Самые распространенные форматы изображений и виды форматов
Каждый из нас, так или иначе, сталкивается с изображениями. Давайте посмотрим на вопрос понимания этого термина несколько шире. Ведь форматы изображений включают в себя не только графику (рисунки, фото, анимация, мультипликация и т.д.), но и видео. Отдельно остановимся на вопросах преобразования файлов, а также хранения того или иного типа информации.
Что представляют собой форматы изображений?
Это информация, хранящаяся в файле, которая предназначена для визуализации данных (отображения ее на воспроизводящем устройстве вроде монитора, телевизора, принтера, мобильного девайса и т.д.).
Что же до самой информации в файле, то большей частью она описывает способ визуализации, метод создания цельного статического или динамического изображения, его размер (не путать с размером самого файла), количество и глубину цветов и их оттенков и так далее.
Понятие векторной и растровой графики
Для начала рассмотрим, какие форматы изображений применяются исключительно в стандартном понимании графики. Следует четко разграничить векторную и растровую графику. Эти два типа являются базовыми.
Векторная графика позволяет производить визуализацию объекта на основе математического описания множества совокупных элементов, входящих в состав изображения, которые принято называть примитивами. К ним относятся простейшие понятия, знакомые всем еще со школьной скамьи. Это точки, линии, кривые, окружности, многоугольники и т.д.
Преимуществом такого подхода можно назвать возможность описания в математической модели сколь угодно большого числа отдельных элементов без существенного увеличения конечного размера файла. Кроме того, здесь очень сильно проявляется масштабируемость, что позволяет изменять размеры каждого отдельно взятого элемента или их полной совокупности без потери качества всего изображения. Такой описательный алгоритм годится в основном для графики, создаваемой вручную, например, в каком-то графическом редакторе. Для фотографий этот метод не применим.
Растровая графика подразумевает использование специальной сетки, состоящей из прямоугольных объектов (точек) разного цвета, называемых пикселями. Здесь качество картинки определяется размером сетки (чем больше пикселей по длине и ширине или их суммарное представление, тем качественнее изображения), количеством цветов и их глубиной, применяемой цветовой гаммой (цветовым пространством) и разрешением (количеством пикселей на единицу площади). При этом такой метод позволяет обрабатывать объекты любой сложности и задавать те же плавные переходы из одного цвета в другой, чего нет в векторной графике. Но при этом простые изображения зачастую имеют очень большой размер файла, а возможность точного масштабирования сводится практически к нулю.
Самые распространенные типы графических изображений
Теперь посмотрим на сами форматы файлов изображений, которые применяются в компьютерных технологиях чаще всего.
BMP – простейший вариант, основанный на цветовой схеме RGB (красный, зеленый, синий) и имеющий довольно слабый алгоритм сжатия без потери качества. Преимуществ у него никакого, еще и файлы имеют очень большой размер.
JPG (JPEG) – самый распространенный формат, применяемый чаще всего для хранения фотографий. Сжатие существенное, но и потеря качества очень большая. После сильного сжатия восстановить исходный материал нельзя, но, если его минимизировать, отличия будут малозаметны, а размер файла станет существенно меньше.
PNG – один из самых интересных форматов, который может подвергаться сжатию без какой-либо потери качества. Анимацию этот формат не поддерживает (равно как и два предыдущих), зато при использовании так называемого альфа-канала каждому пикселю можно задать уровень прозрачности, что делает его несколько похожим на следующий тип графики.
GIF – формат, поддерживающий анимацию и алгоритмы сильного сжатия без потери качества. Главное его преимущество в том, что можно создать серию изображений с цикличным повтором или сменой одного другим. Несмотря на слабенькую глубину цвета, применяется в основном для «живых» обоев, анимированных смайлов и аватарок.
TIFF – формат, который чаще всего используется профессиональными веб-дизайнерами ввиду того, что он имеет высокую глубину цвета (192 бита). Сжатие производится без потерь, но работать с таким форматом без специальной подготовки очень сложно. Браузеры картинки такого типа практически не поддерживают.
ICO – формат для создания иконок, поскольку позволяет использовать очень малые размеры рисунков. В плане структуры он несколько напоминает BMP, однако, поддерживает параметры прозрачности по типу GIF и PNG.
EPS – формат двух разновидностей: векторной и растровой графики. В основном используется в издательствах или для создания шрифтов, если в дальнейшем вывод изображения предполагает использование устройств PostScript.
