Цветной туман. Журнал «Вокруг Света» №03 за 1962 год
Цветной туман
«Что? Вы говорите, в Багдаде жарко? Расскажите это кому-нибудь другому!» Приблизительно так заявит каждый, кто приехал в Багдад в январе.
Человек, живущий на пятидесятой параллели, глубоко убежден, что едва он спустится на каких-нибудь десять-пятнадцать градусов к югу, как сразу же окажется в царстве вечного солнца.
— Мы тоже так думали, — сказали нам багдадские «старожилы». — Приехали сюда в прошлом году на рождество и не успели достать ни свитеров, ни теплого белья.
Багдадские дома не приспособлены к холоду. В них нет подвалов, не хватает печей, а о центральном отоплении и говорить не приходится. В домах, предназначавшихся для англичан, местные архитекторы проектировали камины. Однако они служат скорее декоративным украшением. Если вы пожелаете затопить камин и погреться возле него, то сожжете уйму дорогостоящих дров, которые доставляются в безлесные окрестности Багдада из северного Ирака и из Курдистана, — и все равно вам будет холодно. Все тепло улетает в трубу.
Но больше других страдают от холода обитатели глиняных лачуг. Под тонкими одеялами они жмутся поближе к крохотному очагу, где чадят «коровьи брикеты» — высушенные лепешки навоза, смешанного с соломой. Те, кто может потратить несколько динаров на отопление, отогревают закоченевшие руки и ноги у печурок. Их топят не углем и не дровами, а нефтью.
* * *
Говорят, что за весь 1959 год дождь в Багдаде шел всего лишь семь раз. Можно себе представить, как ждут дождя окрестные земледельцы, у которых нет денег ни для того, чтобы поливать поле платной водой, которую забирает в Тигре специальный водопровод, ни для того, чтобы соорудить дорогостоящую обводнительную систему. Здесь считается праздником, когда тучи затянут небо и на землю обрушатся потоки воды. Она на время очистит воздух, вымоет улицы, покрытые глиняной пылью.
Багдад дышит этой пылью. Ветер собирает ее над Сирийской пустыней и швыряет в лицо беззащитному городу. Пыль проникает всюду — в комнаты, в платяные шкафы, в кладовки. В начале марта нам довелось увидеть в Багдаде… цветной туман. Утром вдруг начало смеркаться, хотя на небе не было ни тучки. Где-то в вышине воздух был наполнен легкой глиняной пылью. Не успев осесть на город, она образовала фантастическую атмосферу оранжево-розового цвета. Казалось, будто какие-то сверхмощные насосы выкачали из крон финиковых пальм их свежую зелень — пальмы пожелтели и в одно мгновение состарились на целый век. Еще большие чудеса творились на улицах: за сто шагов уже нельзя было ничего разглядеть, машины ездили с зажженными фарами, но свет их был синий. Желтые подфарники испускали лучи зеленого цвета.
В десять часов утра уже не было ничего видно на расстоянии пятидесяти шагов: темно, как при затмении солнца. Это песчаный дар пустыни начал оседать на город.
На правом берегу Тигра нам показали виллу, где после июльской революции скрывался бывший премьер-министр Нури-Саид. Отсюда он пытался, переодевшись женщиной, бежать от народного гнева. Однако далеко он не ушел, всего-навсего на другой берег, где и был схвачен.
Недалеко от виллы, там, где Тигр, или как он называется здесь Нахр-эль-Диджла, широкой дугой поворачивает к западу, стоит недостроенный дворец короля Фейсала II. Говорят, король надеялся отпраздновать в нем свою свадьбу, но, как известно, не дождался ни дворца, ни свадьбы.
Нет сейчас ни короля, ни Нури-Саида, но осталось их наследство. У него глубокие корни.
Вот, например, в свое время официально было объявлено о том, что в Ираке высокий процент неграмотных. Снижать этот уровень удается пока очень медленными темпами. Не хватает школ, мало квалифицированных учителей. Однако наибольшая трудность состоит в нежелании родителей отпускать детей в школу. Ведь семья тогда лишается детского приработка. В Мосуле не так давно родители потребовали у местных властей «вознаграждения за то, что станут посылать своих детей в школу». Ну, хотя бы двести филсов в день. Ровно столько может заработать мальчик, разнося покупки или занимаясь чисткой обуви.
* * *
Нахр-эль-Диджла, животворная река Тигр, неотделима от Багдада. Над ней перекинулись современные мосты. Круглые челны из кожи, что мы видели в старинных книгах о путешествиях, уже давно исчезли с вод Тигра. Говорят, что они перебрались куда-то на юг, в низовье реки.
