ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ «А»
Урок 14
Письмо заглавной буквы «А»
Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «А»; научить писать ее по алгоритму; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; закреплять умение соблюдать правильную позу при письме; продолжить формирование умений делить слово на слоги и выделять голосом ударный звук в слове; развивать логическое мышление и основные мыслительные операции.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А – а – а…)
– Как девочка укачивает куклу? (Аа – аа – ааа…)
– Сегодня на уроке научимся писать заглавную букву «А», которая нужна для обозначения гласного звука [
– Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале слова. (Аня, Андрей, Артем.)
– С какой буквы надо писать имена людей и клички животных? (С заглавной буквы.)
– Показать в тетради обозначение звука [а].
III. Формирование зрительного образа заглавной буквы «А» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «а»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните заглавные печатную и письменную буквы «А».
На магнитной доске учитель конструирует заглавную букву «А».
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «А». (Полоска в форме прямой линии; полоска в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с петлей с закруглением с другой стороны.)
Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то учитель раздвигает элементы и помогает детям назвать их, а затем вновь соединяет.
– Покажите и назовите зрительные элементы буквы «А» на рисунке в тетради.
Учащиеся обводят в кружок только те элементы, из которых состоит заглавная буква «
Далее учащиеся выполняют конструирование заглавной буквы «А». В индивидуальные пакеты помимо шаблонов № 14, № 47, № 30, необходимых для конструирования этой буквы, следует включить шаблоны № 44 и № 9 для дифференцировки размера и шаблон № 29 – чтобы отличить форму полоски в виде прямой линии с петлей.
– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 1, с. 32.)
IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает полное и краткое объяснение образца начертания буквы «
Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее (1). Ведем плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (2). Опускаем прямую до нижней линейки (3), делаем повтор по прямой вверх (4). Не дойдя до середины строки, закругляем плавную линию влево, выгибая ее вверх, пересекая первый элемент (5). Закругляем вправо, выгибая вниз, пересекаем плавную и прямую линии (6).
Краткое описание: слева направо (1), вверх, отклоняясь вправо (2), вниз (3), вверх (4), влево (5), вправо (6).
2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «
3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «А» под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).
Подготовка руки к письму.
V. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы «А» по алгоритму.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
VI. Выполнение речеязыкового задания.
– Рассмотрите рисунки. Кто здесь изображен? (Девочка, рак.)
– Как могут звать девочку, если ее имя начинается с буквы А? (Аня, Ася.)
– Сколько всего звуков в имени девочки?
– Запишите (перекодируйте) звук [а] в печатную и письменную буквы А в модели слова.
– На каком месте в слове – имени девочки – стоит буква А?
– Произнесите медленно слово «рак».
– Сколько всего звуков в этом слове?
– Перекодируйте звук [а] в печатную и письменную букву «а».
– Составьте предложения со словами «рак» и «Аня».
– Используя фишки, составьте модели предложений.
Например:
VII. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся упражняются в начертании наклонных прямых линий и линий с петлей.
VIII. Итог урока.
doc4web.ru
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Письмо строчной буквы а»
Урок 13
Тема: Письмо строчной буквы А.
Введение работы со звуко-буквенной схемой.
Цели:
1. Создать условия для формирования в памяти обучающихся чёткого зрительно-двигательного образа строчной буквы а, для знакомства обучающихся со звуко-буквенной схемой.
2. Способствовать развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
3. Содействовать формированию умения звукового анализа слов и перекодирования их в графическую форму, развитию речевых умений.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счёт чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать строчную букву а на основе двигательных элементов по определённому алгоритму.
Метапредметные:
Регулятивные: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: проводить анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; выполнять синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; моделирование прописных букв.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: демонстрировать осознание роли речи в общении людей; понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учитель читает стихотворение
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
С.Маршак
— Рассмотрите рисунок Чебурашки. Где спряталась строчная буква «а»?
Сегодня на уроке мы научимся писать строчную букву а, которая нужна для
обозначения гласного звука а.
Повторение звука а, изученного на уроке чтения.
— Придумайте слова, в которых звук а был бы вначале слова. Протяжно произнесите этот звук в контексте слова. (Август, аист, астры.)
— Придумайте слова, в которых звук а был бы в середине слова. (Банка, собака).
— Придумайте слова, в которых звук а был бы в конце слова. (Доска, голова.)
— Обратите внимание на условное обозначение звука а — это строчная печатная буква а в квадратных скобках.
Формирование зрительного образа буквы
Учитель демонстрирует для зрительного восприятия четыре формы буквы а: малой и большой печатной, строчной и заглавной письменной.
Далее учитель конструирует букву а на магнитной доске.
— Назовите элементы, из которых состоит строчная буква а.
Если учащиеся затрудняются выполнить задание, учитель раздвигает элементы и помогает детям назвать их, а затем вновь соединяет.
— Покажите и назовите зрительные элементы на рисунках этой буквы в прописи. (Овал, прямая линия с закруглением внизу вправо.)
— выполните конструирование строчной буквы а.
Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
Учитель показывает образец начертания буквы мелом на доске, синхронно объясняет выполняемые движения.
