Моргана фея фото – Фея Моргана — Википедия

Содержание

Кельтские волшебницы

Фея Моргана

Волшебница Моргана (Фея Моргана, ведьма Моргана) героиня английских легенд о короле Артуре. Главным даром феи Морганы было целительство. В ранних произведениях Моргана описана как волшебница, сестра и друг Артура. В поздней средневековой литературе её роль увеличивается, и она становится кровной родственницей Артура, его сестрой.

Вероятно, изначально Моргана была языческой кельтской богиней или её инкарнацией.

(Римские источники упоминают кельтскую богиню-мать по имени Modron, а также существовала ирландская богиня Морриган).

Кроме того, возможно, что её образ был воспринят от водяной нимфы бретонских легенд того же имени (12 в.).

Моргана была старшей дочерью герцога Корнуолла, которую после смерти отца родственники отправили на воспитание в школу при дальнем монастыре. Именно там будущая волшебница познакомилась с основами магии, а также обучилась целительству, в совершенстве освоив все грани этого мастерства.

Когда Артур стал королем, его сестру привезли ко двору, где вскоре выдали замуж за Уриена Горского, бывшего противника ее брата.

Гордой девушке пришлось не по нраву, что она стала разменной монетой в королевской политике, да и брак Морганы нельзя было назвать счастливым, так как супруг постоянно ей изменял, не стараясь даже скрывать свои любовные похождения.

Все эти обстоятельства вынудили сестру Артура покинуть семейный очаг и новорожденного сына и отправиться в Бретань. Там, в загадочном лесу Броселианд, Моргана разыскала волшебника Мерлина и упросила его стать учителем — открыть ей великие тайны магии.

Предание гласит, что Мерлин без памяти влюбился в прекрасную даму и, будучи не в силах сопротивляться ее очарованию, обучил всему, что знал сам. Став могущественной ведьмой, Моргана тут же покинула своего учителя.

Помня о своем несчастливом браке, она прямо в Броселианде устроила настоящую ловушку для неверных рыцарей — Долину без возврата.

Пересечь ее границу мог любой мужчина, а вот вернуться был способен только тот, кто ни разу, даже в мыслях, не изменил своей возлюбленной. Вскоре творение Морганы было заполнено легкомысленными героями, которые томились у нее в плену долгие годы, пока их не освободил верный своей любви рыцарь Ланселот.

Не забыла волшебница и своего брата Артура. Долгие годы Моргана строила козни королю, то пытаясь выкрасть его волшебное оружие, то присылая Артуру в подарок отравленную одежду. Однако после роковой битвы Артура она взяла смертельно раненного брата под свою защиту. Именно Моргана отвезла его на дивный остров Авалон, где стала хранительницей Артура до дня пробуждения легендарного короля.

Мало кто знает, что фея из преданий имела реальный прототип. Считается, что под именем Морганы выступала супруга Уриена, правителя Регеда (древнее королевство на приграничных землях Англии и Шотландии), сын которой, Оуэн ап Уриен, стал основателем многих знатных британских родов, а также был отцом святого Мунго, первого епископа Глазго.

Согласно легендам у Морганы и Мерлина родились три дочери, унаследовавшие дар целительства матери. Секреты борьбы с болезнями отпрыски феи передали своим ученицам, и даже спустя столетия многие дамы из благородных семей Англии легко могли изготовить эликсиры и бальзамы по рецептам Морганы, обладающие обезболивающим свойством и способные залечить самые тяжелые раны. Секрет их сейчас, к сожалению, забыт.

Фея вод Мелюзина

Интересна история и другой кельтской волшебницы — Мелюзины. Согласно кельтским и средневековым легенда, Мелюзина была духом свежей воды в святых источниках и реках.

Детство феи прошло на легендарном острове Авалон, где ее мать, фея Прессина, укрылась после ссоры с мужем — шотландским королем Элинасом.

Когда Мелюзине исполнилось 15 лет, девушка узнала причину разрыва родителей и решила наказать отца, жестоко оскорбившего свою жену. Юная фея заперла Элинаса навеки в огромной горе, но Прессина, все еще любившая мужа, прокляла дочь за самоуправство.

Материнское заклятие обрекло Мелюзину каждую субботу превращаться от талии и ниже в змею, после чего она вынуждена была покинуть Авалон. Приют волшебница нашла на берегах Луары в водах прозрачного лесного источника, близ которого ее встретил Раймондин, племянник графа Пуатье.

Молодой человек влюбился в Мелюзину с первого взгляда и тут же предложил ей стать его женой. Фея согласилась, поставив, правда, жениху условие — он не должен ее видеть в субботние дни. Вначале жизнь молодоженов протекала безоблачно. Благодаря советам жены Раймондин быстро разбогател, а супруга подарила ему десятерых прекрасных детишек.

Но брат Раймондина, завидуя свалившемуся на того богатству, решил разрушить семейный союз родственника. Он принялся распускать порочащие Мелюзину слухи: мол, неспроста графиня скрывается по субботам — не иначе как в этот день она встречается с любовником.

Терзаемый ревностью, Раймондин решился нарушить клятву, данную жене, и в первую же субботу, войдя в покои Мелюзины, увидел вместо красавицы-супруги огромную змею, плавающую в ее ванне. Жена простила Раймондина, но позже, когда супруг обозвал волшебницу змеей, разгневанная фея тут же обернулась драконом и вылетела в окно, навсегда покинув мужа.

С тех пор местом обитания феи стали лесные реки и озера, над водами которых она приобрела безграничную власть. Однако, расставшись с мужем, Мелюзина не забыла своих дегей. Долгие века она считалась покровительницей знатного французского рода Лузиньянов, основателем которого стал один из ее сыновей.

Потомки же феи по женской линии обладали удивительным магическим даром, заставлявшим воду исполнять любые их желания.

Самой известной праправнучкой Мелюзины считается английская королева Елизавета Вудвилл. Благодаря волшебным чарам она смогла женить на себе наследника дома Йорков Эдуарда, а затем помогла ему получить корону. Во времена Войны Алой и Белой розы удержать трон юному Йорку было ох как непросто, но каждый раз накануне решающего сражения ему на помощь приходила… погода.

Так, внезапно налетевший шторм помешал высадиться на английский берег союзникам Ланкастеров, или же перед битвой странный туман окутывал войска соперников, внося сумятицу в их ряды.

И по сей день в Англии Мелюзину называют хранительницей королевской семьи. Британцы верят, что, пока дух этой феи не покинет вод Темзы, с монархами Туманного Альбиона не случится никакой трагедии.

Елена ЛЯКИНА, журнал «Тайны ХХ века»


Вы можете прочитать другие новости на эту тему:


paranormal-news.ru

Кем была фея Моргана

Моргана. Один из самых восхитительных и самых противоречивых образов в мировой культуре. Сестра и любовница короля Артура. Злейший враг Камелота и целительница, врачующая его рыцарей. Воспитанница монастыря и ученица Мерлина. Оборотень и чернокнижница.

Меньше всего Моргана была похожа на веселую девчушку со стрекозиными крылышками или добрую крестную с волшебной палочкой, но книжки и легенды называют ее «феей». Как все эти черты могли ужиться в одной личности? Кем в действительности была фея Моргана? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вернуться к самому началу ее истории, когда знаменитая чародейка была еще кельтской богиней.