PICT – самый распространенный формат Macintosh. Его универсальность заключается в том, что единый файл изображения может содержать векторную и растровую графику, звук, иметь любую глубину цвета, а также использует прогрессивный метод RLE-компрессии.
PCX – формат для хранения растровых изображений с глубиной цвета 24 бита. Сжатие очень быстрое, но не подходит для преобразования детальной графики, например, фотографий.
RAW – универсальный формат, используемый для изображений, поступающих непосредственно с цифровых камер. Про него можно сказать, что это формат наилучшего качества изображения. Может служить исходным материалом при обработке не только изображений, но и звука. Кроме того, поддержка мета-данных дает огромный потенциал для обработки и применения алгоритмов сжатия без потерь или с потерями любого уровня. Формат достаточно специфичный и требующий определенных знаний при работе с ним.
Форматы файлов специализированных графических редакторов
Кроме стандартных типов, отдельно можно выделить форматы графических изображений, применяемых в специализированный редакторах.
PDF – формат, который может содержать текстовые и графические данные. Разработан корпорацией Adobe. Этот формат предполагает использование разных методов сжатия для каждого конкретного элемента, содержащегося в конечном файле. Сегодня он является универсальным в основном для технической документации в электронном виде.
CDR – векторный формат графического редактора Corel Draw. Обработать его можно только таким программным пакетом. Другими редакторами не поддерживается, но легко экспортируется в другие форматы.
AI – формат программы Adobe Illustrator, поддерживаемый большинством других редакторов. Главная особенность – наивысшая стабильность изображения и полная совместимость с технологией PostScript. Может использоваться как промежуточный формат при переводе из одного в другой.
PSD – лучший формат изображения программного пакета Adobe Photoshop для промежуточного редактирования сложных изображений. Позволяет использовать слои и режимы смешивания, но имеет больший размер по сравнению с другими форматами. В качестве конечного формата для сохранения файлов применяется исключительно в самой программе.
Изображения большого формата
Если говорить об обработке изображений большого формата, где требуется учесть высокую детализацию, то стоит использовать RAW, TIFF или PSD.
Однако, многие профессиональные фото- и видеокамеры, обладающие матрицами на уровне 20-25 Мп, имеют собственные стандарты. Большинство из них адаптировано к наиболее распространенным типам форматов. Здесь все зависит только от настроек самой камеры. То же самое касается и мобильных девайсов.
Основные типы видео и анимации
Теперь коротко остановимся на видео, поскольку его тоже можно в каком-то смысле трактовать как изображение, вернее, как набор чередующихся изображений (кадров). Здесь определяющим фактором является частота кадров в секунду (fps) и размер картинки в пикселях.
Изначально на заре развития цифрового видео это был всем известный формат AVI, который применяется и до сих пор, поскольку является неким контейнером, содержащим информацию, обработанную или сжатую совершенно разными методами (кодеками). Для воспроизведения требуется специальный декодер.
Чуть позже появились такие известные форматы, как WMV, MPG, MKV, MP4, VOB, TS и многие другие, причем последние можно рассматривать даже как форматы изображения телевизора высокого разрешения, позволяющего воспроизводить файлы со стандартами качества HD, Full HD (2k) или Ultra HD (4k).
Что касается анимации, сегодня наиболее известной является технология Flash. Изначально это была разработка корпорации Macromedia, но потом ее выкупила компания Adobe и существенно модернизировала. Формат таких файлов – SWF. Он применяется в основном для создания небольших анимационных роликов, компьютерной мультипликации, баннеров или для простеньких игр.
Мобильные системы
Если говорить о мобильных системах (смартфонах или планшетах на базе Android, iOS, Blackberry и т.д.), то специализированные форматы изображений встречаются крайне редко. В основном используются стандартные компьютерные форматы изображений и для графики, и для видео. Однако, без установленных кодеков и декодеров некоторые типы видео воспроизводиться не будут. Именно поэтому придется решать проблему конвертирования исходного материала в другой тип.
К примеру, обычные телефоны воспринимают только формат 3GP. Android или iOS рекомендуют использовать MP4. Но в целом вариантов хватает.
Изменение основных параметров изображений
Наверное, все прекрасно понимают, что редактирование нужно производить при помощи специальных программ.
Простейшие операции по изменению размера, отражению, повороту, наклону и другие можно выполнить даже в самом примитивном редакторе Paint, который входит в комплект любой «операционки» Windows.