Последовательность начертания строчной буквы а
— Начинаем писать выше нижней линейки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки (1). Поднимаем её вверх (2), закругляем влево, коснувшись верхней линейки (3), опускаем вниз, «закрываем» овал (4) и делаем повтор в нижней части овала (5). Линию повтора продолжаем до верхней строки, отклоняясь вправо (6). Опускаем вниз прямую (7), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её (8).
Краткое описание: слева направо (1), вверх (2), влево (3), вниз (4), вправо (5), вверх, отклоняясь вправо (6), вниз (7), вправо (8).
Упражнение в письме буквы под счёт
Учитель иллюстрирует и объясняет на доске технологию начертания буквы под счёт. Учащиеся упражняются в письме буквы под счёт по таблице-самоучителю. (пропись № 2, с.5), при этом учащиеся должны понимать, что те отрезки движения руки, которые имею направление сверху вниз «на себя», пишутся с нажимом на основной счёт (раз-два-три). Все остальные отрезки линий в букве в направлении «от себя» (влево, вправо, вверх) должны производиться при расслабленном состоянии мышц руки под неосновной счёт (и-и-и). В результате учащиеся овладевают умением чередовать напряжение мышц руки с расслаблением, что является необходимым условием для выработки навыка.
Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы а под счёт по прописи № 2 (с.5). также первоклассники упражняются в письме элементов под счёт, выполняя в воздухе «пустые» движения ручкой и чередуя соответственно счёту напряжения и расслабления мышц руки.
На первую строчку – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в положении «ладони вперёд». На вторую – то же, но ладони обращены друг к другу. На третью – другие движения всеми пальцами (соприкосновение кончиками пальцев).
Письмо учащимися в прописи двигательных элементов и буквы а по алгоритму
— Примите правильную позу для письма и соблюдайте её в течение выполнения задания одной строки.
Выполнение речеязыкового задания
— Рассмотрите рисунки. Какая птица здесь изображена? (Аист.)
— Произнесите это слово медленно, выделяя последовательно звуки. На каком месте в слове находится звук а?
— Перекодируйте звук а в слове «аист» в печатную и письменную буквы. (Начало буквы показано точкой со штрихом.)
— Какой фрукт изображён на другом рисунке? (Айва.)
— Произнесите слово «айва». Соотнесите слово с заданной схемой слова.
— На каком месте в слове «айва» отмечен звук а?
— Запишите печатную и письменную буквы а.
— Составьте предложение об аисте.
Учащиеся моделирую предложение при помощи картонных шаблонов.
Рисование узора-бордюра
Учащиеся упражняются в начертании овала и на его основе рисуют ягоду. Линию с закруглением завершают рисунком цветка.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
— Что нового узнали?
— Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
infourok.ru
Печатающие элементы форм и фотоформ. Элементы букв
Все элементы печатных форм подразделяются на изобразительные (печатающие) и пробельные. Изобразительные элементы при накатывании на них краски и совмещении с воспринимающей поверхностью передают изображение. Пробельные элементы создают пробелы между словами, строками, другие пробелы внутри наборной полосы и поля на странице издания.
К печатающим или изобразительным элементам относятся: буквы алфавита, знаки, цифры, линейки, орнаменты, иллюстрации.
Буквы, знаки, цифры условно расположены на кегельной площадке (Em-Square) А (рис. 5.1 ).
Буквы состоят из следующих основных элементов: основных штрихов (Stem) (1), соединительных штрихов (Hairline) (2), засечек, серифов (Serif) 3, 4 различной формы. Расстояние (5, 6) между основными штрихами называется внутрибуквенным просветом (Counter). Межбуквенный просвет (Letterspace) (7) образуется за счет полуапрошей двух рядом стоящих букв. Ширина очка букв зависит от их конфигурации. Размер апрошей составляет 0,17-0,23 ширины кегельной площадки. Ширина цифр — 0,5 кегля. Процесс установки для каждого шрифта правильного значения апрошей в зависимости от кегля набора называется трекингом. Все буквы и знаки располагаются на одной линии шрифта (Baseline) (8). Овальные буквы зрительно кажутся меньше прямоугольных и, чтобы устранить эту зрительную иллюзию, их немного выводят за линию шрифта (8), располагая на линии (9). К — кегль шрифта, в размер которого входит очко строчных букв (11) без выносных элементов: нижних (Descender) (13) и верхних (Ascender) (14), а также верхняя и нижняя части кегельной площадки (верхние и нижние заплечики). Верхняя часть кегельной площадки предназначена для размещения прописных букв (10), верхних выносных элементов (14) и диакритических знаков (15). Нижняя часть кегельной площадки используется для размещения спускающихся элементов букв (13). Размер очка строчных букв соответственно прямого и округлого начертаний занимает 0,41-0,44 кегля, а размер очка прописных букв соответственно 0,64-0,66 кегля. Интерлиньяж (16) — расстояние между линиями шрифта (Linespace). (12) — оптическая середина букв.
