Лицо три четверти – Положение «Три четверти» при рисовании портрета. Мастер-класс / Мастерклассы Блоги

Положение «Три четверти» при рисовании портрета. Мастер-класс / Мастерклассы Блоги

Положение в три четверти подходит для создания особенно выразительного портрета, в нем наиболее полно выявляется характер изображаемой модели. Этот поворот включает в себя элементы профиля и фаса. Под таким углом видна только небольшая часть затылка, а ближняя часть головы смотрится крупнее, чем дальняя. Нормальному восприятию такого способа изображения головы человека в некоторой степени препятствует привычка общественного сознания к более распространенным портретам в профиль и анфас. Усвоенные с детства стереотипы конфликтуют с этим менее традиционным ракурсом. Отчасти преодолению этого противоречия способствует знание его природы, позволяющее нейтрализовать конфликт при создании портрета в три четверти. Но намного важнее во время работы забыть об этих особенностях восприятия, не имеющих под собой реальных оснований, и полностью сосредоточиться на правильной передаче визуального образа.


Хуан Грис. Певица. 1926. Холст, масло. Из коллекции компании «Телефоника». Мадрид, Испания

 

Амадео Модильяни. Луня Чеховская в белой блузе. 1917. Холст, масло. Частное собрание, США


ПОРТРЕТ В ТРИ ЧЕТВЕРТИ, НАПИСАННЫЙ С НАТУРЫ: чтобы выполнить рисунок, понадобится приблизительно час, с одним или двумя перерывами на отдых для модели. Этот ракурс сложнее, чем профиль, поэтому потребуется больше времени, чтобы сделать набросок и определить правильные пропорции.


ПОИСК ОБЩЕЙ ФОРМЫ ГОЛОВЫ: как всегда, сначала определяем форму и размер головы и располагаем ее на бумаге, делая быстрый набросок или же просто представляя себе, как правильно разместить голову модели на плоскости рисунка.


ВЫБОР ТЕХНИКИ РИСУНКА: лучше выбрать ту же технику, что и для рисунка в профиль. Уголь или карандаш наиболее подходящий материал для обучения.

При рисовании портрета в три четверти возникает перспективное сокращение, что приводит к значительному искажению форм. Стороны лица имеют разную ширину. По-прежнему остается очевидным профильный абрис носа, однако меняется расстояние от ноздри до кончика носа. Дальний глаз имеет укороченную форму по сравнению с ближним, потому что не виден его внутренний уголок. Дальняя половина рта короче, чем ближняя. Эти же изменения относятся и к бровям. Несомненно, что при выполнении такого портрета возникнут определенные трудности, и, чтобы избежать их, нужно научиться наблюдать и правильно видеть.

1 Сначала, как обычно, рисуем центральную ось — линию, проходящую по центру лица. Когда лицо повернуто в три четверти, центральная ось пересекает две точки: одна из них находится посредине переносицы, а другая — в центре верхней губы. Далее выполняем набросок головы и намечаем портрет в виде обобщенной формы. Освещать модель лучше всего верхнебоковым светом, при котором передний план будет рельефно очерчен, оставляя в тени боковую сторону головы.

Когда мы четко наметили композицию и разместили голову в центре бумаги, начинаем уточнять пропорции.

2 Если мы выполняем портрет с натуры, то сначала карандашом вырисовываем руку возле головы ребенка, а затем сопоставляем вертикальную и центральную оси и определяем угол, который между ними образуется. Таким образом получим линию наклона головы. Каждый человек имеет свой характерный наклон головы. У нашей модели этот показатель составляет 15° между центральной и вертикальной осями.

Внимание! Важно всегда соблюдать этот наклон относительно вертикали.

3 После определения направления наклона головы следующий шаг — найти правильное расположение глаза на той стороне лица, которая к нам ближе. В нашем случае это левый глаз ребенка.

