Тень свет: 10 основных принципов построения света и тени в рисунке – Сей-Хай

Содержание

10 основных принципов построения света и тени в рисунке – Сей-Хай

В каждой картине или небольшом наброске есть валеры. Мы о них не знаем. Мы не знаем, что это. Но тем не менее они там.

Валер (tonal value) – оттенок тона, определяющий соотношение света и тени в пределах одного цвета. Чем точнее вы передаете различия, тем лучше выглядит ваше произведение. Независимо от того, что вы рисуете – фигуру, натюрморт или пейзаж, – принципы валеров одинаковы.

Светотень – это основа реалистичного рисунка. Поэтому уроки рисования часто начинаются именно с этой темы. В этой статье мы рассмотрим десять главных принципов построения света и тени.

01. Разделяйте свет и тень

Это основа любой работы с тенью. Сначала разделите «семейство света» (light family) и «семейство тени» (shadow family). Семейство света состоит из всех областей, которые непосредственно касаются источника света. Хороший способ проверить это – посмотреть на свой объект со стороны света, увидеть, как свет «касается» его.

Семейство теней состоит из всего, что скрыто от источника света. Сюда относятся все тени и области отраженного света.

02. Используйте шкалу значений

Шкала поможет вам понимать соотношение тонов. Удобнее всего использовать вариант с 9 тонами – здесь есть середина, от которой легче отталкиваться. Такую шкалу несложно сделать самому. Начните с образца 1 (максимально заштрихуйте прямоугольник) и 9 (чистый лист). Затем выведите образец 5 (среднее значение), потом 3 и 7. Добавьте оставшиеся тоны, чтобы завершить шкалу.

03. Рассматривайте относительные значения

Какой квадрат кажется темнее?

Наше восприятие яркости предмета меняется в зависимости от того, что его окружает. В приведенном выше примере показаны два одинаковых квадрата, только на черном и белом фоне. Квадрат на белом кажется темнее, правда?

Такой эффект происходит постоянно, когда мы опираемся на результаты наблюдений.

04. Изучайте эффекты освещения

  • Полутона (halftones) – основной свет разделен на полутона, которые темнеют с удалением от источника света.
  • Внутренняя тень (core shadow) – тень, которая образуется там, куда не доходит отраженный свет.
  • Основная тень (form shadow) – часть предмета в тени.
  • Пенумбра или полутень (penumbra)  – мягкий контур вокруг падающей тени.
  • Падающая тень (cast shadow) – тень от границы, спроецированная на поверхность.
  • Окклюзия (occlusion shadows) – тени, которые возникают там, где две поверхности приближаются друг к другу.
  • Отраженный свет (reflected light) – свет, который попадает на основную тень.
  • Граница света и тени (terminator) – собственно, граница.
  • Основной свет (form light) – часть, которая получает прямой свет.
  • Светлое пятно или «зайчик» (highlight) – отражение от источника света. Заметно только на световозращающих материалах.
  • Центральный свет (centre light) – область, которая расположена непосрественно перед источником.

05. Не забывайте об отраженном свете

Правильная передача отраженного света дает отличное ощущение объема. Чтобы создать реалистичное ощущение света, важно понимать, что влияет на интенсивность непрямого (отраженного) света.

Во-первых, «фактическая» яркость объекта, не зависящая от световых эффектов. Светлые материалы отражают свет сильнее, чем темные. Во-вторых, расстояние: чем дальше отраженный свет, тем слабее он влияет на объект.

06. Избегайте этих распространенных ошибок затенения

Первая самая распространенная ошибка – слишком слабое отражение света (1). Это создает путаницу между полутонами и отраженным светом, и зритель не может нормально понимать изображение. Вторая ошибка – делать светлые полутона слишком темными (2). Кажется, что предмет грязный. Третья ошибка – делать темные полутона слишком светлыми (3). Из-за этого теряется чувство формы.

07. Проведите исследование значений

Если вы запутались в тонах и тенях, нарисуйте отдельный простой набросок (исследование значений). Цель заключается в том, чтобы разбить изображение на четыре-пять групп тонов. Определите самые светлые и самые темные тона, затем найдите два-три тона, которые встречаются чаще других.

08. Проверьте свое понимание

Эксперимент с созданием тени по памяти на новых объектах.

Всегда хорошо проводить эксперименты. Работайте с искусственным и с естественным освещением и обращайте внимание на различия. Попробуйте разные объекты и поверхности. Попробуйте восстановить образы из воображения. Помните все 11 эффектов из совета 4? Успешно избегаете трех распространенных ошибок затенения?

На изображении выше показаны рисунки учеников, которые рисовали голову Джона Азаро по памяти.

09. Попробуйте ограниченный диапазон

Контраст, который встречается в натурном рисунке, очень трудно передать в искусстве.

Диапазон значений описывает, насколько велик спектр между самым светлым и самым темным участком. У каждой среды свой диапазон. В природе он неограничен: здесь есть и солнце, и кромешная темнота. Зачастую это очень сложно правильно передать в работе. Поэтому лучшее решение – уменьшить контраст на обоих концах спектра.