Если же требуются более сложные действия, скажем, изменения цвета, насыщенности, контрастности, редактирование слоев, разбивка изображения на отдельные составляющие и прочее, то придется использовать профессиональные пакеты вроде вышеупомянутых Corel Draw или Adobe Photoshop.
Для редактирования видео имеются свои утилиты, например, Vegas Pro. Кроме стандартных возможностей, в них можно применять специализированные эффекты и системы моделирования, позволяющие переносить на заранее построенную математическую модель реальное изображение по типу того, как снимался бой Морфеуса и Нео в первой части «Матрицы».
Преобразование форматов
Преобразование (конвертирование) производится при помощи утилит, называемых конверторами. Один из самых ярких представителей – Xilisoft Video Converter, который умеет преобразовывать и графику, и видео.
Для графики можно предпочесть, например, ACDSee Ashampoo Photo Commander, Free Image Convert And Resize или что-то еще. Сегодня таким программ можно найти очень много.
Единственное, на что стоит обратить внимание, это конечный формат и возможную потерю качества (форматы сжатия изображений). При просмотре картинки или видео на смартфоне или планшете это будет не так заметно, но вот на телевизионной панели разница станет весьма ощутимой.
Какой формат предпочесть для хранения данных?
Фото на компьютере можно хранить в универсальном JPG-формате. При их просмотре на мониторе особая четкость не нужна. Другое дело, когда фотографии нужно напечатать. Тут лучше использовать оригинальные форматы камер.
При переводе одного формата в другой восстановить «исходник» иногда будет просто невозможно, так что, предоставляя файлы в студию, менять их начальный вид не рекомендуется. Исключение, если вы обладаете необходимыми знаниями и производите редактирование сами с использованием профессионального ПО.
То же самое касается и видео. Все зависит от того, на каком устройстве оно будет просматриваться.
Заключение
Форматы изображений многочисленны и разнообразны, это может быть и графика, и видео. В статье были рассмотрены наиболее популярные форматы. Вопросы их обработки и преобразования, выбора программных средств, используемого формата для хранения данных и т.д., каждый пользователь решает сам.
fb.ru
Какие бывают форматы фотографий?
Цифровая фотография – это прежде всего компьютерный файл. И, как любой компьютерный файл, она имеет формат. Для цифровых фотографий в основном применяются три формата: JPG (JPEG), TIFF и RAW. Для 3D-фотографий – новый формат МОР.
В результате дальнейшей обработки на компьютере мы можем, конечно, из фотографии сделать документ любого формата, хоть офисный DOC. Но изначально в фотоаппарате в зависимости от его настроек формируется один из трех стандартных. Каждый имеет отличительные особенности. Общая закономерность выбора формата формулируется следующим образом: чем больше сжатие, тем хуже качество.
Это значит, что, сжимая изображения, мы жертвуем информацией о тональности, текстурах и детализации, а также возможностью последующего полноценного компьютерного редактирования фотографии – всё в пользу уменьшения объема файла и, как следствие, большей скорости фотографирования и увеличенного общего количества изображений, умещаемых на карту памяти фотоаппарата.
JPG
Самый популярный и распространенный формат файлов изображений – JPG, или JPEG (от Joint Photographie Experts Group – объединенная группа фотографических экспертов). Это совместная рабочая группа, образованная международными организациями ISO, Международной электротехнической комиссией и ITU-T (подразделением Международного союза электросвязи). Ее цель – разработка эффективных цифровых форматов сжатия для фотографических изображений.
JPEG – это сжатый формат. Причем сжатие происходит с потерями информации, что сказывается на качестве изображения и возможностях его дальнейшей обработки. Но в подавляющем большинстве случаев качества JPEG достаточно для рядового фотопотребителя. Каждый цифровой фотоаппарат может выдавать сжатые JPEG-изображения, применяя при этом собственные алгоритмы сжатия. Более того, простые камеры (например, цифровые компакты) предлагают JPEG как единственный вариант сохранения фотографий.
Преимущества JPEG, которые определили его массовость:
любое устройство, которое умеет работать с изображениями (и компьютер, и различные медиаплееры, и принтер, напрямую печатающий снимки с фотоаппарата), понимает, что такое JPEG и как его открывать;
использование JPEG во время фотографирования увеличивает скорость серийной съемки, потому что JPEG из-за своего малого размера не требует много времени для записи на карту памяти;
JPEG оптимально сочетает малый размер при приемлемом качестве для отображения на мониторе.
