Референсы фото – , | VK

Референсы для художников и другие источники для самообучения

Подборка самых полезных ресурсов для художников: веб-сайтов и других источников для саморазвития. Референсы, позы и группы профессионалов.

Референсы позы. Фото для набросков поз (Gesture drawing)

В основном позы ню (обнаженные), ведь начинающим художникам нужно именно анатомическое строение.

  • posemaniacs.com (очень много 3д моделей во флеше, много интересных поз и ракурсов)
  • quickposes.com (как и в 1 можно рисовать на время). В основном здесь женские референсы-позы, но помимо фото поз с девушками, мужчинами на этом сайте есть референсы рук, ног, лиц и ступней.
  • reference.sketchdaily.net На этом сайте можно выбрать что рисовать: полные позы или части например: референсы рук, ног, торса и тд, установить время и проводить тренировку на время.
  • human-anatomy-for-artist.com Здесь собраны очень качественные фото с динамичными рефами поз: мужчин, женщин, пар (хаха, можно не смотреть порно). Очень классные боевые позы! И все это с хорошим нейтральным бэкграундом, который не будет Вас отвлекать от рисования. Именно тут можно найти готовые референсы для ваших персонажей!
  • scott-eaton.com (тут есть качественные фото в движении)
  • photo-reference-for-comic-artists.com
  • figuresfordrawing.tumblr.com (архив фото на тумблере)
  • youtube.com/user/NewMastersAcademy/playlist (видео New Masters Academy — разные плейлисты для набросков, длительных зарисовок, портретов и тп)
  • anatomy4sculptors.com — здесь вы сможете найти как анатомические фишки и секреты, так и отдельные мышцы в 3d! Правда большая часть контента в форме диджитал книг, которые стоят не дешево, но все представленное крайне увлекательно оформлено.
  • Группа Smirnov art school Вконтакте — публикуют много бесплатных советов на своем канале,
    тем самым рекламируют свои очень дорогие (но судя по работам учеников очень качественные) платные уроки и курсы

Художники

Очень хорошие художники, у которых есть чему поучиться и работами которых Вы точно вдохновитесь!

  • Loish — классная художница
  • Виталик Ивлев — классный и очень открытый художник, ведет очень полезные стримы на ютубе, в которых рассказывает про то как стать хорошим художником
  • Александр Пушай — очень классный арт. Это просто нужно видеть, я не в силах описать всю сочность красок, милость персонажей, которых делает Александр
  • Sylar 113 — живописец-самоучка. Определенно зайдите посмотреть на его работы. Это нечто.

Видео-школы и другие обучающие ресурсы

Помимо ресурсов с референсами фигур и других, существует множество полезных видеошкол и видео уроков для художников!

Многие среди них бесплатные или частично бесплатные! Подробнее о них в статье — Видеошколы для художников.

Полезные статьи

У нас блог про разработку игр, и, конечно же, есть у нас хорошие статьи про гейм-арт!

Для начинающих художников

Как рисовать крутую 2D графику — огромная статья поясняющая как добиться качественной картинки: из чего она состоит,
важность силуэта, композиции и так далее! Для новичков — это просто клад. Список тем, которые освещаются в статье: Формы, Анатомия и пропорции, Перспектива, Наука о цвете, Освещение и затенение, Оттачивание навыков.

Пиксель арт

Как рисовать пиксель арт? — Крутейшее пошаговое руководство от создателя игры Spelunky. Как делать крутой пиксель? Дуги, шейдинг и прочее-прочее.


P.S.

Несмотря на то, что сам я игровой программист, я очень интересуюсь программированием графики, концепт-дизайном, рисунком и многими другими смежными областями. Мне нужно и понимать художников, разговаривать с ними на одном языке и какой-то художественный вкус иметь самому.

Поэтому я с переменным успехом пытаюсь развиваться в рисунке и живописи. Полезные ссылки я собираю в этой статье, присылайте Ваши ссылки в комментарии.

