Учимся сжимать исходный текст
Уже при первом чтении изложения нужно постараться записать текст на черновике. Безусловно, важно владеть скорописью. Если что-то не запомнилось, лучше оставлять пустые места, чтобы восполнить пропуски позже. Во время десятиминутной паузы между прослушиванием аудиозаписи можно расшифровать сокращённые слова, попытаться определить микротемы.
Часто ученики ошибочно выделяют абзацы, деформируют смысл текста, вставляя то, чего не было в исходном тексте, или упускают важное и сохраняют ненужные детали.
Когда текст полностью записан, можно приступать к его сжатию. Работу нужно организовать поэтапно — с каждым абзацем отдельно. Лучше всего начать с поиска повторяющихся слов. Их мы заключаем в овалы или подчёркиваем. Потом находим однородные члены и заменяем их обобщённым понятием. Из простых предложений выстраиваем сложные, а сложные превращаем в простые, прямую речь меняем на косвенную. Исключаем причастные и деепричастные обороты, вводные слова, цитаты.
Не забываем вести счёт словам, даже таким маленьким, как союзы А, И, предлоги О, В. Подсчитываем количество слов как в каждом абзаце, так и во всём тексте целиком.
Предлагаем вашему вниманию материалы из опыта работы по сокращению текстов изложения в формате ОГЭ-2017.
В исходных текстах уже подчёркнуто то, что подлежит сокращению. Всего слов в предложенных для сжатия текстах может быть от 150 до 175, нужно сократить предложенный текст в два раза, чтобы получилось не менее 70 слов. Хорошо, если сумеем уложиться до 80 слов.
Работа с текстом о маме
Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. 44 слова
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 66 слов
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 55 слов
Всего 165 слов
Вариант 1 сжатия текста о маме
Слово «мама» особенное. Оно сопровождает нас в годы взросления и зрелости, а в языке любого народа звучит нежно и ласково. 20 слов
Место матери в нашей жизни исключительное. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь вдохновляет нас на подвиг. Человек верит, что мама всегда придёт на помощь. 27 слов
Художники, композиторы и поэты создали замечательные произведения о маме. Мы поздно понимаем, что не сказали вовремя добрые слова маме. Нужно всегда дарить ей радость, ведь благодарные дети — лучший подарок. 29 слов
Всего 76 слов
Вариант 2 сжатия текста о маме
Слово «мама» особое. Оно сопровождает нас всю жизнь: от колыбели до старости. Это слово есть в любом языке мира, и звучит оно ласково. 23 слова
Место матери исключительное. Мы делимся с мамой своей радостью и болью, в сложных обстоятельствах зовём на помощь. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь». 22 слова
Многие талантливые люди создали замечательные произведения о маме. Нужно беречь матерей, говорить им хорошие и добрые слова, дарить радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 30 слов
Всего 75 слов
Работа с текстом о шуме в природе
Этот текст достаточно сложен. В нём много рядов однородных членов, есть обобщающие слова, обособленные члены предложения и повторы. Части его не совсем равноценны, поэтому ученики неправильно выделяют абзацы.
Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанию осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц — никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты. 76 слов
Самая богатая музыка — музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие — «звуковой ландшафт». По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках — они всхлипывают и стонут, ясень шипит, берёзы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днём и ночью. 52 слова
Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя — во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада — вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность. 42 слова
(По В. Борейко)
Всего 164 слова
Пример сжатия текста
Многие люди испытывают наслаждение, обращая внимание на дождь, листву, волны, туманное утро. И пение птиц никогда не надоедает. Дикая природа обладает зрительной и звуковой красотой. Различные виды живого мира дополняют друг друга. 31 слово
Музыка природы самая богатая. Канадский композитор считает, что для жителей лесов каждое дерево имеет свой голос: от ветра ёлки стонут, ясень шипит, берёзы шелестят, сосны гудят, и злаки имеют свои «голоса. 31 слово
В природе есть какая-то неизведанная гармония. Симфония звуков окружающего мира имеет недосягаемую ценность. 13 слов
Всего 75 слов
Работа с текстом о культуре
Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 63 слова
Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. 59 слов
Культура — огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. 30 слов
(По С. Цветовой)
Всего 150 слов
Пример сжатия текста
Слово «культура» многогранно. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, знание и красоту. Когда люди поймут это, наша страна станет процветающей. Нужно иметь центры творчества для детей и взрослых. 29 слов
Подлинная культура направлена на воспитание и образование. Поэтому руководить такими центрами должны честные и преданные делу люди, хорошо понимающие значение настоящей культуры. 22 слова
Культура — океан творчества, в котором каждому найдётся дело по душе. Всем нужно участвовать в её укреплении, и тогда наша планета станет прекраснее. 23 слова
Всего 74 слова
Работа с текстом о сказках
Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. 50 слов
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. 64 слова
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки. 61 слово
Всего 175 слов
Пример сжатия текста
Мир сказок прекрасен и увлекателен. В нём всегда торжествует добро, а в финале все счастливы. Но есть сказки, которые вызывают грусть и святые слёзы. 24 слова
Как и люди, есть злые сказки, но их меньше, чем добрых. Сказки не могут быть злыми от природы. 18 слов
Человек специально или случайно причиняет другому боль, забывает об исцеляющей доброте сказок и не находит выхода из жизненного тупика. Надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. 30 слов
Всего 72 слова
Работа с текстом о детских игрушках
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. 37 слов
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 58 слов
Игрушка — это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. 63 слова
Всего 158 слов
Пример сжатия текста
У каждого из нас были любимые игрушки. С ними связаны самые яркие воспоминания из детства, которые бережно хранятся в сердце. 20 слов
В век компьютерных технологий реальные игрушки не привлекают к себе внимания, но остаются незаменимыми в обучении и развитии ребёнка. Они помогают ему общаться, играть и приобретать жизненный опыт. 28 слов
Игрушка — это ключ к сознанию. Чтобы сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Она принесёт в мир ребёнка систему ценностей и воспитает полноценного человека. 27 слов
Всего 75 слов
ruslita.ru
Способы сжатия текста: примеры
Уроки русского языка и литературы в школе очень увлекательны, но встречаются и определенные сложности. Одна из них – это написание изложения. Нам в данном задании необходимо укоротить рассказ учителя или имеющуюся информацию без потери основной мысли. Именно поэтому мы сегодня рассмотрим возможные способы сжатия текста и закрепим полученные знания на конкретных примерах. Обязательно смотрите их, они вам помогут разобраться с методом. Мы возьмем элементарные примеры для ознакомления.
Перед тем как мы рассмотрим способы сжатия текста, необходимо понимать, что бездумно удалять его части (предложения и абзацы) нельзя. Надо вникнуть, понять основную мысль. Лучше всего разделить весь текст на смысловые блоки, каждый озаглавить, опираясь на полученный план, продолжить работу.
Исключение
Способы сжатия текста очень разнообразны. Предложения можно объединять, укорачивать, упрощать, но первым делом мы хотим обратить внимание на такой способ, как исключение.
Это не говорит о том, что можно просто взять и выбросить слишком длинное предложение, нет, его можно заметно укоротить с помощью исключения некоторых слов. Что можно выбросить из исходного текста без потери смысла? Вот вам небольшой перечень:
- синонимы;
- повторы;
- однородные члены предложения;
- фрагмент, который не несет смысловой нагрузки;
- предложения с описаниями и рассуждениями.
Внимательно перечитывайте исходное предложение и получившееся. Второе должно быть компактным, но без ущерба смыслу. Для того чтобы было более понятно, приводим пример.
«На елке висели невероятной красоты шары, гирлянды, конфеты, она переливалась различными цветами: желтым, красным, синим, зеленым». Мы привели специально очень простой пример для тренировки. Попробуйте самостоятельно применить способы сжатия текста, а точнее, исключение и обобщение. Мы получим: «На елке висело много игрушек, которые переливались разными цветами». Смысл не потеряли, но предложение в разы короче изначального.
