Шрифт новый архитектурный – Куцын Т. И. Начертание шрифтов : Пособие для архитекторов и инженеров. — М., 1950

Архитектурные шрифты: разновидности и сфера применения

Шрифт – важная составляющая любого чертежа, он помогает передать информацию, которую другими способами донести невозможно. Это своеобразный скелет, основа для дальнейшей работы. Поэтому пока студенты-медики штудируют учебники по анатомии, учащимся архитектурно-строительных вузов приходится по косточкам разбирать каждую буковку.

Шрифты в архитектурно-строительных чертежах

Существует много разновидностей шрифтов и вариантов оформления чертежных работ. Нужно понимать, где именно тот или иной стиль лучше применить. В архитектурно-строительном черчении это особенно важно, потому что шрифт дополняет любое изображение.

Узкий архитектурный шрифт

Простой и сдержанный узкий архитектурный шрифт отлично вписывается в любой проект. В нем нет деления на прописные и строчные буквы, кроме того, элементы не имеют наклона. Этот тип шрифта самый элементарный в написании, что и объясняет его популярность. Строго установленных размеров у него нет, зато есть определенные пропорции, которые необходимо соблюдать:

  • отношение ширины букв к ее высоте должно быть равно 1/4÷1/6;
  • между соседними элементами расстояние должно быть не меньше их ширины;
  • промежуток между словами как минимум в два раза больше ширины букв;
  • символы: Ж, Ю, Ш, М, Щ, Ы – шире остальных в полтора раза.

Рукописный шрифт

Это еще один тип шрифта, который иногда применяют в работах. Для его изображения не нужно использовать специальных инструментов, то есть вычерчивается он от руки. Рукописный шрифт рекомендуют применять, когда нужно написать маленькие цифры или буквы (высотой менее 7 мм), тогда использование линейки просто нецелесообразно и отнимает много времени.

Шрифт зодчего

В отличие от рукописного, шрифт зодчего выполняется с помощью чертежных инструментов. Его используют для надписей на архитектурных чертежах, он считается самым красивым и несет, помимо всего прочего, декоративную функцию.

Шрифт зодчего содержит как прописные, так и строчные буквы. Для удобства построения символы вписывают в квадрат, а потом уже строят их по пропорциям. Высота букв обычно принимается равной 1/20 – 1/30 размера изображения: детали или конструкции.

Как выполнить надпись на чертеже?

Чтобы надпись на чертеже смотрелась органично, надо выбрать место для ее размещения и размер шрифта. Необходимо учесть масштаб изображения, характер чертежа, тип и толщину линий. Надписи не должны доминировать и привлекать к себе излишнее внимание, они только дополняют работу.

Шрифт – это палочка-выручалочка для инженеров, строителей и архитекторов. Он облегчает понимание чертежа и позволяет передать об объекте всю необходимую информацию.

www.nastroy.net

Архитектурный шрифт для Word: установка

Для различных документаций и спецификаций требуется особый вид шрифтов. Обычно это устанавливается ГОСТом, то есть текст должен писаться исключительно по правилам. Написание по ГОСТу регламентируется специальным документом, в котором прописаны параметры шрифта. Так, например, для чертежей используется определенный государственный стандарт, который конкретно задает размер текста. В архитектурных чертежах применяются свои правила написания текста, которые отличаются тем, что буквы несколько уже, чем в обычных чертежах. Архитектурный шрифт несколько проще, чем чертежный, так как здесь нет наклона текста.

Что собой представляет шрифт

Это упрощенный вариант шрифта «Гротеск», так как он достаточно прост в написании. Здесь не присутствуют засечки и другие элементы, которые усложняют написание текста. Архитектурный шрифт берет за основу шрифт «Гротеск», только в два раза уже, а также в несколько раз тоньше.

Одним из главных преимуществ, помимо простоты написания, является строгость форм и отличное сочетание с изображением. Также читать текст, написанный архитектурным шрифтом, довольно просто.