Кельтская богиня

Как и всегда, когда дело касается богов, история Морганы туманна и неоднозначна. Исследователи сходятся лишь в том, что когда-то Моргана артуровских легенд была кельтской богиней. По поводу же того, что это была за богиня, версии расходятся…

Версия первая, валлийская. Богиня-мать Модрон

Модрон — валлийская богиня плодородия. Она обладала троичной сущностью и изображалась в виде трех сидящих женщин, держащих в руках атрибуты плодородия — детей, фрукты и хлеб. Согласно легендам, Модрон была дочерью Аваллаха, бога подземного мира. От него она получила в наследство волшебный остров Аваллон — когда-то Аваллах правил на нем самостоятельно, но потом оставил его дочери, уйдя на запад.

Один из главных центров почитания Модрон располагался рядом с валом Адриана — оборонительным сооружением, построенным римлянами на границе своих владений в Британии. Модрон жила на пересечении двух миров — земного и потустороннего, римского и кельтского, и эта двойственность наложила значимый отпечаток на характер Морганы артуровских легенд.

Версия вторая, ирландская. Богиня войны Морриган

Троичность — характерная черта еще одной богини, ирландской Морриган. Точнее сказать, это даже не одна богиня, а три, которые в различных традициях считались либо богинями войны и смерти, либо — любви и войны. В легендах всех трех богинь часто именовали собирательным именем Морриган, и в итоге они слились в единый образ. Морриган обладала даром пророчества и магическими способностями. Обычно она изображалась облаченной в воинские доспехи и держащей в каждой руке по копью. Однако иногда она представала в облике красавицы в длинных зеленых одеждах, вдохновляющей воинов на подвиги и способной предрешить исход битвы с помощью чар. Морриган могла полностью менять свой облик — обернуться вороной, волчицей, уродливой старухой или даже угрем и водорослями.

Версия третья, бретонская. Водяные феи Морганы

Морганами в Бретани называли водяных фей. Это были очень опасные духи, завлекающие людей своей неземной красотой и видениями дивных подводных садов. Поддавшихся чарам водяных фей ждала неминуемая смерть. Морганы изображались юными и прекрасными девами с длинными волосами.

В пользу связи Морганы с водяными духами говорит эпитет «фея». Важно отметить, что в Средневековье это слово обозначало отнюдь не милых миниатюрных существ со стрекозиными крылышками и даже не добрых сказочных волшебниц. Подобный образ начал формироваться только в конце XVI века и получил свое завершение в Викторианскую эпоху.

Феи же кельтских легенд — это наследницы языческих кельтских божеств. Они были ростом с человека или даже выше, могли изменять свою внешность и перевоплощаться в животных. Часто они принимали облик прекрасных дев, с помощью колдовства способных очаровать и погубить любого человека.

В кельтских сказаниях страна фей населена исключительно женщинами. В артуровских легендах эта страна преобразилась в созданную Морганой Долину без Возврата — волшебную долину, окруженную невидимой стеной, откуда мог выбраться тот, кто всегда был верен своей любви.

Чародейка и целительница

Принятие христианства лишило Моргану ее божественной сущности, но не отняло у нее сверхъестественных талантов. В литературе XII века фея Моргана стала чародейкой, обладающей магическими способностями и даром целительства. Языческие влияния даже в церковной среде были еще очень значительны, и волшебница Моргана была союзницей христианского короля Артура, чьей сестрой ее впервые назвали именно в это время.

Самое раннее упоминание о фее Моргане относится примерно к середине XII века. О ней пишет в книге «Жизнь Мерлина» («Vita Merlini») уэльский монах Гальфрид Монмутский. В его истории Моргана — прекрасная чародейка, глава девяти волшебниц, владеющих искусством летать по воздуху и исцелять раны. Именно Гальфрид впервые пересказывает легенду о смерти Артура, которого после смертельного ранения забирает Моргана, чтобы исцелить его на волшебном острове Авалон. Кстати говоря, по версии Гальфрида, Морганы не было на барже, доставившей Артура на остров, — она ждала его там. Целительницей предстает Моргана и в произведениях Кретьена де Труа, одного из самых знаменитых авторов куртуазных романов, жившего во второй половине XII века. Именно благодаря ему истории рыцарей Круглого стола стали неотъемлемым элементом куртуазной литературы — сюжеты его романов «Эрек и Энеида», «Ивейн», «Ланселот», «Персиваль» разыгрываются при дворе короля Артура. Кретьен де Труа упоминает о Моргане лишь вскользь, зато гораздо более важную роль в сюжете играют приготовленные ею снадобья, исцеляющие Эрика и Ивейна. Моргана, подобно феям кельтских легенд, не любит публичности, но ей очень нравится вмешиваться в человеческие жизни.

Злая волшебница

К XIII веку артуровские легенды приобрели такую популярность, что официальная Церковь посчитала необходимым высказать свое мнение по этому поводу. Как несложно догадаться, мнение это было отнюдь не благоприятным — эпопея о рыцарях Круглого стола, повествующая о супружеской неверности и поисках мистического Грааля (концепта, безусловно связанного с христианством, но достаточно еретического по своей сути), противоречила всем проповедуемым этой самой официальной Церковью принципам.

Однако уже тогда церковники понимали, что одними проповедями делу не поможешь, — с рыцарями Круглого стола надо было бороться их же оружием. Так появился цикл Вульгата (около 1230 г.), объединивший пять прозаических романов — «История Грааля», «Мерлин», «Книга о Ланселоте Озерном», «Поиски Святого Грааля», «Смерть Артура». Имена авторов цикла до нас не дошли. Известно только то, что они получили образование в цистерцианских монастырях и разделяли официальные взгляды Церкви. Цисцерцианцы сильно «подправили» артуровскую легенду. Ланселоту и Гвиневере они уготовили покаяние и искупление: он становится отшельником, а она — монахиней, до конца жизни стараясь искупить свои грехи. Тема поиска Грааля приобретает явные черты аллегории поиска Бога человеком. Но более всего досталось Моргане — цистерцианцы не могли позволить развенчанной кельтской богине тихо жить на границах мира христианина Артура. Именно в «Вульгате» она становится злой волшебницей и врагом рыцарей Круглого стола.

Однако, сами того не желая, именно авторы «Вульгаты» способствовали популяризации образа феи Морганы. Именно они впервые написали полную историю ее жизни и сделали одним из главных героев артуровского эпоса.

Согласно «Вульгате», Моргана стала дочерью Горлуа, герцога Корнуолла, и его жены Игрейны. Когда будущий отец короля Артура Утерр Пендрагон, убив Горлуа, берет в жены мать Морганы, девочку отсылают в монастырь, где она обучается чтению, письму, врачеванию и астрологии. Ее обучение прерывается, когда Утер решает выдать приемную дочь замуж за своего союзника Уриена. Правда, впоследствии она находит куда лучшего преподавателя — Мерлина, который и открыл для нее искусство магии.

Будучи несчастлива в браке, Моргана влюбляется в Гиомара, одного из рыцарей двора короля Артура, и он отвечает ей взаимностью. Однако узнавшая об их связи Гвиневера разлучает Моргану с ее возлюбленным. Именно это событие и послужило причиной ненависти Морганы к жене брата, а заодно и самому Артуру и всему Камелоту. Еще сильнее эта ненависть усиливается из-за Ланселота, которого Моргана безуспешно пытается соблазнить, однако он остается верным Гвиневере.