Обобщение
Для того чтобы получить высокий балл на экзамене, просто необходимо знать способы сжатия текста изложения. Сейчас мы переходим ко второму – обобщению. Мы в прошлом примере уже прибегали к этому способу, когда заменили названия различных елочных украшений одним словом «игрушки». Мы обобщили несколько незначительных частей. Как нужно действовать? Мы находим подобные сложные предложения, вычленяем в них однородное и находим речевую форму, которой их можно заменить.
«На лугу росли одуванчики, лютики, ромашки, маки, тюльпаны и колокольчики». Каким одним словом можно заменить это бесконечное перечисление? Конечно, «цветы». Мы получаем компактное предложение: «На лугу росли разные цветы».
Способы сжатия текста изложения многообразны, но чаще всего используют именно обобщение. Что мы еще можем объединить? Если в тексте несколько предложений подряд повествуют об одном и том же, то можно сделать одно сложное предложение.
Упрощение
Мы рассмотрели некоторые способы сжатия текста с примерами, но не уделили внимания упрощению. Это очень значимый инструмент в работе подобного рода. Приступим!
Мы можем упростить сложное и длинное предложение, то есть разбить его на простые. Конечно, этот прием нужно использовать совместно с другими. Практически любое сложноподчиненное предложение можно заменить простым. Не забываем про эту особенность. Проверим?
«Я уже лег в постель, когда последние солнечные лучи медленно уходили за крыши домов». Получаем «Я лег в постель на закате». Еще пример: «Мама сегодня встала рано, чтобы успеть подготовить праздничный торт на мой день рождения». Получаем «Мама встала рано, чтобы испечь торт».
Еще можно использовать прием перевода прямой речи в косвенную или формулировку основной мысли текста своими словами.
Приемы
Для того чтобы укоротить текст, часто обращают внимание на некоторые приемы. Итак, выделим основные способы сжатия текста, чтобы было проще запомнить:
- замена;
- исключение;
- слияние.
Что мы можем заменить: однородные члены, фрагменты текста, сложноподчиненные предложения простыми, диалог косвенной речью. Исключаем все то, что не несет смысловой нагрузки: повторы, синонимы, предложения с описанием или рассуждением. Слиянию подлежат однотипные предложения, если речь в них идет об одном и том же.
Техника сжатия
Сначала мы внимательно читаем текст и делим на смысловые блоки, так мы составляем план, на который и будем опираться при написании изложения.
Выделяем главную мысль. Ищем «бесполезные» фрагменты текста, которые можно сразу же убрать. Упрощаем сложные, большие фразы и предложения. Применяем все методы и инструменты для сжатия, которые были приведены в данной статье. Не забудьте прямую речь заменить на косвенную, так объем текста значительно уменьшится.
fb.ru
Способы сжатия текста
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (3,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- систематизировать знания по теме;
- научить кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте главное, уметь отсекать второстепенную информацию;
- развивать речь учащихся, ассоциативное мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, интеллектуальные и познавательные способности, культуру общения в разных видах речевой коммуникации;
- прививать интерес к обучению, формировать навыки исследовательской и самостоятельной работы.
Задачи урока:
- научить кратко и ясно излагать свои мысли; находить в тексте главное, отсекать второстепенную информацию;
- применять различные приемы сжатия текста;
- отработать навыки орфографии и пунктуации, работы с алгоритмом;
- развивать навыки комплексного анализа текста.
Оборудование урока:
- мультимедийная презентация,
- игровое поле “Крестики-нолики”,
- брошюра с заданиями,
- компьютер,
- проектор.
Знания, которые получат учащиеся:
- работа с текстом, его анализ и трансформирование в зависимости от поставленных целей и задач;
- умения использовать различные приемы сжатия текста;
- конструирование простых и сложных предложений, текстов разных жанров и стилей;
- орфографические и пунктуационные навыки и умения;
- работа с понятийным аппаратом;
- закрепление ЗУНов в синтаксическом разборе предложений разных типов.
Ход урока
Учитель.