10. Используйте образец

Чтобы разобраться, как ложится свет и тень в вашей картине, нарисуйте в углу небольшую сферу. Детально отрисуйте на ней направление света, глубину теней и силу отраженного света. Эта сфера – ваш световод, образец света, который применим ко всем остальным предметам. Чтобы упростить натурную работу, используйте яйцо.

Еще больше советов по рисованию:

Ошибки начинающих художников: как рисовать правдоподобно

Полезные уроки по живописи от Игоря Сахарова

Советы для художников: как использовать фотореференсы

Источник

Урок 8. освещение. свет и тень — Изобразительное искусство — 6 класс

«Изобразительное искусство»

«6» класса

Урок № 08. Освещение. Свет и тень

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства.

Изображение борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.

Натюрморты западноевропейского искусства XVII—XVIII вв. и роль освещения в построении содержания этих произведений.

Использование в рисунке основных правил объёмного изображения предмета.

Глоссарий по теме:

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности.

Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны.

Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом.

Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют

полутень, которая граничит с затенённой частью.

Собственная тень – это теневая сторона предмета.

Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения.

От предмета падает тень, которая называется – падающая тень.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071640-6 – С. 62-67.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. О живописи и перспективе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://litra.pro/traktat-o-zhivopisi/da-vinchi-leonardo/read/5 (дата обращения: 15.08.19)

Художник, который рисовал свет: А. И. Куинджи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/2837057-hudozhnik-kotoryj-risoval-svet-a-i-kuindzhi (дата обращения: 15.08.19)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Благодаря свету мы видим мир. С изменением света меняется и видимый образ освещённых предметов. Источник света может по-разному располагаться относительно предметов. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчёркивает их объёмность.

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности. Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое тёмное место находится на границе со светом – на повороте формы. Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения. Однако нельзя и преувеличивать силу рефлекса: он находится в тени и не спорит со светом. От предмета падает тень, которая называется – падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета – её самое тёмное место.

При изображении всех градаций света и тени надо учиться чувствовать отношения светлого и тёмного, видеть и сравнивать тональные отношения.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости. Сильный тон означает контрастные отношения тёмного и светлого, а слабый тон – мягкие отношения светлого и тёмного. Чем ближе предмет находится к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень, сильнее контраст и сильнее тон. Вдали от источника света тональные отношения становятся мягкими, контраст уменьшается, тональные переходы становятся плавными.

Великий художник, учёный Возрождения Леонардо да Винчи написал «Трактат о живописи», где много внимания уделил свету и тени на изображениях.

В XVII в. картины приобретают новый уровень целостности и глубины изображаемого мира. Художники Фландрии восхваляли изобилие и полноту жизни. На полотнах голландских художников предстаёт ощущение домашней жизни, близкое присутствие человека. Сюжеты натюрмортов XVII в. связаны с бытом людей того времени. В становлении французского натюрморта особое значение имеет творчество Ж.-Б. Шардена. На его натюрмортах – простые вещи, рассказывающие о своих владельцах.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Решите кроссворд:

3С

2П

О

О

Б

1Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

У

Т

Т

В

Е

Е

Н

Н

Ь

Н

А

Я

По горизонтали:

1 – так называется вид светлеющей тени, уходящей в глубину, и мы видим, как она светится

По вертикали:

2 – этот вид тени образуют скользящие под углом по поверхности предмета лучи

3 – так называется вид тени на теневой стороне предмета

Правильные ответы:

По горизонтали: 1) рефлекс.

По вертикали: 2) полутень. 3) собственная

2. Рассортируйте по категориям изображения произведений живописи. Для этого перенесите изображения по столбцам.

Полотна голландских художников XVII в.

Полотна французских художников XVII — XVIII в.

Ван Дейк Антонис. ПОРТРЕТ КАРЛА I НА ОХОТЕ. Масло. XVII в.

Рубенс. НОЧНАЯ ИСТОРИЯ. Масло. XVII в.

Жан Батист Симеон Шарден.

НАТЮРМОРТ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ И ПОПУГАЕМ. Масло. XVIII в.

Питер Клас. ВАНИТАС С АВТОПОРТРЕТОМ. Масло. XVII в.

А. Боссхарт Старший. БУКЕТ ЦВЕТОВ В НИШЕ. Масло. XVII в.

Балтазар ван дер Аст. ТАРЕЛКА С ПЛОДАМИ И РАКОВИНАМИ. Масло. XVII в.

Рембрандт. ДИСПУТ ДВУХ СТАРИКОВ. Масло. XVII в.

Правильный вариант:

Полотна голландских художников XVII в.

Полотна французских художников XVII-XVIII вв.

Питер Клас. ВАНИТАС С АВТОПОРТРЕТОМ. Масло. XVII в.

А. Боссхарт Старший. БУКЕТ ЦВЕТОВ В НИШЕ. Масло. XVII в.

Балтазар ван дер Аст. ТАРЕЛКА С ПЛОДАМИ И РАКОВИНАМИ. Масло. XVII в.

Рембрандт. ДИСПУТ ДВУХ СТАРИКОВ. Масло. XVII в.

Жан Батист Симеон Шарден.

НАТЮРМОРТ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ И ПОПУГАЕМ. Масло. XVIII в.

Ван Дейк Антонис. ПОРТРЕТ КАРЛА I НА ОХОТЕ. Масло. XVII в.