Размерность шрифта

Необходимо разобраться с компоновкой букв в данном шрифте. В отличие от «Гротеска», площадь каждого элемента и пробела здесь равнозначна. Эта особенность имеет место в случае одинаковой высоты используемых букв. Данный шрифт очень хорошо подходит именно для архитектурного дела, так как его узость помогает уместить буквы или текст в любое место документа.

Размеры архитектурного шрифта достаточно просты и не требуют больших вычислений. Главной формулой, которой руководствуются архитекторы, является S=1/6 H, где H — высота элемента, а S — ширина нормальных букв.

Для широких букв формула следующая: Sшир =1,5 S, где Sшир — ширина широких букв (Ю, Ы, Щ, Ш, Ф, Ж).

Как видим, здесь необязательно пользоваться размерной таблицей, как в чертежном шрифте, где все нормировано. Если цифры и буквы имеют одинаковый размер и они стоят рядом, то следует уметь грамотно сопрягать их.

Установка шрифта

Архитектурное написание имеется в открытом доступе в Сети. В Интернете огромное количество библиотек, которые предоставляют различные типы текстур, кистей и прочего. Наш рассматриваемый шрифт найти несложно, так как на сайтах с библиотеками встроен удобный расширенный поиск и ориентация по темам. Объект может идти отдельным файлом или архивом, который нужно распаковать. Стоит помнить, что необходимо искать такие шрифты, которые смогут поддерживать кириллицу и латиницу.

После успешной загрузки файла следует установка архитектурного шрифта. Производить эту операцию будем непосредственно путем добавления шрифта в общую папку Fonts. Нужно иметь в виду, что установка в эту папку большого числа шрифтов может привести к снижению производительности компьютера, поэтому советуют удалять ненужные шрифты из папки Fonts. Методов установки несколько, поэтому разберем самые быстрые и удобные:

  1. Открываем загруженный файл и в верхней части программы выбираем пункт «Установить шрифт». Файл моментально скопируется в нужную папку.
  2. Нажимаем правой кнопкой мыши по файлу, чтобы вызвать контекстное меню, где необходимо выбрать опцию «Установить шрифт».
  3. Загруженный файл можно скопировать напрямую в папку Fonts, которая находится в системном диске компьютера.

Список в «Ворд»

После выполнения одного из вариантов установки необходимо проверить наличие архитектурного шрифта в Word. Для этого необходимо запустить само программное обеспечение Microsoft Word и создать любой текстовый документ. На вкладке «Главная» находим раздел «Шрифт». Здесь нажимаем на вываливающийся список и находим установленный шрифт, чаще всего он находится в самом конце списка. Проверьте его, чтобы знать, как отображаются при написании те или иные буквы или цифры.

Таким образом можно легко установить шрифт и использовать его по необходимости.

fb.ru

Шрифты для надписей на архитекту

 

В зависимости от способа выполнения надписей шрифты можно разделить на две основные группы — шрифты рукописные (чертежный) и шрифты, выполненные при помощи чертежных инструментов (шрифт зодчего, романский и др.).

Для надписей на архитектурных чертежах (особенно на выставочных и конкурсных), на зданиях, архитектурных и инженерных сооружениях (год постройки, наименование объекта и т. д.), мемориальных досках, а также на заглавных листах инженерно-строительных чертежей применяются декоративные шрифты, относящиеся ко второй группе.

Из декоративных шрифтов широкое распространение в архитектурных и инженерно-строительных чертежах имеют шрифты зодчего и романский, которые относятся к категории вертикальных. Эти шрифты являются самыми красивыми и характеризуются большой простотой, четкостью очертаний и легкостью чтения. По выполнению они довольно трудные и требуют особо точного соблюдения пропорций как отдельных элементов букв, так и всех букв. Поэтому к изучению конструкции и выполне­нию надписей шрифтом зодчего и романским надо относиться со всей серьезностью.

 
     
 

ШРИФТ ЗОДЧЕГО

Шрифт зодчего состоит из прописных, строчных букв и цифр. В зависимости от формы букв этот шрифт имеет несколько вариантов.

Рассмотрим построение букв и цифр наиболее легкого варианта этого шрифта.

