Соединительная буква это – Соединительные гласные | Орфография

Содержание

Соединительные гласные О и Е в сложных словах — Русский язык

В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е. Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый.

Соединительная гласная О

После основ на твердый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: мировоззрение, вольнолюбивый.

В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, кровообращение.

Соединительная гласная Е

После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е

, например: мореплаватель, краеведение, пешеход, птицеводство, синеглазый, большекрылый.

В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление.

Примечание

Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с буквой и.

Сложные слова с числительными

Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пятилетка (пяти лет), одиннадцатиметровый

(одиннадцати метров), сорокаминутный (сорока минут).

Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие.

С буквой о пишется и слово сороконожка.

Числительное тысяча, входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е, например: тысячелетие.

 

Загрузка…
Поделиться с друзьями

Навигация по записям

iamlobster.ru

Соединительные «о» и «е» в сложных словах. Сложные слова в русском языке: соединительные гласные

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. «О» и «е» в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ – оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:

  1. Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже.
  2. Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат – юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма ( туристическая фирма – урезана первая основа, а вторая неизменна).
  3. Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две – «о», «е». Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
  4. К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).

Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

Слова с соединительной «о»

Разберем, когда употребляются соединительные «о», «е» в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать «о» следующие:

  • железнодорожный;
  • фабрично-заводской;
  • лесостепь;
  • народно-освободительный;
  • железобетон.

Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной «о».

Слова с соединительной «е»

Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

  • древнерусский;
  • пешеход;
  • овощехранилище;
  • птицелов;
  • кожедел;
  • кашевар;
  • общежитие;
  • путешественник;
  • бурелом;
  • дождемер.

Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на «ц» (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную «е».

Варианты основ

Иногда соединительные «о» и «е» в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  1. Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь «о» и «е» – не соединительные гласные, а суффиксы.
  2. Первая часть – глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
  3. Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.

Когда соединительная гласная не нужна

В русском языке немало случаев, когда соединительные «о» и «е» в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  1. Если первая производящая основа – имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  2. В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова «психотерапия» и «психастения». В первом случае слово имеет соединительную «о», а во втором буква «а» – начальная в слове «астения».
  3. Иногда первая производящая основа – начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  4. Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  5. Многие части – слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  6. Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове «электрификация» всего один корень электри-. Все, стоящее за ним – это суффикс и окончание. Другое дело слова «электроноситель», «электромонтер», «электродвигатель». В них уже две основы, одна из которых – электро-.

Правописание сложных слов

Соединительные «о» и «е» в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз «и». Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать – диван-кровать; научный и технический – научно-технический; русский и английский – русско-английский; фабрика и завод – фабрично-заводской; мясо и молоко – мясо-молочный; военно-медицинский — военный и медицинский и другие.

Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки – великолукский, Сергиев Посад – сегриевопосадский, Старая Русь – старорусский.

Слова – научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

Слова — обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

Если первая производящая основа – обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

fb.ru

Работа над соединениями букв

Более удобным и скорым является такое письмо, при кото­ром пишущий нечасто отрывает руку от бумаги. Это осуществляется за счет безотрывного начертания нескольких букв в слове (обычно 4—5 букв пишутся с одного росчерка), за счет неко­торого поворота кисти (вращательное движение — пронации) или за счет непрерывного движения предплечья по мере за­полнения строки.

Хотя навык складывающихся движений не сразу автоматизируется и набирает скорость, привычка совершать определенные движения закрепляется очень рано. Поэтому будет ли отрывным или безотрывным движение при написании букв сначала обучения, очень важно для складывающегося навыка письма.

Б письменном шрифте учитывается возможность безотрыв­ного написания букв. Почти все буквы письменного шрифта, и заглавные и строчные, пишутся без отрыва «пера», за исклю­чением некоторых букв. Так, с отрывом пишем верхний элемент в заглавных буквах Г, П, Т, Б, Р. В заглавных буквах П и Ттакже пишутся с отрывом первые два элемента:

Рекомендуется делать отрыв в письме заглавных букв К,Ф и X. Отрывно присоединяется черта в середине буквы Э. Из строч­ных букв отрывно при помощи соединительного штриха соеди­няется буква б с последующей буквой. С отрывом соединяют предыдущие буквы с буквой с. С одним отрывом пишутся буквы к, х, э и ж. В букве ж с отрывом пишется правый полуовал.

В разных методических системах, в равных странах и в нос время для безотрывного соединения овалов, полуовалов закруглений в буквах (при соединении их с другими буквами или внутри тех же букв) использовались различные способы этих соединений:

Соединения типа а), б) и г) могут быть использованы для соединений как с овалами, так и с полуовалами и закругле­ниями, так как это соединение однотипно, т. е. со всеми формами букв одинаково. Соединения типа в) могут быть использованы только с овальными буквами.

Взрослые в своем письме обычно используют разные виды соединений в зависимости от формы буквы, буквосочетания, скорости письма и т. ж. При этом соединения а) используют­ся очень редко, чаще с полуовалами, и у взрослых они пере­ходят в петельные соединения. Объясняется это тем, что соеди­нение путем повтора справа налево неестественно, так как оно не совпадает с направлением движения руки в процессе письма, а идет в противоположном направлении. Соединение типа б) для левых полуовалов н закруглений более естественно, так как повтop идет слева направо, что соответствует направлению дви­жении руки в процессе письма. В соединениях овалов взрослыми часто используются нижний повтор типа в) или петельные соединения, особенно при верхних и средних соединениях со строчными буквами о и ю. Эти наблюдения Е. Н. Соколовой подтверждаются и физиологическими исследованиями И. Н. Со­колова и А И. Корват. Так, ими установлено, что начало письма овалов снизу слева направо более удобно для пишущей руки. По данным Н. Н. Соколова, также удобным являются и пе­тельные соединения, совершающиеся в ритме движения руки.

Следовательно, и детей надо обучать естественным движениям, не вводя искусственные, хотя бы и однотипные соединения верхнего повтора. Непросто вводить с самого начала только петельные соединения, пересекающие букву и при неумелом исполнении детей могущие привести к нарушениям самого образа буквы, что затрудняет и прочтение написаного. Так. слог ла может выглядеть как


Здесь мы можем заранее видеть ошибки как написания, так и восприятия буквы. Учитывая наибольшее удобство для пишущих скоро именно петельных соединений, надо организовать постепенное введение их на более старших этапах обучения, когда образ буквы имеется. При этой вполне возможен переход err нижнего повторного соединения к более экономному петельно­му соединению: . Надо отметить, что верхнее петельное соединение в буквах о, ю, в по движению ничего нового не представляет по сравнению с нижним соеди­нением с овальными буквами. Это то же соединение, только поднятие выше для удобства, для сокращения траектории дви­жения. Обычно в письме взрослых именно такое соединение и наблюдается:

Это учитывалось и ранее при введении безотрывного письма Д. А. Писаревским, В. А. Саглиным, Н. Н. Боголюбовым, что отражалось в их методиках. Мы тоже придерживаемся посте­пенного усложнении соединений букв в процессе обучения чисто­писанню. В I классе вводятся только нижние соединения с овальными буквами. При этом рекомендуется перед овальными и полуовальными буквами делать отрыв. Учитель может на доске писать без отрыва, детям же разрешается писать с отрывом, но соединять буквы снизу; такой способ будет готовить после­дующий переход на безотрывное письмо с овальными буквами

При письме букв о, ю, в со II класса надо вводить петельные соединения (при верхнем и среднем соединении): конь, вилы и нижний повтор в нижнем соединении: моя. С остальными овальными и полуовальными буквами можно использовать не один вид соединений, а комбинировать эти виды так, как это делают в своем письме взрослые; с овальными буквами (а, д, б, ф) лучше использовать нижний повтор слева направо в се­редине слова и начинать писать сверху в начале слова:

Полуовалы в буквах с, ж, х в I и II классах лучше писать с отрывом, сохранив безотрывным соединение с левым полу­овалом только в букве ж.

В III классе можно показать учащимся и безотрывные соеди­нения с полуовальными буквами, а именно петельные соеди­нения:

Именно так, в зависимости от удобства соединения, взрослые в разных буквосочетаниях используют разные виды соеди­нений.

Детям сначала не так легко бывает привыкнуть, в каком буквосочетании какое соединение не использовать. Они переносят какой-либо прием на разные буквосочетания. Задача учителя — постоянно отрабатывать правильные, нужные соединения в буквосочетаниях, наиболее удобные в них.

Приемы безотрывных соединений

Прежде чем говорить о приемах соединений букв, надо остановиться на классификации соединений букв. По высоте соединения можно условно разделить на верхние, средние , нижние, но при этом необходимо понимать, что данное разделение условно Так, нижними можно назвать соеди­нения предыдущих букв с буквами овальными а, б, д, ф с буквами л, м, я и с буквой о, если за ней следует буква, которую начинаем писать снизу.

Средним соединением можно считать соединение предыдущих в с буквами е, з, ж, г, х, ч, э, в, так как эти буквы начинаются приблизительно с середины высоты строки или чуть выше. Верхними можно считать соединения с буквами и, к, т, р, с, н, у, ц, а также о и ю, если за ними следуют буквы, начи­нающиеся при письме сверху или в середине. Однако это деле­ние довольно условно, так как при безотрывном письме трудно говорить о границах начала буквы н соединения с предыду­щей буквой движение непрерывно. Относительность такого разделения очень хорошо видна при соединении предыдущей буквы с буквой в. Так, — явно верхнее соединение, а в соединении трудно сказать, среднее это или нижнее. Понимая, что такое деление при непрерывном про­цессе письма условно, учитель производит его для удобства отработки особенностей этих соединений. При этом надо помнить, что среднее соединение по способам не отличается от верхнего.

Нижнее Соединение букв в, ь,ъ с последующей выглядит так: , а среднее и верхнее —

Следует также различить соединения при безотрывном письме букв в зависимости от их формы:

1. Соединения букв, включающих овалы: а) а, б, д, ф; б) О, Ю, в) о, ю

г) в, ь, ъ

2. Соединения букв, включающих полуовалы или закругления:

3. Соединения букв, не включающих овалы или полуовалы: а) г, и. к, н, п т, ч, ш; б) л, м, я; в) р, ф — безотрывное письмо элемента, выходящего за нижнюю линию; г) соединения после петель – д, з, у, ц, щ, д, з, у.

4.Соединения заглавных — Д, А

Приемы безотрывного соединения таких букв, как к. вв. у (не овальных н не полуовальных), очень просты. Чтобы без­отрывно соединить буквы в слогах или буквосочетаниях типа ни, шу, ин, тк, а элементы внутри этих букв, необходимо соединительный штрих доводить до начала письма следующей буквы или элемента: . Если штрих доведен до середины высоты буквы, то начало следующей буквы не должно быть далеким от предыдущей, или отрывным: .

Таким образом, чтобы соединить подобные буквы без отрыва, надо вести соединительный штрих до высоты начала письма следующей буквы (в 1 классе до верхней линии строки». Естест­венно, легко, безотрывно соединяются буквы л. м, я и с предыду­щими буквами. Соединения этих букв с другими буквами всегда нижнее. Однако дети в этом соединении очень часто совершают ошибку, начиная письмо букв л, м, я с середины высоты букв и даже выше. Это объясняется тем, что дети привыкают все буквы писать с определенной высоты сверху вниз:

Этот прием они переносят на письмо букв, которые начинаются ниже верхней линии строки. Вместо пишут начиная писать букву м сверху или почти сверху. Такие графи­ческие ошибки иногда можно принять за орфографические, что ведет к неправильному чтению написанного. Учащиеся должны знать, что соединение с буквами л, м, я нижние. Его надо начинать немного выше нижней линии строки.

Чтобы без отрыва руки писать элемент, выходящий вниз за линню строки в буквах р и ф, нужно, написав этот элемент не отрывая руки вниз, провести ручкой по написанному вверх:

Учащиеся должны хорошо знать, какие соединения употреб­ляются для письма опалов я полуовалов, в каких буквосочетаниях и как пишутся эти буквы, если они стоят в начале слова.

Строчные буквы а, б, д, фс предыдущей буквой соединяются всегда без отрыва руки, путем повторного проведении снизу по ходу движения руки в процессе письма.

Слог та безотрывно пишется так:

Так же с предыдущей буквой соединяются и буквы д, б, ф:

Если с овальной буквы начинается слово, то писать эту букву надо сверху:

В случае начала слова с овальной буквы или если буква — самостоятельное слово (например, союз а ), целесообразно писать эту букву сверху, так как нет предварительного обведення буквы, движение более экономно. Если учитель обращает внимание детей на начало письма овальных букв в начале слова, специально отрабатывает этот прием, то дети привыкают писать правильно. Всегда снизу начинается письмо овалов в заглавных буквах О и Ю для безотрывного соединения с последующими буквами:

Строчная буква о соединяется с предыдущей буквой по-раз­ному в зависимости от соединения с последующей буквой (верхнее или нижнее): Если слово начинается со строчной буквы о, то соединение с последующей буквой будет несколько иным:

В конце слова букву о начинаем писать так, как это удобно для руки.

Буква ю, так же как и буква о, соединяется с последующей буквой в зависимости от того, каким будет это соединение — верхним или нижним:

 

Неоднократные наблюдения показывают, что при отрывном мнении строчной буквы о с буквами л , м, я т. е. в нижнем соединении, дети часто допускают такую ошибку — присоединяют буквы л, м , я к букве обез соединительного штриха:

Буква о при этом становится похожа на букву а. При безот­рывном письме соединительный штрих не пропускается, но надо обратить внимание на то, чтобы он был достаточной длины и не шел вверх: , но не

Учитель должен напомнить учащимся, что это соединение нижнее, поэтому соединительный штрих не уходит вверх.

