Живопись карикатура как жанр: гротеск шарж
Карикатура представляет собой рисунок реального человека, который искажает или преувеличивает некоторые черты, но сохраняет сходство. Другими словами карикатура – утрированная форма портретного искусства.
Гротеск
Гротеск – термин в искусстве портретной живописи, где лицо искажается в уродливую форму. Одним из лучших примеров работ в этом стиле является серия «гротескные головы» Леонардо да Винчи. В то время художник вряд ли рисовал с юмором – просто попытался передать крайне неприятную форму лица. В 18 веке гротескные рисунки были переименованы в карикатуры. На практике гротескным искусством занимались И. Босх и П. Брейгель Старший.
Шарж
Шаржи впервые стали популярным жанром изобразительного искусства в 16-17 веках. Рисунки создавались сатириками, чтобы высмеивать общественных деятелей и политиков — это работы с нравственным значением. Они по-прежнему остаются популярными сегодня, и используются в журналах и газетах, чтобы подшучивать над кинозвездами, политиками и другими знаменитостями.
Единственное, что изменилось – это художественные инструменты и материалы. Изначально карикатуристы делали рисунки углем, карандашом или пером при помощи чернил. Сегодня художник имеет доступ к графическим программам в ПК.
Карикатуристы обладали значительной властью над общественным мнением, благодаря доступности информации даже для неграмотных людей. Одними из самых известных примеров графики в таком стиле являются сатирические офорты Наполеона Бонапарта от британского художника Джеймса Гилрея. Он изобразил французского императора коротышкой в огромной шляпе. В результате до сегодняшнего дня эта тема интересует публику.
Шаржи являются популистской формой искусства. Это талантливые фигуративные рисунки, более действенные и эффектные, чем большинство портретов.
Классификация
В живописи современности карикатура представлена в виде юмористического или сатирического рисунка на социальные, личные, бытовые, политические темы или в виде иллюстрации к анекдотам.
Художники выполняют цветные или монохромные рисунки:
- линиями и контурами,
- штрихами.
Этот жанр делят на юмористические, сатирические изображения и станковую карикатуру с философским подтекстом. Работы карикатуристов можно видеть не только в живописи, но и в любой полиграфической продукции в технике:
- графики,
- коллажей,
- иллюстрациях,
- фотографиях,
- плакатах,
- рекламе,
- монтаже,
- инсталляциях,
- анимации,
- архитектуре,
- перформансе.
Разница между карикатурой и комиксом
Комиксы и лубок — это образы вымышленных персонажей. Впервые рассказы в картинках в этом стиле были опубликованы в 19 веке швейцарским писателем и художником Тепфером в попытке создать новый способ передачи литературного произведения. Его концепция была предвестником появления анимационного искусства и современных комиксов.
Первые связанные истории в живописи были предназначены для публикации в ежедневных газетах, поэтому быстро набросаны и не отличаются талантливостью.
В противоположность этому карикатуры и сатирические шаржи являются очень кропотливой работой – вручную подбирались и печатались цвета в глянцевых изданиях.
Даже сегодня эта дифференциация остается. Цветная карикатура, используемая для иллюстрации статей журнала или газеты, отличается более высоким художественным качеством, чем комический эскиз.
С появлением компьютерной техники, карикатуристы расширили жанр, создавая сложные, комические и мультипликационные изображения, особенно в области фантастики.
Британский художник Джайлс, известный по своей работе в «Дейли Экспресс», работал в жанре политической карикатуры. Он создал фиктивную семью в комиксах, в которой доминирует загадочная «Бабушка», которая комментировала современных британских и мировых политиков, нет портретов или картин с реальными людьми. Несмотря на различия, слово «комический» используется как популярный синоним карикатуры.
Развитие жанра
В итальянском «caricare» и «carico» означает «преувеличить» и «загрузить» А. Карраччи сделал несколько портретных гротесковых зарисовок в 1590 году в Болонской академии для иллюстрации теории живописи, и назвал их этими словами. Так произошло название жанра – карикатура. Процесс развития карикатуры продолжался веками, параллельно основным жанрам – от гротеска Босха до геометрических абстрактных форм в работах Мондриана:
- Истинным карикатуристом считается художник и дизайнер Дж. Арчимбольдо, который в Праге написал серию пародий на королей и императоров, используя овощи, кастрюли, сковородки и другие кухонную утварь.
- Профессиональный талантливым карикатуристом эпохи рококо был П. Л. Гецци.
- Сатирические острые шаржи и карикатуры стали в 18 веке писком моды в Англии, России, Франции, Америке. В моралистических жанровых картинах и гравюрах «Карьера проститутки», «Похождения повесы» англичанин У. Хогарт через явно преувеличенный портретный стиль перешел к гротесковой карикатуре.
- Во Франции, жанр доминировал в течение 19 века, благодаря работам О.Домье в области политики антимонархической направленности. В 1835 году французские власти запретили все крамольные виды искусства и политическую карикатуру, после чего Домье перешел на социальные комиксы.
Карикатура, как искусство, особенно востребованным было на рубеже 19-20 веков до появления телевидения. Самые известные художники-карикатуристы 20 века:
- Уильям Гроппер — коммунистический карикатурист, известный своими социальными рисунками.
- Алекс Гард — русский художник, который произвел более 700 картин знаменитостей, посещающих популярные рестораны Нью-Йорка, в исследуемом стиле.
- Аль Гиршфельд — американский художник, известный простыми черно-белыми карикатурами известных звезд и знаменитостей шоу-бизнеса, политиков и телезвезд. Он был одним из немногих художников, работы которого отображены на почтовых марках Америки.
- Дэвид Ливайн — видный американский карикатурист, известный чернильными карикатурами известных писателей и политиков, опубликованных в «Time», «Playboy», «The New York Times» и других известных изданиях.
Жанр позволяет с юмором продемонстрировать социальные проблемы и отношение к ним деятелей искусства.