Прописные буквы шрифта зодчего строятся в квадрате, сторона которого равна b. Сторона квадрата делится на девять частей, 1/3 часть принимают за модуль

т, одновременно модуль является и шириной основной стойки. Ширина тонких элементов прописных букв принимается равной 1/3 модуля т. Полукружия букв в местах соединения со стойкой имеют ширину 1/3 m, а в широкой своей части они должны равняться модулю. Центры дуг можно легко найти при помощи дополнительно нанесенных горизонтальных и вертикальных линий.

 

На рис. 1 показаны прописные буквы, шрифта зодчего, из которого легко можно уяснить конструкцию каждой буквы и ход ее построения.

На рис. 2 дано построение строчных буке этого шрифта.

 
     
       Рис.1  
      Рис.1  
      Рис.1  
       Рис.2  
 
 
 
 

Из построения видно, что вся высота буквы с выступом делится на пять частей, причем высота основной части буквы принимается равной трем частям. Половина одного деления принимается за ширину  основной  стойки.  Ширина  тонкого  элемента принимается  равной  1/2  ширины  основной  стойки (рис. 2).

На рис. 3 дано построение цифр шрифта зодчего. Для удобства построения квадрат разделен сеткой. Все построения строчных букв и цифр подробно разработаны и дополнительных объяснений не требуют.

 
     
       Рис.3

     Рис.4

 
 

При построении шрифта зодчего необходимо помнить, что ошибка в чередовании широких и узких элементов является недопустимой, ибо сразу же нарушится стиль шрифта.

Высота прописных букв шрифта зодчего при выполнении надписей принимается равной 1/20 — 1/30 высоты изображения.

На рис. 4 дан пример выполнения надписи шрифтом зодчего.

 
 

      Рис.5

 
     
 

РОМАНСКИЙ ШРИФТ

Романский шрифт вертикальный. По выполнению он является также довольно трудным. Буквы романского шрифта состоят из равномерно чередующихся широких и узких элементов, что объясняется потребностью ритма. Малейшее нарушение правильности этих сочетаний или форм элементов букв сразу же дает себя чувствовать.

Размер романского шрифта определяется его высотой, принимаемой равной примерно 1/20 высоты изображения. Единицей измерения элементов каждой буквы и цифры является модуль, представляющий собой величину, равную 1/7 высоты шрифта.

Все буквы и цифры шрифта по ширине можно разделить на 10 групп, представленных в табл. 1.

Все широкие элементы букв и цифр   по   толщине обводки равны одному модулю. Узкие элементы букв и цифр не должны быть больше 1/4 — 1/3

модуля.

Все элементы букв как широкие, так и узкие заканчиваются подсечками, выступающими, как правило, в каждую сторону на один модуль. Углы, образующиеся в подсечках, смягчаются дугами, обеспечивающими плавный переход.

Капли на концах узких  элементов  цифр 6, 9, 3 и буквы 3  в своей круглой части имеют диаметр в один  модуль   (иногда принимают 0,75 модуля).

На рис. 6 показано начертание прописных букв и на рис. 7 — цифр романского шрифта с их относительными размерами, из которого можно уяснить конструктивные особенности каждой буквы и цифры.

 
     
       Рис.6  
       Рис.6  
 

     Рис.7

 
     
 

     Таблица 1

группы

Ширина в модулях

Буквы и цифры, входящие в группы

1

1

1 (единица)

2

4 ½

Г, 3 (три), 7

3

4 3/4

И, Й, Р, Ч, Ь, Я, 6, 9

4

5

Б, В, Е, З, К, 2, 5, 8, 0 (ноль)

5

5 ½

Н, П, У, Х, 4

6

5 ¾

А, Л

7

6

М, С, Т, Ц, Э

8

6 ½

О, Ф, Ш, Щ, Ы

9

7 ½

Д

10

8

Ж, Ъ, Ю

Тщательное изучение конструкции букв и цифр романского шрифта и практика их начертания обеспечат хорошее выполнение надписей на архитектурных чертежах (фасадов зданий, перспектив, генеральных планов и т. п.).

 
     
 

УСПЕХОВ ВАМ!