Естественно, у формата есть и недостаток – само сжатие, во время которого происходит удаление части данных из файла. Чем оно больше, тем заметнее ухудшение качества. Степени сжатия бывают разные – при максимальном, что уменьшит размер файла в 50 раз, на выходе получится изображение, на котором разобрать что-нибудь внятное весьма проблематично. У большинства фотокамер в настройках можно задать степень сжатия. Возможно несколько вариантов.
Economy (экономичный), Normal (нормальный), Fine (хороший), Extra Fine (отличный).
Standard (стандартный), Good (хороший), Better (лучший), Best (наилучший). S Small (маленький), Medium (средний), Large (большой), Extra Large (очень большой).
Единых терминов и алгоритмов не существует, поэтому каждый производитель фотокамер может вкладывать разные понятия в одно и то же, а также применять собственные приемы сжатия изображения.
Принимая решение о том, какой формат лучше использовать, следует иметь в виду – сжатие в JPEG обладает кумулятивным эффектом. Это значит, что при его открытии в какой-либо программе для работы с изображениями и при повторном сохранении сжатие применится вновь, удалив очередную порцию информации из файла. Многоразовая перезапись JPEG-файла постепенно снижает целостность изображения.
Чтобы избежать этого при редактировании нашей фотографии в несколько приемов, лучше сохранять открытый JPEG-файл в формат TIFF. И только на последнем этапе, получив окончательное изображение, вернуться к первоначальным настройкам.
TIFF
TIFF (от Tagged Image File Format – теговый формат графических файлов) до определенного времени был единственным форматом профессиональных фотографов. Он может быть несжатым и хранить в себе гораздо больше информации о глубине цветов, в отличие от стандартного JPEG.
Среди преимуществ TIFF – его универсальность. Как и JPEG, данный формат понимают все устройства и программы, работающие с изображением. Однако за отсутствие сжатия приходится платить увеличенным размером файлов, которые требуют большего времени на обработку и сохранение, а также на передачу между различными устройствами или по компьютерным сетям.
Обычно размер файла TIFF равен разрешению матрицы, умноженному на три, – к примеру, 10-мегапиксельная фотокамера будет создавать изображения размером около 30 Мбайт.
Данный множитель обоснован использованием трехцветной модели RGB, то есть устройствам нужно сохранять по 10 Мбайт информации о красном, зеленом и синем спектрах фотографии.
RAW
RAW (от англ. raw – сырой, необработанный) служит для сохранения изображения без сжатия или со сжатием без потерь. Данный формат появился гораздо позже TIFF и сейчас постепенно приходит ему на смену.
Во всяком случае все фотоаппараты уровня не ниже любительских зеркалок, да и часть цифрокомпактов позволяют сохранять изображения в формате RAW. В данном варианте камера не совершает никакой предварительной обработки, все необходимые изменения и настройки мы будем выполнять вручную. Это более профессиональный, пусть и трудоемкий подход, при котором максимально участие человека в формировании конечного изображения и минимальны потери от сжатия. Даже если RAW сохранить на компьютере в JPEG, получится изображение гораздо более лучшего качества, чем исходный формат фотоаппарата. Это из-за того, что производительность компьютера большая, чем у процессора камеры.
Молодость формата сказывается на том, что у него нет единой спецификации, как, к примеру, у JPEG или TIFF.
Каждый производитель фотокамер имеет свою разновидность RAW с разной внутренней структурой и даже уникальным расширением. Например, Konica Minolta собственные RAW-файлы называет MRW, Nikon использует расширение NEF, Canon – CRW и CR2. В связи с разностью подходов, относительной молодостью и не распространенностью формата его нельзя назвать универсальным.
Чаще всего, чтобы просматривать и редактировать RAW-файлы на компьютере, приходится устанавливать дополнительное программное обеспечение, которое всегда можно найти на диске, прилагаемом к фотоаппарату, или на сайте производителя устройства.
В зависимости от марки и модели различаются шаги конвертирования RAW, но не его общий смысл. Поэтому все программы для работы с данным форматом действуют одинаково – они открывают файл и определяют, какими настройками мы пользовались при съемке, что дает нам возможность в некоторых пределах поменять баланс белого, тональность, экспокоррекцию и прочие характеристики цифрового изображения.
