Венера фото богиня – Венера (богиня) — биография древнеримской богини, внешность и характер, мифы

Содержание

Венера (богиня) — биография древнеримской богини, внешность и характер, мифы

История персонажа

Прелестная Венера даровала нежные чувства и супружеское счастье римлянам. Ее почитали как богиню плодородия и сердечных страстей – с латинского слово «veneris» переводится как «плотская любовь».

Верными спутниками Венеры считались голубь и заяц (животное, как известно, плодовитое), а цветочными символами стали мирт, роза и мак.

История происхождения

Венера пустила корни в религии римлян в 3 веке до нашей эры. Богиню особенно почитали в итальянском регионе Лацио – здесь ей возвели первый храм, а также учредили праздник Vinalia Rustica. С ходом истории покровительницу влюбленных стали отождествлять с прекрасной Афродитой из поверий Древней Греции, которая считалась матерью Энея, чьи потомки основали Рим (воину удалось бежать из осажденной Трои в Италию). Поэтому Венера почиталась еще и как прародительница римлян.

Богиня ВенераБогиня Венера

Богиня призывалась на свадьбы, а затем супруги просили у нее семейного счастья и благополучия. Римляне верили, что Венера помогает сдерживать обиды, горечь разочарований, учиться терпеть невзгоды и трудности супружеской жизни. А еще божество, конечно, благословляло на рождение потомства.

За привлекательную внешность люди благодарили богиню красоты, считалось, что эта добрая женщина с вершины Олимпа одаривала взором красавца еще при рождении. Со временем Венера обрела дополнительные функции: богиня наделяла талантами к искусствам, ораторскими способностями и умением обольщать, мягко управлять людьми.

АфродитаАфродита

Ритуалы, связанные с Венерой, носили очень чувственный оттенок. В празднества статую из мрамора усаживали в колесницу, похожую на раковину. К повозке привязывались голуби, которые парили в небе, а когда процессия двигалась по городским улицам, люди бросали к колесам цветочные венки и даже ювелирные украшения с натуральными камнями. Впереди повозки обязательно шествовала молодежь, ведь безумную страсть и любовь в силах испытывать только юные, считали в древности.

С 1 века до нашей эры Венера набирала невиданную популярность. Сулла, считавший себя поцелованным богиней любви и красоты, взял прозвище Эпафродит. Помпей построил даме божественных кровей храм Победительницы, а Цезарь был уверен, что Венера – праматерь Юлиев.

Скульптура "Венера Милосская"Скульптура «Венера Милосская»

В России прекрасную богиню любви принято называть Афродитой, тогда как на Западе она укрепилась как Венера – это имя носит россыпь скульптур, оно используется в художественных произведениях и названиях картин. Самая известная статуя – Венера Милосская (прилагательное – производное от острова Милос, где нашли изваяние в начале 19 века) – появилась в 130-100 годах до нашей эры. Мраморная богиня лишилась рук в противостоянии французских и турецких мореходов, которые отстаивали право вывезти ценную находку из Греции на свои земли.

Художники и скульпторы дают точное представление о внешности римской богини любви. Это вечно юная красавица с длинными белокурыми волосами, которые обрамляют круглое лицо.

Картина "Рождение Венеры"Картина «Рождение Венеры»

Изображали девушку либо обнаженной, либо в соблазнительном «поясе Венеры». Яркую и чувственную картину «Рождение Венеры» посвятил богине Сандро Ботичелли. А Готфрид Мюллер описывал божество так:

«Венера — самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, прекрасные очи богини сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит богиню Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини Венеры горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают».

Мифы и легенды

Переплетение греческой и римской мифологии привело к двум вариантам рождения Венеры. Считается, что богиня появилась, как и Афродита, из пены морской. В других легендах – это плод любви верховного бога Юпитера и богини влаги Дионы.

Новорожденная девочка приглянулась океаническим нимфам, которые воспитали ее в коралловых пещерах. Повзрослевшую Венеру добрые покровительницы решили представить богам. Когда жители Олимпа увидели неземную красоту, склонили головы и выразили восхищение.

Бог ЮпитерБог Юпитер

Венере предоставили в обители богов трон. Как только она заняла его, олимпийцы-мужчины тут же возжелали взять ее замуж. Но свободолюбивая красотка с отвращением отказала претендентам на руку и сердце, решив «пожить для себя».

Однажды богиня красоты прогневала Юпитера, и тот наказал сумасбродную девушку, выдав замуж за уродливого, хромого кузнеца Вулкана (в греческой традиции – Гефеста). Несчастная в семейной жизни дева бросилась изменять направо и налево. Среди любовников Венеры числился даже бог войны Марс – от любви грубого вояки и легкомысленной, нежной богини родился небесный лучник Купидон (Эрот).