Прежде всего необходимо определить расстояние между этим глазом и контуром носа (это расстояние почти всегда равно ширине глаза).

Внимание! Самая распространенная ошибка, которую в основном делают начинающие художники, — размещение глаза слишком близко к носу, что лишает композицию равновесия и нарушает восприятие образа.


4 Затем определяем местоположение носа. Внимательно смотрим на модель, уточняем, где находится край ноздри по отношению к внутреннему углу глаза, и, чтобы легче было сориентироваться, проводим прямую линию, параллельную центральной оси. Рисуя портрет в три четверти, важно помнить, что чем сильнее поворот головы, тем дальше кончик носа находится от срединной линии.


5 Рот всегда немного шире носа. Длина носа равна расстоянию от подбородка до основания носа. Расстояние между зрачками равняется длине рта. Определяем длину центральной линии рта (место, где смыкаются губы) и намечаем ее. Также определяем, где находятся уголки губ относительно глаза. Как правило, уголки губ и зрачки глаз располагаются на одной вертикальной линии.

 

Изучаем центральную линию рта модели и рисуем кривую, стараясь изобразить ее так, как видим. Очень важно правильно нарисовать линию смыкания губ, чтобы передать выражение лица ребенка.

6 Чтобы правильно расположить на рисунке лоб и волосы, используем тот же способ, который применяли в рисунке в профиль; измеряем с помощью карандаша расстояние от центра глаза до основания подбородка и, передвинув карандаш от основания глаза вверх, отмечаем местоположение верхней части черепа. Затем используем этот же отрезок, чтобы определить положение задней кромки уха.


Внимание! Рисуя ухо, необходимо убедиться, что размещаем его достаточно далеко от лица. Расстояние от уровня глаз до подбородка приблизительно равно расстоянию от внутреннего уголка глаза до заднего края уха.


7 Как и в профильном портрете, при повороте в три четверти нижние и верхние ресницы визуально приобретают определенную толщину и выглядят немного иначе, чем анфас. Рисуя глаз, следует иметь в виду, что ресницы становятся длиннее и объемнее по направлению к уху.


8 Если рот модели прикрыт, например, рукой, как в нашем случае, или находится в другой, довольно сложной для рисования позиции, уместно применить технику негативного пространства. Использование негативных пространств позволяет добиться композиционного единства рисунка и самое главное — улучшает навыки зрительного восприятия.

Рисуем негативные пространства, окружающие рот.

Внимание! Мелочей в портрете нет. Каждый элемент рисунка должен быть частью целого. Поэтому любой детали изображения без явно выраженного значения, как может показаться на первый взгляд (например, рукав платья или плечо ребенка), надо уделить должное внимание, ведь она являет собой часть портрета. Необходимо добиться гармонии во всем образе.


Хороший рисунок — это поэтапное, объемное построение формы в воображаемом пространстве. Портреты анфас и в профиль были широко распространены на ранних этапах становления жанра и стали своего рода нормой. Потом оказалось, что знакомые черты оригинала, изображенного в профиль или в фас, перестают соответствовать тем, которые мы обнаруживаем на его портрете в три четверти. У начинающего художника это вызывает определенные затруднения. Но это следует принять как должное и нужно рисовать то, что видится, со всеми изменениями пропорций, и стараться точно передавать формы и черты изображаемого человека.


1 Как всегда, сначала намечаем общую форму головы модели и центральную ось, а затем вертикальную линию, которая проходит через центр лица. Потом чертим другую вертикальную линию, которая определяет угол наклона головы по отношению к вертикали. Определение угла наклона головы — важный момент при рисовании портрета в три четверти. Знание этого правила поможет быстро и правильно выработать умение изображать голову человека при различных поворотах.



 

2 Рисуя глаза, следует обратить особое внимание на то, как располагается внутренний уголок глаза модели. В нашем случае он находится на одной линии с уровнем глаз. Проверяем еще раз, и если наше наблюдение верно, рисуем глаз. Ширина глаза равна расстоянию между внутренними уголками глаз.