Зато мазгуф не исчез из Багдада.
Если вы пройдетесь в вечернее время по набережной, то увидите тут множество небольших костров, разложенных один возле другого. С наветренной стороны они обычно защищены оградкой из прутьев, на другой стороне — колышки, воткнутые в землю, а на них — нечто похожее на большую раскрытую книгу. Время от времени к «книге» наклоняется человек и переворачивает ее. Еще минуту назад эти «книги» плескались в бочке на берегу. Когда около такой бочки останавливается покупатель, хозяин залезает в нее рукой и вытаскивает несколько рыб — любую на выбор. А если вам ни одна не нравится, подождите немного, он тотчас выловит из реки другую…
Рыба эта красива и похожа на нечто среднее между карпом и небольшим сомом. Никто тут не знает, как она называется. Ловкие руки разрезают рыбу вдоль, «разворачивают», насаживают на колышки и держат над пылающим огнем костра, пока она не станет золотистой. Потом ее кладут на горячий пепел, и мазгуф готов. Получив его, покупатель может либо сесть на корточки прямо у. костра и заняться лакомым блюдом, либо отойти подальше, к скамейкам, куда другой продавец быстро поднесет арабский хлеб, салат из помидоров и острый перец с луком.
* * *
Не только нефтью богат Ирак. Он крупнейший в мире поставщик фиников. В год здесь собирают около 400 миллионов килограммов фиников — это три четверти мирового потребления. Чтобы поднять спрос, выпускаются различные новинки: предлагаются финики, начиненные грецким орехом, миндалем, фисташками. И все же сотни и тысячи тонн фиников остаются непроданными. Их пускают в продажу как «финики промышленные». Потребителями этого товара становятся четвероногие.
Друзья из нашего торгового представительства в Багдаде показали письмо, в котором члены одного» нашего кооператива хвалились тем, что их свиньи «с большим удовольствием поедают иракские финики и дают замечательный прирост…». А как же иначе, если финики по калорийности в полтора раза выше риса и в четыре раза выше картофеля…
Все это огромное количество плодов дают в Ираке 30 миллионов финиковых пальм. И своей плодовитостью пальмы обязаны человеку. Он занимается их искусственным опылением — ведь в Ираке мало пчел, а ленивый ветер порой целыми днями не шевельнет и листочка.
В конце апреля — начале мая в пальмовых рощах появляются люди с особыми приспособлениями. В руке у каждого стальной крюк, на спине — широкая джутовая лямка, закрепляющаяся около бедер с помощью веревочной петли и деревянной палочки. Не проходит и минуты, как человек уже наверху: там ножом-мачете он отрезает почерневшие остатки стеблей и листьев, которые в прошлом году принесли золотые гроздья плодов, обрубает острые шипы, защищающие ветви. Потом поднимается к кроне пальмы — там, достав из мешка тонкую веточку мужского цветка, он раскрывает женское соцветие, вкладывает в него веточку и осторожно закрывает. Обо всем остальном позаботится сама пальма. Через некоторое время на метелке цветов разовьются стебельки, и на них начнут зреть продолговатые плоды.
Мы несколько раз видели, как в саду нашего багдадского жилья проделывал всю эту операцию Абдель Али. Он никогда не ходил в одиночку. Его сопровождали две его жены. Они проворно подбирали все, что отрезал Али с крон. Ведь высохшими остатками прошлогодних ветвей можно будет топить дом, свежими пальмовыми ветвями удастся починить крышу, а то, что останется, можно будет продать.
Уходя, Али сказал нам по секрету, что иногда тайком посягал на «сердце» пальмы, отламывая еще не развившийся, верхний побег — джумар.
— Это вкусная штука, — сказал он, облизнувшись, и закрыл за собой калитку.
И. Ганзелка, М. Зикмунд / Фото авторов Перевод С. Бабина и Р. Назарова
librolife.ru
Картинки цветной туман, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения цветной туман
Картинки цветной туман, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения цветной туман | Depositphotos®a.horoshun.gmail.com
3450 x 4600
a.horoshun.gmail.com
2700 x 4800
a.horoshun.gmail.com
4800 x 2700
a.horoshun.gmail.com
4600 x 3450
sergeypeterman
3872 x 2592
jankratochvila
2772 x 1848
ru.depositphotos.com
Сонник Туман цветной. К чему снится Туман цветной видеть во сне
Видеть во сне туман – испытывать сомнения, не знать, как воплотить в жизнь собственные идеи.Если Вам снится туман, который окружает Вас со всех сторон, значит Вы запутались и не можете найти выход из создавшегося положения. Если Вы видите, что Ваш дом окружает туман, это указывает на то, что Ваши сомнения по большей части связаны с Вашей личной жизнью.