Для распечатки рисунков, можно щелкнуть на них правой кнопкой мыши и выбрать «Сохранить рисунок как»

с последующим экспортом их в любой графический редактор, или выбрать «Печать рисунка»

А.В. Андреев 

 

kab-18.narod.ru

Шрифты — Архитектурная Графика

Название: Martin Gerlach — Industrial Monograms

Издание: Wien, Verlag Von M. Gerlah & C, 1881

Формат: PDF / JPG / RAR

Объем: 120 стр

Качество: Отличное

Размер: 83,04 / 496,34 Мб

Название: Leonard G.Lee — The Encyclopedia of Monograms

Издание: New York, Skyhorse Publishing, 2008

Формат: PDF

Объем: 120 из 368 стр.

Качество: Отличное / Скан

Размер: 24 Мб

Название: J.O’Kane — 5000 Decorative Monograms for Artists and Craftspeople

Издание: Dover Publications Inc., Mineola, New York, 2003

Формат: PDF

Объем: 144 стр.

Качество: Хорошее / Скан

Размер: 34,70 — 175,00 Мб

Название: Ян Чихольд — Образцы шрифтов

Издание: М.:Изд-во Стyдии Артемия Лебедева, 2012

Формат: PDF

Объем: 248 стр.

Качество: Отл. / Скан. / OCR

Размер: 93.10 МB

Новость добавил: andrey

Название: Э.Рудер — Типографика

Издание: М.: Книга, 1982

Формат: PDF

Объем: 290 стр.

Качество: Отличное / Скан. / OCR

Размер: 5,27 MB

Новость добавил: George

Название: Морган Маргарет — Буквицы. Энциклопедия

Издание: Арт-Родник, 2007

Формат: DJVU / RAR

Объем: 257 стр.

Качество: Удовл. / Скан.

Размер: 49,6 MB

Название: А.Г.Шицгал — Русский типографский шрифт

Издание: «Книга», 1974

Формат: PDF / RAR

Объем: 199 стр.

Качество: Хорошее. / Скан. / OCR

Размер: 11,4 MB

Название: Szanto Tibor ABETU

Издание: Akademiai Kiado / Budapest / 1982

Формат: PDF / RAR

Объем: 554 стр. (все присутствуют)

Качество: Хорошее / Скан.

Размер: 259 MB

Новость добавил: SVlad

Название: А. И. Печинский — Руководство к изучению круглого ленточного шрифта (ronde)

Издание: Картографическое заведение А. Н. Ильина

Формат: pdf

Объем: 27 стр. (все в наличии)

Качество: хорошее / скан

Размер: 20,9 Mb

Новость добавил: SVlad

Название: М. В. Большаков, Г. В. Гречихо, А. Г. Шицгал — Книжный шрифт

Издание: Издательство Книга, Москва, 1964 г.

Формат: DJVU

Объем: 312 стр.

Качество: Хор. / Скан.

Размер: 79 MB

Название: Таранов Н.Н. — Шрифт и образ в издании

Издание: Москва, Изд-во МГАП «Мир книги», 1995

Формат: PDF / RAR

Объем: 149 стр. Все страницы на месте

Качество: Хорошее / Скан.

Размер: 67,5 MB

Название: Таранов Н.Н. — Искусство рукописного шрифта

Издание: Москва, Изд-во МПИ, 1991

Формат: PDF / RAR

Объем: 157 стр.

Качество: Отличное / Скан.

Размер: 73,2 MB

Название: Таранов Н.Н. — Методические указания по выполнению практических работ по курсу «Искусство шрифта»

Издание: Волгоград, «Перемена», 2005

Формат: PDF / RAR

Объем: 41 стр. Все страницы на месте

Качество: Хорошее / Скан.

Размер: 13,9 MB

Название: Таранов Н.Н. — Рукописный шрифт

Издание: Львов, «Вища школа», 1986

Формат: PDF / RAR

Объем: 168 стр. Все страницы на месте

Качество: Хорошее / Скан.

Размер: 67,4 MB

arch-grafika.ru

Шрифты — Архитектурная Графика

Название: С.И.Смирнов — Шрифт в наглядной агитации

Издание: Москва, Издательство «Плакат», 1987

Формат: PDF / RAR

Объем: 192 стр.