Summary

Article Name

Полезные ресурсы для художников

Description

Ресурсы с референсами для набросков поз, ссылки на обучающие видео и курсы

coremission.net

Фотографии пространства «Искусство и творчество»

[Полезные материалы] Кисти

2

408

[Референс] Женская одежда

30

784

[Референс] Акссесуары

11

412

[Референс] Части тела

10

623

[Референсы] Обнаженные девушки

152

2131

Интервью с художниками

3

395

[Позы 16+] Женщина стоя

745

1501

[Позы 16+] Женщина с мечом и щитом

55

774

[Позы 16+] Женщина с копьем

144

882

[Полезные материалы] Книги

1

498

[Референс] Необычные образы

56

728

[Поэтапное] Животные

24

420

[Поэтапное] Акварель

94

519

[Референс] Гипсовые фигуры и статуи

46

959

[Поэтапное] Материалы (камни, ткань, стихии и тд)

40

381

[Поэтапное] Иллюстрации (пейзажи и тд)

55

281

[Поэтапное] Части лица

22

458

[Полезные материалы] Кисти

10

374

[Референсы] мужчины

268

1163

Текстуры — примеры

38

375

[Поэтапное] Люди

109

551

[Референсы] девушки

327

704

[Полезные материалы] Палитры

564

467

Схемы: Животные и их анатомия

270

485

Схемы: Анатомия человека

3

533

galactikka.com

Irina Kalmykova

Референсы – это пример (картинка, фотография, рисунок, описание) того, на что нацелен конечный результат работы всей команды. Референсы нужны не для слепого копирования, а для ощущения общего направления, это необходимый опорный материал, который готовит заказчик или исполнитель перед началом работ. Мы, фотографы, используем их как в съемке, так и в ретуши. Подобным образом готовятся, например, фэшн-съемки, творческие, коммерческие фотосессии и другие.

Чем больше референсов и подробнее все спланировано, тем больше гарантии, что Вы достигните ожидаемого результата.

Каждый участник Вашей съемочной команды: стилист, визажист, парикмахер, ассистент по свету, ретушер, должен получить необходимые примеры еще до начала подготовки к съемке.

Самый лучший, самый неисчерпаемый и оригинальный источник референсов – это окружающий нас мир.  Носите с собой компактную камеру (подойдет так же ваш телефон), и фотографируйте то, что Вам понравилось и Вы хотите это сохранить. 

Так же, глобальными источниками вдохновения, могут являться различные интернет ресурсы. Сохраняйте понравившиеся Вам картинки, фотографии других фотографов, чье творчество Вас вдохновляет, в отдельную папку на Вашем компьютере, чтобы при необходимости все быстро найти и не потерять идею. 

Помимо интернета, могут обеспечить Вас большим количеством референсов: книги, журналы, газетные вырезки, которые Вы просто не найдёте в других источниках.

Обязательно изучайте, как классическую, так и современную живопись, посещайте выставки и смотрите специализированную литературу.

Когда Вы смотрите кино, делайте скрин-шоты или стоп кадры, которые Вам понравились по атмосфере, композиции, цвету и свету. Используйте этот материал для своих творческих съемок. Берите с каждого референса только то, что Вам нужно:

·         композиционное решение

·         расположение объектов в рамках задуманного снимка

·         цветовую гамму

·         определенный типаж модели

·         стилистический образ 

·         цветокоррекция в процессе обработки снимка

Если Вы научитесь работать с референсами, то это заметно сократит время подготовки к фотосъемке, в будущем Вам будет проще находить общий язык с заказчиками и своей командой. Все это поможет Вам поднять Ваш профессиональный уровень.

www.irinakalmykova.com

Набор полезных ресурсов для художников |

Так как сайт очень долго не обновлялся, я решил создать одну статью, в которой будут все полезные и интересные материалы для CG художников и не только. 

 

Группы в соц.сетях, форумы, сайты и блоги:

Берешь и рисуешь — группа с большим количеством референсов, видео и статьями

Digital Painting Classes — группа с большим количеством референсов, видео и статьями

CGONI — аналогичная группа

Say-hi — блог с интересными статьями по творчеству

Adme — блог про творчество и другое

Fusroda.com — большой список ресурсов для художников

Render.ru

Illustration Creation Workshop — группа ВК

Блог компании Krita на HabraHabr

ArtTalk — форум и сайт для художников

Блог художника Daarken

Уроки живописи

Сайт, где можно черпать вдохновение

DeviantArt

Artstation

Pinterest

Behance

VIrink

 