Формат RAW содержит полную информацию об изображении, что позволяет при компьютерной обработке сцен со сложным контрастным освещением вытянуть детали из теней, не теряя информацию о светах.
mlfoto.ru
Основные стандартные форматы фотографий — Фотография
Исторически выделяются пять различных стандартных форматов фотографий и фотографических технологий, широко применявшихся на протяжении всего 19-го века: даггеротип, амбротип, тинтайп (ферротип), Cartes-де-Visite («визитная карточка»), «Альбомные фотокарточки». Технологии фотографии перекрываются во времени, но составляют ядро системы фотографической методики начиная с 1800 года.
Внимание! Материал является собственностью zen-designer.ru. Копирование статьи на другие интернет-ресурсы категорически запрещается.
Даггеротипия: 1839 — История начинается
1839-й год признается пиком расцвета истории фотографии.
Именно в 1839-м году Луи Жак Манде Даггер, коммерческий художник и театральный режиссер, потратив 10 лет на разработку и усовершенствования метода, представил публике уникальную инновационную технологию создания фотоснимков на медной пластинке, покрытой светочувствительным слоем. Господин Даггер был опытным промоутером. Изобретатель прекрасно понимал: дальнейшая разработка технологического процесса станет невозможной без надлежащего финансирования, тем более после того, как технология фотографии станет достоянием огромного числа фотолюбителей и профессионалов. Даггер убедил французское правительство предоставить ему пожизненную пенсию в ознаменование совершенного им научно-технологического прорыва, которым художник поделился с миром.
Даггеротип мгновенно приобрел коммерческий успех во всем мире. Только в одном Нью-Йорке известно более 70 фотоателье, производившие даггеротипы в 1859 году.
Технология преобладала до конца 50-х пока не был изобретен новый способ фотопечати — амбротипия, ставший популярным из-за привлекательной дешевизны. К 1860 году даггеротипия практически перестала существовать.
Иллюстрация представляет один из старейших даггеротипов.
Амбротипия: 1854 — Изображения на стекле
До 1854-г даггеротипия оставалась весьма дорогостоящей и трудоемкой технологией. В 1854 году американец Джеймс Каттинг запатентовал принципиально иной метод, который позволял воспроизводить привлекательные изображения на стекле. Прямоугольный кусок высококачественного стекла с лицевой стороны обрабатывается светочувствительным коллодием и помещается в фотокамеру. Изображение экспонируется на светочувствительный слой, в результате чего получался негатив. Обратная сторона стекла покрывается непрозрачным черным лаком. Иногда сзади помещается черная матовая бумага или ткань. В результате сочетания негатива с черной подложкой и определенных свойств лучей света получался оригинальный позитив.
Традиционный амбротип
С конца 50-х вместо прозрачного стекла применяли цветное, что несколько разнообразило фотоснимки и необходимость матирования изнанки отпала.
Срок жизни амбротипии был коротким. Метод еле дотянул до середины 60-х.
Ферротипия: 1856 — Искусство для народа
Запатентованный в 1856 году профессором химии из Огайо Гамельтоном Смитом метод тинтайп, не представлял собой ничего революционного, но лишь был эволюцией ранних экспериментов к коммерческой технологии. Ферротипия — это давно известные испытанные технологии, репродуцирующие изображение не на стекле, а на пластине железа.
Ферротип — металлическая пластинка, покрытая слоем светочувствительной эмульсии биологического происхождения. Субстрат эмульсии составлял природный белок амбулин.
Типичный классический ферротип.
Век тинтайпа оказался самым продолжительным. Несмотря на высокое развитие других технологий, например, получение фотоизображений на обычной бумаге, тинтайп пользовался успехом вплоть до 20-го столетия. Позже метод фотопечати использовался в основном для изготовления сувенирной продукции.
Cartes-de-Visite: 1859 — Визитная карточка
Cartes-de-Visite, сокращенно CVD, буквально переводится переводится как «карта посетителя» («визитная карточка«), хотя фотоснимки редко использовались по прямому назначению.
Впервые термин упомянут в издании «Руководство фотографа: Практический трактат», опубликованном в 1862 году, где признается портретным жанром. Позднее термин заменен на более привычный — фотокарточка.
Эволюционная тенденция ранних Cartes-de-Visite оказалась проще и экономичнее, чем тинтайп, поскольку фотоизображение визуализировалось на бумаге. Применялась тонкая бумага высокого качества, покрытая амбулином, приготовленным из яичного белка, а затем сенсибилизированным раствором серебра. Амбулин неизбежно желтел, окрашивая фотоснимки знакомым нам тоном сепии, оттенками светло-коричневых тонов.
