Упражнения для чистописания – Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком

Содержание

Минутки чистописания для уроков русского языка в начальной школе

Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком и навыком каллиграфического письма.
Подобранные пословицы, поговорки, фразеологические обороты, четверостишия известных поэтов, лексические задания способствуют успешному усвоению языковых норм, усвоению и закреплению трудных для учащихся начальной школы тем русского языка, развитию яркой, эмоциональной, правильной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, помогают учителю приобщать учеников к русской культуре.
Четверостишия известных поэтов могут быть использованы на уроке в качестве упражнений на списывание, письмо по памяти, изучение разных орфограмм.
Учитель может использовать данный материал в разных вариантах, подбирая пословицы или четверостишия в зависимости от темы урока.

Сафиевой Е. А.

А

Алмаз и в грязи видать.
Аршин с шапкой.

Алфави’т, арбу’з, атла’с (ткань).

Б

Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

(А.Плещеев)

Без муки нет науки.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Бабье лето.
Беда мудрости учит.

Бало’ванный, бензопрово’д, бутерброд (тэ).

В

В душном воздухе молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы.

(Ф.Тютчев)

Вот полюбуйтесь на игру

Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.

(С.Маршак)

В бездонную бочку воды не натаскаешь.
В мае дождь – будет и рожь.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
Ветер рушит горы, а слово – дружбу.
В набат бить.
В облаках витать.
Вавилонское столпотворение.

Ве’рба, взяла‘, включенный.

Г

Голодного словами не накормишь.
Глаза не на месте – совесть нечиста.
Гроша не стоит, а выглядит рублем.
Геркулесовы столбы.
Гол как сокол.

Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка
Прыгает в лукошко.

(Е.Трутнева)

Герб – герба‘, гербы‘.

Д

Дети родителей не выбирают.
Доброе братство дороже богатства.
Дамоклов меч.
Даром хлеб есть.
Девятый вал.
До глубины души.

Даже стены тут приятно
Пахнут хлебом ароматным:
Много дружных пекарей
Хлеб пекут здесь на заре.

(В.Пальчинскайте)

Дела – дел, дефис [дэ], добы’ча, досу’г.

Е(Ё)

Если в победу не веришь, врага не одолеешь.
Ешь чеснок и лук – не возьмёт недуг.
Ешь не хочу.
Есть поедом.

Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мамы держат их всегда
В ежовых рукавицах.

Плакали ночью жёлтые клёны:
Вспомнили клёны, как были зелёны.

Ездить, езжу, ездишь.

Ж

Жадный дарит – будто от сердца отрывает.
Железо в работе не ржавеет.
Ждать у моря погоды.

Жил на свете человек –
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.

(К.Чуковский)

Ждала‘, желчный, же’мчуг.

З

За большим погонишься – и малое потеряешь.
Заковал мороз реки, да не навеки.
Зуб на зуб не попадает.
Заблудшая овца.
Звёздный час.

Заслонили солнце тучи,
Небо всё заволокли,
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли.

(А.Плещеев)

Зна’харка, звони’т, зубча’тый.

И

И добрая мачеха, а все не мать.
Играть первую скрипку.
Ищи добра, а худо само придет.
Иголке негде упасть.
Из мухи делают слона.
Извиваться ужом.

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит.

(К.Чуковский)

И’здали, ина’че, инжене’ры.

К

Кто ест мало, тот живёт много.
Кто веселится весной, тот плачет зимой.
Кто вовремя помог, тот дважды помог.
Косая сажень в плечах.
Крокодиловы слёзы.
Красная книга.

Каждый где-нибудь живет:
Рыба в речке, в норке – крот.

Заяц в поле, мышь в соломе,
Я – в большом кирпичном доме. (В.Шуграева)

Ка’мбала, катало’г, ка’шлянуть, купе (пэ).

Л

За большим погонишься – и малое потеряешь.
Заковал мороз реки, да не навеки.
Зуб на зуб не попадает.
Заблудшая овца.
Звёздный час.

Заслонили солнце тучи,
Небо всё заволокли,
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли.

(А.Плещеев)

Лазу’рь, лопоу’хий, лоску’т.

М

Муравьиная рать и льва победит.
Мир не без добрых людей.
Муравей невелик, а горы копает.
Мутная вода не течёт из чистого озера.
Маг и волшебник.
Манна небесная.
Муки Тантала (Танталовы муки).
Мать и мачеха.

Ма’стерски, ме’льком, мизе’рный.

Н

Не ищи шишки под дубом, жёлуди под ёлкой.
Наш Федул губы надул.
Не бывать калине малиной.
Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.
Неверный друг опаснее врага.
Носить камень за пазухой.

На рассвете, на рассвете
Лучший лов у рыбака.
На рассвете, на рассвете
Лучший гриб у грибника.

(В.Берестов)

На’голо (о стрижке), надо’лго, нача’ть, неду’г.

О

От плохого семени не жди хорошего племени.
От одного слова да на век ссора.
От горшка два вершка.
Открывать Америку.

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгин
Дыханьем ночи обожгло. (А.Фет)

Обле’гчить, отку’порить, окно’ – о’кон.

П

Первая ласточка – ещё не весна.
Плохой мир лучше доброй ссоры.
Помощь в несчастье – что дождь в засуху.
Посеешь привычку – вырастишь характер.
Пальма первенства.
Перекати-поле.

Под ногами в листопад
Листья желтые летят.
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребенок.

(В.Голяховский)

Пасте’ль [тэ], пиджа’к, пла’тишь.

Р

Раз соврал – навек лгуном стал.
Решетом воды не наносишь.
Родительское слово мимо не молвится.
Рыцарь без страха и упрека.
Рыцарь на час.

Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.

(С.Маршак)

Ретиво’е (сердце), ри’млянин, реме’нь.

С

Свет не без добрых людей.
Сделав худо, не жди добра.
Сердце матери греет лучше солнца.
Сесть на мель.
Синяя птица.

Солнце брызнуло в долины
Миллионами свечей.
Солнце льет на наши спины
Жаркий дождь своих лучей.(В.Викторов)

Си’лища, сре’дства, ста’туя.

Т

Трудовой хлеб сладок.
Тихая вода берега подмывает.
Танцевать от печки.
Толоконный лоб.
Тришкин кафтан.
Точить лясы.
Типун тебе на язык!

То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой…
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!

(А.Пришелец)

Те’ннис [тэ], ту’фля, тра’кторы, терра’риум, тюль, трениро’вка, точь-в-точь, тво’рог (творо’г).

У

У кого совесть чиста, тот спит спокойно.
Ум без догадки гроша не стоит.
Учиться никогда не поздно.
Уважение трудно заработать, но легко потерять.
Уходить в себя.
Ушки на макушке.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.

(С.Есенин)

Улитка, улитка,
Закрыта калитка,
Приоткрой немножко,
Покажи нам рожки!

(Молдавская песенка)

Упла’чено, углуби’ть, у’гольу’гля.

Ф

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Февраль – лютень, бокогрей, снежень.

Фортепья’но [тэ].

Х

Хлеб – в пути не тяга.
Храбрость после боя гроша не стоит.
Хорошее дело само светится.
Ход конём.
Хождение по мукам.

Ходил я в цирк не так давно.
Как было весело, смешно!
Нахохотался я до слез –
Там пёс кота в коляске вез.

(А.Шибаев)

Хмурый-хмурый хнычет хорь –
На него напала хворь:
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.

Хозя’ева, христиани’н, ха’ос (в мифологии), хао’с (полный беспорядок).

Ц

Царство разделится – скоро разорится.
Цыплят по осени считают.

Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.

Це’нтнер, цепо’чка, ци’трусовые.

Ч

Человек, и зверь, и пташка –
Все берутся за дела:
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.(А.Модзалевский)

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам!

Чем беднее, тем щедрее.
Честь лучше богатства.
Чего не положил – не бери.
Черепашьим шагом.
Чудеса в решете.

Че’рпать, чудно‘ (странно), чу’дно (удивительно).

Ш

Шуба не ради красы, а ради тепла.
Шуба-то отцовская, а ум свой.
Шило в мешке не утаишь.
Шут гороховый.
Шапками закидаем.

Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

(С.Есенин)

Широко‘, Шопе’н [пэ], шофёры.

Щ

Щи да каша – пища наша.
Щёлкать зубами.
Щёлкать орехи.
Щедрой рукой.

Щеко’тка, щеко’тно, щеко’лда.

Э

Это ещё не беда, коль хлеб есть.
Этот номер у тебя не пройдёт.
Это его глаза и уши.

Этот маленький разбойник
Спит без простынь и пелёнок,
Под коричневые ушки
Не кладут ему подушки.

(А.Введенский)

Экспре’сс [ре], эскала’тор.

Ю

Юла возле Юли и Юры юлит,
Юле и Юре спать не велит.

Ю’рта, ю’ность, ю’нга.

Я

Яблоко в день – доктора в дверь.
Язык острее иглы (бритвы).
Яблоко раздора.
Якорь бросить.

Я’слия’слей, ячме’нный.

infourok.ru

Упражнения для обучения детей каллиграфии

Как научить ребенка писать чисто и красиво без истерик и скандалов — советы и упражнения от профессионалов.

Красивый почерк — настоящая гордость его владельца. Если Вы хотите гордиться каллиграфическим почерком своего ребенка или ученика, наша статья будет для Вас интересна.

Зачем писать красиво?

В век массового распространения компьютерных технологий каллиграфия становится особым видом искусства. А ведь если вспомнить советские времена, аккуратному и красивому почерку уделяли большое внимание, часто звучал вымерший на сегодняшний день вопрос — “А в этом случае верхнее или нижнее соединение?”

Сейчас многие переосмысливают пользу чистописания, поговаривают о том, что это бесполезное умение. Это далеко не правильный подход, каллиграфическое письмо имело и до сих пор имеет свои преимущества:

  • Каллиграфия учит дисциплине, позволяет сосредоточиться на своих движениях, организовывает мысли.
  • При обучении красивому письму развивается мелкая моторика, разрабатываются наиболее важные отделы мозга.
  • Когда ученик пишет красиво, он автоматически задумывается об орфографии и пунктуации, повышается грамотность.
  • Правильно написанный текст облегчает чтение и не вызывает раздражение у читателя.

Когда начать занятия по каллиграфии?

Многие стараются начать учить ребенка писать как можно раньше — это грубая ошибка! Педагоги в один голос твердят: “Дети, начавшие писать слишком рано, в будущем пишет еще хуже, чем вообще не обучавшиеся люди.”

Основные проблемы письма школьников

Грубо говоря, понятие “плохой почерк” совершенно не имеет научного смысла, однако учителя начальной школы (а иногда и старшей) активно снижают за этот недостаток оценки. Чтобы совершенствовать навык письма ребенка, необходимо разобраться с тем, что не так в исходном написании. Для начала ознакомьтесь с типовыми ошибками письма школьников:

  • Строки не располагаются строго горизонтально, слова либо “улетают”, либо “падают”.
  • Текст хаотично расположен по отведенному пространству, ребенок не может определить рациональное размещение написанного.
  • Многие буквы схожи между собой по написания, различить их без контекста практически невозможно.
  • Неправильное соединение букв, вследствие чего буквы “о” и “а” неразличимы.
  • Слова, буквы и строки имеют разный наклон и размер, текст “пляшет”.
  • Слишком слабый или слишком сильный нажим.
  • Слишком мелкие или слишком большие размеры букв.

С чего стоит начать коррекцию?

Если дать ребенку кучу прописей и заставлять его писать по страничке в день, Вы вряд ли добьетесь достойных результатов. Все дело в том, что для того, чтобы писать красиво, недостаточно уметь машинально выводить буквы и их отдельные элементы. Итак, работу необходимо начать с самых азов.

Сидим правильно

Посадите ребенка правильно и научите его автоматически принимать правильную позу. Вот несколько правил идеальной посадки:

  • Спина прямая и опирается на спинку стула, ноги стоят ровно, согнуты под прямым углом.
  • Между телом ребенка и столом необходимо соблюдать дистанцию.
  • Высота сидения должна быть оптимальной, например: при росте в 110-120 см высота стола должна составлять 52 см, а высота стула — 32 см.
  • Локти либо совсем не опираются на стол, либо опираются равномерно.
  • Левая рука придерживает тетрадь под углом, рука движется прямо, а наклон букв создается за счет расположения листа.

Укрепляем мелкую моторику пальцев

Чтобы техника письма была твердой и четко отработанной, необходимо подготовить детские пальчики к нагрузкам и развить мелкую моторику. Как это сделать?

Практикуйте пальчиковые игры, например, можно поиграть в пальчиковый кукольный театр или устроить настоящий театр теней. Также прекрасно стимулируют развитие мелкой моторики занятия лепкой, рисованием, шнуровкой и конструирование из проволоки.

Интересная идея — игры на баланс мелких деталей: попробуйте построить пирамиду из элементов различной формы, чтобы она не обрушилась некоторое время.

Фиксируем ручку правильно

Пожалуй, это один из важнейших навыков, которые впоследствии повлияют на качество письма. От того, как малыш привыкнет удерживать ручку в руке зависит форма букв, скорость написания и утомляемость.

Мы предлагаем Вашему вниманию технику, которая поможет быстро и эффективно провести обучение азам:

  • Возьмите салфетку и отделите от нее половину (целая салфетка будет слишком большой для детской руки).
  • Попросите ребенка прижать скомканную салфетку к ладони мизинцем и безымянным пальцем.
  • Тремя оставшимися пальцами попросите ребенка взять ручку или карандаш.

Возможно, поначалу ребенку будет неудобно, но именно это положение пальцев рук наиболее верное. Пусть ребенок пишет с комочком бумаги в руке первое время, пока не привыкнет к правильной технике.

Кстати, важно обеспечить ребенка качественными канцтоварами — ручка должна писать чисто и легко, карандаши должны легко точиться и не ломаться.

Постановка эстетичного и правильного почерка

Отработав базовые умения, необходимо перейти к непосредственному постановлению техники письма. Для этого Вы можете приобрести специальные прописи и повторять эталонный внешний вид букв и буквосочетаний.

Также Вы можете попробовать достаточно необычную методику — письмо по воздуху. Задача ребенка максимально красиво и обдуманно прописывать слова, как на бумаге, при этом следить за движением на только пальцев, но и кисти, локтя, плеча.

Как показывает практика, подобные занятие позволяют провести отдых от ручки максимально результативно.

Проблема подобной подготовки состоит в том, что при этом не отрабатывается правильная техника. Ребенок может выводить красивые слова, но на это будет уходить слишком много сил и энергии.

Как проводить уроки спокойно и эффективно?

К сожалению, достаточно часто уроки чистописания заканчиваются руганью, вырванными листами и поломанными ручками. Как же провести работу спокойно и миролюбиво? Достаточно следовать простым советам:

  • Будьте добры. Если советы и указания произносятся спокойно и с улыбкой, выполнять их намного приятнее. Превратите нудные бесконечные уроки в приятное хобби — хобби творить красоту собственными руками.
  • Разложите все по полочкам. В Интернете масса сказок и мультфильмов, которые объясняют, что плохой почерк — злая карикатура на буквы и цифры.
  • Выделяйте успехи. Хорошая привычка — после каждой написанной строчки просматривать написанное и подчеркивать удачные повторения. Таким образом, Вы обращаете внимание ребенка на прогресс, а если есть успехи, есть и заинтересованность.
  • Ошибаться не страшно. Важно донести эту простую истину до ребенка и стараться вместе с ним преодолевать трудности.
  • Станьте коллегами. Будет замечательно, если Вы тоже начнете отрабатывать технику письма: учиться сидеть, держать ручку правильно, работать по прописям. Так, Вы сблизитесь со своим маленьким учеником и откорректируете собственный почерк (как правило, это не лишнее).

Каллиграфия от профессионалов

Чтобы комплексно заняться почерком ребенка, можно довериться профессионалам, которые смогут контролировать успехи на каждом этапе. Как правило, на подобных курсах дети обучаются в несколько раз быстрее, чем в домашних условиях. К примеру, курс, основанный на эффективной методике Ольги Васильевны Лысенко “Красивый почерк за 20 уроков”, которая позволит научиться писать красиво, правильно и экономично намного быстрее и эффективнее, чем в школе или на дому.

Чтобы записать на курс или узнать подробную информацию, Вам необходимо перейти на страницу с описанием курса.

miobest.ru

Как улучшить почерк — 8 способов

В этой статье много внимания уделяется каллиграфии — искусству написания букв и слов в красивой и искусной манере (как правило перьевой ручкой). Однако, я никогда не рассматривал каллиграфию применительно к повседневному почерку. В этой статье я раскрою восемь секретов написания красивых заметок от руки, использую любую ручку. Кроме того, вы сможете бесплатно скачать пропись для тренировки чистописания.

Люди часто путают красивый почерк и каллиграфию. В основе каллиграфии – написание стилизованных, искусно украшенных букв. Это больше искусство, чем написание текста. В основе красивого почерка лежит стиль и техника, используемые повседневно. Почерк должен быть быстрым и более практичным чем каллиграфия. У каждого своя манера письма, но нет предела совершенству! В этой статье вы найдёте восемь советов , которые помогут вам улучшить свой почерк.

1. Используйте удобную ручку

Удобную именно для вас! Возможно вам придется поискать такую ручку, удовлетворяющую вашим потребностям. По толщине линии и по эргономике мне понравился Pilot G2 05, черного цвета. У ручки хорошая чувствительность, — при написании не нужно делать сильный нажим.

Ручек великое множество и я рекомендую вам походить по магазинам и попробовать несколько вариантов, прежде чем выбрать свою. Не имеет значения, предпочитаете ли вы гелевые, перьевые или шариковые ручки – подойдёт любая, удобная лично вам.

2. Свободный хват

Спокойный, расслабленный хват — залог красивого почерка. Это означает, что ни одна мышца руки не должна быть напряжена, а ногти не должны белеть от чрезмерного нажима.

Многие склонны сильно сжимать ручку, что приводит к болям в руке после нескольких минут письма. Очень часто это происходит бессознательно, по этому, старайтесь проверять себя время от времени, правильно ли вы держите ручку.

3. Начните с упражнений

Сложно выводить хорошие, красивые буквы без разогрева. Выполнение нескольких простых упражнений поможет вам писать буквы четко и уверенно. Вы можете воспользоваться нашими упражнениями из набора прописей.

…а можете просто нарисовать несколько “пружинок” или похожих линий.

Все средства хороши!

4. Выберите удобное положение бумаги

Детьми, нас учили вертикально располагать бумагу на столе. Если для вас удобно такое положение, отлично! Если нет, не стесняйтесь экспериментировать с различными вариантами. Удобное расположение бумаги помогает улучшить почерк!

Для правшей нормальным расположением считается вертикальное, но не для меня. Мне всегда было легче писать (особенно рукописные тексты), располагая лист бумаги горизонтально. Я не шучу, можете убедиться в этом, посмотрев короткое видео.

Каждый сам для себя определяет наилучшее расположение бумаги. Попробуйте различные варианты и выберите наиболее удобный. Правшам лучше начать с вертикального расположения и поворачивать бумагу налево, пока не найдете свою позицию. Левши могут сделать так же, но поворачивая бумагу направо.

5. Упражнения с прописью

В процессе обучения чистописанию поможет пропись. Можете скачать ее в интернете. В ней вы найдёте упражнения, примеры написания заглавных и строчных букв, слова и предложения.

Примеры, указанные в прописи, не относятся к формальному стилю написания. Напротив, они основаны на использовании буквенных форм, которые я использую в обычном написании от руки. Эти буквы легче написать и они прекрасно соединяются вместе, что способствует быстрому написанию.

Если вы предпочитаете заниматься по книгам, можно найти учебники, которые вас заинтересуют.

6. Практикуйтесь в чистописании в любое время

Как и в любом другом деле, результат приходит с опытом. Чем чаще вы пишите правильно, тем лучше становится ваш почерк.

Вы можете практиковаться различными способами. Например, вместо электронной почты или текстового сообщения, можно написать письмо от руки. Заведите дневник! Не обязательно писать длинные заметки, достаточно коротких фраз, описывающих основные события дня.

7. Пишите на разлинованной бумаге или используйте шаблоны

Написание красивых, ровных слов — один из кратчайших путей к красивому почерку. Если вы хотите написать письмо, вы можете подложить под бумагу разлинованный лист. Просвечивающиеся линии можно использовать как направляющие. Или можно писать прямо на разлинованном листе.

Этот момент напомнил мне об еще одном совете: Не важно, какие листы вы используете, всегда подкладывайте еще один. Дополнительная подложка значительно улучшает качество письма.

8. Выработайте свой стиль

Написание рукописных текстов очень плавный, личный, видоизменяющийся процесс. Он не похож на каллиграфию, где вы каждый раз пишите более или менее одинаково. У вас могут быть аккуратные дни, когда чистописание дается легко, а бывают и не очень (примерно как на картинке ниже).

Не важно как ваш почерк выглядит, он удивительным образом отражает ваше я, вашу личность. Именно по этому людям нравится получать письма написанные от руки: они представляют часть вас самих. Итак, не ждите кардинальных перемен, просто сосредоточьтесь на аккуратном написании легко читаемых букв.

Надеюсь эта статья вдохновит вас отложить в сторону клавиатуру и написать что-нибудь от руки. Не забывайте, что вы можете скачать бесплатную пропись для тренировки. Упражнения в ней просты, но они обязательно помогут.

Автор: Lindsey Bugbee

 

Поделиться статьей:

 

urokiakvareli.ru

Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком

Задания по чистописанию

Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком и навыком каллиграфического письма.
Подобранные пословицы, поговорки, фразеологические обороты, четверостишия известных поэтов, лексические задания способствуют успешному усвоению языковых норм, усвоению и закреплению трудных для учащихся начальной школы тем русского языка, развитию яркой, эмоциональной, правильной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, помогают учителю приобщать учеников к русской культуре.
Четверостишия известных поэтов могут быть использованы на уроке в качестве упражнений на списывание, письмо по памяти, изучение разных орфограмм.
Учитель может использовать данный материал в разных вариантах, подбирая пословицы или четверостишия в зависимости от темы урока.

А

Алмаз и в грязи видать.
Аршин с шапкой.

Алфави’т, арбу’з, атла’с (ткань).

Б

Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

(А.Плещеев)

Без муки нет науки.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Бабье лето.
Беда мудрости учит.

Бало’ванный, бензопрово’д, бутерброд (тэ).

В

В душном воздухе молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы.

(Ф.Тютчев)

Вот полюбуйтесь на игру

Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.

(С.Маршак)

В бездонную бочку воды не натаскаешь.
В мае дождь – будет и рожь.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
Ветер рушит горы, а слово – дружбу.
В набат бить.
В облаках витать.
Вавилонское столпотворение.

^ , взяла‘, включенный.

Г

Голодного словами не накормишь.
Глаза не на месте – совесть нечиста.
Гроша не стоит, а выглядит рублем.
Геркулесовы столбы.
Гол как сокол.

Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка
Прыгает в лукошко.

(Е.Трутнева)

^ ‘, гербы‘.

Д

Дети родителей не выбирают.
Доброе братство дороже богатства.
Дамоклов меч.
Даром хлеб есть.
Девятый вал.
До глубины души.

Даже стены тут приятно
Пахнут хлебом ароматным:
Много дружных пекарей
Хлеб пекут здесь на заре.

(В.Пальчинскайте)

Дела – дел, дефис [дэ], добы’ча, досу’г.

Е(Ё)

Если в победу не веришь, врага не одолеешь.
Ешь чеснок и лук – не возьмёт недуг.
Ешь не хочу.
Есть поедом.

Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мамы держат их всегда
В ежовых рукавицах.

Плакали ночью жёлтые клёны:
Вспомнили клёны, как были зелёны.

^ , езжу, ездишь.

Ж

Жадный дарит – будто от сердца отрывает.
Железо в работе не ржавеет.
Ждать у моря погоды.

Жил на свете человек –
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.

(К.Чуковский)

^ ‘, желчный, же’мчуг.

З

За большим погонишься – и малое потеряешь.
Заковал мороз реки, да не навеки.
Зуб на зуб не попадает.
Заблудшая овца.
Звёздный час.

Заслонили солнце тучи,
Небо всё заволокли,
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли.

(А.Плещеев)

Зна’харка, звони’т, зубча’тый.

И

И добрая мачеха, а все не мать.
Играть первую скрипку.
Ищи добра, а худо само придет.
Иголке негде упасть.
Из мухи делают слона.
Извиваться ужом.

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит.

(К.Чуковский)

^ , ина’че, инжене’ры.

К

Кто ест мало, тот живёт много.
Кто веселится весной, тот плачет зимой.
Кто вовремя помог, тот дважды помог.
Косая сажень в плечах.
Крокодиловы слёзы.
Красная книга.

Каждый где-нибудь живет:
Рыба в речке, в норке – крот,
Заяц в поле, мышь в соломе,
Я – в большом кирпичном доме.

(В.Шуграева)

Ка’мбала, катало’г, ка’шлянуть, купе (пэ).

Л

За большим погонишься – и малое потеряешь.
Заковал мороз реки, да не навеки.
Зуб на зуб не попадает.
Заблудшая овца.
Звёздный час.

Заслонили солнце тучи,
Небо всё заволокли,
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли.

(А.Плещеев)

^ , лопоу’хий, лоску’т.

М

Муравьиная рать и льва победит.
Мир не без добрых людей.
Муравей невелик, а горы копает.
Мутная вода не течёт из чистого озера.
Маг и волшебник.
Манна небесная.
Муки Тантала (Танталовы муки).
Мать и мачеха.

Милая певунья –
Ласточка родная
К нам домой вернулась
Из чужого края.

(И.Белоусов)

Муравьишка в чаще
Дуб тяжелый тащит.

(^ )

Ма’стерски, ме’льком, мизе’рный.

Н

Не ищи шишки под дубом, жёлуди под ёлкой.
Наш Федул губы надул.
Не бывать калине малиной.
Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.
Неверный друг опаснее врага.
Носить камень за пазухой.

На рассвете, на рассвете
Лучший лов у рыбака.
На рассвете, на рассвете
Лучший гриб у грибника.

(В.Берестов)

На’голо (о стрижке), надо’лго, нача’ть, неду’г.

О

От плохого семени не жди хорошего племени.
От одного слова да на век ссора.
От горшка два вершка.
Открывать Америку.

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгин
Дыханьем ночи обожгло.

(А.Фет)

Обле’гчить, отку’порить, окно’ – о’кон.

П

Первая ласточка – ещё не весна.
Плохой мир лучше доброй ссоры.
Помощь в несчастье – что дождь в засуху.
Посеешь привычку – вырастишь характер.
Пальма первенства.
Перекати-поле.

Под ногами в листопад
Листья желтые летят.
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребенок.

(В.Голяховский)

Пасте’ль [тэ], пиджа’к, пла’тишь.

Р

Раз соврал – навек лгуном стал.
Решетом воды не наносишь.
Родительское слово мимо не молвится.
Рыцарь без страха и упрека.
Рыцарь на час.

Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.

(С.Маршак)

Ретиво’е (сердце), ри’млянин, реме’нь.

С

Свет не без добрых людей.
Сделав худо, не жди добра.
Сердце матери греет лучше солнца.
Сесть на мель.
Синяя птица.

Солнце брызнуло в долины
Миллионами свечей.
Солнце льет на наши спины
Жаркий дождь своих лучей.

(В.Викторов)

^ , сре’дства, ста’туя.

Т

Трудовой хлеб сладок.
Тихая вода берега подмывает.
Танцевать от печки.
Толоконный лоб.
Тришкин кафтан.
Точить лясы.
Типун тебе на язык!

То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой…
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!

(А.Пришелец)

^ [тэ], ту’фля, тра’кторы, терра’риум, тюль, трениро’вка, точь-в-точь, тво’рог (творо’г).

У

У кого совесть чиста, тот спит спокойно.
Ум без догадки гроша не стоит.
Учиться никогда не поздно.
Уважение трудно заработать, но легко потерять.
Уходить в себя.
Ушки на макушке.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.

(С.Есенин)

Улитка, улитка,
Закрыта калитка,
Приоткрой немножко,
Покажи нам рожки!

(^ )

Упла’чено, углуби’ть, у’гольу’гля.

Ф

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Февраль – лютень, бокогрей, снежень.

Фортепья’но [тэ].

Х

Хлеб – в пути не тяга.
Храбрость после боя гроша не стоит.
Хорошее дело само светится.
Ход конём.
Хождение по мукам.

Ходил я в цирк не так давно.
Как было весело, смешно!
Нахохотался я до слез –
Там пёс кота в коляске вез.

(А.Шибаев)

Хмурый-хмурый хнычет хорь –
На него напала хворь:
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.

Хозя’ева, христиани’н, ха’ос (в мифологии), хао’с (полный беспорядок).

Ц

Царство разделится – скоро разорится.
Цыплят по осени считают.

Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.

Це’нтнер, цепо’чка, ци’трусовые.

Ч

Человек, и зверь, и пташка –
Все берутся за дела:
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.

(А.Модзалевский)

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам!

Чем беднее, тем щедрее.
Честь лучше богатства.
Чего не положил – не бери.
Черепашьим шагом.
Чудеса в решете.

Че’рпать, чудно‘ (странно), чу’дно (удивительно).

Ш

Шуба не ради красы, а ради тепла.
Шуба-то отцовская, а ум свой.
Шило в мешке не утаишь.
Шут гороховый.
Шапками закидаем.

Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

(С.Есенин)

Широко‘, Шопе’н [пэ], шофёры.

Щ

Щи да каша – пища наша.
Щёлкать зубами.
Щёлкать орехи.
Щедрой рукой.

^

Э

Это ещё не беда, коль хлеб есть.
Этот номер у тебя не пройдёт.
Это его глаза и уши.

Этот маленький разбойник
Спит без простынь и пелёнок,
Под коричневые ушки
Не кладут ему подушки.

(А.Введенский)

Экспре’сс [ре], эскала’тор.

Ю

Юла возле Юли и Юры юлит,
Юле и Юре спать не велит.

Ю’рта, ю’ность, ю’нга.

Я

Яблоко в день – доктора в дверь.
Язык острее иглы (бритвы).
Яблоко раздора.
Якорь бросить.

Я’слия’слей, ячме’нный.

 

medznate.ru

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания

Каллиграфия

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания

Возникшие противоречия:

— между традиционными приемами и методами обучения младших школьников каллиграфии (на совершенствование каллиграфического письма рекомендуется отводить в конце 1 класса и во 2 классе один урок в неделю, в 3 и 4 классах по 8 минут на каждом уроке грамматики и правописания) и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системой обучения, необходимой на современном этапе развития образования;

-между существующим обеспечением школ и направлением модернизации российского образования

привели к следующей идее:

— использовать программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа 2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А.;

-создавать на уроках:

— деятельностный подход в обучении;

— условия для личностно-ориентированного, культурно-ориентированного образования;

— условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели и позволили сформулировать личную концепцию:

1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при поведении всех уроков;

2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников;

4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы “Школа 2100”

5. Сделать минутки чистописания универсальной частью урока.

6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.

1. Естественно, выработать у учащихся каллиграфическое письмо в короткий срок невозможно. Для этого требуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

В первом классе обучение письму начинаю с объяснения правил посадки за партой:

1) ноги ставим на подножку парты;

2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;

3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;

4) плечи горизонтальны, на одном уровне;

5) оба локтя лежат на краю парты.

Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.

Обязательно проверяю, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполняем упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д.

Все выше названные правила повторяю и закрепляю ежеурочно с первого по четвертый класс.

В своей работе использую программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа-2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А. [1, 4].

1 класс:

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

2 класс:

Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

3 класс:

Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

4 класс:

Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.

Со второго класса на уроках русского языка на материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] организую любую языковую разминку.

Проводить уроки русского языка помогают уже знакомые нам герои из книги для чтения “Капельки солнца” — Петя Зайцев (заяц Пус), Вова Колесников и Катя Персикова. Иногда им бывает трудно, особенно Пете, да и у Вовы частенько встречаются ошибки. Поэтому нам приходится часто им помогать – правильно писать буквы и соединения, слова и т.д..

Регулярно провожу конкурсы “Самая аккуратная тетрадь”, “Лучшая тетрадь”. Во втором классе завели образцовые тетради по русскому языку и математике. Право писать в ней получает ученик, который пишет очень красиво и правильно, очень аккуратно, и, стараясь выполнять все правила каллиграфии.

При проверке тетрадей выставляю две оценки: первая – за грамотность, вторая – за каллиграфию. Оценки за каллиграфию выставляю с целью проверки качества письма с позиции его соответствия следующим требованиям: правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение единой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.

2. “Тетрадь по чистописанию” предназначена для работы с учащимися на уроках русского языка по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной “Русский язык”, 2 -4 классы [2]. Время работы на каждом уроке (кроме уроков развития речи, контроля, работы над ошибками) – 5 – 7 минут. Материал по чистописанию подготовлен таким образом, что он тесно связан с темой урока и является своеобразным “мостиком”, помогающим перейти к теме урока. Нумерация уроков соответствует предложенной в методическом пособии.

В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера.

В систему упражнений тетради включено также упражнение на развитие мелкой моторики – рисование узоров. Написание букв размером в 2-3 строки позволяет увидеть основные недочеты в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона и т.п..

Развитие графических умений предполагается проверять два раза в год на контрольных уроках по чистописанию: урок№27 и урок№138. Работа занимает также 5-7 минут.

3. На материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] учитель может организовать любую языковую разминку [6], предложенную в методических рекомендациях [1]. Пример языковой разминки по пособию: страница 1, урок № 2.

Тема урока “Повторение фонетики и графики” (2 класс)

1-я строка – строчная буква а , элементы буквы а .

2-я строка – запись букв в соединении (дома)

Дальше в столбик записаны слова:

астра

абзац

алфавит

азбука

1.Словарная работа: астра (абзац) – по усмотрению учителя

2.Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

— Что объединяет все эти слова? (Все — имена существительные)

— Какое слово в этом ряду лишнее?

— Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать азбуку? (Букварь)

— Отгадайте загадку-шутку: сколько в азбуке букв? (6)

3. Разминка.

– Вместо вопросительного знака поставьте цифру. Ответ обоснуйте.

астра -2

абзац -2

алфавит -3

азбука — ?

Справка. Указано количество слогов. Ответ 3

астра -5

абзац-5

алфавит-?

азбука — 6

Справка. Указано количество букв. Ответ 7

астра -1

абзац — 2

алфавит — ?

азбука -1

Справка. Указан ударный слог. Ответ 3

Вопросы и задания классу:

— В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

астра — [ р ]

абзац – [б, з ]

алфавит — [в]

азбука — ?

Справка. Из слов вычленены звонкие согласные. Ответ к.

Далее учитель подводит класс к формулированию темы урока:

— Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?

— Да, мы сегодня будем говорить о звуках, ударении, слогах и науке, которая изучает их.

Затем дети красиво прописывают слова, с которыми только что работали, в тетрадях по чистописанию и переходят к записям в своих рабочих тетрадях по теме урока.

Примеры уроков с применением пособия по чистописанию даны вПриложении 1.

4. Пальчиковая гимнастика.

Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения:

1.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают.Так повторяется несколько раз.)

2.

Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

3.

Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.

(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.)

4.

Идет по парте человек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

5.

Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.
Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)

6.

Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.

(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)

7.

Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет, будто бы пшено клюет.

(Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой)

8.

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

9.

Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.

10.

“Я сильней наверняка!” — молвит правая рука.
“Почему же! Вот и нет!” — спорит левая в ответ.

(Сцепляют руки “в замок” и тянут в разные стороны, меняя руки местами.)

11.

Как-то раз по речке Нил плыл огромный крокодил,
Рядом вынырнул другой, закричал ему: “Постой!”.

12.

Раз огромный крокодил табуретку проглотил,
А теперь разинул пасть: как бы парте не пропасть!

(Ребята зажимают край парты между прямыми средним и безымянным пальцами как можно сильнее.Упражнение выполняется двумя руками несколько раз.)

13.

Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.
Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)

14.

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки)

15.

Листья падают в саду, я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).

16.

Что такое? Просто смех! Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили и по очереди били.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони.Повторяют четверостишие несколько раз.)

17.

Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучали в дверь.
Только дверь им не открыли –
Думали, там страшный зверь.

18.

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит, он их просто
Клювом лечит.

19.

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

(Руки сжаты в кулачки.Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.)

20.

Мы ладони сложим вместе, словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.

21.

Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

(Сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом.Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулаки).

22.

Пара ножниц есть у нас. Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

23.

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он прыгает и скачет, веселит всех зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выстаивать вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед. Обеими руками.)

24.

Две сестрицы – две руки: рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают плавая.

25.

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки:
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

(Сидя за партой, держать руки на столе ладонями вниз.Поочередно продвижение вперед обеими руками с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

5. Упражнения для языковой разминки [1, 3].

1 – 2 класс.

1. Словарная работа.

2. Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

— Что объединяет все эти слова?

— Какое слово в этом ряду лишнее?

— Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать …?

— Отгадайте загадку-шутку.

3. Укажи количество слогов.

4. Укажи количество букв, звуков.

5. Укажи ударный слог.

6. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

7. В каких словах из этого списка все согласные звуки мягкие?

8. Допишите слог до слова.

9. Запиши однокоренные слова других частей речи.

10. Измени порядок слов по алфавиту.

11. Запиши слова на данную букву (город, река, имя, сказочный герой и т.д.)

2 – 3 класс.

1. Сделай звуко-буквенный анализ слова.

2. Выдели в слове его части.

3. Найди и исправь ошибки.

4. Объясни значение слова по толковому словарю.

5. Определи часть речи.

6. Подчеркни члены предложения.

7. Запиши проверочные слова.

8. Сделай графические обозначения.

9. Вставь безударные гласные.

10. Запиши проверочные слова.

4 класс.

1. См. все выше описанное.

2. Произведи разбор по составу.

3. Произведи фонетический разбор слова.

4. Произведи морфологический разбор слова.

5. Произведи синтаксический разбор предложения.

6. Допиши пословицу (см. ниже) и т. д.

Литература:

  1. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык, 1- 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е дополн. – М.: “Баласс”, 2000. – 192 с. (Серия “Свободный ум”)

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2, 3, 4-й класс

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа для четырехлетней начальной школы.

  4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию, для 2 класса.

  5. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 2 – 4 классов

  6. Сулейманова З.С. Приемы работы в тетрадях по чистописанию (4-й класс). Начальная школа До и После. – 2006 г. — №6. – стр. 33-34

infourok.ru

Упражнения для пера Виллу Тоотс

Упражнения для пера (часть I)

После орнаментальных упражнений можно перейти к выполнению пером шрифта антиквы.

Старайтесь писать его крупно. 
Не рекомендуется для упражнений писать буквы в алфавитном порядке, это методически неправильно. При выполнении упражнений буквы группируют по сходству начертаний. Общие элементы сходных букв непрерывно повторяют до тех пор, пока не будет усвоено их написание [1].

Упражнение начинаем с букв 1-й группы, состоящих только из вертикальных и горизонтальных штрихов — Г, Е, Н и др. Затем пишем буквы 2-й группы, состоящие из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий — А, Ж, И и др. За ними следуют буквы 3-й группы, в которых прямые штрихи соединяются с округлыми — Б, В, Ч и др. 4-й группой пишем круглые буквы — З, О, С и др. После прописных букв можно приступить к написанию строчных, также распределив их по указанным группам.

 

Шрифт, выполненный ширококонечным пером. Стрелки показывают направление штрихов, цифры — их последовательность.

К отмеченным звездочкой буквам см. иллюстрацию ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улучшение ритма штрихов в буквах, написанных ширококонечным пером. Вверху — буквы, написанные по логике ширококонечного пера (без поворота пера). Внизу — (рекомендуется при продвинутом уровне) написание букв с поворотом пера при написании левосторонних диагональных элементов.

 

Научившись писать одинаковые буквы и безупречно ровные линии, можно перейти к письму слов и целых предложений. Для разнообразия композиционных решений надо писать буквы как большого, так и малого размеров; прозаический текст чередовать со стихотворным. Как, например, в работе Любомира Краткого.

Любомир Краткий (Lubomir Kratky).
Extrait du «Petit Prince», de Saint-Exupery.
1987, 50×40 см.
Бумага, краски, коленкоровая кисть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для пера (часть II)

Изучая шрифты и приемы исполнения, можно прибегнуть и к методу копировки. Копируют как исторические почерки, так и лучшие работы современных мастеров, переписывая их ширококонечным пером. Соблюдать размер оригинала необязательно.

Приведенные ниже упражнения помогут вам освоить написание курсивного шрифта. От вас требуется аккуратность и усидчивость, и вы сами не заметите, как все начнет получаться.

 

 

 

 

 

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными буквами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание на то, что текст при неопытном исполнении вначале обыкновенно получается редким, потом уплотняется, а под конец может под влиянием усталости пишущего опять поредеть. Это явление чаще всего возникает при длинных текстах и делает общую картину шрифта неравномерной. Чтобы плотность шрифта оставалась одинаковой, рекомендуется предварительно разметить текст карандашом, а для контроля написать несколько пробных фраз на бумаге. Может случиться, что от постепенного усиления нажима на перо текст в конце письма будет темнее, чем в начале. Время от времени сверяйтесь с первой строкой, чтобы определить, соблюдаются ли первоначальные пропорции и ритм букв, а также наклон пера [1].

 

 

 

 

 

 

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными буквами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многие начинающие слишком поспешно переходят от первоначальных упражнений к письму сложных букв. Такая спешка приводит к неряшливости письма, нарушению стилевого единства в знаках одного алфавита. Упражнения следует делать внимательно и методично, несмотря на то, что штрих из-за медленного движения пера получается неровным. Быстрота, если о ней уместно говорить при выполнении шрифта, приходит позже, как бы сама собой, вместе с устойчивостью руки.

 

Гюнтер Жунге (Gunther Junge).
Шрифтовая вариация [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для пера (часть III)

Лишь после длительной тренировки, когда выполнение общеизвестных стилей шрифта полностью усвоено, можно постепенно перейти к выработке индивидуального почерка, вернее — он сам развивается в процессе упражнений. Это можно сравнить с переходом от ученического почерка к почерку взрослого человека. Под индивидуальным почерком подразумевается не только алфавит, созданный самим пишущим, но и (большей частью) индивидуальное преобразование какого-нибудь известного стиля без коренного изменения [1].

 

 

 

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными и несвязанными буквами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень часто при отделке шрифта всем буквам или их характернейшим элементам пытаются придать однородный характер, подчинить их «единому стилю», не считаясь с особенностями данного шрифта и спецификой его начертания. В курсиве это проявляется, например, в попытках связывать все буквы между собой непременно одним способом, хотя известно, что некоторые буквы хорошо связываются верхним соединительным штрихом, другие — хуже, а иные этим способом и вовсе не связать. Эту опасность должен учитывать начинающий, помня, что и единство стиля — понятие относительное, требующее меры.

Очень строго нужно следить за тем, чтобы вертикальные штрихи (в наклонном шрифте — наклонные) располагались параллельно, иначе буквы кажутся шатающимися и шрифт теряет свою ритмичность. 

 

 

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта с несвязанными буквами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нельзя допускать, чтобы рисунок и пропорции букв страдали из-за употребления пера со слишком широким или слишком тонким концом.

Различные приемы выполнения засечек.

 

 

 

Нельзя допускать, чтобы рисунок и пропорции букв страдали из-за употребления пера со слишком широким или слишком тонким концом.

Тесно сжатый шрифт более декоративен, чем нормальный, но менее удобочитаем, поэтому его следует применять с осторожностью. То же самое относится к шрифту со слишком узкими межстрочными промежутками.

 

Ольдржих Менхарт.
Образцы исполнения некоторых строчных букв.

 

 

 

 

Хочется еще раз отметить, что навыки в технике работы ширококонечным пером приобретаются, конечно, в процессе непосредственного выполнения шрифта.

 

Упражнения для пера (часть IV)

Круглоконечное перо — одно из простейших орудий для написания шрифта. Конец пера имеет дискообразную линию одинаковой ширины независимо от направления движения пера. Круглоконечные перья изготовляются шириною от 0.5 до 5 мм [1].

В процессе письма вся дискообразная поверхность пера должна равномерно прилегать к бумаге. Если это требование не выполняется, линия получается неровная, неодинаковой ширины. Круглоконечное перо так же, как и ширококонечное, не следует направлять концом вперед, т.е. снизу вверх и справа налево.

 

 

 

Упражнения по орнаменту в технике круглоконечного пера.

 

 

 

 

 

 

Выполнять упражнения рекомендуется в таком же порядке, как показано на рисунке. Основные приемы те же, что и при работе ширококонечным пером и не требуют других пояснений.

 

 

 

 

 

 

Гротеск, исполненный круглоконечным пером. Стрелки показывают направление штрихов, цифры — их последовательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круглоконечным пером пользуются главным образом шрифтовики-любители при выполнении вывесок, объявлений и т.д. Употребляется оно и при исполнении стандартного шрифта в технических чертежах. Круглоконечное перо помогает обучающемуся приобрести элементарные навыки и дисциплинирует руку и глаз, но для выполнения полноценного, высокохудожественного шрифта оно почти не пригодно. Процессиональный художник употребляет круглоконечное перо реже, чем ширококонечное и большей частью как вспомогательное средство при рисовании шрифта (например, рубленного). Иногда линию круглоконечного пера или концы букв дорабатывают чертежным пером или акварельной кистью.

 

 

 

 

 

 

Рукописная гарнитура Жихарева.
Типографский шрифт.
Художник И.С. Жихарев.
Москва, 1955.

Подобный шрифт легко воспроизвести круглоконечным пером, доработав элементы букв тонким пером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

pishikrasivo.ru

Главное упражнение в каллиграфии при использовании тонкого пера

Сегодня мы будем говорить о практике в каллиграфии. Перед каждым письмом нам необходимо расслаблять руку, так Ваши линии будут плавнее, Вы настроитесь на ритм письма.

Это занятие в общем смысле можно сравнить с тренировками спортсменов — перед соревнованиями они обязательно прогревают мышцы. Так же и мы, будем прогревать мышцы руки. Но нужно не просто заниматься письмом, нужно уметь правильно выполнять упражнения.

Наша рука приводится в движение за счет суставов и мышцы — суставов пальцев, сустава запястья, локтевого и плечевого сустава. Задействуя в движение тот или иной сустав, мы можем получать разные движения. Я напишу о движении каждого сустава, но именно в этом упражнении мы будем приводить в движение руку, засчет плечевого и локтевого сустава. Именно оно позволяет нам делать все те легкие и большие завитки и именно оно вызывает большие трудности у новичков. Как же его делать?

Во-первых, вам надо поставить руку :

  • Поставьте ладонь параллельно листу (где-то 20 см от листа)
  • Сожмите ее в кулак.
  • Возьмите перо большим и средним пальцем, указательный палец поставьте у основания пера.
  • Поставьте руку на ногти безымянного пальца и мизинца.

Таким образом вы должны зафиксировать перо (чтобы оно не двигалось в разные стороны и вы могли абсолютно точно им управлять), но не сжимать его сильно — ваша рука должна быть расслабленной. Именно легкость Вашей руки даст Вам возможность сделать правильные линии.

Итак, мы взяли перо, расслабились и приступаем к упражнению. Сейчас вы должны двигать руку в двух точках — в локте и в плече, при этом Ваши пальцы и запястье неподвижны.

В каллиграфии есть одно важное правило — не использовать запястье при письме вообще. Строчные буквы мы пишем пальцами, для завитков и заглавных мы используем локоть и плечо. По поводу структуры наших завитков. Это овалы, вертикальная ось которых под углом 52 градуса.

Делайте их сперва на одном месте, потом в движении по оси. Старайтесь делать их на одном уровне и похожими друг на друга. Здесь очень важна скорость письма, она не должна быть слишком быстрой или слишком медленной, постарайтесь найти свою скорость — вы поймете, когда достигните хорошего ритма, Ваши завитки будут ровными и нравится вам.

Засчет этого упражнения Вы сможете писать заглавные буквы, так же делать завитки, и в принципе оно очень расслабляет руку и настраивает на нужный ритм.

Источник: Nikolietta

infogra.ru

Автор: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Авторское право © 2019 Уроки рисования для всех возрастов | Дизайн ThemesDNA.com
top