Рубенс. НОЧНАЯ ИСТОРИЯ. Масло. XVII в.

§7 Свет и тень. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов

§7 Свет и тень

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Гримшоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников освещения, обратите на это внимание (ил. 149-152).

Вы можете увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и др.

149. Э. ДЕ ВИТТЕ. Внутренний вид церкви. Фрагмент

Особый подход к освещению в театре, не случайно там работают художники по свету. Они создают поразительные световые эффекты, удивительный волшебный мир – «живопись» и «графику» светом.

150. А. ГРИМШОУ. Вечер над Темзой

151. ЛАТУР. Св. Иосиф-плотник

152. Э. ДЕГА. Репетиция балета. Фрагмент

153. К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток

Соборы у Моне – не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.

Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

154. Пейзаж при различном состоянии солнечного освещения

155. РЕМБРАНДТ. Портрет старушки

Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые – теплые. Об этом вы можете прочитать во 2-й части учебника «Основы живописи».

Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие художника – в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека.

В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

156. Схема построения теней от солнца

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

157. Фронтальное освещение

158. Боковое освещение

159. Контражурное освещение

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изображения на ил. 157-159 и обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег (ил. 160, 161). Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

160. Деревья в контражурном освещении

161. Работа учащегося

162. И. ХРУЦКИЙ. Плоды и свеча

163. Схема построения теней от свечи

В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» (ил. 162) художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами.

Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи (ил. 163).

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит название световой перспективы.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

Светотень на кувшине. Основные понятия

Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс.

Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.

Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.

Источник света в этом случае у нас находится слева. Кувшин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного светлее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое светлое место – блик.

164. Кувшин Светотень легко передать в тоновом рисунке, но невозможно в линейном.

165. Рисунок кувшина: а – линейный, б – тоновой Выявление объема предметов с помощью освещения

Свет и тень | Физика

Видеть и быть увиденным

Свет должен попасть в наши глаза, чтобы мы могли что-то увидеть. Если мы закроем глаза или войдем в темное помещение, то мы ничего не увидим. Визуальный мир мы можем воспринимать только с помощью нашего зрения.

Источником света называются тела, излучающие свет — солнце, лампа, свеча и т.д.

Наш глаз воспринимает свет также от тех тел, которые освещены каким-либо источником света. Все тела способны отражать свет в большей или меньшей степени.

Тень

Свет распространяется прямолинейно. Луч света виден особенно хорошо, если в воздухе находятся пылинки или капельки воды, которые отражают свет.

Если луч света падает на непрозрачный предмет, то позади него возникает неосвещенное пятно, называемое тенью. В зависимости от того, на каком расстоянии находится предмет от источника света, величина тени может меняться.

Если мы осветим предмет двумя лампами, которые стоят рядом, тогда возникают две тени, частично перекрывающие одна другую.

Места, которые не освещаются ни одним источником, называются прямой тенью. В отличие от прямой тени, полутень образуется наложением тени и света.

Фазы луны

Солнце постоянно освещает Луну. Так как Луна за 28 дней делает полный оборот вокруг Земли, то мы можем наблюдать степень освещенности поверхности Луны с течением времени.

В новолуние Луна находится между Солнцем и Землей таким образом, что ее освещенная часть нам не видна.

Луна растет, и мы видим все более и более увеличивающуюся освещенную часть поверхности. В полнолуние мы наблюдаем полностью освещенную поверхность Луны.

Когда Луна убывает, то медленно исчезает и видимая с Земли освещенная часть, пока Луна не превратиться в тонкий полумесяц.

Лунное затмение

Раз в 1.5 года траектория движения Луны пересекает траекторию движения Земли, поэтому Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей.

Именно тогда Луна не освещается Солнцем, и мы ее не видим. Это и называют лунным затмением.

Солнечное затмение

Примерно один раз в 2.5 года Луна располагается между Солнцем и Землей. В этот момент можно наблюдать неполное солнечное затмение. Если находиться на Земле в том месте, куда Луна отбрасывает тень, диаметр которой примерно 260 км, то можно увидеть полное затмение Солнца. Но это явление очень редкое и повторяется не чаще, чем один раз в 200 лет.

8.8. Свет-тени

8.8. Свет-тени

Этот фильтр позволяет отдельно настраивать тени и освещённые области изображения. Реализация очень похожа на свой аналог в программе для работы с фотографиями «Darktable» Shadows and Highlights. (Англ.)

8.8.1. Активация команды

Этот фильтр находится в меню изображения → .

8.8.2. Параметры

Рисунок 16.154. Параметры фильтра «Свет и тени»


Профили

«Профили» — это общее свойство нескольких команд меню «Цвет». Описание можно найти в Раздел 8.1, «Введение в меню «Цвет»».

Три группы параметров:

Тени: параметры настройки теней:

  • Тени: этот бегунок настраивает эффект для теней; положительные значения осветляют тени, отрицательные — затемняют.

  • Настройка цвета тени: этот бегунок настраивает изменения, вносимые в насыщенность цвета теней; высокие значения дают усиление насыщенности для осветлённых теней; низкие значения дают снижение насыщенность осветлённых теней. Как правило, значение по умолчанию (100%) можно не трогать. Этот параметр придаёт естественное усиление насыщенности теней — аналогично тому, как в природе тени получают больше света.

