решения.

    Концептуальное моделирование знаний в системе Concept Map. Они могут быть использованы как начальная точка в большом проект или как деятельность перед началом создания текстового документа. Графическое представление помогает ученикам видеть идеи на бумаге и затем использовать их при написании эссе , докладов или презентаций. Кластеры могут использоваться на различных этапах проекта — от самых простых кластеров до значительно более сложных. Карты причин — отдельный вид концептуальных карт.

    Эти карты помогают ученикам создавать образы причинно-следственных отношений. Анализ причин и следствий крайне важен для понимания сложных систем, таких как исторические события, изменение повадок животных. Видение причины запускает размышление о причине-следствии через построение визуальной карты.

    Ученики создают визуальную карту отношений в форме причина — следствие. Эти карты делают мышление наглядным и облегчают совместное понимание и объяснение ситуации. На картах Видение причины голубые соединения показывают влияние одного фактора на другой, а толщина линий показывает силу влияния. Красные линии показывают отрицательное влияние. Средство Видение Причины карты отношений причина-следствие помогают ученикам Используя карты знаний, учителя и ученики организуют свои знания и представляют информацию логичным и содержательным способом.

    Каждая карта служит своим собственным целям и может быть видоизменена. Эти карты являются полезным средством, при помощи которого ученики могут разложить и обсудить идеи в ходе мозгового штурма и показать связи.

    Средство Видение Причины карты отношений причина-следствие помогают ученикам. Используя карты знаний, учителя и ученики организуют свои знания и представляют информацию логичным и содержательным способом. FreeMind — это ПО для создания mindmaps — карт знаний. Данная программа позволяет разработать карту или схему для представления идей, задач, процессов, мозгового штурма или других соединений. Примеры использования карт и кластеров в портфолио проектов.

    Nursing Concept Maps