Тень полутень свет рефлекс – , , , , —

Светотень | Рисуем вместе

Опубликовано 18 Фев 2011 в рубрике «Немного теории»

Как вы понимаете, чтобы рисунок был реалистичным, нужно не только правильно построить предметы, но и придать им объем.

Поскольку все что мы видим — это световые лучи, отраженные от предметов, степень реалистичности рисунка зависит прежде всего от распределения на нем света и тени. То есть, объем и форму предмета мы воспринимаем только в том случае, когда объект освещен. На круглой поверхности свет распределяется иначе, чем на плоскости. Если у тела выражены грани — переходы от света к тени будут четкими, если форма сглаженная — плавными.

Кроме того, на распределение светотени влияет фактура — бархат и стекло отражают свет по-разному; удаленность источника света, его направленность и интенсивность — представьте, какие тени от костра или свечи, и как выглядят предметы при дневном свете; удаленность самого предмета — вдали тени будут более размытыми, а контраст не таким ярким.

Итак, речь сегодня пойдет о светотеневой моделировке.

В тональном рисунке разделяют свет, блик, полутона, тень и рефлекс. Это именно те выразительные средства, с помощью которых художник передает объем предмета. От того, как распределяются эти элементы светотени на рисунке зависит восприятие формы и объема изображенных предметов.

Свет — ярко освещенная поверхность. Однако, как бы ярко она не была освещена, свет все равно тонируется, хоть и достаточно легко. Чтобы определить, насколько интенсивной должна быть штриховка, можно поставить, например, в натюрморт, лист белой бумаги для сравнения.

Блик — светлое пятно на освещенной поверхности — чистый, отраженный свет. Блик — самое яркое пятно в рисунке, он может быть цвета бумаги (хотя, если вы рисуете натюрморт из нескольких предметов, на каждом из них могут быть блики разной интенсивности. А может и вообще не быть — в зависимости от освещения и материалов).

Полутон — пограничная освещенность, переход от света к тени. Полутона появляются там, где есть непрямое освещение, лучи падают на поверхность предмета под углом. Как вы понимаете, таких переходных тонов может быть множество. И в литературе могут попадаться разные названия: полусвет, полутень. Это связано с тем, что глаз воспринимает очень большое количество тонов — следовательно, шкала полутонов, которые вы используете, может быть очень широкой. На круглых поверхностях переход между полутонами будет мягким и незаметным, без резких границ. На предметах прямоугольной формы свет и тень могут лежать на соседних гранях, безо всякого перехода между ними (вспомните, как мы рисовали куб).

От того, насколько много полутонов используется в рисунке, напрямую зависит его реалистичность. 1 полутон — стилизованный объем, 20 — уже ближе к реальности.

Тень — не освещенная, или слабо освещенная поверхность. Тени также могут быть более или менее интенсивными. Различают собственные и падающие тени.

Падающая тень — это то же, что мы называем тенью в быту, предмет отбрасывает ее на другие поверхности. Собственная тень — неосвещенная сторона самого предмета. Обычно в рисунке собственная тень темнее, чем падающая. Даже, если настоящее освещение слабое, и тени не слишком интенсивные, художник часто усиливает собственную тень для того, чтобы форма предмета лучше читалась.

Рефлекс — появляется в собственной тени. Рефлекс — это отраженный свет от соседних предметов. В живописи рефлексы будут цветными, отражающими цвет предметов вокруг. Но, независимо от цвета, по тону рефлекс будет обязательно светлее тени. Яркость рефлекса также будет разной, в зависимости от поверхности. На глянцевых предметах могут быть очень яркие и светлые рефлексы, на матовых — почти не заметные.

Но, даже если вы не видите рефлекс, он обязательно будет. Глухая тень без рефлексов выглядит скучно, поэтому постарайтесь все же найти его. Или представить себе и нарисовать)

Итак, на каждом изображаемом предмете должны присутствовать:

свет, блик, полутень, тень, рефлекс

Именно в таком порядке. Запоминается как гамма. И у каждого элемента светотени своя роль.

Свет и тень — самые выразительные средства рисунка. Они одинаково важны для общего результата. По ходу работы нужно все время контролировать, не пропали ли из рисунка свет или тень, не превратились в полутона. Если это произойдет, рисунок будет казаться серым. Хотя, это может быть именно тем эффектом, который вам нужен — к примеру, если вы рисуете дождь или туманный пейзаж.

Полутона важны для объема. Чем больше полутонов, тем объемнее предметы. Хотя, использовать полутона или нет — опять же, зависит от задачи. Скажем, плакаты, комиксы или рисунки граффити могут спокойно обходиться вообще без полутонов.

Блики и рефлексы оживляют изображение. В зависимости от того, как вы их используете, они могут или придать реалистичность изображению, или наоборот. Неправильно поставленный блик или рефлекс может разрушить форму, даже если другие элементы светотени лежать правильно.

При этом, каждый предмет не существует в изображении сам по себе. Важно распределить свет и тень по всему рисунку. Чтобы определить, где будут лежать основные света и тени, попробуйте посмотреть на то, что вы рисуете, прищурившись, как бы из-под ресниц. Предметы, которые находятся ближе обычно освещены больше, на них самые яркие контрасты. Дальние — в большей степени будут состоять из полутонов.

Этих знаний о распределении светотени в рисунке, достаточно для того, чтобы рисовать объемные предметы не только с натуры, но и, что еще более важно, по представлению, ведь необходимые предметы не всегда есть в наличии.

Вернуться на главную страницу

Еще почитать:

artfound.ru

Рефлексы, светотень и цвет тени Тема 13

Здесь вы видите ясную погоду, небо окрашено в голубой цвет, соответственно оно отбрасывает «рефлекс» на здания и иные объекты и тени получаются более синие. Но цвет тени не сто -процентно синий, так как сам объект имеет свой цвет и тень-это цвет объекта+рефлекс.

 

Такую ситуацию , но в чистом виде мы видим снежной зимой в ясную погоду, когда «мороз и солнце,день чудесный»

Тут тень будет ярко голубой и синей, а почему? Вы ,уверена, уже поняли ;)Потому что снег-белый, и именно рефлекс от неба даёт основной цвет тени. В случае городского пейзажа, менее ясной погоды, тени приобретают более спокойный сиренево-синие оттенки( про идеальную пару желтый/охра и синий/сине-сиреневый для городского пейзажа мы говорили в Теме 11).

 

А, если будете рисовать природный пейзаж в ясную погоду, то какой основной цвет у теней?

Правильно: зеленый приглушенный(как цвет объекта)+ синий (рефлекс от неба) в итоге бирюзово-синие тени, а если много земли, то возможно добавить и коричневатую гамму.

 

Ну а вдруг погода не ясная? То также зелёный приглушенный(как цвет объекта)+ фиолетовый и так далее.

 

А теперь давайте снова вернёмся на картинку из книги «Цвет и свет». Если собственные  тени верхних объектов( то, что выше, ближе к небу) и падающие тени всех объектов  используют рефлекс неба, то собственные тени в объектах ближе к земле и обращённых к земле(например, нижняя часть фронтона крыши) имеют в своём составе рыже- коричневый «рефлекс» от земли.

Так происходит, в основном, только в освещённый день, когда солнце сильно освещает землю и она отражает свой цвет на соседние объекты. Это добавляет живописности.

 

Но, в отличие от неба, чьё влияние активно, потому что это БОЛЬШОЙ и ЯРКИЙ объект, остальные рефлексы отражаются и влияют только на тени близлежащих объектов. То есть от размера объекта также зависит его «отсвет»-«рефлекс». Думаю, что тут понятно, ведь на яблоке, лежащем на траве есть рефлекс от неба, на траве рядом с яблоком также есть рефлекс от неба и от яблока, а вот на небе уже нет рефлекса от яблока или травы, так как размеры объектов и ,соответственно, их влияние не сопоставимо. Кажется банально и понятно? Но нет, часто вижу ошибки, когда, имея знания о рефлексах, рисуют их на всём вокруг , в не зависимости от дальности объекта, поверхности и размера. 

 

Ещё один момент, о котором нельзя не упомянуть- это управление цветом тени для создания атмосферы и температуры на картине. В целом, Вы можете создавать тень любого цвета, но, если говорить о реализме, то тут вышеперечисленные моменты с цветом будут очень важны, но даже и при этом можно «поиграть». На картине с лодкой( на фото внизу) я умышленно сделала тени разных цветов. В жизни они все были синеватые из-за ясного неба и просачивались везде. Но, мне хотелось создать контраст температур:»жару на пляже» и «прохладу» на горе под сенью деревьев. Для этого я нарисовала тени рядом с лодкой охра(цвет объекта)+синий(рефлекс неба), а на горе охра(цвет объекта)+ фиолетовый — более холодный цвет, который и создал мне тот самый «эффект прохлады».

www.art-kustova.ru

Восприятие света и тени | Интуитивная живопись с Екатериной Дзюба

Восприятие света и тени является одним из основополагающим в построении объема и целостного образа предмета.

Если нарисовать предмет путем набора линий и изгибов, получится плоская картина. А вот живые реальные объекты передаются путем передачи света и тени.

Каждый объект имеет свой собственный цвет, но он практически никогда не воспринимается глазом в точности таким, какой он есть.

Он полностью зависит от приходящего и уходящего света, от окружения и восприятия самого смотрящего на него.

(!) Здесь цвет также можно ассоциировать с человеком. Важно то, как мы или нас воспринимают, а кто мы есть в действительности, порой, не понимаем и сами;)

Наблюдательный художник замечает изменчивость цвета, оттенки, рефлексы (отражения), блики, тени, контрасты…

Леонардо да Винчи, гениальный наблюдатель природы и гениальный художник, писал:

«Мы можем сказать, что почти никогда поверхности освещенных тел не бывают подлинного цвета   этих тел…   Если ты   возьмешь   белую   полоску,   поместишь ее в темное место и направишь на нее свет из трех щелей, то есть от солнца, от огня и от воздуха, такая полоска окажется трехцветной».

 «Никакое тело никогда всецело пе обнаружит свой природный цвет. .. Во-первых, Это случается от посредствующей среды, которая внедряется между предметом и глазом; во-вторых, когда предметы, освещающие названное тело (то есть обращенные к нему своей поверхностью.—Н. В.), имеют в себе какое-нибудь цветовое качество»

В этих словах Леонардо выразил известные художнику эффекты цветовой перспективы и рефлекса.

Предметный цвет — это точный неизменный цвет. Так называемый эталон.

Краски с определенными названиями — это и есть предметные цвета, которыми может воспользоваться художник для создания новых оттенков, путем их смешивания.

Только сложным набором оттенков можно создать гармоничную наполненную картину.

Таким образом, важно научиться видеть то, что не заметно логике, что она отбрасывает, как не нужный материал, создавая ограниченную символичную палитру.

Весь же спектр может увидеть и изучить только ваше правое полушарие, которое воспринимает цвета такими, какие они есть, без приравнивания к шаблонам и эталонным цветам.

Спектры — главная, причина природной цветовой игры. Излучения света и световые потоки распределены в пространстве. Они меняются, распадаются, суммируются и влияют друг на друга.

Световые потоки, идут от разных источников света: солнце, луна, лампа и т.д.. Они и создают общее освещение, которое вызывает множество отраженных световых потоков, т.е. «вызывают» краски предметов.

Каждое вещество — это фильтр для падающего на него светового потока. При этом часть света поглощается веществом и только часть отражается.

Спектр отраженного излучения зависит и от природы вещества и от характера освещения (см. рефлексы).

Интенсивное цветное освещение «сближает» краски освещенных предметов, оно объединяет по цвету также и тени, создавая второй, контрастный, тон цветового аккорда. Слепящий прямой солнечный свет также объединяет краски, съедая их различия в цветах и порождая сближенные по цвету контрастные тени.

На фото показано различие между рассеянным светом и многообразием оттенков в первом случае, и контрасты и вместе с уменьшением градации оттенков во втором случае рядом с яркой лампой.

Поэтому важным фактором в создании картины является свет.

Пишите картину при мягком рассеянном, преимущественно, дневном свете. От угла падающего света, яркости и оттенка источника, если вы пишете с натуры, зависит передача объектов. Это можно отнести и к фотографии. Для создания хороших снимков не столь важен аппарат, сколь освещение и композиция.

Для передачи света и тени в живописи существую понятия:

  1. Блик
  2. Свет
  3. Полутень
  4. Собственная тень
  5. Рефлекс
  6. Падающая тень

Их наличие и взаимное расположение играют главную роль в передаче объектов и оно далеко не всегда одинаково.

Если усвоить эти принципы, то можно передать любой предмет на картине естественным.

Характеристика света и тени.

1. Блик

Самое светлое место на предмете, расположено там, где свет источника отражается от поверхности изображаемого предмета.

Светлый, теплый

Чем ярче освещение, тем больше выделяется блик.

На глянцевой поверхности блик более контрастный по отношению к ней.

Заметьте разницу между матовым виноградом, где нет блика, и глянцевой ягодой рядом, на которой четко виден блик, посмотрев на фото посередине.

На рисунке слева показан глянцевый виноград с контрастными бликами.

На рисунке справа видно, как четко выделяются блики в прозрачных предметах.

В прозрачных предметах блик соседствует с тенью, давая контраст.

2. Свет

Освещенная часть поверхности предмета, на которую свет попадает под углом 90 °.  Иногда этот свет называют корпусным или прямым.

Теплый, чуть темнее и холоднее блика.

3. Полутень или полутона

Место, где происходит переход между светом и тенью, или между рефлексом и тенью, соответственно это место темнее света или рефлекса, но светлее тени. В эти места свет попадает или под углом меньше 90 ° или проходит по касательной.

Натуральный естественный свет скользит и уходит.

Чуть холоднее света.

4. Собственная тень

Самое темное место на предмете, на котором нет ни прямого, ни отраженного света. В этом месте предмет освещен лишь рассеянным светом.

Холоднее полутени.

На ней ближе к краю изображается рефлекс.

5. Рефлекс (отсвет цвета и света)

То место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета. Проще говоря, отраженный свет в тени. Рефлекс всегда значительно темнее света, но немного светлее тени. Иногда его называют отсветом.

Точное воспроизведение рефлекса очень важно, именно он дает понять зрителю, что данный предмет существует не один, а в окружении других разнообразных вещей, даже если они не изображены на рисунке. Без изображения рефлексов картина не будет целостной и законченной.

Рефлекс зависит от окружения. Это хорошо видно на рисунке.

Также заметьте, как наш глаз воспринимает цвета в зависимости от окружения.
Цвета на белом фоне (см. цвет выноски на рисунке) кажутся значительно темнее (см. цвет на самом шаре)!

По мнению Гете, на цвет предмета влияет окружающий его фон.

Рефлексы – важный элемент не только для цветопередачи. Без изображения рефлексов по краям предмета он будет выглядеть плоским, без объема, «приклеенным к фону».

Вам, пожалуй, не придет сразу в голову, что отражение предмета в зеркале — это явление рефлекса в его чистом виде — вторичное излучение («reflectare» по-латыни значит «отражать»).

Не только зеркало, но и всякий другой предмет отражает в себе окружающие предметы. Его цвет — это всегда совокупность, мозаика рефлексов.Таким образом, все предметы являются зеркалами друг друга.

Конечно, рефлексы эти не так ясны по цвету, как в зеркале, у них мягкие очертания.

Спектр отраженного излучения зависит и от природы вещества и от характера освещения.

Например, на предметах, которые рассеивают свет меньше (глянцевых), рефлексы (отражения соседних предметов) сильнее. На белых предметах рефлексы видны хорошо, т.к. белый цвет отражает все цвета, а на черном матовом материале рефлексы практически не видны.

[important]

Для того, чтобы увидеть рефлексы и различные оттенки в картине, воспользуйтесь инструментом «пипетка» в простейшей программе «Paint», которая есть в базовом комплекте вашего компьютера, или другом редакторе фотографий.

Откройте с помощью нее нужную вам фотографию, найдите инструмент «Пипетка», наведите на нужный участок для определения цвета, и вы увидите точный цвет в квадратике на панели управления сверху. Это послужит вам тренировкой зрительного восприятия цвета.

[/important]

Сравните также рефлексы на различных поверхностях: стеклянной, глиняной, керамической, металлической, а также на шелке, сукне, кирпичной стене, бархате, дереве лакированном и  без обработки.

Особенно выразительна игра рефлексов на белых предметах, отражающих почти весь падающий на них световой поток. Например, на снегу мы совершенно ясно видим множество цветных рефлексов.

Живопись снега — увлекательная задача для художника, изучающего рефлексы и хороший способ тренировки.

Все «цветные» предметы отражают только часть падающего на них светового потока, поэтому и рефлексы на них выражены менее ясно.

Черные предметы поглощают почти весь падающий на них световой поток.

Вот почему цвет предмета в реальном пространстве следует представлять себе теоретически, как мозаику рефлексов, выраженную яснее всего в полутенях и тенях, но присутствующую в светах и даже в блике.

В природе же всегда доминирует тот цвет предмета, который возникает в результате его общего освещения (общий рефлекс среды).

Каждый предмет— гладкое или матовое зеркало. 

«Чем предмет глаже или больше блестит, тем меньше видна его собственная окраска: он в самом деле становится зеркалом, отражающим окраску соседних предметов».  «В сущности говоря, нет теней вообще, есть только рефлексы» — Эжен Делакруа, художник-колорист.

6. Падающая тень

Самая темная фаза теней (в случае если цвет предмета, на который падает тень, и цвет предмета, от которого падает тень, одинаковы). Чем дальше предмет, от которого падает тень, тем светлее тон этой тени и менее четкие границы.

Падающая тень = цвет поверхности, на которой лежит предмет + отраженный от предмета свет + цвет, контрастный предмету

Контрастный предмету цвет находится ближе к предмету.

Дальше от предмета он переходит в цвет поверхности.

Например, красное яблоко на синем полотне.

Примыкает к яблоку тень = синий+зеленый(контраст)+коричневый темная, отдаляясь от яблока становится светлее и переходит в синий.

Если прямой яркий свет, то тень четкая и темная, а предмет более контрастный (свет контрастный с тенью).

Если свет рассеянный мягкий, то тень светлее и плавно переходит в поверхность, а переходы на предмете мягче.

См. разницу на рисунках.

7. Обратная тень

Место в собственной или падающей тени, закрытое от рефлексов поверхности, на которой расположен предмет.

Цветовая перспектива.

Видимый цвет предмета меняется и в результате прохождения отраженного от него света через полупрозрачные среды: воздух, воду, туман, дым и т. п.

На этом явлении основана так называемая цветовая перспектива.

Полупрозрачная (мутная) среда пропускает одни лучи и рассеивает или поглощает другие. Так, слои воздуха объединяют все предметы дальнего плана, накладывая на них тон. Между предметами и зрителем как бы  опускаются по мере удаления предметов все новые и новые светлые голубые вуали.

Частицы воздушной среды, рассеивая главным образом синие и фиолетовые лучи, создают синеватые, затем голубые дали, объединяя краски каждого плана, затемняя светлые и высветляя темные.

Планы ясно расчленяются туманом, пыльным воздухом, но и рассеивание света в слоях чистого воздуха приводит, особенно днем, к значительному поголубению далей. Пейзаж распадается на ясные цветовые и тональные планы. Вспомните шпаргалку деления пространства, чтобы отдалить или затемнить, оттенки нужно сделать холоднее.

Локальный цвет.

Освещение меняет состав отраженного от предметов излучения и его спектральный диапазон, но за исключением крайних случаев, цветовые различия между предметами не уничтожаются. Предметный цвет виден благодаря тому, что действует закон отношений, относительность в восприятии цвета.

Цвет предмета изменяется при этом и воспринимается как таковой лишь по отношению к другим цветам.

Именно этот измененный средой, но основной для характеристики предмета цвет и называли в традиции европейской живописи XVIII и XIX веков локальным. «Цвет, в настоящем смысле слова,— пишет Делакруа,— находится в окрашенном рефлексом полутоне; я имею в виду подлинный цвет, дающий ощущение плотности и того коренного различия, какое существует между одним предметом и другим».

Эжен Делакруа придавал огромное значение локальному цвету и говорил об универсальности рефлекса. Метод Делакруа был, вкратце, таким.

Сначала локальный полутон, окрашенный общим рефлексом.

В таком полутоне выражены и характерный цвет предмета и цвет среды. Важно со всей точностью найти этот полутон. Моделирование производится уже в этом полутоне.

Затем, наносятся света, тени и частные рефлексы.

Подкладка в виде локального полутона объединяет света, тени и рефлексы, которые становятся валерами (подчиненными оттенками) на общем цвете.

При этом задача сохранения единства и характерности цвета предмета занимала всех крупных колористов нового времени.

Подробнее в Восприятие целостного образа или Гештальта.

vpozitiv.com

блик, свет, полутень, тень, рефлекс.

Искусство Объяснение понятий: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.

Количество просмотров публикации Объяснение понятий: блик, свет, полутень, тень, рефлекс. — 977

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Объяснение понятий: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.
Рубрика (тематическая категория) Искусство


 

Основная градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень.

свет — поверхности, ярко освещённые источником света;

блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;

тень — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;

рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Свет — ϶ᴛᴏ наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всœегда будет самое яркое небольшое пятно – блик (это то место, где лучи света͵ отражаясь от поверхности предмета͵ попадают прямо в наш глаз). Разумеется, блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от общей тональности рисунка. Блик – самое светлое пятно относительно вашего рисунка, здесь и сейчас, так сказать. Далее форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим углом, и получается полутень. Переход от света к полутени, а дальше к тени на округлых предметах очень плавный, без четких границ. Итак, далее тень собственная. Это то место на поверхности предмета͵ куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета.

Затем рефлекс. Это очень важно. Многие упускают рефлексы, не рисуют их, а ведь без этого невозможно полноценно передать форму предмета. Лучи света͵ которые падают не только на предмет, но и освещают всœе вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (к примеру, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не должна быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света͵ полутени, но светлее тени. Конечно, точного рецепта тут нет, насколько темнее или светлее – нужно смотреть в каждом индивидуальном случае.


Объяснение понятий: блик, свет, полутень, тень, рефлекс. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Объяснение понятий: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.» 2017, 2018.

referatwork.ru

Основы светотени

Рисование реалистичного объекта начинается с понимания того, как мы визуально воспринимаем свет и тень и как эти два понятия работают вместе, чтобы придать этому объекту трехмерную форму на плоскости.

Мы можем посмотреть на то, как свет взаимодействует с формой и выявить ряд характерных особенностей, которые появляются в сцене. В результате взаимодействия света и тени на предмете, мы можем понять форму, размер и массу объекта.

Если вы поймете, как ведет себя свет и тень на форме, то нарисовать реалистичный объект станет легче.

Рассмотрим различные элементы света и тени на простой геометрической форме. Как только Вы научитесь определять и рисовать разные части простого объекта, станет проще сделать это на более сложных объектах. Мы будем использовать простую геометрическую форму-сферу.

На данном рисунке все элементы, создающие трехмерный объект удалены. Обратите внимание, что это просто круг, имеющий плоскую форму.

Здесь вы можете увидеть два вида тени: отбрасываемая и собственная.

Тон на теневой стороне тела и объекта является собственной тенью. Его площадь скрыта от источника света в отличии от других поверхностей объекта.

Другой тип тени называется отбрасываемая тень или падающая тень. В данном примере, сфера бросает тень на участок плоской горизонтальной поверхности.

Давайте посмотрим на светлую сторону сферы. Здесь серым цветом отделена светлая область сферы от ее теневой части. Это переходная зона между светлой и теневой сторонами объекта. Нужно знать, что средний тон используется для перехода в тень. Без этого переход будет слишком резким.

Средний тон или полутень: площадь на светлой стороне объекта, которая получает наименьшее количество света. Это зона перехода из света в тень.

Самая яркая часть объекта называется бликом. Это когда свет отражается от поверхности к зрителю. От того какая поверхность у объекта матовая или глянцевая, а так же интенсивности света зависит яркость блика.

Внутри собственной тени вы увидите эффект отраженного света. В этом примере свет отражается от поверхности плоскости обратно на сферу. Темная полоса, которую мы видим рядом с краем тени называется рефлексом. Рефлекс получает наименьшее количество света, так как свет не исходит из источника света а отражается от поверхности плоскости на объект.

Важно: рефлекс никогда не будет светлее области объекта, подсвеченной от прямого источника света.

Рефлекс: свет, находящийся на объекте не исходит из источника света а отражается от поверхности плоскости на объект.

 

До сих пор мы рассматривали элементы в виде простой диаграммы. Давайте рассмотрим более реалистичный пример. Края элементов теперь проявляются мягче, придавая сфере трехмерный эффект. Для наглядности каждый элемент выделен цветом.

Здесь выделена собственная форма тени.

Выделена падающая тень.

Выделена собственная тень. Присутствует рефлекс.

Здесь выделены средние тона.

Выделена светлая область.

Самая светлая область-блик.

 

Теперь, когда Вы можете определять различные элементы света и тени на объекте, нарисовать сферу будет намного проще.

По теме: Понятие о светотени

 

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

oformitelblok.ru

уроки рисования: Светотень

                             
Доброго времени суток! В сегодня мы поговорим о том как передать объем предмету, на примере шара. Но для этого урока необходимо повторить темы «Рисование кругов»  и виды штриховки
Делать объемными предметы помогает светотень. В зависимости от объекта и его положения по отношению к источнику света, светотень  имеет ту или иную яркость и располагается в определенном месте. Любая фигура отражает свет и отбрасывает тень.
 Светотень можно условно разделить на несколько «частей»: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень.

          

Блик — самая освещенная и яркая часть светотени.
Внимание, на глянцевых и гладких поверхностях блик яркий и четкий, на матовых он приглушен и плавно переходит в свет. Блик почти всегда белый. Это то место, которое полностью отражает свет. Его мы часто видим, например, в глазах.

Свет — область, на которую падает свет, самая освещенная часть после блика. Здесь уже хорошо виден сам цвет предмета, и он самый светлый.
Внимание, чем ближе фигура к источнику освещения, тем ярче свет предмета.
Тон (или несколько тонов, градация тонов) – это то место, которое еще освещено светом, но не так сильно, как свет, это переход от света к тени. Он имеет более приглушенную цветовую насыщенность.
Собственная тень — неосвещенная, самая темная часть на предмете. В этой области предмет на освещен, цвет самого предмета самый темный.

Рефлекс — область, на которую отражается свет от окружающих предметов, в нем смешиваются все окружающие цвета предметов. Это важно, так как от этого зависит целостность изображения.
Падающая тень — образуется от предмета на другой плоскости, к примеру, человек стоит на дороге, на дорогу отбрасывает тень. На эту плоскость не попадает свет, будучи заслоненным предметом. Падающая тень темнее собственной тени предмета, чем ближе тень к предмету, тем она четче и темнее, чем дальше, тем рассеянней и светлее. И еще, не забывайте уводить падающую тень в перспективу, если она, к примеру, ложится на стол.
Не забывайте, что тень повторяет предмет, от которого она падает. Тень от квадрата будет квадратом, тень от круга — кругом.
Более того свет и собственная тень и тон и полутон ложатся по предмету. Они его «рисуют», повторяя его форму.
Степень освещения зависит от положения предмета в пространстве относительно источника света, от характера источника света, расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от падения луча света на поверхность.
Также степень освещенности предмета зависит от того, как близко предмет находится к источнику освещения. По мере приближения предмета к свету, его освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления – ослабевать.

 Моделировка шара
Моделировка шара зависит от умения строить правильный круг.
После того как намечена линия соб­ственной тени, проходящая по окружности шара, начинают лепку его объема штри­хом. При этом учитывают расположение самого освещенного места и границ тене­вого контраста. Степень освещенности по мере продвижения к ним будет постоян­но уменьшаться и со временем перейдет в собственную тень. Падающая тень отшара — это всегда тень от круга, образуемая
пересечением лучей света, идущих по каса­тельной к поверхности предмета, на кото­рую падает тень. При удалении поверхности шара от глаз контраст между светом и тенью последовательно снимается, «гаснет», по­скольку уменьшается естественная интен­сивность света, собственная и падающая тени последовательно высветляются. Выяв­лению объема шара светотенью способству­ет фон, на котором решена форма шара.
При тональном решении рисунка с фо­ном необходимо для себя четко опре­делить: что является более темным — собственная тень предмета или фон, на котором он расположен. Лучшей, выра­зительной тональной трактовке форм способствует знание тональной гаммы рисунка и техники штриха, определяющей плотность гона (при сближении штрихов друг с другом) и выразительность всего рисунка.

1 — собственная тень; 2 — полутон; 3 — рефлекс; 4 — свет; 5 — падающая тень. Построение формы шара


radugaart.blogspot.com

что такое фон, свет, полутень, тень собственая, рефлекс, блик и падующая тень

свет — поверхности, ярко освещённые источником света;

фон — основной цвет или тон, на котором размещается изображение, часть изображения, образующая задний план;

блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;

тень — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;

рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Свет – это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно – блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз). Разумеется, блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от общей тональности рисунка. Блик – самое светлое пятно относительно вашего рисунка, здесь и сейчас, так сказать. Затем форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим углом, и получается полутень. Переход от света к полутени, а дальше к тени на округлых предметах очень плавный, без четких границ. Далее тень собственная. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета.

Рефлекс. Многие упускают рефлексы, не рисуют их, а ведь без этого невозможно полноценно передать форму предмета. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который рисуют. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени. Конечно, точного рецепта тут нет, насколько темнее или светлее – нужно смотреть в каждом индивидуальном случае.

А здесь подробнее:
http://www.elena87.net/cat40101.php

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2024 Es picture - Картинки
top