Правила линейной перспективы – Линейная перспектива — Cammelia Design — Стать графическим дизайнером

Линейная перспектива — Cammelia Design — Стать графическим дизайнером

Предлагаю немного отстраниться от темы творческого подхода к изображению объектов и обратиться к науке более точной — линейной геометрии. Вернее коснуться части этой науки — начертательной геометрии — об изображении объемных тел на плоскости с учетом кажущегося изменения величины, резкости контура и детализации.

Правила линейной перспективы в первую очередь необходимо знать для того, чтобы уметь реалистично изобразить то, что видишь. Без этого знания ваши попытки в лучшем случае приведут к результату «что-то тут не так».
Но в изначально надо все-таки видеть, так как умение построить увиденное является практическим дополнением к вашему видению, поддержкой для него.

Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).  Распространенность использования линейной перспективы обусловлена в первую очередь максимальной степенью реалистичности такого изображения (например, этот вид перспективы используется для создания 3D-игр).

Линейная и воздушная перспектива

С линейной перспективой достаточно тесно связано такое понятие, как воздушная перспектива. Ее суть заключается в изображении элементов заднего плана с размытыми, нечеткими очертаниями и использовании для них менее насыщенных цветов (отсюда появилось второе название «тональная перспектива»).

Такая закономерность объясняется очень просто — по мере удаления предметов от наших глаз мы видим их все менее четко. Поэтому и изображать то, что находится в отдалении от наблюдателя, следует соответственно.

Правила построения линейной перспективы

В геометрии линейная перспектива строится методом центрального проецирования. То есть из выбранной точки пространства, которая будет являться центром перспективы или точкой схода, проводят лучи (линии) ко всем точкам изображаемого предмета. Далее на пути этих линий помещают поверхность, на которой мы хотим получить изображение.

Лучше всего иллюстрирует этот метод пример построения куба, показанный на рисунке ниже: случай с одной и несколькими точками схода.

Теперь непосредственно к основным правилам:

  1. Параллельные прямые изображают непараллельными. Но пересекаются они не непосредственно на самом изображении, а в точке схода, т.е. их пересечение не является видимым (смотрим на рисунок с построением куба). Исключение в этом случае составляют линии, располагающиеся вертикально или идущие параллельно линии горизонта.
  2. Перпендикулярные линии пересекаются не под прямым углом (опять же смотрим на грани куба: на самом деле они строго перпендикулярны, но в перспективе пересечение происходит под острым или тупым углом).
  3. Изображение круга имеет несколько особенностей в зависимости от его расположения: в основном он изображается как эллипс, но если круг находится к нам «лицом» (то же самое правило применимо к квадрату, прямоугольнику, многоугольнику), то он останется кругом, а если «лежит» на линии горизонта, то станет линией.
  4. По мере удаления от наблюдателя размер объектов уменьшается соответственно.

Эти основные правила стоит знать и придерживаться их хотя бы потому, что

ошибки в построении перспективы наиболее заметны для глаза. Но и не стоит предельно четко следовать им, так как применительно к дизайну перспектива является одним из выразительных средств и во многих случаях строится условно и «на глаз».

В заключение хочу сделать маленькое лирическое отступление: данная статья не претендует на звание учебного пособия, является обзорной и содержит только общие принципы построения линейной перспективы, необходимые для изучения (сугубо по моему мнению) начинающими дизайнерами.

Если вы хотите научиться строить перспективу с математической точностью, то советую обратиться к другим источникам, таким как учебники по начертательной геометрии, техническому рисунку и т.д.

В любом случае я желаю вам успехов в ваших начинаниях, побольше усидчивости и терпения!

cammeliadesign.com

Законы линейной и воздушной перспективы

Привет! В этой статье я расскажу об основных законах линейной и воздушной перспективы. Как правило эти законы чаще всего применяются при рисовании пейзажей. Применение законов линейной и воздушной перспективы позволяет наиболее правдиво передать изображаемое пространство в пейзаже. А чтобы не быть голословным и не писать статью ради статьи про теорию линейной и воздушной перспективы, рассмотрим эти законы на конкретном практическом примере. Нарисуем с вами простенький пейзаж. И заодно последовательно разберем каждое правило.

В качестве инструментов предлагаю взять сухую пастель, бумагу для пастели формата А4 и клячку. Бумагу я взял серого цвета, но можно использовать белую. Вначале как всегда выполним набросок. Я решил набросать его из головы, как возьмет рука. Но перед этим давайте вспомним правила линейной перспективы

  1. параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)
  2. одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги)

Значит, нам нужно отметить горизонт и набросать объекты, которые будут удовлетворять правилам выше. Вот что получилось у меня при наброске простым карандашом:

Горизонт я решил закрыть холмами, чтобы не выглядел скучной прямой линией. С левой стороны показал деревья, которые удаляясь уменьшаются в размерах (2-е правило линейной перспективы). А в центре пейзажа, уходящая вдаль дорога, которая стремится к одной точке на горизонте (1-е правило линейной перспективы). Для большего интереса пусть часть дороги теряется за холмами.