Рекомендуем публикации
- Характеристика сюжетно-тематического жанра
- Особенности древнегреческой вазописи
- Батальная живопись
- Бытовая живопись
- Натюрморт в живописи
- Виды пейзажа в живописи
artrecept.com
шарж-портрет по фотографии Существует много разновидностей шаржей. Все они отличаются между собой по технике исполнения, содержанию, форме и области применения. По вашему желанию, художник может исполнить сюжетные или коллективные шаржи по фото, либо нарисовать одного человека. В первом случае, персонаж изображается в каком-либо сюжетном образе (сказочного или мифического героя, человека определенной профессии, исторической фигуры, деятеля культуры и т.д.) На коллективном шарже по фотографии изображаются несколько человек, и рисунок также может иметь сюжет. Наиболее распространенные виды коллективных шаржей по фото – это свадебные и корпоративные. Шаржи произошли от карикатур, которые гротескно подчеркивают, несколько преувеличивая, определенные черты какого-то человека, группы людей или их действий. Но, в отличие от карикатуры, которая более иронична, может быть социально или политически острой, шарж – добродушен, он скорее похож на дружескую усмешку, которая ставит своей целью порадовать человека, рассмешить его и, может быть, задуматься над собой. Различают следующие виды шаржа: 1. Портретный – когда рисуется только чей-либо портрет. |
sharzh-portret.ru
Карикатура — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Карикату́ра (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать):
- сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением по мнению некоторых неприятных, ужасных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями;
- жанр изобразительного искусства (обычно графики, но не обязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.
Близко с термином «карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск и другое. Современная карикатура — это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и так далее. Жанр карикатуры развивается во всём мире.
«Большая энциклопедия карикатуры» даёт определение понятию «современная карикатура»:
- по форме — линейная или контурная, насыщенная — штриховая, чёрно-белая или цветная, карикатура в единичном изображении или в многочисленных сюжетах (комикс, strip-cartoon),
- по с
ru.wikipedia.org
Шарж-портрет — Анатолий Бабич — Шаржист на праздник, шаржист на свадьбу, карикатура по фото, заказать шарж, шарж по фото, услуги шаржиста, шаржисты киева
Портретный шарж
Хотите получить веселый шарж-портрет, в моем исполнении? Вы хотите любоваться им у себя дома или на работе? Без проблем. Вам только придется решить, чье лицо Вы хотите там видеть. Шаржи можно дарить себе и друзьям. Портретный шарж недорогой, но уникальный подарок, на котором можно запечатлеть любое настроение. Если Вы решились на шарж-портрет, тогда Вам предстоит выбрать, в каком образе будет красоваться его герой. Шарж может быть исполнен в разных тематиках, возможно, это будет шарж про рыбалку, возможно на профессиональную тему или тему хобби. Спрашиваете, как сделать сюрприз? Предоставьте мне фотографию того человека, шарж на которого Вам необходим. Главное, что бы лицо там было довольно крупным планом и в хорошем настроении. Тогда шарж получится «НА УРА». Мои шаржи обязательно понравятся и Вам, и тому, кому Вы их подарите. Не верите? А Вы проверьте! Даже если на улице будет идти дождь, на душе Вам станет гораздо теплей, когда увидите мои добродушные каляки-маляки (художества!!!).
Могут же люди назвать шарж смешным портретом.
Познакомили меня тут недавно с художником Бабич Анатолием. (К слову сказать, человек отлично нарисовал мне один смешной портрет) И вроде не так уж я мало уже художников до этого повидал. По выставкам, да по мастерским приходилось хаживать, выбирать, покупать что-то для себя, а что-то – в подарок. Но, вот, Толик, пожалуй, первый художник, наблюдая за которым, я начал набрасывать заметки. Так сказать, «Записки о художниках». Ну, а чтобы добру не пропадать – буду их выкладывать Толику в книгу отзывов на сайте… Тем более, он сам виноват J
Вот, вы говорите: «царь! царь!». А они – в ответ – что им, царям, надо молоко бесплатно за вредность…Это не царям надо молоко за вредность – это писателям надо, поэтам с драматургами. А главное – художникам. Ну, сами посудите, это ж какой труд: целый день стоишь у мольберта, кисточкой туда-сюда, туда-сюда. Там мазочек добавь, тут штришок убери. Адский труд! А их величество в кресле сидят-с, подбоченясь, позируют, указы раздают.
Художник, между тем, работает. Ваяет, так сказать, лицо государственной важности – для потомков светлый образ создаёт. А на самого посмотришь, так портрета посмешнее ещё поискать: задумался, кисточкой за ухом потёр – всё, засияло ухо лазоревым; вместо сигареты сунул в лицо пастельным мелком – усищи персиковые себе приспособил; в затылке в раздумье почесал – стал затылок зелёным, как трава у дома. Ну, вылитый «киса» Воробьянинов, а не мэтр живописи.
Впрочем, ладно, если сам на скомороха с ярмарки похож. Хуже, если под пером – смешной портрет выходит. Не всякое величество готово прыщик на носу стерпеть, или вот тот шрам, который накануне её величество сковородкой оставили-с, когда фрейлины не ко времени из государственного кабинета выбегали. Некоторые величества из-за смешного портрета войны развязывали, а иные — заканчивать не хотели.
Вы думаете, Наполеон отчего Кутузова до самых Филей гнал? Не было, с кем коньячок одноимённый распить? Нет! Фельдмаршал же какую штуку удумал: типографию походную в своём штабе организовал, и портреты смешные, да шаржи разные на императора-революционера печатать приказал в большом количестве. Он и Москву, ирод, сжёг только потому, что от неё до самого Парижу – ни в Смоленске каком, ни в Боровичах – ни одной типографии-то и не было. Нечем, стало быть, французам и отвечать.