Если же во сне Вы пытаетесь спрятаться, укрыться от тумана, значит Вы пытаетесь уйти от своих проблем, закрыть на них глаза. Если же Вы пробираетесь сквозь туман, это знак того, что Вы хотите разрешить свои проблемы.
Если во сне Вы испытываете страх, Вам кажется, что в тумане кто-то спрятался, то это знак того, что и наяву Вы испытываете опасения перед каким-то человеком, боитесь встречи с ним, потому что он, возможно, причинил Вам много зла. Если же Вы видите, что из тумана на Вас прыгает какой-то зверь, это предупреждение о том, что Вам нужно быть более осторожной, чтобы не подвергнуть наяву свою жизнь опасности. Прыгающий из тумана зверь указывает также на сексуальные домогательства.
В том случае, если во сне в тумане Вы пытаетесь спрятаться, это указание на то, что Вы скрываете от окружающих свою личную жизнь.
Если Вам снится туман с четверга на пятницу, то Ваши сомнения требуют принятия какого-то решения в ближайшее время, иначе Вам не избежать неприятностей. Если же Вы видите во сне туман с пятницы на субботу, то следует разобраться с личными делами, а не пускать все на самотек.
Между прочим, Вы, наверное, помните знаменитую книгу Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», в которой главной героине Скарлетт О. Хара снится, что она бежит через очень густой туман. Ей страшно, ее гнетет очень тяжелое чувство. От страха она кричит и хочет побыстрее избавиться и от этого тумана, и от этой тяжести.
Если Скарлетт видела во сне туман, то это всегда предвещало ей какие-то тяжелые испытания или потери. Но как только однажды во сне она увидела освещенный дом, то поняла, что в этом ее спасение, и она побежала к этому дому. Проснувшись, Скарлетт поняла, что этот туман, эти кошмары связаны с ее жизнью и только дом и семья смогут избавить ее от этого ужаса.
www.sunhome.ru
ЦВЕТНОЙ ТУМАН [1]. Пьеса в семи картинах. «Свет юности [Ранняя лирика и пьесы]»
Картина первая
В темной глубине сцены возникает слабое белое свечение. Усиливаясь, оно становится цветным и переливающимся, как цвета в калейдоскопе. Свечение исчезает. Полный свет.
Ясный холодный день. Крыша шестиэтажного дома в районе Летнего сада со стороны Смольного. Над крышей с чердачным проемом небо и панорама Ленинграда как приморского города с морем вдали.
МАЛЬЧИК (про себя). Письмо из США, а на марке швейцарские Альпы… А на этой, бьюсь об заклад, пальмы Полинезии! Ни Саши, ни Тани, разумеется, нет дома… У Софьи Борисовны лучше не спрашивать…. Она сделает большие глаза и все.
Зоя Басова глядит на мальчика во все глаза, и он невольно останавливается.
ЗОЯ (дружелюбно). Никогда не думала, что в Ленинграде такое голубое небо!
МАЛЬЧИК. Здравствуйте! Вы приезжая?
ЗОЯ (ставит чемодан и смеется). Это очень заметно?
МАЛЬЧИК. У вас же чемодан.
ЗОЯ. Ну и что! Разве не может быть, что я возвращаюсь домой после длительного путешествия?
МАЛЬЧИК. Я вас не видел раньше.
ЗОЯ (уступая его уверенному тону). Если бы вы были постарше, вы бы здесь видели мою маму. Она здесь жила!
МАЛЬЧИК. Может быть.
ЗОЯ. Я родилась позже, а ты родился еще позже.
МАЛЬЧИК. Ну да.
ЗОЯ (заинтересованно). Скажите, пожалуйста, вы знаете, что за люди Кунины?
МАЛЬЧИК. Знаю, конечно. Но все равно — профессиональная тайна.
ЗОЯ (недовольно). Ну, можно сказать, где они живут.
МАЛЬЧИК. Вот здесь! Я несу к ним заказное письмо из Америки.
ЗОЯ. Из Америки?
МАЛЬЧИК. Александр Иванович Кунин получает письма из Америки, Индонезии, из Лондона и Парижа. Он во всех тех местах побывал! Он кандидат географических наук, вот и путешествует. Но все равно их нет дома.
ЗОЯ (пугаясь). Как нет?!
МАЛЬЧИК. Наверно, соседи есть.
ЗОЯ. Уехали?
МАЛЬЧИК. Нет, на работе.
ЗОЯ (успокаиваясь). А! У них не отдельная квартира?