Капительные буквы имеют размеры строчных букв, а рисунок — прописных. В русском языке семь капительных букв: А, Б, Е, Р, С, У, Ф. Есть капительные буквы и в латинском алфавите. Они используются для выделений в тексте, чаще всего при формульном наборе.
Линейки используются при наборе таблиц и формул как разделительный печатающий материал, в акцидентном наборе — для отделения и выделения. По начертанию очка линейки подразделяются на несколько видов (рис. 5.2 ).
Орнаменты (украшения) используют при художественном оформлении книг и журналов, при акцидентном наборе. Орнаменты служат одновременно разделительными и декоративными элементами. Основным элементом наборного орнамента является раппорт (рис. 5.3 ) — повторяющаяся часть рисунка определенного кегля. Раппорты, при соединении их друг с другом, образуют орнаментальную строку с рисунком ленты, заставки, концовки, какой-либо фигуры или сплошного фона.
Различное положение раппортов при наборе, разделение их пробельным материалом позволяет создавать наборные украшения разных видов.
Графической основой наборных орнаментов является мотив, который может быть геометрическим (прямоугольным, линейным, полукруглым, круглым и др.) и более сложным. В зависимости от мотива, орнаменты объединяются в серии. Простые по рисунку орнаменты — в серии: «геометрические», «звездочки», «розетки» (рис. 5.4 ).
Более сложные орнаменты — бордюры (рис. 5.5 ), комбинированные орнаменты и фоновые украшения. Серия содержит несколько гарнитур, различных по характеру, но выполненных в одном стиле.
Гарнитура объединяет различные по начертанию орнаменты.
Задача дизайнера состоит в том, чтобы построение орнаментных композиций носило закономерный характер и отдельные графические элементы орнамента были органически связаны между собой, особенно в стыковых местах (углах).
Построение орнаментных композиций может быть ритмичным и аритмичным. Под ритмом в орнаментах подразумевается чередование графических элементов (единичных или комбинированных) в определенном порядке.
Ритмичные построения могут быть простыми, если они состоят из одного или двух элементов, и сложными, состоящими из нескольких элементов.
Аритмичные акцидентные орнаменты строятся по принципу равномерного заполнения выбранной плоскости бессистемно расставленными элементами, однако при этом должно выполняться следующее требование: разные элементы могут быть контрастными по форме и насыщенности, но иметь общий для всех ритм, замкнутый или диагональный.
6.2.
Шрифты полиграфии
Шрифт — рисунок букв алфавита какого-либо языка с относящимися к нему дополнительными знаками, цифрами, знаками препинания, расположенными на шрифтовом носителе вещественном (литере, шрифтовой матрице, шрифтоносителе фотонаборных автоматов и наборно-пишущей техники) и невещественном (оцифрованные шрифты).
Полиграфический шрифт рассматривается как средство художественного оформления любой печатной продукции, являясь выразителем культурного наследия народа. Для каждого исторического периода характерен шрифт определенного рисунка.
Ученые различают четыре основных типа письма:
1. Пиктографическое, при котором отдельные сообщения передавали изобразительными знаками. Пиктографическое письмо — самый ранний тип, не представляющий собой никакой системы письма.
2.Идеографическое письмо возникло в эпоху образования государств. Это уже система знаков (идеограмм) определенной графической формы (например, иероглифы), обозначающих слова. Идеографическое письмо впервые появилось в Древнем Египте и Древнем Китае.
3. Слоговое письмо характеризуется использованием знаков, обозначающих слоги. Слоговое письмо употребляется некоторыми народами Индии (письмо деванагари) и в Японии.
4. Буквенно-звуковое письмо, при котором используются отдельные звуки (фонемы), изображенные графически. Первый алфавит буквенно-звукового письма был создан финикийцами около XI в. до н.э.; греческий алфавит — в VIII-VII вв. до н.э.; латинский — в III в. до н.э.; славянский — в IX в. н.э.
Первой азбукой, созданной Константином-Кириллом Философом и Мефодием в 863 г., была глаголица; кириллица была создана вместе с учениками Константина в конце IX в. в Восточной Болгарии.
Первоначально глаголицу и кириллицу использовали параллельно (табл. 3 приложения), но потом кириллическая азбука вытеснила глаголицу (дольше всех славян ее использовали хорваты — вплоть до XIX столетия). Кириллица лежит в основе азбук русского, болгарского, сербского алфавитов.
Алфавит — графическая форма определенной системы буквенно-звукового письма.
Армянский алфавит, созданный в V в. н.э. Месроном Маштоцем, и грузинский имеют свои графические основы.
Специфика языка определяет число знаков в алфавите. Так, в русском алфавите — 33 знака, латинском — 26, греческом — 24, готическом — 26 (табл. 4, 5, 6 приложения), армянском — 36.
Языки классифицируются по генеалогическим признакам (общность языкового материала и общность происхождения) и по морфологическим признакам (общность грамматического строя).
Каждый язык имеет свой алфавит, однако существуют алфавиты, которые используются для письменности на нескольких языках. Так, например, русский алфавит с дополнительными знаками используется для 60 языков. Латинский с дополнительными знаками — для 65. Кроме того, латинским алфавитом пользуются также искусственные международные языки: эсперанто, интерлингва, акциденталь. Арабским алфавитом пользуются более 10 национальностей (см. приложение, табл. 7).