Оно, конечно, не всегда так страшно бывало, не при всяком правителе. Иные лидеры,
кто подемократичнее – те любили на себя со стороны взглянуть, на глас народа полюбоваться. Полюбуюся, бывало, попрыскают в кулак власть имущий, да и прикажут за смешной портрет выплатить смешной гонорар. А творение бессмертное упрятать в погреб в стеклянный футляр для пущей сохранности. Да, конечно, войн в наши дни из-за художников не начинают, времена не те. Теперь ведь проще посадить… Нет, что вы! Не в застенки казематные — в глушь, в Саратов, учителем изобразительных искусств. За хороший, но смешной портрет – послать в народ! J)))
Как говорится, формировать общественное мнение! Впрочем, иного художника можно и посадить. За стол – распить, так сказать, чашку чая, рюмку кофе. Да, вот, даже Бабича взять. У него ж, что ни портрет – то смешной: и сплошь, понимаешь, короли с королевишнами. Впрочем, они и короли-то сами – юмористы ещё те. Вот, «Кролики», например, ну, те, которые «не только ценный мех»… или королевна пернатых, Елена Воробей… Это ж надо решиться «та-акого» человека нарисовать! А они, смотри – стоят рядом с гением, собственное изображение в руках держат и блаженно улыбаются!
Оно, конечно, надо суметь так смешной потрет написать, чтобы вышла из-под кисти не злобная карикатура, а именно добрый шарж. Чтобы не просто нос с горбинкой переврать, а взгляд добрый подчеркнуть.
Вот, у Бабича это есть. Добро, то есть. Был бы королём – цельную галерею смешных портретов заказал бы. Нет, не своих, конечно, портретов – иностранных коллег бы попросил изобразить J)).
artbabich.com
это.. Дружеский шарж. Как рисовать шаржи
Понятие «шарж» пришло к нам из Франции. Исходя из французского определения, можно сказать, что шарж – это рисунок, в котором изображаются желаемые персонажи в шуточной, но в то же время добродушной форме. Чаще всего в этом стиле художник рисует портреты, однако может быть изображена группа людей или даже животные.
Шарж отличается от обычного рисунка тем, что главные узнаваемые черты лица и достоинства персонажа намного преувеличены, чем есть на самом деле.
Дружеский шарж
Все шаржи, по сути, дружеские, так как они не несут негативной нагрузки. В них присутствует нотка юмора, но не сарказма. А именно дружеский шарж выделяется лишь тем, что рисунок не должен высмеивать недостатки нарисованного персонажа, а вызывать легкую улыбку. Вот, к примеру, если у человека большие уши и красивые губы, то для безобидного шаржа нужно больше выделить второе, нежели первое. Именно тогда рисунок окажется не столь оскорбительным и будет нести смысл добродушной шутки. Ведь уровень восприятия у каждого человека разный. А у некоторых людей чувство юмора и вовсе отсутствует.
Шарж – это отличный подарок
Если рисунок получился качественным и интересным, то он сможет стать отличным подарком тому, кто на нем изображен. Такой знак внимания будет весьма оригинальным на фоне остальных и бесспорно приятным, а также заставит улыбнуться и человека, которому вы сделали сюрприз, и остальных друзей и родственников. А чтобы подарок совсем не показался банальным, можно в виде шаржа изобразить любимого домашнего животного или даже объекты, которыми окружен изображаемый на рисунке, к примеру смешной компьютер, интересный диван и многие другие предметы интерьера. Таким образом, вы точно никого не обидите. Подарок так и останется приятным, неожиданным и интересным, а задача художника будет полностью выполнена.
Учимся рисовать шаржи
Каждый, кто интересуется искусством, хотя бы раз задавался вопросом о том, как рисовать шаржи. Поэтому, если есть желание самостоятельно научиться этому делу, то самое основное — это тщательно изучить лицо человека, которого вы собрались изобразить. Оценить его достоинства и недостатки, обратить внимание на губы, уши, глаза, нос и даже волосы. Если этот человек — мужчина, и у него на лице есть растительность в виде усов или бороды, то не забудьте это нарисовать. Такие элементы дают возможность лучше узнать изображенного человека. Женщин рисовать намного сложнее, нежели мужчин. Сложность заключается даже не в чертах лица, а в большей обидчивости. Легко теряется грань между доброй шуткой и издевательской насмешкой. Ведь женщины часто скрывают свои недостатки. А если изобразить преувеличенными какие-то черты лица, из-за которых дама чувствует себя неловко, можно сильно ее обидеть. Каждый человек по-своему уникален, и задачей художника является уловить эту неповторимую черту и сделать акцент именно на ней. Это может быть улыбка или мимика, фигура или даже положение рук.
Когда найдены, а потом и нарисованы основные особенности и характерные признаки человека, на этом можно остановиться. В этом и заключается прелесть шаржей. Необязательно придумывать сюжет и трудиться над вторым планом. Главное, поймать те самые элементы — и портрет готов. По желанию можно готовый рисунок разрисовать, но это необязательный процесс. Иногда цветной рисунок может дать обратный эффект и изменить портрет до неузнаваемости. Поэтому чаще всего достаточно обыкновенного графического изображения. Однако при большом желании можно добавить неяркие и неброские оттенки в характерных местах.
Современное искусство
Раньше всегда шаржи рисовались лишь карандашом на бумаге. Однако в наше время стало популярным изображать портреты с помощью графического планшета. Естественно, такие шаржи рисуют цветными. Таким образом, изображенные персонажи получаются больше похожими на оригинал. Рисовать цветной шарж – это значит уметь правильно подбирать и сочетать цвета, а иначе, как и на бумаге, можно полностью испортить свою работу.
Сравнение шаржа и карикатуры
Многие люди сравнивают эти два понятия между собой. Но этого делать не стоит, ведь шарж – это лишь разновидность карикатур.
Этот вид искусства появился и стал популярен в 19-м веке. В то время люди считали смешным, если художник совмещал большую голову с маленьким телом. Основное отличие между этими стилями таково, что карикатура — больше иронический жанр искусства, который, не боясь, высмеивает черты человека или определенные жизненные ситуации. Например, есть большое количество политических карикатур, в которых подчеркиваются все недостатки чиновников. А шарж более добродушен, его целью является не высмеять определенные недостатки человека, а, наоборот, порадовать и рассмешить его.