Качество: Удовл. / Скан.

Размер: 9,68 MB

Название: О.В.Снарский — Шрифт в наглядной агитации

Издание: Москва, Издательство «Плакат», 1978

Формат: PDF / RAR

Объем: 63 стр.

Качество: Удовл. / Скан.

Размер: 8,58 MB

Название: А.Кудрявцев — Шрифт. История. Теория. Практика

Издание: Москва, Университет Натальи Нестеровой, 2003

Формат: DJVU / RAR

Объем: 250 стр.

Качество: Уловл. / Скан.

Размер: 24,6 MB

Название: Таранов Н.Н. — Художественно-образная выразительность шрифтов

Издание: Волгоград, Перемена, 2000

Формат: PDF / RAR

Объем: 168 стр.

Качество: Отличное / Скан.

Размер: 70,7 MB

Название: И.Д.Кричевский — Искусство шрифта

Издание: Москва, Государственное издательство «Искусство», 1960

Формат: PDF / RAR

Объем: 148 стр.

Качество: Отличное / Скан.

Размер: 104 MB

Название: А.С.Шулейкин, М.В.Федорченко, В.П.Раклов и др. — Шрифты для проектов, планов и карт

Издание: Москва, Недра, 1987, 3-е изд., перераб. и доп.

Формат: DJVU / RAR

Объем: 65 стр.

Качество: Удовлетворительное / Скан.

Размер: 1,43 MB

Название: Т.И.Куцын — Начертание шрифтов

Издание: Москва, Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950

Формат: PDF / RAR

Объем: 124 стр.

Качество: Хорошее / Скан.

Размер: 67,7 MB

Название: А.М.Иерусалимский — Художественные шрифты (и их построение)

Издание: Униздат, Харьков, 1930

Формат: DJVU / 7Z

Объем: 103 стр.

Качество: Удовлетворительное / Скан.

Размер: 3,95 MB

Название: Виллу Тоотс. Современный шрифт

Название: Декоративный Шрифт

Издание: неизвестно

Название: TSTU — Узкий архитектурный шрифт

Издание: TSTU

Формат: TTF / RAR

Объем: Один файл TTF

Качество: Оригинал

Размер: 153 kB

Новость добавил: Denisik

Название: Юрий Гордон — Книга про буквы от Аа до Яя

Издание: Москва, Издательство Студии Артемия Лебедева, 2006

Формат: PDF / RAR

Объем: 382 стр.

Качество: Хорошее / Скан.

Размер: 20,3 MB

Новость добавил: Denisik

Название: Л.Н.Безухова, Л.А.Юмагулова — Шрифт в работе архитектора

Издание: М.: Архитектура-С, 2007

Формат: PDF

Объем: 165 стр. (Все страницы на месте)

Качество: Отличное / Скан

Размер: 70 MB

arch-grafika.ru

Архитектурный шрифт для Word: установка

Для различных документаций и спецификаций требуется особый вид шрифтов. Обычно это устанавливается ГОСТом, то есть текст должен писаться исключительно по правилам. Написание по ГОСТу регламентируется специальным документом, в котором прописаны параметры шрифта. Так, например, для чертежей используется определенный государственный стандарт, который конкретно задает размер текста. В архитектурных чертежах применяются свои правила написания текста, которые отличаются тем, что буквы несколько уже, чем в обычных чертежах. Архитектурный шрифт несколько проще, чем чертежный, так как здесь нет наклона текста.

Что собой представляет шрифт

Это упрощенный вариант шрифта «Гротеск», так как он достаточно прост в написании. Здесь не присутствуют засечки и другие элементы, которые усложняют написание текста. Архитектурный шрифт берет за основу шрифт «Гротеск», только в два раза уже, а также в несколько раз тоньше.

Одним из главных преимуществ, помимо простоты написания, является строгость форм и отличное сочетание с изображением. Также читать текст, написанный архитектурным шрифтом, довольно просто.