С линейной перспективой мы разобрались. Теперь давайте займемся законами воздушной перспективы и откроем коробку с пастелью. Закрасим небо голубым цветом, слегка убавляя цвет к горизонту. Добавим пару облаков. Солнце пусть будет у нас с левой стороны.

Читаем первый закон воздушной перспективыудаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом. Фиолетовым и голубым мелками пройдемся по самому дальнему холму. Лес вдали слева закрасим темно-зеленым и синим, но также подмешаем немного белого, чтобы цвет выглядел бледновато и терялся вдали фиолетового холма.

Второй закон воздушной перспективысветлые объекты вдали темнеют, а темные — светлеют. Закрашиваем поля слева и справа таким образом, чтобы темно-зеленый цвет вблизи плавно переходил в светло или желто-зеленый вдали. Дорожка же наоборот вблизи будет иметь светлые оттенки охры, а вдали добавим чуть коричневого. Все это дело растушевываем пальцами, придавая рисунку однородный тон и плавные переходы цвета.

Третий закон воздушной перспективыБлижние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону. Это мы и проделаем с деревьями с левой стороны от дорожки. Вначале темно-зеленым закрасим лесок позади берез. Он подчеркнет холмистую местность. На его фоне покажем отдельно стоящее дерево, которое выглядит очень маленьким и создает эффект удаленности в пространстве. Добавим ему едва заметную серую тень. Далее используя разные оттенки зеленого рисуем листву короткими штрихами мелка. Слева кладем светлые тона, с правой стороны деревьев — темные. Т.к. мы рисуем березы, то белым наметим стволы и темно серым слегка покажем пятна. Не детализируйте. Делаем только намеки, как будто легкий эскиз. Воображение зрителя и так поймет, что это березы. А излишняя детализация будет противоречить следующему закону.

Четвертый закон воздушной перспективыБлижние предметы изображаются в деталях, а дальние — обобщенно. Мы уже по сути начали его соблюдать, когда стали рисовать березы, более детальные по сравнению с задним фоном. Давайте продолжим на правой стороне от дорожки. Вначале нарисуем березу.

Затем дубы на ближнем фоне. При этом дубы будут иметь еще больше деталей по сравнению с березами (конечно насколько позволяет бумага с ее фактурой). Не забываем под дубами добавить зелено-синюю тень с примесью темно серого или черного.

Закрепим четвертый закон и нарисуем вблизи траву острым краешком пастели вертикальными штрихами. На дорожке слева синим добавим немного тени. Только не забываем что при удалении от нас тень будет светлее. Можно даже добавить несколько цветочков для антуражу)

Ну и последний, пятый закон воздушной перспективы Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних — мягкими.

Чтобы запомнить этот закон подчеркнем тень дорожки слева темно коричневым цветом. Но только примерно до половины. Остальная дорожка мягко размыта ранее. Добавим на дорожку немного деталей в виде горизонтальных коричневых полос. Чем ближе к нам тем резче штрихи. Нарисуем пару камней. Тот, что в дали, просто намечаем основную форму и подчеркиваем тень. При необходимости чуть чуть растушевываем. У ближних камней четко выделяем контуры и тени. Таким образом, те предметы, что ближе к нам, выглядят резче, чем те, что вдали от нас.

На этом все, можно ставить подпись. Конечно получился не гиперреалистичный пейзаж, но я надеюсь, вы усвоили и запомнили основные правила линейной и воздушной перспективы.

Итак, давайте еще раз повторим законы воздушной перспективы:

Первый закон: удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом. Второй закон: светлые объекты вдали темнеют, а темные — светлеют. Третий закон: Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону. Четвертый закон: Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние — обобщенно. Пятый закон: Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних — мягкими.

Применяя рассмотренные законы линейной и воздушной перспективы, ваши работы будут на порядок отличаться в более лучшую сторону от работ художников, которые эти законы игнорируют. Поэтому всегда держите их в голове при рисовании своих картин.

Удачи!

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

aniop.ru

Правило линейной перспективы Срочно коротко

Существуют три основные правила линейной перспективы:
1. Любая плоскость, параллельная плоскости изображения, сохраняет ее форму без искажений и только уменьшается в размерах. Таким образом, вертикальные линии останутся вертикалями, а горизонтальные линии, параллельные плоскости изображения, будут горизонтальными.
2. Все параллельные горизонтальные линии пересекаются в точках схода на линии горизонта. Линии под прямым углом к плоскости изображения сходятся в центре обзора.
3. Линия, проведенная от глаза наблюдателя или неподвижной точки параллельно любой линии или группе линий на объекте, обозначает точку схода этой линии или линий в месте пересечения с плоскостью изображения.

Законы линейной перспективы.
1. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрывать дальний. То есть сделать плановость в рисунке. В учебном рисунке обычно делают около трёх планов.
2. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности.
3. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание от края листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к Вам.
4. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений, кроме тех случаев когда предмет очень высокий и мы смотрим на него с верха или с низа, например смотрим и рисуем многоэтажку. Или же например Вы стоите около деревьев с поднятой головой вверх.
5. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива), нужно изображать наклонно.
6. Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива).
7. Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой — нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим — горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве (линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь видеть.
8. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются. То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией.
9. Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально, (фронтальная перспектива) то рисуем круг. А если повернуть под углом, (угловая перспектива), то рисуем эллипс. В зависимости от того провернули эллипс — по горизонтали или по вертикали, он будет расположен или вертикально или горизонтально.

otvet.mail.ru

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Поиск Лекций

1. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз.