Человек, который прославил шарж
Одним из самых известных шаржистов является Оноре Домье. Он был и скульптором, и художником и поднял этот вид искусства на новый, достойный уровень. Он один из немногих, кто смог показать самые скрываемые черты натуры. Это хитрость, жадность, злость и многие другие стороны человека. Особенно впечатляюще он рисовал политические шаржи. Изображал все так, как есть на самом деле, с небольшой ноткой иронии. А в наше время политический шарж — чуть ли не главный элемент в газетах и журналах. Особенно большое количество таких рисунков появляется в периоды кризисов или войн.
Такой жанр искусства требует немалого жизненного и художественного опыта. И не важно, рисуются шаржи карандашом или с помощью графического планшета. Если цель шаржиста — охватить широкую публику, то следует рисовать звезд с мировым именем или политиков. Таким образом рисунок делает известного человека ближе к народу.
Мы надеемся, что благодаря этой статье те, кому было интересно, как рисовать шаржи, поняли это. Или, может быть, кто-то открыл для себя новый жанр в искусстве. Ведь в наше время это весьма популярное направление. Шаржи рисуют для себя, изображают знакомого и преподносят ему в качестве подарка, ими просто наслаждаются на выставках. Следует запомнить, что шаржи и карикатуры – это не совсем одно и то же. Шарж всегда поднимет настроение и напомнит о времени, которое с ним связано.
fb.ru
Карикатура
Близко с термином «Карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск.
Современная карикатура — это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т. д. Жанр карикатуры развивается во всем мире.
Большая Энциклопедия Карикатуры дает определение понятию «современная карикатура»:
по форме — линейная или контурная, насыщенная — штриховая, черно-белая или цветная, карикатура в единичном изображении или в многочисленных сюжетах (комикс, streap-cartoon).
по содержанию — юмор (funny cartoon), сатира, шарж, чёрный юмор, карикатура как искусство или станковая карикатура, (fine art cartoon), философская карикатура, странные предметы, и т. д.
по технике и жанру исполнения — графика, иллюстрация, коллаж, монтаж, фотография, плакат, живопись, реклама, анимация, скульптура и объемные изображения, архитектура, инсталляция, перформанс, актинг.
по области применения — различные виды полиграфической продукции (журнальная и книжная иллюстрация, календари, буклеты, почтовые марки и открытки, наклейки, печати, и т. д.), реклама, анимация, и т. д.
В настоящее время международное признанное название caricature относится только к шаржам, утрированным портретам. А русское понятие карикатура описывается в мировой практике другим словом — cartoon.
Карикатура, способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. В карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, особенно в лубке. Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате, газетной или журнальной графике).
В более узком смысле карикатура — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI-XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития карикатуры (русская карикатура 1812 года, мексиканская политическая графика 1910-х гг., китайская карикатура 1920-х гг.). Важную роль в карикатуре играет текст, часто раскрывающий и расширяющий смысл изображений, усиливающий их сатирическую остроту. Активная общественная роль карикатуры сказывается в формах её бытования — одних из самых массовых в изобразительном искусстве. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию, а также типографский станок, карикатура распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, карикатура несёт и художественно-стилевые черты своего времени.
Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы современного ему английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские графики-карикатуристы второй половины XVIII — начала XIX вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английской карикатуры не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской карикатуры. Тогда же определились специфическая для карикатуры оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы карикатуры-лубки Великой французской революции (1789-94), английские «антинаполеоновские листы» и русские сатирические «народные картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании русского дворянства. Язвительные «портреты» его представителей создал А. О. Орловский. В сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык карикатуры приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия. В XIX-XX вв. развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой, с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная карикатура XIX в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег.
Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, со свойственным ему богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и карикатура Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях жёсткой цензуры острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой карикатуры, нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал угадывать скрытый сатирический смысл сцены.
Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середине XIX в. — «Искры», «Гудка» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), нередко участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка в карикатуру пришли иносказание, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия — труд, капитал, свобода — представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ — «социальная маска» — то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощавший типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими графиками — Ш. Филипоном, Ж. И. Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). Обострение социальной борьбы на рубеже XIX-XX вв. вызвало широкое развитие прогрессивной газетной и журнальной графики и карикатуры, а также появление профессиональных газетчиков- карикатуристов, в числе которых находились и многие крупные мастера (П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, И. Изер в Румынии и др.). В выработке гротескного лаконичного графим. языка карикатуры участвовали также художники немецкого журнала «Симплициссимус» (основан в 1896), русских журналов «Сатирикон» (1908-14) и «Новый Сатирикон» (1913-1918).
В XX в. карикатура отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в карикатуре Революции 1905-07 в России наряду с общедемократической борьбой за свободу получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты «Правда». Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская карикатура, протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания. Большое влияние на развитие европейской карикатуры оказала политическая графика бельгийца Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. В период резкого обострения классовой борьбы пролетариата в 1910-20-х гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США, Ж. Грос, О. Дикс, Г. Цилле в Германии, М. Лингнер, Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции, Н. Тоница в Румынии). С 30-х гг. важную роль играла антифашистская графика (И. Бешков в Болгарии, Ф. Бидло, И. Чапек в Чехословакии, А. Жикиди в Румынии, О. Постружник в Хорватии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Ж. Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания). В советском искусстве в первые годы Советской власти карикатура стала составной частью разных видов агитационно- массового искусства. В сатирическом плакате (в т. ч. в «Окнах РОСТА») (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской карикатуры — её политическая активность, обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 20-30-х гг. в РСФСР и других республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной карикатуры. Среди её мастеров — И. А. Малютин, Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис, И. М. Семёнов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами карикатуры, обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 карикатура как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в «Окнах ТАСС»). В 50-80-х гг. расширился круг тем карикатуры, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера советской карикатуры, как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, X. Зандберг в ГДР, И. Бешков, С. Венев в Болгарии, Ч. Дамадьян, Э. Тару в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.