Если вы ошиблись в расчете и нарисовали внутренний уголок глаза ниже или выше данной линии, исправить потом эту погрешность будет весьма затруднительно.

Внимание! Чем дальше находится предмет, тем он кажется меньше. Не забывайте, что удаленный от нас глаз всегда будет казаться меньше ближнего.

3 Продолжаем прорисовывать черты лица модели, согласовывая между собой их пропорции. Чтобы правильно расположить нос, нужно определить место крыльев носа. Для этого из внутреннего уголка глаза опускаем вертикальную линию.

Внимание! Не забывайте, что существует огромное разнообразие форм и размеров носа.

4 Также уточняем ширину носа относительно ширины глаза и уголков губ.

Весь процесс рисования состоит в сравнении. Поэтому, для того чтобы правильно нарисовать лицо, художник должен научиться видеть всю модель целиком, одновременно сравнивая каждую деталь и элемент изображаемого объекта. Сравнивать необходимо не только с точки зрения формы и пропорций, но и с точки зрения цветовых отношений. Только такой подход к работе позволит получить хороший портрет.

5 Прежде чем нарисовать рот, намечаем центральную линию губ на той стороне лица, что ближе к нам, а затем прорисовываем его нижний и верхний края.

Потом рисуем ту сторону рта, которая почти наполовину скрыта от нас.

6 В любом портрете и при любом повороте головы большое значение имеет то, как налицо наложены тени. Работаем над светотенью нашего портрета и создаем тени, необходимые для выявления объема форм у модели: под нижней губой, под подбородком, под носом и т. д.


Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

blogs.masterclassy.ru

Урок рисования для детей № 12 — Рисуем голову человека в 3/4

(рисунок головы в три четверти)

Добрый день, с вами Анна!

Мы встречаемся с вами после долгого перерыва. Рада вам!

Я обещала продолжить тему набросков. Но хочу с вами передоговориться. Я вынуждена отложить на время показ рисования набросков с предметов, а продолжить тему изучения головы.

Для того чтобы показать, как рисовать наброски, мне нужен фотоаппарат, чтобы точно зафиксировать все этапы рисования, а я одолжила фотоаппарат на время знакомому.

Поэтому сегодня мы продолжим тему рисования головы человека. А после этого сразу вернемся к наброскам.

Помните, мы с вами учились рисовать профиль и анфас? Рисовали портрет мамы в профиль (урок 5). А потом мы учились рисовать лицо человека в анфас (урок 9).

Сейчас мы завершим тему изучения головы. Последним этапом — будем рисовать человека в три четверти. Это самое сложное положение головы для рисования, и поэтому мы будем заниматься этой темой целых четыре урока. Как раз к тому времени вернется домой и мой фотоаппарат.

Для начала я расскажу, что такое «три четверти», когда это касается положения головы.

«Три четверти» — это такой поворот головы, когда видны полностью три четверти лица. Если лицо человека (от уха до уха) разделить на 4 части и повернуть к себе так, чтобы три четверти были хорошо видны, а одна четверть была бы видна только частично.

Это тогда, когда человек повернул голову от вас так, что дальнее ухо не видно, а дальний глаз виден. А кончик носа закрывает одну ноздрю. Это так, как на средней фотографии.

Модель:


Анфас. Три четверти. Профиль

Вот еще примеры.

Худ. Андриан Ханнеман. Портрет женщины:

Худ. Андриан Ханнеман. Автопортрет:

Худ. Ван дер Вейден. Портрет дамы:

Худ. Андриан Ханнеман. Портрет молодого человека:

В отличие от положения анфас и профиль, положение три четверти вводит для нас новое понятие — перспективы.

