Покадровая съемка – как снимать или покадровая съемка в примерах

Содержание

как снимать или покадровая съемка в примерах

Timelapse — как снимать знают отнюдь не многие фотографы, несмотря на то, что покадровая съемка сегодня пользуется огромной популярностью. Это завораживающее дух видео на котором наша жизнь проносится, как один миг, отражает нашу действительность как ничто лучше. Timelapse в движении дает нам возможность ощутить изменчивость нашего мира во всей его полноте. В этой статье вы узнаете, что такое режим Timelapse и получите представление о создании фильмов в этом режиме.

The Chilean Skies великолепное видео ночного неба от Hernбn Stockebrand.

Timelapse или покадровая съёмка, цейтраферная киносъёмка (от нем. Zeitraffer, Zeit — время, raffen — буквально собирать, подбирать, выхватывать; переносно — группировать, уплотнять) — разновидность замедленной киносъёмки, при которой значительную часть времени механизм съёмочного оборудования выключен, а экспозиция и последующая смена кадра осуществляется периодически. По сути — это замедленная киносъёмка или фотосъёмка с точным количеством кадров в минуту.

При демонстрации фильма с нормальной скоростью проекции возникает эффект ускорения движения — иллюзия большей скорости происходящих процессов.

Покадровая сьёмка применяется также в художественной и особенно широко в научно-художественной кинематографии, где даёт эффект большой выразительной силы. В англоязычных странах она называется «time-lapse motion picture photography» или кратко «time-lapse photography»

Как говорится лучше увидеть, чем услышать, смотрим Nature Time Lapse

Как снимается Timelapse урок + видео-урок по съёмке

    1. Переведите объектив в фокус-мануальный М. Это следует сделать из-за того, что камера будет наводиться на разные объекты во время съёмки.
    2. Нацепите бленду, чтобы избавиться от бликов.
    3. Выключите стабилизаторы изображения, лучше в камере, чем на объективе.
    4. Переключите камеру в режим М — Manual Mode.
    5. Всегда используйте M. Если все же используете AV или TV, то убедитесь, что экспозамер выставлен на Evaluative. Предпочтительней использовать AV, нежели TV (для меньшего фликера).
    6. Баланс белого установите на MANUAL и не трогайте эту настройку во время съемки таймлапса. При выставлении АвтоББ и съемке в JPG вы просто потеряете время и все придется выкидывать.
    7. Советуем снимать в RAW. Если это одна из новых камер Canon, то можно установить sRAW (половинное разрешение), потому как даже для FullHD-Video достаточно снимать в 5 мегапикселей.
    8. При съемки нового таймлапса создавайте на фотоаппарате новую папку, куда будут складываться фотографии, так вы не перепутаете фотографии с другой съёмкой
    9. Теперь о диафрагме. Дело в том, что диафрагма не может два раза подряд закрыться на точно такое же положение, поэтому на видео будет неизбежный фликер.
    10. Соотношение выдержки к интервалу между кадрами должно быть 2/1. т.е. если выдержка 2 секунды, между срабатываниями затвора должно быть 4 секунды. Это не обязательно, но старайтесь к этому стремится. Объясняется это привычным нами восприятием кинокадра. Кому интересно, погуглите устройство обтюратора. При съемке кино (24 кадра в секунду), каждый кадр экспонируется 1/48 секунды. т.е. в два раза быстрее скорости пленки.
    11. Средняя температура по больнице интервал между кадрами — примерно 4 секунды (выдержка, соответственно, должна быть около 2 сек). Но обычно в ветреную погоду лучше ставить 1-2 сек, а ближе к ночи, когда ветер успокаивается, можно ставить больше 4 секунд. Придет с опытом.
    12. ISO — не больше 3200 (5d mark II).
    13. Как известно, от высокой температуры камеры больше шумят, поэтому по возможности укройте от солнца камеру и объектив (особенно снимая на длинном фокусе). В крайнем случае кепкой, футболкой и пр. Следите, чтоб не попала в поле зрения объектива.
    14. Для компоновки кадра можно использовать LiveView, переведя его в режим Exposure Simulation.
    15. Используйте крепкий штатив.
    16. Если есть время, от снимите пробных 20-40 кадров таймлапса и используя колесо, прокрутите их. Этого будет достаточно, чтобы примерно оценить будущий результат.
    17. Для экономии энергии можно отключить просмотр кадра после съемки.
    18. На последних камерах Canon можно сохранить все параметры в установки C1-C3 и уже на месте их редактировать по ситуации
    19. Дважды (трижды, четырежды) проверьте все установки. Мануальный режим, IS, Баланс Белого, RAW, папка сохранения, заряд батареи, свободное место на карте.
    20. Релаксируйте, расслабляйтесь и созерцайте в том месте, где вы установили камеру
    21. Помните, что человеку будет скучно наблюдать больше 30 секунд таймлапса одной локации, если в кадре не происходит никаких серьезных изменений.
      30 секунд = 750 кадров при конечном видео 25к/сек.