Венера и МарсВенера и Марс

Красивая легенда рассказывает о страданиях Венеры из-за любви к простому смертному. Богиня нашла любовника среди людей – им стал охотник Адонис, сын царя Кипра и Мирры. Причем она сама же стала инициатором рождения юноши. Жена кипрского правителя Кинира разнесла обидную сплетню, что дочь Мирра краше Венеры. Всесильная покровительница влюбленных в гневе наслала на Мирру страсть к отцу. Узнав о том, что в его постели побывала дочь, Кинир решил убить наследницу, но Венера вовремя пришла на помощь – превратила девушку в дерево мирру. Из трещины растения выпал младенец, которого назвали Адонисом.

Мальчика воспитала царица мертвых Персефона, сделав в дальнейшем возмужавшего смазливого юношу любовником. Венера тоже влюбилась в красавца, но Персефона не собиралась делиться. Спор разрешила муза Каллиопа, вынесшая вердикт, что Адонис будет две трети года делить между постелями богинь.

ПерсефонаПерсефона

Однако хитрая Венера заманивала юношу на ложе чаще, чем следовало. Персефона рассердилась и рассказала мужу богини любви об изменах. Тот превратился в дикого вепря и убил Адониса во время охоты. День и ночь безутешная Венера оплакивала юношу. Наконец, верховный бог сжалился и попросил Аида отпустить Адониса на землю. С тех пор охотник одну половину года живет среди живых людей, другую – в компании мертвых. Красочную историю любви описал в «Метаморфозах» Овидий, а в дальнейшем к сюжету возвращались и другие авторы.

Богиня любви покоряла сердца и души поклонников с помощью «Венериного пояса», сотканного из страсти и вожделения. Никто не в силах был устоять против его чар. А как-то даже Юнона просила Венеру дать на время эту волшебную вещицу, чтобы вернуть расположение Юпитера.

Экранизации

Актриса Розанна СкьяффиноАктриса Розанна Скьяффино

В 1961 году на экраны вышел фильм «Похищение сабинянок» режиссера Ришара Поттье. Сюжет основан на предании о том, как римские мужчины страдали от нехватки женщин. Проблему решил благородный Ромул, устроивший у стен города Олимпийские игры. Посмотреть на накачанных молодых юношей, конечно же, пришли жители окрестностей, среди которых было немало девушек. В картине собрался пантеон богов, среди них оказалась и Венера. Богиню любви играет актриса Розанна Скьяффино.

24smi.org

Богиня Венера в мифологии и реальной жизни :: SYL.ru

В древнеримской мифологии Венера – богиня любви, плодородия и красоты. Считалось, что если человек красив и грациозен, значит, она обратила на него свой взор.

Изначально богиня Венера была покровительницей цветущих садов, весны. Но позже ей стали приписывать роль хранительницы женской красоты, брачных уз и любви.

Жизнь богини

Есть две легенды о рождении Венеры. Согласно одной, она была дочерью верховного бога Юпитера и его жены Дионы. По другой версии, она родилась из морской пены и ее воспитывали нимфы-океаниды, которые и научили ее всему, что стоит знать женщине.

На смотринах, который устроил Юпитер, Венера отвергла всех женихов. Верховный бог разозлился и выдал ее замуж за самого некрасивого из божеств – Вулкана, покровителя кузнецов.

Также богиня Венера являлась матерью Энея, который спасся из Трои и стал родоначальником всех людей в Риме, именно поэтому она считалась прародительницей римского народа. Сам Цезарь любил хвалиться, что его род берет свое начало от богини.

Богиня Венера в мифологии

Считалось, что Венера присутствует при заключении брака и хранит уже заключенные союзы. Но только при условии, что оба супруга вносят свою лепту в отношения. Тогда она дарит им терпение и множество детей.

Но наравне с покровительством брака, богиня Венера являлась хранительницей проституток. По преданию, когда Рим погряз в разврате, жители города возвели храм Венеры, которая восстановила добрые нравы.

Кроме хранительницы брака и красоты, Венера является посредником между людьми и богами и прародительницей римского народа. Считалось, что она позволяла сохранять величие римлянам и помогала им одерживать победы в битвах. Поэтому ее еще называют Венерой Победоносной.

Римская мифология использует параллели с греческой, поэтому нередки случаи, когда под именем Венеры подразумевают греческую богиню Афродиту, и наоборот.

Внешний облик

Богиню изображали удивительно красивой и обаятельной девушкой. Юная, стройная, с длинными золотыми волосами, богиня красоты Венера покорила сердце не одного мужчины. К ее ногам пали Адонис, Марс, Анхис.

Как правило, она представала перед человеком обнаженной, но иногда надевала на бедра тканевое полотно.

Римская богиня Венера — противоречивая богиня, она одновременно воплощает в себе женское целомудрие и физическое влечение. В характере присутствует как спокойствие и рассудительность, так и легкомыслие и игривость.

Свита Богини

В свите у Венеры были три служанки – Грации. Они воплощали красоту, радость, удовольствие, грациозность и изящество. Главными их достоинствами считалось благодетельность и любезность. Символами Граций были яблоко, роза, мирт.

В ее свиту также входил ее сын Купидон. Он воплощал любовь и страсть. По преданию, он родился среди пастбищ и конских табунов, поэтому вначале он являлся сельским богом и обеспечивал плодовитость стада. И только позже стал покровителем человеческой любви.