Дополнительные (акцентированные и специальные) знаки приведены в табл. 8 приложения.
Русский алфавит более сложен по сравнению с латинским своим буквенным составом, так как в нем есть шипящие (ж, ч, ш, щ, ц) и йотированные гласным (я, ю), отсутствующие в латинском. Для обозначения этих фонем в других языках пользуются двух- трехбуквенным сочетанием (например, фонема «ш» в немецком языке обозначается сочетанием трех графем «sch», а в польском языке фонема «щ» обозначается сочетанием четырех графем — «szcz»).
Одну и ту же фонему в разных алфавитах могут изображать различные графемы (Б, б — русская основа, B, b — латинская, — греческая (прописной знак).
Графемы некоторых прописных знаков отличаются от графем строчных (А, а, б, б, Е, е и т.д.), но в некоторых алфавитах (абиссинском, тибетском, бенгальском, пенджабском, синегальском и др.) прописные буквы вообще отсутствуют. В грузинском алфавите прописные буквы выделяются размером без изменения графемы.
Письменность разных народностей отличается от слитности и направленности. Так, письменность с использованием алфавитов на русской и латинской графических основах не слитная — буквы не связаны между собой штрихами, а письменность народностей деванагори, Сирии, Монголии, Маньчжурии, Сибо и др. — слитная. Корейская письменность строится путем слитного написания слогов, не связанных между собой в слове.
Форма письма почти у всех народностей горизонтальная, слева направо или справа налево, кроме китайцев, которые пишут вертикально, располагая строки-столбики справа налево; в настоящее время они используют и европейскую систему письма.
Одна и та же графема в разных алфавитах может обозначать разные фонемы, поэтому для набора на языках, построенных на русской и латинской графических основах, используется суммарный алфавит, содержащий 400 знаков (рис. 5.6 ).
6.3.
Классификация шрифтов
Все шрифты классифицируются по трем основным признакам, рисунку, начертанию и кеглю.
В основу классификации шрифта по рисунку положено два признака:
- контрастность шрифта — соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв;
- наличие и форма засечек — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.
По рисунку (ГОСТ 3489.1-71 — 3489.38-72) шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группы (рис. 5.7 ). Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры. Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.
Группа рубленых шрифтов (а) включает в себя шрифты, не имеющие засечек. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, Агат.
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками (б) включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек). К этой группе относятся шрифты акцидентной Телингатера и Октябрьской гарнитур.
Группа медиевальных шрифтов (в) включает шрифты с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Литературной, Заголовочной газетной, Банниковской, Лазурского, Ладога.
Группа обыкновенных шрифтов (г) включает шрифты с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Обыкновенной новой, Обыкновенной, Северной, Елизаветинской, Бодони книжной, Кузаняна, Байконур.
Группа брусковых шрифтов (д) включает шрифты с неконтраст-ными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Брусковой газетной, Балтика, Хоменко, Реклама.
Группа новых малоконтрастных шрифтов (е) включает шрифты, имеющие малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Новой газетной, Школьной, Бажановской, Журнальной, Академической, Пискаревской, Кудряшевской словарной, Кудряшевской энциклопедической, Баченаса, Новой журнальной, Малановской.
Группа дополнительных шрифтов включает шрифты, построение и характер рисунков которых отличаются от шрифтов шести основных групп. К этой группе относятся шрифты гарнитуры Рерберга.
Образцы гарнитур шрифтов с учетом компьютерных, история их разработки и особенности построения характерных букв ряда гарнитур помещены в приложении.
В библиотеку Рага Туре включены 176 названий гарнитур шрифтов.
Кроме того, для компьютерного набора имеются стандартные картографические шрифты, шрифтовые комплекты для сложного математического набора и для набора шахматно-шашечных диаграмм, специальные знаки, нотные знаки (энциклопедия — 4; обыкновенная жирная; рукописная Жихарева), математические знаки (энциклопедия-4).
В соответствии с IBM Classification все шрифты подразделяются на следующие группы:
- шрифты с засечками (Oldstile serifs), например Academy, Baltica, SchoolBook. Times New Roman;
- шрифты без засечек:
— рубленые (Sans serifs), например Text Book, Helvetica, Arial Narrow, Pragmatica;
— брусковые (Clarendon serifs), например Baltica, Courier;
— имитационные (Scrypts) и декоративные (Ornamentals), например Lazurski, Decor, Corrida, Parsek.
Ассортимент специальных символов (Simbolic) может использоваться с любым шрифтом.
Имеется ряд гарнитур шрифтов, близких по рисунку, но имеющих другие названия; форма знаков таких гарнитур перерабатывается при создании производных вариантов, и это в значительной степени снижает художественные достоинства шрифтов и другие параметры, такие как удобочитаемость и емкость. Кроме того, наличие большого количества незнакомых (не лицензионных) названий гарнитур не позволяет судить об их достоинствах.