МАЛЬЧИК. Две комнаты. Зато как у них отлично, увидите сами. Ну, что идете?
ЗОЯ (радостно). Иду!
МАЛЬЧИК. Помочь вам?
ЗОЯ. Нет, ничего, спасибо.
МАЛЬЧИК. Ясная холодная весна, вот и голубое небо.
ЗОЯ. Не весна, — июнь!
МАЛЬЧИК. Пожалуйста. (Звонит в воображаемую дверь.) Приехали поступать в институт?
ЗОЯ. Ох, нет. Я учусь в медицинском институте в Хабаровске. А сейчас путешествую… первый раз в жизни.
МАЛЬЧИК. Да. А Таня — биолог. Она красивая, умная, сами увидите.
ЗОЯ (вздрагивает). Ай!
МАЛЬЧИК. Что?
ЗОЯ. Боюсь я красивых женщин.
МАЛЬЧИК (как эхо). Я боюсь красивых женщин.
ЗОЯ. Тебе не нужно бояться красивых женщин, ты мужчина.
МАЛЬЧИК. А вам чего бояться, вы женщина.
Снова звонит. Тревожный звонок.
Никого нет.
ЗОЯ. Ах, что мне делать! (Звонит сама.)
Тревожные звонки.
Занавес-стена исчезает. Интерьер погружен в полумрак. Место действия переносится условно в прихожую и в комнату Геннадия Каменского, который выходит, застегивая пуговицы на рукаве рубашки.
ГЕНА. А, это он, ленинградский почтальон!
МАЛЬЧИК. Заказное письмо Кунину и…
ГЕНА. Давай сюда. (Расписывается.) Спасибо! А мне там ничего?
МАЛЬЧИК. Ничего.
ГЕНА. Но ты сказал И! Письмо Кунину и…
ЗОЯ (выступая вперед). Ни Куниных, ни Софьи Борисовны, надо полагать, нет дома?
ГЕНА. Надо полагать, они будут. Входите, пожалуйста. Чемодан у вас претяжелый, или я давно не поднимал тяжестей.
ЗОЯ. Благодарю!
Она оглядывается, но мальчика уже нет. Каменский приводит гостью с ее вещами в свою комнату. Зоя, улыбаясь и смеясь, глядит на него, потому что Гена — понятный для нее человек.
ЗОЯ. А кто же вы будете?
ГЕНА. Вы всех тут знаете, меня не знаете?
ЗОЯ. Знаю. Вы сосед!
ГЕНА. Выдающаяся черта моей личности.
ЗОЯ. Единственная, которая мне известна.
ГЕНА. Гена.
Они обмениваются рукопожатием.
ЗОЯ. Зоя. Очень приятно…
Каменский глядит на Зою, но вспоминает, что сейчас к нему придут.
ГЕНА. Располагайтесь у меня, я ухожу…
ЗОЯ. Куда вы?!
ГЕНА. В командировку! То есть гулять, а вообще я сегодня в командировке и приеду только завтра. Я прилетел на самолете, вместо того чтобы ехать поездом еще два дня.
ЗОЯ. Это вы ловко.
ГЕНА. Никакого мошенничества, — просто скорости века. Да! Вы, я вижу, тоже с дороги… С Волги? С Днепра? Я, например, прилетел с Оби.
ЗОЯ. С Амазонки! С Миссисипи! Амур, слыхали, есть такая река.
ГЕНА. Так я и думал.
Хлопнула дверь, Каменский выходит в прихожую. Это Вика. Она бросается ему на шею.
ВИКА. Где тебя носит, Гена? А я тут пропадай.
ГЕНА (целует ее). Не шуми ты.
ВИКА. Разве мы сразу уходим, Гена?
ГЕНА. Видишь, я готов и давно тебя жду.
ВИКА. Нам торопиться абсолютно некуда, Гена, впереди целый день, целый вечер… Что я тебе скажу…
ГЕНА. Ты мне надоела за одну минуту. Идем!
ВИКА (готова заплакать). Понимаю…
Зоя выходит из комнаты Каменского.
ГЕНА. До свидания! Таня приходит к пяти!
ЗОЯ. Постойте! Я объясню, в чем дело.
Вика оглядывает Зою отчаянным взглядом. Каменский уводит ее. Появляется Софья Борисовна.
Здравствуйте!
СОФЬЯ БОРИСОВНА. Я вас не знаю…
ЗОЯ. Меня впустил Геннадий Каменский…
СОФЬЯ БОРИСОВНА. Как? (Делает большие глаза.) Он что побежал в магазин?