Венера в живописи и скульптуре

Начиная с эпохи Древнего Рима и заканчивая современностью, этот персонаж мифологии вдохновлял многих деятелей искусства.

До настоящего времени сохранилось множество статуэток, выполненных именитыми и неизвестными мастерами, которые хранятся в самых известных музеях мира.

Безусловно, в пантеоне Рима были красивые богини, но Венера – это совершенство, недосягаемый образ. Ее изображали на мозаике храмов, в качестве декораций статуями богини украшали дома богатых горожан.

Венера Милосская – самая знаменитая скульптура, авторство которой приписывают скульптору Агесандру. На сегодняшний день она хранится в самом знаменитом музее мира – Лувре. Венера Милосская считается эталоном женской красоты: у нее красивые черты лица, горделивая осанка и пропорции тела, восхищающие не одного творческого человека.

Согласно истории, руки статуи были утрачены при конфликте между турками и французами, которые хотели заполучить прекрасное изображение богини. Когда ее доставили в Лувр, местные искусствоведы вынесли приговор — восстановить руки уже невозможно.

Пик популярности Венеры пришелся на эпоху Ренессанса. Множество художников запечатлели ее образ на своих полотнах. Самая известная картина того времени вышла из-под кисти Сандро Боттичелли. Каждую эпоху мастера добавляли разные детали к ее облику.

Каждый мастер хотел раскрыть в полной мере образ богини: красоту, грацию и загадочность. У каждого было свое видение, и нет двух одинаковых статуй и картин, которые изображают Венеру.

В современном искусстве образ богини используется как воплощение идеального женского тела, без мифологического подтекста. В иных случаях художники изображают своих возлюбленных в образе Венеры.

Кроме самой богини, художники рисовали и ее свиту. Чаще всего на холсте Грации были изображены нагими, реже – в полупрозрачных одеждах. Это делалось для того, чтобы показать их неземную красоту и непорочность.

В литературе

В литературных произведениях богиня Венера и Грации являлись покровительницами духовной любви и страсти. Нередко под именем богини подразумевались плоды.

Так же как и в живописи, в литературе Венеру описывали по-разному, сообразно представлению писателя.

Множество поэтов в разные эпохи воспели в своих стихах Венеру: Анджело Полициано, Райнер Мария Рильке, Афанасий Фет, Павел Антокольский, даже Владимир Маяковский.

В философском труде Марсилио Фичино важной фигурой являлась Небесная Венера, которая символизировала гуманизм, милосердие, любовь и красоту, которая вела смертных на небеса.

www.syl.ru

Венера — богиня любви и красоты

Венера была основной римской богиней, главным образом связанной с любовью, красотой и плодородностью, а также сельским хозяйством, пашнями и садами. Она считалась родоначальником римского народа посредством своей мифологической функции прародителя Энея и поэтому сыграла ключевую роль во многих римских религиозных фестивалях и мифах. Поскольку многие из фигур римской мифологии были в значительной степени выделены из греческой традиции, Венера очень похожа на Афродиту, богиню любви в греческом пантеоне.

 

Происхождение и этимология

Венера продолжает длинную череду божеств женского пола, которая по своим признакам имеет схожие черты с индоевропейскими мифологическими системами, а также с культурой Ближнего Востока. Сюда относятся такие богини, как Иштар из Месопотамии, богиня Хатхор в Древнем Египте, Астарта из мифологии финикийцев, этрусская богиня Туран, и Ушас, древнеиндийская богиня рассвета.

Венера отождествляется также с греческой богиней Афродитой, и описывается как красивая женщина с правомочием на любовь, сексуальность, плодовитость, а иногда и культовую проституцию. Венера заимствовала значимые аспекты из атрибутов окружающих богинь и даже далеких индоевропейских небесных персонажей. Например, она несет определенную лингвистическую связь с богиней Ушас, санскритским эпитетом vanas относящимся к «красоте», «желанию». Vanas, имеет родственную связь с Венерой (Venus лет.), предполагается, что Венера была связана с протоиндоевропейской лингвистической традицией через реконструированный корень — «желать».

 

Миф о рождении

История рождения Венеры, заимствованная непосредственно у греков, объясняет, что богиня возникла из пены морского берега. Это чудесное творение произошло после того, как Сатурн кастрировал своего отца-тирана, верховного бога небес Целуса (что эквивалентно греческому Урану). После того, как Сатурн отрезал гениталии Целуса, он незамедлительно бросил их в море. Поскольку гениталии дрейфовали по воде, кровь(в некоторых вариантах, сперма), которая вышла из разорванной плоти, смешанной с морской водой, дала возможность развиться плоду. Этим ребенком стала богиня Венера.

 

Венера и Вулкан

Венера являлась женой Вулкана, который был известным кузнецом. Вулкан не был красавцем, но он безумно любил супругу, и чтобы доставлять ей радость, ковал для нее красивейшие драгоценности. Его спокойный характер, неприглядная внешность и банальная жизнь с ним, отталкивали Венеру, и она постоянно была неудовлетворена. У Венеры и Вулкана не было совместных детей, но ее внебрачные любовные связи как с богами, так и со смертными, позволили ей стать матерью.