Буква бс последующей буквой соединяется посредством соединительной линии с отрывом «пера»:

Буква с с предыдущей буквой соединяется отрывно:

Буквы з и фс последующими буквами соединяются путем повторного проведения снизу:

Буква ж пишется без отрыва «пера» путем повторного проведения снизу и с отрывом сверху правого полуовала:

Буква Xзаглавная и х строчная пишется с отрывом. Коротко опишем порядок введения безотрывных соеди­нений.

При работе с семилетними первоклассниками было ясно, что обучать детей приемам безотрывного письма 2- 3 букв (слога) надо с первых уроков, чтобы не переучивать позднее.

Шестилетние дети значительно больше вкладывают усилий в процесс письма, больше устают и отвлекаются. Однако они могут писать безотрывно отдельные буквы, соединять, не отрывая руки от бумаги, две буквы, если эти буквы не овальные, например слоги: шу, ул, лу , т. д.

В букварный период безотрывно пишутся отдельные буквы, которые н письменном шрифте представлены как безотрывно пишущиеся. Кроме того, две буквы типа шу, ме, ли, ел и др. (кроме овальных букв) дети должны писать не отрывая руки.

Овальные буквы в середине слова лучше писать снизу слева направо с поворотом и не требовать от детей безотрывного сое­динения

Со II класса дети учатся писать слог, не отрывая руки от бумаги. Это требование сохраняется до конца II класса. Если учитель сразу требует от учащихся писать бел отрыва все слово, некоторым детям это очень трудно выполнить, они пишут с большим напряжением, обычно нарушай наклон в конце слова. К концу II класса большинство детей легко сами пишут 3—5 букв не отрывая руки.

В III классе дети учатся писать безотрывно целые слова состоящие из 4—5 букв. Отрывы делаются еще и там, где встречаются буквы, которые надо писать отрывая руку (б, к. х и др.). Во II классе следует отрабатывать все соединения букв. Возникает необходимость в отработке нижних соединении с буквами л, м, я,поскольку учащиеся их часто начинают писать очень высоко. Учитель возвращается к отработке этих соединений, когда замечает в письме учащихся подобные ошибки.

Соединении с овальными буквами можно вводить в таком порядке: в первую очередь отработать нижнее соединение со строчными овальными буквами а, б, д, ф. Это соединение встре­чается со всеми овальными буквами.

Затем перейти к отработке соединений заглавных букв О и Ю
с последующими буквами, так как эти соединения аналогичны
до этого повторенным соединениям со строчными овальными
буквами. Отдельно следует отработать соединения со строчными
буквами о и ю. Сначала надо повторить нижние соединения
с этими буквами. С учащимися выясняется, в каких случаях
соединения этих букв будут нижними. Это соединение будет
нижним тогда, когда следующую за буквами о и ю букву
начинаем писать снизу, т. е. с буквами л, м, я, а, б, д, ф.На
следующем уроке повторяется верхнее соединение со строчными
буквами ои ю. Можно сравнивать написание двух слов: ,

, в которых сдвоенная буква о соединяется неодинаково в зави­симости от следующей за ней буквы

Отдельно следует отрабатывать соединение с полуовальными буквами. Необходимо повторить, что правый полуовал соединя­ется как внутри букв, так н в букве с — всегда с отрывом. Объясняется письмо с отрывом в других полуовалах — букв э, x, ж.

В III —IV классах учитель отрабатывает с детьми способы соединений букв в словах. Именно в этих классах возможен переход на более удобные петельные соединения полуовалов.

Понимай, что безотрывное письмо удобно н дает возможность совершить наиболее скорые и плавные движения, учитель вместе с тем должен знать, что встречаются дети с нарушениями коор­динации движений или отклонениями в нервной системе, с подер­гиванием рук во время письма и др., к которым не следует применить правила о безотрывности письма. Таким детям можно разрешить писать так, кик им удобно. При этом надо учитывать, что и скорость письма у таких детей отстает от скорости письма других учащихся.

Особенно может быть трудным дія них совершение длительного непрерывного движения в процессе письма. Поэтому учитель разрешает этим детям писать побуквенно, не навязывая им безотрывное письмо, но и не запрещая его. Оценка за отрывное письмо не снижается.

 

Обобщая сказанное в этой главе, мы приводим указания о соединениях буке в следующей таблице:

 

Класс Требования к соединениям Характер соединений Дозировка безотрывного письма
I класс (6 лет ) В основном по буквенное письмо Отрывы перед овальными и полуовальными буквами. Соединения перед овалами снизу как подготовка к безотрывному письму. Соединения двух букв – шу, ил, сн – могут быть безотрывными
II класс ( 7 лет ) Послоговое безотрывное письмо Отрывное письмо с правыми полуовалами перед с ив буквах х и ж. Вводится безотрывное нижнее соединение с овальными буквами. Безотрывное верхнее петельное соединение с буквами о, ю, в, ь, ъ. Правило: слог Пиши не отрывая руки (шарика) т.е. 2-3 буквы.
Ш класс ( 8 лет ) Безотрывное письмо коротких слов Показываются безотрывные петельные соединения с полуовальными буквами. Безотрывное письмо 4-5 букв

 

Наклон в письме

Письмо может иметь различный наклон: может быть прямым (ненаклонным), наклонным вправо и наклонным вправо. Прямым письмо считается тогда, когда основные элементы движения (на себя) идут перпендикулярно линии строки; при письме с наклоном вправо основные элементы образуют острый угол к линии строки; при письме с наклоном влево основные моменты образуют тупой угол к линии строки: І К.

 

_ — прямой угол — прямое письмо.

 

— острый угол — правонаклонное письмо

 

 

— тупой угол — левонаклонное письмо

 

Мы обучаем учащихся письму с наклоном вправо. Однако письмо взрослых в зависимости от разных обстоятельств может быть с большим или меньшим наклоном вправо, может быть ненаклонным (прямым) или быть с наклоном влево. Право-наклонное письмо воспринимается как более красивое. Требо­вание писать с наклоном вправо для праворуких людей (а таких большинство) определяется главным образом не эстетическими качествами письма и даже не традициями наклонного письменного шрифта. Требование писать с наклоном вправо определяется де всего удобством для пишущего, возможностью осуществлять во время письма при меньшей затрате сил более скорые движения.

Наш школьный письменный шрифт именно потому наклонный, что он соответствует удобствам пишущего человека к более быстрому письму. Рассмотрим, в чем же заключаются эти удобства. В процессе письма активное участие принимают в осущест­влении движений пальцы и в целом кисть, предплечье и плечо, т.е. задействованы суставы и мышцы всей руки. Поэтому необходимо удобство для движения руки во время письма. Ученик пишет, сидя за партой или столом. Надо, чтобы ему удобно сидеть во время письма. Ученик следит за тем, как и что он пишет. Следовательно, надо писать так, чтобы удобно для зрения. Как показали многие исследования, письмо с наклоном вправо является наиболее быстрым и удобным для движения правой руки вдоль строки во время письма, для движении пальцев кисти, т. е. соответствует биомеханике письма.