Систематизацией и разработкой новых гарнитур шрифта для компьютерного набора занимается фирма «ПараГраф» Полиграфмаш. Многие гарнитуры использованы при разработке и изготовлении шрифтовых программ для компьютерного набора, созданы и новые, например, на фирме «ПараГраф», такие как: Арбат, Декор, Энциклопедия — 4), Гранит, Ижица, Кудряшевская энциклопедическая рубленая, Лидия, Мысль.
Все шрифты, изготовляемые фирмой «ПараГраф», выполнены в соответствии с действующими полиграфическими стандартами и лицензированы. Шрифты поставляются в форматах Adobe Type I (для компьютерных платформ IBM и Макинтош) и True Type (работа в среде Windows).
Кроме шрифтов, указанные предприятия изготавливают шрифтовые комплекты для сложного математического набора, газетные украшение и линейки, специальные знаки: математические, технические, химические, картографические, топографические, словарные, астрономические, биологические, фонетические, готические и шрифтовые комплекты для набора шахматно-шашечных диаграмм.
Могут быть изготовлены шрифтокомплекты для набора изданий на любых языках народов мира.
infopedia.su
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ У, у
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ У, уПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ У, у
Цели: учить писать заглавную и строчную букву У, у; закреплять навыки письма; развивать речь, образное мышление, фонематический слух; обогащать словарный запас детей.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний.
Игра «Найди пару».
А о Я я О Ё а ё
– Что вы можете сказать об этих буквах? Какие они?
– Какие гласные буквы пишутся после твёрдого согласного? (Буквы а, о.) Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? (Буквы я, ё.)
– Сегодня будем учиться писать букву У. Какой звук обозначает эта буква?
– Вы правы, гласный звук. Его можно петь низко и высоко, толстым и тонким голосом. Давайте попробуем вместе!
Чайник на плите стоит.
Чайник тонко голосит: у-у-у!
ВОЛК И КОМАРИК
Волк комарика ловил,
Себе лапой нос разбил: у-у-у!
Стой, комарик, я прошу (у-у-у),
Себе лоб я почешу (у-у-у)!
II. Изучение нового материала.
1. Работа по прописи.
Буква У напомнит ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи!
Пририсуем сук к стволу –
И увидим букву У.
У рисуем угольком,
Палку к палке – уголком.
Угол. Уголь. У мы слышим.
У в начале слов напишем.
– О какой букве – печатной или письменной – говорится в стихотворении? Сравните печатную и письменную буквы У. Чем они похожи?
2. Работа с образцом заглавной буквы У.
– Рассмотрите образец заглавной буквы У. Опишите направление движения руки при написании буквы У. (Буква У состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем руку вверх вправо, закругляем, ведем наклонную линию вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем чуть вправо вверх.
Второй элемент должен находиться на одинаковом уровне с первым. Ведем вниз наклонную линию. Чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.)
– Запишите эти элементы в воздухе; в тетради.
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–5-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
3. Чтение букв и слов.
На доске записаны письменные строчные буквы а, у и слова ау, уа. Учитель читает стихи, дети по его команде хором читают буквы и слова.
МАША ЗАБЛУДИЛАСЬ
Плачет Маша: … (а-а-а),
А волчище … (у-у-у)!
Страшно Машеньке в лесу,
Позовём её – … (ау)!
А у нас есть девочка,
Звать ее Аленушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день … («уа-уа») –
Вот и все ее слова.
– Прочитайте «слова», записанные на следующей строке. Обратите внимание на соединение букв.
4. Игра «Собери букву».
– Рассмотрите элементы букв. Подумайте, какие буквы «рассыпались». На пустой строчке напишите буквы, которые можно построить из этих элементов.
Самостоятельная работа учащихся.
физминутка.
Ветер дует, завывает: «У-у-у-у!»
Нашу мельницу вращает: «Вж-вж-вж!»
Раз, два, три, четыре –
Завертелась, закружилась.
(Наклоны вперед, руки в стороны.)
5. Работа с образцом строчной буквы у.
– Рассмотрите образец строчной буквы у. Сравните заглавную и строчную письменную букву. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите о направлении движения руки при написании буквы у. (Буква состоит из двух элементов. Первый элемент – короткая палочка с закруглением внизу. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз. Чуть-чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Второй элемент – палочка с петлей внизу. Второй элемент начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз длинную палочку, затем движением руки влево пишем петлю, она должна быть небольшой. Петля пересекается с наклонной палочкой обязательно на нижней линии рабочей строки. Заканчиваем писать на середине рабочей строки.)
Прописывание второго элемента строчной буквы у.
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–4-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
6. Письмо буквы в словах.
– Рассмотрите рисунки. По какому признаку их объединили в группу? (В словах – названиях предметов есть звук [у].)
– Назовите первое слово. Определите место звука [у] в слове. Какой буквой обозначается звук [у] после твердых согласных? Впишите пропущенные буквы.
III. Итог урока.
– Какую букву мы научились писать? Для чего нужна заглавная буква У? Строчная у?
Минута рефлексии.