Вулкан ревновал жену и часто испытывал отвращение к ее бесстыдному поведению. Однажды он решил отомстить ей. Он сковал тонкую крепкую сеть и разместил ее в спальне, где Венера обычно принимала любовников. Одним из ее постоянных фаворитов был Марс — бог войны. Подкараулив молодую пару в спальне и дождавшись их пламенных объятий, Вулкан дернул за веревки удерживающие сеть сверху, и она упала на любовников полностью захватив их в неприглядном виде.

Вулкану такой мести показалось недостаточно, и он пригласил остальных богов полюбоваться на скандальную пару. Богам понравилось увиденное, они начали смеяться и издеваться над Венерой и Марсом. На Олимпе еще долго со смехом и грубыми шутками вспоминали унижение пойманной пары. Марс, не выдержав позора, как только освободился из ловушки, спрятался в безопасное место оставив Венеру одну.

 

Сын Эней

Среди многих детей Венеры значительным был Эней, легендарный троянский герой, чьи блуждания позволили ему найти город, который когда-нибудь станет Римом. Эней был рожден в результате любовной связи Венеры со смертным царем дарданов, Анхизом. Венера соблазнила его в облике фригийской принцессы (миф, заимствованный непосредственно у греков). Легенда утверждает, что именно Венера помогла Энею убежать от горящего города Трои, защищая его от гнева Юноны. Позже ему встретилась богиня Дидона, королева Карфагена. Она предоставила ему надежное убежище, а после влюбилась в Энея.

В одной из очередных битв Эней находит свою смерть рядом с рекой Нумичиус. Убитая горем Венера попросила бога Юпитера воскресить сына. Юпитер согласился, и после того, как бог реки Нумичиус собрал из нее останки Энея, Венера помазала его бессмертным нектаром амрита, сделанным из амброзии. Эней тут же принял потерянную форму. Поскольку он является отдаленным потомком Ромула и Ремуса, мифологических основателей Рима, Венера также считалась божественным предком всего римского народа. Кроме того, самые известные императоры Юлий Цезарь и Август также проследили свое происхождение до Энея и, следовательно, до Венеры.

 

Венера в искусстве

Учитывая идею о том, что Венера была олицетворением красоты и сексуальности, неудивительно, что она являлась обычным предметом классического, средневекового и современного искусства. Римское и эллинистическое искусство произвело множество вариаций относительно богини, часто основываясь на греческой Афродите из Книды, самой известной скульптуре Праксителя. Многие скульптуры передающие женские обнаженные образы, нашедшие своё место в современной истории искусства, обычно называются «Венеры», даже если они изначально могли служить изображению смертной женщины, а не как культовой статуи богини. Примерами такого типа работ являются знаменитая Венера Мило (130 л. до н. э.), Венера Медичи, Венера Каспитолина и Венера Каллипига — форма богини, популярная в Сиракузах.

Венера возобновила свою популярность, как предмет живописи и скульптуры в эпоху Возрождения в Европе. Выступая «классической» фигурой», для которой нагота была ее естественным состоянием, было социально приемлемо изобразить Венеру незапятнанной. Как богиня сексуального наследия, степень эротической красоты в ее выступлении была также оправдана, что явилось очевидным призывом ко многим художникам и их покровителям. Примерами таких работ являются «Рождение Венеры» Боттичелли (1485 г.), «Спящая Венера» Джорджоне (1501г.) и «Венера Урбино» (1538 г.). Со временем общий термин venus означал любое постклассическое художественное изображение обнаженной женщины, даже если не было никаких признаков того, что произведение искусства являлось богиней.

 

Почитание

Поклонение Венере было сосредоточено вокруг ее главных храмов, прежде всего во время двух фестивалей Виналии, которые отмечали обильный урожай. 15 августа 293 года до н.э. в её честь был воздвигнут один из старейших храмом. Храм был построен на деньги собранные из штрафов, взимаемых с женщин, которые были признаны виновными в прелюбодеянии. День поклонения был назначен на 19 августа, после чего начиналось празднование фестиваля.

23 апреля 215 года до н. э.был построен еще один храм посвященный Венере, который находился за воротами Коллины на Капитолийском холме в целях празднования поражения римлян в битве при Тразименском озере. Этот день отмечался в течение столетий, за которым последовал еще один фестиваль Виналии.

В ее роли как предка римского народа Венера, мать, была отмечена на фестивале 26 сентября. Поскольку богиня считалась матерью юлианской родословной, в частности, Юлий Цезарь также посвятил ей храм в Риме.

Рекомендую:
Гадания, магия и эзотерика на дзен канале «Мудрый Эзотерик»
Присоединяйтесь!

tarovsem.ru

Богиня любви и красоты Венера

Добрая и обходительная богиня Венера была символом плодородия, священных союзов и главное — любви. Ее жизнь была полна потрясений и мрачных событий, но это не помешало ей родить прекрасного сына, потомки которого являлись основателями знаменитого города Рима.