В последующих произведениях негативные аспекты образа Морганы только усиливаются. Она пытается убить своего мужа Уриена и только благодаря вмешательству сына не доводит дело до конца. Она влюбляет в себя Мерлина, но, после того как он раскрыл ей секреты чародейства, безжалостно бросает его. Она несколько раз пытается убить короля Артура — то подменив его легендарный меч Экскалибур фальшивкой, то прислав ему отравленный плащ. О таких незначительных преступлениях против нравственности, как целая череда любовников, не надо, наверное, даже и упоминать.

Моргана становится главным злодеем артурианы — даже связь Тристана и Изольды раскрывается именно из-за нее. Ко двору мужа Изольды, короля Марка, по ошибке доставляют волшебный рог для питья, изобличающий неверность королевы. Тот самый, который Моргана отправляла в Камелот для Гвиневеры (королевы артуровских легенд, как видно, вообще не отличались целомудрием). Однако необъяснимым образом именно Моргана забирает тело своего смертельно раненого брата на Авалон, чтобы излечить его. Древняя легенда о целительнице с волшебного острова продолжает жить в образе злой феи.

Чернокнижница

Очередной виток своего развития образ Морганы получил в романе Томаса Мэлори «Смерть Артура» (первая треть XV века). Вообще-то сам автор дал своему произведению несколько другое название — «Книга о короле Артуре и благородных рыцарях Круглого стала», которое гораздо больше отражало ее содержание. В своем труде Мэлори собрал многочисленные предыдущие легенды, романы, поэмы и песни о короле Артуре и сплел их в единое и стройное повествование. О гибели же главного героя говорится лишь в конце книги. Именем, под которым труд Томаса Мэлори вошел в историю, мы обязаны печатнику Уильяму Кэкстону. Издавая книгу Мелори в 1485 году, он решил дать ей более яркое название.

Образ Морганы, как и других героев «Смерти Артура», Мэлори во многом основывал на работах своих предшественников. Однако некоторые новые аспекты он в него все-таки внес. Так, черную магию Моргана изучает уже в монастыре, куда ее отправили на воспитание. Очевидно, что такая трактовка — следствие общего падения престижа Церкви во времена Мэлори (вспомним, что меньше чем через век начнется Реформация). Другое интересное нововведение «Смерти Артура» — противостояние Феи Морганы и Владычицы Озера. Кстати, в произведении Мэлори «Владычица Озера» — это не имя, а титул; женщины, носящие его, последовательно объединяются с королем Артуром, защищая его от происков сестры-чернокнижницы. Однако и в «Смерти Артура» именно мятежная сестра, всю жизнь строившая против него козни, спасает короля, увезя его на волшебный Авалон. Крайне странное завершение для, в общем-то, логично разворачивающегося произведения. То ли Мэлори не решился изменить конец древней легенды, то ли увидел в Моргане противоречивую душу — этого мы никогда не узнаем.

Добро и зло, слитое в одном человеке

Коммерческая по сути своей идея с изменением названия труда Мэлори на «Смерть Артура» сегодня кажется очень глубокомысленной и почти пророческой. Это произведение публиковалось на закате Средневековья, когда куртуазные идеалы рассыпались в прах, а реальное влияние перешло от возвышенных рыцарей к приземленным буржуа. И сам Артур, и его рыцари скоро были забыты в перипетиях Реформации, Ренессанса и Просвещения. Из почти трехвекового забытья героев артурианы вывел всплеск интереса к средневековой истории, начавшийся во второй половине XVIII века и пышно расцветший в эпоху романтизма. Артуровская тематика стала вновь востребованной. Популяризация подвигов национального героя, коим стал король Артур для англичан, была очень кстати для британского правительства и королевского дома, поэтому последние всячески поощряли увлечение писателей и художников средневековым эпосом. В итоге возник феномен, получивший название «Артуровское возрождение», — расцвет интереса к легендам, связанным с королем Артуром в литературе и изобразительном искусстве. Интересно, что хронологические рамки «Артуровского возрождения» почти совпадают с Викторианской эпохой — от расцвета вскоре после коронации королевы Виктории (1837 год) до увядания к началу XX века.

Авторы XIX века достаточно вольно обращались со своими источниками, смешивая легенды разных эпох и добавляя в них свое творческое видение. В частности, они сделали Мордреда, противника Артура и сына его сестры Моргаузы, сыном феи Морганы. Таким образом появилась коалиция Морганы и Мордреда против короля Камелота. Эта новая версия событий стала очень популярна и сегодня кажется чуть ли не классической.

В итоге смешивания разновременных версий легенды о Моргане и получился крайне противоречивый образ ее личности, в котором одновременно уживаются и зло и добро. Подытожен викторианский этап развития образа Морганы лучше всего, наверное, в статье «Морские легенды северных народов», опубликованной в американском Harper’s magazine в 1902 году и дополненной изображениями одного из самых знаменитых иллюстраторов того времени — Говарда Пайла. В этой статье фея Моргана описывается как «наполовину злая, наполовину добрая волшебница, живущая на зачарованном острове Авалоне».

Независимая женщина

Моргане не очень повезло в XIX веке — в государственную «геройскую» парадигму артуровского цикла она не укладывалась, а интересующихся любовными переживаниями романтиков куда больше увлекала история Ланселота и Гвиневеры, чем отвергнутая волшебница. Да и самый главный бард двора короля Артура, Альфред Теннисон, обошел ее личность стороной. А именно он был самым значимым романтическим поэтом XIX века, и именно от попадания в его поэму подчас зависело признание или забвение. Вспомним хотя бы небезызвестную леди из Шалотт. В XIX веке она была одним из самых популярных персонажей артурианы. Ее портрет счел необходимым написать каждый уважающий себя английский художник Викторианской эпохи. И вместе с тем эта дама была упомянута лишь вскользь в одной из средневековых версий легенды о короле Артуре, зато Теннисон посвятил ей целую балладу.

Время волшебницы, в одиночку противостоящей брату-королю, обществу и всему миру, пришло в XX веке. Расцвет феминизма способствовал тому, что многие дамы перестали ассоциировать себя с прекрасными девами, ждущими своего рыцаря, или даже не менее прекрасными дамами разрывающимися между долгом и любовью. Зато образ независимой женщины, самой выбирающей, как ей жить и кого любить (и подчас вынужденной из-за этого страдать), пришелся очень кстати. За козни, которые Моргана строила брату и рыцарям Камелота, ее простили, объяснив, что это все из-за тяжелого детства и юношеских комплексов. Еще одна примета, свойственная психологии людей XX века.

Начиная со второй половины XX века и по сей день Моргана остается одним из самых значимых персонажей артурианы. Романы, в которых она (а вовсе не Артур и его рыцари) становится главной героиней, пользуются неизменной популярностью, в кино ее образ воплощают самые знаковые актрисы современности — от Хелены Бонэм Картер до Евы Грин. Чтобы добиться признания, Моргане надо было подождать всего-то несколько веков. Ничтожный срок для настоящей чародейки.

Источник

shuwany.rs

Моргана Пендрагон: описание персонажа и фото

Моргана Пендрагон – главная антагонистка телесериала «Мерлин», созданного BBC. Прообразом злодейки стала фея Моргана из легенд о короле Артуре. Об это персонаже, так полюбившемся поклонникам сериала, мы и поговорим в этой статье.

Сериал «Мерлин»

Сериал выходил на экраны с 2008 по 2012 год, всего за это время было показано 5 сезонов. В центре повествования находится королевство Камелот, которое погружено в хаос. Пришедший к власти король Утер запретил колдовство, убил всех драконов и изгнал волшебников. Спустя 20 лет в столицу прибывает юный Мерлин, у которого есть магические способности. Постепенно он выясняет, что должен помочь принцу Артуру, который станет королем Камелота, объединить враждующие королевства.