2. Все горизонтальные параллельные линии, удаляющиеся от нас, сходятся на линии горизонта в точке схода.

3. Если параллельные линии идут от нас под прямым углом, то встречаются на горизонте в точке, называемой главной точкой схода.

4. Линии параллельные горизонту, остаются параллельными.

5. Вертикальные линии остаются вертикальными.

6. Горизонтальные линии, находящиеся ниже горизонта, поднимаются вверх, а те, что выше – опускаются.

7. Чем ниже или выше расположена плоскость относительно уровня зрения, тем больше ее раскрытие (Рис. 6)

 

 

Рис. 6

 

 

ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

Начинают работу над рисунком с композиции. В учебном рисунке под словом композиция подразумевается расположение рисунка на листе бумаги. Если постановка вытянута по горизонтали, то лист нужно располагать горизонтально, если по вертикали – вертикально. Рисунок должен быть уравновешен на листе. Сначала необходимо определить крайние точки рисунка по высоте (верхнюю и нижнюю) и по ширине (левую и правую) и отметить их на бумаге (построить большую форму). Эти отметки и будут примерными границами вашего будущего рисунка. Крайние точки определяют основные пропорции модели. Пропорциями называются отношения длины предмета к его ширине, или отношение одной части к другой, или, наконец, отношение размеров одного предмета к другому. Поиски пропорций можно производить визирным способом «на карандаш», как указано на рисунке 7.

Рис. 7

Работа над построением рисунка должно вестись в определенной последовательности. Начинают с общей массы объекта. Выполняют рисунок легкими, едва заметными линиями, не нажимая на карандаш. При этом необходимо внимательно все время наблюдать натуру, сравнивать между собой ее части, находить основные пропорции. Когда пропорции, взаимное расположение предметов найдены и определено расположение частей деталей, приступают к конструктивному построению.

Правильное определение на рисунке наклонов уходящих в глубину линий очень важно. Для верной передачи перспективы горизонтальных линий вначале применяют прием визирования. Для этой цели карандаш держат горизонтально, располагая его перпендикулярно направлению взгляда. Определяют кажущийся наклон линий натуры по отношению к горизонтальному положению карандаша (Рис.8а).

Существует другой вариант определения углов (Рис. 8б). Угол, найденный визуальным совмещением карандаша с рисуемой прямой, аккуратно по дуге переносится на лист.

Рис.8а Рис. 8б

Следующий этап – уточнение общей объемной формы и выяснение деталей. Все детали в рисунке должны быть приведены к некоему единству, т. е. «от общего к частностям» и «от частности снова к общему».

ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ШЕСТИГРАННОЙ ПРИЗМЫ

Рис 9

 

ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК

После завершения построения приступают к выявлению объема при помощи светотени. Светотенью называется распределение света на поверхности предмета. Постоянной спутницей всякого света является тень. Тени бывают двух видов. Тень на неосвещенных поверхностях называется «собственной». Тень, отбрасываемая предметом на соседние поверхности — называется «падающей». Контур падающей тени, повторяет контур собственной тени (Рис. 10).

Рис. 10

 

Распределение светотени на некоторых геометрических телах показано на рис. 11

В рисунке освещенные части предметов называются светом,а неосвещенные – тенью. Переход от света к тени называется – полутенью.Так называемая собственная теньполучается на тех поверхностях предметов, куда не попадают лучи от источников света. В собственных тенях различают также более светлые места –рефлексы, это отраженный на предмете свет, получившиеся в результате подсвечивания собственной тени частью световых лучей, отраженных от соседних предметов.

Рис. 11

Закономерности строения формы, ее градации светотени позволяют выделить ряд технических приемов, способствующих передаче пространственных и объемных качеств изображения:

1. Световой контраст усиливается по мере приближения предмета к источнику света и наблюдателю, что проявляется в рисунке в большей подчеркнутости краев на переднем плане, в снижении активности штриховки по мере движения формы в глубину.

2. В следствии воздушной перспективы предметы (или элементы формы) второго плана более обобщены, менее рельефны и контрастны по светотени. Для более полного рельефа применяется штрих «по форме».

К штриховке приступают после нанесения собственных и падающих теней. Тональная проработка начинается с теней и ведется на всей плоскости рисунка. Неправильно прорабатывать один предмет или часть в полную тональную силу. Тоновые соотношения должны постоянно сопоставляться и усиливаться. Изображая предметы, надо учитывать тон фона, на котором они расположены.

Кроме передачи правильных светотеневых отношений между различными поверхностями предметов, надо тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета. После этого переходят к последней стадии работы – к обобщению рисунка. Чтобы привести всю группу предметов в единое целое надо смотреть на все одновременно, воспринимать цельно, оценивая силу каждого участка света и тени по отношению ко всему остальному. Сохранение целостного впечатления от всей группы предметов является основным условием реалистического изображения.