Богиня Венера – кто она?

По сказаниям, богиня Венера (в греческой мифологии Афродита) олицетворяла красоту, любовь, плотские желания и плодородие. Присутствовала она на каждом бракосочетании и хранила семейное счастье уже обвенчанных. Она помогала сдерживать обиды и огорчения, учила терпению и дарила множество детей. Считалось что внешняя красота человека – это обращение на него своего взора доброй богини. Помимо этого, Венера — богиня любви, была проводником между миров богов и людей и ее дополнительными предназначениями были:

  1. Поддержка правых римлян в войнах и битвах.
  2. Помощь распутным девушкам для обретения их счастья.
  3. Направление людей на постройку храмов для обращения к богам.

Как выглядит богиня Венера?

Римский народ точно знал, как выглядит Венера, богиня любви и красоты. Ее облик запечатлен во многих писаниях и архитектурных строениях, были найдены скульптуры с ее очертаниями. Юная красавица с длинными и пышными волосами, бледной кожей и круглым лицом. Ее постоянными спутниками являлись заяц и голубь – символы весны и мира. Самое известное произведение живописи — картина Ботичелли «Рождение Венеры». Великий художник предлагает свое видение богини красоты, любви и плодородия.

Муж богини Венеры

Миролюбивая богиня Венера родила своего единственного сына от покровителя в воинственных делах и звали его Марс. Он был полной противоположностью прекрасной девушки. Внешне возлюбленный Венеры был не очень красив, в отличие от ее остальных поклонников, но это не помешало им создать семью и дать римлянам прекрасного лучника Эрота. Игривая и кокетливая красавица легко усмиряла дикий пыл своего мужа и даже живя с таким предназначением он был ласков и нежен со своей любимой.

Дети Венеры

В ее судьбе был один единственный ребенок Эрот. Он отлично владел стрелами и луком и стал основателем великого города Рима. Поэтому многие народы и считают ее прародительницей населения города. Сын Венеры смог запомниться предкам следующими поступками:

  • плаванием с Трои в Италию;
  • основателем десятков храмов, посвященных имени своей матери;
  • рождением на свет Юлия Цезаря.

Он был добрым и миролюбивым ребенком. Все свое детство и молодость он провел рядом с матерью и им было очень тяжело расстаться, когда мальчик решил уйти к людям. Марс даже ревновал его к любимой, так как он отнимал у него время, которое он мог бы проводить со своей женой. На эту тему существует даже написанная картина, на которой изображена вся семья. Взгляд мужа очень печален там, ведь супруга занималась только ребенком, забывая о своих обязанностях, как жена.

Какие таланты дает богиня Венера?

Римлянам было хорошо известно, какие таланты дает своим дочерям богиня Венера. Каждая девушка метала о ее покровительстве, ведь взамен она могла получить любовь к искусству, артистические способности, умение красиво рисовать. Она могла одарить талантом мягкого управления людьми, красноречия и кокетливости. Считалось, что если покровительница девушки стала Венера, то у нее обязательно будет много поклонников и предложений и союзе.

Богиня любви и красоты Венера – мифы

Миф о рождении богини был самым любимым у жителей Рима, и они с удовольствием рассказывали его своим детям и внукам. Считалось, что богиня появилась на свет из пены морской и была до того хрупка и нежна, что приглянулась океаническим нимфам. Они унесли ее в свои пещеры из коралловых рифов и воспитывали ее там как родную дочь. Когда древнегреческая Венера выросла и научилась заботиться о себе сама, нимфами было принято решение передать ее богам.

Подняв ее на поверхность моря, они поручили ее заботу Зефиру, легкому южному ветру, унести ее на остров Кипр. Там ее и встретили четыре Хоры, дочери Юпитера и богини справедливости. Все, кто видел ее скорее хотели склонить головы перед красотой Венеры и сопроводить ее на Олимп. Ждал ее там собственный трон, и когда он села в него, остальные боги не могли скрыть своего восхищения. Все боги предлагали ей свою руку и сердце, но она отвергала их, желая быть свободной и жить для себя.

 

womanadvice.ru

4 знаменитых изображения Венеры в живописи и скульптуре

Ее воспроизводили в камне и живописи бессчетное количество раз – ни одна женщина в мире не удостаивалась подобной чести. Но парадокс состоит в том, что моделями богини любви и красоты служили тысячи безымянных женщин разных времен и народов. А значит, имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Да и судьба у этой богини вполне ординарная: замужество со вздорным Вулканом, романтически-деловые отношения с Марсом, горячо любимый и взбалмошный сын Амур, соперничество с ненавистной красавицей невесткой Психеей. Словом, суета сует и… вечная жизнь в произведениях искусства, слава, сравнимая разве что с поклонением Иисусу Христу… Во все времена, начиная с античных, мужчины-творцы создавали свою Венеру на полотнах и в камне – а встречали ее.. на улицах, в залах дворцов, на сельских вечеринках, в книжных лавках и в проезжающих мимо пролетках. Поэтому все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине.