Здравствуйте, я приветствую вас на курсах молодого журналиста, где вы научитесь кратко и ясно излагать свои мысли, редактировать тексты. Для экономии денег наша газета в период кризиса решила экономить на словах. Поэтому в нашей газете нет статей, а есть заметки. Первое занятие будет называться “Приемы сжатия текста”. Запишите название.
Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.
Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок, многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: “звону много, да толку мало”; “язык без костей”; “лучше ногою запнуться, чем языком”…
Выберите, пожалуйста, один из эпиграфов к нашему занятию и запишите его. Объясните, почему сделали такой выбор.(Слайд 2)
Правдивость речи хороша и гладкость,
Но как прекрасна слов правдивых краткость.
А. НавоиКоротко да ясно, оттого и прекрасно.
Русская пословица
При работе нам понадобятся следующие термины: лаконизм, краткий, короткий, компрессия, тема текста, главная мысль текста, ключевые слова. Чтобы вспомнить их значение, я предлагаю вам сыграть в “Крестики-нолики”. (Слайд 3).
Ученики. Ребята выбирают с игрового поля термин, объясняют его значение. Если ответ верен, ставят свой знак – “Х” или “0”.
Учитель.
Что значит “СЖАТЬ ТЕКСТ”? (Слайд 11). “Сжать” текст – это значит “сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце”; “убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное”; “отказаться от подробностей”. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.
Как представить это в виде картинки? (Слайд 12). ПИСЬМО. В нем мы свободно излагаем свои мысли, не следим за количеством слов. Если у нас мало времени, мы пишем ЗАПИСКУ, излагая только самое главное, сообщая минимум подробностей. Если мы ограничены в количестве слов, то пишем ТЕЛЕГРАММУ. Вот так можно представить степени сжатия текста.
Сначала мы потренируемся выбирать емкие и краткие слова для выражения мысли. (Слайд 13).
КРОССВОРД
- Резко, с шумом закрыть (захлопнуть).
- Плохо растущий, болезненный (чахлый) – Каким художественно-изобразительным средством является это слово?
- Идти, делая частые, мелкие шаги (семенить).
- Говорить, перебивая друг друга (наперебой) – наречие.
- Такой, в котором приятно и удобно жить (уютный).
- Ударить, сильно размахнувшись (наотмашь) – Почему на конце Ь?
Посмотрите, как называется этот прием – ЗАМЕНА. Попробуйте свои силы в тетрадях. Замените выделенные слова одним словом. Задание 1. (Слайд 14–15)
1. Все взглянули друг на друга с немым удивлением.
Ученики. Все переглянулись с немым удивлением.
2. В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам.
Ученики. В жизни всегда есть место подвигу.
3. Долгое время он жил, как Робинзон, на не заселенном людьми острове.
Ученики. Долгое время он жил, как Робинзон, на необитаемом острове.
Учитель.
Запишите название этого способа: замена выражения одним словом.
Ученики. Ученики записывают название способа на теоретическую страницу тетради.
Учитель.
Чем интересно следующее предложение? Задание 2. Как его можно сократить? (Слайд 16).
В степи ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка, горит пунцовыми пятнами дикая гвоздика.
Ученики.
Это бессоюзное сложное предложение. Его особенностью является интонация перечисления, которая встречается и при однородных членах предложения. Поэтому для сокращения можно к сказуемым и подлежащим подобрать обобщающие слова: желтеет, белеет, синеет, горит пунцовыми пятнами – пестреет; дрок колокольчики, ромашка, гвоздика – цветы. В степи пестреют цветы или Степь пестреет цветами.
Учитель.
Это явление в русском языке называется синтаксической синонимией.
Запишите название этих способов: 1) замена сложного предложения простым; 2) замена однородных членов обобщающим словом.
Следующее задание по группам.
1-я группа выполняет задание № 3.
Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения существительным с предлогом.
- Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.
- Для того чтобы осуществить свою мечту, люди готовы пожертвовать многим.
2-я группа выполняет задание № 4.
Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Указать, в каких конструкциях определительные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях.
- Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.
- В застывшем небе гасло последнее облако, которое было освещено холодным закатом.