ребята отвечают на вопросы:
— Я узнал,
— Я удивился,
— Язадумался,
— Я научился,
— Я запомнил.
www.school16kusch.narod.ru
– Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем вниз второй элемент – Выполним письмо буквы в воздухе. – Пропишите обратным концом ручки, точно – Напишем сочетание аа. – Дома можете потренироваться в написании строчной буквы а | второй элемент – палочку с закруглением. Выполняют письмо Письмо буквы а под счет. Письмо аа | букве, правильно их называют | |||||
4. Слого-звуковой анализ слов | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа | – В словах пропущена буква а. Впишите ее. – Рассмотрите схему слова мама. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог? Аналогично выполняют анализ других слов | Вписывают – Два. – Первый. – Два. – Из слияния согласного с гласным | Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью | Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слов | ||
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практи- | Аист – Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. – Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова – правою ногой, Снова – левою ногой. После – правою ногой, Затем – левою ногой. Вот тогда придешь домой! | Выполняют движения по тексту стихотво- | Осуществляют профилактику утомления | Фронтальный. Правильное | ||
5. Работа в «Прописи». Анализ начертания прописной | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо | – Обведите по контуру веточки с листочками. – Прописная (заглавная) буква А состоит Письмо буквы А по элементам. – Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой. – Напишем букву А по элементам: в воздухе, | Обводят по контуру веточки с листочками. Рассматривают прописную букву А, прописывают элементы буквы, букву А | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву А в соответствии с образцом | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Правильное называние и написание элементов и прописной буквы А | ||
– Дома можете потренироваться в написании | |||||||
V. Закреп-ление знаний и способов действий. 1. Слого-звуковой анализ слов | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа | – В словах пропущена буква а. Впишите ее. – Рассмотрите схему слова Анна. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог? Аналогично выполняют анализ других слов | Вписывают – Два. – Первый. – Два. – Из гласного и согласного, не слияния | Правильно записывают имена собственные. Выполняют слого-звуковой анализ слов | Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слов | ||
2. Заглав-ная буква в именах собственных | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Зачем нужна заглавная буква? С заглавной буквы, без сомненья, Начинаем предложенье, Имя мамы, папы, дочки, Чтобы выделить их в строчке. Буквы пишем аккуратно, Чтобы было всем понятно | – Имена людей пишутся с большой буквы | Объясняют | Фронтальный. Устные ответы | ||
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Буква А довольна вашей работой. А вы? – Что получилось? Над чем надо еще поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А? | Отвечают на вопросы учителя | Оценивают свою работу на уроке | Фронтальный. Устные ответы |
infourok.ru
logo-shcola.ru » Конспект урока. Буквы О-А 1 класс.
Групповое логопедическое занятие в 1 классе для детей
с оптической дизграфией по теме: «Буквы а-о».
Цель:
- научить детей выделять «опорные» сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки).
Задачи:
- закрепить связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой;
- формировать навык звукового анализа и синтеза;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, пространственные ориентировки.
Оборудование: зеркала, звуковые линейки, карточки с буквами а и о, буквы а и о, вырезанные из наждачной бумаги, карточки с пропущенными буквами а и о, деформированный текст, сюжетная картинка на пространственную ориентировку, элементы букв.
План урока:
1) Организационный момент. (2 мин.)
2) Повторение пройденного материала. (3 мин.)
3) Объяснение новой темы.
а) уточнение элементов букв; (5 мин.)
б) закрепление элементов букв; (3 мин.)
в) тактильный контроль; (3 мин.)
г) физминутка; (4 мин.)
д) отождествление буквы со звуком; (5 мин.)
е) развитие фонематического слуха; (4 мин.)
ж) развитие навыков фонематического анализа и синтеза; (4 мин.)
з) отработка написания букв; (4 мин.)
4) Итоги занятия. (3 мин.)
Ход занятия
1. Орг. момент.
Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради. Куда направлена штриховка в рисунке? Заштрихуйте весь рисунок.
2. Повторение пройденного материала (ориентировка в пространстве)
Посмотрите внимательно на эту сюжетную картинку. Что находится справа от окна? Что находится слева от окна? Что находится над кроватью? Что находится под столом? Что находится между кроватью и картиной?
3. Объяснение новой темы.
Сегодня на занятие к нам пришли гости – девочка Оля и мальчик Алик. Посмотрите на них внимательно, у Оли очень сильно болят Зубы, она все время охает: ох-ох-ох. А вот Алик вратарь. Он занимается хоккеем. Посмотрите, какая у него клюшка как вы считаете, какие буквы спрятались в их портретах? У Оли? (буква о) У Алика? (буква а). Молодцы! Посмотрите, из каких же элементов состоит буква о (овал).
а) уточнение элементов букв.
Найдите этот элемент у себя на столе и положите слева от себя. Из каких элементов состоит буква а? (овал и крючок). Правильно! Найдите на столе эти элементы и выложите букву а с права от себя. Чем же отличается буква о от буквы а? Сколько элементов у буквы о (один). У буквы. а? (два). Какой элемент прибавляется у буквы а? (крючок).
Запишите число и тему занятия
Сегодня будем учиться различать буквы а и о.
б) закрепление элементов букв.