Слово «перспектива» с латинского языка переводиться, как «смотреть сквозь». Если перевести образно, то это означает — «смотреть сквозь пространство». Говоря, простым язык, это наука о том, как правильно нарисовать то, что мы видим, находящемся от нас на определенном расстоянии (в пространстве). Мы ведь занимаем совсем небольшую точку в пространстве, которая, когда мы стоим, занимает лишь размер наших башмаков. Но видим мы очень далеко вперед. И так как мы можем находиться только в одном месте одновременно, мы видим окружающие предметы, искаженные расстоянием.

Стул в конце комнаты будет видеться нами намного меньше, чем этот же стул стоящий ближе или прямо перед нами. В зависимости от расстояния то, на что мы смотрим, видится нам меньше или вообще искаженным.

Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте. Это искажение и называется перспективой. И она имеет свои правила изображения.

Именно поэтому изображение головы человека, находившегося в положении три четверти, рисовать не просто. Ведь в этом положении его лицо искажается перспективой. Например, (смотрите еще раз на первый рисунок), дальний глаз, при повороте в три четверти, кажется, чуть меньше, чем ближний. И лежат глаза не на одном уровне. Дальний глаз ниже. Почему?

Чтобы понять это попробуем такое упражнение:

Возьмите в руки коробку спичек. Нарисуйте фломастером на этикетке два глаза и рот. Проведите посередине, между глаз, прямую вертикальную линию, которая поделит наше нарисованное личико пополам. Поверните коробку к себе строго лицевой стороной (той, на которой этикетка и лицо). Назовем это «анфас»:

А теперь повернем коробку боковой стороной к себе (той, о которую зажигают спички — напыление красного фосфора), так, чтобы лицевая сторона была бы совсем нам не видна. А видна была бы только боковая часть. Назовем ее «профиль». Рассмотрим:

Не правда ли, эти две части очень просты для изображения и понимания.

А теперь повернем коробок так, чтобы были видны две эти части одновременно лицевая и боковая, а угол коробки смотрел бы прямо на вас. Условно, это и есть «три четверти».

Угол коробки создает объем.

Наше нарисованное лицо зрительно исказилось: «ушло в перспективу», как говорят художники. Это положение определенно сложнее.

Перед тем как начать рисовать, мы будем рассматривать много портретов и стараться увидеть там то, что я вам рассказываю.

Теперь сделаем еще такое упражнение:

Возьмите яйцо (лучше варенное или если сырое, то очень осторожно) нарисуйте на нем мягким карандашом глазки и рот, как мы делали на коробке, а между глазок проведите снова вертикальную центральную линию, разделив лицо пополам. Ушки нарисуйте по бокам яйца. Поверните это яйцо так, чтобы было видно только ухо. Это профиль:

Снова повернем наше нарисованное личико, таким образом, чтобы два глаза смотрели прямо на нас. Это — «анфас»:

А теперь поверните яйцо так, чтобы были видны одно ухо передний глаз и крошечная часть дальнего глаза. Это «три четверти»:

Да, положение в «три четверти» не простое, потому что в этом положении нам нужно выразить определенный объем и перспективу, в отличие от почти плоского положения профиль и анфас.

Есть такое понятие у скульпторов, что их произведения находятся «спрятанными внутри камня». И это произведение (фигура или голова) нужно освободить из камня при помощи инструментов (молотка и резца).

Посмотрите на скульптуру головы из камня.

Альберт Саркисян:

Представьте, как скульптор, брал кусок камня и отсекал кусок за куском, пока не проявлялись нужные ему формы носа, лба, волос. Ему нужно было быть очень аккуратным и не отсечь лишнего. Ведь отсеченный кусок при ошибке нельзя приклеить обратно. Тогда и работа, и материал будут испорченны.

Приходилось откалывать сначала крупные куски камня, потом отсекать более мелкие, потом брать совсем тонкий резец и маленький молоточек и аккуратно вычищать и углублять форму.

Если представить всю работу скульптора шаг за шагом, то становиться видно, как, отсекая лишнее от камня, скульптор, как бы освобождает, заключенную внутри камня, фигуру.