- Огромные тучи, которые были озарены огнями гавани, грудились над портом.
3-я группа выполняет задание № 5.
Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения деепричастным оборотом. Указать, в каких конструкциях обстоятельственные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях.
При деепричастном обороте субъект действия, обозначенный глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенный деепричастием, должны совпадать.
- Настоящий товарищ, если что-то пообещает, никогда не станет тянуть с выполнением обещания.
- Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.
Ученики выполняют задания по группам. При проверке они сверяют свои ответы со слайдами 17,18,19.
Учитель.
Запишите название этого способа: замена придаточных существительным с предлогом, причастным или деепричастным оборотами.
Следующий прием ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации. Справиться с этой задачей вам поможет памятка.
Ученики читают памятку.
- Выделяем в каждом предложении ключевые слова, обращаем внимание на главную часть СПП.
- Отсекаем пояснения, детали, описание маловажных фактов, комментарии.
- Отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать информацию.
Учитель.
Выполните, пожалуйста, задание 6. На основе текста составьте телеграмму. (Слайд 20).
- Альфред Нобель, известный шведский писатель и бизнесмен, был человеком
контрастов: он был сыном банкрота, а стал одним из самых богатых людей в мире,
он любил людей, но остался один на всю жизнь, был патриотом, но умер далеко от
родины, в Италии, его изобретения были известны во всех странах мира, но сам он
никогда не был известен лично.
(Слайд 21). - Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.Лихачев)
Учитель.
Третий прием – СЛИЯНИЕ. Несколько предложений объединяем в одно. Используя памятку, выполните задание 7. Помните, что слияние не обходится без исключения.
Ученики читают памятку.
- Выделяем в каждом предложении ключевые слова, обращаем внимание на главную часть СПП.
- Определяем главную мысль высказывания.
- Определяем смысловые отношения между предложениями (причина – следствие, формулировка закона – пример). Анализируем союзы и союзные слова, вводные конструкции.
- Отсекаем пояснения, детали, описание маловажных фактов, комментарии.
- Отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать информацию.
(Слайд 22).
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что наступит время, когда все ученые будут художниками. Известно, что наука и искусство ставят перед собой разные цели. Но именно потому что они разные, у них есть основание объединиться для взаимной опоры. Ибо то, чего не хватает художнику, он может почерпнуть в науке, и, наоборот, исследователь восполняет недостающее общением с искусством.
Ученики.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что у науки и искусства есть основание объединиться для взаимной опоры.
Учитель.
Попробуем применить наши знания в работе с текстом. Выполняем задание 8.
Ученики читают текст.
Не менее четырех тысяч лет назад из шиповника была выведена роза. Родина розы – восток. Персы выращивали розы в таком количестве, что даже страну свою назвали “Сад роз”.
Настоящий культ роз был в Древнем Египте. Во время прогулок фараона и его гостей дорожки усыпали розами. Во время пиров розовые лепестки сыпались сверху на гостей. В Риме роза стала символом храбрости. Выдающиеся военачальники и политические деятели награждались венками из роз. В средние века во Франции роза стала символом красоты. На празднике роз выбирали королеву – самую красивую девушку.
А вот в Англии роза стала символом войны. В 1455 г. два знатных рода не могли договориться о том, кто из них займет королевский трон. Началась тридцатилетняя война, которая получила название войны Алой и Белой розы, потому что в гербе одних претендентов на престол была красная роза, а в гербе других – белая.
Сейчас роза, как и раньше, носит гордое звание царицы цветов, радует людей своей красотой.
Из журнала “Вокруг света”
Учитель.
Используя знания по анализу текста, попробуйте разложить пасьянс. (Слайды 23–41).
- Определите стиль. (Публицистический.)
- Определите тип речи. (Повествование.)
- Определите тему текста. (Роза.)
- Определите главную мысль текста. (Роза – королева цветов.)
- Сколько микротем в тексте? (4)
- Какой прием сокращения лучше использовать во втором абзаце? (Исключение и слияние.)
Учитель.