ЗОЯ (фыркнула). Нет, он ушел гулять с девушкой. У ней крашеные волосы.
СОФЬЯ БОРИСОВНА (поправляя свои волосы). У меня тоже крашеные волосы…
ЗОЯ. Да, я не о том. Я жду Куниных. Я приехала с Дальнего Востока…
СОФЬЯ БОРИСОВНА. А, это другое дело. Простите меня, я думала, вы из тех… Ну, в общем. Идем, идем! Я вам открою дверь, как мне и велено.
ЗОЯ. Мои вещи здесь.
СОФЬЯ БОРИСОВНА. Забери, забери. Дай я тебе помогу. И никогда не заходи сюда. Гена — это… (Делает большие глаза.)
ЗОЯ. Вы говорите, велено?
СОФЬЯ БОРИСОВНА. Таня мне сказала.
Интерьер двух комнат Куниных. Комната на переднем плане решена достаточно условно и ее легко превращать в кафе по ходу действия. Вместе с тем интерьер задней комнаты за прозрачной стеной разработан детально и освещен белым светом.
Входят Зоя и Софья Борисовна.
СОФЬЯ БОРИСОВНА. Входи, милочка, входи. Здесь живут хорошие люди.
ЗОЯ. Спасибо, Софья Борисовна! Я знаю… Саша — кандидат наук… Таня — биолог…
СОФЬЯ БОРИСОВНА. Да, да.
ЗОЯ (ходит по комнатам, как зачарованная). Моя мама родилась в Ленинграде и жила здесь… Потом уехала учительствовать на Дальний Восток. Думала, на три года, да осталась там жить. Папа, дальневосточник, был в Ленинграде, он здесь воевал, он здесь потерял правую руку… Я с детства мечтала и знала… Ленинград звучит для меня, как имя любимого человека! Где прочту слово, где услышу звук, где увижу… вид, — так и сердце застучит.
СОФЬЯ БОРИСОВНА. Это судьба.
ЗОЯ. Судьба?
СОФЬЯ БОРИСОВНА. Повстречаешь свою любовь.
ЗОЯ. Любовь? (Словно первый раз слышит это слово.) Любовь.
СОФЬЯ БОРИСОВНА. Вот у соседей невестка. Приехала поступать в институт. В институт не поступила, а замуж вышла. Вот.
ЗОЯ. Бывает.
СОФЬЯ БОРИСОВНА. Так, я пойду, дела.
ЗОЯ. Спасибо, Софья Борисовна! Заходите чай пить!
Она ушла. Зоя ходит по комнатам, трогает книги, пишущую машинку, глобус и т. п., каждый раз задерживая дыхание. Вспомнила дом и представляет сцену, как станет рассказывать дома о своем путешествии матери, подружке Наташке и братику.
Мама! Летели мы замечательно. Из аэропорта я сразу на такси приехала на Красную площадь… Видеть наяву совсем другое впечатление, ты это знаешь, мама… (Огорченно.) Наташка, голубчик, ты не знаешь, что такое одиночество в большом чужом городе… Это страшно, так же страшно, как во сне, когда ты видишь эсэсовцев с автоматами наперевес, неподвижных, как могильные кресты, а ты идешь перед ними вдоль каменной стены, и ничего невозможно. Нет, легче в пустыне, в ледниках, потому что можно упасть и заплакать. Но в чужом городе, где никто тебя не знает, никого ты не знаешь, ты идешь и делаешь вид, делаешь вид… Ужасно.
Входит Татьяна Кунина. Зоя замирает.
ТАНЯ. Приехали? Здрвствуйте, Зоя! (Протягивает обе руки.)
ЗОЯ (смелея и радуясь). Татьяна…
ТАНЯ. Таня.
ЗОЯ. Здравствуйте!
ТАНЯ. Здравствуйте!
Смеются.
Письмо от твоей матери мы получили давно. Мы ждали телеграмму из Москвы…
ЗОЯ. Не хотелось беспокоить. А потом… я из Москвы панически бежала.
ТАНЯ. Негде было остановиться?
ЗОЯ. Да.
ТАНЯ. В Ленинграде есть, слава богу.
ЗОЯ (невольно). Я вам заплачу.
ТАНЯ. Ну, что ты. (Раздумывает.) Значит, так. Ты иди прими ванну. Я сбегаю в магазин. Дома, кажется, ничего нет.
ЗОЯ (вся просиявшая). Таня, можно так. Я пойду с вами в магазин, а ванну приму вечером.
ТАНЯ. Можно. Тогда пошли?
ЗОЯ. Пошли.
Они уходят, торопливые, нарядные, как женщины, собравшиеся в театр.