«Визитная карточка» девятнадцатого столетия. Типичный образец.
Фотобумага и открытки не были настолько же прочными, как металл, зато привнесли значительно более высокое качество печати, что особенно привлекало широкие массы потребителей. Изображения выглядели более элегантно и их легче было обрабатывать.
CVD привел к расцвету недорогой фотографии, доступной для всех.
Альбомные фотокарточки: 1866 — Современная элегантность
Альбомные фотокарточки — более усовершенствованная версия формата «визитных карточек», полностью заменившая последние к началу 80-х и ставшая доминирующим форматом до конца века.
Перспективный формат применял те же технологические шаги Cartes-de-Visite, но площадь фотобумаги увеличилась более чем вдвое. Тяжело принимался фотографами, пока не изобрели принципиально новый тип фотокамер. Тогда использование фототехнологии стало предельно очевидным.
90-е годы 19-го столетия позволили фотомоделям проявить свою индивидуальность и выражать эмоции на фотоснимках.
Таблица ниже приводит основные стандартные форматы фотографий 19-го века, показывает периоды существования и упадка.
Таблица форматов фотографий
Метод | Появился | Популярность | Спад |
---|---|---|---|
Дагерротипия | 1839 | 1842 — 1856 | 1857 — 1860 |
Амбротипии | 1854 | 1855 — 1861 | 1862 — 1865 |
Ферротипия | 1856 | 1860 — 1870 | 1872 — 1878 |
Cartes-de-Visite | 1859 | 1860 — 1880 | 1880 — 1889 |
Альбомные | 1866 | 1875 — 1900 | 1901 — 1903 |
Временная диаграмма.
Следующая аблица перечисляет явные характеристики стандартных форматов фотографий 19-го века, позволяющие легко определить тип фотографии.
Характеристики фотографий
Формат | Особенности |
---|---|
Даггеротип | Изображение блестящее, подобно зеркалу. При рассмотрении под углом изображенное трудно различимо, появляется радуга. Оборотная сторона цвета меди. |
Амбротип | Визуализация на стеклянной пластине. Присутствует ощущение глубины (псевдо-трехмерный эффект). |
Ферротип | Фотография на почерневшей металлической пластинке. Липнет к магниту. |
Cartes-de-Visite | Фотоизображение сделано на тонокй бумаге с размерами, примерно, 50 х 100 мм. |
Альбомные фотокарточки | Фотообраз смонтирован на плотной бумаге с размерами, примерно, 100 х 160 мм. |
Тэг:
zen-designer.ru
Искусство применения формата кадра в цифровой фотографии · «Мир Фотошопа»
Существует множество аспектов в искусстве построения композиции кадра, но вы наверняка никогда не задумывались о соотношении его сторон. Формат — это термин, используемый для описания соотношения между шириной и высотой изображения. Причина, по которой фотографы часто не думают о формате, очень проста: этот параметр зависит от камеры, поэтому многие склонны воспринимать формат как нечто неизменяемое.
Технологии изменили ход дела. Современные цифровые камеры дают фотографу возможность выбрать формат из нескольких вариантов, каждый из которых имеет свои характеристики. Изображение также можно обрезать в ходе последующей обработки.
Знание характеристик форматов конкретной камеры помогает фотографу правильнее компоновать кадр, а также учит видеть, когда обрезка фотографии в другой формат позволит улучшить композицию изображения.
Как уже было упомянуто, формат — это соотношение ширины и высоты. Обычно он показывает, насколько квадратным (1:1) или вытянутым (16:9) является изображение. Выражают формат формулой ширина: высота (параметр ширина всегда идет первым). Формат 35 мм камер — 3:2. Цифровые камеры fx или dx, независимо от количества мегапикселей и размера сенсора, применяют формат 3:2. Это значит, что ширина изображения в полтора раза больше, чем его высота (и наоборот, если взять вертикальный или «портретный» формат). Фотографии выше сделаны на цифровую зеркальную фотокамеру 35мм, их соотношение сторон составляет 2:3 при вертикальной ориентации.
Форматы
Большинство камер, за редким исключением, используют один или два формата. 3:2 обычно бывает у 35мм цифровых камер, а 4:3 используют компактные фотоаппараты и микрокамеры. Если вы посмотрите на фото выше, вы увидите, оно сделано в формате 4:3 и больше обрезано. Мне больше нравится вариант 4:3, так как осталось меньше лишнего пространства вокруг белого цветка. Мы поговорим об этом подробнее чуть позже.