Торрент трекеры

NNM-club — можно найти много курсов на русском языке

Rutracker — тут все понятно

CGpeers — торрент-трекер CG тематики (курсы, плагины, программы) для художников

LevelUp 

Сайты курсов

CGMA — cg master academy

CTRL+paint 

Digital Tutors

Tuts+

Schoolism

Lynda.com

Курсы от Романа Гуро

GumRoad

Разное

Perspective 101 — про перспективу на английском

Idea generator — генератор идей на английском

AutoDestruct — сайт со статьями по рисованию на английском

TheDesignSketchBook — можно купить книги по рисованию на английском или найти на торрентах и скачать ))

Сайт «График» — уроки по традиционному искусству

http://artists.pixelovely.com/  —  ресурс для тренировки быстрых скетчей

Adobe Labs — создание кастомных панелей инструментов для PS

Photoshoplr — платные плагины для PS 

Подборка ресурсов от LevelUp

Demiart — каталог уроков ИЗО

 

Референсы

http://armstreet.com/ — Средневековые одежда, доспехи и п.р. 
http://portraitsfordrawing.tumblr.com/  — Фотопортреты 
http://www.cinemasquid.com/ — Скриншоты из фильмов и тв шоу 
http://www.referencereference.com/ — Видео референсы 

Референсы NASA на imgur

 

Видео и каналы на youtube

Канал Алексея Самохина — есть интересные видеоуроки и небольшая лекция про вдохновение

Мастер-класс по анатомии — видео лекция

Канал художника Noah Bradley (ENG)

Канал BrotherBatson (ENG)

Swatches (ENG)

CDS — школа концепт дизайна

Канал Виталия Ивлева — стримы, видеоуроки (+ его сайт и его GumRoad)

DigitalDesign — переводы уроков

LevelUp — интервью с художниками на английском

ConceptCookie

Plarium — стримы

CG sandbox — стримы, уроки 

 

 

cgbear.ru

Референсные фото — разбираемся обленились ли дизайнеры? |

Привет! Недавно прочла на одном из форумов сообщение следующего содержания: «Дизайнеры уже совсем обленились, просят прислать фотографии интерьеров, которые мне нравятся. При этом денег хотят. Если бы я сама знала, что мне нравится, что я хочу, то зачем мне вообще дизайнер? Вы мне покажите сами потенциал моего пространства, сделайте так, чтобы я ахнула! Предложите несколько стилей, а я выберу что лучше подойдет мне». Конечно мне сразу захотелось разобраться, действительно ли обленились дизайнеры или потенциальные клиенты не совсем понимают, что входит в стандартный дизайн-проект. Стандартный — это не люкс и лакшери сегмент, а попроще. Значительно попроще, когда речь заходит о суммах 🙂

Скажу сразу, я всегда прошу у клиентов референсные изображения. И сейчас объясню почему.

Начну издалека. Британская высшая школа дизайна однажды проводила исследование, и выявила 4 основных качества, которыми должны, по мнению клиентов, обладать дизайнеры-фрилансеры и студии. Они расположились в следующем порядке, по степени убывания важности для заказчика:

  1. Умение общаться/взаимопонимание.
  2. Сроки и скорость выполнения.
  3. Наличие опыта в отрасли заказчика.
  4. Предсказуемы результат.

К чему я это все? Если бы подобный опрос провели среди дизайнеров, задав обратный вопрос: какими качествами должны обладать заказчики, то я на 100% уверенна, что первым был бы тот же самый ответ. Умение общаться и взаимопонимание.

Потому что дизайн интерьера  — это такая отрасль, где результат процентов на 80 зависит от налаживания коммуникации. Не от способностей дизайнера, не от размера выделенного бюджета, не от площадей помещений и всего остального. Самый страшный сон любого дизайнера — отправить эскиз и получить ответ: «Я не знаю, что не так. Но что-то не так. Надо переделывать.» Вносить правки — это нормальный и естественный рабочий процесс. Но плохо, когда вместо обратной связи — ничего по существу, нет диалога.

Именно для налаживания коммуникации я и прошу заполнять заявки-анкеты и прикладывать фото интерьеров вашей мечты. Эти изображения скажут мне в 1000 раз больше, чем простые фразы: современный стиль, много света и пространства, уютная обстановка, нравится лофт и т.д..