Свет: параметры для освещённых областей:

  • Свет: этот бегунок настраивает эффект в освещённых областях; отрицательные значения сделают блики темнее, а положительные — осветлят.

  • Настройка цвета освещённых областей: этот бегунок настраивает изменения, вносимые в насыщенность цветов освещённых областей; высокие значения повышают насыщенность затемнённых бликов; низкие значения приводят к снижению насыщенности цвета затемнённых бликов. Часто освещённые области не содержат достаточно информации о цвете для получения реалистичных цветов при затемнении. Пробуйте разные значения этого параметра для нахождения наиболее подходящих цветов конкретного изображения; но учтите, что иногда результат бывает не до конца удовлетворительным.

Общие: общие параметры теней и освещённых областей.

  • Настройка точки белого: по умолчанию, алгоритм этого модуля оставляет точку чёрного и точку белого нетронутыми. В некоторых случаях изображение может содержать оттенки тона, находящиеся за точкой белого, то есть выше значения светимости 100. Отрицательный сдвиг в настройке точки белого позволяет снизить эти значения до приемлемого диапазона, чтобы в освещённых областях стали видны и другие детали.

  • Радиус: этот бегунок настраивает радиус используемого здесь фильтра размывания. Более высокие значения дают более плавные переходы от тени к свету, но могут привести к возникновению ореолов. Низкие значения уменьшат размер ореолов, но могут придать неестественный вид.

  • Сжатие: этот бегунок настраивает силу эффекта для полутонов; высокие значения ограничивают применение эффекта самыми глубокими тенями и самыми светлыми бликами: с низкими значениями сильные изменения касаются также и полутонов. Как правило, этот параметр нужно настраивать, если эффект необходимо применить только к самым сильным теням и бликам; в этом случае значение нужно повысить. На значении в 100% этот модуль не даёт никакого видимого эффекта, поскольку в этом случае затрагиваются только абсолютно чёрный и абсолютно белый цвета.

Предварительный просмотр и сравнение до/после

Это часто встречающиеся возможности, описанные в Раздел 8.1, «Введение в меню «Цвет»».

Свет и тень — Всё для чайников

Свет и тень

Подробности
Категория: Оптические явления в природе

СВЕТ И ТЕНЬ

 

 

 

 

 

 

Очень часто мы замечаем, что если на пути лучей света оказывается какой-то непрозрачный предмет, то за ним образуется тень (рис. 1, а). Это одно из многочисленных наблюдений, показывающих, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Поэтому при всевозможных геометрических, геодезических, астрономических и физических измерениях и построениях луч света в однородной среде принимают за прямую линию.


Если источник света не точечный, а протяженный, то наряду с полной тенью образуется полутень (рис. 1, б). Происхождение ее понятно из рисунка.

Однако даже в случае точечного источника света при внимательном рассмотрении границы тени можно заметить, что она несколько размыта: вблизи нее видны светлые и темные полосы. Это явление объясняется дифракцией света, о чем подробнее будет рассказано ниже.

 

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЕ СОЛНЦА

 

В тени деревьев видны беспорядочно расположенные на земле светлые пятна различной величины, но одинаковой эллиптической формы. Их образуют солнечные лучи, проникающие через просветы в листьях деревьев (рис. 2). Эти светлые пятна и есть изображение Солнца.

Как же объяснить эллиптическую форму изображения Солнца?

Направим луч света на лист бумаги, располагая его перпендикулярно к падающему лучу; мы увидим круглое пятно. Поднимем лист выше — пятно становится меньше. Отсюда следует, что пучок лучей, образующих такое пятно, имеет форму конуса. Наклоним лист бумаги — пятно принимает форму эллипса.

Но почему же на земле получается изображение Солнца, а не отверстия?

Рассмотрим рисунок 3. На нем показаны ширма с маленьким отверстием CZ), предмет АВ и его изображение А1В1 на экране. Мы видим, что лучи, выходящие из какой-либо точки предмета (например, А) и проходящие через отверстие С, дают на экране изображение этой точки в виде пятна (А1), размеры которого тем меньше, чем меньше отверстие и чем дальше точка (А) от него. Такие пятна получаются от всех точек предмета. Они дают изображение предмета АВ, которое тем менее размыто по краям, чем меньше отверстие и дальше предмет. Форма изображения при этом очень мало зависит от формы отверстия С. Если же источник света находится близко от отверстия, на экране получается светлое очертание отверстия, тем более отчетливое, чем меньше размеры источника света.

В темной комнате или в темном ящике (камера обскура), в одной из стенок которых (в ставне окна) проделано малое отверстие, можно отчетливо видеть не только Солнце, но и освещенные Солнцем ландшафты с движущимися в них предметами (рис. 4). Для получения четких изображений необходимо только подобрать величину отверстия.

Получение изображений в темной камере, видимо, было известно уже давно. Польский писатель Б. Прус в своем произведении «Фараон», написанном на основании изучения большого количества древнеегипетских документов, рассказывает о том, как жрецы в темной палатке показывали фараону картину битвы, происходящей на освещенном солнцем плато. Повелитель египтян и не подозревал, что все виденное им не божественное знамение, а очень простое физическое явление.