Моргана Пендрагон, фото которой можно найти в этой статье, является сестрой Артура. Но, в отличие от него, ею движут только властолюбие и злоба. Кроме того, она ненавидит своего отца Утера.

Моргана Пендрагон: актриса

Роль Морганы в сериале исполнила модель и актриса Кэти Макграт. Изначально девушка даже не думала о карьере в кино, собираясь стать журналисткой. Но к этому роду деятельности она быстро охладела и устроилась костюмером на съемочную площадку сериала «Тюдоры». С этого момента и началась ее новая жизнь и актерская карьера. Актриса дебютировала в фильме «Ущерб». На сегодняшний день самой известной ее работой является роль Морганы.

Моргана в легендах

В эпосе ее называют феей, потому что она владела темной магией. В средние века феи воспринимались как создания зла. В ранних источниках Моргана предстает волшебницей, другом и сестрой Артура. Позднее ее изображают как первого ребенка Горлойса и Игрейн. Артур же, рожденный от второго брака Игрейн с Утером, является ее единоутробным братом. В фильме же она предстает дочерью Утера.

Считается, что родителями предателя и убийцы Артура Мордреда являются сам Артур и Моргана Пендрагон. Мерлина, ее извечного противника, фея не раз пыталась погубить, но так и не преуспела в этом. Волшебнику всякий раз удавалось разгадать ее злобные козни.

Характер

Моргана — злопамятная, безжалостная, расчетливая и холодная девушка. Перейдя на сторону зла и предав семью и друзей, она готова была пойти на что угодно, лишь бы заполучить трон. Любого, кто встанет на ее пути, она уничтожит не раздумывая. Сама по себе Моргана Пендрагон очень замкнута, скрытна и угрюма. Этим она похожа на своего отца Утера и совершенно не схожа с братом Артуром.

Тем не менее сама она ненавидит своего отца и приходит в бешенство, когда их начинают сравнивать. Моргана винит Утера во всех своих несчастьях. Кроме того, она очень мстительна, но обычно ей не удается довести задуманное злодеяние до конца. Это вывод ее из себя, и зло она срывает на слугах.

Несмотря на напускное безразличие, Моргана не бесчувственна, но старается скрывать свое истинное душевное состояние.

Биография

В самом начале сериала Моргана Пендрагон относилась к добрым персонажам. Это была энергичная, находчивая и сострадательная девушка. Многие считали ее привлекательной и милой. Мерлин даже был в нее влюблен. Будущая злая колдунья была весьма деятельна, независима и храбра. Она открыта выступала против решения отца запретить магию. Моргана всегда была против политики Утера преследовать и истреблять магов, считая, что они не заслуживают этого. У нее есть и мужество, которое позволяет ей вступать в бой и защищать слабых. Но самые яркие черты ее характера – упрямство и настойчивость.

Моргана всегда считалась при дворе хоть и жестокой, но довольно справедливой личностью. Однако в глубине души девушка была одинока, что вызывало в ней страх и подавленность. Она боялась, что если отцу станет известно о ее колдовских способностях, он без раздумий казнит дочь. Моргане не удается найти поддержи и помощи у друзей. И тогда она находит свою семью среди Мордреда, Моргаузы и Алварра.

После того как Мерлин отравил ее, Моргана идет за помощью к Моргаузе. Лечение длится год. Когда оно заканчивается, Моргана предстает совершенно другим человеком – жестоким, коварным и мстительным. Она хочет захватить власть, а жизнь Утера и таких как он превратить в мучение.

Сначала Моргана была убеждена в том, что Артур сможет стать более достойным правителем, чем ее отец. Однако постепенно ей начинает казаться, что никто из Пендрагонов не достоин царствовать. Тогда начинается открытое противостояние. Моргана присоединяется к борьбе Моргаузы, а когда та умирает, занимает ее место и уже в одиночку пытается погубить Артура.

Моргана всегда ненавидела тираническое правление своего отца, однако когда она сама оказалась на троне Камелота, то установила не менее жестокие и ужасные порядки, даже не осознавая, насколько схожа она была в этот момент с Утером. Пытаясь подчинить себе жителей страны, она устраивает показательные казни невиновных и демонстративно сжигает урожай, обрекая людей на голодную смерть.

Моргана получает удовольствия от мучений других людей. Так, она истязает своего отца, Гавейна и Элиан.

Истинная сущность

Моргана Пендрагон, несмотря на такие отрицательные черты, как мстительность, высокомерность и беспощадность, остается умным, сильным решительным и неукротимым противником. Ее злобный нрав является лишь защитной оболочкой, за которой она прячет от мира доброту и сострадание ее души. Ее истинная сущность проявляется, когда она теряет близкий ей людей, например, Агравейна и Моргаузу.

Светлая сторона личности Морганы проявляется в тот момент, когда она освобождается из тюрьмы. Все время заключения она провела рядом с последним драконом Аитусой. Это смягчило ее нрав, сделало более мягкой. К дракону Моргана сильно привязалась, что проявилось в сострадании и нежности.

Снисходительна она бывает не только к друзьям, но и врагам. Так, когда Финна покончила жизнь самоубийством, Моргана велела придать огню ее тело.

Своим единственным другом она всегда считала Мордреда, к которому проявляла заботу, привязанность и даже материнскую любовь. Моргана прощает ему даже предательство, после того как он возвращается от Артура и раскрывает тайну о том, что Мерлин и Эмрис – один и тот же человек. Смерть Мордрела становится для нее серьезным ударом. Она впадает в горе и клянется во что бы то ни стала отомстить за его гибель. Тем не менее именно это событие окончательно настроило ее против Артура и укоренило желание уничтожить во что бы то ни стало брата.

Способности

Моргана способна изменять свою внешность, внушать другим своим мысли, узнавать мысли других, провидеть будущее, управлять погодой, оживлять мертвецов, вызывать землетрясения, управлять огнем, морозом, водой, воздухом и светом. Она практически бессмертная. Ранить ее способен только Экскалибур.

Кроме этого, она прекрасно владеет мечом, обладает высоким интеллектом и харизмой.

Моргана Пендрагон: цитаты

Приведем несколько самых популярных цитат героини:

  • «Иногда надо делать то, что считаешь верным, наплевав на последствия».
  • «Мужчины, считающие себя сильным полом, на самом деле рабы своих страстей».
  • «Амбиции ради амбиций бесполезны».
  • «Подстреленный олень прыгает выше, а борется отчаяннее».

Отрицательные персонажи сериалов подчас пользуются больше популярностью у зрителей, чем положительные. Моргана Пендрагон, Рамси Болтон и многие другие могут стать отличным доказательством этому.

fb.ru

Кем была фея Моргана?

Моргана. Один из самых восхитительных и самых противоречивых образов в мировой культуре. Сестра и любовница короля Артура. Злейший враг Камелота и целительница, врачующая его рыцарей. Воспитанница монастыря и ученица Мерлина. Оборотень и чернокнижница.

Меньше всего Моргана была похожа на веселую девчушку со стрекозиными крылышками или добрую крестную с волшебной палочкой, но книжки и легенды называют ее «феей». Как все эти черты могли ужиться в одной личности? Кем в действительности была фея Моргана? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вернуться к самому началу ее истории, когда знаменитая чародейка была еще кельтской богиней.