Постараемся это понять, доказать. «При письме для кисти и пальцев рук удобнее всего совершать движения прямо на себя (в соответствии со сгибаемостью суставов фаланг пальцев). Эти же движения легче всего и прослеживать глазом, так как глаз совершает движения по вертикали: сверху вниз и снизу вверх. Значит, прямое письмо наиболее удобно для глаза и кисти. Так было бы, если бы человек писал на одном месте, не перед­авая кисть, а бумага бы двигалась справа налево.

На самом деле в процессе письма рука передвигается вправо, Это осуществляется за счет движения предплечья по кругу с центром в локте. Локоть или неподвижен, или незначительно двигается. Положите правую руку на стол так, чтобы кисть находилась напротив середины груди, и поверните свободно руку по кругу с центром в локтевом суставе. Ваша кисть сначала будет двигаться вверх. Это как раз тот отрезок пути, при котором мы осуществляем письмо вдоль строки.

Следовательно, для свободного движении руки во время письма она должна двигаться вправо-вверх. Поэтому нам к требуется наклонное положение тетради, при котором на не­котором отрезке пути предплечье может свободно двигаться вверх

Пальцы же и кисть в это время осуществляют при письме на себя основные движения перпендикулярно к линии строки, а соединительные — с наклоном вправо.

Лист бумаги во время письма кладется на стол с наклоном так, что строки идут вверх, а когда человек напишет и положит тетрадь прямо, нес строчки будут прямыми, Это будет удобно для чтения написанного. Если человек положит бумагу не с наклоном, а будет писать при прямом ее положении, то это будет очень неудобно при длительном письме для кисти и предплечья.

так как при этом предплечье и кисть вместо свободного движения по радиусу должны постоянно двигаться вниз, как бы «сжиматься», плечо отодвигается назад, прижимаясь к телу, к поворо­ту всего туловища в одну сторону. Следовательно, письмо тогда удобно, когда лист бумаги лежит с наклоном. В результате наклона бумаги письмо получается не прямое, а наклонное. Это письмо и будет наиболее удобным для пишущего правой рукой.

При прямом положении бумаги у нас получится прямое пи сьмо, но оно неудобно для движения руки вдоль строки

Таким образом, наклон при письме у нас получается как бы сам собой. Он определен наклонным положением тетради. На­клонное письмо в этом случае результат, продукт процесса письма.

Однако наклонное письмо не будет удобным, если мы будем писать с наклоном при прямом положении тетради. Тогда мы будем воспроизводить прописные образцы наклонного письма, но для движения руки и слежения глазом это будет неудобно и утомительно. Поэтому нецелесообразно обучать наклонному письму только с целью копирования наклона. Это ведет и к стойкой привычке неправильно сидеть за партой. Такое письмо имеет место тогда, когда учитель следит только за тем. чтобы учащийся писал с наклоном, не требуя, чтобы он держал при этом и тетрадь с наклоном. Этому часто способствуют дополни­тельные наклонные линии на листе (косая сетка). В этом случае при любом положении тетради получается наклон в письме.

Наклон влево удобен только для тех, кто обучается писать левой рукой, и тоже при определенном положении бумаги во время письма. Об этом будет сказано ниже.


Похожие статьи:

poznayka.org

соединительные гласные — это… Что такое соединительные гласные?


соединительные гласные

Служебные морфемы словообразовательного характера в сложных словах, имеющих в своем составе две или больше непроизводных основ. После основы на парный твердый согласный в качестве соединительного гласного употребляется о, после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц употребляется е. Домоуправление, землеустройство, кашевар, лженаука, птицелов. В ряде слов конечный мягкий согласный первой основы в, и, т произносится твердо и после него пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами существуют и такие, в которых согласно правилу пишется е). Кровожадный — кровеносный, конокрад — коневод, косторезный — костедробильный, зверолов, властолюбие, честолюбие, плотоядный, шерстоткацкий, баснописец, кровообращение и т. п.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

  • соединительная пауза
  • соединительные союзы

Смотреть что такое «соединительные гласные» в других словарях:

  • Соединительные гласные о и е —      1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о, после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I.      2. В некоторых… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Соединительные гласные о и е —      1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о, после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I.      2. В некоторых… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • § 037. НЕУДАРЯЕМЫЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ — § 37. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: водопровод, товарооборот, москворецкий, сороконожка, земледелие, жизнеописание, кровеносный, лжесвидетель, кашевар, писчебумажный, овцеводство,… …   Правила русского правописания

  • ОРФОГРАФИЯ — @Правописание гласных в корне I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3 …   Справочник по правописанию и стилистике

  • ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • соедини́тельный — ая, ое. 1. Предназначенный, служащий для соединения или скрепления чего л. Соединительные планки. □ Воздушные магистрали были в плачевном состоянии; изо всех щелей, вентилей и соединительных муфт со свистом зря уходил сжатый воздух. Горбатов,… …   Малый академический словарь

  • интерфикс в составе слова — (лат. inter – между, fixus – вставленный) 1) Межморфемные прокладки, играющие в структуре слова соединительную функцию; 2) соединительные согласные о, е в составе сложных слов, выполняющие функции, аналогичные функциям суффиксов и приставок 3)… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ — СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ, ая, ое. 1. см. соединить. 2. Служащий для соединения, скрепления чего н. Соединительная ткань (ткань животного организма, содержащая большое количество межклеточного вещества). Соединительные гласные (в сложных словах: гласные,… …   Толковый словарь Ожегова

  • Сослагательное наклонение — (лат. modus conjunctivus иди subjunctivus), встречающееся в разных отдельных индоевропейских языках, восходит к общеиндоевропейской эпохе и было свойственно уже индоевропейскому праязыку. Не все, впрочем, формы, известные под именем С. наклонения …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пуськи бятые — «Пуськи бятые»  цикл «лингвистических сказок» Людмилы Петрушевской, написанных в разные годы её творчества. Первая из них, с таким же названием, была написана в 1984 году и впервые опубликована тогда же в «Литературной газете». Сказки… …   Википедия


dic.academic.ru

Сложные слова. Соединительные гласные Е и О

Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными.

 

Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

 

Самовар сам варит, второй корень вар-.

 

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

 

Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-.

 

Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-.

 

Сам – первая часть сложных слов.

 

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

 

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

 

пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

 

камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),

 

звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

 

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук  р’  и  н’  , корни соединяет буква Е.

 

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук  р  и  д  , корни соединяет буква О.

 

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

 

Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?

 

1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

 

2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е.

 

Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.

 

Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

 

Многолетний – много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

 

путеводитель – путь, водить, корни пут-, вод-,  буква соединительной гласной Е,

 

древнерусский –древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

 

водоплавающие – вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

 

Образовываем сложные слова

 

Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

 

1) Поток воды, который падает с большой высоты.

 

2) Человек, который пашет землю.

 

3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

 

4) Жук, который ест кору.

 

5) Человек, идущий пешком.

 

Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

 

Как называются эти сказочные предметы?

 

Сапоги  — самоходы, скатерть — самобранка, гусли – самогуды.

 

Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

 

Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

 

Находим сложные слова в стихотворных строках:

 

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

(Ю. Синицын)

 

Пришла весна! Весна-красна

С зелёной травкой у окна.

Повесила серёжки

Берёзе-белоножке.

(Е. Трутнева)

 

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

 

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

(М. Исаковский)

 

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

(Н. Егоров)

 

Сложные слова:

 

желтогрудые – с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

 

белоножка – с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

 

листопад – падают листья, корни лист-, пад-;

 

желтолистая – с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

 

одноэтажный – с одним этажом, корни одн-, этаж-.

 

О каком человеке можно так сказать?

 

Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на   ж  ,  пишем букву е;

 

сладкоежка – в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

 

пустослов – говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

 

Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

 

Трудолюбивый – любит труд, корни труд-, люб-;

 

слабовольный – слабая воля, корни слаб-, вол-;

 

милосердный – милое сердце, корни мил-, серд-;

 

добродушный – добрая душа, корни добр-, душ-;

 

благородный – благо роду, корни благ-, род-.

 

Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

 

Великая душа – великодушный (корни велик-, душ-),

 

острый ум – остроумный (корни остр-, ум-),

 

ясные глаза – ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

 

тёмные волосы – темноволосый (корни темн-, волос-).

 

Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

 

Добролюбов – любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов – русский писатель.

 

Добронравов – добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов  — поэт-песенник.

 

Боголюбов –  любящий бога, корни бог-, люб-.

 

Краснощёкова – красные щёки, корни красн-, щёк-.

 

Сложные слова называют людей по профессии.

 

Полководец – водит за собой полки, корни полк-,  вод-,

 

баснописец – пишет басни, корни басн-, пис-,

 

пчеловод – разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

 

водопроводчик —  проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

 

сталевар – варит сталь, корни стал-, вар-,

 

птицелов – ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц, пишем е.

 

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

 

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена – белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.

 

Долгорукий – долгие руки, корни долг-, рук-,

 

частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

 

белокаменная – построена из белого камня, корни бел-, камен-, 

 

златоглавая – с золотыми головами, корни злат-, глав-,

 

Чистопрудный – чистые пруды, корни чист-, пруд-.

 

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)

 

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.

 

Водомерка – так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.

 

Горихвостка – сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

 

Краснопёрка – сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

 

Лисохвост – корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

 

Водомерка – корни вод-, мер-. Вода, измерить.

 

вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Соединительные буквы в сложных словах. «Неуловимая» s и другие

Навигация Немецкий язык

Очередной раз ошибившись и размышляя над тем, почему немцы не могли придумать нормальные правила для своих сложных слов (хотя так обожают соединять два-три слова вместе) и приходится бедным иностранцам зазубривать, где есть буква s, а где ее нет, я пришла к выводу, что во многих случаях эта буква идет исторически от генетива. Учебники, которые через меня прошли, очень туманно обходят этот вопрос: обычно там написано что-то вроде: «Иногда бывает соединительная буква s, а иногда ее нет». Детские учебники тему затрагивают так: «смотрите, детки, тут бывает буковка s, обведите ее кружочком».

Пытаясь подтвердить свою догадку, я пошерстила Интернет, и вот что нашла. Не могу сказать, что все стало кристально ясно, но некие тенденции и правила все же имеются.

70 процентов сложных слов обходятся вообще без соединительных букв. Значит, остается всего 30 процентов проблем, и, если не ставить соединительную букву, то меньше шансов ошибиться. Из оставшихся 30 процентов половину занимают слова с соединительной s, 40 процентов слова с соединительной en. И эти проценты неплохо охватываются имеющимися правилами, хотя есть и немало исключений.

Каждое правило сопровождается списком слов, которые мне кажутся часто встречающимися и употребительными. Эти списки, можно сказать, исчерпывающие, то есть какие-то распространенные слова могли не попасть туда случайно. Если вам пришло в голову какое-то важное слово, пишите. Но учитывайте, что другие слова с теми же первыми корнями в большинстве случаев пишутся так же, поэтому я писала только одно-два слова с одним корнем, а не все тридцать.
Все закономерности и правила касаются первой части слова, вторая часть значения не имеет. Когда речь идет о том, что какое-то слово пишется и по-другому, то имеется в виду первая часть слова, его первый корень. Вариантные написания в конце темы.

Соединительная s (Fugen-s):

1. Ставится всегда

а) когда первая часть — это слова на:

— heit               Gesundheitstest
— (ig)keit          Tätigkeitsdauer
— ling               Lieblingsfarbe
— sal                schicksalsschwanger
— schaft           Gemeinschaftspraxis
— tum              Eigentumswohnung
— ung              Regierungskrise
— ion               Diskussionsforum
— ität               Qualitätswein

[Список]

Änderungsvorschlag
Ausbildungsdauer
Beratungszeit
Bildungsziel
Einladungskarte
Entwicklungsphase
Eröffnungsfeier
Erfrischungsgetränk
Erziehungsprogramm
Heizungstechnik
Lieferungsfrist
Lösungswort
Prüfungstag
Reinigungsmittel
Rettungsgasse
Rettungsdienst
Wohnungstür
Versicherungspflicht

Informationsbedarf
Religionslehrer
Navigationssystem

Freundschaftsbesuch
Landschaftsbild
Mannschaftsraum
Wissenschaftsbetrieb

Feuchtigkeitsgrad

Freiheitsidee

Flüchtlingslager
Lieblingslied
Säuglingsschwimmen
Zwillingsbruder

Sanitätsdienst
Qualitätsarbeit

б) когда первая часть — существительные, образованные из глаголов. Этих случаев немного.

Lebensfreunde
Lebensablauf
Schlafenszeit
Sehenswürdigkeit
sehenswert
Essenszeit
sterbenslangweilig

2. Ставится часто

в) когда первая часть происходит от генетива мужского или среднего рода. К сожалению, перевод на русский, хоть и помогает, но не всегда 100-процентно совпадает. Например, Eintrittskarte мы скорее переведем прилагательным «входной билет», а не «билет для входа», в то время как Tischbein для нас будет все-таки «ножка стола», а не «столовая ножка».

[Список]
Большинство этих слов образуют формы всегда с буквой s, выделенные курсивом слова нужно посмотреть ниже, в разделе «слова с разными способами соединения».