Интерьер погружается в красноватое сияние. Над городом закат.
Входит Саша, бросает портфель на тахту, видит чемодан на полу и зонтик. Хватает зонтик, неуловимо похожий на девушку, которую он еще не видел, раскрывает и закрывает зонтик.
САША. Кузина. (Трогает чемодан.) Я могу прикасаться к ее вещам, словно это вещи Тани… Эти вещи живые! (Внезапно взволнован.)
Случайно на ноже карманном Найди пылинку дальних стран, И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман.
Стук в дверь, входит Каменский.
Охотник учуял дичь?
ГЕНА. У меня дурная репутация.
САША. По-моему, славная. Коньяку?
ГЕНА. Это можно.
САША. Есть дело?
ГЕНА. Да нет, просто… деньги вышли.
Саша протягивает ему рюмку. Пьют.
САША. Сколько?
ГЕНА. 15, 20, 25 — все равно.
САША. Все равно истрачу.
ГЕНА. Да.
Саша не находит денег.
САША. Ты знаешь, Гена, денег, кажется, нет. Утром тут лежали, теперь их нет.
ГЕНА (ставит рюмку на столик). Ладно. Я возьму у Софьи Борисовны.
САША. Она дает тебе деньги?
ГЕНА. Делает большие глаза, но дает.
Входят Зоя и Таня с покупками. Зоя с беспокойством оглядывает несколько раз Сашу.
ГЕНА. Здравствуй, Таня.
ТАНЯ. Здравствуй, Гена.
Таня оглядывается на Зою. Зоя перехватывает ее взгляд и краснеет.
Знакомьтесь! Зоя, это Саша, твой кузен и мой муж. А это Гена, наш сосед.
ЗОЯ. Очень приятно. Да, мы уже знакомы. Здравствуйте!
САША. Как поживает Нина Дмитриевна?
ЗОЯ. Это мама? Хорошо, наверно.
ГЕНА. Я пойду.
ТАНЯ. Пришел, так останься, пожалуйста.
ЗОЯ. Его, наверно, ждут.
ГЕНА. Никто меня не ждет.
САША. Садись, Гена. Сегодня у нас праздник. Гостья за десять тысяч верст. К тому же она моя кузина.
ГЕНА (вполголоса). К тому же молодая и красивая.
САША. Ну, это по твоей части, Гена.
Они уселись на низких креслах за маленьким столиком. Таня и Зоя занялись покупками и ужином, то есть постоянно убегают на кухню.
А я уже в том возрасте, когда ценят и женщин в летах, потому что мы знаем, что нам нужно, а юность не знает, ничего не знает.
Саша включает магнитофон.
Таня принесла закуску. Саша разливает вино всем.
ТАНЯ. Зоя, иди сюда.
Все поднимают бокалы.
В чердачном проеме показывается мальчик-почтальон. Он поднимается на крышу по лесенке.
АНДРЕЙ. Это значит, время белых ночей в самом разгаре. Это значит, Ленинград во власти волны, имя которой туристическая лихорадка. Ну, что ж!
Добро пожаловать, дамы и господа!
Добро пожаловать, господин президент!
Ленинград — мечта!
Ленинград — красота!
Ленинград — история!
Ленинград — наша жизнь!
Добро пожаловать, гостья!
litresp.ru
Физические опыты. Луна и дифракция. Какого цвета туман? Кольца Ньютона
Физические опыты. Луна и дифракция. Какого цвета туман? Кольца Ньютона
Если вы будете регулярно посматривать на Луну, однажды обязательно увидите вокруг нее одно, а если повезет, то и два радужных кольца.
Они видны особенно четко, когда между Луной и глазом находится легкое полупрозрачное облако.
Лунный свет рассеивается на случайно расположенных неоднородностях облака и дает дифракционную картину в форме радужных окружностей.
Аналогичную дифракционную картину можно наблюдать и без Луны, если у вас есть кусочек засвеченной фотопленки и иголка.
Проведите острием иголки по фотоэмульсии (вы получите дифракционную щель).
Поднесите щель близко к глазу и посмотрите через нее на какой-нибудь яркий источник света (Солнце или лампу).
Вы увидите яркую радужную полоску.
Вращайте фотопленку, и разноцветная полоска тоже будет поворачиваться, оставаясь всегда перпендикулярной к щели.
Процарапайте на эмульсии небольшой кружок, и дифракционная картина примет вид радужных колец. Прочертите другой набор линий и вы увидите, что получится.
Влажной зимой дни часто бывают туманными. Принято считать, что туман имеет серый цвет, но это не всегда так. « Французский художник Моне приехал в Лондон и написал Вестминтерское аббатство. В работе Моне готические очертания аббатства едва выступают из тумана. Написана картина виртуозно.