 

 

ТЕНЬ


Наряду со светлыми пятнами в тени полезно пронаблюдать форму тени от различных предметов в лучах Солнца, Луны и других источников света.

Обратите внимание на вашу собственную тень на земле. Тень ног резко очерчена, тень головы расплывчата.

Поместите руку близко перед листом бумаги, вы увидите отчетливую тень. Отодвиньте руку от бумаги. Полная тень каждого пальца становится все уже, в то время как полутени увеличиваются, пока не сольются друг с другом. Все это происходит потому, что Солнце и другие источники света не являются точечными источниками.

Посмотрите на тень бабочки. Она круглая. Это теневое изображение Солнца. Объясняет это явление рисунок 3.

Возьмите лист бумаги и поместите его горизонтально так, чтобы на нем образовалась тень от вертикальной проволочной сетки (например, от проволочного забора). Удаляйте бумагу от сетки. На некотором расстоянии вы увидите, что тени горизонтальных проволок исчезли, в то время как вертикальные тени остались.

Как же объяснить это явление?

Представим себе проволоку разделенной на большое количество участков. Каждый участок в лучах, падающих наклонно, дает на экране тень в виде эллипса. Вертикальная проволока дает эллипсы, расположенные так, как показано на рисунке 5, а. Они перекрывают друг друга и дают сплошную линию. Эллипсы же, образованные участками горизонтальной проволочки, располагаются так, как показано на рисунке 5, б, они расплываются.

Поздней осенью, когда деревья уже сбросили свою листву, можно часто видеть тени от двух параллельных ветвей наложенными одна на другую. Ветвь, расположенная ближе к нам, дает четкую тень, дальняя — более широкую, расплывчатую (полутень). Удивляет здесь то, что при наложении этих теней посредине более темной из них мы видим светлую полосу, так что тень выглядит двойной. Причиной является наложение полутеней. Для объяснения этого явления начертим сечения двух ветвей (рис. 6): одной—диаметром 1 см, другой—0,5 см, расположив их центры на расстоянии 3 см друг от друга. На расстоянии 5 см от центра сечения толстой ветви расположим изображение протяженного источника света шириной 2 см и проведем от краев источника света прямые (лучи). На экране, отстоящем от центра тонкой ветви на расстоянии 10 см, обнаружим области полной тени (ВС, В’С’), полутени (АВ, А’В’) и отсутствия ее (СС’).

свет и тень — это… Что такое свет и тень?

  • Свет и тень — Свѣтъ и тѣнь (иноск.) радость и печаль. Ср. «Свѣтлые моменты». Ср. Все разнообразіе, вся прелесть, вся красота жизни слагается изъ тѣни и свѣта. Гр. Л. Н. Толстой. Анна Каренина. 1, 11. См. Черные точки …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Тень, или Может быть, всё обойдётся — Жанр сказка, притча Режиссёр Михаил Козаков Автор сценария Михаил Козаков, Игорь Шевцов В главных ролях …   Википедия

  • тень — См. малость, призрак бросать тень, наводить тень, царство теней… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тень полумрак; малость, призрак; кров, худой, тенечек, очертания,… …   Словарь синонимов

  • СВЕТ И ТЕНИ (1931) — «СВЕТ И ТЕНИ» («На фронте», «Тень и свет»), СССР, Арменкино, 1931, ч/б, 69 мин. Социальная драма. О борьбе сельской учительницы с кулаком и недалеким председателем сельсовета за новый уклад в деревне. Картина была упомянута в передовой статье… …   Энциклопедия кино

  • ТЕНЬ — (Shadow; Schatten) спрятанные или бессознательные аспекты психологической структуры личности, ее негативная сторона, обычно отвергаемая сознательным эго. Сумма всех неприятных личностных качеств. «Это как то, чем человек не хотел бы быть» (CW 16 …   Словарь по аналитической психологии

  • Свет (онтология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Свет (значения). Солнце …   Википедия

  • Свет (природное явление) — Солнце Serge. Гор Ра. 2000. Смешанная техника. Фрагмент Свет природное явление, выраженное одновременно и прерывностью (для науки) [1], и устойчивой протяжённостью (в восприятии, в чувственном о …   Википедия

  • свет — тьма мрак темнота тень мгла сумрак темь …   Словарь антонимов

  • тень — Syn: полумрак Ant: свет …   Тезаурус русской деловой лексики

  • Ползучая тень (рассказ) — Ползучая тень The Slithering Shadow Xuthal of the Dusk Автор: Роберт Говард Жанр: Фэнтези …   Википедия

  • About — ShadowLight

    ShadowLight был создан студентами для студентов. Он был задуман с целью предоставить учащимся захватывающий и интерактивный образовательный опыт, чтобы они могли сопереживать историям о страданиях во время Холокоста, иметь возможность связать историю с существующими предрассудками и проникнуться вдохновением и чувством ответственности за создать лучшее завтра. Студентам, живущим в другую эпоху и в далекой местности, часто бывает сложно приобщиться к историям Холокоста.Однако установление этой связи имеет решающее значение, если мы хотим построить лучшее будущее. Мы должны извлекать уроки из прошлого.