До банального, человек может описывать словами свои предпочтения как «современный стиль», и прикладывать фотографии «хай-тек». Правильно ли все? Конечно, классикой это же никак не назовешь. Плюс далекий от дизайна клиент вовсе не обязан разбираться во всех направлениях, знать все названия. Но, нюанс заключается в том, что, например,  в современном стиле в принципе я работаю, а в хай-теке нет. Я не возьму такую заявку в работу, направлю к другому дизайнеру. Референсные фотографии сэкономят нам обоим и нервы и время и деньги.

Вы только представьте гипотетически. Я бы приехала на обмер, обговорили предварительно «современный дизайн»,  ударили по рукам, внесли аванс, сделали замеры, согласовали планировку, перешли к этапу концепции и тут начнётся. Все что я бы предложила — не то, не так, не нравится. А потом окажется, что клиенту нравится большое количество хромированных поверхностей, стекла и много-много led-подсветки. Одним словом все то, что я совсем не переношу и как следствие не проектирую.

А ведь одно фото интерьера мечты на этапе подписания договора, поможет избежать всего этого. Поэтому я обязательно прошу показать то, что вдохновляет.

Еще один вариант, клиент сам не знает чего он хочет. В принципе та девушка с форума буквально так и написала: а если я сама не знаю чего хочу!!! Как быть? Тут возникает вопрос, а готова ли она оплатить все время потраченное на поиски и создание того самого ВАУ эскиза, понимает ли сколько рабочих дней уйдет у дизайнера, который будет вынужден тыкать пальцем в небо, перебирая варианты и угадывая вкусы незнакомого по сути человека? Оплатить по ставке по факту рабочие дни, не зная заранее сколько уйдет времени? Скорее всего, конечно, не готова. Хочется фиксированной платы на весь объем работ, а не кота в мешке. Но и дизайнер не готов работать неизвестно сколько дней, имея фиксированную сумму, по устоявшемуся в России тарифу: площадь помещения помноженная на цену работ за квадратный метр. Вот такие противоречия.

Поэтому, если вы решили работать с дизайнером, то  подготовьте несколько  референсных фото. Ведь наверняка, что-то просматривали, что-то сохраняли в «избранное». Это на самом деле важный этап на пути к интерьеру своей мечты.

  • Во-первых, это поможет вам самим определиться с мыслями, что же вам нравится.
  • Во-вторых, эти фото гораздо больше расскажут о ваших предпочтениях, чем описание словами. Помните, что одна картина стоит тысячи слов. Упаси боже, ориентироваться на словесные описания стилей. Вы даже не представляете, насколько мы все разные, насколько разное содержание может скрываться за одним и тем же словом.
  • Помогут избежать недоразумений, если вы с дизайнером, например, по-разному понимаете стиль «модерн».

И последнее. Я знаю, что часть потенциальных клиентов смущает следующее. Кажется, что если они подобрали картинки, то дизайнер просто скопирует все и предложит не уникальное типовое решение, банальную цветовую схему, декоративный прием и т.д. Очень смущает. Но, пока сами не попробуют, не поймут что готовое решение одного интерьера просто невозможно скопировать для другого,  не поймут. Тут бесполезно и бессмысленно что-либо доказывать. Будет совсем другая геометрия помещения, другие материалы, мебель, декор, бюджет и т.д.

Часть хочет посидеть и полистать с дизайнером журналы совместно, чтобы дизайнер показал свои примеры стилей и показывать что нравится, а что нет. Это в принципе нормальное решение, но, я, например, совсем не покупаю бумажные издания, зачем они мне? Вряд ли мне будет комфортно, а клиенту и подавно сидеть и листать его с мало знакомым (на этом этапе клиент и дизайнер действительно мало знакомы) человеком. Сидеть и листать что-то на ноутбуке/планшете — еще хуже. У меня был такой опыт, обычно это происходит как-то скомкано, потому что люди чувствует себя довольно скованно и смущенно, и отвечают сумбурно.

Вообще, подбирая референсы  не надо скрупулезно фильтровать прям точь в точь ваш бюджет и площади. Совсем нет. Просто открывайте Пинтерест, набирайте в поисковую строку свои любимые цвета, добавляйте interior и серфите минут 15, просто сохраняя то, что больше нравится. Все, этого более чем достаточно. Вообще не ориентируйтесь ни на какой стиль и бюджет. Дизайнер сам уже проанализирует ваши предпочтения.