Когда картина была выставлена, она произвела смятение среди лондонцев. Они были поражены, что туман окрашен у Моне в багровый цвет, тогда
как всем известно, что цвет тумана серый. Дерзость Моне вызвала сначала возмущение. Но возмущавшиеся, выйдя на лондонские улицы, вгляделись в туман и впервые заметили, что он действительно багровый, — так писал К. Паустовский в своей книге «Золотая роза».
Вопрос о причинах цветного тумана – не легкий вопрос.
А может быть, вы сумеете на него ответить и даже придумаете опыты с получением «тумана» разной окраски?
Для этого опыта нужно выдуть большой мыльный пузырь и посадить его на край стакана, или рюмки, смазав предварительно край глицерином.
Позади мыльного пузыря надо зажечь свечу. Мыльный пузырь заиграет чудесными переливами красок.
Если в 80 см от мыльного пузыря поставить горящую свечу, а с другой стороны, в 10 см от него, поставить рамку, обтянутую тонкой бумагой или, калькой, то на бумажном экране можно будет разглядеть изображение мыльного пузыря.
А через несколько мгновений на экране появятся отчетливо видимые цветные » кольца Ньютона «. Кольца разного цвета будут перемещаться сверху вниз. Один цвет будет сменять другой в определенном порядке, о котором вы , вероятно, догадываетесь! ( каждый охотник желает …)
Знаете ли вы?
… немного о спутниках
… Во время торможения спутника в атмосфере высота его орбиты уменьшается, но скорость при этом увеличивается. Снижаясь, спутник движется по спиральной траектории так, что сила тяготения совершает положительную работу, половина которой идет на увеличение кинетической энергии спутника, а другая половина переходит во внутреннюю энергию.
class-fizika.ru
Цветные туманы Янека Седлара. Большой фоторепортаж. – Ярмарка Мастеров
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня я вам хочу рассказать об одном удивительном фотохудожнике.
Сейчас глубокая осень, но сначала она бывает всегда яркрой, радует буйством цвета, да так, что вдохновляет художников и поэтов на создание великолепных вещей.
Янек Седрар очень часто посвещает свои фотографии именно осени. На его снимках она таинственна и сокровенна. У человека возникает чувство, что он попал в загадочный сказочный мир. Это ощущение возникает из-за удивительных фантастических туманов, которые разливаются в его мистическом мире.
Такие туманы действительно существуют в реальности. Цвет их определяется световыми волнами, которые рассеиваются в микроскопических капельках воды. Именно это и видит наблюдатель.
Составляющая туманы взвесь диаметром немного больше микрометра характерна тем, что практически одинаково рассеивает свет по всему интервалу волн, воспринимаемых глазом. Этим объясняется молочно-белый цвет очень плотных тяжёлых туманов. легкие ,невесомые туманы, состоящие из капелек с более мелким диаметром ,преломляют более короткие световые волны. По этому могут иметь синеватые и голубоватые тона, а солнце, луна, фонари, наблюдаемые сквозь дымку тумана, видятся нам красноватыми.
Очень редко можно наблюдать вечерний туман, окрашенный в розовые тона. Это происходит вследствие рассеяния крупными каплями тумана красных лучей, приходящих к нам от заходящего солнца. Городские туманы имеют желтоватые оттенки, выглядят серыми, грязными. Это объясняется сильной загрязненностью многих больших городов, присутствием в воздухе пыли и частичек сажи.
Янек Седлар (Janek Sedlar) — художник-фотолюбитель. Его любимое занятие путешествия с фотоаппаратом. В дороге его обычно сопровождает альтернативная музыка или мужыка стиля гранж. Белые Карпаты — это место ,куда его тянет чаще всего. Они расположены на территории родной для фотографа Чехии и соседней Словакии.
Седлар поклонник фильмов -фентази. Это видно и по его фотографиям. Зрителям кажется, что из мистического леса вот-вот выйдет неслышными шагами единорог или проскачет на туманной лошади остроухий эльф.
Лес так чарующе прекрасен, что хочется взяться за кисти и сделать что-то такое же неуловимо-прекрасное, легкое, сказочное и таинственное.
Смотришь на изображения и сомневаешься в реальности этих снимков. Кажется удивительным, что они сделаны простым фотоаппаратом, а не созданы с помощью цифровой графики. Мы так теперь приучены к такой красивой и утопичной 3D картинке, что часто не замечаем красоты окружающего нас мира!