    Будучи студенткой первого курса, в 2015 году Джордана вызвалась стать председателем Недели просвещения по вопросам Холокоста в своем университетском городке — Университете Гвельфа. Джордана и группа ее сверстников решили, что они найдут вагон для перевозки скота, подобный тем, которые использовались для перевозки евреев и других меньшинств в концентрационные лагеря, трудовые лагеря и лагеря смерти во время Холокоста, и привезут его в университет.Обзвонив все железнодорожные компании, организации и музеи Холокоста в стране, Джордана почти отказалась от своих поисков. В качестве последней попытки Джордана посетила железнодорожный музей Халтон-Кантри, где встретила полезного добровольца. К ее изумлению, волонтер сообщил ей, что он каждый день проезжал мимо точной копии немецкого вагона для перевозки скота по дороге на работу. После звонка М.К. Picture Car Services, владельцы вагона для перевозки скота, планировали перевезти и разместить автомобиль на территории кампуса для обучения студентов.

    С помощью Гиллеля Онтарио, Университета Гвельфа, который разместил и предоставил услуги по уходу за автомобилем, М.К. Компания Picture Car Services, которая пожертвовала автомобиль, и всех участвовавших в нем студентов. Вагон для скота был размещен в центре кампуса Университета Гвельфа по случаю Недели просвещения по вопросам Холокоста. За два дня, что он был выставлен, он привлек более 2000 посетителей. Стены были увешаны картинами и словами, описывающими невообразимые зверства, которые имели место во время Холокоста.Каждая стена представляла отдельную эпоху. По мере того, как посетители проходили по выставке вагонов для перевозки скота, шла и война. Некоторые никогда не слышали слова «Холокост». Все вышедшие из вагона для скота изменились, наполненные знаниями, признательностью и целеустремленностью.

    В вагоне для перевозки скота звучали записанные голоса переживших Холокост. В этих записях выжившие поделились своим опытом перевозки в вагоне для скота, похожем на реплику, в которой стояли посетители. Это оживило историю.Посетители воочию слышали, как выжившие описывали свои впечатления: теснота, маленькие окна, задрапированные колючей проволокой, темнота, страх.

    Последняя стена выставки привела посетителей к сегодняшнему дню — шокирующие изображения, которые показывают, что нетерпимость все еще сохраняется. Эта выставка привлекла внимание к текущим проблемам, с которыми сталкивается человечество. Таким образом, мы гарантируем: Больше никогда.

    Блог — ShadowLight

    Представляем коллекцию Darrell English

    Мы рады объявить о запуске нашей новой коллекции артефактов Холокоста, взятой на время у Darrell English Collection, которая будет сопровождать наши туры или может быть заказана как отдельная программа.

    Прочитайте больше ShadowLight сотрудничает с Центром друзей Симона Визенталя для продвижения инновационных образовательных программ о Холокосте

    ShadowLight рада сотрудничеству с Центром друзей Симона Визенталя (FSWC) для продвижения просвещения по вопросам Холокоста в Канаде и достижения общей цели — дать учащимся возможность противостоять ненависти и изменить мир к лучшему.

    Прочитайте больше Вагон для скота: выход в темноту и выход из тьмы официально запущен

    В воскресенье, 18 октября 2020 года, члены сообщества собрались вместе, когда ShadowLight официально представила The Cattle Car: Stepping In and Out of Darkness — иммерсивную историческую экспозицию на 360 градусов внутри реплики машины для скота.

    Прочитайте больше Кэри Грин и Джордана Лебовиц о Канаде разговаривают с SiriusXM 167

    Послушайте нашего основателя Джордану Лебовиц и Кэри Грина, председателя Greenwin Inc, обсудите просвещение по вопросам Холокоста, ShadowLight и The Cattle Car: Stepping In and Out of Darkness с Эндрю Кристалом на CanadaTalks SiriusXM 167

    Прочитайте больше Возвращение нашему сообществу в условиях COVID-19

    Чувствуя необходимость принять меры и поддержать наше сообщество переживших Холокост в эти тревожные времена, Джордана почувствовала необходимость действовать.На прошлой неделе она вдохновилась и оказала положительное влияние на наше сообщество.

    Прочитайте больше Международный день памяти жертв Холокоста

    «Мы, молодые люди, должны заявить миру, что мы будем помнить о них и будем творцами перемен и фонарями в их честь навсегда».

    Прочитайте больше

    Коммерческая фотография с акцентом на промышленность товаров для дома

    Коммерческая фотография с акцентом на промышленность товаров для дома перейти к содержанию

    Фотография + CGI + Видеопроизводство + Звуковая сцена

    Shadowlight group — это компания, предоставляющая полный спектр визуальных решений, которая специализируется на воплощении мечты наших клиентов в реальность.Мы работаем с крупнейшими мировыми брендами и агентствами для создания превосходных фотографий продуктов, видеопродукции, изображений CGI, анимации и интерактивных приложений.

    Мы раздвигаем границы инноваций, сочетая дизайн, конструкцию и стиль с ультрасовременным оборудованием. Наше централизованное расположение и талантливый персонал в сочетании с увлеченным подходом и более чем 15-летним опытом делают Shadowlight идеальным выбором для воплощения истории вашего бренда в жизнь.