Кельтская богиня

Как и всегда, когда дело касается богов, история Морганы туманна и неоднозначна. Исследователи сходятся лишь в том, что когда-то Моргана артуровских легенд была кельтской богиней. По поводу же того, что это была за богиня, версии расходятся…

Версия первая, валлийская. Богиня-мать Модрон

Модрон — валлийская богиня плодородия. Она обладала троичной сущностью и изображалась в виде трех сидящих женщин, держащих в руках атрибуты плодородия — детей, фрукты и хлеб. Согласно легендам, Модрон была дочерью Аваллаха, бога подземного мира. От него она получила в наследство волшебный остров Аваллон — когда-то Аваллах правил на нем самостоятельно, но потом оставил его дочери, уйдя на запад.

Один из главных центров почитания Модрон располагался рядом с валом Адриана — оборонительным сооружением, построенным римлянами на границе своих владений в Британии. Модрон жила на пересечении двух миров — земного и потустороннего, римского и кельтского, и эта двойственность наложила значимый отпечаток на характер Морганы артуровских легенд.

Версия вторая, ирландская. Богиня войны Морриган

Троичность — характерная черта еще одной богини, ирландской Морриган. Точнее сказать, это даже не одна богиня, а три, которые в различных традициях считались либо богинями войны и смерти, либо — любви и войны. В легендах всех трех богинь часто именовали собирательным именем Морриган, и в итоге они слились в единый образ. Морриган обладала даром пророчества и магическими способностями. Обычно она изображалась облаченной в воинские доспехи и держащей в каждой руке по копью. Однако иногда она представала в облике красавицы в длинных зеленых одеждах, вдохновляющей воинов на подвиги и способной предрешить исход битвы с помощью чар. Морриган могла полностью менять свой облик — обернуться вороной, волчицей, уродливой старухой или даже угрем и водорослями.

Версия третья, бретонская. Водяные феи Морганы

Морганами в Бретани называли водяных фей. Это были очень опасные духи, завлекающие людей своей неземной красотой и видениями дивных подводных садов. Поддавшихся чарам водяных фей ждала неминуемая смерть. Морганы изображались юными и прекрасными девами с длинными волосами.

В пользу связи Морганы с водяными духами говорит эпитет «фея». Важно отметить, что в Средневековье это слово обозначало отнюдь не милых миниатюрных существ со стрекозиными крылышками и даже не добрых сказочных волшебниц. Подобный образ начал формироваться только в конце XVI века и получил свое завершение в Викторианскую эпоху. Феи же кельтских легенд — это наследницы языческих кельтских божеств. Они были ростом с человека или даже выше, могли изменять свою внешность и перевоплощаться в животных. Часто они принимали облик прекрасных дев, с помощью колдовства способных очаровать и погубить любого человека. В кельтских сказаниях страна фей населена исключительно женщинами. В артуровских легендах эта страна преобразилась в созданную Морганой Долину без Возврата — волшебную долину, окруженную невидимой стеной, откуда мог выбраться тот, кто всегда был верен своей любви.

Чародейка и целительница

Принятие христианства лишило Моргану ее божественной сущности, но не отняло у нее сверхъестественных талантов. В литературе XII века фея Моргана стала чародейкой, обладающей магическими способностями и даром целительства. Языческие влияния даже в церковной среде были еще очень значительны, и волшебница Моргана была союзницей христианского короля Артура, чьей сестрой ее впервые назвали именно в это время.

Самое раннее упоминание о фее Моргане относится примерно к середине XII века. О ней пишет в книге «Жизнь Мерлина» («Vita Merlini)» уэльский монах Гальфрид Монмутский. В его истории Моргана — прекрасная чародейка, глава девяти волшебниц, владеющих искусством летать по воздуху и исцелять раны. Именно Гальфрид впервые пересказывает легенду о смерти Артура, которого после смертельного ранения забирает Моргана, чтобы исцелить его на волшебном острове Авалон. Кстати говоря, по версии Гальфрида, Морганы не было на барже, доставившей Артура на остров, — она ждала его там. Целительницей предстает Моргана и в произведениях Кретьена де Труа, одного из самых знаменитых авторов куртуазных романов, жившего во второй половине XII века. Именно благодаря ему истории рыцарей Круглого стола стали неотъемлемым элементом куртуазной литературы — сюжеты его романов «Эрек и Энеида», «Ивейн», «Ланселот», «Персиваль» разыгрываются при дворе короля Артура. Кретьен де Труа упоминает о Моргане лишь вскользь, зато гораздо более важную роль в сюжете играют приготовленные ею снадобья, исцеляющие Эрика и Ивейна. Моргана, подобно феям кельтских легенд, не любит публичности, но ей очень нравится вмешиваться в человеческие жизни.

Злая волшебница

К XIII веку артуровские легенды приобрели такую популярность, что официальная Церковь посчитала необходимым высказать свое мнение по этому поводу. Как несложно догадаться, мнение это было отнюдь не благоприятным — эпопея о рыцарях Круглого стола, повествующая о супружеской неверности и поисках мистического Грааля (концепта, безусловно связанного с христианством, но достаточно еретического по своей сути), противоречила всем проповедуемым этой самой официальной Церковью принципам.

Однако уже тогда церковники понимали, что одними проповедями делу не поможешь, — с рыцарями Круглого стола надо было бороться их же оружием. Так появился цикл Вульгата (около 1230 г.), объединивший пять прозаических романов — «История Грааля», «Мерлин», «Книга о Ланселоте Озерном», «Поиски Святого Грааля», «Смерть Артура». Имена авторов цикла до нас не дошли. Известно только то, что они получили образование в цистерцианских монастырях и разделяли официальные взгляды Церкви. Цисцерцианцы сильно «подправили» артуровскую легенду. Ланселоту и Гвиневере они уготовили покаяние и искупление: он становится отшельником, а она — монахиней, до конца жизни стараясь искупить свои грехи. Тема поиска Грааля приобретает явные черты аллегории поиска Бога человеком. Но более всего досталось Моргане — цистерцианцы не могли позволить развенчанной кельтской богине тихо жить на границах мира христианина Артура. Именно в «Вульгате» она становится злой волшебницей и врагом рыцарей Круглого стола.

Однако, сами того не желая, именно авторы «Вульгаты» способствовали популяризации образа феи Морганы. Именно они впервые написали полную историю ее жизни и сделали одним из главных героев артуровского эпоса.

Согласно «Вульгате», Моргана стала дочерью Горлуа, герцога Корнуолла, и его жены Игрейны. Когда будущий отец короля Артура Утерр Пендрагон, убив Горлуа, берет в жены мать Морганы, девочку отсылают в монастырь, где она обучается чтению, письму, врачеванию и астрологии. Ее обучение прерывается, когда Утер решает выдать приемную дочь замуж за своего союзника Уриена. Правда, впоследствии она находит куда лучшего преподавателя — Мерлина, который и открыл для нее искусство магии.

Будучи несчастлива в браке, Моргана влюбляется в Гиомара, одного из рыцарей двора короля Артура, и он отвечает ей взаимностью. Однако узнавшая об их связи Гвиневера разлучает Моргану с ее возлюбленным. Именно это событие и послужило причиной ненависти Морганы к жене брата, а заодно и самому Артуру и всему Камелоту. Еще сильнее эта ненависть усиливается из-за Ланселота, которого Моргана безуспешно пытается соблазнить, однако он остается верным Гвиневере.