Я в цветные туманы уйду налегке,
Поиграю там с эхом немного,
Прилетит на рассвете луч солнца ко мне,
И растает ночная тревога…
Надя Горская
Как хочется окунуться в в краски, пройтись по радужным туманным дорожкам! Этими фотографиями навеяна моя последняя коллекция работ на Ярмарке мастеров.
Коллекция авторских работ: Радужные туманы
Другие коллекции на Ярмарке Мастеров >>
Другие коллекции на Ярмарке Мастеров >>
www.livemaster.ru
Туманная погода
«Сколько чудес за туманами кроется — Ни подойти, ни увидеть, ни взять…» звучит в песне у Владимира Высоцкого. Да, явление, которое порождает тайну. Явление, о котором необыкновенно пишут художники, а поэты через него выражают чувства. Мне ж хочется познакомить вас с туманом как с погодным явлением и при этом постараться, чтоб вы не заснули от скуки…
Лидером по туманной погоде считается канадский остров Ньюфаундленд в Атлантическом океане — в среднем более 120 дней в году. В России у острова в соперниках ходят некоторые города на Дальнем Востоке, Сахалине.
В Москве и Сочи среднегодовое число дней с туманом — 8-12 случаев, в Казани, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, Томске, Хабаровске — от 12 до 20, в Архангельске, Калининграде, Воронеже и Астрахани — 30-40, в Иркутске за 50 дней в году, в Ставрополе — 70, в Южно-Курильске и Владивостоке — за 100 случаев в году.
Туман
Туман — это атмосферное явление: скопление воды в воздухе, когда образуются мельчайшие продукты конденсации водяного пара. Относительная влажность воздуха обычно достигает 90-100%. Но иногда туман возникает при гораздо меньшей влажности.
Вы, наверно, замечали, что в сильный мороз над городом или селом тянется бело-серая пелена. Так вот, при температурах -30° и ниже в населенных пунктах, на железнодорожных станциях и аэродромах туманы могут наблюдаться при любой относительной влажности воздуха (даже менее 50%) — за счет конденсации водяного пара, который образуются при сгорании топлива (в двигателях, печах) и выбрасывается в атмосферу через выхлопные трубы и дымоходы.
Преобладающее количество туманов приходится на холодный период года. В это ж время они наиболее продолжительны (непрерывны) по времени — от нескольких часов до нескольких суток.
Туман считается опасным погодным явлением, если значение метеорологической дальности видимости ухудшается до 50 метров и подобная видимость в тумане удерживается в течение 12 часов и более.
На метеостанциях отмечают следующие виды тумана:
— поземный туман. Он низко стелется над землей или водоемом сплошным тонким слоем. Иногда поднимешься на пригорочек, а он у ног твоих лежит. Наблюдается, как правило, в вечерние, ночные и утренние часы.
— просвечивающий туман. Что-то типа «клочьев» — можно в просветах увидеть небо, а через некоторое время угодить в серую мглу.
— сплошной туман. Без комментария… и так все ясно)).
Травы. Туман
Туманы делятся и по способу возникновения, и различаются по синоптическим условиям образования, по характеристикам, но это уже такие метеодебри… Если туда углубиться, боюсь, что я вас там просто потеряю. На одном виде все ж коротко остановлюсь: радиационный туман.
Никакого отношения к радиации он не имеет. Это туман, который появляется в результате радиационного охлаждения земной поверхности при наличии относительно влажного воздуха. Необходимые условия для образования тумана: малооблачная погода и слабый ветер, которые обычно наблюдаются при устойчивом антициклоне. И если в атмосфере температура с высотой начинает расти вместо того, чтобы понижаться, или оставаться неизменной — такой же как у поверхности, то мы получаем инверсионный слой. Инверсия, как колпак укрывает местность, препятствуя подъему воздушной массы. Под этим колпаком и возникает радиационный туман. Летом после восхода солнца он обычно быстро рассеиваются. Ранней осенью и поздней весной туман может сохраняться в течение 3-5 часов после восхода солнца. В холодное время года возникший туман может «зависнуть» на день или несколько суток, пока не произойдет смена синоптической обстановки. В промышленных районах тогда возникает неприятная и негативная форма радиационного тумана — смог.
Ежик в тумане
Несмотря на красивые слова, которые нравятся — «сколько чудес за туманами кроется», и «ежику» понятно, что туман бывает коварен и опасен. Коротко об этом вы можете почитать в другой заметке.
Видеоролик «туман в искусстве» можете посмотреть здесь. Удивительные картины на пронзительную песню.
И, как без анекдотов о погоде и народных примет о тумане. Наш автор предлагает вам небольшую подборку. Wellcome
perexilandia.net