Размерность шрифта

Необходимо разобраться с компоновкой букв в данном шрифте. В отличие от «Гротеска», площадь каждого элемента и пробела здесь равнозначна. Эта особенность имеет место в случае одинаковой высоты используемых букв. Данный шрифт очень хорошо подходит именно для архитектурного дела, так как его узость помогает уместить буквы или текст в любое место документа.

Размеры архитектурного шрифта достаточно просты и не требуют больших вычислений. Главной формулой, которой руководствуются архитекторы, является S=1/6 H, где H — высота элемента, а S — ширина нормальных букв.

Для широких букв формула следующая: Sшир =1,5 S, где Sшир — ширина широких букв (Ю, Ы, Щ, Ш, Ф, Ж).

Как видим, здесь необязательно пользоваться размерной таблицей, как в чертежном шрифте, где все нормировано. Если цифры и буквы имеют одинаковый размер и они стоят рядом, то следует уметь грамотно сопрягать их.

Установка шрифта

Архитектурное написание имеется в открытом доступе в Сети. В Интернете огромное количество библиотек, которые предоставляют различные типы текстур, кистей и прочего. Наш рассматриваемый шрифт найти несложно, так как на сайтах с библиотеками встроен удобный расширенный поиск и ориентация по темам. Объект может идти отдельным файлом или архивом, который нужно распаковать. Стоит помнить, что необходимо искать такие шрифты, которые смогут поддерживать кириллицу и латиницу.

После успешной загрузки файла следует установка архитектурного шрифта. Производить эту операцию будем непосредственно путем добавления шрифта в общую папку Fonts. Нужно иметь в виду, что установка в эту папку большого числа шрифтов может привести к снижению производительности компьютера, поэтому советуют удалять ненужные шрифты из папки Fonts. Методов установки несколько, поэтому разберем самые быстрые и удобные:

  • Открываем загруженный файл и в верхней части программы выбираем пункт «Установить шрифт». Файл моментально скопируется в нужную папку.
  • Нажимаем правой кнопкой мыши по файлу, чтобы вызвать контекстное меню, где необходимо выбрать опцию «Установить шрифт».
  • Загруженный файл можно скопировать напрямую в папку Fonts, которая находится в системном диске компьютера.
  • Список в «Ворд»

    После выполнения одного из вариантов установки необходимо проверить наличие архитектурного шрифта в Word. Для этого необходимо запустить само программное обеспечение Microsoft Word и создать любой текстовый документ. На вкладке «Главная» находим раздел «Шрифт». Здесь нажимаем на вываливающийся список и находим установленный шрифт, чаще всего он находится в самом конце списка. Проверьте его, чтобы знать, как отображаются при написании те или иные буквы или цифры.

    Таким образом можно легко установить шрифт и использовать его по необходимости.

    Источник

    ruud.ru

    Гапеева_Шрифт_в_работе_архитектора_метод_2014

    Санкт-Петербургскийгосударственныйархитектурно-строительныйуниверситет

    Архитектурный факультет

    Кафедра истории и теории архитектуры

    ШРИФТ В РАБОТЕ АРХИТЕКТОРА

    Методические указания

    Санкт-Петербург

    2014

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Санкт-Петербургскийгосударственныйархитектурно-строительныйуниверситет

    Архитектурный факультет

    Кафедра истории и теории архитектуры

    ШРИФТ В РАБОТЕ АРХИТЕКТОРА

    Методические указания

    Санкт-Петербург

    2014

    УДК 766:003.7:725

    Рецензент кандидат архитектуры М. В. Золотарёва (СПбГАСУ)

    Шрифт в работе архитектора: метод. указания / сост. З. М. Гапеева;

    СПбГАСУ. – СПб., 2014. – 45 с.

    Работа знакомит с краткой историей возникновения и развития шрифта, приводит классификацию шрифтов и обозначает их основные качества, а также дает некоторые методы построения шрифтов. Проводится параллель между стилями шрифта и стилями архитектуры. Методические указания ставят своей целью привить студенту навык работы со шрифтом для создания надписей на архитектурных проектах. Последняя глава посвящена созданию декоративно-шрифтовойкомпозиции. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами и снабжена примерами шрифтовых композиций.

    Ил. 59. Библиогр.: 23 назв.

    Санкт-Петербургскийгосударственныйархитектурно-строительныйуниверситет, 2014

    ШРИФТ И АРХИТЕКТУРА

    Введение

    Шрифтом называется алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний. Буквы алфавита – не случайные фигуры, произвольно намеченные изобретателем. Каждая буква современных нам алфавитов представляет собой результат длительного, иногда весьма сложного развития, и ее форма имеет глубокие исторические корни. В большинстве случаев прообразом современного начертания буквы является изображение конкретного материального одушевленного или неодушевленного предмета. Как бы современная форма буквы ни была далека от формы первичного знака, она является чрезвычайно стойкой и переходит из эпохи в эпоху – иногда даже без изменений. Шрифт как конкретное воплощение алфавита непосредственно связан с инструментами и материалами, с помощью которых осуществляется письмо. Шрифт в большей степени, чем алфавит, обусловливается материальной культурой общества и его эстетическими нормами. Как следствие, шрифт постоянно претерпевает изменения.

    Применение надписей в архитектуре и декоративно-прикладноезначение шрифта известно с древнейших времен. Как правило, изменение и возникновение различных форм шрифта теснейшим образом связано с изменением стилей и направлений в архитектуре.

    Так, например, римский капитальный шрифт надо рассматривать в единстве с античной архитектурой. Это архитектурный шрифт безупречных пропорций, простой, красивый, некогда заимствованный у греков. Этот шрифт высечен на стенах, триумфальных арках, надгробиях. Классический его образец представлен на знаменитой колонне Траяна (рис. 1, 2).

    Рис. 1. Надпись на колонне Траяна, II в.

    Рис. 2. Анализ шрифта на колонне Траяна

    3

    Рис. 3. Квадратный капитал

    Рис. 4. Триумфальные ворота Константина Великого в Риме, 315 г.

    В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который характерен для римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ними горизонтальный карниз: эти же элементы в преображенном виде мы замечаем в буквах. Этот шрифт назывался квадратным капиталом (рис. 3, 4). Когда же в конце I века н. э. под влиянием Востока в римскую архитектуру стал проникать стиль круглых сводов, тогда тот же принцип округления, заимствованный из курсива, стал проникать и в книжное письмо. Вырабатывается но-

    вый стиль – унциальное письмо (рис. 5).

    Рис. 5. Унциальное письмо

    В X–XIвеках возникает славянская оригинальная литература, написаннаякириллицей, развитой из греческого письма. Ранняя форма кириллицы –устав. Это медленное, монументальное, торжественное письмо. Пропорции буквы приближаются к квадрату (рис. 6).

    4

    Рис. 6. Остромирово евангелие, XI век

    Эти же качества монументальной величавости и в то же время строгости и простоты форм, скупости декора свойственны памятникам древнерусской архитектуры того времени (рис. 7, 8).

    Рис. 7. Церковь Спаса Преображения

    Рис. 8. Церковь Василия на горке, Псков, 1413 г.

    на Ильине ул., Новгород, 1374 г.

     

    В XIV–XVIIIвеках в русской архитектурной школе появляются выраженные декоративные тенденции (рис. 9, 10). Этому вторит появление подвижных и декоративных форм кириллицы –скорописи ивязи (рис. 11).

    5

    Рис. 9. Церковь Спаса в Уборах, 1673 г.

    Рис. 10. Церковь Покрова вФилях, 1690 г.

    Рис. 11. Вязь

    В период Средневековья возникают различные виды готического стиля письма, и одновременно происходит становление готической архитектуры (рис. 12, 13).

    Рис. 12. Готическая фрактура

    6

    Рис. 13. Миланский Домский собор, 1386–1858гг.

    Графика письма следовала за архитектурой. Принцип устранения всего ненужного в построении здания и шрифта в пору полного развития стиля доходит до того, что форма превращается в остов, устремленный вверх. Длительное использование готического письма объясняется не только эстетическими качествами и требованиями компактности, что было немаловажно для книгопечатания, но и тем обстоятельством, что на севере Европы деятели протестантизма пытались противопоставить готическое рукописное письмо и готическую книгопечатную фрактуру латинской антикве – официальному письму католической церкви.