Значит, скульптору нужно брать большую форму и отсекать от нее лишнее. Скульптура будет всегда меньше изначально взятого для нее камня.

Скульптор Вильгельм Кригер за работой:

Есть скульпторы, которые работают не с камнем, а с глиной. Они могут не только отсекать, но и добавлять. Глина это такой же мягкий материал, как и пластилин.

Недостающее можно так же прилеплять, как и отсекать лишнее. Глина не требует такой точности и осторожности, как камень. Всегда можно добавить кусочек глины, прилепить ее на нужное место и загладить. Исправить ошибку.

Можно сказать, что скульптор, работающий с глиной, в отличие от скульптора, берущего для работы камень, добавляет. И поэтому первоначальный кусок глины может быть меньше самой скульптуры.

Посмотрите сейчас на лицо и голову живого человека. Мамы или папы, представьте, что вы скульптор и вам нужно освободить эту голову, лицо из камня. Или вылепить из глины.

Рассмотрите форму щек и носа, лба и глазниц. Попытайтесь представить, саму возможность, что вы скульптор и лепите это лицо (мысленно, конечно).

Еще для дальнейшего изучения головы, мы рассмотрим два варианта, так называемых «болванок». Они помогут нам понять, как рисовать голову в три четверти дальше.

Представьте, что Папа Карло начал делать Буратино. Он немного обтесал бревно, и получился такой брусочек для головы, похожий на коробку.

Посмотрите на нашу спичечную коробку. Что ей не хватает для того, чтобы стать больше похожим на человечка? Правильно — НОСА! А нос это самая выступающая часть лица человека.

Прикрепим к спичечной заготовке нос из бумаги. Согните пополам небольшой треугольник бумаги и приклейте. Посмотрите теперь на эту нашу болванку с носом. Она стала оживать:

Подумайте, что же еще не хватает для того, чтобы эта болванка с носом стала похожей на настоящую голову? Нам не хватает округлости. Наш брусок «слишком квадратный». Значит, если бы мы были скульпторами, вернее, Папы Карлами, то мы бы отсекали лишнее так, чтобы получился округлый лоб, подбородок и круглые щечки. Голова, нашими усилиями, округлилась бы до нужной формы.

Но если мы возьмем наше яйцо и тоже прикрепим к нему нос (попробуйте), то мы увидим, что нам теперь не хватает «квадратности». Голова никогда не может быть такой точно круглой как яйцо. Значит, нам пришлось бы снова отсекать от круглой формы лишнее, чтобы сделать её в некоторых местах «более квадратной».

Голова человека на самом деле и округлая, и квадратная одновременно. Это не так заметно из положения профиль и анфас. Но очень видно из положения в три четверти. Нам важно увидеть и показать точную форму головы и лица, рисуя человека в «три четверти». Это мы начнем делать на следующем занятии.

Понаблюдайте за лицами в три четверти.

До встречи!

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
05 ноября 2012 года

friendship.com.ru

Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы.

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Анфас

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.

На лице:

  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Уши

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

 

Автор: tuts+

Перевод: Sayhi

say-hi.me

Что нужно знать о ракурсе, чтобы правильно снимать портрет? | Фотошкола Genesis

сентября 30, 2012 Екатерина

Сегодня в очередной статье о незыблемых основах мы продолжим рассказ о том, как снимать портрет. В предыдущей статье о схемах освещения мы говорили о том, какие основные типы света используют в портретной фотосъемке. В сегодняшнем выпуске пойдет речь об углах съемки и поворотах лица.

Термины

Поворотом лица обычно называют часть лица, видимую камере. Она зависит от положения модели, а также от положения фотографа относительно модели. Под углом съемки понимают ракурс, положение камеры относительно уровня глаз модели, а также расстояние до модели.

На первый взгляд, здесь все просто, но даже небольшая разница в повороте лица может иметь негативные или положительные последствия для портрета.