История русской карикатуры
Карикатура — одно из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.
Известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во время Отечественной войны разгорелась целая полномасштабная карикатурная кампания против французского императора, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для распространения даже образовал при своем штабе особую типографию. Во время войн и военных конфликтов всегда широко используется так называемая плакатная карикатура, поднимающая патриотизм и боевой дух и оскорбляющая противоположную сторону.
Хотя карикатура существует с древних времен, однако карикатура как искусство появилась не сразу.
В России карикатура получила особое признание с 19 столетия.
Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Поначалу в газетах появлялись статьи с сатирическими рисунками на те или иные события с пояснительным текстом. Постепенно, с течением времени, стали публиковаться рисунки и без сопроводительного и объясняющего текста, сюжет рисунка был понятен и без слов. Но царская цензурная охранительная система внимательно следила за политическим аспектом их и не допускала никакой свободы в оскорблении властьимущих. Однако развитие жанра уже невозможно было остановить. Безымянные карикатуры передавались друг другу, а иногда особо едкие и перерисовывались.
Но и официальная карикатура развивалась. Постепенно сатирические рисунки стали занимать все больше газетной территории. Сатирические и юмористические отделы открывались в серьёзных общественных периодических изданиях, например, в журнале «Сын Отечества» (с 1812 до 1852 гг.), где обязательно какое-то место отводилось рисункам. Стали появляться отдельные рисованые издания. Направленность их часто ограничивалась окружающей бытовой обстановкой и избегала политической тематики. Осмеянию в первую очередь предавали мелких чиновников-казнокрадов, торговцев или артистов неудачно исполненных ролей. В качестве сюжета также использовались не проверенные сплетни, которых всегда бывало в избытке в столичном обществе. Известно, что именно таким образом, сомнительного вкуса карикатурами, доводили до отчаяния великую драматическую актрису Варвару Асенкову (1817—1841) её завистницы по сцене: «Скандал, разгоравшийся вокруг имени талантливой актрисы, с годами приобретал все больший размах. Не проходило и дня, чтобы в столичных газетах не появлялись карикатуры на Асенкову, намекавшие на двусмысленные связи и сплетни».
Сейчас, уже в наше время, по воспоминаниям современников, досконально известно, что все это были досужие вымыслы, разжигаемые интригами и специально проплаченные, сейчас уже известно, и кто за ними стоял, но в то время несправедливые сатирические удары воспринимались публикой доверчиво и довели Варвару Асенкову до ранней смерти. Карикатура таким образом могла стать и средством достижения чьих-то корыстных и завистливых целей. Цензура жестко следила за непоявлением сатиры на царствующих особ, а в оскорблениях в адрес бессильной актрисы не усматривала нарушений.
В середине XIX в. в России появился целый ряд сатирических журналов. Одним из таких изданий стал журнал «Ералаш» — русский иллюстрированный сатирический журнал, основанный художником М. Л. Неваховичем и выходивший в Петербурге с 1846 по 1849 гг. Журнал в сатирической форме отражал явления общественной русской столичной жизни и быта, а также все происходившие в сфере искусства и чиновничества; также много места занимали карикатуры на современных деятелей культуры: писателей, артистов. Многие рисунки в журнале были выполнены самим издателем, но также там сотрудничали и другие художники: Н. А. Степанов, И. И. Пальм. Однако, жизнь этого издания была короткой в связи с кончиной самого издателя. Периодичность журнала была 4 номера в год и всего вышло 16 номеров. Художник Н. А. Степанов (1807—1877) через некоторе время, в 1865 году начал издавать свой сатирический журнал «Будильник». Этот журнал вошёл в историю российской культуры в первую очередь тем, что там публиковались первые юмористические рассказы А. П. Чехова под псевдонимом Антоша Чехонте и Брат моего брата. Но именно там появлялись и карикатуры художника Дмитрия Орлова, получившего известность под псевдонимом Моор, а также будущего знаменитого архитектора Федора Шехтеля под псевдонимом Финь-Шампань, а также рисунки А. Н. Лебедева, в этом жанре прославились и другие художники: М. О. Микешин (1835—1896), В. С. Шпак (1847—1884), Н. В. Иевлев (1834—1866), П. М. Шмельков (1819—1890), Н. П. Чехов, А. Ф. Афанасьев и т. д. Их карикатуры также печатали и другие издания того времени: «Иллюстрированный альманах», «Стрекоза», «Шут», «Зритель», «Искра», «Гудок» «Сверчок», «Москва», «Осколки» и др.
Но все более накаляемая в Российской империи общественная обстановка заставила непритязательные юмористические издания заинтересоваться политическими аспектами российской жизни.
Первая предреволюционная карикатура относится к 1900 году. На рисунке в виде социальной пирамиды изображается трудное положение рабочих и безземельных крестьян того времени. С революцией 1905 года свобода слова достигает своего пика, что позволило журналистам и издателям той поры публиковать рисунки, минуя контроль цензуры. К сожалению, эта свобода продолжалась недолго. Однако это был первый шаг к беспрепятственному распространению информации. В 1905 году народ смог наблюдать настоящий всплеск в карикатуре достойной своего имени.
В это время особо проявились художники: Сергей Чехонин (1878, с. Лыкошино, ныне Калининской области — 23.2.1936, Лёррах) и Валентин Серов.
С 1908 по 1914 годы в Петербурге издавался журнал «Сатирикон» — там публиковалось много карикатур, в том числе и политических. В 1913—1918 гг. выходил журнал «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции, оставшиеся — разошлись по советским изданиям, однако рамки карикатурных тем советской карикатуры сделались узкими.