В последующих произведениях негативные аспекты образа Морганы только усиливаются. Она пытается убить своего мужа Уриена и только благодаря вмешательству сына не доводит дело до конца. Она влюбляет в себя Мерлина, но, после того как он раскрыл ей секреты чародейства, безжалостно бросает его. Она несколько раз пытается убить короля Артура — то подменив его легендарный меч Эскалибур фальшивкой, то прислав ему отравленный плащ. О таких незначительных преступлениях против нравственности, как целая череда любовников, не надо, наверное, даже и упоминать.

Моргана становится главным злодеем артурианы — даже связь Тристана и Изольды раскрывается именно из-за нее. Ко двору мужа Изольды, короля Марка, по ошибке доставляют волшебный рог для питья, изобличающий неверность королевы. Тот самый, который Моргана отправляла в Камелот для Гвиневеры (королевы артуровских легенд, как видно, вообще не отличались целомудрием). Однако необъяснимым образом именно Моргана забирает тело своего смертельно раненного брата на Авалон, чтобы излечить его. Древняя легенда о целительнице с волшебного острова продолжает жить в образе злой феи.

Чернокнижница

Очередной виток своего развития образ Морганы получил в романе Томаса Мэлори «Смерть Артура» (первая треть XV века). Вообще-то сам автор дал своему произведению несколько другое название — «Книга о короле Артуре и благородных рыцарях Круглого стала», которое гораздо больше отражало ее содержание. В своем труде Мэлори собрал многочисленные предыдущие легенды, романы, поэмы и песни о короле Артуре и сплел их в единое и стройное повествование. О гибели же главного героя говорится лишь в конце книги. Именем, под которым труд Томаса Мэлори вошел в историю, мы обязаны печатнику Уильяму Кэкстону. Издавая книгу Мелори в 1485 году, он решил дать ей более яркое название.

Образ Морганы, как и других героев «Смерти Артура», Мэлори во многом основывал на работах своих предшественников. Однако некоторые новые аспекты он в него все-таки внес. Так, черную магию Моргана изучает уже в монастыре, куда ее отправили на воспитание. Очевидно, что такая трактовка — следствие общего падения престижа Церкви во времена Мэлори (вспомним, что меньше чем через век начнется Реформация). Другое интересное нововведение «Смерти Артура» — противостояние Феи Морганы и Владычицы Озера. Кстати, в произведении Мэлори «Владычица Озера» — это не имя, а титул; женщины, носящие его, последовательно объединяются с королем Артуром, защищая его от происков сестры-чернокнижницы. Однако и в «Смерти Артура» именно мятежная сестра, всю жизнь строившая против него козни, спасает короля, увезя его на волшебный Авалон. Крайне странное завершение для, в общем-то, логично разворачивающегося произведения. То ли Мэлори не решился изменить конец древней легенды, то ли увидел в Моргане противоречивую душу — этого мы никогда не узнаем.

Добро и зло, слитое в одном человеке

Коммерческая по сути своей идея с изменением названия труда Мэлори на «Смерть Артура» сегодня кажется очень глубокомысленной и почти пророческой. Это произведение публиковалось на закате Средневековья, когда куртуазные идеалы рассыпались в прах, а реальное влияние перешло от возвышенных рыцарей к приземленным буржуа. И сам Артур, и его рыцари скоро были забыты в перипетиях Реформации, Ренессанса и Просвещения. Из почти трехвекового забытья героев артурианы вывел всплеск интереса к средневековой истории, начавшийся во второй половине XVIII века и пышно расцветший в эпоху романтизма. Артуровская тематика стала вновь востребованной. Популяризация подвигов национального героя, коим стал король Артур для англичан, была очень кстати для британского правительства и королевского дома, поэтому последние всячески поощряли увлечение писателей и художников средневековым эпосом. В итоге возник феномен, получивший название «Артуровское возрождение», — расцвет интереса к легендам, связанным с королем Артуром в литературе и изобразительном искусстве. Интересно, что хронологические рамки «Артуровского возрождения» почти совпадают с Викторианской эпохой — от расцвета вскоре после коронации королевы Виктории (1837 год) до увядания к началу XX века.

Авторы XIX века достаточно вольно обращались со своими источниками, смешивая легенды разных эпох и добавляя в них свое творческое видение. В частности, они сделали Мордреда, противника Артура и сына его сестры Моргаузы, сыном феи Морганы. Таким образом появилась коалиция Морганы и Мордреда против короля Камелота. Эта новая версия событий стала очень популярна и сегодня кажется чуть ли не классической.

В итоге смешивания разновременных версий легенды о Моргане и получился крайне противоречивый образ ее личности, в котором одновременно уживаются и зло и добро. Подытожен викторианский этап развития образа Морганы лучше всего, наверное, в статье «Морские легенды северных народов», опубликованной в американском Harper’s magazine в 1902 году и дополненной изображениями одного из самых знаменитых иллюстраторов того времени — Говарда Пайла. В этой статье фея Моргана описывается как «наполовину злая, наполовину добрая волшебница, живущая на зачарованном острове Авалоне».

Независимая женщина

Моргане не очень повезло в XIX веке — в государственную «геройскую» парадигму артуровского цикла она не укладывалась, а интересующихся любовными переживаниями романтиков куда больше увлекала история Ланселота и Гвиневеры, чем отвергнутая волшебница. Да и самый главный бард двора короля Артура, Альфред Теннисон, обошел ее личность стороной. А именно он был самым значимым романтическим поэтом XIX века, и именно от попадания в его поэму подчас зависело признание или забвение. Вспомним хотя бы небезызвестную леди из Шалотт. В XIX веке она была одним из самых популярных персонажей артурианы. Ее портрет счел необходимым написать каждый уважающий себя английский художник Викторианской эпохи. И вместе с тем эта дама была упомянута лишь вскользь в одной из средневековых версий легенды о короле Артуре, зато Теннисон посвятил ей целую балладу.

Время волшебницы, в одиночку противостоящей брату-королю, обществу и всему миру, пришло в XX веке. Расцвет феминизма способствовал тому, что многие дамы перестали ассоциировать себя с прекрасными девами, ждущими своего рыцаря, или даже не менее прекрасными дамами разрывающимися между долгом и любовью. Зато образ независимой женщины, самой выбирающей, как ей жить и кого любить (и под час вынужденной из-за этого страдать), пришелся очень кстати. За козни, которые Моргана строила брату и рыцарям Камелота, ее простили, объяснив, что это все из-за тяжелого детства и юношеских комплексов. Еще одна примета, свойственная психологии людей XX века.

Начиная со второй половины XX века и по сей день Моргана остается одним из самых значимых персонажей артурианы. Романы, в которых она (а вовсе не Артур и его рыцари) становится главной героиней, пользуются неизменной популярностью, в кино ее образ воплощают самые знаковые актрисы современности — от Хелены Бонэм Картер до Евы Грин. Чтобы добиться признания, Моргане надо было подождать всего-то несколько веков. Ничтожный срок для настоящей чародейки.

samoe-samaya.ru

Кельтские волшебницы (2 фото)

Фея Моргана

Волшебница Моргана (Фея Моргана, ведьма Моргана) героиня английских легенд о короле Артуре. Главным даром феи Морганы было целительство. В ранних произведениях Моргана описана как волшебница, сестра и друг Артура. В поздней средневековой литературе её роль увеличивается, и она становится кровной родственницей Артура, его сестрой.

Вероятно, изначально Моргана была языческой кельтской богиней или её инкарнацией.

(Римские источники упоминают кельтскую богиню-мать по имени Modron, а также существовала ирландская богиня Морриган).

Кроме того, возможно, что её образ был воспринят от водяной нимфы бретонских легенд того же имени (12 в.).