В конце концов, если вы уж совсем не готовы предоставлять интерьеры, то назовите икон стиля, каких-то людей, которые вас вдохновляют, любимые фильмы, артиста, просто какую-то фотографию, которая вам нравится по настроению, атмосфере. Все это гораздо полезнее и продуктивнее для конечного результата, чем просто описать словами, хочу интерьер в стиле ар-деко.

Или может все таки дизайнеры обленились? Как считаете? Если это настолько важно, то может стоит пересмотреть схему работы? Искать что-то новое. Очень интересно ваше мнение, как видите идеальную схему работы на этом этапе?

                                                                                                                                   До встречи!

P.S. Дополнено через три месяца…просто по свежим впечатлениям. Вообще схема работы без рефренсов возможна, но под нее в договоре прописываются следующие условия:

  • 1 или 2 варианта (разные цветовые палитры) на помещение, количество правок фиксировано. Не достигли желаемого результата, правки продолжаются — оплата каждой дополнительно по оговоренному заранее тарифу.

 

www.nellymikhaylova.ru

Анатомия для художников | Learn To ART

 

Я не сообщу никому ничего нового,если скажу,что для того,чтобы научиться рисовать человека, нужно хорошенько разобраться и усвоить анатомические особенности его тела. Причем не так уж и важно реализм это или стилизация под аниме, традиционную мультипликацию etc.

В этой статье я попытаюсь дать несколько советов относительно того,что вам поможет и предложить несколько вариантов для осуществления этой цели.

 

 

Академические пособия

 

Существует множество классических изданий, повествующих нам о том, как же все-таки правильно строить тело человеческое. Подробно разбирается строение костного скелета и мышц, их возможности в движении итд.

От себя рекомендую замечательный учебник по пластической анатомии Готтфрида Баммеса. Он любит анатомию, преподает анатомию и пишет об анатомии. (ниже прилагается само издание)

bammes_g_plasticheskaya_anatomiya_dlya_hudozhni

 

 

Референсы

 

Не всякая поза будет рассмотрена в учебнике, это нормально и вполне естественно, ибо их великое множество. Поэтому, когда хочется того не знаю чего, или знаю, но с трудом понимаю как это изобразить, самое время найти пару референсов.

Собственно,что же это такое.

Референс — это некое вспомогательное пособие, в контексте нашего разговора — фотография с необходимым нам изображением человеческого тела в некой позе. Для меня самого было большим удивлением обнаружить,что находится достаточное количество добровольцев, готовых помочь художникам наглядно. Итак, вот как это выглядит:

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Так же референсом может послужить и уже чей-то готовый рисунок или 3D моделирование, однако, постарайтесь убедиться в том, что не срисовываете, а лишь перенимаете положение тела персонажа.

Референсы могут быть как для положения тела в целом, так и для определенных частей тела:

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Чтобы их найти просто забейте в поисковик «референсы«(рука/нога/ женщина/ мужчина)

Можно уточнять, например нам необходимо взаимодействие с каким-нибудь предметом, скажем, с оружием- с мечом, луком или пистолетом. «Ок, гугл, референс с ……» :

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

 

Туториалы

 

Для тех,кто с трудом ладит с освоением академического материала и даже с помощью референсов с трудом понимает как строить ту или иную позу, существует масса поэтапных инструкций для нарисования каждой части тела, как вместе, так и в отдельности, обычно их называют — туториалы. Иногда они выглядят и как минимизированные до понятных линий изображения.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Ищем их точно так же, как и референсы, запросом в гугле/яндексе итп

 

 

Анатомические Куклы

 

Иначе их еще называют шарнирными или куклами-манекенами. Тут, пожалуй, все становится ясно при одном взгляде на таковую.

Есть два варианта.

  1. Простая -деревянная кукла, отображающая основные движения и направление тела.

    http://ali.pub/qenzj

 

2. Кукла детализированная — в разы дороже, но и полезность такого приобретения возрастает в разы. (гнутся даже пальцы)

http://ali.pub/imsqo

 

Ну и,кроме всего вышеперечисленного, вы всегда можете посмотреть на себя в зеркало или попросить ненадолго стать натурщиком кого-нибудь из ваших знакомых. 

