Какие существуют типы шрифтов – Виды шрифтов, типы шрифтов. Классификация, какие бывают шрифты

Содержание

Виды шрифтов и их классификация. Использование разных видов шрифтов

На настоящий момент разработано немало шрифтов, и непрофессионалу трудно разобраться в их многообразии и предназначении. Существует несколько классификаций начертания. Они делятся по своему предназначению и происхождению.

Виды шрифтов и их историческая классификация

С точки зрения начертания все шрифты, которые используются в современности, произошли от разработанных мастерами в Средние века и раньше. Можно условно поделить их на три большие группы:

• Антикву.
• Египетские.
• Гротеск.

Каждый из них имеет свой определенный стиль начертания, который копирует манеру, используемую в античности, Древнем Египте и во времена Возрождения. Они также делятся на подгруппы, в которых учитывается размер штрихов, полутени и другие особенности написания.

Виды шрифтов и их классификация

Наиболее часто встречается иная систематизация всех используемых видов начертаний букв и цифр. На ней стоит остановиться подробнее.

1. Базовые шрифты

Эти виды шрифтов отличаются строгостью начертания и правильными пропорциями в написании букв и цифр. Относятся они к строгому классическому стилю. В них не используются орнаменты и витиеватые украшения, лишь засечки.
Базовые или классические виды шрифта для оформления применяются в деловых письмах, рекламных буклетах компаний с такими направлениями работы, как медицина, строительство, образование. Часто можно встретить базовое начертание в листовках.

2. Тематические шрифты

В этой группе собраны начертания от современных до винтажных. Такое объединение не случайно, так как все эти виды шрифтов имеют определенную направленность. Их применяют на чертежах, для оформления плакатов различной тематики (праздничные, детские, агитационные и прочие).

Яркий пример этого стиля – начертание в стиле оформления советских агитационных плакатов. Этим шрифтом не стоит оформлять большие массивы текста, а лучше всего он будет смотреться в заголовках полиграфических изделий. «Советский» стиль также применяют для логотипов и слоганов. Все тематические шрифты применяются исходя из области предназначения. В других местах они будут смотреться неуместно.

3. Ручное начертание

Это группа латинских, кириллических и прочих символов, написанных с имитацией письма карандашом, ручкой, граффити и прочих видов ручной росписи. По своей стилистике это многочисленная группа. Тут можно встретить как росчерки с большим количеством орнаментов и соединениями между букв (нужных, чтобы текст выглядел целостным), так и небрежные по исполнению виды ручного письма, имитирующего печатные буквы, сделанные мелом на грифельной доске.

Каллиграфические шрифты часто используются для заголовков, написания слоганов и оформления. Они выполняют декоративные функции и не подходят для выполнения основного текста.

4. Языковая стилистика

Виды шрифтов в этой группе берут в качестве своей основы начертание из различных письменных культур: арабской, китайской, греческой, римской и прочих. Если изучать эту группу на основе начертания кириллицы, то в некоторых случаях отличить слова на русском от китайского или арабского достаточно сложно.

Наиболее часто оформление в стиле этнического начертания используется на вывесках, в полиграфической продукции, при украшении обложек и в заголовках книг. Можно встретить примеры такого начертания в каталогах ресторанов китайской и японской кухни.

5. Искажение формы

Стили начертания, которые относятся к этой группе, выделяются необычными формами, измененными пропорциями и очертаниями. Все эти виды можно разделить на несколько небольших групп:

• Трехмерные.
• Цифровые.
• Треугольные.
• Квадратные.
• Буквица.
• Округлые.

Чаще всего декоративные функции в этих шрифтах ярко выражены и даже в классическом начертании они выделяются среди базовых разновидностей. Хорошо смотрятся эти разновидности в крупных надписях и заглавиях.

Приведенная выше классификация подходит для издателей и разработчиков плакатов, логотипов и интернет-сайтов. Благодаря ей можно создать подробный каталог по разделам и использовать его для выбора написания разных текстовых фрагментов.
Разные виды шрифтов могут сочетаться между собой для получения броского и эстетичного текста. Кроме использования в уместных местах, также важно выбирать стиль начертания, исходя из текстуры основы. Хорошо выглядящий на плакате или сайте шрифт может смотреться некрасиво на текстуре под кожу. Так, винтажные начертания лучше всего смотрятся на состаренной и грубой бумаге, а современный шрифт подходит к глянцевому фону.

Оформление плакатов

Прежде всего для выбора внешнего облика текстового оформления плаката нужно обратить внимание на макет. Будет ли это только текстовый фрагмент без иллюстраций или начертание будет дополнять фото или рисунок? Важно учитывать и направленность плаката:

• Афиша.
• Реклама.
• Объявление о мероприятии для детей.
• Социальная реклама.

Слова на любом из плакатов должны привлекать к себе внимание и помогать ему выделяться среди сотен подобных. Можно условно по типу начертания разделить все плакаты на две группы:

• Типографские (наборные).
• Графические (рукописно-художественные).

Первые плакаты используются для просветительской деятельности, а также для сообщений о мероприятиях (афиши). Лучше всего подбирать подходящий шрифт, а также его цвет и размер вместе со специалистом-типографом.

Наиболее интересные виды шрифтов для плакатов применяются при создании их в графическом стиле. Тут простор для фантазии дизайнера более широк: кроме наборных видов начертаний, можно встретить имитацию ручной подписи и использование других декоративных элементов.

Особенности применения шрифтов в тату

Как правило, для создания татуировок в последние годы используется латиница и написание в винтажном стиле ручной подписи. Эти виды шрифтов для тату стали основой для самых стильных и модных орнаментов. Мастера предлагают такой выбор неспроста – латинские буквы и английский язык на теле выглядят очень красиво, а украшенные дополнительными вензелями и узорами, они создают цельный узор. С первого взгляда такую татуировку не прочесть, но знающие язык могут приглядеться и расшифровать начертанное слово или фразу.

В качестве исключений в основном у мужчин можно встретить на теле современный базовый и даже церковный шрифт (кириллицу). Хорошо смотрятся такие варианты, когда фраза подходит под стиль написания и в целом татуировка выглядит гармонично. Не рекомендуется сочетать несколько разноплановых шрифтов. Также не стоит делать слишком мелкую строчку татуировки, так как со временем она слегка размывается и может превратиться в темное нечитаемое пятно. Хорошая читаемость также обязательна для использования шрифтов в татуировках.

fb.ru

Шрифты для сайта — правила выбора и основные варианты сочетания

Если вы уже познакомились с основами типографии и знаете, где можно найти подходящие для вас шрифты, то самое время познакомиться с классификацией шрифтов и их типами. В наше время существует достаточно большое количество самых разнообразных шрифтов. Они бывают как платные, так и бесплатные.

Основные группы шрифтов

Сейчас существует очень много различных шрифтов. Все они имеют специфические характеристики, благодаря которым их можно разделить на группы:

Serif (с засечками)

Такие шрифты обычно применяют в печати. Причиной этого является удобство их чтения, которое и делает их очень популярными. Этот тип шрифтов привлекателен небольшими линиями на концах букв. Свое применение он получил в книгах, разных журналах и газетах. В свою очередь, шрифты с засечками помогут вашему сайту приобрести некую элегантность и сделать внешний вид веб-дизайна более утонченным.


Slab serif (прямоугольные засечки)

Использование такого типа шрифтов придаст вашему сайту уникальности и сделает его внешний вид довольно стильным. Прямоугольные засечки тяжело читаются и поэтому их не рекомендуют использовать в тексте, которым вы наполняете тело сайта. Лучшего всего их использовать при оформлении заголовков, что придаст им более интересный вид и визуально отделит их от основной части текста.


Script (пропись)

Лучше всего эти шрифты используются для дополнения декоративных элементов вашего дизайна. Применяя шрифты прописью, будьте особо осторожны, эксплуатируя их в своих заголовках, а также в тексте тела сайта, потому как их чтение является довольно затруднительным процессом для посетителей.


Blackletter (готический шрифт)

Этот шрифт имеет декоративный вид. Если вы хотите разбавить ваш веб-дизайн чем-нибудь старинным, то вам следует воспользоваться именно этим шрифтом. Зачастую эти шрифты используют различные рестораны на своих вывесках.


Sans serif (без засечек)

Буквы не будут иметь засечек. Они довольно схожи со шрифтами, которые имеют засечки и будут замечательно смотреться в тексте любого интернет ресурса или в заголовках. Обычно их применяют на компьютере, потому как читать их намного удобней, когда шрифт имеет мелкие размеры. Эти шрифты могут помочь сделать ваш проект более простым, а его дизайн — более минималистичным. На сегодняшний день San serif — это самый популярный шрифт, который дизайнеры используют для текста статей, размещаемых на своих веб-сайтах.


Handwriting (рукописный шрифт)

С применением шрифта такого типа ваш текст будет выглядеть так, будто его кто-то написал своей рукой. Он может послужить для веб-проекта неплохим декоративным дополнением, что в свою очередь сделает его уникальным и неповторимым. Лучше всего использовать шрифт только для выделения информации, на которую вы хотите обратить внимание читателя.


Decorative (декоративный)

Эти шрифты включают в себя все существующие типы забавного характера и являются довольно оригинальными. Небольшой их минус заключается в том, что их очень трудно прочитать. Если вы хотите, чтобы ваш веб-проект имел необыкновенное оформление текста, то можете смело их использовать.


Подборка и совмещение шрифтов

Разнообразие шрифтов огромно, а значит комбинаций их совмещения еще больше. Поэтому правильная подборка шрифтов занимает очень много времени. Это довольно непростой процесс, при котором вы всегда должны основываться на стиле вашего интернет проекта и на предпочтениях ваших посетителей.

Во-первых, в начале этого процесса вы должны определиться с выбором шрифта, который будете использовать в тексте тела сайта, он же станет основным для всего вашего проекта. Зачастую для тела сайта выбирают шрифт с засечками или же без них. Это даст вам уверенность в том, что ваш сайт будет читабельным, и поэтому поиск шрифтов следует проводить непосредственно именно в этих двух группах.

Обратите свое внимание и на то, чтобы шрифт, выбранный вами, имел разнообразные стили. Это позволит вам быть более гибкими при использовании их в веб-проекте. Хорошим способом понять, подходит ли вам тот или иной шрифт, будет его тестирование на больших блоках, например в заголовках, параграфах и т.д.

Во-вторых, вам обязательно нужно определить еще один шрифт, который вы будете использовать в некоторых заголовках. Определенных правил такого выбора не существует, но опытные дизайнеры рекомендует подбирать такой шрифт, который будет отличаться от основного, используемого вами для тела сайта. Таким образом, вы сможете сделать заголовки на вашем сайте более привлекательными для пользователей. Лучше использовать шрифт для тела сайта слегка измененный, например, сделав его полужирным.

Неплохим вариантом оформления текста является смешивание и соединение группы шрифтов заголовков с засечками с основным текстом сайта, который будет без засечек. Провидите этот эксперимент, и вы увидите, что эти две группы очень гармонично сочетаются друг с другом, создавая красивый дизайн типографии.

В-третьих, если вы хотите обратить внимание ваших пользователей на какие-то определенные элементы текста и сделать их более видимыми, то вам следует внести еще один шрифт в дизайн. В этом случае поэкспериментируйте с рукописным и декоративным шрифтом, так как именно они позволяют привлечь внимание посетителей веб-сайта.

Как смешивать и использовать шрифты в тексте

Рассмотрим несколько принципов совмещения шрифтов, которые позволят добиться красивого оформления текста.

Сайт должен быть читабельным

Подбирая шрифт для текста тела сайта или заголовка, обязательно следует помнить то, что он должен быть легко читаем пользователем. Конечно, читаемость некоторых шрифтов напрямую зависит от правильных их настроек: необходимо следить за тем, чтобы был выбран соответствующий размер шрифта, высота строк, цвета. Перед применением в веб-дизайне каких-либо шрифтов проверьте, как они будут смотреться в разных цветах. Таким образом, вы сможете понять, подходит ли вам тот или иной цвет.

Это правило имеет пару исключений, о которых следует помнить всегда. К примеру, вы разрабатываете веб-дизайн для детского интернет-проекта и, возможно, вам захочется применить один из видов декоративного шрифта, который понравится детям. В этом случае старайтесь придерживаться шрифта с засечками и без засечек. Соблюдать это правило необходимо, потому как проведенные исследования доказали, что эти шрифты намного легче читаются, поэтому выбор декоративных шрифтов будет не самым лучшим вариантом в данном случае.

Не используете большое количество разных шрифтов

Создавая дизайн проекта, старайтесь не использовать большое количество шрифтов. Оптимальным количеством для использования будет три шрифта. Этому есть несколько причин:

  1. При использовании сервисов шрифтов каждый шрифт, добавленный вами, будет способствовать увеличению скорости загрузки страницы сайта.

  2. Присутствие большего количества шрифтов на страницах сайта отвлекает посетителей, из-за чего им будет тяжелей сконцентрировать свое внимание на чтении контента.

  3. Применяя не более трех шрифтов, вы экономите свое время, но при этом веб-сайт выглядит отлично.

Не используйте неподходящие сочетания

Комбинирование нескольких шрифтов при написании заголовков сайта или соединение большого количества различных шрифтов – это очень плохая задумка. Такие комбинации являются рискованными и могут принести вам много проблем.

Просматривая шрифты на веб-сервисе Typekit, вы имеете возможность устанавливать необходимые для вас фильтры, которые помогут разобраться в том, какие шрифты лучше применять для заголовков или параграфов, что будет очень полезным инструментом во время разработки дизайна.

Примеры объединения шрифтов

Для примера рассмотрим страницы нескольких сайтов, где грамотно подобраны шрифты.

Заголовки:
Sentinel (serif slab)

Параграфы:
Gotham Narrow (sans-serif)

На этих примерах мы можем наблюдать, что заголовки и подзаголовки имеют шрифт с прямоугольными засечками. Он выступает в качестве контраста к основному тексту сайта и является простым и легко читаемым шрифтом. Этот дизайн имеет единообразность. От него можно добиться многого, лишь изменив цвет и его стиль.

Заголовки и параграфы:
Freight Text Pro (serif)

Остальное:
Freight Sans Pro (san-serif)

На этом примере мы можем наблюдать, как используют только один шрифт для заголовков и параграфов. Это выглядит довольно здорово, потому как заголовки имеют более жирный и крупный вид.

Так же здесь мы можем наблюдать и один шрифт без засечек, который автор использует на кнопках сайта и информации о сообщениях.

Заголовки:
PMN Caecilia (slab serif).

Параграфы:
Gill Sans (sans-serif)

Дизайнеры этого сайта создали очень утонченный и красивый дизайн своего веб-ресурса. Здесь отсутствуют какие-либо раздражители и жирные шрифты. Они остановили свой выбор на тонком шрифте для заголовков и простом шрифте для текста тела сайта.

Присутствующие на этом ресурсе оба семейства шрифтов имеют отличное сочетание, что позволяет посетителю с легкостью читать весь текст.

Заголовки и параграфы:
Skolar (serif)

Дизайнеры этого сайта используют только один шрифт с засечками. Но, несмотря на такое неординарное решение специалистов, заголовки и параграфы между собой имеют видимую разницу. Все это благодаря тому, что здесь используются специфические стили, цвета и размеры шрифта.

blog.webformula.pro

Пять принципов выбора шрифта

Для большинства новичков задача выбора шрифта является загадочным процессом. Похоже, что существует бесконечное число вариантов – от обычных традиционных шрифтов до шрифтов-новинок, созданных из рождественских леденцов или зайчиков. При этом нет ни малейшей возможности понять принцип выбора, лишь бесконечные списки категорий и рекомендаций. Процесс выбора верного шрифта – это микс жестких правил и свободной интуиции, и потребуются годы практики, чтобы развить эту способность. Вот пять основных принципов выбора и использования шрифтов, которые я разработал, преподавая курс по типографике.

1. Одевайтесь по случаю

Многие из моих начинающих студентов подходят к процессу выбора шрифта как если бы они выбирали музыку: они оценивают индивидуальность каждого шрифта и ищут нечто уникальное и особенное, что выражает их собственный эстетический вкус, точку зрения и личную историю. Этот подход достаточно проблематичен, поскольку он делает слишком большую ставку на индивидуальность.

Плохо это или хорошо, но выбор шрифта больше похож на выбор одежды, с которым мы сталкиваемся утром. Так же, как и в одежде, между шрифтами существует разграничение на стильные и экспрессивные шрифты в противоположность часто употребляемым и подходящим ко многим ситуациям, и наша задача состоит в том, чтобы найти верный баланс для каждого случая. Несмотря на то, что уместность не слишком волнующая концепция, это лакмусовая бумажка, которой мы должны руководствоваться при выборе шрифта.

Возможно, мой «любимый» предмет одежды – это пара диковинных брюк-клешей в стиле 70-х, которые я прикупил в секонд-хенде, но реальность такова, что они не покидают пределы моего гардероба кроме как в Хэллоуин. У каждого дизайнера есть подобные любимые шрифты – экспрессивные личные фавориты, которых мы придерживаем до удобного праздничного случая, чтобы употребить. Гораздо чаще я обнаруживаю себя, надевающим все ту же старую пару Levis день за днем. И это не потому, что я люблю их больше, чем заветные клеши, то-то и оно… Я просто ношу их большую часть своего времени.

У каждого дизайнера есть несколько таких рабочих лошадок, похожих на удобные джинсы: они подходят ко всему, они, похоже, адаптируются к любому окружению и становятся более раскованными или более собранными в зависимости от ситуации, и их, похоже, достают из гардероба день за днем. Как правило, у этих шрифтов есть несколько видов начертаний (светлое, обычное, полужирное, курсивное, узкое и т.д.).

Мой персональный «безопасный» выбор: гротески Myriad, Gotham, DIN, Akzidenz Grotesk и Interstate; антиквы Mercury, Electra и Perpetua.

Большое шрифтовое семейство, подобно Helvetica Neue, может выразить множество голосов и эмоций. Гибкие и удобные в работе, эти шрифты как любимая пара джинсов для дизайнеров.

2. Познакомьтесь со своими семействами: классификация шрифтов

Аналогия с одеждой дает нам хорошее представление о том, какого рода гардероб нам требуется, чтобы все это туда поместить. Следующая задача – создать некую структуру, в соответствии с которой мы могли бы классифицировать различные шрифты, с которыми мы сталкиваемся.

Шрифты можно разделить и подразделить на десятки категорий (шотландский современный, например, кто-нибудь в курсе?), но на самом деле нам требуется запомнить лишь пять групп, чтобы составить рабочее представление о большинстве типов, которые существуют на сегодняшней сцене.

Следующий список не подразумевает под собой исчерпывающую классификацию любого и каждого типа шрифтов (существует множество отличных сайтов в сети, которые уже успешно занимаются этим, например Typedia’s type classifications), скорее это удобное для использования краткое описание ключевых групп. Давайте рассмотрим две основные группы гротесков, т.е. шрифтов без засечек (засечка – это маленькие перпендикулярные штрихи, которыми начинается и заканчивается основной штрих знака), две группы антиквенных шрифтов, т.е. с засечками, и одну совершенно отличающуюся от остальных (с большими, прямоугольными засечками).

2.1. Геометрические гротески

На самом деле я объединил здесь три разные группы (геометрические, реалистические и гротесковые), но между этими группами достаточно много общего, чтобы мы могли считать их одной большой единицей. Геометрические шрифты без засечек – это шрифты, которые базируются на строгих геометрических формах. Штрихи отдельных букв в этих шрифтах часто бывают равной толщины, и для их дизайна характерен минимализм типа «чем меньше – тем лучше».

Наилучшие качества этих шрифтов – чистота, современность, универсальность, наихудшие – холодность, безликость, скука. Классические геометрические гротески похожи на великолепно спроектированный аэропорт: он впечатляет, современный и удобный, но мы дважды подумаем, прежде чем решим, что хотим в нем жить.

Примеры геометрических гротесков: Helvetica, Univers, Futura, Avant Garde, Akzidenz Grotesk, Franklin Gothic, Gotham.

2.2. Гуманистические гротески

Эти гротески, дизайн которых происходит от рукописных образцов – такие безупречные и современно выглядящие, неизбежно сохраняют в своей основе нечто человеческое. Сравните «t» в верхнем изображении в геометрических гротесках и заметьте, как много деталей и своеобразия появляется в гуманистическом «t».

В этом суть гуманистических гротесков: в то время как геометрические гротески проектировались с целью быть простыми настолько, насколько это возможно, буквенные формы гуманистического шрифта в большинстве случаев имеют больше деталей, меньше однородности, и, как правило, в них используются штрихи разной толщины. Кроме всего прочего они происходят от человеческого почерка, что само по себе имеет индивидуальный характер.

Плюсы гуманистических гротесков также имеют двойственную природу: эти шрифты одновременно и современные, и человечные, строгие, но в то же время эмоциональные. Минусы: они выглядят немного расплывчатыми и ненастоящими, подручные корпоративного лицемерия.

Примеры гуманистических гротесков: Gill Sans, Frutiger, Myriad, Optima, Verdana.

2.3. Старая антиква

Также называются «венецианскими», это самые старые наши шрифты, результат многовекового поступательного развития наших каллиграфических форм. Их отличает малый контраст между самым широким и самым тонким штрихом (это отвечало техническим требованиям того времени), а также то, что овальные элементы их буквенных форм имеют наклон влево (как в каллиграфии). Их лучшие качества – то, что это классические, традиционные, легко читаемые шрифты, а худшие – … ну, то, что они классические и традиционные.

Примеры антикв старого стиля: Jenson, Bembo, Palatino, и особенно – Garamond, который считался настолько совершенным во времена своего создания, что в течение полутора столетий не было предпринято никаких попыток его улучшения.

2.4. Переходная и нового стиля (классицистическая) антиква

С наступлением эпохи Просвещения и вследствие попыток дизайнеров сделать буквенные формы более геометрическими, заостренными и виртуозными, чем непритязательные шрифты старого стиля, появляются шрифты переходные (середина 18 столетия) и шрифты нового стиля или классицистические (конец 18 столетия, не путать с модернизмом середины 20 века). Переходные шрифты продемонстрировали скромное продвижение в этом направлении. Хотя шрифт Баскервиль (Baskerville), квинтэссенция переходной антиквы, казался зрителю столь остроконечным, что люди боялись, как бы он не повредил их зрению.

Вырезая пуансоны антиквы нового стиля, дизайнеры предавались своего рода виртуозной демонстрации контраста между толстыми и тонкими буквенными штрихами – наибольшее продвижение на этом этапе породило соревнование между двумя дизайнерами-конкурентами, которые вырезали похожие гарнитуры, Бодони и Дидо. Наилучшими качествами переходных антикв и нового стиля являются их строгость, стиль и динамика. Их главный недостаток в том, что они как бы ни тут и ни там – слишком экстравагантные и барочные, чтобы быть классическими, и слишком перегруженные, чтобы быть по-настоящему современными.

Примеры переходных антикв: Times New Roman, Baskerville.
Примеры антикв нового стиля: Bodoni, Didot.

2.5. Брусковые (египетские)

Известные также под названием «египетские» (не спрашивайте, почему), брусковые шрифты – темная лошадка, которые вновь вошли в моду в последнее время. Брусковые шрифты обычно имеют такие же штрихи, как и гротески (т.е. простые формы с относительно малым контрастом между толстым и тонким штрихами), но с мощными прямоугольными засечками на концах основного штриха. Брусковые выделяются на фоне остальных шрифтов в том смысле, что они порождают очень специфичные – и очень часто противоречивые – ассоциации: в одном случае это – мыслитель, в другом – крутой парень; то хулиган, то ботаник; иногда городской сноб, иногда – ковбой.

Они могут передавать чувство авторитета, власти, например, жирные начертания Rockwell, но они могут быть также и вполне дружелюбными, как недавний фаворит Archer. Многие брусковые шрифты, казалось бы, отражают городской характер (как, например, Rockwell, Courier и Lubalin), но помещенные в другой контекст (особенно Clarendon), они настойчиво напоминают времена Дикого Запада и тип деревенской, простонародной графики, которая появляется на подписях к фото того периода. Брусковые трудно выделить в какую-то общую группу, но их выразительные прямоугольные засечки действуют подобно паре очков в роговой оправе: они добавляют заметную «мысль в глазах» всему, с чем соприкасаются, но в неверном окружении могут запросто стать чересчур бросающимися в глаза.

Примеры брусковых шрифтов: Clarendon, Rockwell, Courier, Lubalin Graph, Archer.

3. Не будьте скучными: принцип явного контраста

Итак, теперь, когда мы познакомились с нашими семействами и несколькими классическими их примерами, нам нужно решить, как их смешивать и сочетать и – что более важно – нужно ли их смешивать и сочетать вообще. Чаще всего, бывает достаточно одной гарнитуры, особенно если это одна из наших рабочих лошадок со многими различными начертаниями, которые хорошо работают вместе. Однако если мы достигли момента, когда мы хотим добавить второй шрифт, всегда лучше придерживаться простого правила: либо сильно меняй, либо не меняй вообще – избегай слабых, невыразительных вариантов.

Это один из основных принципов дизайна, и его официальное название – соответствие и контраст. Наилучший способ увидеть, как это работает – собрать все разнокалиберные монеты, которые вы привезли из своего последнего путешествия в Европу, и разложить их на столе. Если вы положите две идентичные монеты рядом, они будут хорошо смотреться, поскольку они сочетаются (принцип соответствия). С другой стороны, если мы положим монету в десять центов рядом с одной из тех больших медных монет, которые мы нашли где-то в Центральной Европе, это тоже будет выглядеть интересно из-за контраста между ними – они выглядят достаточно разными.

Не сработает, если мы положим десять центов рядом с монетой из другой страны, которая почти такого же размера и цвета, но слегка отличается. Это создаст непростые визуальные отношения, поскольку возникает вопрос, и даже если мы едва замечаем его на сознательном уровне, наш мозг задается вопросом, а это одна и та же монета или нет, и этот процесс вопрошания и удивления отвлекает нас от собственно разглядывания.

Когда мы соединяем несколько шрифтов в композиции, мы же хотим, чтобы они комфортно сосуществовали – мы не хотим смущать зрителя вопросом, это один и тот же шрифт или нет? Мы можем начать с того, чтобы не соединять две разных гарнитуры из одной и той же из пяти категорий, о которых мы говорили выше,– двух геометрических гротесков, скажем, Franklin и Helvetica. Хотя они и не совсем похожи, они и не достаточно отличаются друг от друга и поэтому ставят наш дизайн в это чудовищное положение «ни здесь, ни там».

Если мы собираемся добавить в этот котел другой шрифт, гораздо лучше, если это будет что-то вроде Bembo, классической старой антиквы. Разделяемые столетиями в смысле времени и минимумом лет в смысле вдохновения, у Helvetica и Bembo есть достаточный контраст, который позволит им комфортно соседствовать на странице.

К сожалению, это не так просто, как лишь выбирать самые-самые разные шрифты – поместить, скажем, тот же шрифт из рождественских леденцов рядом с Garamond или Caslon – это не гарантирует типографической гармонии. Часто, как в вышеприведенном примере Helvetica и Bembo, не существует действительного объяснения, почему те или иные два шрифта дополняют друг друга – просто так оно и есть.

Но если мы все же хотим руководствоваться неким принципом в нашем отборе, он может быть следующим: часто два шрифта хорошо работают вместе, если они имеют какой-то похожий элемент, а в остальном сильно отличаются. Этот общий элемент может быть визуальным (одинаковая высота знака или толщина штриха) или хронологическим. Шрифты одного периода времени потенциально будут работать вместе хорошо, а если это шрифты одного дизайнера, то и того лучше.

4. Чем меньше, тем лучше

«Хватит этих правил и скучных традиционных шрифтов!» — скажете вы. «Мне нужно что-то для флайера о рейверской вечеринке! И для меню тайского ресторана! И для рождественских открыток!» Вы, верно, заметили, что я до сих пор обсуждал здесь так называемые «текстовые шрифты», что означает, что вы могли бы набрать полностью меню или целую газету любым из этих шрифтов; по аналогии с одеждой, о которой я говорил в первой части, это каждодневные Levis. А как быть с клешами для Хэллоуина?

Периодически требуются шрифты, которые были бы связаны с определенным образом, будь то дискотека на складе, тайский пирог или Санта Клаус. И это неизбежно приводит нас к огромному разнообразию акцидентных шрифтов от Comic Sans до наших любимых рождественских леденцов и зайчиков. «Акцидентный» — это просто другой способ сказать «не превышай рекомендованную дозу»: их сдержанное использование в заголовках может добавить такой необходимой индивидуальности дизайну, но может быстро стать неуместным при частом и повсеместном использовании.

Время для еще одной аналогии с одеждой:

Наряд Бетси срабатывает потому, что розовый ремень действует как акцент и нечто выделяющееся на фоне повседневных голубых джинсов. Но если мы продолжим и полностью нарядим Бетси в розовое, она будет выглядеть примерно так:

Давайте назовем это «шрифтовой принцип розового ремня»: акцидентные шрифты со своей яркой индивидуальностью хороши только в малых дозах. Если мы применим наш классный акцидентный шрифт к каждой части нашего текста, то эстетическая привлекательность шрифта быстро улетучится и, что еще хуже, его будет очень сложно прочесть. Возьмем, к примеру, дизайн меню для нашего любимого местного тайского ресторанчика. Возможно, наш клиент захочет, чтобы мы использовали «типичный» азиатский шрифт, скажем, Sho:

Ну что же, прекрасно. Но посмотрите, что случилось, когда мы набрали все меню нашим замечательным шрифтом:

Вполне достаточно. Давайте попробуем заменить некоторые не столь важные куски текста чем-нибудь более нейтральным:

Намного лучше. Теперь, когда мы немного сократили количество нашего яркого шрифта, мы тем самым позволили ему засиять с новой силой.

5. Правило номер пять: нет никаких правил

Правда. Оглядитесь повнимательнее, и вы обнаружите потрясающие меню, набранные полностью акцидентным шрифтом, которым трудно читать. Или два разных геометрических гротеска, которые прекрасно уживаются на одной странице. Существуют только общепринятые приемы, нет железобетонных правил насчет того, как использовать шрифты, точно так же, как нет правил насчет того, как следует одеваться по утрам. Стоит попробовать все, чтобы просто увидеть, что получится, если надеть свои хэллоуинские клеши на прием во дворец.

Заключение

Я надеюсь, что эти пять принципов помогут вам выбирать, применять и сочетать шрифты – и да, понять, надо ли вообще их сочетать. В заключение хочу сказать, что для выбора шрифтов необходимо как понимание, так и интуиция, и – как в случае с любым другим навыком – это требует практики. С тем количеством шрифтов, которое существует сейчас, легко забыть, что нет ничего лучше классического шрифта, примененного правильно тем, кто знает, как это делать.

Вот один из самых лучших советов, которые я получил давным-давно от моего первого учителя типографики: возьми один шрифт, который тебе нравится, и используй его снова и снова в течение нескольких месяцев безо всяких других шрифтов. Хотя это упражнение может показаться временами слишком ограничивающим, оно также может служить полезным напоминанием о том, что количество имеющихся возможностей в наш век Интернета, не заменяет качества.

(Перевод статьи “What Font Should I Use?”: Five Principles for Choosing and Using Typefaces из журнала Smashing Magazine)

html5book.ru

классы шрифтов, группы шрифтов, семейство шрифтов. Структура и единицы измерения шрифта.

Классы шрифтов — Шрифты делятся на два класса: выделительные и текстовые. Выделительные больше по размеру и толщине, чем текстовые. Их используют в заголовках, подзаголовках, логотипах, обращениях и в случаях, когда требуется особо подчеркнуть что-либо в рекламном объявлении. В текстовой части объявления используются более мелкие текстовые шрифты.

Группы шрифтов- Существуют тысячи способов начертания букв и постоянно возникают новые. По сходству способов начертания шрифты подразделяются на группы.

1.Латинский, или прямой

Самый популярный шрифт. Он обладает широкими композиционными возможностями и позволяет достигать контраста без изменения основ начертания. Кроме того, он считается наиболее удобным для чтения. Латинский шрифт выполняется в самых разных размерах и подразделяется на множество подгрупп, которые отличаются друг от друга толщиной вертикальных элементов, формой буквы, размером.

2.Рубленый, или сан-сериф (без засечек)

Второй по степени популярности. Иначе называется печатным, современным или готическим и характеризуется (!) отсутствием засечек (отсюда название) и относительно одинаковой толщиной вертикальных элементов. По сравнению с латинским менее легок для чтения, тем не менее, используется весьма широко, благодаря простоте и четкости начертания, что придает тексту современный вид.

3.Брусковый

Образуется сочетанием латинского и рубленого шрифтов: одинаковой толщины линии при наличии засечек, которые имеют такую же толщи­ну, как и вертикальные штрихи.

4.Курсив или наклонный

Напоминает рукописный. Буквы часто имеют соединительные элементы и передают женственность, официальность или красоту. Поскольку этот шрифт довольно трудно воспринимается при чтении, то его используют, в основном, в заголовках или официальных заявлениях. Кроме того, он применяется в рекламе косметики и модной одежды.

5.Декоративный

Придает написанному новизну и декоративность. Используется для достижения особого эффекта, но сложный для чтения.

Семейства шрифтов

В пределах каждого типа существуют семейства шрифтов. Семейства объединяют родственные шрифты и носят общие названия: Челтенхэм , Футура , Гоуди , Сувенир , Бодони , Каслон . Основы начертания букв в пределах семейства постоянны, но изменяется пропорциональное соотношение элементов, насыщенность и наклон. Варианты в пределах семейства включают светлый, полужирный, жирный, очень жирный, узкий, широкий и наклонный. Использование этих вариантов позволяет достичь контраста и акцента, не меняя самого шрифта в пределах одного объяатсния. Для каждого шрифта существует набор символов, включающий заглавные и строчные буквы, цифры и знаки пунктуации.

Для того, чтобы сделать свое объявление не похожим ни на какие другие, некоторые рекламодатели заказывают разработку уникальных шрифтов.

Другие рекламодатели могут предпочесть противоположное направление — в сторону однородности. Некоторые фирмы подбирают для своей рекламы такое типографское оформление, которое смотрелось бы как часть дизайна журналов, где размещена реклама. Это придает рекламным объявлениям облик редакционного материала и вызывает, по мнению рекламодателя, большее доверие к рекламе (или, во всяком случае, интерес).

Структура и единицы измерения шрифта

Существует несколько терминов для описания структуры и размеров шрифта.

1.Пункты. В пунктах измеряют глубину, или высоту, шрифта. Один дюйм составляет 72 пункта, следовательно, один пункт равен 1/72 дюйма. Высота печатной строки измеряется от крайней точки нижнего выносного элемента (продленных вниз элементов букв) до крайней точки верхней выносного элемента (продленных вверх элементов букв).

Наиболее часто в рекламных объявлениях используются размеры печати в 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 24, 36, 42, 60, 72, 84, 96 и 120 пунктов .Однако при наличии современных компьютеризированных фотонаборных аппаратов можно использовать любые размеры. Самые малые размеры, от 6 до 14 пунктов, используются для текстовых шрифтов, а более крупные — для выделительных (заголовки).

2.Цицеро

Единица измерения ширины печатных строк по горизонтали называется цицеро. В одном дюйме точно шесть цицеро, а в одном цицеро — 12 пунктов. Ширина одной буквы данного шрифта зависит от стиля начертания, а также от варианта его исполнения: нормального или жирного, широкого или узкого. Кроме того, ширина зависит от пропорционального соотношения элементов в букве. Существуют установленные параметры для каждого стиля и размера, которые соблюдаются изготовителями шрифтов.

3.Прописные и строчные буквы

Английские названия прописных ( uppercase ) и строчных ( lowercase )букв произошли от названий двух отделений в наборной кассе, предназначенной для ручного набора.

studfiles.net

Иллюстрированный самоучитель по Microsoft Windows XP › Использование шрифтов › Типы шрифтов [страница — 116] | Самоучители по операционным системам

Типы шрифтов

Число шрифтов, которое нужно установить для нормальной работы в Windows, зависит от того, какие именно приложения Вы собираетесь использовать. Если Вам главным образом приходится заниматься обычной обработкой текста с помощью текстового процессора, то 10-12 масштабируемых шрифтов будет вполне достаточно. Если же Вы собираетесь использовать системы автоматизированного проектирования, компьютерной полиграфии, обработки графических образов, то потребуется установка дополнительных шрифтов. Их использование существенно расширит возможности оформления.

Стандарт Windows включает поддержку трех технологий шрифтов:

  • растровых;
  • векторных;
  • шрифтов True Type.

Растровые шрифты

Представляют собой точечные изображения, хорошо приспособленные для быстрого вывода на экран. Растровые шрифты нельзя масштабировать, не увеличивая их в целое число раз, или поворачивать, не теряя качества изображения. Они представляют собой матрицы точек, хранящиеся в специальных двоичных файлах с расширением FON. Технология таких шрифтов потребовала наличия отдельных файлов для каждого размера шрифта, каждой разрешающей способности и устройства отображения. Была принята специальная система обозначений, позволяющая определить, для какого устройства предназначен данный шрифт. К названию шрифта добавляется специальная буква:

  • D – обозначает принтер;
  • E – обозначает дисплей VGA;
  • F – обозначает дисплей 8514.

Таким образом, шрифт Courier, например, хранится в трех файлах: COURD. FON – для вывода на печать, COURE. FON-для отображения на экране в режиме VGA и COURF. FON – оптимизированный для отображения на дисплее 8514. Каждый из этих файлов оптимизирован для конкретного устройства отображения и содержит специфическую информацию: тип шрифта, набор символов, размер шрифта, оптимальную разрешающую способность.

Можно изменять размеры растрового шрифта, увеличивая его в целое число раз, до тех пор, пока шрифт не перестанет казаться достаточно «гладким». По своей природе растровые шрифты при увеличении масштаба быстро теряют свой внешний вид и гладкость. Однако такие шрифты можно очень быстро отображать на экране, что снижает время, требуемое Windows для обновления содержимого экрана. Растровые шрифты можно выводить на печать только в том случае, если выбранный тип шрифта совместим с горизонтальной и вертикальной разрешающей способностью принтера.

В составе Windows поставляется пять базовых растровых шрифтов: MS Serif, MS Sans Serif, Courier, Small Fonts и Symbol.

Векторные шрифты

Шрифты этого типа можно масштабировать, то есть увеличивать или уменьшать их, умножая на любой коэффициент линейные размеры. Символы хранятся в виде множества точек и соединяющих их линий, и эту информацию Windows может использовать для построения шрифта произвольного масштаба. Векторные шрифты также хранятся в файлах, обычно имеющих расширение FON.

Даже будучи увеличенными во много раз, векторные шрифты не теряют своего внешнего вида и остаются гладкими. В составе предыдущих версий Windows поставлялись три векторных шрифта – Roman, Script и Modern. Дополнительные векторные шрифты можно получить из различных источников, включая поставщиков программ автоматизированного проектирования и издательских систем.

Шрифты True Type

В Windows технологии True Type отдается предпочтение по сравнению с другими шрифтовыми технологиями. Она была специально разработана Microsoft, чтобы предоставить стандартные шрифты, пригодные как для отображения на экране, так и для вывода на печать, и при этом обеспечить максимальное сходство получающихся результатов.

В Windows каждый из шрифтов True Type хранится в файле с расширением TTF. Он содержит информацию о форме символов и коэффициенты, необходимые для масштабирования шрифта.

В составе Windows поставляется большое количество шрифтов True Type, включая группы Arial, Courier New, и Times New Roman, каждая из которых содержит несколько шрифтов различных стилей (обычный, курсив, полужирный и полужирный курсив).

Принтерные шрифты

Многие принтеры обладают возможностью дополнительной установки или настройки шрифтов с помощью специальных шрифтовых картриджей или дополнительных плат. Использование загружаемых в некоторые принтеры шрифтов позволяет сохранить время, нужное для вывода текста на печать. Такой загружаемый шрифт позволяет лишь однажды, при включении принтера или перезагрузке шрифта, передать на принтер изображение его символов, а затем пользоваться только кодом символов для вывода их на печать.

samoychiteli.ru

классификация шрифтов — это… Что такое классификация шрифтов?

 

    В настоящее время общепринятая классификация шрифтов отсутствует, поэтому любая схема отражает личное мнение ее составителей. Наша классификация — не исключение; не удивляйтесь, если обнаружите, что она отличается от тех классификационных таблиц, которые дают другие источники.

    Классификация шрифтов ParaType основана на классическом подходе, совмещающем морфологические, функциональные и исторические аспекты. Поэтому разделы «Антиква» (морфологическая характеристика), «Акцидентные» (функциональная характеристика) и «Старославянские» (историческая характеристика) располагаются на одном уровне. Такой подход не совсем научен, однако для пользователей шрифтов он является традиционным и привычным.

 

Антиква

    Антиквенные шрифты. Это шрифты с засечками. Их форма ведет свое происхождение от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во второй половине XV века. В дальнейшем форма латинской антиквы развивалась: на смену антикве старого стиля (конец XV – начало XVIII в.в.) пришла переходная антиква (начало XVIII – конец XVIII в.в.), которая сменилась антиквой нового стиля (конец XVIII – начало XIX в.в.), кроме того, в начале XIX в.появились брусковые шрифты. На основе этих исторических форм современные дизайнеры шрифтов создают новые версии антиквенных шрифтов.

Антиква старого стиля (Ренессансная)

    Представляет собой первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков этого шрифта основана на дуктальном (рукописном) принципе, она характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка – гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. С течением времени контраст увеличивается, засечки становятся острее, а оси овалов становятся почти вертикальными. В целом форма знаков все больше и больше начинает определяться глиптальными (скульптурными) принципами, которые используются при изготовлении металлических пуансонов. Эти шрифты делятся на несколько подгрупп в соответствии с временем и местом своего появления: это венецианская антиква (конец XV века), итальянско-французская антиква (XVI век), голландская антиква (XVII век), английская антиква (начало XVIII века) и современные версии антиквы старого стиля.

Переходная антиква

    Шрифты начала и середины XVIII века, сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу. Антиква барокко и современные вариации шрифтов на основе переходной антиквы.

Антиква нового стиля (Классицистическая)

    Эти шрифты появились в конце XVIII – начале XIX века в связи с развитием техники гравировки по металлу. Одноширинные шрифты с сильным контрастом. Засечки длинные и тонкие, оси овалов строго вертикальны. По форме засечек антиква нового стиля делится на следующие группы: классицистическую, англо-шотландскую и современные вариации шрифтов на основе антиквы нового стиля.

Шрифты в латинском стиле

    Акцидентные шрифты с преувеличенными засечками треугольной формы, иногда скругленными в месте примыкания к основному штриху. Изобретены в Англии в первой половине XIX века.

Брусковая антиква

    Первые такие шрифты появились в Англии в начале XIX века. Они характеризуются мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшими скруглениями в местах присоединения к основным штрихам, малым контрастом или полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами, а также крупным очком строчных знаков. В зависимости от формы овалов и засечек, контраста и разноширинности брусковые шрифты делятся на следующие подгруппы: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон. Иногда в отдельную подгруппу выделяют брусковые шрифты с обратным контрастом (итальянские).

 

Гротески или Рубленые шрифты

    Шрифты без засечек. Называются также рубленые шрифты, Grotesk (в Германии), Grotesque (в Англии и Франции), Gothic (в Америке). Впервые наборные шрифты без засечек появились в начале XIX века в Англии, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в ХХ веке стали использоваться для набора текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят также так называемую ленточную антикву – умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.

Старые гротески

    Первый гротеск появился в 1816 году в Англии. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний.

Новые гротески

    Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного.

Геометрические гротески

    Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-е годы ХХ века в Германии под воздействием идей конструктивизма и школы дизайна Баухауз. Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было не очень большим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику.

Гуманистические гротески

    Как реакция на чрезмерно геометризированную форму геометрических гротесков, в 30-х годах ХХ века в Англии появились гротески нового типа, форма, структура и пропорции которых непосредственно базировались на конструкции антиквы старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры, так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.

Антиква-гротеск

    Акцидентные и текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.

Другие шрифты без засечек

    Не попадающие в предыдущие группы.

 

Акцидентные и декоративные шрифты

    К этой группе относятся шрифты, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, а также специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например, Модерн, Ар Деко, оп-арт [optical art — оптическое искусство], контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д.

Исторические стили

    Акцидентные и текстовые шрифты, имитирующие шрифты определенного исторического стиля.

Декоративные

    Сюда относятся декоративные шрифты, предназначенные для акциденции, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, форма которых имеет преувеличенные детали или подверглась изменению с целью усиления декоративности. Кроме того, сюда относятся специально спроектированные декоративные начертания текстовых и акцидентных шрифтов, относящихся к другим группам классификации.

Машинописные и моноширинные шрифты

    Акцидентные и текстовые шрифты, по форме имитирующие шрифт пишущей машинки, а также любые шрифты с одинаковыми ширинами знаков. Моноширинные шрифты применяются для набора таблиц и технических текстов, а машинописные для имитации машинописного текста и для акциденции.

Компьютерные и экранные шрифты

    Акцидентные шрифты, эксплуатирующие эстетику компьютерных, экранных и других близких по назначению шрифтов.

Экспериментальные шрифты

    Акцидентные шрифты, резко отличающиеся по форме знаков, шрифты с измененным контуром знаков, измененной формой знаков, гибридные, «живые» шрифты и др.

 

Рукописные и каллиграфические шрифты

    К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящиеся к готическим и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акциденции и для набора учебной литературы (прописи).

Ширококонечное перо

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером. Получили распространение с конца XIX века, когда английский художник и каллиграф Эдуард Джонстон (Edward Johnston) возродил средневековую технику письма ширококонечным пером, на основе которой был выработан почерк итальянских гуманистов, легший в основу печатной антиквы.

Остроконечное перо

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо остроконечным стальным пером. Получили распространение с XVIII века в Англии после изобретения гравюры на металле и литографской печати, поэтому также называются «английская каллиграфия». Первоначально контрастный связный почерк с нажимами, росчерками и тонкими волосными штрихами, затем появились полусвязные и несвязные варианты. До середины ХХ века этому почерку в России обучали в начальной школе.

Кисть

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо мягкой кистью. Существует множество связных и несвязных вариантов, обычно контрастных.

Монолинейные рукописные шрифты

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо инструментом без нажима, например, круглоконечное перо, жесткая кисть, карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д. Существует множество связных и несвязных вариантов.

Имитации почерка

    Акцидентные шрифты, имитирующие почерк конкретного человека, в том числе знаменитых писателей, художников, рок-звезд или других деятелей.

 

Готические шрифты

    К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: текстура, ротунда, бастарда, швабахер, фрактура, канцлей. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой, практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке. Сейчас применяются в основном как акцидентные.

Текстура

    Хронологически первый вид готического письма (с XIII века) и первый наборный шрифт Гутенберга (середина XV века). Появился во Франции, применялся также в Англии и Германии. Строчные узкие, черные и относительно крупные, с вертикальными основными штрихами, небольшим количеством кривых и двойным изломом, выносные элементы короткие. Прописные достаточно широкие и сложные по форме, с изломами и криволинейными элементами. Характерны каллиграфические ромбовидные завершения вертикальных штрихов строчных и ромбовидные элементы и двойные штрихи прописных.

Швабахер

    Промежуточные между текстурой и ротундой формы готического письма, называвшиеся во Франции бастарда, а в Германии швабахер (швабское письмо), известны с XV века. Часто это более скорописные почерки, чем текстура и бастарда. Строчные относительно широкие с мелким очком и выраженным двойным изломом, с большим количеством круглых форм. Прописные обычно широкие и относительно простые по форме, с большим количеством круглых элементов.

Ротунда, или круглоготическое письмо

    Вид готического письма, появившийся в северной Италии в XIII веке и распространившийся по всей Европе. Особенно широко применялся в XV веке в Италии и Испании. Знаки достаточно широких пропорций с одним изломом, значительное количество круглых форм с едва заметным изломом или практически без излома. Строчные относительно некрупные, с длинными выносными элементами. Строчные часто разноширинные – узкие прямые и широкие круглые, по форме приближающиеся к формам гуманистического минускула. Форма прописных обычно более широкая и более светлая, чем в текстуре, с большим количеством круглых элементов.

Фрактура

    Вид готического письма, появившийся в Германии в начале XVI века и широко применявшийся до середины ХХ века. Строчные узкие с двумя изломами, относительно крупные, множество каллиграфических форм с росчерками и завитками. Круглые строчные обычно имеют с одной стороны вертикальный штрих с двумя изломами, а с другой криволинейный штрих с одним изломом. Верхние выносные элементы часто имеют раздвоенный конец, нижние выносные элементы острые. Прописные широкие и очень сложные по форме, с большим количеством круглых элементов, каллиграфических росчерков, точек и завитков.

Унциал

    Шрифты, основанные на рукописном унциале. Этот почерк впервые появился в Риме в V веке и получил широкое распространение в раннем средневековье по всей Западной Европе, включая Англию и Ирландию. Начиная с Х века, применялся в торжественных случаях как вид прописного письма в комбинации сначала с каролингским минускулом, а затем с разными видами готических почерков. Декоративные формы унциала, применявшиеся как прописные для заголовков и инициалов в средневековых рукописях и печатных изданиях, назывались ломбардские версалы, поскольку появились в северной Италии (Ломбардии) в XI веке. Прописные знаки широких пропорций, часто с заменой части вертикальных штрихов дугами и кривыми. Для позднего унциала характерны также значительный контраст, тонкие острые засечки, а также многочисленные каллиграфические окончания и росчерки.

Другие готические шрифты

    Другие шрифты и их варианты, основанные на готических почерках и наборных шрифтах, а также их поздние акцидентные и декоративные стилизации.

 

Старославянские шрифты

    К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые кириллические почерки ширококонечным пером, распространенные в X-XVIII веках главным образом в восточной и южной Европе. Существует четыре основных вида кириллических почерков: устав, полуустав, скоропись, вязь, а также их переходные формы. Первые наборные кириллические шрифты XV-XVI века повторяли форму рукописного полуустава. После реформы Петра I начала XVIII века полууставные шрифты сохранились только для церковного употребления. Позднее на основе исторических форм появились стилизации старославянских шрифтов. Сейчас применяются в основном как акцидентные.

Устав

    Ранняя форма кириллического письма, известная с XI века. Крупный медленный торжественный маюскульный шрифт. Имеет почти квадратные пропорции, значительный контраст, основные штрихи вертикальные с небольшими засечками, длинные выносные элементы. Прямые буквы достаточно широкие, а круглые узкие, остроконечные с двойным изломом. Строчные отсутствуют. Поздние формы устава (XIV-XV века) имеют более угловатые формы, а сам почерк становится менее разноширинным и более мелким. Начинают применяться сокращения, лигатуры и надстрочные знаки.

Полуустав

    Более скорописная форма устава, известная с XIV века. На основе рукописного полуустава в XV-XVI веках были разработаны первые наборные кириллические шрифты, форма которых с небольшими изменениями сохранилась в употреблении до сегодняшнего времени. В полууставе начинают применяться прописные и строчные буквы. Знаки более мелкие и узкие, менее контрастные, основные штрихи слегка изогнутые, много лигатур, сокращений и надстрочных знаков. В строчных практически отсутствуют засечки, очко мелкое, длинные выносные элементы. Прописные крупные и узкие, в наборных шрифтах, как правило, стоят ниже линии шрифта строчных.

Скоропись

    Более быстрый почерк, появившийся в XIV веке и достигший расцвета в XVII веке. Применялась как для официальной переписки, так и для делопроизводства и частной переписки. Имеет несколько разновидностей в зависимости от назначения (парадная, канцелярская, гражданская) и от географии распространения (московская, виленская, киевская). В лучших образцах достигает высокого искусства каллиграфии. Характеризуется ярко выраженным каллиграфическим характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Обычно имеет мелкое очко строчных и длинные выносные элементы с росчерками, а также крупные прописные. Скоропись с трудом поддается переработке в наборную форму из-за большого количества росчерков и лигатур.