Поворот лица

Для начала рассмотрим четыре основных поворота лица в портрете. К ним относятся:

Анфас – нос модели «смотрит» прямо в объектив. Обе части лица на фотографии сохраняют свои пропорции и видны одинаково хорошо.

Три четверти – легкий поворот лица вправо или влево. Модель должна развернуть голову так, чтобы одно ухо пропало из поля зрения объектива.

Две трети – более выраженный поворот лица вправо или влево, при котором кончик носа модели не выходит за линию щеки. Обратите внимание, что нос должен не только не выходить за линию щеки, но и не касаться ее. Это считается ошибкой. О других ошибках, допускаемых при съемке лицевых портретов, можно прочитать в еще одной моей статье.

Примечание: Обратите внимание на серьги – на фотографии выше, при повороте лица в три четверти, они виднеются из-за щеки, а на фотографии ниже их уже нет. Фотограф намеренно стер видимую часть серьги в редакторе, поскольку она смотрелась, как продолжение щеки. Обязательно следите за такими деталями при повороте лица.

Профиль – поворот лица вправо или влево на 90 градусов или чуть меньше. Для правильного портрета в профиль нужно, чтобы в кадре оказалась строго одна сторона лица.

И вновь обратите внимание на серьги и распущенные волосы: при съемке портрета в профиль локоны волос и украшения не должны виднеться из-за подбородка. Замечая подобные недостатки, я обычно прошу модель зачесать часть волос назад и снять серьги.

Угол съемки

Успех портрета во многом зависит от положения камеры относительно модели. Поэтому для разных типов фигуры и лица нужно использовать разные акценты. Придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Верхний ракурс (выше уровня глаз) сильнее акцентирует лицо, а не фигуру. Такую точку съемки хорошо использовать для полных моделей: на фотографиях они будут выглядеть стройнее (впрочем, иллюзия стройности на фотографии нравится даже моделям обычной комплекции).
  • При нижнем ракурсе (ниже уровня глаз или уровня подбородка) человек на фотографии выглядит выше, чем он есть на самом деле, что придает ему видимую значимость. Однако большинству моделей этот ракурс не подходит: во-первых, при съемке снизу видны ноздри, во-вторых, лицо становится меньше по отношению к телу, и фигура смотрится непропорционально.
  • Для групповых портретов лучше расположить камеру на уровне глаз людей или чуть ниже – это поможет избежать оптических искажений и сохранить пропорции фигур.
  • Наиболее подходящий угол съемки для одиночного портрета или портрета пары – на уровне глаз или чуть выше.

Объективы

Не менее важен при съемке портретов выбор оптики, поэтому давайте рассмотрим основные типы объективов.

  • широкоугольный объектив: акцентирует перспективу, искажает предметы, делает сцену более объемной.
  • длиннофокусный объектив: сохраняет пропорции тела, но делает сцену двухмерной.

Лучший способ обнаружить подходящий для портрета объектив – протестировать все фокусные расстояния на практике.

Разница между портретами очевидна.

Сколько времени уйдет на освоение этих приемов? На этот вопрос можно дать только один разумный ответ – чем больше вы фотографируете, тем быстрее научитесь использовать эти правила. Но, даже освоив основные приемы, вы по-прежнему будете открывать для себя что-то новое на практике.

Практическое задание

Для первых экспериментов будет достаточно света из окна.

Шаг первый:

Пробуйте различные направления света – малейший поворот в сторону окна может полностью изменить световой рисунок. Как только освещение вам понравится, можно экспериментировать с углом съемки и поворотом лица.

Шаг второй:

Разным людям подходит разный угол поворота. Снимите несколько портретов с различным поворотом и при этом следите за тем, как меняется свет на лице модели.