На рисунках 12а и 12б продемонстрированы особенности штриховки разных форм, их объемные и пространственные качества, а так же пример искажения формы предмета штриховкой, направленной не «по форме».

Рис. 12а

Рис. 12б

При выполнении рисунка нельзя рисовать предметы, составляющие группу, по – очереди, один за другим. Начинать следует с целого, рисуя сразу всю группу, при этом надо идти от общего к частному, не отвлекаясь на детали и подробности. Работу над рисунком ведут в строгой последовательности, решая на каждом этапе определенные изобразительные задачи.

Первый этап – нанесение общей формы предметов. После того, как на эскизе определяют общие размеры рисунка, на листе наносят границы сверху, снизу и с боков. Легкими линиями намечают общие формы тел. Степень перспективного ракурса этих прямых проверяют вспомогательными прямыми.

Второй этап – перспективное построение объемных форм предметов и уточнение пропорций. На этом этапе — наиболее ответственном и длительном – окончательно уточняют основные пропорции, ранее только намеченные построения легко проверить, если прорисовать и невидимые элементы предметов. Полезно провести несколько вспомогательных прямых, чтобы с их помощью сравнить размеры изображаемых тел, а также уточнить направление параллельных прямых, идущих в точки схода на горизонте.

На основе уже выполненных построений наносят светотень, придавая геометрическим телам выразительность объемных форм. Наносят падающие тени от одной фигуры на другую и на горизонтальную плоскость. Прорабатывают передний план и детали; передают неровности поверхности и ее фактуру. При этом усиливают контраст света и тени на переднем плане и ослабляют ее на дальнем, что способствует передаче на рисунке пространственной композиции.

Третий этап. Наносят фон, выделяя, тем самым, освещенные части поверхностей фигур. При передаче светотени штриховкой, рисунок постепенно прорабатывают по всей его площади, и все время следят за правильностью тоновых соотношений. При этом необходимо правильно оценить, где самое светлое и самое темное места предмета.

В завершающей стадии работы следует отойти на некоторое расстояние от рисунка и рассмотреть его со стороны. Разработка деталей приводит к некоторой дробности рисунка. Чтобы избежать этого, легкими штрихами обобщают мелкие подробности.

Деление процесса рисования с натуры на этапы – условное.

Последовательность выполнения рисунков отдельно стоящих геометрических тел приведены на рисунках 13 и 14

Рис.13

Рис.14

 

 

Последовательность выполнения рисунка группы геометрических тел приведены на рисунках 15, 16 и 17.

Рис.15

Рис.16

Рис.17

 

В соответствии с программой вступительных испытаний по рисунку на специальности «Архитектура» и «Дизайн (по отраслям)», абитуриент должен выполнять рисунок с натуры без использования чертежных инструментов. Рисунок выполняется с постановки из 2-3 предметов геометрической формы с драпировкой или без нее. Продолжительность экзамена – 4 академических часа.

Выполняя работу экзаменующийся должен:

1. Построить рисунок в соответствии с требованиями композиции и перспективы.

2. Правильно передать в рисунке пропорции моделей и их взаимное расположение.

3. Выявить форму, пространственное расположение элементов постановки средствами передачи свето-теневых отношений (тушевкой или штриховкой).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСУНКА

Оценка «5» (отлично) ставится за рисунок с правильно найденной композицией, верно взятыми пропорциями и формой предметов и четким их построением, с верным решением тональных отношений.

Оценка «4» (хорошо) ставится за рисунок с верно взятыми пропорциями и построением, правильными тональными отношениями, с показом формы в большей части рисунка или с незначительными ошибками в композиции.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится при незначительных ошибках в построении. Допускаются нарушения композиции, небольшие ошибки в тональном решении.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится за рисунок с грубыми нарушениями композиции, неправильным построением, отсутствием чувства тона.

Варианты экзаменационных постановок

 

Абитуриент на вступительное испытание должен принести:

· Набор карандашей:

Т (Н), ТМ (НВ, F) – твердой и средней мягкости для выполнения линейно-конструктивного рисунка;

М (В), 2М(2В) – мягкие карандаши, для тонального решения рисунка.

· Ластик – для удаления лишних и ненужных линий;

· Кнопки или бумажный скотч – для крепления бумаги;

· Канцелярский нож – для заточки карандашей (желательно заточить два или три карандаша каждой твердости заранее). При заточке карандашей на экзамене необходимо соблюдать технику безопасности.

Все инструменты должны храниться в одном месте и использоваться по назначению. Можно использовать пенал или коробку.

Для выполнения рисунка лист ватмана формата А–3 со штампом колледжа выдается каждому абитуриенту на вступительном испытании ответственным секретарем приемной комиссии колледжа.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Правила линейной и воздушной перспективы

Урок ИЗО в 6 классе по теме:

«Правила линейной

и воздушной перспективы»

Слушатель:_ Кузнецова Елена Михайловна

Должность:_ учитель изобразительного искусства, МХК и черчения высшей квалификационной категории

Место работы:_ МОУ Рогачевская средняя общеобразовательная школа

Муниципального Дмитровского района Московской области

2015г.