Запишите на новой строчке букву а красным цветом и скжите, из каких элементов она состоит (овал и крючок). На следующей строчке запишите букву о розовым цветом и скажите, из каких элементов она состоит (овал). Крючок — это тот элемент, который отличает букву а от буквы о.
в) тактильный контроль.
У вас на столах лежат эти буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Обведите букву а и букву о пальчиком. А теперь, обводя каждый раз букву а пальцем, записывайте её в тетрадь красным цветом до половины строки. Обводя букву о пальцем, также записывайте её в тетрадь, но уже розовым цветом, оставшуюся половину строки.
г) физ. минутка (ориентировка в пространстве)
— Катя выйди, пожалуйста, к доске.
— Лена встань за Катей, а Семен встанет перед Катей.
— Лена, скажи, где ты стоишь, используя предлог за?
— Катя, где ты стоишь?
— Семен, скажи, где стоишь ты?
д) отождествление буквы со звуком.
Ребята, какой звук обозначается буквой а? Произнесите его («а»), а какой звук обозначается буквой о под ударением? Произнесите его («о»). Возьмите зеркала и посмотрите артикуляцию этих звуков:
- «а»- рот широко открыт,
- «о»- губы овалом.
И ещё раз произнесите. Какие это звуки? (гласные) Почему? (выдох не встречает преграду, мы их поём). Отгадайте, какой звук я произношу? (беззвучная артикуляция звуков «а» и «о»).
Ой, что это? Кто — то летит! Ребята, посмотрите это же Дракоша! Дракоша унес Олю и Алика. Какой ужас! Вместе с исчезновением Оли и Алика пропали все буквы а и о. Наверное, Дракоша хотел что-то написать, и ему понадобились Оля и Алик вмести с буквами а и о. Как же нам теперь быть?
е) развитие фонематического слуха.
Я, кажется, что-то слышу. Ребята, Дракоша прошипел, что отдаст нам Олю и Алика, если вы сумеете различить звуки «а» и «о» на слух.
Я произношу слоги, а вы обводите соответствующую букву а или о.
Слоги: на, до, по, ша, ко.
ж) развитие навыка звукового анализа и синтеза.
Ребята, найдите место звуков «а» и «о» в словах и подставляйте соответствующую букву к звуковой линейке.
Слова: мост, врач, кругом, кувырком, брусника, малина, соль.
Опять наших друзей нет. Что же Дракоша ещё от нас хочет? Ребята, Дракоша говорит, что он нас просто обманул. Так как вы такие умные, и всё знаете, то он хочет проверить, справитесь ли вы со следующим заданием.
з) отработка написания букв.
Нужно правильно написать буквы а и о в словах. Как вы думаете, справимся ли мы с этим заданием? Берём в руки красный и розовый карандаши и вставляем в карточках пропущенные буквы а и о (а — красным, о-розовым). Проверим.
Какие вы молодцы, так хорошо и быстро справились с заданием. А вот и Дракоша!Ребята, оказывается, Дракоша не знает, как пишутся буквы а и о. Наверное, поэтому, он и украл эти буквы вмести с Олей и Аликом.
4. Итог занятия.
Ребята, Дракоше стало стыдно, что он так некрасиво поступил – украл наших гостей. Он отпустил Олю и Алика, и просит прощения. Он хочет, чтобы вы ещё раз объяснили ему, чем отличаются буквы а и о друг от друга (вторым элементом, у буквы а добавляется крючок). Оля и Алик тоже вас благодарят за то, что вы их спасли. Давайте попрощаемся с Дракошей и нашими друзьями.
Добавить комментарий
logo-shcola.ru
Буквы а-о
Разделы: Логопедия
Цель: научить детей выделять «опорные» сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки), закрепить связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой; формировать навык звукового анализа и синтеза; развивать слуховое и зрительное восприятие, пространственные ориентировки.
Оборудование: зеркала, звуковые линейки, карточки с буквами а и о, буквы а и о, вырезанные из наждачной бумаги, карточки с пропущенными буквами а и о, деформированный текст, сюжетная картинка на пространственную ориентировку, элементы букв.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь и садитесь. Откройте тетради. Куда направлена штриховка? Заштрихуйте.
2. Повторение пройденного материала (ориентировка в пространстве)
Посмотрите внимательно на эту сюжетную картинку. Что находится справа от окна? Что находится слева от окна? Что находится над кроватью? Что находится под столом? Что находится между кроватью и картиной?
3. Объяснение новой темы.
Сегодня на занятие к нам пришли гости – девочка Оля и мальчик Алик. Посмотрите на них внимательно, у Оли очень сильно болят Зубы, она все время охает: ох-ох-ох. А вот Алик вратарь. Он занимается хоккеем. Посмотрите, какая у него клюшка как вы считаете, какие буквы спрятались в их портретах? У Оли? (буква о) У Алика? (буква а). Молодцы! Посмотрите, из каких же элементов состоит буква о (овал).
а) уточнение элементов букв.