Моргана была старшей дочерью герцога Корнуолла, которую после смерти отца родственники отправили на воспитание в школу при дальнем монастыре. Именно там будущая волшебница познакомилась с основами магии, а также обучилась целительству, в совершенстве освоив все грани этого мастерства.

Когда Артур стал королем, его сестру привезли ко двору, где вскоре выдали замуж за Уриена Горского, бывшего противника ее брата.

Гордой девушке пришлось не по нраву, что она стала разменной монетой в королевской политике, да и брак Морганы нельзя было назвать счастливым, так как супруг постоянно ей изменял, не стараясь даже скрывать свои любовные похождения.

Все эти обстоятельства вынудили сестру Артура покинуть семейный очаг и новорожденного сына и отправиться в Бретань. Там, в загадочном лесу Броселианд, Моргана разыскала волшебника Мерлина и упросила его стать учителем — открыть ей великие тайны магии.

Предание гласит, что Мерлин без памяти влюбился в прекрасную даму и, будучи не в силах сопротивляться ее очарованию, обучил всему, что знал сам. Став могущественной ведьмой, Моргана тут же покинула своего учителя.

Помня о своем несчастливом браке, она прямо в Броселианде устроила настоящую ловушку для неверных рыцарей — Долину без возврата.

Пересечь ее границу мог любой мужчина, а вот вернуться был способен только тот, кто ни разу, даже в мыслях, не изменил своей возлюбленной. Вскоре творение Морганы было заполнено легкомысленными героями, которые томились у нее в плену долгие годы, пока их не освободил верный своей любви рыцарь Ланселот.

Не забыла волшебница и своего брата Артура. Долгие годы Моргана строила козни королю, то пытаясь выкрасть его волшебное оружие, то присылая Артуру в подарок отравленную одежду. Однако после роковой битвы Артура она взяла смертельно раненного брата под свою защиту. Именно Моргана отвезла его на дивный остров Авалон, где стала хранительницей Артура до дня пробуждения легендарного короля.

Мало кто знает, что фея из преданий имела реальный прототип. Считается, что под именем Морганы выступала супруга Уриена, правителя Регеда (древнее королевство на приграничных землях Англии и Шотландии), сын которой, Оуэн ап Уриен, стал основателем многих знатных британских родов, а также был отцом святого Мунго, первого епископа Глазго.

Согласно легендам у Морганы и Мерлина родились три дочери, унаследовавшие дар целительства матери. Секреты борьбы с болезнями отпрыски феи передали своим ученицам, и даже спустя столетия многие дамы из благородных семей Англии легко могли изготовить эликсиры и бальзамы по рецептам Морганы, обладающие обезболивающим свойством и способные залечить самые тяжелые раны. Секрет их сейчас, к сожалению, забыт.

Фея вод Мелюзина

Интересна история и другой кельтской волшебницы — Мелюзины. Согласно кельтским и средневековым легенда, Мелюзина была духом свежей воды в святых источниках и реках.

Детство феи прошло на легендарном острове Авалон, где ее мать, фея Прессина, укрылась после ссоры с мужем — шотландским королем Элинасом.

Когда Мелюзине исполнилось 15 лет, девушка узнала причину разрыва родителей и решила наказать отца, жестоко оскорбившего свою жену. Юная фея заперла Элинаса навеки в огромной горе, но Прессина, все еще любившая мужа, прокляла дочь за самоуправство.

Материнское заклятие обрекло Мелюзину каждую субботу превращаться от талии и ниже в змею, после чего она вынуждена была покинуть Авалон. Приют волшебница нашла на берегах Луары в водах прозрачного лесного источника, близ которого ее встретил Раймондин, племянник графа Пуатье.

Молодой человек влюбился в Мелюзину с первого взгляда и тут же предложил ей стать его женой. Фея согласилась, поставив, правда, жениху условие — он не должен ее видеть в субботние дни. Вначале жизнь молодоженов протекала безоблачно. Благодаря советам жены Раймондин быстро разбогател, а супруга подарила ему десятерых прекрасных детишек.

Но брат Раймондина, завидуя свалившемуся на того богатству, решил разрушить семейный союз родственника. Он принялся распускать порочащие Мелюзину слухи: мол, неспроста графиня скрывается по субботам — не иначе как в этот день она встречается с любовником.

Терзаемый ревностью, Раймондин решился нарушить клятву, данную жене, и в первую же субботу, войдя в покои Мелюзины, увидел вместо красавицы-супруги огромную змею, плавающую в ее ванне. Жена простила Раймондина, но позже, когда супруг обозвал волшебницу змеей, разгневанная фея тут же обернулась драконом и вылетела в окно, навсегда покинув мужа.

С тех пор местом обитания феи стали лесные реки и озера, над водами которых она приобрела безграничную власть. Однако, расставшись с мужем, Мелюзина не забыла своих дегей. Долгие века она считалась покровительницей знатного французского рода Лузиньянов, основателем которого стал один из ее сыновей.

Потомки же феи по женской линии обладали удивительным магическим даром, заставлявшим воду исполнять любые их желания.

Самой известной праправнучкой Мелюзины считается английская королева Елизавета Вудвилл. Благодаря волшебным чарам она смогла женить на себе наследника дома Йорков Эдуарда, а затем помогла ему получить корону. Во времена Войны Алой и Белой розы удержать трон юному Йорку было ох как непросто, но каждый раз накануне решающего сражения ему на помощь приходила… погода.

Так, внезапно налетевший шторм помешал высадиться на английский берег союзникам Ланкастеров, или же перед битвой странный туман окутывал войска соперников, внося сумятицу в их ряды.

И по сей день в Англии Мелюзину называют хранительницей королевской семьи. Британцы верят, что, пока дух этой феи не покинет вод Темзы, с монархами Туманного Альбиона не случится никакой трагедии.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Фея Моргана. — Кусочки моей жизни…

Tarja Turunen — Anteroom Of Death.

Предлагаю Вашему вниманию, еще один пост из цикла Артуриана.
Фея Морга́на — волшебница, персонаж английских легенд артуровского цикла. В честь неё получило своё название оптическое явление фата-моргана. Её главный дар — целительство.


Её образ часто совмещают с образом сестры — Моргаузы, которая волшебницей никогда не была, но зато родила в инцесте от своего брата Артура его будущего погубителя Мордреда.

Впервые упоминается в произведении Гальфрида Монмутского «Vita Merlini» ок. 1150.

В ранних произведениях Моргана выведена просто как волшебница, враг Артура (Гальфрид Монмутский, Кретьен де Труа).

James Archer (1823-1904).The Death of King Arthur. 1860.

В поздней средневековой литературе её роль увеличивается, и она становится кровной родственницей Артура: у Томаса Мэлори в его «Смерти Артура» она — уже его младшая единоутробная сестра.

Sir Edward Burne-Jones. 1833 — 1898. Morgan Le Fay.1862.

В конфликте, возникшем после обнаружения измены Джиневры, Моргана выступает на стороне Мордреда против Артура.

Anthony Frederick Augustus Sandys (1829–1904). Morgan Le Fay. 1864.

Моргана упоминается как одна из волшебниц, которые относят Артура на Авалон после его поражения в битве и смертельного ранения.

George Frederic Watts (1817–1904). Fata Morgana.1865.

Варианты написания имени: Morgan Le Fay (англ.), Morgan La Fay, Morganna, Morgaine, Modron, Fata Morgana (итал.).