Любители пленочных камер имеют больше вариантов на выбор благодаря существованию среднеформатных, крупноформатных и панорамных фотоаппаратов.
Ниже представлен краткий обзор существующих сегодня форматов. После я объясню, как соотношение сторон влияет на композицию.
3:2
Формат 35 мм цифровых и пленочных камер, а также некоторых камер Leica среднего формата, беззеркальных фотоаппаратов и компактов класса «high end». Это соотношение сторон применяется еще с тех времен, когда Оскар Барнак выбрал его для камер Leica.
4:3
Применяется в микрокамерах, в большинстве компактных камер, в некоторых цифровых среднеформатных цифровых и пленочных камерах, которые применяют формат 6×4,5см. Также используется в мониторах и неширокоэкранных телевизорах.
7:6
Применяется в некоторых среднеформатных камерах, таких как серия пленочных фотоаппаратов Pentax 67. Такие камеры создают негативы или слайды размером 6×7 см. Некоторые среднеформатные дальномерные фотоаппараты используют это соотношение сторон.
1:1 (или 6:6)
Традиционный квадратный формат. Применяется в основном в среднеформатных пленочных камерах, например, марок Hasselblads, Rolleiflexes и Pentacon Six TL. Также используется в фотоаппаратах типа «toy camera»(марки Holga, Diana). Несколько производителей создали 35мм камеры с квадратным соотношением сторон кадра в тридцатых и сороковых годах (размер негатива 24×24), однако идея не прижилась. Единственными 35 мм фотоаппаратами с квадратным форматом изображения являются пластиковые камеры марки Lomo и забавные фотоаппараты Blackbird 35mm twin lens reflex.
5:4
Используется крупноформатными камерами, которые работают с плоской пленкой размером 5×4 или 10×8 дюймов. Больший формат 10×8 вышел из употребления, и фотографы в основном работают с пленкой 5×4дюйма.
16:9
Панорамный формат, применяемый в среднеформатных панорамных пленочных камерах. Некоторые ранние модели компактных камер Panasonic имели этот формат. Он также используется при широкоэкранном видеозахвате.
12:6 (или 2:1)
Сверхширокий панорамный формат, используется в панорамных пленочных камерах среднего формата, например, в серии Linhof Technorama (Linhof выпускают фотоаппарат серии Technorama формата 17:6).
Соотношение сторон в композиции
На сегодняшний день формат 3:2 в 35 мм камерах остается самым широко используемым. Причины, по которым именно его выбрал Оскар Барнак для Leica, не зафиксированы; возможно, он выбран потому, что такое соотношение сторон почти совпадает с размерами золотого прямоугольника.
История Золотого прямоугольника берет начало в Древней Греции; он эстетически привлекателен для применения в фотографии, в рисунке, живописи, архитектуре. Фотограф Анри Картье-Брессон, который славился своим мастерством в композиции, использовал теорию золотого прямоугольника в кадре 35мм. Схема выше показывает относительные размеры золотого прямоугольника (красный цвет) и 35мм кадра (желтый), который лишь немного больше.
Правило третей, известное также как закон композиции, является упрощением некоторых идей идеальной композиции внутри золотого прямоугольника.
Проблема 35мм
Кадр 35мм (или золотой прямоугольник) работает хорошо, если камера в панорамном формате, но не так хорош в вертикальном положении. Прямоугольник слишком вытянутый, его трудно заполнить красиво и правильно.
Я называю эту особенность «проблемой 35мм». Она может вызвать затруднения при работе с любой темой, но особенно с пейзажной фотографией: получается слишком много неба, если формат вертикальный (портретный). По этой причине большинство своих фотографий этого жанра я делаю горизонтальными.
На двух фотографиях выше хорошо заметно различие. Первая слишком «высокая», и кадр становится значительно лучше после обрезки до меньшего прямоугольника. Этот пример показывает разницу между соотношением сторон 2:3(не забывайте, что параметр ширина всегда указывается первым) и 4:5, применяемый в широкоформатных камерах 5×4 дюйма.
Эта проблема стала одной из причин, по которым многие ландшафтные фотографы работали со средне- или широкоформатными пленочными фотоаппаратами в те времена, когда цифровые зеркальные камеры еще не стали нормой. Форматы 4:3, 7:6 и 5:4 представляют собой прямоугольники «короче» в вертикальном положении, поэтому в них легче строить композицию. Эти «короткие» прямоугольники лучше соответствуют журнальной и книжной странице, чем формат 35мм. Такие фотографии нужно меньше обрезать, чтобы уместить на всей странице.