Найдите этот элемент у себя на столе и положите с лева от себя. Из каких элементов состоит буква а? (овал и крючок). Правильно! Найдите на столе эти элементы и выложите букву а с права от себя. Чем же отличается буква о от буквы а? Сколько элементов у буквы о (один). У буквы. а? (два). Какой элемент прибавляется у буквы а? (крючок).
Запишите число и тему занятия а-о (а-красным цветом, о-розовым).
Сегодня будем учиться различать буквы а и о.
б) закрепление элементов букв.
Запишите на новой строчке букву а красным цветом и напишите, из каких элементов она состоит (овал и крючок). На следующей строчке запишите букву о розовым цветом и укажите, из каких элементов она состоит (овал). Подчеркните зеленой ручкой слово крючок. Это тот элемент, который отличает букву а от буквы о.
в) тактильный контроль.
У вас на столах лежат эти буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Обведите букву а и букву о пальчиком. А теперь, обводя каждый раз букву а пальцем, записывайте её в тетрадь красным цветом до половины строки. Обводя букву о пальцем, также записывайте её в тетрадь, но уже розовым цветом, оставшуюся половину строки.
г) отождествление буквы со звуком.
Ребята, какой звук обозначается буквой а? Произнесите его («а»), а какой звук обозначается буквой о под ударением? Произнесите его («о»). Возьмите зеркала и посмотрите артикуляцию этих звуков:
- «а»- рот широко открыт,
- «о»- губы овалом.
И ещё раз произнесите. Какие это звуки? (гласные) Почему? (выдох не встречает преграду, мы их поём). Отгадайте, какой звук я произношу? (беззвучная артикуляция звуков «а» и «о»).
Ой, что это? Кто — то летит! Ребята, посмотрите это же Дракоша! Дракоша унес Олю и Алика. Какой ужас! Вместе с исчезновением Оли и Алика пропали все буквы а и о. Наверное, Дракоша хотел что-то написать, и ему понадобились Оля и Алик вмести с буквами а и о. Как же нам теперь быть?
д) развитие фонематического слуха.
Я, кажется, что-то слышу. Ребята, Дракоша прошипел, что отдаст нам Олю и Алика, если вы сумеете различить звуки «а» и «о» на слух.
Я произношу слоги, а вы обводите соответствующую букву а или о.
Слоги: на, до, по, ша, ко.
е) глубокая проработка звуков.
А теперь слушаем слова: мост, плачь, кон (закрыли глаза и прикусили язык) трон, пила, кони, маки, зонтик, кино, цветок.
Ребята, странно, мы выполнили задание, но Оля и Алик до сих пор в башне. Дракоша ещё что-то шипит.
ж) развитие навыка звукового анализа и синтеза.
Ребята, нужно выполнить ещё одно задание. Найдите место звуков «а» и «о» в словах и подставляйте соответствующую букву к звуковой линейке.
Слова: мост, врач, кругом, кувырком, брусника, учительница, чернильница.
Опять наших друзей нет. Что же Дракоша ещё от нас хочет? Ребята, Дракоша говорит, что он нас просто обманул. Так как вы такие умные, и всё знаете, то он хочет проверить, справитесь ли вы со следующим заданием.
з) отработка написания букв.
Нужно правильно написать буквы а и о в словах. Как вы думаете, справимся ли мы с этим заданием? Берём в руки красный и розовый карандаши и вставляем в карточках пропущенные буквы а и о (а — красным, о-розовым). Проверим.
и) физ. минутка (ориентировка в пространстве)
— Алина выйди, пожалуйста, к доске.
— Вилена встань за Алиной, а Кристина встань перед Алиной.
— Вилена, скажи, где ты стоишь, используя предлог за?
— Алина, где ты стоишь?
— Кристина, скажи, где стоишь ты?
к) работа с деформированным текстом.
Какие вы молодцы, так хорошо и быстро справились с заданием. Но что такое? Дракоша опять даёт задание. Самое сложное. Надеюсь, последнее.
Теперь вы должны посмотреть на, написанное уже Дракошей, предложение, прочитать его, и если он допустил ошибки, то исправить их (предложение прикрепляется на доску).
Папо зодал мне урак,
Выполнил урак я в срок.
И за это жду нагроду-
Слодкий, проздничный пираг.
Ребята, оказывается, Дракоша не знает, как пишутся буквы а и о. Наверное, поэтому, он и украл эти буквы вмести с Олей и Аликом. Давайте, исправим допущенные ошибки. Прикрепляйте соответствующие буквы а и о.
4. Итог занятия.
Ребята, Дракоше стало стыдно, что он такой безграмотный. Он отпустил Олю и Алика, и просит прощения за то, что украл наших друзей. Дракоша говорит, что больше не будет так плохо себя вести. Он просит ещё раз сказать, чем же отличаются буквы а и о друг от друга (вторым элементом, у буквы а добавляется крючок). Оля и Алик тоже вас благодарят за то, что вы их спасли. И им очень интересно, какая же любимая буква у Оли, а какая у Алика? А есть ли эти буквы в написании ваших имен?
Давайте попрощаемся с Дракошей и нашими друзьями. Приходите к нам ещё.
На этом занятие закончено. Вы свободны.
7.05.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai