Хохломская роспись — Ассоциация Народные художественные промыслы России, НХП. Выставки Ладья, Жар Птица.
Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.
Так в XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий.
В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».
С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы. Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, поставки и вазы, вырезают ложки и ковши.
Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото».
Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке они весьма практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных
и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.
«Хохломá» — происхождение и значение понятия
Словом «хохлома» называют декоративную роспись деревянной мебели или посуды золотистыми, зелеными и красными красками на черном фоне. Существует два основных типа росписи: «верховая» — красным и черным на золотистом фоне, и «под фон» — золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. При этом заволжские мастера не используют в работе золото. Они вытачивают предметы из дерева, грунтуют их раствором глины и покрывают олифой и порошком олова. Затем выполняют растительный узор, лакируют и обжигают при высокой температуре в печи.Этот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги. Готовые изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. С Нижегородской ярмарки купцы развозили их по всей России, а также продавали в страны Азии и Западной Европы. Над становлением хохломской росписи работали целые династии мастеров, наиболее известными из которых были Лушины, Гущины и Красильниковы.
Во второй половине XIX века возрос интерес к хохломе как к искусству. И в 1853 году ее представили на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а затем в Петербурге и Нижнем Новгороде. Кроме того, в моду вошел «русский стиль», и хохломскими изделиями начали пользоваться даже члены царской семьи. Так, в 1882 году императрица Мария Федоровна наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами с дарственной надписью «За свое искусство и представленные государю императору вещи». В 1889 году на Всемирной выставке в Париже хохлома получила Гран-при.
В наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах — городе Семенове, где с 1920-х годов находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и в деревне Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».
секреты расписной посуды, фестивали, традиции, рекорды.
Огненная, пламенная, яркая. Хохломской промысел — один из самых древних на Руси. Зародился в глухих лесных деревнях.
Нижегородские леса в ХVII веке служили пристанищем для старообрядцев. В их числе были мастера-иконописцы. Именно они, по преданиям, и подсказали крестьянам технику росписи, ставшей впоследствии хохломой.
Получила свое имя хохлома от названия торговой деревни, где продавали расписную посуду. Промысел возник после освобождения от татаро-монгольского ига. Захватчики опустошили земли, и жители разграбленных деревень кормились продажей расписных изделий.
Хохломская роспись посуды
Хохломская роспись посуды
Хохломская роспись посуды
Хохломское золото — лишь видимость. Покрывают дерево серебристым оловом. А вот после обжига хохлома принимает свой драгоценный вид. Весь секрет — в специальном лаке из льняного масла.
Своим развитием хохлома обязана монастырям. В старину олово стоило дорого. Вот и работали по подряду в святых обителях. Лишь для Троице-Сергиевой лавры посуду делали жители 80 деревень.
По Волге отправляли хохлому в далекие страны. Расписную посуду охотно покупали в Персии, Индии, Средней Азии. На Всемирной выставке 1889 года хохломская роспись покорила Париж.
Начиная с XIX века, одним из самых узнаваемых и популярных товаров была хохломская ложка. На ее изготовление мастера тратили не более 15 минут. Предприимчивые немцы пытались наладить свое производство, но качеством их изделия не вышли.
Самая большая ложка в мире расписана под хохлому. Ее длина — 2 метра 67 сантиметров. Хранится гигантский столовый прибор в музее при фабрике хохломы в Семёнове. В числе экспонатов — и двухметровая чаша братина.
Музей народного быта «Дом Семена-ложкаря»Музей истории художественных промыслов Нижегородской областиВ 1912 году из Одесского порта отправилась по свету плавучая выставка хохломской посуды. Добралась до Ливана, Египта, Турции. Тогда же открылись первые международные представительства по продаже изделий русского промысла — в Париже и Варшаве.
Побывали хохломские узоры и под облаками. К 40-летию полетов из Лондона в Москву под хохлому расписали фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании British Airways.
Город Семёнов был официально признан столицей художественных промыслов, и именно там проходит Международный фестиваль народных промыслов «Золотая хохлома». Одним из главных символов праздника остается 2,5-метровый пирог в виде Жар-птицы, символа хохломской росписи.
Ремесло как искусство – Коммерсантъ
Городецкая роспись
Первыми красками для городецкой росписи были соки ягод и кореньев: клюквы, черники, солодового корня, коры ольхи
Сначала в деревнях вокруг Городца появилась особенная резьба: в XVIII веке крестьяне украшали осиновые донца (сиденья) прялок резными деревянными фигурками из дуба. Резные прялки становились популярны, и постепенно находчивые ремесленники заменили инкрустацию на подкрашивание фигурок. Так в Городце появилось новое ремесло.
Подкрашивать прялки начинали соками ягод и кореньев: клюквы, черники, солодового корня, коры ольхи. Краски появились позднее, но до сих пор их, как правило, используется пять-шесть цветов: красный, желтый, синий, белый черный, иногда добавляют зеленый. В технике городецкой росписи три этапа: подмалевка (нанесение основного цветового пятна), теневка (прорисовка орнамента), оживка (разделение орнаментов белилами).
В XIX веке два мастера в неделю делали 40 прялочных донец: один был столяром, другой живописцем
В отличие от хохломской, городецкая роспись сюжетна. Чаепитие, барская прогулка, сказочная сцена, застольная беседа — по сути, городецкая роспись с ее наивными, но искренними зарисовками была развлечением того времени, вроде современных комиксов. Чем затейливее и ярче узор, тем дороже было изделие. Краску готовили не на воде, а на жидком столярном клее. Затем расписные донца или другие изделия (кухонную утварь, детскую мебель) покрывали льняным маслом и олифой, а потом просушивали в печи. Два мастера в неделю делали 40 донец: один был столяром, другой живописцем.
В XX веке промысел возрождался непросто: профессиональных художников специально отправляли в Городец для организации художественных мастерских. Современная фабрика «Городецкая роспись» была основна в конце 1930-х как артель «Стахановец», и сегодня ее продукцию знают во всем мире.
Яркий зверинец
Любимое животное городецких мастеров — черный конь. Он фигурирует не только в бытовых жанровых сценках, но и в батальных. Еще один частый герой городецких сюжетов — петух. Кроме привычных для нашей полосы животных и птиц, мастера изображали экзотических — барсов и львов.
Одним штрихом
Городецкая роспись, как правило, наносится без предварительного рисунка сразу кистью, как выражаются искусствоведы, «свободным и сочным ударом». Причем это может быть как широкий мазок, так и тончайшая линия.
Хохломская и городецкая роспись
Музейное собрание Хохломы и Городца весьма обширно, его можно отнести к одному из самых крупных. В целом оно насчитывает более тысячи экспонатов, выполненных из дерева, и около четырех тысяч образцов хохломской и городецкой росписи на бумаге, стекле и фарфоре.
Панно «Время», Староверова Е.Н., 1997 г.
Дерево – один из самых распространенных материалов в России. Особые стилевые традиции его художественной обработки сложились в различных регионах страны, в том числе и в Нижегородской области, где находятся широко известные промыслы росписи по дереву – Хохлома и Городец. Эти старейшие центры традиционной народной культуры расположены в северной части Нижегородского Заволжья, всего в нескольких десятках километров один от другого, тем не менее, их художественные системы самобытны и не похожи друг на друга.
Хохломской промысел знаменит деревянной посудой, которая с давних пор обращает на себя внимание красотой и лаконичностью форм, разнообразием растительных узоров и строгой торжественностью колорита, основанного на сочетании красного, черного и золотистого цвета. Необычность окраски, имитирующей дорогие металлические сосуды, достигается оригинальным способом, который вот уже несколько столетий сохраняется в своей основе. Деревянную посуду грунтуют глиняным раствором, пропитывают льняным маслом, натирают порошком серебристого цвета (сейчас это порошок алюминия, в прошлом – олова), затем расписывают и лакируют.
Городецкие мастера, в отличие от хохломских, расписывают не посуду, а деревянные панно, шкатулки, сундучки. Украшают их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и цветов. Художественный язык этого искусства основан на необычности образов, яркой многоцветности колорита и виртуозной технике, важное место в городецкой росписи занимают жанровые сюжеты.
Хохломской промысел более ранний по своему происхождению. Легкие деревянные чаши, братины, солоницы, расписанные растительными узорами по золотому фону, привлекали внимание уже в XVIII столетии, а в XIX они приобрели известность не только в России, но и за рубежом.
К сожалению, деревянная посуда не долговечна, и до наших дней сохранились лишь немногочисленные образцы, которые можно отнести к XIX веку.
Большую часть музейной коллекции хохломской росписи составляют произведения 1930–х годов. В это время мастера объединялись в кооперативные товарищества кустарей. Артели, образованные в старинных деревнях и селах, расположенных по верхнему течению реки Узола – Новопокровское, Семино, Хрящи и др., выпускали посуду традиционных форм с виртуозными травными узорами и мебель. Артель «Экспорт», организованная в те годы в г. Семенове, специализировалась на выпуске более сложных по форме и росписи изделий – ваз, ковшей, большая часть которых предназначалась для продажи заграницей. В собрании музея хранятся работы крупнейших мастеров того времени, чьи имена вошли в историю промысла: А.
1930-е годы для Хохломы, как и для многих центров традиционной народной культуры – время поиска и эксперимента. Мастера промысла тогда впервые начали работать над созданием не только утилитарных вещей, но и уникальных произведений, изначально предназначенных для экспонирования на выставках или украшения общественных помещений. В эти годы проводились работы по использованию традиционных хохломских орнаментов в росписи изделий из фарфора, стекла, декорирования тканей. Интересными были и поиски в области разработки новых орнаментальных решений.
Среди экспонатов тех лет – образцы мебели с непривычной для «хохломы» росписью по белым и серебристым фонам. Это комплект для рукоделия (стол со стульями, автор А.Г. Подогов) и ширма, выполненная хохломскими мастерами в экспериментальных мастерских Музея народных художественных промыслов, работавшего в конце 1930-х годов сначала в Москве, затем в Загорске.
Городецкая коллекция музея
Городецкий промысел начал формироваться в конце XVIII века. Крестьяне ряда небольших деревень, расположенных неподалеку от крупного торгового села Городца, делали на продажу донца для прялок. На них женщины сидели во время работы, укрепив в специальном отверстии высокий гребень с льняной или шерстяной куделью. Донце было не только подарком женщине, но и предметом, который использовался в различных обрядах, поэтому его непременно старались сделать красивым, а после работы размещали на стене дома.
В декорации донец использовали очень редкий в русском народном искусстве прием инкрустации кусочками темного мореного дуба. К 1870–м годам от резьбы с инкрустацией перешли к росписи, быстрыми живописными мазками изображали пышные «розаны», всадников, сцены чаепитий и гуляний. К 1920-м годам необходимость в донцах отпала, и свои живописные навыки городецкие мастера стали широко использовать в украшении других предметов: коробочек, ларцов, декоративных панно, игрушек.
Музейная коллекция включает целый ряд произведений, признанных «классическими» образцами городецкого искусства. Среди них редкие подписные донца Антона Мельникова (1860 г.) и Гавриила Полякова (1881 г.), выполненные в конце 1930-х годов, – панно Игнатия Мазина «Мазин на охоте» и «Жизнь Мазина
Мазин И. А. Панно «Мазин на охоте». 1937 г.
Мазин И.А. Панно «Жизнь Мазина». 1937 г.
К уникальным произведениям промысла можно отнести работу И.К.Лебедева и Д.И. Крюкова, ширму «Градоначальники города Глупова», созданную по мотивам повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова».
Музей хранит значительную коллекцию рисунков с образцами городецких орнаментов, значительная часть которых была выполнена А.Е. Коноваловым – известным городецким мастером, возглавившим работу по возрождению промысла в послевоенное время. До середины 1980-х годов А.Е. Коновалов оставался творческим руководителем предприятия «Городецкая роспись», в рамках которого промысел развивался во второй половине XX века.
В музейной коллекции представлены произведения всех ведущих художников промысла этого времени: Л.А. Кубаткиной, Ф.Н. Касатовой, Л.Ф. Беспаловой, В.А. Чертковой, Е.Н. Староверовой и др. Большой интерес представляет серия произведений на тему «Сергиев Посад», которая была выполнена мастерами промысла в середине 1990-х годов по заказу музея.
Заведующая сектором «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Толстухина Наталья Владимировна.Секреты Хохломской росписи. Сувениры хохлома
Главная → Секреты хохломской росписи
Выбор изделий с хохломской росписью настолько велик, что каждый найдёт достойный презент.
Но что вам известно о хохломской росписи?
Дополните свой подарок интересным рассказом, и он станет ценным вдвойне!
Немного истории
Хохлома, или хохломская роспись – это старинный художественный промысел, который возник ещё в 17 веке в Нижегородской губернии, а своё название получил от крупного по тем временам села Хохлома, куда на торги привозили различные деревянные изделия.
Изготавливали хохломскую посуду изначально при монастырях, а после открытия в 1916 г. специальной художественной школы в г. Семёнов, её выпускники организовали небольшую артель, которая впоследствии стала крупным производством деревянных изделий с необычайно красивой росписью.
Этапы производства
Это в наши дни хохломская роспись является декоративно-прикладным искусством, а пару сотен лет назад такая роспись помогала деревянной посуде выдерживать конкуренцию наряду с дешёвой металлической и завоёвывать популярность на зарубежных выставках.
И если раньше в её производстве использовали серебро, то сейчас пользуются более дешёвыми материалами.
Смотрите видео с производства «Хохломская роспись», технология производства изделий Хохлома:
Кликните на видео 2 раза и смотрите во весь экран.
Процесс производства состоит из трёх этапов: заготовки и грунтовки, собственно росписи и закалки.
Первый этап
Из хорошо высушенной древесины (липа, ольха, береза) вытачивают заготовку (бельё).
Далее её грунтуют: тщательно покрывают глиной и олифой в несколько слоёв, затем высушивают при температуре выше 60 градусов.
После заготовку лудят, то есть на липкую поверхность наносят равномерный слой порошкового олова или алюминия.
Второй этап
Для росписи изделия используют масляные краски.
Основные цвета – красный (киноварь), чёрный (газовая сажа), жёлтый, зелёный и реже коричневый.
Третий этап
После того как роспись высыхает, изделие покрывают слоем лака и отправляют в печь на закалку.
При температуре до 300градусов масляный лак начинает желтеть, вот почему готовое изделие имеет золотой цвет с росписью, а не серебряный.
Процедуру повторяют несколько раз, таким образом лак становится не только более прочным, но и насыщенным.
Как разукрашивают матрешки:
Виды росписи
Для хохломской росписи характерны два вида письма – верховой и фоновый.
Верховая роспись подразумевает нанесение ажурного узора поверх золотого фона, тогда как фоновая роспись получается путём нанесения вокруг орнамента одноцветного тона, а сами элементы остаются золотыми.
Классическими примерами первого вида письма являются орнаменты под названием «травка» с чёрными и красными кустиками и стеблями и «под листок» с крупными растительными формами (листьями, ягодами).
Для фонового письма характерен более сложный тип орнамента под названием «кудрина» из-за изобилия завитков.
Безусловно, изделия с хохломской росписью – это один из самых оригинальных и практичных подарков в наши дни.
Красочные и яркие, они не оставят равнодушным ваших коллег, друзей, родственников и уж тем более иностранных деловых партнёров.
Звоните нам по телефонам и заказывайте:
+7(495)744-1041, +7(812)313-2450, (863)256-1001
Адреса магазинов
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Связанные разделы: Хохлома
Хохломская роспись
Хохломская роспись
Костромеева Ю.Д. 11МАОУ СОШ № 92 города Тюмени
Позняк И. И. 11МАОУ СОШ № 92 города Тюмени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение.
Русский народный промысел объединяет в себе огромный пласт культуры. Особенность нашей страны еще и в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое другое.
Актуальность:
На уроке изобразительного искусства мы рисовали элементы хохломы. У меня возникла идея: что если мамам на 8 марта сделать подарок. Я предложила учителю расписать деревянные кухонные лопатки и подарить их мамам. Дома мы обсудили мое предложение. В интернете изучили технику нанесения рисунка и решили сначала самостоятельно попробовать нанести хохломской узор на деревянную шкатулку. Я решила больше об этом узнать, заинтересовать одноклассников.
Объект исследования:
Роспись народных промыслов.
Предмет исследования:
Хохломская роспись.
Цель:
Оформление деревянных изделий хохломской росписью.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения декоративного искусства.
Рассказать о декоративной росписи по дереву.
Выполнить декоративную хохломскую роспись.
Выступить с докладом «Хохломская роспись» перед одноклассниками.
Провести анкетирование среди учеников класса.
Провести мастер класс «Подарок маме».
Систематизировать доклад, сделать фотографии.
Сделать вывод по результатам исследования.
Гипотеза:
Мы считаем, что хохломская роспись актуальна в ХХI веке.
Методы исследования:
Анализ информационных интернет ресурсов, обобщение, описание, анкетирование в классе, практическое выполнение декоративной хохломской росписи.
Практическое применение исследования:
Исследование может быть использовано как ознакомительное, для проведения дискуссий, семинаров, классных часов. А поделки, сделанные своими руками, для подарка.
ГЛАВА I Старинные промыслы.
Издавна Русь славилась на весь мир художниками. Таких узоров, какие выполняли наши мастера, не смог бы и придумать ни один европейский художник. Со временем сложились даже отдельные направления и школы, которые продолжают традиции нашего народа. [3]
Перечислить все виды и техники росписи на Руси практически невозможно. Их так много, и каждая несет в себе отдельные черты местности и культуры. В старинной Руси ремесленники в городах и деревенские жители занимались различными промыслами. Они вырезали из дерева, лепили из глины, ковали из железа различные причудливые фигурки, игрушки для ребятишек и посуду, из которой можно было не только кушать, но и любоваться.
Искусство народное глубокое и традиционное. В различных регионах Руси художники видели красоту своих творений по-разному. Есть на Руси несколько знаменитых художественных промыслов: хохлома, дымково, городец, гжель, филимоновская игрушка. Отсюда и название знаменитых росписей: дымковская, городецкая, филимоновская, гжель, хохломская.
1.1 Дымковская игрушка.
Дымково — один из микрорайонов города Кирова. В древние времена русские люди нашли на берегу реки Вятка красную глину. Из глины лепили посуду. А из маленьких кусочков глины лепили мастерицы свистульки для своих малышей, да расписывали их яркими красками. Дымковские игрушки расписывали очень ярко. Узоры на этих игрушках расписаны желтыми, красными, синими, зелеными красками. Не только детям, но и взрослым нравились такие игрушки, яркие, веселые, солнечные.[4]
Таким образом, стал народ называть это чудо — дымковская игрушка.
Дымковская игрушка.
Источник: dymkovskaya_igrushka.html
1.2 Городецкая роспись.
На Волге стоит славный и древний город Городец. По приданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он словно птица Феникс, отстроился заново. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.[5]
Итак, городецкие умельцы делали игрушки, деревянную посуду, прялки, мебель. И так красиво расписывали, что радовали глаз, переливаясь всеми цветами радуги.
Городецкая роспись.
Источник: gorodeckaya_rospis.html
1.3 Филимоновская игрушка.
Одна из легенд гласит, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки и игрушки. Место, где он поселился, так и назвали Филимоново.
Есть даже сказка про деда Филимона: шел дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шел он, шел, дремучими лесами, солнышко ясно светило. Жарко стало, а тут и ручей. Присел он на камушек, а тут глина. Повертел он ее в руках- получилась птичка проткнул дырочки- запела птичка. Так с тех пор и повелось “глиняное дело”. [6]
Таким образом, филимоновские игрушки — всегда свистульки. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, у всех игрушек вытянутые шеи и маленькие головки.
Филимоновская игрушка.
Источник: filimonovskaya_rospis.html
1.4 Гжельские узоры.
В Раменском районе Московской губернии широко раскинулся “Гжельский куст”- двадцать семь исконно русских деревень, расположенных среди лесов и полей. В них зародилось сказочное сине-белое искусство гжельской росписи. Гжельская земля всегда бедна черноземом, она не урожайна и прокормиться на ней человеку сложно. А все дело в том, что сразу под верхним слоем земли широким пластом пролегала белая глина. Поразмыслил народ гжельский, подумал, да и бросил в земле копаться. Стал глину добывать и гончарное дело поднимать.[7]
Итак, искусство народное, глубокое и традиционное. Гжельские узоры необычно красивы и изящны. Секрет этой росписи в живописном тональном мазке с переходом от темного к светлому оттенку синего цвета.
Гжельские узоры.
Источник: gjelskaya_rospis.html
ГЛАВАII Хохломская роспись.
2.1 Что такое хохлома.
Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в ХVll веке в округе Нижнего Новгорода.
Самый знаменитый русский промысел. Возник он почти 300 лет назад. Когда смотришь на хохломскую посуду, кажется, что она сделана из чистого золота и есть из нее можно только по большим праздникам. Но на самом деле эта посуда сделана из обычного дерева и покрыта толстым слоем лака.
Хохлома представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Традиционный хохломской орнамент – сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Иногда хохломской узор называется «травка», потому что он состоит из всевозможных травинок, листиков, елочек…[8]
Итак, Хохлома – это декоративная роспись.
Хохломская роспись.
Источник:www.hohlomannov.ru
2.2 История возникновения народного промысла.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVll веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и продавали в большом торговом селе Хохлома (Нижегородской губернии). [8]
Таким образом, отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Хохломская роспись.
Источник: www. hohlomannov.ru
ГЛАВАIII Практическая часть.
3.1 Роспись шкатулки.
Для того, чтобы провести мастер-класс перед одноклассниками, начала я решила сама сделать поделку.
В специализированном магазине купили шкатулку. В интернете и в книге “Золотая хохлома” прочитали, как правильно создается рисунок.
Сначала изделие покрывается специальной белой грунтовкой. После высыхания шкатулку покрасили желтым цветом для фона. Мы нарисовали веточки с красными ягодами и зелеными листочками.
За работой Готовая шкатулка
Фото: Костромеева А.В. Фото: Костромеева А.В.
3.2 Анкетирование и классный час
В классе мы провели анкетирование среди учеников 3«В» класса 92 школы с целью выяснить, а нравится ли школьникам Хохлома, а есть ли предметы с Хохломской росписью и хотели бы сами выполнить Хохломскую роспись. Мы получили интересные ответы, где 92% нравится Хохлома, но только у 25% ребят есть дома изделия, расписанные под Хохлому, зато 100% детей ответили, что хотели бы сами выполнить работу, расписанную под Хохлому.
Во время классного часа я выступила с докладом перед своими одноклассниками. Рассказала о старинных украшениях на мебели и различной посуде. О самой древней росписи — хохломской. Ее возникновении и истории. Своим рассказом и показом выполненных изделий я постаралась заинтересовать ребят и предложила сделать поделки мамам к 8 марта.
3.4Мастер — класс.
На мастер-классе мы потренировались изобразить все задуманное сначала на бумаге. У нас получилось.
Далее работали по этапам.
Грунтовка
Загрунтованные изделия
Фото:Костромеева А.В.
Нанесение фона.
Нанесение цвета на грунт
Фото: Костромеева А.В.
3)Нанесение рисунка на фон.
Роспись
Фото: Костромеева А.В.
Красные ягоды, золотистые узоры и зеленые веточки с листиками, все это мы рисовали сами.
Итак, посмотрите, какие замечательные подарки мы приготовили своим любимым мамочкам.
Подарки мамам
Фото: Костромеева А.В.
Глава IV Заключение.
Подводя итог своей работы, мы доказали, что старинный промысел создания красивых предметов домашнего обихода и кухонных предметов не забыт, более того развивается и в наше время.
Таким образом, на основании того, что мы выполнили сами роспись под Хохлому и проанализировали анкеты, можно сделать вывод, что Хохломская роспись, возникшая в древней Руси интересна и узнаваема в настоящее время современным детям.
Цель достигнута, гипотеза доказана, мы смогли применить старинный русский промысел для оформления подарков нашим мамочкам. А значит — Хохлома актуальна и в 21 веке.
Литература:
Емельянова Т. Е.«Золотая хохлома»
Молотова В.Н. «Декоративно-прикладное искусство»
Фокина Л.В. «История декоративно-прикладного искусства»
Интернет-ресурсы:
4.интернет портал dymkovskaya_igrushka.html
5.интернетпорталgorodeckaya_rospis.html
6.интернетпорталfilimonovskaya_rospis.html
7.интернет портал gjelskaya_rospis.html
8. Интернет порталwww.hohlomannov.ru
Приложение 1
Анкетирование
Вопросы анкеты
Нравится ли вам хохлома?
Есть ли она у вас дома?
Хотелось бы вам использовать предметы хохломской росписи дома?
Хотите ли вы сами выполнить хохломскую роспись?
Вопрос ДА-33 НЕТ-1
Вопрос ДА-9 НЕТ-25
Вопрос ДА-29 НЕТ-5
Вопрос ДА-34 НЕТ-0
Просмотров работы: 456
Традиционная хохломская роспись — Художественный калейдоскоп
Эскиз традиционной хохломской росписи
Традиционная хохломская роспись
Хохломская роспись — уникальное явление в мировой культуре, традиционное русское искусство, нигде в мире не встречающееся. Хохломская роспись родом из Волги и получила свое название в честь одной из деревень Нижегородской области — Хохлома. Между тем, во второй половине XVII века, после церковных реформ, в этих местах искали пристанище старообрядцы.И среди них были художники, благодаря которым появилась хохломская роспись.
Тогда в росписи икон применялась технология росписи фона золотым цветом. Между тем, мастера использовали золотой и серебряный порошок, который был дешевле. После росписи мастер обмазал икону льняным маслом и запек в духовке. В результате фон приобрел золотистый цвет. Это алхимия! И аналогичные технологии мастера использовали в хохломской росписи. Однако вместо серебра взяли оловянный порошок, и результат был тот же — изделия стали солнечно-золотыми.Несомненно, такие блюда были достойны царского стола, но и доступны простым людям.
Декоративная тарелка из традиционного золота Хохломская роспись
Основные цвета, используемые в хохломской росписи — золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняли зеленый, коричневый, оранжевый и желтый цвета. Мотивы, используемые в живописи, в основном натуральные: трава, цветы, ягоды. Картина с лошадью представлена в нескольких вариантах, окруженная «травяной росписью».
Раскрашенный фон выполняется следующим образом: Мастер рисует черные или красные контуры композиции, затем раскрашивает фон и прорисовывает детали.Конечно, это очень трудоемкая работа.
Традиционная хохломская роспись
Натюрморт с фруктами и хохломской росписью по дереву
Есть еще зеленая хохлома, изготовленная фирмой «Хохломская роспись» г. Семенов Нижегородской области. В хохломской росписи есть несколько видов орнаментов. В частности, композиция в круге, композиция в «ветке», композиция в «спиральном венке», композиция в квадрате, композиция из дерева. А в галерее — образцы хохломского орнамента.
Великолепный набор, расписанный традиционным хохломским золотом
Клубника в хохломской вазе
Ваза-лебедь, Хохломская роспись по дереву
Яблоки и хохлома натюрморт
Зеленая хохломская роспись
Образец зеленой хохломской росписи
Орнамент для хохломской росписи по дереву
Узоры хохломского орнамента
Сказочный орнамент
Орнамент синяя хохлома
Красивый хохломский орнамент
Растительный орнамент
Жар-птица. Красно-черный орнамент хохлома
2014 Календарь в хохломском стиле
Лошади Календарь на 2014 год в хохломском стиле
Картина с ягодами и листьями
Из России с любовью
Золотая хохломская роспись
Чаша и ложки Хохломская роспись
Стильная хохломская роспись
Набор Хохломской росписи
Ложки и кувшин, Хохломская роспись
Великолепная Хохломская роспись
Кухонная посуда деревянная Хохломская роспись
Стол с хохломской посудой
Ноутбук, украшенный хохломской росписью по дереву
Традиционный узор
Узоры народной росписи
Преобладают красные и черные
Листья и цветы традиционный узор
Ягоды и цветы на красном фоне
сказочное народное творчество
Желтый фон
Потрясающие узоры
Мимоза
Круглая красная тарелка
Разнообразие узоров
Яркие цвета
Традиционные орнаменты
Великолепный
Подсолнухи и ягоды
Красивый
Птицы и цветы
Контрастные цвета
Яркие цвета
Народная живопись
Красный и желтый
Разнообразие цветов
Великолепная картина
Оранжевый, желтый, красный
Очаровательный орнамент
Изысканные украшения
ярмарка мастеров. ru
Настоящая русская деревянная хохлома ручной работы
Показано 1 до 21 (из 41 товаров)
Высота: 15 см, диаметр: 12 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись на…
Высота: 18 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись по дереву…
Диаметр: 15.5-16,5 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись по дереву…
Диаметр: 12,5-13,5 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись по дереву…
Высота: 18 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись по дереву…
Высота: 9 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись по дереву…
Диаметр: 23 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись по дереву…
Высота: 15 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись по дереву…
Диаметр: 21 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле.Хохломская роспись по дереву…
Высота: 20 см, диаметр: 6 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись на…
Диаметр: 15 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись по дереву…
Диаметр: 18 см. Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись по дереву…
Высота: 21 см.Русское изделие ручной работы расписано вручную в неповторимом хохломском стиле. Хохломская роспись по дереву — это…
Аутентичный футляр для хохломской бутылки ручной работы в России. Она выточена вручную из древесины липы и расписана вручную в традиционном…
Аутентичная хохломская чаша ручной работы в России. Хохломская роспись по дереву — традиционный вид русских декоративных работ, который был…
Подлинный хохломский подсвечник ручной работы в России.Хохломская роспись по дереву — традиционный вид русских декоративных работ, который…
Аутентичное блюдо из хохломской сельди, сделанное вручную в России. Хохломская роспись по дереву — традиционный вид русских декоративных работ, который…
Аутентичная хохломская кружка ручной работы в России. Хохломская роспись по дереву — традиционный вид русских декоративных работ, который был…
Подлинная хохломская тарелка ручной работы в России. Хохломская роспись по дереву — традиционный вид русских декоративных работ, который был…
Аутентичный набор хохломской рюмки (3 шт.) Ручной работы в России. Хохломская роспись по дереву — традиционный русский вид…
Аутентичная хохломская сахарница с ложкой ручной работы в России. Хохломская роспись по дереву — традиционный вид русского декоративного искусства…
Показано 1 до 21 (из 41 товаров)
Золото Хохлома
Поездка к Семенову за локонами и рябиной
Хохлома где-то в глубине моих детских воспоминаний.Воспоминания о моем классе в детском саду с рядом окрашенных и лакированных стульев с орнаментом из красной рябины. Воспоминания о лете, теплом и беззаботном, когда я забежала на летнюю кухню, быстро вытерла руки подолом юбки, а потом тайком съела пену прямо из большой миски свежего малинового варенья деревянной ложкой с таким же орнаментом до тех пор, пока моя бабушка поймала меня и ударила той же ложкой по лбу.
И в дальнейшем в жизни были лишь случайные ассоциации: знакомый дизайн на банковской карте, нашивки на спортивной форме сборной России и «Хохломская стена» знаменитого бара Симачева (который сейчас закрыт).Почувствовав новую волну интереса к народным промыслам, я отправился в Семенов, город Нижегородской области, известный как «столица Золотой Хохломы». А теперь я расскажу вам о самом главном!
В Семенове до сих пор производят изделия с хохломской росписью. Много-много Хохломы!
Хохломская роспись была изобретена во второй половине 17 века в «селе Семеновском», как его называл хозяин боярин Морозов.С тех пор многие чашки и ложки были расписаны, а когда-то артель превратилась в фабрику. Производство «Хохломской росписи» в Семенове большое: почти 600 человек, 340 мастеров изготавливают изделия кустарного промысла, из них почти 140 — художники! Большинство художников на фабрике — женщины. Из них 16 высококвалифицированных сотрудников — художники 6 категории работают в творческой лаборатории, которая занимается росписью эксклюзивных вещей и индивидуальных заказов. Ежемесячно фабрика выпускает самые разные товары на сумму от 750 000 рублей! В настоящее время в Минпромторге России зарегистрировано 1933 товара.Ассортимент обновляется на 50 единиц каждый год!
Gold Хохлома изначально серебряная!
Технология хохломской росписи сложна, состоит из нескольких этапов. На приусадебных участках заготавливают древесину — на ложки вырезают липу и березу. Перед тем как попасть на лесопилку, а затем на токарный станок, стволы деревьев в естественных условиях сохнут в течение двух лет. Из бревен изготавливаются деревянные заготовки разного диаметра, после высыхания столяры и токари получат идеальные формы посуды, бочонков, сувениров или мебели.Затем заготовки грунтуют масляной глиной. Глина втирается в древесину, чтобы закрыть поры и трещины. После очередной сушки изделия трижды покрывают густым и вязким льняным маслом — кипяченым льняным маслом. Его производят прямо на заводе, а также краски, которые замешивают по старинным рецептам. После высыхания заготовки переходят к следующему этапу — лужению алюминиевой пудрой, в этот момент абсолютно все изделия приобретают серебристый цвет! С помощью сыромятной кожи мастер натирает легкий алюминий липким слоем льняного масла.И снова сушка, обжиг в печах и, наконец, все готово к покраске! Перед тем, как на предметах появятся первые узоры, им придают края и днище и снова сушат в печи при 40 ° С.
После покраски тележки с предметами отправляют в лакировочную комнату. Лак, которым покрываются все изделия из Хохломы, бесцветный, но после того, как они были в духовке и «запечены» до 120 ° C, все изделия стали золотистыми, а красный и зеленый цвета приобрели более темный оттенок!
Кудри и рябина в красном, черном и золотом цветах — классика хохломской росписи.
Художники на фабрике в Семенове владеют двумя способами росписи — верхней и фоновой. В первом случае заготовка вручную наносится поверх лака кистью — так на золотом фоне появляются знаменитые кудрина — травяной орнамент с цветами, побегами растений, тычинками. . В методе рисования фона художник сначала рисует форму листа или ягоды, а уже потом покрывает краской основной фон. Декоративные элементы останутся золотыми.
Есть еще «Зыкинская» Хохлома
.Это слово не из 90-х и не означает, что картина классная. Картина «Зыкинская» зеленая с белыми ландышами! Он был придуман специально для Людмилы Зыкиной (известной певицы русских традиционных народных песен), которая любит именно эти цветы. Но новый дизайн теперь полюбился и рядовым покупателям. Певец побывал на заводе тридцать лет назад и внес свой вклад в развитие инфраструктуры Семенова.
Хохломская роспись может быть миниатюрной!
Над росписью украшений — серег, браслетов, бус — работает целый отдел художников. Здесь важно умение наносить тонкие линии и узоры.
Хохлома можно подделать, но отличить реплику несложно.
«Надомники» — расписывающие дома деревянные миски и ложки сильно портят репутацию хохломской росписи. Ремесленники внимательно следят за ассортиментом фабрики и подделывают популярные изделия так же хорошо, как и в лучших китайских артелях.Они нарушают все технологии, окрашивая изделия не теми красками и используя машинные лаки, что очень сильно сказывается на качестве. Отличие оригинала от подделки становится понятным при внимательном изучении товара. На изделии, которое производится и красится на заводе, не будет мусора под лаком, все будет гладко. Везде будет аккуратная отводка, «прореживание», красиво прорисованные ягоды. Вы не увидите подтеков, грязи, белых пятен, кривых мазков, без лаковой краски не останется ни одного участка.У оригинальной хохломской матрешки (матрешки) внутри древесина светлого цвета, потому что она сделана из липы или березы, китайские будут темными. Хохломская роспись имеет почти 800 патентов, но зачастую поддельные изделия легко попадают в магазины.
Расписать хохломскими узорами можно все — от квартиры до самолета.
Художники фабрики получали очень много заказов на протяжении всей истории. Они красили стены и потолки частных домов, пивные банки и бутылки с алкоголем, выпущенные ограниченным тиражом.Красили даже самолеты. Несколько лет назад к 40-летию полетов в Москву были расписаны фюзеляжи 8 авиалайнеров British Airways. Вы можете обсудить покраску чего угодно в мире, связавшись напрямую с маркетинговым отделом фабрики.
В Семенове пишутикон.
В иконописной мастерской «Светлый образ» вы найдете работающих девушек указанной шестой категории — высочайшего уровня мастерства. Многие художники учились в Свято-Троице-Сергиевой лавре.Мастерская — одна из официальных «патриархальных» артелей. Икона «Хохлома» проходит весь технологический процесс — от лужения до золочения. Иконы пишутся с соблюдением всех канонов иконописи, а также всех постов. Образы, написанные в Семенове, украшают даже храмы на Афоне. Стоимость написанной вручную иконы в зависимости от формы, размера и лика святого от 9000 рублей
.Посуду, изготовленную на заводе в Семенове, можно использовать!
Сертифицированная продукция боится только микроволн, но горячий чай или суп можно смело наливать в посуду, тарелки и чашки с оригинальной хохломской росписью. Говорят, что если поесть настоящей «хохломской» ложкой, то никогда не обожжешься.
Картина в стиле Хохлома возможна в сотрудничестве с дизайнером.
Оказалось, что легко и просто предложить свой дизайн и придумывать сотрудничество с фабрикой. Молодым дизайнерам нужно только представить свой проект, обсудить детали, технологический процесс. В качестве примера можно привести настольные лампы Ольги Микковой, тарелки марки HALF & HALF, деревянных снегирей Семена Белугина, украшения марки «Ярославна».
На фабрике в Семенове вы можете заказать матрешку самостоятельно с индивидуальным дизайном.
Единственная матрешка в мире будет стоить недешево. Но точно станет реликвией. Форму и дизайн изделия придумают художники творческой мастерской, а здесь они и распишут. Если в заказ входит рисование эскиза в векторах, то цена такой матрешки будет около 40 000 рублей. Небольшая партия фирменных матрешек обойдется намного дешевле.
Изучить хохломскую роспись можно прямо в столице Хохломы.
В Семенове есть школа художественного мастерства, открывшая свои двери в 1916 году. Именно ее выпускники открыли артель, которая впоследствии стала фабрикой Хохломской росписи. На фабрике вы можете освоить новую профессию от 6 месяцев до 2 лет.
Хохломская роспись имеет собственную дизайнерскую коллекцию.
Под брендом LADA & LIZA фабрика Хохломской росписи ежегодно выпускает яркую тематическую коллекцию женских аксессуаров — сумок, украшений, шарфов и даже матрешек.Они служат футлярами для шарфов и расписаны по принту. Абсолютно все предметы коллекции ограничены.
В ассортиментном отделении фабрики можно увидеть настоящие раритеты.
Конечно, в музее и туристическом центре «Золотая Хохлома» их больше. Но на фабрике можно увидеть эволюцию хохломской росписи, изучить, как менялись формы и тенденции — от простых ложек эпохи Второй мировой войны, которые производились в количестве до 10 000 штук в день, до единственной вазы с портретом. Леонида Брежнева.Кстати, предъявить его не успели до смерти председателя ЦК КПСС. Есть много составных наборов, черпаков, которые назывались «утка» (из-за формы) или «братья» (для питья для всех братьев), теперь они собирают пыль, а в старые времена они были желанными подарками для свадьба. Самое интересное на прилавках — изделия современных дизайнеров, расписанные в хохломском стиле.
Купить Хохлому онлайн.
Практически весь ассортимент представлен на сайте www.goldenhohloma.com.
В магазине при фабрике в Семенове, а также в магазине «Жар-птица» в Нижнем Новгороде огромный выбор любой продукции.
Проезд на фабрику Хохломской росписи:
Если у вас нет машины, вы можете сесть на поезд из Нижнего Новгорода в Семенов. Время в пути около часа. В ежедневном расписании поездов можно найти удобное время, но они ходят не очень часто. От вокзала можно дойти пешком до фабрики в старом городе или взять такси
Проект «Времена года в России» поддержан Русским географическим обществом www. rgo.ru
Поездка в Семенов рекомендована Русским географическим обществом.
Дополнительно про русские ремесла читайте здесь:
Как делают елочные игрушки
Павловопосадские платки
Перевод: Ирина Романова, Instagram: @ astrabella1
Также похожие сообщения:
Плёс Точно так же, как это было во времена Левитана.Хохлома — Вдохновение за дизайном Оленьки.
Работая дизайнером поверхностных узоров в международной компании, я научился разбираться в узорах и цветах. В те годы я понял, что традиционное русское народное искусство было удивительным источником вдохновения для создания предметов домашнего обихода. Из многих традиционных стилей живописи я решил изучить поразительное русское хохломское ремесло. Я чувствовал, что его замысловатые ботанические узоры прекрасно подходят для обоев и текстиля. За этой идеей последовало дальнейшее исследование предмета, который, как мне казалось, я так хорошо знаю.Достаточно скоро я понял, что мне нужно еще многому научиться. И поэтому в этом блоге я хотел бы поделиться историей о самом любимом русском ремесле и стиле живописи.
Золотая Хохлома.Хохлома возникла в деревнях вдоль Волги во второй половине 17 века. Ремесло получило свое название от одного из центров сбыта продукции в селе Хохлома. Примерно в это же время русские мастера разработали оригинальную технику росписи деревянной посуды золотистым цветом без использования золота.Это гениальное изобретение сделало декорированные деревянные изделия тяжелыми и дорогими. С тех пор это ремесло известно своими изогнутыми и яркими цветочными, ягодными и лиственными мотивами. Нередко встречается и мифическая Жар-птица из «Русских сказок». Стиль росписи можно сразу узнать по фирменным красному, черному и золотому цветам. Хотя мастера часто добавляли зеленый, коричневый и желтый, чтобы скрасить свои картины.
- Хохломское ремесло
- Хохломская чаша и ложка
Хохломская роспись бывает двух видов — так называемая «живопись переднего плана» и «фоновая роспись».
«Живопись переднего плана».На «переднем плане» художники рисуют поверх металлических поверхностей, создавая изысканные ботанические узоры. Они начинают с рисования нескольких изогнутых линий (стеблей), определяющих композицию, к которой добавляют множество красивых ботанических элементов. Классическим примером такой живописи является так называемая «травяная» живопись, где на золотом фоне выделяются изогнутые стебли с черными и красными завитками «травяных» мазков. Травяные узоры всегда пользовались особой популярностью.Существуют также «листовые» и «ягодные» узоры, которые, как следует из их названия, включают листья и ягоды. Понятно, что русские народные художники черпали вдохновение в природе, красиво стилизовав ее растительные формы. Поэтому неудивительно, что на их картинах можно увидеть много знакомых полевых цветов, а также клубнику, смородину и малину.
«Фоновая живопись».В «фоновом» шрифте художники начинают с очерчивания своих узоров на золотой поверхности.После этого они заливают фон одним сплошным цветом, обычно черным, оставляя элементы узора золотыми. Когда фон залит цветом, художники мазками кисти детализируют золотые элементы. «Фоновые» узоры представляют собой изогнутые ботанические стебли с пышными цветами, листьями и иногда сказочными птицами. Затем художники добавляют завершающие штрихи, такие как пышная трава, маленькие ягоды и цветы, которые рисуются поверх цвета фона. «Фоновая роспись» считается более трудоемким процессом, требующим от народных мастеров высокого мастерства и большого опыта.
Более сложный вариант этого вида росписи — «Кудрина», что означает «Кудри» или «Кудряшка». Народные художники очерчивают весь узор, заполняя промежутки между ними черным или красным цветом. В результате золотистые вьющиеся листья и цветы образуют золотой силуэт на контрастном фоне. Узоры Кудрина олицетворяют уникальное качество и обладают аурой высокой ценности.
История Хохломы
В 1653 году патриарх Никон объявил о реформах, направленных на установление единообразия греческой и русской церковной практики.В результате Русская православная церковь раскололась на официальную церковь и старообрядческое движение. Рождение хохломского промысла часто связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старообрядчество», поселились в отдаленных деревнях на берегу Волги. Среди них были высококлассные иконописцы и художники-миниатюристы. При этом у местных жителей было токарное мастерство, передававшееся из поколения в поколение. Так на стыке этих двух традиций зародилось хохломское ремесло.В нем соединились уникальная художественная культура иконописцев с традиционными формами токарной обработки изделий мастеров Поволжья, сохранен секрет изготовления «золотой» посуды без использования золота.
На протяжении двух веков хохломская посуда удовлетворяла практические нужды людей. Однако во второй половине XIX века восприятие стало меняться. «Русский стиль» вошел в моду, что привело к повышенному интересу к ремеслу как виду искусства. В 1853 году хохломские изделия впервые были представлены на Промышленной выставке в Москве, после чего последовал ряд выставок в Париже, старший.Петербург и Нижний Новгород. Он стал очень популярным в России и широко продавался на различных ярмарках. К хохломской посуде стала проявлять интерес даже царская семья. И экспорт продукции значительно увеличился.
После революции школа не только сохранилась, но и нашла значительную поддержку со стороны нового советского правительства. Во время Первой и Второй мировых войн женщины заменили художников-мужчин, не вернувшихся с фронта. С тех пор они стали играть главную роль в заводском коллективе.
Возникшая более 300 лет назад, Хохлома до сих пор процветает и остается верной своим корням.
Процесс изготовления хохломы.С тех пор процесс изготовления хохломы практически не изменился.
Сначала излишки древесины удаляются резаком, придавая им желаемую форму. Затем, чтобы краски оставались гладкими и стойкими, закругленные стороны изделий покрывают глиняным грунтом. Далее изделие замачивают в кипяченом льняном масле.После этого алюминиевая пудра (раньше была порошком олова) втирается в поверхность каждого предмета. И на следующем шаге происходит волшебство! Перед отправкой изделия в печь наносится слой олифы. Выпечка превращает «серебро» в «золото».
Художники вдохнули жизнь в изделия, украсив их красивыми ботаническими узорами. У них есть особая техника — держать кисть, прикладывать ее к фалангам указательного и среднего пальцев и прижимать к ним большой палец. Техника позволяет слегка поворачивать кисть во время рисования.Все выкройки являются художественной импровизацией, предварительного рисунка здесь нет.
Последний этап — лакировка и закалка в высокотемпературных печах.
Прошлое живет настоящим.Хохлома — яркое национальное явление, не имеющее аналогов в мире. Он символизирует значение леса и природы в русской культуре и ее истории, русское гостеприимство и красоту. Это прошлое, живущее в настоящем.
Я изучил основы техники хохломской росписи в школьные годы в России.Прошло много лет, и снова работать с хохломскими узорами — это здорово. Я использую методы, которым научился некоторое время назад, для создания новых ботанических дизайнов, вдохновленных хохломой. Цель — создать что-то новое. По этой причине я не склонен придерживаться традиционной цветовой палитры. Вместо этого я рисую традиционные ботанические узоры, а затем экспериментирую с цветовыми схемами. В результате получился дизайн, у которого есть история. Это место, где соединяются прошлое и настоящее.
Хохломская роспись, Русская живопись, Верхняя живопись, Фоновая живопись, Хохломские художники, Fibre2fashion
]]>Хохлома — известный народный русский декоративная роспись и в основном используется для создания чудесных орнаментов, деревянная посуда и мебель.Это искусство появилось в 17 -м г. века в деревнях под Нижним Новгородом. Эти картины известны как Хохломские росписи, хотя они никогда не производились в Хохломе, это название связано с торговым поселением Хохлома Нижегородской губернии; расписные вещи привозили на продажу из близлежащих деревень.
Обычно черно-красный цветочный орнаменты нарисованы на золотом фоне. Иногда умельцы используют зеленый цвет цвет тоже. Использование этих цветов обусловлено определенными причинами: красный добавляет тепла и мягкость к искусственному золоту, тогда как черный подчеркивает его блеск.
Этапы изготовления хохломской росписи
- Заготовки на токарном станке
- Заготовки загрунтованы жидким глиняным раствором и промасленные льняным маслом, после чего обрабатываются олифой и сушеные. Этот шаг повторяется 3-4 раза
- Следующий этап — лужение: изделие покрывается алюминиевый металлический порошок (раньше использовали серебряный порошок, а позже дешевле оловянный порошок).Затем изделие серебристого цвета готово к росписи, которая делается маслом и закрепляется сушкой в печи.
- После этого работа покрывается несколькими слоями лак, каждый из них сушат отдельно в печи. Это под воздействие высокой температуры, лак приобретает серебристый цвет. статья в золотой.
Хохломские художники делают такие картины без любая предварительная разметка; они наносят рисование кистью от руки.Хохлома картины передают красоту живой природы, а также символы хороших вещей, благополучие и счастье в России.
Ниже приведены основные видов хохломской росписи
1) Верхний живопись
В верхних картинах красный и черный орнаменты используются на золотом фоне. Эта картина включает в себя традиционные элементы «трава» и «лист».«Трава» состоит травинок и родников, окрашенных красным или черным по золотому цвету. «Лист» Картина состоит из овальных листьев и ягод, обычно раскиданных вокруг стебля.
2) Фон живопись
Фоновая окраска обратная верхняя окраска; здесь используется золотой дизайн на красном или черном фоне. «Кудрина» — это один из видов фоновой живописи — он процветает. узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими локоны.Эти виды картины более сложные, чем верхние рисунки, поэтому они обычно используются как дорогие подарочные изделия 19 -го в.
Современные хохломские предприятия, производящие много вещей с хохломской росписью, таких как сувениры, вазы, подсвечники, кружки и т. Д.
Список литературы
- & sec = article & uinfo = «target =» _blank «> http://www. russia-ic.com/
- & sec = article & uinfo = «target =» _blank «> http: // www.artrusse.ca/
- & sec = article & uinfo = «target =» _blank «> http://www.russianlegacy.com/
Русские поделки: Хохломская роспись (ВИДЕО)
Хохломская роспись на деревянных изделиях — это, пожалуй, один из видов нижегородского народного промысла, получивший наибольшее распространение в России и за рубежом.
Хохлома — старинный русский народный промысел, возникший в XVII веке в районе Нижнего Новгорода.Есть несколько версий того, как это появилось.
Самая распространенная версия гласит, что он был изобретен в лесном массиве недалеко от города Заволжье как уникальный способ придать деревянной посуде золотистый вид. Между тем, собственно рождение хохломской индустрии приписывают старообрядцам. Многие старообрядцы изготавливали иконы и портретные миниатюры. Они взяли с собой древние иконы и рукописи с яркими головными уборами, привезли с собой шедевры изобразительного искусства, каллиграфию в стиле мазков и необычайно богатые цветочные орнаменты.
В свою очередь, местные мастера совершенствовали токарный станок, передавая из поколения в поколение мастерство изготовления фарфора и искусство трехмерной резьбы. На рубеже XVIII веков Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломская утварь унаследовала свои «классические формы» и скульптурный вид от местных мастеров Поволжья, а визуальная культура и техника «тонкой кисти» — от иконописцев. И наконец, что не менее важно, он открыл секрет изготовления «золотой» посуды без использования золота.
Знаете ли вы?
У кукол хохлома и матрешка одни корни. Раньше все они производились одной ассоциацией. Но в 1928 году хохломская роспись отделилась и стала сосредоточиваться исключительно на посуде и мебели. Матрешки стали исключительной прерогативой фабрики «Семеновская роспись». Сейчас «Золотая Хохлома» также производит матрешки, но расписывает их в хохломском стиле.
Характер и узнаваемость хохлома — это сочетание красного, черного, желтого и зеленого цветов. Все изделия расписаны вручную и каждая работа уникальна.
Нажмите, чтобы увидеть больше фотографий:
Все права принадлежат Российской газете.
: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
КУПИТЬ ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА
Хохлома — традиционное народное русское ремесло, появившееся в 17 веке в деревнях под Нижним Новгородом. Один из самых известных видов народной русской декоративной росписи, с его помощью создается роскошная витиеватая деревянная посуда и мебель.
Изделия хотя и деревянные, но выглядят как позолоченный металл, а их золотая поверхность и орнаменты переливаются мягким металлическим блеском. Мастера Хохломы владеют оригинальной технологией росписи дерева золотом без использования золота.
Традиционно черный и красный (реже зеленый) растительный орнамент наносится на золотой фон. Золотой, черный и красный — такое сочетание можно увидеть в различных произведениях древнерусского декоративно-прикладного искусства, но для Хохломы эти цвета особенно важны: красный добавляет теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный подчеркивает его блеск. Кроме того, округлые поверхности окрашенной посуды не имеют резких линий и, таким образом, красиво рассеивают свет.
Хохломская роспись получила свое название по торговому поселению Хохлома Нижегородской губернии; расписные деревянные изделия привозили на продажу из близлежащих деревень, правда, в самой Хохломе они никогда не производились.
Ремесло своим происхождением обязано старообрядцам, которые, спасаясь от преследований чиновников, укрылись в местных лесах. Однако следует отметить, что еще до приезда местные жители занимались изготовлением посуды из мягких пород дерева.Среди раскольников были и иконописцы, обучавшие местных мастеров этой технике росписи. Легенда повествует о замечательном иконописце Андрее Лоскуте, который отказался подчиняться религиозным реформам патриарха Никона и поэтому прилетел из столицы и поселился в лесу. Писал деревянные изделия и иконы в старинном стиле. Патриарх узнал об этом и послал солдат схватить вольнодумного монаха. Но Андрей не сдавался; он сжег свою хижину (и может быть сам внутри нее), а до этого доверил сельским жителям сохранить свои ремесла.
Технология хохломской росписи с тех пор практически не изменилась. Процесс состоит из нескольких этапов: сначала заготовки обтачиваются на токарном станке, затем изделие шлифуется на жидком глиняном растворе и смазывается льняным маслом, а на следующем этапе обрабатывается олифой и просушивается. Этот шаг повторяется три-четыре раза. Следующий этап — лужение: изделие покрывается алюминиевой металлической пудрой (раньше применяли серебряную пудру, а позже более дешевую оловянную пудру). Затем изделие серебристого цвета готово к росписи масляными красками и закрепляется сушкой в печи.Затем работа покрывается несколькими слоями лака, каждый из которых просушивается отдельно в печи. Именно под воздействием высокой температуры лак превращает серебряный цвет изделия в золотистый.
Хохломские художники наносят роспись свободной кистью, без предварительной разметки. Образность хохломы декоративна и орнаментальна: она наиболее обобщенно передает красоту живой природы. Изображения цветущих кустов и ягод всегда считались в России символами добра, благополучия и счастья.Этот красивый обычай сохраняется и в наши дни мастерами Хохломы, которые украшают привычные предметы домашнего обихода витиеватой росписью. Они используют растительные орнаменты из цветов, трав и ягод. В хохломской росписи существует несколько видов этого орнамента.
Существует два основных типа хохломской росписи: верхняя роспись — красные и черные орнаменты на золотом фоне; и фоновая живопись — золотые орнаменты на цветном фоне. «Верхняя роспись» включает традиционные элементы орнамента «трава» и «лист».«Трава» состоит из травинок и родников, окрашенных в красный или черный на золотистый цвет. «Листовая» картина состоит из овальных листьев и ягод, обычно раскиданных вокруг стебля. «Фоновая» роспись основана на большом золотом рисунке на красном или черном фоне. Сначала обрисовывается контур, затем заполняется фон, а затем поверх фона добавляются небольшие рисунки. Один из видов фоновой росписи — кудрина (от русского «кудри» — завитки) — это цветущий узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими локоны.В начале 19 века «верхняя» роспись была более распространена, поскольку «фоновая» роспись более сложна и использовалась в дорогих подарочных изделиях. Особую популярность «фоновая роспись» приобрела во второй половине XIX века, когда было налажено хохломское мебельное производство.
Уникальные произведения хокломского искусства можно увидеть в Хокломском музее, открытом на фабрике Семенова в 1972 году. Среди них огромная хокломская ложка размером 2 метра 67 см и чаша размером полтора метра.Современные хохломские предприятия производят посуду, мебель, сувениры и другие товары.
Подробнее о русских сувенирах …
КУПИТЬ ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА
русссылка100029
.