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

learntoartsite.wordpress.com

Как рисовать, используя референсы

Если вы в той или иной степени занимаетесь изобразительным искусством, и в частности рисунком, в вашей практике наверняка была работа с референсов. Референс — это источник, фотография (чаще всего целая подборка), которая помогает изобразить то, что нам нужно максимально точно.

В использовании таких источников нет ничего зазорного. Это полезный инструмент, которым пользуются не только новички, но и профессионалы. Однако  в некоторых случаях референс может больше навредить, чем помочь, если вы не умеете сглаживать в вашей работе недостатки фотографии. Конечно, каждый проект уникален, и подход к его реализации тоже должен быть индивидуальным, но основные принципы все же сохраняются.

1. Не копируйте референс с точностью

Желание нарисовать и передать каждый пиксель с фотографии возникает у всех, кто работает с референсами. Но люди и объекты в жизни не выглядят так же, как на фото. Поэтому важно помнить, что фотография нужна для информации о пропорциях, формах, линиях и цветах. Чтобы получить максимально реалистичный результат, вам придется в той или иной степени отойти от референса. Иногда это совсем небольшие расхождения, а иногда — кардинальные.

2. Убедитесь, что референс необходим

Этот вопрос может показаться лишним, но спросите себя действительно ли необходим источник в виде фотографии. Работа с натуры всегда дает более реалистичный и эффектный результат. Конечно работать с натуры получается не всегда, но просто убедитесь, что референсы — не ваш вариант «по умолчанию». Если вы можете быстро сообразить что-то в вашей студии, лучше выберите этот вариант.

3. Снимайте фото для референсов сами

Всегда, когда это возможно, снимайте фотографии для источников самостоятельно. Каждый проект требует чего-то особенного. Конечно проще быстро найти в интернете фотографии, которые может подходят вам неидеально, но с которыми можно работать. Но результат будет хуже. Поэтому всякий раз, когда у вас есть такая возможность, тратьте время на то, чтобы сделать снимки своими руками.

4. Ищите странности на фото

Обычно, когда мы видим что-то странное, не совсем реалистичное на фото, мы принимаем это. Камера просто документирует реальность, поэтому вопросов к мелким (и не очень) искажениям у нас обычно не возникает. Но как художник, вам важно понимать, что на бумаге это будет смотреться странно и непрофессионально. Искаженная перспектива, странные ракурсы и свет, деформация линзы — все это нормально на фотографии, но недопустимо на бумаге. Если вы ищите такие странности на фотографии, то сможете их исправить!

5. Избегайте пересвеченных фотографий

Часто художники используют в качестве референсов фешн-фотографии или другие «глянцевые» работы. Чаще всего такие работы не дают того, что от них требуется. К примеру, фешн-фотографы почти полностью убирают тени с лиц моделей, чтобы придать им нетронутый, плоский вид. Это скрывает недостатки кожи, но не дает информацию о структуре и текстуре для художника.

6. Обращайте внимание на свет

Свет на референсах должен учитываться художником в первую очередь. Чтобы понять текстуру того, что вы рисуете, вам нужен соответствующий свет. Свет и тени должны быть четко видны и понятны на фотографии-источнике. Чем проще и понятнее свет, тем лучше получится перенести образ на бумагу.

7. Помните, что на фото границы всегда резче

Если не используются фильтры, на фотографии границы объектов выглядят более четко и резко чем в жизни. Плавный переход от тени к свету на лице модели будет более резким на фотографии. Когда вы рисуете с источника, убедитесь, что вы учитываете этот фактор. Небольшие корректировки в этой области помогут вам получить более реалистичный результат.

8. Изучайте цвета

Наверное каждый из нас хоть раз делал фотографию с неправильным балансом белого, чтобы обнаружить позже, что на снимке слишком много оттенков синего или оранжевого. Искажение цветов в фотографии может варьироваться от еле заметного до экстремального. Лучший способ не перенести ошибки на бумагу — внимательно и много наблюдать за цветами объектов в реальном мире, а также собрать как можно больше источников, чтобы изучить цвета отдельно от вашего референса.

Автор статьи Jonathan Hardesty 

Перевод — Дежурка

Смотрите также:

 

www.dejurka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2024 Es picture - Картинки
top