Формат цифрового века
Теперь, когда большинство фотографов пользуются цифровыми камерами 35мм, «проблема 35мм» уже не так страшна: легко обрезать фотографию при последующей обработке. Однако я советую обрезать не произвольно, а до определенного соотношения сторон (например, до 7:6, 4:3 или 5:4). У каждого формата свои особые характеристики, и это научит вас «видеть» образ в кадре. Со временем вы сможете распознавать, когда композиция сюжета выиграет от обрезки.
Микро 4:3
Из-за «проблемы 35мм» такие производители как Panasonic и Olympus утвердили формат 4:3. Эти камеры идеальны в отношении композиции: вам не нужно беспокоиться о проблемах, которые вызывает более длинный кадр.
Предпросмотр в реальном времени и электронные видоискатели
Если у вашего фотоаппарата есть режим просмотра фотографий или электронный видоискатель, стоит посмотреть в руководстве пользователя, есть ли возможность менять формат. Если она есть, то в режиме просмотра та часть фотографии, которая будет обрезана, обозначается серым цветом. Если у вашей камеры есть видоискатель, в нем может быть функция отображения в измененном формате при поиске кадра. Таким образом, компоновать кадр в разных форматах становится очень просто.
Квадратный формат
Заслуживает особого внимания. Это один из моих любимых форматов. Несмотря на то, что на рынке в данный момент нет цифровых камер с квадратным форматом кадра, он все еще очень популярен благодаря пленочным камерам и пост-обработке. Больше о нем вы можете прочитать в уроке Учимся работать с квадратным форматом в фотографии.
Форматы и печать
Есть одна практическая область, где можно наткнуться на проблему форматов — это печать. Если у вас 35 мм камера, вы знаете: большинство видов бумаги для печати не подходят для ваших фотографий (за исключением размеров бумаги 6×4дюйма). Это справедливо независимо от используемого вами формата, хотя в некоторых случаях придется меньше обрезать фотографии. Это одна из причин, по которым многие фотографы предпочитают широкоформатные камеры: формат 5:4 подходит именно к стандартным размерам фотобумаги (5:4 дюйма, 10:8, 16:20 и т.д.)
Бумага для струйных принтеров отличается от фотобумаги, так как изготавливается в соответствии со стандартами Международной Организации по Стандартизации. Этот стандарт пользуется соотношением 1:1,4142 (квадратный корень из двух) и определяет размеры А2, А3, А4, А5 и другие размеры бумаги.
Решение проблемы печати очень простое: печатайте фотографии, оставляя белую рамку. Это красиво выглядит, а также упрощает выбор формата печати. Изображение выше показывает, как выглядит на бумаге размера А3 или А4 фотография, сделанная на камеру 35 мм.
Как обрезать фотографию
Обрезать фотографию легко в программе Lightroom, в Photoshop CS — немного сложнее. Здесь я приведу краткую инструкцию, как это сделать в обеих программах, в остальных программах методы похожи.
Lightroom
Перейдите в модуль Develop, нажмите на иконку Crop. Кликните стрелку рядом со словом Original справа и выберите новый формат из меню или Enter custom для создания собственного формата.
Photoshop CS
Если вы редактируете в Jpeg или Tiff в программе Photoshop CS (а не в Adobe Camera Raw, которая похожа на Lightroom), необходимо сделать некоторые вычисления, чтобы обрезать фотографию до определенного формата. Проще всего выбрать Crop Tool, ввести размеры, до которых нужно обрезать, в полях ширины и высоты. Высота (или ширина в вертикальном формате) должна совпадать с высотой вашего фото в пикселях, затем можно ввести ширину, необходимую для определенного формата.
Например, если фотография в высоту составляет 3888 пикселей, а вы хотите обрезать ее до соотношения сторон 4:3, нужно задать ширину в 5184 пикселя.
Заключение
Надеюсь, это введение поможет вам понять связь размеров кадра и композиции. Используете ли вы камеру 35мм, микрокамеру, квадратный формат, широкий формат или панорамную камеру, пропорции кадра вносят разницу в композицию изображения. В прошлом формат сильно зависел от используемой камеры. Сейчас фотоаппараты дают возможность экспериментировать с форматами, которые вы предпочитаете.
photoshopworld.ru