    В эпоху Возрождения, когда возрастает интерес к античной культуре, готическое письмо теряет свое значение. Образуется новый вид письма, известный в настоящее время под названием антиква (рис.14–17).

    Рис. 14. Венецианская антиква, 1470 г.

    Рис. 15. Современная антиква бодони

    7

    Рис. 16. Гуманистическая антиква

    Рис. 17. Ренессансная антиква

    Дюрера, 1510 г.

     

    Такой же процесс (возврат к античным формам) наблюдается в это время

    ив архитектуре. Ренессансная антиква и в ХХ веке не утратила своей привлекательности, этот шрифт так же современен, как и пять веков тому назад. Благодаря книгопечатанию и торжеству антиквы шрифт утратил национальные черты, стал универсальным.

    20-егоды прошлого столетия – период возникновения конструктивизма – также являют пример связи характера шрифта с архитектурой того времени. Так же, как

    иформы зданий тех лет, шрифты становятся более лаконичными, приобретают горизонтальные очертания. В центре внимания оказываются брусковый ирубленый шрифты, появившиеся в Англии в ХIХ веке и ставшие созвучными архитектуре

    иприкладному искусству конструктивистов 20-хгодов (рис.18–21).

    Рис. 18. Брусковый египетский шрифт, 1934 г.

    Рис. 19. Рубленый шрифт (гротеск), 1995 г.

    Рис. 20. Дом культуры им. Русакова в Москве. Арх. К. С. Мельников, 1928 г.

    8

    Рис. 21. Клуб им. Зуева в Москве. Арх. Илья Голосов

    Брусковый шрифт стал символом ХХ века. Исторические корни этого шрифта глубже, чем у антиквы, его форма родилась в Греции два с половиной тысячелетия тому назад. Мы часто называем его гротеском. В переводе с французского языка слово «гротеск» означает причудливый, странный. Этимология этого слова восходит к археологическим находкам античности, когда в пещерах (гротах) были найдены удивительные причудливые росписи на стенах, подражания которым и стали называть «гротесками».

    На протяжении всего ХХ века наблюдалась постоянная смена художественных течений, многообразие архитектурных стилей, а к концу века – одновременное существование различных направлений: от неоклассицизма до концептуализма. Для ХХI века характерна та же множественность стилей и направлений в архитектуре. Вот выдержка из книги Ирины Птаховой «Простая красота буквы»: «Перемена стиля шрифтовой графики связана с новыми технологиями. Естественный процесс вытеснения металлического набора был предсказан еще Элем Лисицким в 20-егоды. Наконец в60-егоды типографии избавились от этого чудовищного груза. К сожалению, в России это произошло значительно позже. Основой типографии стал фотонабор, а все виды печати вытеснил офсет. Фотонабор глобально изменил дизайн печатного процесса. Стали возможны любые композиционные решения: изгибание строки в пространстве, закручивание в спираль, многократные наложения, сама плоскость листа превратилась в новое пространство, которое имеет бесконечную глубину. С развитием издательской деятельности и рекламы (афиша, плакат, объявление) появилась острая потребность в необычных шрифтах, которые существенно отличаются от книжных и визуально, и функционально, привлекают внимание своим оригинальным обликом, выделяют нужную информацию из общей массы. Наряду ссовременными версиями антиквы и гротеска возникли во множестве так называемыеакцидентные (декора-

    тивные) шрифты.

    Появилась неограниченная возможность и легкость воспроизведения шрифта любого стиля. Принципиально изменилась эстетика каллиграфии, и даже ее функция. Современная экспрессивная каллиграфия ориентирована на индивидуальные почерки, характерен пиетет случайности и новизны. Любой почерк может быть превращен в наборную гарнитуру. Современный графический дизайн покоится на идеях начала века – футуризме и конструктивизме: именно тогда был провозглашен приоритет визуальной культуры, открыта выразительность индивидуального почерка, коллаж,

    9

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Авторское право © 2024 Es picture - Картинки
    top