    Наши специальности

    Фотография

    От разработки и создания набора до оформления его, чтобы рассказать историю вашего бренда, shadowlight обладает возможностями и опытом для создания идеальных изображений, которые выделят ваш продукт из толпы.

    Исследуйте

    CGI

    Shadowlight CGI создает фотореалистичные компьютерные изображения, настолько реалистичные, что вы не заметите разницы.Shadowlight CGI обладает опытом и цифровыми инструментами, чтобы воплотить ваши продукты в жизнь, от фотографий до анимации и интерактивных приложений.

    Исследуйте

    Производство видео

    Площадь 9600 кв.футов. Климат-контроль и полностью звукоизоляция звуковой сцены и полный набор творческих услуг, производство теневого света может удовлетворить ваши потребности для любого уровня видеопроизводства.

    Исследуйте

    Звуковая сцена

    Здание звуковой сцены, расположенное рядом с основной фотостудией, оснащено современной звукоизоляцией, климат-контролем, освещением, электроэнергией и встроенной стенкой с велосипедом.Звуковая сцена доступна для посуточной аренды или может быть объединена с другими услугами и средствами shadowlight для индивидуального решения любого видеопроекта.

    Исследуйте

    Ошибка

    : Контент защищен авторским правом!

    CGI — Группа Shadowlight

    CGI — Группа Shadowlight перейти к содержанию

    Расширяя границы с помощью компьютерных изображений, анимации, интерактивных приложений

    Благодаря нашему совместному предприятию с Pikcells, одной из ведущих британских дизайнерских фирм CGI, shadowlight CGI создает потрясающие изображения CGI, анимацию и интерактивные приложения.

    Возможности поистине безграничны, но некоторые общие применения наших возможностей CGI:

    • Создание маркетинговых материалов перед запуском продукта — еще до производства продукта
    • Создание интерактивных приложений и VR, чтобы помочь клиентам визуализировать продукты и варианты продуктов
    • Объединение компьютерной графики с традиционной фотографией для оптимизации творческого потенциала

    Наши фирменные блюда

    полный набор рендеринга

    Наши полностью разработанные фотореалистичные изображения для цифровых комнат имеют множество применений, в том числе: исследования и разработки и разработка продуктов, предварительный или традиционный маркетинг, а также интерактивные приложения и средства визуализации продуктов

    другие изображения cgi

    моделирование изделий

    Shadowlight CGI может создавать ваши продукты в цифровом виде в среде компьютерной графики, и после визуализации продукты можно помещать в традиционные наборы фотографий, использовать для просмотра на 360 градусов или включать в интерактивные приложения или другие цифровые технологии.

    другие изображения cgi

    Shadowlight CGI создает интерактивные приложения и приложения дополненной реальности, которые позволяют пользователям взаимодействовать с вашим продуктом новыми и захватывающими способами, например, визуализировать их в реальных средах или сравнивать варианты продуктов, цвета и характеристики на настольных и мобильных устройствах.

    Ошибка

    : Контент защищен авторским правом!

    Предстоящие события — ShadowLight Productions

    ShadowLight Productions представляет
    Вечер балийского театра теней
    с Далангом Ларри Ридом,
    с участием ShadowLight, музыкантов, играющих гендерную тематику:
    Лиза Голд, Сюзанна Ла, Пол Миллер и Сара Уиллнер с певица Кэти Харрелл


    Дата и время: Понедельник, 14 октября, 19:30
    Расположение: 125 Morrison Hall, The Albert Elks Room, UC Berkeley.
    БЕСПЛАТНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

    Ларри Рид с Гамеланом Ваянгом из ShadowLight с Лизой Голд, Сюзанн Ла, Полом Миллером и Сарой Уиллнер под руководством Гамелан Секар Джая I , главный художник в резиденции Ваян Сувека представит «Ваянг Бали: Вечер балийских теней». Ваянг Бали, балийская пьеса с тенями, является одной из самых почитаемых традиционных форм искусства в мире. Сюжеты для Ваянг Бали взяты из цикла мифов Махабхараты. , в которой пять братьев противостоят сотне ревнивых кузенов в борьбе за власть с участием богов, демонов, магического оружия и неизбежной прекрасной принцессы.Ларри Рид и музыканты Gamelan Gender Wayang позволяют западной публике наслаждаться этой классической формой повествования. Узнать больше.

    БЕСПЛАТНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ!

    Ларри Рид — всемирно признанный мастер теней, удостоенный наград. В 1972 году он основал ShadowLight Productions , чтобы развивать местные традиции театра теней, а также исследовать и расширять возможности среды театра теней. Он один из первых жителей Запада, прошедших обучение в традиционном балийском театре теней (ваянг кулит) , и даланг или «мастер теней», который манипулирует более чем 20 резными кожаными куклами-тенями, одновременно выполняя роль дирижера аккомпанирующий оркестру гамелан, режиссер и постановщик.

    Ларри помогали
    Кэти Харрелл (певица), Явен Винни Чен и Фред К. Райли III. ShadowLight Productions

    О ShadowLight

    Видение ShadowLight заключается в расширении возможностей Театра теней как художественного выражения и инструмента межкультурного взаимопонимания.