В СССР официальная карикатура служила политическим целям: борьбе с внешним врагом — капитализмом и с внутренними отдельными моральными недостатками общества строителей социализма, высмеивая тунеядство, пьянство, прогулы и тому подобное. Но наравне с официальной карикатурой всегда существовала подпольная, высмеивающая властные структуры, что не могла делать официальная.
В Советском Союзе существовало разделение карикатуры на жанры — шарж, политика, злоба дня, портрет, хотя сама карикатура не была официально признана. Борис Ефимов, один из протогонистов карикатуры, полагал, что всякая карикатура в СССР была политической, а потому подразделялась лишь на две категории — для внутреннего употребления и международного.
Художник-карикатурист Владимир Мочалов в биографической книге «О себе и не только»: «…после 1922 года никаких шаржей и карикатур на больших руководителей в СССР не печатали. Официально говорилось, что главным источником всех несчастий в нашей стране являлся управдом. Ну, в крайнем случае — безымянный чиновник. Очень удобно — и власть делает вид, что к ней это отношения не имеет, и автор не репрессирован».
Карикатура в СССР, таким образом, была в первую очередь плакатная. Ещё в годы Гражданской войны Моор зарекомендовал себя в плакатной карикатуре, в частности, широко известна его работа «Ты записался добровольцем?», а также серия карикатур, направленных на врагов Советской власти и чуждые советскому духу явления: Белое движение, Антанта, религия, публиковавшиеся в открывшемся новом советском журнале «Безбожник у станка».
Широко известны карикатурные агитплакаты первых лет советской эпохи в 1919—1921 гг. «Окна РОСТА», в работе над которыми участвовали: М. М. Черемных, В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков, Б. Е. Ефимов, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы.
Через много времени художник-карикатурист Владимир Мочалов в биографической книге «О себе и не только» иронично скажет об этих художниках и их творчестве: «Недаром иностранные критики в эпоху СССР, восхищаясь работой наших карикатуристов, придумали феноменальный термин: „положительная сатира“!».
Годы НЭПа вывели много разных юмористических журналов, но их жизнь оказалась недолгой. В 1922 году начинают издаваться сразу несколько сатирических юмористических журналов:«Крокодил», «Смехач», «Заноза», чуть позже, в 1923 году — «Прожектор» (при газете «Правда») и ещё несколько. Там публикуется в основном литература для непритязательного чтения, далекая от политики, не конфликтная, хотя и с осторожным приятием новой советской действительности: юморески, веселые неприхотливые историйки, пародийные стихи и, конечно, карикатуры. Среди прочих карикатур в этих журналах публиковались и рисунки знаменитого театрального режиссёра, создателя «Мастфора» Николая Фореггера, который был ещё и художником. Но все эти издания стали исключением в советской периодике и очень скоро по решению властей были закрыты, с 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом. Советская карикатура очень быстро вернулась к политическо-плакатной форме.
Плакатность особо выросла во время Великой Отечественной войны, когда карикатура стала в какой-то степени орудием борьбы и средством патриотического поднятия духа. Известен плакат Моора начала войны «Все на Г» (Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс и русская буква Г с известным русским масштабным словом широкого смысла на эту букву и графической игрой в четыре эти буквы, сложившиеся в фашистский знак).
Необходимо также отметить работы в этой области Кукрыниксов. Кукрыниксы представляли собой творческий коллектив, возникший в начале 1920-х годов из трех хадожников-графиков и живописцев: Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000). Их темой было гротескное злободневное освещение внутренней и международной жизни с позиций советского человека. Они являлись также авторами выполненных в форме карикатур иллюстраций и серии агитационных политических плакатов. Кукрыниксы стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Все трое за свои достижения получили звания, стали действительными членами АХ СССР, народными художниками СССР (1958), Героями Социалистического Труда.
Через много лет, уже после завершения советской эпохи, с разоблачительными статьями против ещё одного очень известного художника того же плакатного жанра Бориса Ефимова не раз выступал художник следующего поколения Михаил Златковский: «Что за времена такие на дворе, когда „палач от карикатуры“ раз за разом, ничтоже сумняшися, испрашивает себе награду ещё и ещё за свои неправедные дела?!». Дальше идут обвинения в адрес Бориса Ефимова во всех тяжких грехах. Личность старейшего карикатуриста, прожившего более 100 лет, безусловно, требует непростого отношения и многого осмысления, но это человек, сумевший вырваться из своего прошлого и понять и принять новую волну карикатуры следующего поколения, разительно отличавшуюся от привычных понятий первой половины ХХ века. (А причиной пафоса Златковского стал тот факт, что Ефимов назвал самым лучшим отечественным карикатуристом не Златковского, а Пескова — что широко известно, но не зафиксировано, поскольку Интернета в то время ещё не было.)
Время Хрущевской оттепели открыло новые возможности для расширения сферы деятельности официальной советской карикатуры, но все это с окончанием Хрущевской оттепели закончилось так же быстро, как и началось. Тем не менее, какое-то движение в разнообразии все-таки наметилось. Внутренней политической карикатуры официально не было, а единственная область советской жизни, которая подвергалась осмеянию — сфера обслуживания.
Однако 1 января 1967 года по решению ЦК КПСС «Литературная газета» приобрела новый формат, главным редактором был назначен Александр Чаковский, и появился юмористический раздел «Клуб 12 стульев», который возглавили Виктор Веселовский и Илья Суслов.
В этой обстановке, происходит и маленькая революция в мире советской прессы: в январе 1967 года на 16 странице „Литературной Газеты“ создается новая рубрика — „12 стульев“. Этот клуб имел огромное значение для карикатуры, так как предлагал новые и смелые для того времени темы. В первом январском номере за 1967 год на знаменитой шестнадцатой полосе можно было прочесть: „Мы хотим разнообразить репертуар нашего клуба, а потому мы предлагаем вам публиковать вещи не только смешные, но и иронично-умные. Участник клуба «12 стульев» должен принадлежать к одной из двух категорий — либо быть членом союза писателей (художников) либо не быть членом ни того ни другого. Все другие кандидатуры даже не рассматриваются“. С этого момента редакции „Литературки“ разрешается публиковать тексты и рисунки намного более колкие, чем когда-либо раньше. Самое поразительное в этой истории — что такое разрешение было дано лишь одному изданию, так как газета была адресована к интеллигенции, а руководство страны начало понимать необходимость отдушины для этой категории читателей.