Цель:

расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве, особенностях изменения цвета и контраста при удалении и приближении предметов и объектов;

развивать творческие способности и изобразительные навыки учащихся;

воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.

Личностные УУД.

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные УУД.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Проводить сравнение, обобщение.

Коммуникативные УУД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формировать собственное мнение и позицию.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности , строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Планируемые результаты:

— На листке бумаги рисовать линию горизонта.

-Нарисовать дорогу с точкой схода на линии горизонта.

— Рисовать на первом плане дома и деревьев.

-Работать цветными карандашами.

-Приводить соответствующие примеры.

— Извлекать из карточек с заданием и рисунков нужную информацию.

Оборудование и материалы:

  1. Карточки с заданием.

  2. Доска школьная.

  3. Мел.

  4. Рисунки по теме урока.

  5. Альбомы, карандаши, точилка, ластик

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин

  2. Сообщение темы и цели урока – 1 мин

3. Объяснение нового материала – 10 мин

4. Проверка знаний.-1 мин

5. Физкультминутка – 1 мин

6. Практическая часть – 25 мин

7. Выставка работ учащихся.-4 мин

8. Рефлексия.-1мин

9. Домашнее задание – 1 мин

Ход урока:

Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3.Объяснение нового материала и темы урока.

— Удивление, как считал Аристотель,

— начало творческого отношения к миру и к жизни в нём.

Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,

Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю!

Да, мир прекрасен, и чтобы ярче и полнее представить его на листе нам с вами необходимо познакомиться с правилами изменения цвета при удалении и приближении. То есть сегодня мы знакомимся с законами линейной и воздушной перспективы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями как линейная и воздушная перспектива, точка схода; повторим, что такое линия горизонта.

Египетская настенная роспись. Сад и пруд.

В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию прорыва стены, а следовали вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, подобно строкам письма. Изображения словно шествовали, ритмически повторяя жесты.

Древние египтяне совмещали в одном изображении вид сверху, вид спереди и вид в профиль.

В эпоху Возрождения в искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родились понятия – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи создал светотеневую перспективу.

Может быть кто-то из вас может сказать, что такое перспектива?

Да, ты думаешь правильно.

Однако существовала ещё одна система перспективы — обратная. Она не была так хорошо научно разработана и не была признана таким количеством художников и учёных как линейная. Но она имеет право на жизнь также как и линейная. «Троица» Андрея Рублёва — шедевр древнерусской живописи. Непривычно выглядят непараллельные линии, которые не сводились в центр картины, а как бы исходили из точки перед картиной. Изучение законов картин древней Руси затруднялось несоблюдением художниками точности построения обратной пропорции.

У пространства иконы свои законы построения. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди – на молящемся человеке, как бы замыкаются им.

А я сейчас вам дам точное определение этого понятия: Перспектива – это средство отобразить глубину рисунка, передать пространство на плоскости изображения. (разместить на доске табличку).

Прочитайте, пожалуйста, определение перспективы и постарайтесь его запомнить.

А теперь представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. Предлагаю вам посмотреть схему железной дороги.

Но если мы встанем на шпалы и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют «точкой схода». Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

(Вместе с детьми подойти к определению таких понятий как: линейная перспектива, воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, линии схода, точка схода.)

Линейная перспектива — это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.

Воздушная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:

Кто из вас, ребята, знает, что такое линия горизонта? Прикрепить на доску табличку. «Линия горизонта – это линия, по которой небо кажется граничащим с поверхностью Земли»

Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

А, что же происходит с предметами по мере их удаления?

Они уменьшаются, меняется цвет…

Посмотрите на эти примеры:
Здесь представлены три плоскости рисунка с разными положениями линии горизонта. Заметили, как расположение линии горизонта выше или ниже на плоскости, меняет нашу точку обзора? Например, какое положение линии горизонта лучше подошла бы для того, чтобы продемонстрировать гоночный трек или стадион? А как на счет демонстрационных полетов? Что скажете о примере, приведенном посередине? Почему он теряется на фоне двух остальных? На этом примере рисунок делится строго пополам. Нет никакого доминирования между небом и землей. Такой вариант может быть выбран неслучайно, если фокусной точкой не является задний фон.

В линейной перспективе, все детали сходятся в одной точке схода на горизонте. Все объекты, которые смотрят на нас, имеют параллельные стороны. Таким образом, все вертикали абсолютно вертикальны, а все горизонтальные линии горизонтальны. Единственные линии, располагающиеся под углом, это те, что удаляются от краев объектов к точке схода на линии горизонта.

Линии схода — это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.

Точка схода — точка, в которой соединяются линии схода.

Эти удаляющиеся от объектов линии называются «ортогональными», и так мы будем называть их далее.
Обратите внимание на следующие примеры, чтобы лучше понять принцип линейной перспективы:


Здесь на плоскости рисунка нарисована линия горизонта. На линии горизонта находится точка схода. В этой точке будут сходиться все наши ортогональные линии, которые исходят от объектов рисунка.