Шаг третий:

Сделайте пять кадров с разных положений камеры. При этом не меняйте фокусного расстояния, меняться должен только угол съемки. Итак, примерный список кадров:

  • чуть ниже уровня подбородка
  • чуть ниже уровня глаз
  • на уровне глаз
  • чуть выше уровня глаз
  • с верхнего ракурса

Проанализируйте получившиеся фотографии. Какие ракурсы подходят вашей модели лучше всего и почему?

с вашего сайта.

www.si-foto.com

Упражнение 8.4. Портрет. Три четверти.


Посмотрите на детские рисунки; дети, как правило, рисуют человека в профиль или фас, и никогда в три четверти. Почему? Так проще. По мере взросления, дети делают попытки рисовать портрет в три четверти и тут же сталкиваются с проблемами, с которыми и мы взрослые сталкиваемся, когда учимся рисовать. Основная проблема — это конфликт между визуальным восприятием реальности и символами которые закладываются в нашей голове с детства.

Посмотрите внимательно на этот рисунок.



Обратите внимание на то что нос выглядит совсем по-другому чем на портрете в фас или в профиль. Правая и левая часто лица — не симметричны, глаза отличаются по размеру и форме.
Портрет в три четверти рисовать не труднее чем фас или профиль, просто нужно рисовать то что пред вашими глазами, а не те символы, которые хранятся в нашем мозгу с детства.
Перед тем ка начать рисовать, помните: Рисовать линии, формы и пространства. Постарайтесь не разговаривать с собой во время рисования и не давать имена тем частям лица которые рисуете.

1.Перед тем как начать рисовать, смотрите на негативное пространство вокруг головы модели до тех пор пока не увидите это пространство как форму. Теперь посмотрите на лист бумаги и представьте эту форму там.
2. Определите вертикальный центр. (чаще всего это линия проходящая через центр носа и середину рта. Возьмите карандаш и пока держите его вертикально, определите угол наклона головы модели:


3. Теперь проведите линию которая будет обозначать уровень глаз ( эта линия параллельна вертикальному центру.) Не забудьте, что уровень глаз — по-середине лица.
4. Когда рисуете глаз — не рисуйте «глаз»! Рисуйте форму вокруг глаза, внутри ее. Заметьте, растояние между внутренним уголком глаза который ближе к вам и переносицей почти что равно длинне глаза. (Одна из распространенных ошибок — поместить глаз слишком близко к носу).
5. Измеряйте, обращайте внимание на отношения (например ширина носа по по тношению к ширине рта, и т.д.)
6. Если хотите можете проработать тени в этом рисунке. Ищите ФОРМУ тени. Например, тень под носом имеет свою форму.)

из книги Бетти Эдвардс «Открой в себе художника»

tyblako.livejournal.com

Различные ракурсы лица в рисовании / Мастерклассы Блоги

Начинающие художники первым делом изучают профиль, поскольку с этого угла зрения лицо изобразить проще всего. Например, при рисовании лица в профиль вам не придется заботиться о соблюдении симметрии. Но при рисовании лица в профиль по-прежнему необходимо выполнять правила пропорции, равно как при более сложном ракурсе в полуповорот (три четверти).

 

Набросок профиля 

Чтобы нарисовать голову взрослого человека в профиль, изобразите черепную коробку в виде круга. Добавьте две кривые линии, которые соединяются внизу в одной точке, определяя овал лица и подбородок. Расположите ухо немного позади вертикальной средней линии.

 

Размещение частей лица 

Используйте большой круг как направляющую для размещения частей лица. Нос, губы и подбородок выступают за пределы круга, тогда как глаза и ухо остаются внутри. Наклонные пунктирные линии указывают на параллельность наклона носа и уха.

 

Ракурс в три четверти 

При изображении лица в три четверти вертикальная средняя линия перемещается. Становится видна большая часть левой половины головы, но вы можете видеть только левое ухо. При повороте головы все направляющие линии также искривляются в соответствии с формой головы.