Abschiedsfest
Adventskerze
Alltagskleid
Altersgruppe
Amtsanwalt
Аnfangskapital
Angebotspreis
Aufenthaltserlaubnis
Aufzugstür
Ausflugsziel

Bahnhofshotel
Berufskleidung
Besuchstag
Blutsbruder
Bootsfahrt

Dreikönigsfest

Eingangstür
Einkaufscenter
Einkommenssteuer
Eintrittskarte
Einzugsfeier
Examensarbeit

Faschingskostüm
Friedhofstor
Frühstückspause

Gleichgewichtsgefühl
Grundstückspreis
Geburtstagskind
Gutshof

Handelsbuch
Handwerkszeug
Haushaltsgeld
Herringssalat

Kalbskotellet
Königspaar

Landsmann
Landtagswahl

Mitgliedskarte
Mittagsessen
Monatskarte
Museumsbesuch

Neujahrstag

Ortsbild

Ratskeller
Reichsstadt

Schafskäse
Schiffsbau
Schweinsleber
Sonntagsausflug
Staatsbürger
Stiftskirche

Teufelskreis

Unglückstag
Urlaubsort

Verbrauchssteuer
Vereinsmitglied
Verkaufsartikel
Volksfest
Vortragssaal

г) когда первая часть — существительные женского рода, оканчивающиеся (но не сами эти слова в чистом виде) на:

— fahrt               Anfahrtsweg (но, по абсолютно неведомой причине, Ausfahrtschild)
— flucht             Zufluchtsort
— sicht              Ansichtskarte
— sucht             Eifersuchtsanfall
— nacht            Weihnachtskerze
— macht           Ohnmachtsanfall

Сами эти слова (Nacht, Flucht, Sicht, Macht) пишутся без соединительной буквы (Nachtzug, Fluchtweg, Sichtlinie, Machtpolitik). Наиболее последовательны слова, оканчивающиеся на -sicht. В словах на -fahrt нет никакой логики. Остается писать на всякий случай -s в надежде, что читающий сам не помнит, как правильно. Остальные корни довольно редко встречаются, поэтому тоже можно запоминать как слова с -s.

Я бы добавила сюда слова на -kunft, так как все, что мне встречались, были с соединительной буквой:

Zukunftsangst
Herkunftsort
Ankunftszeit
Auskunftspflicht
Unterkunftshaus

д) когда первая часть начинается на Ge-. Случаев «с» и «без» примерно половина на половину, причем «без» немного больше. Есть еще небольшое количество слов, имеющих соединительную -е (Getränkemarkt).

[Список]
Gebirgsklima                                   Gewaltpolitik
Gebrauchsmöbel                            Geschirrspule
Gebotsschild                                   Geschwisterkind
Geburtsdatum                                Geflügelsuppe
Geburtstag                                     Gewürzgurke
Gebietsentwicklung                        Gebäckform
Gefühlssache                                 Gewitterschlag
Geschmackssache                         Gewinnanteil
Gehaltsklasse                                 Gedächtnishilfe
Gerichtsurteil                                  Gedichtform
Geruchsfilter                                   Geduldspiel
Gesprächsparthner                        Gefängnisarzt
Geschlechtsverkehr                       Gefriertruhe
Geschäftsaufgabe                          Geräuschquelle
Geschichtsbuch                              Gepäckausgabe
Gesangsübung                               Gehirnbruch
Gesichtsmaske                               Gehörverlust
Gewichtsabnahme                         Gerüstbau
                                                       Geschenkpapier
                                                       Gelenkbruch
                                                       Geldautomat

Ставится в исключениях из правил, когда соединительная буква не ставится (см. ниже)

е) исключения из первого правила (существительные женского рода): Geduld, Bibliothek, Sorgfalt, Unschuld, Hilfe, Liebe, Hochzeit, Armut, Heirat.

Aushilfsjob
Arbeitsaufgabe
Bibliotheksausweis
Hochzeitsfest
Hilfsdienst
Liebesbrief
Armutsgrenze
Heiratsurkunde

ж) исключения из второго правила (слова на -el): Engel, Esel, Himmel

Engelsgesicht
Eselsohr
Himmelsblau
Himmelskarte

Соединительные буквы -es

Встречаются в словах, которые имеют в генетиве -es. Этих слов не очень много, выбрала часто встречающиеся. Выделенные курсивом слова имеют варианты (см. ниже).

Bundespräsident

[Список]
Bundesamt
Gesetzestext
Jahresende
Diebessprach (чаще Diebs…)
Freundeskreis
Geisteskrankheit
Gottesdienst
Kindesalter
Landesbank
Manneswort
Meeresspiegel
Siegesparade
Standesamt
Tagesbedarf
Todesfall (кроме Todkranke)
Zinseszins (только это слово, остальные -en либо 0)
Waldesrausche, Waldesdunkel (только эти два слова + Waldesrand, которое может еще писаться без -es)

Соединительные буквы -ens

Встречаются в единичных случаях и происходят из особой формы генетива (в общем и целом все сводится к словам, где первая часть Herz и Name).

Herzenswunsch
Herzenslust
Namensschild
Namensänderung
Namenswechsel
Namensfeier
Namenskarte
Namensliste

Соединительные буквы -er

Встречается в случаях, когда существительные имеют множественное число на -er. При этом, когда по смыслу речь идет об одном явлении, то будет другой соединительный вариант (правда, логика усматривается не всегда). Часто в корне появляется умлаут.

Eiersalat, Hühnerauge, Kleiderbürste, Geisterstadt

[Список]
Bilderbuch
Kindergarten

Kleiderschrank
Hühnerbrühe
Eierfarbe
Bücherregal
Bilderrahmen
Blätterteig
Geisterspiel
Güterbahnhof
Häuserreiher
Kräuteressig
Länderebene
Lichtermeer, Lichterscheinung (только эти два и еще несколько специальных слов, остальные с 0)
Liedersänger
Männerarbeit
Mitgliederliste
Rinderbraten
Völkerwanderung
Wörterbuch
Weibertreu

Соединительные буквы -en

Эти буквы появляются:

— всегда у существительных n-Deklination

Menschenrecht, Buchstabenkode, Affenhitze…

[Список]
Architektenbüro
Bärenkraft
Bauernhof
Elefantenbaby
Fürstenhaus
Heldentod
Herrenanzug
Judenstern
Kundendienst
Löwenhunger
Patenkind
Piratenschiff
Riesenrad
Studentenwerk

— всегда после субстантивированных прилагательных

Krankenhaus
Abgeordnetenkammer
Altenheim
Beamtenrecht
Behindertentransport
Blindenhund
Fremdenhaus
Krankenkasse

— всегда существительные женского рода на -in

Bäuerinnenschule, Debütantinnenball

— часто существительные женского рода на -е

Brillenetui, Familienfest

[Список]
Aktemappe
Aktienkauf
Apothekenhelfer
Adressenbuch
Abgabenpflicht
Aprikosenlikör
Aufgabenheft
Ameisensäure
Aschenputtel
Bakterienträger
Beerenauslese
Bienenkönigin
Birkenholz
Blumenbeet
Bollenhut
Börsenmakler
Brückentag
Buchenlaub
Bürstenmassage
Damenfahrrad
Deckenlampe
Dosenbier
Ehrenamt
Entenbraten
Erbsensuppe
Etagentür
Familienausflug
Farbenkasten
Fliegengitter
Flötenmusik
Forellenzucht
Frauenarzt
Garagentor
Gardinenstange
Gebührenpflicht
Glockenturm
Gruppengespräch
Hallenbad
Hexenbesen
Höhenweg
Hosenknopf
Hüttenkäse
Ideenwelt
Kapuzenmantel
Katzenklo
Kerzenwachs
Kirchenfest
Klassenausfug
Kohlensäure (также часто образует формы на -е)
Küchengerät
Lampenfieber
Laternenumzug
Lattenrost
Laugenbretzel
Lawinenshutz
Lindenallee
Linienbus
Lippenstick
Lückentext
Markenbutter
Maschinenbau
Maskenkostüm
Massenmord
Mückenspray
Nachrichtensendung
Nasentropfen
Notengebung
Ohrenschmalz
Pannenhilfe
Parteiensystem
Pausenbrot
Personenfahrzeug
Pflanzenöl
Puppenhaus
Quellentext
Raketenforscher
Ratenkauf
Raupenbagger
Reihenhaus
Rentenalter
Rosengarten
Schienenbus
Schokoladenglasur
Schraubenzieher
Seidenpapier
Seifenwasser
Sonnenliege
Seitenblick
Sortenliste
Spendenkonto
Speisenkarte
Stellenangebot
Strassenfest
Streckennetz
Stundenanzeiger
Suppenlöffel
Taschenbuch
Terrassengarten
Tintenstift
Toilettenpapier
Tortenguss
Trachtenkleid
Treppenhaus
Uhrenradio
Visitenkarte
Warenannahme
Warzenstift
Wellenbrecher
Wochenblatt
Wolkenzug
Zahlenkette

— некоторые существительные мужского и среднего рода, особенно когда речь идет о множественном числе

Augenarzt
Abonnentenzahl
Datenshutz
Storchennest
Felsenküste
Insektenhaus
Instrumentenschrank

— существительные, которые имеют только форму множественного числа

Alpenbock
Elternbeirat
Fahrkostenautomat
Fereindorf
Fleckenentfernung
Tropenholz

Соединительная буква -e

1. Есть в словах, которые во множественном числе образуют формы на -е. Как правило, речь идет о множестве предметов или о собирательном понятии, иначе эти же слова могут образовывать формы единственного числа без соединительных букв.

Ärztekammer
Früchtetee
Gänsebraten
Gästehaus
Geräteturnen
Getränkekarte
Händehandtuch
Hundeauge
Kräftebedarf
Läusebefall
Mäusegift
Pferdeapfel
Resteverkauf
Tagebuch
Schweinefilet
Wegekarte
Wertesystem
Zähneputzen
Städtereise

2. В сложных словах, где первая часть образована от глагола.

Abmeldebestätigung
Abreisedatum

[Список]
Anmeldefrist
Aufklebeetikette
Ausladeplatz
Badeanlage
Biegepuppe
Bindehaut
Färbemittel
Haltestelle
Hängebrücke
Hebekran
Klebefolie
Ladefläche
Landeplatz
Lesebrille
Liegebank
Meldeamt
Nagetier
Ratespiel
Redeangst
Reisepass
Ruhepause
Sägemehl
Schiebefenster
Schmiedekunst
Schneidebrett
Sendemast
Schwebebahn
Speiseöl
Sterbeamt
Tragetasche
Umkleidekabine
Wartezimmer
Wendedecke

Сложные слова без соединительных букв

1. Существительные

а) часто существительные женского рода без типичных суффиксов женского рода (исключения см. выше).

Weltkugel, Fruchtsaft, Lageplan, Musikzimmer, Naturschutz

б) существительные на -el (три исключения см. выше)

Hagelschauer, Kegelklub, Mandelaugen, Paddelboot, Pendeluhr

в) существительные на -er

Feierabend, Kellertür, Ritterburg, Steuererklärung

Исключения очень редкие и малоупотребительные, например:

Jägersmann, Petersburg, Adlersflügel

г) существительные на -en. Исключения бывают, но редко (Examensangst).

Bodensatz, Gartentor, Ladenpassage

д) существительные с шипящими и свистящими на конце: -sch, -s, -ss, -ß -st, -tz, -z

Waschmaschine, Preisliste, Grüßkarte, Lastwagen, Sitzkissen, Putzmittel

2. Прилагательные

Если первая часть — прилагательное в любой степени, соединительных букв нет. Список не исчерпывающий, а только для примера.

[Список]
Adaptivvater
Alleinkind
Allgemeinpraxis
Altbau
Bargeld
Blaulicht
Blinddarm
Buntwäsche
Digitaluhr
Dreirad
Edelholz
Eigenverantwortlichkeit
Erstbezug
Fernost
Mehrwert
Höhstpreis
Tiefstpreis
Mindestlohn

3. Глаголы

Если первая часть — глагол, то может быть буква -е или никакой буквы. Логики и правил обнаружено не было, ориентируемся на звучание. Список не исчерпывающий, а только для примера.

[Список]
Abdeckplatte
Abschleppdienst
Abtropfgewicht
Angelsport
Aufziehpuppe
Backofen
Bastelbuch
Bauarbeiter
Begleitperson
Bestellformular
Bratfisch
Brennholz
Denkspiel
Dreharbeit
Druckfarbe
Eilzug

4. Неполноценные слова

Слова, которые уже не употребляются отдельно, также не нуждаются в соединительных буквах.

Brombeere, Himbeere, Walnuss

Случаи, когда одно и то же слово имеет разные соединительные варианты

Большинство слов имеют все-таки стабильные соединения. Иногда разные соединения объясняются значением, иногда логики нет. Разница в значении может быть такой: общее понятие — человек, который это делает; один предмет — много предметов; отвлеченное понятие — конкретные случаи,

s — 0

разница в значении:

Anfangskapital — Anfängerkurs
Besuchstag — Besucherraum, Besucherzahl
Handwerksarbeit — Handwerkerschule
Mitgliedsbeitrag, Mitgliedskündigung — Mitgliederversammlung
Verbrauchssteuer — Verbraucherzentrale

равноправное употребление (возможно, региональные различия):

Adventskerze — Adventkerze (и другие слова с Advent)

нелогичные случаи:

Blutsbruder, Blutsbande — Blutader, Blutdruck, Blutspende (большинство без -s)
Gutshof — Guthaben (но понятно, почему Güterzug)
Ratskeller, Ratsmitglied — Rathaus (но понятно, почему Ratgeber — дает что? совет)
Sonntagsschule (большинство c -s) — Sonntagabend

s — en

разница в значении:

Geburtsdatum — Geburtenanzahl
Staatsangehörigheit, Staatsexamen — Staatenbund, Staatenverband

s — er

разница в значении:

Volksbank, Volksfest, Volkshochschule, Volksarmee (всеобщий) — Völkerbund, Völkerrecht, Völkerwanderung, Völkermord (народ или народы)

0 — s — er

Arbeitgeber, Arbeitnehmer (брать / давать что? работу) — Arbeitsalter, Arbeitsamt, Arbeitsgericht, Arbeitsgruppe, Arbeitsplatz, Arbeitsvertrag (связанный с работой, рабочий) — Arbeiterabteilung, Arbeitergewerkschaft (относящийся к рабочим)

es — s — er

разница в значении:

Mannesalter, Manneskraft, Mannesstolz (мужской, характеристика одного абстрактного мужчины) — Mannshöhe (в рост человека) — Männerhemd, Männerchor (относящийся ко всем мужчинам, состоящий из мужчин)

0 — es

нелогичные случаи:

Meerbad, Meerfahrt, Meerkohl, Meersalz — Meeresblick, Meeresfrüchte, Meeresangeln
Jahrbuch, Jahrgang, Jahrhundert, Jahrmarkt — Jahreswechsel, Jahreslohn, Jahresgewinn, Jahresgebühr, Jahresfeier, Jahresabrechnung
Gesetzantrag, Gesetzbuch — Gesetzestext, Gesetzesfassung. Но понятно, почему Gesetzgeber

0 — es — e

разница в значении:

Tagfertigkeit (готовность в течение дня), Taggeld (суточные) — Tagesablauf, Tagesgeld (однодневный кредит), Tagesausflug, Tagesarbeit (объем работы на день), Tageskarte, Tagesbedarf, Tagesmutter (что-то на день) — Tagebuch, Tagearbeit (поденная работа), Tageblatt (ежедневный)

0 — es — er

разница в значении:

Landarbeit, Landarzt, Landmann (в значении сельский) — Landesamt, Landesbank, Landsmann (земляк), Landesgrenze, Landesgesetz, Landeskunde (в значении земля, край) — Länderkunde, Länderliste, Ländervertreter (в значении страна)

Kindfrau, Kindbett (в редких случаях) — Kindesalter, Kindesliebe (одного ребенка) — Kindergarten, Kinderbetreuung, Kindergeld … (преимущественный вариант, множественное число)

Gottvater (в редких случаях) — Gottesbild (икона), Gottesdienst, Gottesgericht (однобожие, христианский бог) — Götterbild (идол, кумир), Götterberg (много богов, греческие боги)

0 — er

разница в значении:

Hausarzt, Hausarbeit, Hausbesuch — Häuserreihe
Buchbinder, Buchdecke, Bucheinband — Bücherausgabe, Bücherregal, Bücherwurm
Blattbildung, Blattmetall (специальная лексика: техническая, промышленная, биологическая, связанная со значением «лист растения» или «пластина») — Blätterteig, Blättergold, Blätterschokolade (листовой, слоеный)
Krautgarten, Krautkopf, Krautmarkt (овощи и зелень в процессе выращивания и продажи) — Kräutersalz, Kräutersuppe, Kräutertee, Kräuterkäse (с добавлением трав или на травах)
Liedtext (одна) — Liederkranz, Liederabend (много)
Wortart, Wortauswahl, Worterkennung, Wortfamilie — Wörterbuch, Wörterliste

нелогичные случаи:

Bildanimation, Bildarchiv, Bildaufnahme, Bildgeschichte — Bilderbuch, Bildergalerie

Слова, связанные с домашними животными (логикой объясняется частично, часто бывают дублирующие варианты)

Rindleder — Rindsleder — Rinderleber
Schafwoll — Schafskäse — Schäferhund
Schweinefleisch — Schweinskeule

Общая таблица

expat-rusde.livejournal.com

Лигатура (соединение букв) — это… Что такое Лигатура (соединение букв)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Лигатура. Некоторые лигатуры в латинице

Лигатура (лат. ligatura — связь) — знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем, например: датск., исл., норв., осет. æ; нем. ß.

По неслившимся частям (иногда изменяющим свою форму) обычно можно видеть, какие буквы входят в состав лигатуры. В некоторых системах письма лигатуры многих буквенных сочетаний вошли во всеобщее употребление, являясь как бы сложными буквенными знаками для изображения определенных звуковых комплексов.

Лигатуры широко использовались в Средние века как способ ускорения письма и экономии места. Лигатуры появились в ручном наборе сразу же с его изобретением, когда немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг для достижения ровности строки и сходства её с рукописной, использовал в своей 42-строчной Библии лигатуры и различные вариации одних и тех же знаков (например, три варианта буквы «а»: узкая, обычная и широкая). Позже лигатуры использовались при книгопечатании, например для воспроизведения подряд идущих латинских знаков f и i с апрошами такими же, как и между другими буквами, использовался знак fi, так как использование обычных литер было невозможно (из-за столкновения точек и нахлеста букв). Этот метод использовался довольно долго в ручном наборе, но практически исчез при появлении линотипа и монотипа, так как в их матрицах не хватало мест для лигатур (аналогичная судьба постигла русскую букву ё). По тем же причинам лигатуры отсутствовали в первых цифровых шрифтах, из-за ограничения числа глифов 256-ю, и если подставлялись в набор, то либо вручную, либо аппаратно в программе верстки. Активно стали использоваться с появлением шрифтов формата OpenType, где число возможных глифов расширилось до 64 тысяч, а разного рода замены могут прописываться на каком-либо языке программирования.

В то же время лигатуры нередко применялись для украшения и орнаментализации текстов, например, в вязи.

В наше время многие лигатуры можно встретить только в исторических источниках (например, в аутентичном переиздании «Слова о полку Игореве») или в тех языках, где они фактически приобрели статус самостоятельных букв (французском, норвежском, нидерландском, армянском и многих других).

В арабском письме используют лигатуру Лям-алиф. К типам письма с многочисленными лигатурами относятся индийское письмо деванагари и угловатая (хорватская) глаголица.

В китайском языке в качестве лигатур используются словосочетания, объединенные в один иероглиф.

Некоторые лигатуры фактически превратились в логограммы, например, амперсанд (&, из лат. et), используемый во многих европейских языках в значении союза «и» вне зависимости от реального произношения слова.

Реже лигатурами называют диграфы, триграфы и тетраграфы, то есть обозначение одной фонемы двумя, тремя или четырьмя графемами, например, польск. sz, cz, нем. tsch.

Если лигатура используется долгое время, её эволюция продолжается. В частности, возможен переход лигатуры в специальный символ. К таким знакам относится символ «@», предположительно образованный из английского предлога «at».

Примеры лигатур

Примечания

См. также

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2021 Es picture - Картинки
top