Здесь мы нарисовали квадрат и маленький прямоугольник. Обратите внимание на то, что квадрат находится на пересечении с линией горизонта, тогда как маленький прямоугольник расположен ниже этой линии и по правую сторону.


От каждого угла обеих фигур мы проводим ортогональные линии к точке схода на горизонте. Все они сходятся в этой самой точке.


Теперь мы удаляем линии, которые находятся за объектом. (Также, вы можете не рисовать невидимые ортогональные линии, если они не нужны, как в этом примере. Однако, рисование невидимых ортогональных линий может помочь вам лучше понять объект.)


Чтобы избежать эффекта, будто эти блоки удаляются в бесконечность, мы можем отрезать их заднюю часть пересечением ортогональных линий каждого объекта. Обратите внимание, передняя часть блоков имеет прямые линии, направленные вверх и вниз, влево и вправо. Заметили новые вертикальные и горизонтальные линии, которые мы добавили задний срез каждого блока?

Наконец, мы удаляем ортогональные линии, идущие вплоть до точки, где мы пересекли их вертикальной линией, формируя тем самым окончательные края этих блоков. Теперь видно, что они объемные и расположены на поверхности земли. Можно продолжить застраивать область рисунка другими формами, чтобы заслонить линию горизонта.

4.Проверка знаний:

Работы Шишкина. Левитана, Куинджи, Грабаря,

выполненные в линейной прямой перспективе.

Давайте назовем основные правила линейной и воздушной перспективы:

1. Прямые, параллельные линии, на рисунке сходятся в одной точке.

2. Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.

3. Чем дальше находятся друг от друга предметы, тем ближе они будут располагаться на рисунке.

4. По мере удаления предметов цвет теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.

5. Ближний план – теплый и контрастный, средний – тона мягче, дальний – светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

5.Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Практическая работа:

. Цели и задачи.

Сегодня мы с вами будем рисовать улицу по всем правилам перспективы, но сначала построим ее на доске.

-Располагаем лист горизонтально.

-Проводим линию горизонта (высокую)

-Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.

-Дома, начинаем с первого плана.

-Работаем цветными карандашами.

.

Итог урока:

7.Выставка работ учащихся.

Анализ работ.

8.Рефлексия.

-Что нового узнали вы на уроке?

-Назовите особенности передачи глубины пространства?

(Изменение чёткости границ и цвета)

-Как изменяется контрастность света и тени при удалении объёмного предмета от глаз рисующего?

(Тёмное осветляется, светлое затемняется)

— Как вы думаете, правила воздушной перспективы можно применять только при рисовании пейзажей?

— А где ещё можно применить их?

9.Домашнее задание:

подобрать иллюстрации картин, фотографий, рисунков (можно собственных), где используются законы перспективы.

Выводы:
Перспектива – рисуйте ее без остановки. Рисуйте разные сцены, объекты, автомобили в линейной, угловой и трехточечной перспективе. Когда в совершенстве овладеете этим искусством, вы почувствуете, что можете все – даже безошибочно угадывать перспективу в сцене. Когда достигнете этого уровня, все ваши труды будут вознаграждены!

infourok.ru

Открытый урок по ИЗО 3 класс «Перспектива. Линейная перспектива. Правила линейной перспективы».

Цель:

  • Познакомить с понятием перспектива, с правилами перспективы.Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

  • Формировать у детей умение передавать в рисунке колорит осени.
    Совершенствовать технику работы с акварелью.

  • Способствовать воспитанию у детей любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к природе, усидчивости и трудолюбия, чувства взаимопомощи, товарищества.

Ход урока

1. Организационная часть.

– Здравствуйте ребята, у нас сегодня на уроке гости, повернитесь к ним лицом и поприветствуйте их и подарите им свои улыбки;

Солнце встало из-за тучки,

Протянуло оно к вам ручки,

Обняло, поцеловало

И удачи пожелало.

— Мне очень хочется, чтобы улыбка украшала ваши лица до окончания нашего урока.

2. Актуализация знаний. (фильм)

Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите:

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? /о природе/

Учитель. Как можно назвать все эти репродукции? /пейзажами/

Учитель. А кто мне скажет, что такое пейзаж?

Жанр — пейзаж.          

        Если видишь на картине,

        Нарисована река,

         Живописные долины

         И дремучие леса,

         Белокурые березки

         Или старый крепкий дуб,

         Или вьюга, или ливень,

         Или солнечный денёк.

         Нарисованный быть может

         Или север, или юг.

         И любое время года  

         Мы в картине разглядим.

         Не задумываясь, скажем:

         Называется пейзажем!

    У:  Итак, пейзаж – это изображение природы .

Учитель: 
— Ребята, какое сейчас время года? (осень)
— Докажите мне, что сейчас осень!
(похолодание, выпадают осадки, на небе тёмные облака, небо низкое и серое, над водоёмами бывают туманы, мокрая, влажная почва, листья желтеют и краснеют.)


Учитель читает стихотворение.
Художница-Осень рисует пейзаж, 
Берёт в свои руки простой карандаш, 
Наносит им плавно дожди и ветра, 
И жар от горящего чудо костра. 

Сентябрь с ней в паре рисует картину, 
Кладёт ей грибы и орехи в корзину, 
Листвой устилает поля и луга, 
И птиц всех сгоняет на те берега. 