Это были великие преобразования и новшества, на которые немедленно откликнулись молодые художники. Только там в то время новая плеяда молодых карикатуристов под рубрикой «Чудаки» ушла от политико-морального назидательства, сделав советскую карикатуру тонкой, философичной, где весёлость граничила с трагизмом. Именно сопричастность и трагическое мироощущение в отечественной карикатуре в конце 1960-х — начале 1970-х годов, немыслимые в работах начала века, позволили полностью уйти к созданию совершенно нового вида карикатуры. Не бичевание пороков персонажей, а душевность и теплота стали основой жанра. Эта карикатура получила название «новой волны». В «Клубе 12 стульев» работали четыре штатных художника-карикатуриста, знаменитую «великолепную четвёрку» составили: Виталий Песков (1944—2002) (ставший безусловным лидером отечественной карикатуры и начавший именно в «ЛГ»), Вагрич Бахчанян (1938—2009), Владимир Иванов (1944—1978) и Игорь Макаров (р. 1944). Эти карикатуристы нашли язык иронии и сарказма для передачи современного общества, постепенно перенаправляя остриё пера во внутрисоциальную сторону. Они ушли от, казалось бы, главного в карикатуре — осмеяния. Их работы обрели символику, мудрость и философичность, а злободневность рисунков первой половины ХХ века сменилась внешней безобидной веселостью и болью за этот столь несовершенный мир. Появились и другие карикатуристы, шедшие той же стилистикой: Олег Теслер, Василий Дубов, Валентин Розанцев, Михаил Златковский, Андрей Бильжо, Сергей Тюнин, Игорь Копельницкий и другие. И хотя на страницах «Литературной газеты» публиковалось то, что никогда бы не прошло цензуру «Главлита» в других советских изданиях, полной свободы не было и там. Карикатура новой волны постоянно должна была бороться за свое существование.
Из интервью редактора газеты «Утюг» Валентина Розанцева «Московскому комсомольцу»: Валентин Розанцев (1939 — 2010): « — Расскажите, пожалуйста, как начиналась альтернативная отечественная карикатура соц-арта? Какие у вас корни, связи, история? Как начинали? Как складывались взаимоотношения с официозом? — Я не совсем понимаю сам этот термин — соц-арт, все было проще. Карикатура бывает социальной, экономической, политической — какой угодно. «Крокодил», например, — это карикатура, за которую платит деньги тот самый аппарат, который курирует этот журнал. Карикатуры о том, насколько у нас плохие дороги, сломанные коровники, пьяницы-прогульщики, — весь набор заезженных тем. которые разрешены, продиктованы и добросовестно отрабатываются. Думаю, на своем уровне они это делают честно. Карикатура та — если хочешь, называй её «соц-арт» — чуть-чуть помоложе, чем крокодильская, эта волна возникла в начале семидесятых годов, когда появились такие малознакомые имена, как Бахчинян, Песков, Иванов, Макаров, чуть-чуть позже — Феликс Куриц, ещё чуть позже — Розанцев, Тюнин, потом Златковский, Смирнов, остальные. Но семидесятые начинались с «Литературной газеты». Карикатура того периода была рождена польской школой. «Шпильки» к нам приходили регулярно, это была одна из питающих сред. Второй привходящий момент — косяк международных конкурсов. Притом что у нас в это время не было ничего — в лучшем случае «Крокодил» проводил раз в три, в четыре года «Сатиру в борьбе за мир», где собиралась обычная нормальная карикатура: кровавые псы империализма, голуби мира… Другого не было. «ЛГ» была замечена югославами, и они, а за ними и габровцы, и другие начали активно присылать конкурсные приглашения. Если первые посланные картинки шли «на ура», то потом — таможня, почтамт, душиловка, петли всякие, возвращение работ, не пропускали, теряли, задерживали. Хотя никто не понимал, зачем, почему — вроде, как не положено, вроде бы там работали какие-то инструкции».
Вдова одного из самых крупных карикатуристов новой волны Виталия Пескова вспоминала в мемуарной книге-альбоме («Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова»), написанной в форме письма умершему мужу: «Когда в „Литературной газете“ появилась твоя картинка с изображением стаи птиц, летящей в клетках (моя любимая картинка, ты повторил этот рисунок для меня. Нарисовал на темной бумаге — другой не было. Вернее, немножко было — её тебе для работы доставал в специальном магазине старейший карикатурист Борис Ефимов — но не тратить же её на нас!), совсем высокое начальство позвонило меньшему и по телефону изрекло: баланс надо соблюдать! Если публикуете такое, то рядом должно быть и другое, балансирующее…».
Итак, с 1968 по 1988 гг. клуб „12 стульев“ был единственным местом, где можно было найти настоящую карикатуру. Неформальные клубы образуются с начала 70-ых годов: карикатуристы новой волны часто собираются на квартирах, чтобы поделиться новыми идеями, показать свои работы, пообщаться и даже попытаться организовать тайные выставки.
Неофициальная карикатура, как и любое другое проявление инакомыслия, в СССР незамедлительно каралась. Одним из таких неформальных карикатуристов являлся Вячеслав Сысоев (1937, Москва — 2006, Берлин), участвовавший в неофициальных, неразрешенных цензурой выставках и активно публиковавшийся на Западе, в результате чего арестованный, как значилось в документах, за «распространение порнографии».
С окончанием советской власти и цензуры границы карикатурных тем были упразднены. Любые темы были открыты. Сразу же самое большое распространение получила политические карикатура. Карикатуры на политических советских и российских деятелей, заполонили все газеты и журналы. Особо много карикатуристами использовался образ Жириновского. Появились новые темы для карикатур: олигархи, криминал во власти, коррупция, новый взгляд на политическую борьбу, новые социальные проблемы.
shedevrs.ru
Смешная карикатура. Как нарисовать поэтапно, карандашом?