 

Искажение частей лица 

Когда голова поворачивается, ближайший к зрителю глаз (в данном случае левый) кажется больше, чем второй глаз. Это так называемое «видение в перспективе», при котором элементы рисунка искажаются, чтобы создать иллюзию трехмерного объекта: предметы, расположенные ближе к зрителю, кажутся больше, чем те, которые находятся дальше от него.

blogs.masterclassy.ru

Портретный свет для начинающих: Портреты в 2/3 и 3/4

© Tim Solley, 2007

Эта статья — часть цикла «Портретный свет для начинающих». Он призван помочь вам превратиться из начинающего фотографа в классного портретиста.

Первый ваш вопрос сейчас, по всей видимости, «Что это за чертовщина в названии?» Это вполне понятно, поскольку вы только начинаете заниматься портретной фотографией. Потому начну урок с объяснения, что означают такие дроби.

  • Портрет в семь восьмых — портрет, на котором видно семь восьмых лица человека. Фактически, всё на виду, но лицо чуть-чуть повернуто в ту или иную сторону.
  • Портрет в три четверти. На этом портрете видно три четверти лица. Нужно, чтобы ваш персонаж повернул голову на 45 градусов от камеры. Дальнее ухо при этом перестанет быть видно.
  • Портрет в две трети — это, вероятно, наиболее распространенное положение головы на портрете. Оно находится между семью восьмыми и тремя четвертями и создает приятную комфортную, ненапряженную позу. [Здесь и далее автор математически некорректно использует название «2/3». — прим. переводчика]

Освещение для портрета в 2/3 и 3/4

Эта статья не просто о том, что это за позы. Она о том, какое освещение для них больше всего подходит. Помните статью «45-градусный свет» из этой серии? Если нет, стоит потратить немного времени, чтобы вернуться и освежить ее в памяти, поскольку мы вновь будем пользоваться идеями из неё.

Важно не забывать, что для всех этих поз положение рисующего света не зависит от расположения камеры. В любом случае рисующий источник устанавливается относительно лица персонажа. Единственная вещь, которая отличает описываемые позы — угол поворота головы.

Устанавливая свет для таких портретов, просто добейтесь, чтобы рисующий свет падал на лицо под углом 45 градусов. Если портретируемый меняет положение головы, переместите источник по дуге так, чтобы свет вновь падал под 45°. Взгляните на иллюстрацию. Обратите внимание, что камера остается на месте, источник света же двигается вместе с поворотом головы, сохраняя нужный угол. Вы в дополнительном выигрыше, если заметили, что снимок получен с использованием короткого света.

На самом деле, это всё. Одна из наиболее легко допускаемых при обучении портретной съемке ошибок — когда, установив свет, забывают о нем во время перемещения объекта. Даже легкий поворот головы без перестановки источника может привести к плоскому фронтальному освещению, полностью разрушающему всю вашу предшествующую работу.

Овладев этой техникой и накрепко запомнив, что положение модели изменяют только вместе со светом, вы встанете на путь профессионального портретиста!


Портретный свет для начинающих

Далее: Низкий ключ
К содержанию


Тим Салей (Tim Solley) — известный фотограф из Форт Коллинз (Колорадо, США), активный участник ассоциации Professional Photographers of America. Вместе со своей супругой Элизабет он снимает портреты, преимущественно, семейные, свадебные и детские.

С 2006 года Тим ведет блог Sublime Light («Грандиозный свет»), призванный рассказать фотографам, как улучшить их портретные снимки. За время существования блога со статьями Тима познакомилось более ста тысяч фотографов из более чем полутора сотен стран.

«Для меня очень важно, чтобы каждый раз, когда я нажимаю кнопку спуска, получившийся снимок рассказывал какую-нибудь историю. Он должен передавать чувства, эмоции, индивидуальность. В конце концов, взглянув на свою фотографию 20 лет спустя, вы захотите вспомнить не только то, как вы тогда выглядели…»

f-hobby.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Авторское право © 2020 Es picture - Картинки
top