  • Сандро Боттичелли и Рождение Венеры

  •  

    …Алессандро Филипепи, по прозвищу Боттичелли, что означает «бочонок», сын флорентийского дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи, стоял в церкви и задумчиво наблюдал за церемонией венчания. Ему было уже около сорока, и юношеское поэтическое восприятие мира сменилось тяжелым пессимизмом. Взгляд известного художника рассеянно скользнул по лицу невесты и вдруг сверкнул живым блеском: юная девушка вступала в незнакомую большую жизнь.

     

     

    Алессандро всегда умел подмечать детали, именно за психологизм полотен его ценили и при дворе Медичи во Флоренции, и папа Сикст IV в Риме. Сейчас он увидел девушку плывущей на большой морской раковине, стыдливо и целомудренно прикрывающейся руками, на лице – выражение наивности и чистоты. Сбоку ее уже обдувают переплетенные в объятии бог и богиня ветров, еще минута – и импровизированная лодочка перевернется и уйдет в пучину моря страстей. А на берегу юную красавицу поджидает нимфа с покрывалом, вытканным цветами, — она хочет прикрыть эту безгрешную наготу.

     

     

    Боттичелли так ясно увидел и прочувствовал всю эту сцену, что поспешил выйти из церкви, так и не спросив имени юной невесты. Он уже знал, каким будет четвертое полотно в «свадебной» серии – «Весна», «Палада и Кентавр», «Венера и Марс». Оно будет называться «Рождение Венеры».

     

  • Агесандр Антиохский и Венера Милосская

  •  

    …8 апреля 1820 года лопата греческого крестьянина Иоргоса с острова Мелос наткнулась на непреодолимое препятствие в земле. Иоргос отступил на пару метров, но и тут его ждало разочарование: копать было невозможно. Тогда он принялся аккуратно отбрасывать комья земли и через некоторое время обнаружил овальную каменную нишу, а в ней – мраморное изображение прекрасной обнаженной женщины. В левой, поднятой кверху руке она держала яблоко, правой подхватывала ниспадающее покрывало. Крестьянин Иоргос был первым мужчиной, увидевшим Венеру после двух тысячелетий подземного заточения!

     

     

    А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Мореплаватель Дюмон Дюрвилль, увидев ее в крестьянском сарае, рассказал о шедевре французскому послу маркизу де Ривьеру, тот немедленно снарядил в Грецию судно во главе со своим секретарем Марцеллюсом, с тем чтобы статую доставили ко двору Людовика XVIII. Но Иоргос уже продал Венеру местному священнику, который в свою очередь собирался преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Потасовка между двумя сторонами была настолько бурной, что… прекрасная женщина оказалась без рук. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль.

     

     

    1 марта 1821 года статуя была установлена в Лувре и названа по ее местонахождению – Венера Милосская.

     

     

    Автором этого шедевра, созданного во II веке до н.э., является Агесандр из Антиохии. Кто послужил прообразом монументальной красавицы – остается загадкой. Руки богини ищут до сих пор.

     

  • Джорджоне и Спящая Венера

  •  

    Последняя ночь любви стала роковой: в 1510 году в Венеции бушевала чума, горячо любимая женщина была обречена. Но тридцатитрехлетнего венецианского художника Джорджо Барбарелли да Кательфранко, известного в искусстве эпохи Высокого Возрождения под именем Джорджоне, это не остановило. Он знал, что боль, страх и небытие – ничто в сравнении с истинной любовью, с красотой женского тела, с мягким божественным рассветом, озаряющим его беззащитную ускользающую наготу. Он и сам не раз писал подобный рассвет и эту мраморную, словно светящуюся изнутри, кожу, и эту спокойную, расслабленную позу уснувшей женщины. И пусть она войдет в историю под именем Венеры, не опорочив эротическим откровением истинное имя его возлюбленной!

     

     

    «Спящая Венера» была написана «под заказ» для патрицианской семьи Марчелло. Но, выполняя заказ, художник словно подводил итог своей жизни, размышляя о полной гармонии женщины и природы, об их сходстве в главном – плавности линий, одухотворенности и обманчивой неподвижности перед пробуждением. Разница состояла лишь в том, что природа – вечна, а это нежное женское тело – обречено. И единственное, что он, художник, может сделать, — увековечить его на полотне.

     

     

    После свидания с возлюбленной Джорджоне умер, заразившись от нее чумой.

     

     

    В 1699 году картина «Спящая Венера» поступила в Дрезденскую галерею. Она имела сотни вариаций и повторений в живописи других художников. Время не пощадило шедевр, и только теперь с помощью рентгеновских лучей реставраторы заметили у ног прекрасной спящей женщины маленького Купидона. Но воспроизвести его так никто и не решился.

     

  • Франсиско Гойя и новая Венера

  •  

     

    …Донью Каэтану, самую обворожительную придворную даму Испании, поэты во всеуслышание окрестили «новой Венерой». Простолюдинку Пепу Тудо, вдову флотского офицера и содержанку адмирала де Массаредо, так могли называть только шепотом, чтобы, не дай бог, не разгневать ее высокопоставленную соперницу.