    Миссия ShadowLight Productions — познакомить широкую публику с искусством Театра теней. Средства обеспечения такой демонстрации включают, помимо прочего, живую трансляцию театра, кино и другие средства массовой информации. Мы стремимся сохранить местные традиции театра теней, а также исследовать и расширять возможности среды театра теней, создавая новаторские междисциплинарные, мультикультурные произведения.

    ShadowLight была основана в 1972 году режиссером / театральным режиссером / художником теней Ларри Ридом.Движущими силами были интерес Рида к традициям театра теней, кино и мировой культуры и их понимание, а также страсть к их интегрированному выражению. Он один из немногих жителей Запада, прошедших обучение в традиционном балийском театре теней, и является далангом, или «мастером теней». После более чем 15 лет обучения и выступлений в этой традиции, Рид начал расширять сферу артистической деятельности ShadowLight, чтобы создать более глубокую связь с современной американской аудиторией.Благодаря долгим исследованиям и экспериментам он успешно интегрировал традиционные методы театра теней с современными стилями театра и кино. В результате получился «живой анимационный фильм» — совершенно оригинальный способ использования теней в театре, не связанный с культурой. Эти работы, исполняемые за экраном 15 х 30 дюймов и перед ним, объединяют силуэты марионеток, актеров и декорации, освещенные несколькими источниками электрического света, для создания кинематографических эффектов вживую на сцене. Каждое шоу включает живую музыку и создается коллективом писателей, хореографов, композиторов, дизайнеров, актеров, танцоров, музыкантов и кукловодов из разных культур, художественных дисциплин и стилей.Чтобы лучше поддерживать более масштабные постановки, ShadowLight Productions была зарегистрирована как организация 501 (c) (3) в 1994 году.

    Показана по адресу:
    Международный фестиваль кукольного театра в Хенсоне
    Фестиваль в Сполето США
    Всемирный фестиваль кукол
    Хаддерсфилд Фестиваль в Англии
    Фестиваль Уолтера Спайса на Бали
    Национальная конференция кукольного центра Театрального центра Юджина О’Нила

    Сотрудничество с:
    Театр Американской консерватории
    Оперы Санта-Фе и Лос-Анджелес
    Детский театр Миннеаполиса
    Шахты Мабу
    Племя Карук из Северной Калифорнии
    Mark Taper Forum
    Smuin Ballet
    Lee Breuer
    Gamelan Sekar Jaya
    Puppet & Its Double of Taiwan
    Octavio Solís
    Wan-Chao Chang
    Karen Kandel
    Coco Zhao
    Wu Na
    Tetsuro
    3 OK Koyano Awards
    UNIMA / США: Награда за выдающиеся достижения Международной ассоциацией кукол sociation American Theater Wing: номинация на премию театрального дизайна
    SF Bay Guardian: самые памятные постановки в 2009 году
    Премия Айседоры Дункан в области танцев в 2010 году: выдающиеся достижения в визуальном дизайне

    Publications
    Schattentheater (Германия), 1-й и 2-й том
    Кукольный театр Эйлин Блюменталь: всемирная история

    Светлые тени, созданные без бликов | Stories

    Созданы светлые тени, избегающие бликов | Истории | Flos

    Революция в освещении с низким уровнем бликов.Light Shadow обеспечивает безупречный визуальный комфорт и высокую светоотдачу благодаря запатентованному уникальному оптическому решению и экранированным областям. Инновационная система свободной структурной конфигурации, обеспечивающая максимальный контроль при очень малых размерах и идеальную интеграцию в архитектуру

    .

    Разработано Flos Architectural
    Product Light Shadow

    Коллекция потолочных светильников произвольной конструктивной конфигурации без каркаса.Безупречный визуальный комфорт и высокая светоотдача при компактных размерах гарантируют идеальную интеграцию во все типы архитектурных сооружений.

    Угол среза 45º для полного комфорта, эффективность 83%, идеальная интеграция в архитектуру, сверхкомпактные размеры.Это Светлая Тень.

    Революция в освещении с низким уровнем бликов. Благодаря запатентованному уникальному оптическому решению Light Shadow достигает экстремальных углов среза без ущерба для высокой эффективности и очень малых размеров.

    Традиционная технология дает: эффект бликов, при этом луч света не такой точный.Интеграция с архитектурой не достигается.

    Технология

    Light Shadow благодаря отсечке на 45 градусов, максимальная интеграция с архитектурой сочетается с безупречным, четким лучом света и полным экранированием, что позволяет размещать его почти в зенитном положении без бликов.

    Сверхкомпактный размер, обеспечивающий встроенную интеграцию даже при минимальном доступном пространстве.

    Light Shadow также доступен для магнитной установки в эксклюзивную гусеницу Flos The Running Magnet: гибкость и адаптируемость в любое время. См. Каталоги Flos для получения полной информации о коллекции The Running Magnet.

    Превосходство комфорта: UGR ниже 10 для исключительной защиты от бликов, однородность в светораспределении и обеспечивает люкс, что соответствует самым строгим отраслевым стандартам.

    Регулируемая версия позволяет извлекать основной корпус, чтобы гарантировать идеальную интеграцию с архитектурой и максимально использовать всю балку.

    Разработано Flos Architectural
    Product Light Shadow

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Авторское право © 2022 Es picture - Картинки
    top