John Roddam Spencer-Stanhope(1829 — 1908).Morgan le Fay.1880.

В одном из вариантов Моргана в девичестве, после свадьбы своей овдовевшей матери с Утером Пендрагоном была послана в монастырь, чтобы стать монахиней, но вместо этого тайком обучилась магии.

Beard, Dan(iel Carter) (1850-1941), Mrs. Le Fay.1889.

В The Vulgate Cycle Артуровских легенд говорится о том, что Моргана служила фрейлиной королевы Джиневры и вступила в любовную связь с племянником короля, Гиомаром (Giomar). Когда Джиневра положила конец этому роману, Моргана в отместку выдала Артуру связь королевы с Ланселотом.

Beardsley, Aubrey (1872-1898), How Morgan le Fay Gave a Shield to Sir Tristram.1893.

Была влюблена в Ланселота, но он отвергал её страсть, несмотря на то, что она несколько раз захватывала его в плен. Дала ничего не подозревающему сэру Тристану щит, на котором были изображены король, королева и Ланселот; щит должен был послужить намеком всем, кто присутствует на турнире. Артур намек сестры проигнорировал.

The last sleep of Arthur. Edward Burne-Jones. 1898.

У Мэлори Моргана склоняет своего любовника сэра Акколона (Accolon) похитить как Экскалибур, так и британский трон. Король Артур встречается с ним в поединке, без волшебного меча, но все равно побеждает его с помощью Владычицы Озера. Поняв, что её план не удался, она похищает ножны меча (которые обладали магической способностью заживлять раны), и Артур страдает от потери крови.

Ford, H. J. (1860-1941), Morgan le Fay Casts away the Scabbard. 1902.

Кретьен де Труа говорит о Моргане как об обладательнице больших целительских способностей. Кроме того, она обладает навыком оборотничества (отсюда фата-моргана) и умеет летать.В последующем времени Мерлин обучает Моргану и ещё больше увеличивает её силы.

Pyle, Howard (1853-1911), Queen Morgana le Fay. 1903.

Многие способности Морганы, как считается, были смягчены или ликвидированы христианской литературной традицией. Вероятно, в предшествующих версиях она обладала большей властью.
Pyle, Howard (1853-1911), Queen Morgana Loses Excalibur His Sheath. 1903.

Тем не менее, упоминания о том, что она живёт на Авалоне, волшебном острове, и управляет им, не исчезли. Тело Артура она увозит на Авалон, чтобы он проснулся в критический для Англии момент, вместе с двумя загадочными королевами — королева Северного Уэльса и королева Опустошённых Земель (The Queen of Northgales and the Queen of Wasteland). Вариант — их было 4, еще одна — Владычица Озера.

Rackham, Arthur (1867-1939), How Queen Morgan stole away the scabbard from Arthur. 1917.

…и горько плакали. Забрали дамы Артура в ладью, и положил король голову на колени к Фее Моргане. И увезла его сестра на чудесный остров Авалон. Там среди чудесных яблонь, где росли золотые плоды забвения, исцеляется Артур от ран своих…
Christian Waller (1895 — 1956). Morgan le Fay. 1920.

Вероятно, изначально Моргана была языческой кельтской богиней.(Римские источники упоминают кельтскую богиню-мать по имени Modron, а также существовала ирландская богиня Морриган). Кроме того, возможно, что её образ был воспринят от водяной нимфы бретонских легенд того же имени (12 в.)

Flint, William Russell, Sir (1880-1969), ‘Madam,’ said Sir Tristram, ‘This is a Fair Shield and a Mighty’. 1927.

Упоминается в Гарри Поттере. Изображена на коллекционных карточках.

Flint, William Russell, Sir (1880-1969), Morgan le Fay Was Put to School in a Nunnery, and there She Learned so Much that She Was a Great Clerk of Necromancy. 1927.

В 1982 году Международный Астрономический Союз присвоил кратеру на спутнике Сатурна Мимасе наименование Моргана.

Frank Cadogan Cowper. 1877 — 1958. The Four Queens Find Lancelot Sleeping. 1954.

Morgan le Fay by Ken McCracken.

Morgan Le Fay Poster By Johanna Pieterman.

Morgan Le Fay. Emily Balivet.

Morgan le Fay. Jonathon Earl Bowser.

Morgan le Fay.

Morgana le Fay and sir Accolon by ~any-s-kill on deviantART.

Morgan le Fay.

Королевская почта выпустила специальный набор марок, на которых изображены самые известные в мире волшебники, ведьмы и колдуны.

yassena.livejournal.com

Моргана | Винксопедия | FANDOM powered by Wikia

Фея
Моргана

Магия

Времени

Родная планета

Первое появление

Лучшая подруга

Статус

Королева земных фей (ранее)

Моргана (англ. Morgana) — королева Земных фей, мать Рокси и член Белого круга. Согласно комиксу «Источник света» владеет магией времени.

    История

    С семьей

    До заточения Моргана совершила экскурсию в Гардинию, намереваясь пожить среди людей и немного понять их. Во время этого она встретила Клауса и влюбилась в него. Несколько позже они поженились и она родила дочь – Рокси. Привязавшись к семье, Моргана была полна решимости оставить трон и жить со своей семьёй, но Огрон напал на неё, забрал её крылья и заточил на острове Тир Нан Ог, однако до этого она успела спрятать последний Белый круг от магов для своей дочери, в надежде на то, что она освободит её.

    Моргана долгое время была заточена в королевстве фей вместе с другими феями Земли и поставила цель отомстить магам Чёрного Круга. Когда Винкс и Рокси освободили её, она звала их присоединиться к себе, но феи отказались. Позже им удалось переубедить Моргану и уговорить устроить справедливый суд над магами. Однако, когда Моргана надела Чёрный круг на палец, Огрон активировал его и он, аннигилировав значительную часть сил феи, самоуничтожился и открыл портал-воронку, затягивающую фей. Набу закрыл портал, пожертвовав жизнью, а Винкс оставили Моргану во дворце. Однако Рокси увидела, что Моргана в опасности, и Винкс и специалисты отправились во дворец. Однако там их подстерегала опасность — вначале феи и их парни встретились с огромными клонирующимися монстрами, а во дворце на них напали феи-мстительницы, в числе которых была Лейла. Рокси поняла, что Моргана заточена в зеркале, и смогла освободить её. Моргана рассказала, что Рокси — её дочь. После победы над магами Чёрного Круга Моргана передаёт корону Небуле и отправляется в Гардинию к своему мужу Клаусу, вернув ему воспоминания.

    Внешность

    У Морганы длинные тёмно-каштановые волосы и тёмно-фиолетовые глаза. Вплоть до последней серии четвёртого сезона Моргана носит корону. Крылья Морганы похожи на листья, а её наряд — это длинное многослойное платье, сужающееся книзу и с небольшим шлейфом.

    Характер

    Моргана добрая и спокойная, но показавшись Винкс впервые (не считая видений Рокси), она выглядела и являлась мстительной. Моргана сильна, умеет настоять на своём, но в конце концов она поняла, что упорствовать бессмысленно. Моргана отказалась от мести, а в конце 4-го сезона вернулась в Гардинию к Клаусу, передав корону Тир Нан Ог Небуле.

    Интересные факты

    • После передачи короны Небуле Моргана стала королевой-матерью. (Журнал «Волшебный клуб»)
    • Моргану насыщает силами Белый Круг. (Журнал «Волшебный клуб»)

    Галерея

    ru.winxopedia.wikia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2024 Es picture - Картинки
top