     

     

    Обе дамы – и герцогиня, и простушка – по очереди тайком посещали спальню любвеобильного и зловеще-таинственного художника Франсиско Гойи. Он писал их обеих, объединяя двух красавиц в один пленительный образ. Но этот образ был так далек от пастельно-сладких изображений богини любви и красоты, что назвать картину именем Венеры художник не решился: это была типичная маха – женщина с улицы, живая и веселая, способная свести с ума не только короля, но и самого дьявола!

     

     

    Кроме того, инквизиция тщательно следила, чтобы на полотна художников-вольнодумцев не проникла обнаженная натура. И Гойя нашел выход: он написал два почти одинаковых полотна для своего друга и покровителя дона Мануэля. Одна картина – изображение обнаженной красавицы-махи находилась за другой – той же махой, только одетой. Дон Мануэль нажимал на специальный рычажок – картины приходили в движение, и на суд изумленной публики представала прекрасная обнаженная женщина.

     

     

    После эмиграции своего веселого покровителя Гойя предстал перед судом инквизиции… Но картины все-таки не были уничтожены и сейчас находятся в Мадридском музее Прада. Веселые и темпераментные испанцы, умеющие ценить буйство плоти, называют женщину, изображенную на картине, «новой Венерой».

    «Мужчины и Венера», журнал «Академия», март, 2004 год

    www.kafetop.ru

    ВЕНЕРА (сюжеты, символы и смыслы)

        Вероятнее всего, ни одну из античных богинь художники разных времен и эпох не изображали на своих полотнах так часто как римскую Венеру, отождествляемую с греческой богиней любви и плодородия Афродитой.
        Но известно ли вам (я сейчас обращаюсь к любителям искусства, а не к профессиональным искусствоведам, которым, как известно, все известно, и не к тем, кому совершенно безразлично, каким именно смыслом наполнена та или иная картина), что именно художник хотел сказать, изображая Венеру с теми или иными атрибутами, в той или иной позе, одетой или обнаженной?
        Если нет, то этот пост вам будет, я надеюсь, интересен.   Среди многочисленных атрибутов, с которыми изображается Венера, чаще всего встречаются: пара голубей или лебедей (и те, и другие могут везти ее колесницу), створка раковины, дельфины (и то, и другое напоминает о ее рождении из моря), ее волшебный пояс, горящий факел (оба служат для разжигания любви), пламенеющее сердце, красная роза, окрашенная ее кровью, вечнозеленый, подобно любви, мирт (и роза, и мирт являлись священными растениями Венеры).


      Венера — часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких как зеркало или голубь. Такие изображения Венеры часто имеют сходство с женой или возлюбленной художника или его покровителя. Обнаженная Венера может принимать большое количество канонизированных поз — стоя или лежа.
        Некоторые фигуры стоящей Венеры возникли в античной скульптуре, например, Venus Pudica (Венера Целомудренная), которая стоит примерно так, как изобразил Боттичелли в «Рождении Венеры».


      Типичная поза лежащей Венеры возникла в творчестве Джорджоне и вскоре утвердилась в качестве образца для более поздних художников.
        Любовь небесная и любовь земная.

        Идея двух Венер — сестер, представляющих два рода любви, была выражена флорентийскими гуманистами XV века. Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, тогда как Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения человеческого рода. Для гуманистов обе они были добродетельными — Земная Венера считалась ступенью к Венере Небесной. В искусстве их можно различить по убранству.
        Земная Венера богато одета, украшена драгоценностями — символами земной суетности;

       Небесная Венера — обнаженная и иногда держит вазу, в которой горит огонь божественной любви.   Для искусства эпохи Ренессанса нагота означала чистоту и невинность. Две рядом стоящие женские фигуры в средневековом искусстве — одна обнаженная, другая нет — олицетворяют контрастные идеи, например, такие как Старая и Новая Ева (Новая — Дева Мария).

      «Sine Baccho et Cerere fliget Venus» («Без Вакха и Цереры в Венере жара нет»).

        Эта фраза римского комедиографа Теренция означает, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была особенно популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближается Церера, предлагая ей рог изобилия, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.


        Триумф Венеры.

        Венера торжественно восседает в своей колеснице, которую везут голуби или лебеди. Ее может сопровождать Купидон, летящий рядом. Эта тема чаще всего встречается в итальянской живописи XV — начала XVI века, когда в итальянских городах были популярны процессии, которые устраивались как триумфы языческих божеств.


    Мифологические сюжеты
      Венера и Адонис.

        Венера воспылала неразделенной любовью к кипрскому царевичу Адонису, причиной которой явилась царапина от случайной стрелы Купидона. Но Адонис был убит на охоте вепрем. Венера, услышав стоны своего умирающего возлюбленного, спустилась к нему с небес на своей колеснице, но было поздно. Художники изображают две сцены:

    Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак уходит, в то время как Венера старается удержать его. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, иногда держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса.