Художница-Осень закончив наброски, 
Представила будто она — Айвазовский, 
И свой карандаш обменяла на кисть, 
Чтоб сочные краски как море лились. 

Сентябрь и Осень – хорошая пара,
Мне ночью об этом пропела гитара,
Они дополняют друг друга искусно,
Когда они рядом – им вместе не грустно.

3.Объяснение нового материала.

Русские художники очень часто писали осенние пейзажи.

-Задумывались ли вы когда-нибудь, как удаётся художникам плоский холст или лист бумаги превратить в глубокое пространство?(СЛАЙД 1 )

Работа над репродукцией картины И.Левитана «Золотая осень»:


— Знакома ли вам эта картина?
— Как зовут художника?
— Название репродукции? 
— В каком жанре изобразительного искусства работал художник-пейзаж,портрет,натюрморт?
— Что изображено на ближнем плане?
— Что изображено на дальнем плане?

А вот посмотрите пейзаж который нарисовал ученик 2 класса.

_-Что здесь не так?(ответы детей)

-Как исправить ошибки на этом рисунке?

Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.

-Сегодня мы узнаем, что такое перспектива, линейная перспектива. Правила линейной перспективы. (крепит тему на доску.) (СЛАЙД 2)

-Будем рисовать пейзаж, применяя эти знания

Перспектива – это средство передачи , пространства на плоскости изображения.

Пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются, (слайд 3.)

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку, (слайд 4.)

То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют «точкой схода». Эта точка всегда лежит на линии горизонта, (слайд 5.)

Линия горизонта — где земля как будто сходится с небом.

(линия, отделяющая видимое небо от видимой земли.)

 

А, что же происходит с предметами по мере их удаления? (слайд 6.)

Они уменьшаются, меняется цвет…

 

В рисовании пейзажа есть два основных закона. Это линейная и воздушная перспектива. Все предметы удаляясь, от нас уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта т.е удалённые от нас кажутся маленькими, а ближние-большими. Поэтому рисуя рисунок, на переднем плане даём крупное изображение предметов, а на заднем — мелкое. Этот закон называется линейной перспективой. (СЛАЙД 7)

Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.

Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух. Используют закон воздушной перспективы.

(СЛАЙД 8)

На переднем (ближнем) плане предметы прорисовываются чётко, со всеми мелкими деталями, а на заднем (дальнем) – расплывчато (видны лишь силуэты)

— Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, нужно сначала провести линию горизонта.
— У края листа будет крупный и яркий ближний (передний) план, а около линии горизонта дальний (задний) план мелкий и бледных цветов.

4. Закрепление

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал. 1.«Найди ошибки в перспективе». Обсудите в группе ошибке допущенные в рисунке. Необходимо найти ошибки и объяснить, как их устранить.

(СЛАЙД 9,10,11)

Коллаж. Собери пейзаж (Обсуждение с детьми.)

5.Физкультминутка (СЛАЙД 12)
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь.

6.Практическая работа.

Ребята вы тоже можете творить красоту. Творить с помощью кисти и красок. Ведь вы маленькие волшебники – художники.

Задание: На больших листах бумаги (А3) под музыку мы будете изображать осенний пейзаж. Соблюдая перспективу, и законы перспективы. Пока выполняете задание, подумайте, как бы вы назвали свою работу. (Во время работы учащихся звучат произведения Чайковского и Вивальди.) ФАЙЛ МУЗЫКА+ФИЛЬМ

Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места,

2) контроль правильности выполнения приемов работы,

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,

4) контроль объема и качества выполненной работы.

7.Выставка работ.

Подведем итог урока.
Чей пейзаж готов уж к сроку?
Приносите, не ленитесь,
Красотою подивитесь.
Мастеров здесь целый класс
Полюбуемся на вас.

Группы вывешивают свои рисунки. Группы оценивают друг друга.

8. Итог урока.

-Что такое перспектива?

— Что называется линией горизонта?
— Какие законы вы узнали?
9.Домашнее задание: написать реферат по творчеству одного из художников-пейзажистов.

10.Рефлексия

У вас на партах лежит дерево оцените урок, себя.

Жёлтый листок-всё понятно, урок понравился.

Оранжевый-не всё ясно, испытываю затруднения, урок не очень понравился.

Зелёный — ничего не понял, урок не понравился.

(вывешивают на доску)

Ребята, согласитесь, искусство служит созданию хорошего настроения.

Мы, созерцая это искусство, получаем удовольствие, однако создание произведения искусства это большой труд – исполнять музыкальное произведения или писать картины значит добросовестно трудиться. Я думаю, что по итогам сегодняшнего урока, ваше усердие, стремление приобщиться к таинству творчества заслуживает оценки отлично. Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились с заданием.

Спасибо за урок!

Самоанализ урока по изобразительному искусству

Тема «Перспектива. Линейная перспектива. Правила линейной перспективы»

Цель: создание условий для формирования представлений о передачи глубины пространства в пейзаже.

Задачи:

  • Познакомить с понятием перспектива, с правилами перспективы; учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

  • Формировать у детей умение передавать в рисунке колорит осени.
    Совершенствовать технику работы с акварелью.