Вязь

    Рукописная вязь – декоративное письмо для книжных заголовков. Появилась в византийской книге в XI веке, в русской книге с конца XIV века, но расцвета достигла на Руси в XVI веке. Один из основных приемов построения вязи – мачтовая лигатура, когда соседние вертикальные штрихи расположенных рядом букв сливаются в один штрих. Часто соседние буквы помещаются одна над другой и связываются общим штрихом, также меньшая буква помещается внутри большей, в результате буквы сливаются в непрерывную орнаментальную ленту. Вязь с трудом поддается переработке в наборную форму из-за общего лигатурного характера.

Варианты старославянских шрифтов

    Поздние акцидентные и декоративные стилизации на основе исторических форм старославянских шрифтов.

 

Неалфавитные и символьные шрифты

    К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, астрономические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относятся комплекты политипажей на различные темы и пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т.д.).

Наука и техника

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора научных и специальных изданий по различным отраслям человеческой деятельности.

Работа и отдых

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора журнальной и газетной рекламы, журнальных и газетных иллюстраций, путеводителей, справочников и популярных изданий.

Клавиатурные символы

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора клавиатурных схем.

Орнаменты и бордюры

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора орнаментов, рамок, бордюров, тангиров, виньеток и других наборных украшений.

Политипажи

    Комплекты изображений предметов, существ, растений, животных, пейзажей, ситуаций и т.д.

Другие неалфавитные шрифты

    Не попадающие в предыдущие группы.

 

• • •

 

Шрифтовая терминология. 2013.

type_therminology.academic.ru

Гарнитура шрифтов, размер и основные параметры

Удивительно, но все существующие в мире шрифты отличаются всего по трем параметрам: гарнитуре, размеру и начертанию. Особого внимания заслуживает ключевой момент — гарнитура, которая может целиком преобразить любой текст. Об этом, а также о способах изменения настроек шрифтов в текстовом редакторе и при HTML-верстке далее.

Что такое шрифт?

Шрифт — это набор изображений символов алфавита, цифр, исполненных в одном формате, стиле, дизайне, иначе говоря — это аналог почерка. Первые шрифты для машин создавались на основе официального «ручного» почерка. Рукописный полуустав лежит в основе многих кириллических шрифтов, а готическое письмо стало основой для латинских стилей символов.

Абсолютно все компьютерные «почерки» различаются друг от друга всего по трем параметрам: размер, гарнитура, начертание шрифта.

Гарнитура шрифта

Самый важный параметр в типографике. Гарнитура шрифтов — это набор в одном или нескольких размерах, отличающийся стилевым единством изображения алфавитно-цифровых, пунктуационных и спецсимволов. Нередки гарнитуры, состоящие только из математических значений или специальных знаков, например картографических.

Понятия «гарнитура» и «шрифт» достаточно часто путают из-за схожести их предмета, особенно в текстовых редакторах. Однако первое намного шире, ведь гарнитура шрифта определяет стилистику всего текста, а сам он может ограничиваться единством исполнения только, например, курсивного начертания.

Многие гарнитуры известны пользователям ПК: Courier New, Calibri, Arial, Times New Roman. Все названия пишутся латинскими буквами, даже если гарнитура шрифтов создана российскими разработчиками, используется ее транслитерация или перевод на английский.

Разновидности гарнитур

Гарнитура шрифтов в основном разделяется на группы по данному классификатору:

  • Рукописные. Для этой группы характерна схожесть с рукописным текстом, начертанным кистью или пером. Это могут быть как раздельно, так и слитно написанные символы.
  • Рубленые. Иное название — sans serif (франц. «без»). Используются буквенные символы без засечек. Это один из самых удобных шрифтов как для маленьких надписей, так и для крупных выделенных заголовков — они приятны глазу, легко читаются. Используют такой четкий и разборчивый шрифт-гротеск и для маркировки, надписей на этикетках, «вывороченного» текста (обращенного по отношению к основному тону страницы).
  • Антиква — с засечками (serif). Производились экспериментальные исследования, установившие, что эти шрифты наиболее удобны для скорочтения «сплошных» текстов — засечки автоматически переводят взгляд от одного символа к другому, не дают буквам сливаться. Однако для заголовков, выделений они не хороши — кажется, что буквы «теснятся», создается ощущение беспорядочности. Антиква характерна своим традиционным официальным внешним видом, поэтому широко используется в соответствующих текстах.
  • Декоративные. Эта гарнитура шрифтов, иначе называемая акцидентной, создана, чтобы передать и какой-то невербальный смысл написанного. Сюда относятся самые причудливые и необычные стили символов. Однако в тексте ими не следует увлекаться — акцидентным шрифтом лучше украсить только демонстрационный подзаголовок.
  • Символьные. Эти гарнитуры не содержат в себе стандартных цифр, букв, знаков пунктуации — тут только специальные, нужные для тематических текстов символы — картографические, арифметические, рамки и т. д.

Размер шрифта

Гарнитура — первый параметр текста, второй же — размер. Иначе его именуют кегль шрифта.

Этот параметр создан для облегчения чтения текста: крупными символами выделяют заголовки, важную информацию, второстепенное (сноски, примечания) набирают более мелким шрифтом.

В текстовых редакторах мы привыкли к стандартным размерам: 8, 11, 12, 14, 18, 24 и т. д. Каждая из этих величин обозначает общую высоту символов гарнитуры от самого высокого до самого низкого (к примеру от «Д» до «р»). Измеряется она в особых единицах — типографских пунктах. Один punkt (немц. «точка») равен 0,3528 мм.

Начертание шрифта

Заключительным параметром являются насыщенность и стиль — начертание символов. Гарнитура шрифтов в основном набирается «прямым» стилем или с небольшим наклоном — курсивом.

Насыщенность — это толщина начертания символа. Кроме стандартной, есть еще «толстые» разновидности — жирный, полужирный. Существует и более детальное разделение на сверхсветлую, светлую, жирную и гипержирную насыщенность.

Стили и насыщенности перекликаются между собой, оттого можно встретить полужирный и жирный курсив.

Изменение параметров шрифта

Изменить гарнитуру шрифта и схожие с ней параметры в текстовом приложении MS Word можно одним из трех удобных способов:

  1. Через панель инструментов. Она располагается на главной рабочей вкладке редактора непосредственно над листом текста. С ее помощью можно не только изменить гарнитуру (имя шрифта), задать нужный кегль, стиль, насыщенность текста, но и выбрать необходимый цвет символов, выделить важные моменты подчеркиванием.
  2. Окно-диалог для форматирования. В «Ворде» вызывается правой клавишей мыши или сочетанием «горячих кнопок» CTRL+D. Таким способом можно вызвать диалог и в программе «Блокнот». Он позволяет также задать индивидуальные параметры текста: гарнитуру, размер, начертание.
  3. Использование «горячих» сочетаний кнопок. При вызове «Справки» или нажатия на ссылку «О программе» можно найти раздел, где раскрыт полный их список. Чтобы воспользоваться таким методом, нужно сначала выделить текст, а затем нажать нужное сочетание. Для Word ходовыми являются: CTRL+I — курсив, CTRL+B — полужирный.

Для HTML-редактирования процедура изменения гарнитуры выглядит несколько сложнее:

  1. Первым делом надо выделить тот текст, гарнитура шрифтов которого должна быть изменена.
  2. Далее следует поставить тег <FONT style=»FONT-FAMILY:> (после двоеточия вписывается название выбранной гарнитуры, затем запятая и наименование стиля начертания на английском (cursive, heavy) перед выделенным фрагментом.
  3. В самом конце ставится тег </FONT>.
  4. Все сделанные изменения сохраняются — итогом написания правильных тегов будет измененный должным образом текст.

Таким образом, гарнитура шрифтов, а иже с ней и вспомогательные параметры — размер, начертание, — при правильном применении способны сделать текст интересным, легкочитаемым и структурированным.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2024 Es picture - Картинки
top