    В лесу скорбящая Венера склоняется над мертвым телом Адониса, проливая нектар, чтобы его кровь оплодотворила землю. Ей помогает Купидон.


      Венера и роза.

        Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка вписать ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, окрасив их в красный цвет. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, а Купидон ей помогает.



      Рождение Венеры.

        Согласно древнегреческой мифологии, Венера (Афродита) родилась из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана, выброшенные в море Кроносом. Она плывет к берегу в раскрытой раковине и причаливает на Кипре — одном из главных мест почитания ее культа в античности. Венера, выходящая из воды, изображенная выжимающей воду из волос, — один из самых популярных сюжетов в искусстве.


      Венера и Марс.

        Этот сюжет имеет две формы:
        Первая часто встречается во французской живописи XVIII века. Венера, жена Вулкана (Гефеста), влюбилась в Марса (Ареса) и изменила мужу, о чем тому сообщил бог солнца — Гелиос. Обманутый муж в гневе выковал тончайшую невидимую сеть, которую он прикрепит к ложу любовников. Когда они в следующий раз отдались друг другу, сеть их опутала, не давая им возможности шевельнуться. Вулкан призвал других богов стать свидетелями измены Венеры.
        Вторая характерна для картин эпохи Ренессанса, которые создавались по случаю помолвки, при этом фигуры Венеры и Марса изображались с портретным сходством помолвленных. На таких картинах Венера и Марс полулежат вместе, обычно в пасторальной обстановке. Марса охватывает сон, а маленькие амуры играют с его доспехами и оружием.   Возможно, я здесь рассмотрел не все сюжетные линии, которые можно увидеть на картинах с изображением Венеры. В таком случае, я буду рад, если вы дополните этот пост своими конструктивными замечаниями.

      С уважением, Сергей Воробьев.

    sergeyurich.livejournal.com

    Венера — богиня любви

    Венера — богиня — почиталась как благодетельница счастливой супружеской жизни, как божество женщины. Она была покровительницей садов, богиней плодородия и расцвета всех плодоносящих сил природы. Если верить легенде, богиня Венера была матерью героя Трои Энея, потомки которого стали основателями Рима. Поэтому в Риме было большое количество алтарей и святилищ богини. 

    Ранняя Венера

    Образ богини Венеры в древнейших мифах далек от романтизма. Если верить одной из ранних версий ее происхождения, то богиня выходила из пены морской, которая образовалась из крови оскопленного Урана. В этом мифе Венера — богиня — была больше покровительницей весны и жизни, а не богиней любви. Ранние скульптуры изображают не капризную прекрасную женщину, а сильную и мощную богиню, в руках которой атрибуты гетеры: букет цветов и зеркало. И самое главное отличие — на ранних изображениях,Венера — богиня любви — одета, только одно плечо обнажено.

    История Венеры Милосской

    Образ Венеры, богини красоты и любви, олицетворяет множество скульптур и статуй, но воплощенный в них образ разительно отличается. Венера Милосская, выставленная в Лувре, в отделе античного искусства, считается самым знаменитым образом великой богини.

    Эта статуя была обнаружена в 1820 году одним греческим крестьянином на острове Милос. Он захотел как можно выгодней продать свою находку и спрятал ее в загоне. Там ее и обнаружил офицер Франции Дюмон Дюрвиль. Офицер был достаточно образован, чтобы понять, каким шедевром является эта статуя греческой богини красоты и любви. Считается, что эта Венера — богиня — держала в руке яблоко, которое ей вручил Парис.

    Крестьянин запросил за античную статую огромные деньги, которых у француза не было. Пока офицер договаривался с музеем во Франции, крестьянин уже успел продать статую богини чиновнику из Турции.

    Офицер попробовал похитить статую, но турки быстро обнаружили пропажу. Завязалась потасовка за бесценную скульптуру. Во время схватки были и потеряны руки богини, которые не найдены по сей день.

    Но даже без рук и со щербинками Венера — богиня — очаровывает своей красотой и совершенством. Смотря на ее правильные пропорции, на гибко изогнутый стан, просто не замечаешь эти изъяны. Эта античная скульптура почти два столетия покоряет мир своей женственностью и красотой.

    Предположения относительно расположения рук богини

    Есть предположение, что богиня Венера держала в руках яблоко. Но тогда каким образом были расположены ее руки? Но это преположение в дальнейшем было отвергнуто ученым из Франции Рейнаком, что возбудило еще больший интерес к античной статуе. Есть мнение, что статуя Венеры — это только одна из нескольких скульптурных композиций. Многие исследователи поддержали такое предположение, считая, что Венера была изображена вместе с Марсом, богом войны. В XIX статую богини пытались восстановить и даже хотели приделать ей крылья.

    Сейчас богиня, окруженная легендами, находится в Лувре в небольшой комнате в зале античных искусств. Экспонаты в этом отделе не стоят посередине зала, поэтому невысокая скульптура Венеры видна издалека. Если подойти к ней поближе, то кажется, что шероховатая поверхность богини живая и теплая.

    fb.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Авторское право © 2024 Es picture - Картинки
    top