  • Способствовать воспитанию у детей любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к природе, усидчивости и трудолюбия, чувства взаимопомощи, товарищества.

Тип урока: освоение новых знаний.

Методы: создание проблемной ситуации – ситуации предположения, рассказ, объяснительно-иллюстративный, практическая деятельность.

Оборудование: схема изменения высоты линии горизонта, схема определения линии горизонта на картинной плоскости, пособие демонстрационная карта «Найди ошибки в перспективе», коллаж; мультимедийный проектор; компьютер; экран.

Анализ: Данный урок является первым в изучении темы перспектива. Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение).

У обучающихся существует определенный багаж знаний и практических умений, что определило использование в построении данного урока технологии проблемного диалога, мне хотелось, чтобы дети сами (при небольшой помощи учителя) озвучивали тему и цель урока.

На этапе «Актуализация и открытие новых знаний», мы использовали метод исследования и сравнения. Здесь нам пригодились знания по теме «Пейзаж». Мы с детьми анализировали, обобщали информацию о пейзаже. Таким образом, дети самостоятельно выделили средства изображения для передачи пространства. Проблемная ситуация помогла определить обучающимся границу между знанием и незнанием, и сформулировать цель урока пока еще с помощью наводящих вопросов учителя.

В ходе изложения нового материала ребята не были пассивными слушателями. Они продолжали участвовать в анализе наглядного материала.

На этапе применения новых знаний, в работе малых групп, в диалогах детей отмечены попытки доказать свою точку зрения с опорой на новые знания.

На этапе закрепления темы, ребята работали по картам «Найди ошибки в перспективе», а также составляли коллаж с передачей глубины пространства. Все группы отлично справились с заданиями.

После этапа «Закрепление» чтобы не было эмоциональной и физической перенагрузки, я провела физкультминутку. Физкультминутка прошла живо, эмоционально. Здесь так же были учтены особенности и привязанности данного возраста.

Практическая часть урока проходила в музыкальном сопровождении. Музыка во время самостоятельной работы вызывает положительные эмоции, активизирует на работу.

После практической части, группы анализировали работы других групп, аргументируя свою точку зрения. Высказывания ребят были корректными. В конце урока был подведён итог, рефлексия урока. Домашнее задание дано дифференцированное.

Урок состоялся. Все этапы объединены хорошими логическими «связками». Все этапы урока работали на главный этап «Практическая работа». Общение учащихся и учителя было доброжелательное. На этом уроке дети и учитель работали в сотрудничестве друг с другом.

Хорошая работоспособность детей была достигнута благодаря хорошей мотивации, смены учебной деятельности, правильным подбором наглядности, доступной возрасту информации. О результатах урока можно судит по работам учащихся. Рисунки получились яркие, красочные. Анализ результатов деятельности и работы, обучающихся на разных этапах урока позволяет сделать вывод, что цели достигнуты.

infourok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс) на тему: «Правила линейной и воздушной перспективы»

Тема: «Правила линейной и воздушной перспективы»

Класс: 6 Б

Дата:29.04.15

Цель: Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Задачи:

Обучающая: Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

Развивающая: Развить навыки рисования перспективы.

Воспитывающая: Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

Для учителя: репродукции картин художников, презентация.

Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.

Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плановость.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Повторение изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Постановка художественной задачи.
  7. Физкультминутка.
  8. Практическая работа.
  9. Итог урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационная часть.

 – приветствие;

 – проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы думаете?(Обучающиеся ставят цели урока).

Ход урока

3. Повторение изученного материала.

Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)

Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.

В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.

Обратная линейная перспектива  — вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

4. Изучение нового материала 

Показ презентации.

Во время презентации вам даётся возможность зафиксировать основные понятия на выданных карточках для дальнейшего обсуждения и запоминания, в дальнейшем их можно приклеить на обратную сторону листа вашего рисунка.

Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо  знать законы построения линейной и  воздушной перспективы.

Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).  

Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют «точкой схода или точка зрения  «. Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.  

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

5. Закрепление

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.

Показ  репродукций.

Что изображено на картинах? Обсуждение.

Что называется точкой зрения или точкой схода?

6. Постановка художественной задачи.

А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги (тропинки), и по возможности применить правила воздушной перспективы. Весь рисунок выполняется от руки, без помощи линеек. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.

1.  Располагаем лист горизонтально.

2.  Проводим линию горизонта (высокую)

3.  Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.

4.  Деревья, начиная с первого плана.

5.  Работаем красками.

6. В завершении, более детально прорабатываем предметы, находящиеся на переднем плане.

7. Физкультминутка.

8. Практическая работа.

Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.

9.  Итог урока.

По итогам активной работы на уроке я могу положительно оценить…

Для дальнейшей результативности рекомендую вам понаблюдать за природой и проанализировать как меняется в течении дня цветовая гамма выбранного вами вида, обратить внимание на линейное построение улиц нашего города.

  1. Домашнее задание. Домашним заданием будет дорисовать начатый в классе рисунок, по результатам которого я выставлю оценки.

  

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2024 Es picture - Картинки
top