Смешная карикатура. Как нарисовать поэтапно, карандашом?
Нарисуем карикатуру на Альберта Эйнштейна. Выделим следующие этапы:
Первый этап. Рисуем образ Эйнштейна, использую обычные геометрические фигуры:
Второй этап. Прорисовываем детали лица, делаем это в два действия:
Третий этап. Рисуем тени и получаем рисунок:
Нарисовать смешную карикатуру я предлагаю, основываясь на вот это изображение:
При рисовании карикатуры необходимо вытягивать лица и уменьшать по соотношению к голове тело, чтобы получалось забавно. Также можно и работать над изменением черт лица.
Этапы рисования:
1) Делаем вот набросок основных контуров:
2) Размечаем направляющие лица, причску и костюм:
3) приступаем к постепенной прорисовке карикатуры вот так шаг за шагом:
4) наносим штриховку:
А вот ещ видео к вашему распоряжению:
Чтобы
нарисовать смешную карикатуру поэтапно
нужно помнить, что карикатура — это не портрет человека. Чем более неточно е нарисовать, тем будет смешнее. Однако, основные отличительные черты нужно отразить, чтобы в карикатуре можно было узнать человека.
Сначала нужно нарисовать 2 квадрата, соединить их линией.
Карикатурное лицо, как и любое другое, тоже должно быть симметричным. Аккуратно нарисуем большие уши, нос и губы по размеру тоже не отстают от ушей.
Глаза можно нарисовать обычного размера, чтобы не получилось слишком страшно. Шею можно нарисовать тоненькой. Карикатура выглядит именно так — полностью непропорционально.
Далее можно плавно нанести штриховку и тени в нужные места.
Убрать вспомогательные линии и завершить quot;портретquot;
Для того, чтобы научиться рисовать карикатуры, шаржи, нужно научиться различать мельчайшие детали человеческого лица. Это может быть форма лица, носа, ушей, рта и так далее. Все эти детали отличаются у каждого человека размером и формой.
Пропорции лица обычно делятся на три части, так как соотношение расстояния между ртом, глазами и носом почти у всех людей одинаковы. Для того, чтобы вначале нарисовать пропорциональное лицо, нужны вспомогательные линии, делящие лицо на три части:
- расстояние между бровями и корнями волос надо лбом
- расстояние между нижним краем носа и бровями
- расстояние между нижним краем подбородка и основанием носа.
кроме того
- расстояние между обеими бровями и кончиком носа обычно равно размеру ушей
- если провести линию у основания нижней губы, она делит нижнюю часть лица на 2 симметричные части
На этом рисунке видно, что линиями a,b,c,d лицо делится на равные части. Обратите внимание на то, как пропорционально размер глаза quot;укладываетсяquot; в лице.
Что если кажется, что лицо непропорционально? Если сравнить два совершенно разных лица, одно пропорциональное, а другое нет, то мы увидим, что соотношение размеров деталей лица и расстояния между ними остатся практически таким же.
Поэтому для художника пропорции — очень удобная вещь. Если не иметь представление о том, какие основные пропорции лица нужно соблюдать, очень сложно правильно рисовать лицо, портрет, так как мельчайшие ошибки в пропорциях делают лицо quot;искажннымquot;, кривым. Это является наиболее частой проблемой у начинающих портретистов.
Если вернуться к карикатуре — изображение лица в ней, все пропорции также важно соблюдать. Почему? Если мы выделим только одну часть лица, сделав е больше, меньше, длиннее или короче, портрет совершенно не будет похож на оригинал. Сравните картинки выше.
Невозможно изменить одну пропорцию, при этом оставив все другие такими же — портрет будет казаться уродливым, но совсем не смешным.
Поэтому очень важно, чтобы изменение пропорций не было произвольным, а подчинялось определнным законам.
Для того, чтобы, увеличивая или уменьшая пропорции лица, нужно представить себе, что линия глаз и носа составляют вместе букву quot;Тquot;. Теперь мысленно нужно представить себе, как изменяется эта буква quot;Тquot; пропорционально. Приблизительно таким же образом пропорционально меняются размеры этих частей лица. Возьмите себе в пример все основные наиболее характерные формы quot;буквы Тquot; и попробуйте рисовать карикатуры по ним. Наблюдайте за формами лица человека, анализируйте каждое лицо, которое Вы видите. Учитывайте, что форма носа в прямой последовательности соотносится с формой глаз и наоборот — если меняется одно, меняется и другое. Глаза и нос ВСЕГДА меняются одновременно.
Дополнительную информацию можно найти здесь.
Для меня карикатура — это не обязательно шарж (смешной портрет), но в первую очередь комическая (иногда абсурдная до смешного) ситуация. Изображенная графически.
Иногда достаточно одной детали, чтобы превратить обычную ситуацию в карикатурную.
Рисуем сначала обычную.
Мальчик с девочкой дружил. У мальчика были романтические чувства.
Трогательно, не так ли? Остается добавить одну деталь, ту самую.
Это не единственный способ создать карикатуру, но один из самых простых — добавить к обычному изображению (иногда уже готовому) одну деталь. Главное — найти эту деталь.
Карикатурой по сути является забавный шарж,которые специально и намеренно искажает лицо какого то человека.И это делает его смешным и оригинальным.
И конечно рисование шаржев таких под силу только художникам, но можно тоже попробовать изобразить что то смешное.
И для этого нужно для начала сделать макет лица,как на картинке ниже.И уже исходя из макета попробовать оформить лицо,прорисовывая неестественно больше глаза,или уши,делать длинный нос,ухмылку и лошадиный подбородок.
Если рисуется тело,то его делают маленьким,а лицо наоборот большим,например вот так:
Шаржи рисуют с юмором,чтобы не обидеть человека.
info-4all.ru