Сократите текст. (Для экономии времени можно предложить сократить текст по вариантам). Проверьте, пожалуйста, ваш вариант с моим. (Слайд 42).
Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Что вы узнали сегодня на уроке? (Слайд 43).
Рефлексия.
Учитель.
Мы не зря сегодня с вами трудились, посмотрите на результаты нашего труда. Это проект первого выпуска газеты “С миру по нитке…” (Слайд 44). Спасибо за работу. Встретимся на следующей лекции.
Домашнее задание. Подобрать текст научного или публицистического стиля и, используя приемы сжатия, сократить его.
Приложение 1
Приложение 2
17.04.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Статья по теме: «Приёмы сжатия текста»
ПАМЯТКА
«Как написать сжатое изложение?»
Приёмы сжатия текста
Сжатие текста — компрессия
1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
ИЛИ
1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».
2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».
3. Удаление, исключение «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник — то, что находится под окном; подушка — то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…» = «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник — то, что находится под окном». Различные способы сокращения информации даются в упражнениях, поэтому важно не столько понять, сколько практически овладеть этими приемами.
Способы сжатия текста:
Выделите опорные слова в предложении.
Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
Проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.
Примеры сжатия теста.
1. Замены:
— замена однородных членов обобщающим наименованием:
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением:
— замена предложения или его части указательным местоимением:
— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением:
— замена сложноподчиненного предложения простым:
— замена прямой речи косвенной.
2. Исключения:
— исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов:
— исключение повторов:
— исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение:
— исключение одного или нескольких синонимов;
— исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко или полно.
3. Слияния:
— образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи:
Источники:
http://aleks-egena100.narod.ru/p32aa1.html
http://russoved.narod.ru
http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme/Szhatie_teksta.ppt — Приёмы сжатия текста Перова И.Н.
http://festival.1september.ru/articles/578272/
http://oster.volsk—sh-3.edusite.ru/p6aa1.html — Готовимся к ГИА – Остер Н.Р.
infourok.ru
Готовимся к ОГЭ по русскому языку: Приёмы сжатия текста
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:
Исключение
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Обобщение
парцеллированных предложений;
ряда предложений;
связанных одной мыслью, частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
Найти в них общее.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения — простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи — косвенной;
части текста — одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.Пример сокращения текста
oge2015.blogspot.com
Способы сжатия текста | Cдам русский язык!
Для того чтобы написать сжатое изложение нужно знать способы сжатия текста:
1.Исключение: убираем ненужные элементы:
- вводные слова;
- однородные члены предложения;
- повторы;
- однотипные примеры;
- риторические вопросы и восклицания;
- цитаты;
- пояснения;
- рассуждения;
- описания.
Пример:
Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.
2.Обобщение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений;
- связанных одной мыслью, частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении:
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
Пример:
Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.
3.Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста – одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.
Пример:
Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут. (замена прямой речи на косвенную)
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
sdam-rus.ru
Приёмы сжатия текста.Как сжать изложение? » Персональный сайт
Апр20
Автор Юлия Терякова. Опубликовано 9 класс
Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимой информации
К приемам сжатия текста относятся:
Исключение
- — вводных слов;
- — однородных членов предложения;
- — повторов;
- — однотипных примеров;
- — риторических вопросов и восклицаний;
- — цитат;
- — деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- — пояснений;
- — рассуждений;
- — описаний;
- — слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
- При исключении необходимо:— Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. — Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во во всем (5 слов)
Обобщение или объединение
— парцеллированных предложений;
— ряда предложений, связанных одной мыслью;
— частей предложений;
— конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При объединении необходимо
— Найти в тексте мелкие, единичные факты.
— Найти в них общее.
— Объединить эти факты на основе общего.
— Сформулировать получившееся предложение.
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.(30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Замена
— однородных членов обобщающим словом;
— сложного предложения – простым;
— части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
— прямой речи – косвенной;
— части текста одним предложением;
— части предложения местоимением .
При замене необходимо
— Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
— Сформулировать получившееся предложение. Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.(12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
jvtieriakova.ru