[Обучающее видео] Интервальная фотосъемка from DeepArtment on Vimeo.

Подготовка к съемке фото Timelapse

Подготовка начинается с главного — принятия решения о том, что именно снимать.  Один из самых простых и популярных сюжетов, съемка жизни города. Всегда есть динамика, а снимать можно хоть с крыши своего дома, хоть из своего собственного окна. Поэтому если вы решили потренироваться, то начать стоит именно с подобного сюжета.  Но если вы хотите сделать что то по настоящему оригинальное и захватывающее, то придется напрячь фантазию.

Самое главное — итоговый ролик должен быть не хаотичным сборищем двигающихся объектов, а полноценным минифильмом с плавным развитием событий.
Timelapse целиком построен на динамике в кадре, причем динамике последовательной. Иначе теряется вся суть. Сделать

hd Timelapse на статичных картинках, где ничего не меняется со временем конечно можно, но он мало кому будет интересен.

Поэтому, прежде чем приступить к съемке, трижды подумайте — какая именно динамика будет в кадре. Самое простое что приходит на ум — движения машин, людей, облаков, каких то других объектов.  Но динамика может заключаться и в другом. Вспомните научные ролики, которые вы наверняка видели в детстве, ведь это все были таймлапсы, снимающие физические процессы — как кусок льда превращается в лужу, как прорастает зерно и появляется растение, как меняется форма объекта со временем, как оставленный на столе кусок хлеба превращается в сухарь и т.п.

Необходимое оборудование для timelapse?

Во первых фотоаппарат с функцией timelapse или без неё.  Вопреки некоторым мнениям, для съемки таймлапса не требуется супер дорогая камера с кучей приспособлений. Нет, конечно те, кто занимается профессионально съемками таймлапса будут утверждать обратное и будут по своему правы. Специальные приспособления и дорогие камеры позволят сделать что то особенное и облегчит работу фотографу. Но снять таймлапс можно и на совсем простую камеру.  Это то же самое что и с обычной фотографией. Для того чтобы снять отличный пейзаж или портрет, вам совсем не обязательно иметь исключительно топовую полнокадровую камеру, навороченное световое оборудование и кучу ассистентов.

Итак для начала могут быть использованы практически любые цифровые фотоаппараты. Главное, чтобы на них была возможность делать снимки через определенный интервал,

режим timelapse. В некоторых руководствах по таймлапсу есть указания что съемка должна соответствовать частоте видео — 24 кадра в секунду. Но это не так.  Во первых таких скорострельных камер не так много, во вторых, зачем превращать таймлапс в полный аналог видео? В этом нет смысла.  Смысл таймлапса именно в том, чтобы уместить длительный процесс в очень короткий промежуток времени. Показать целые сутки из жизни города всего за 10 секунд или как растение вырастает не за месяц, а всего за минуту.

Другая важная составляющая — ДУ пульт для timelapse, чтобы минимизировать возможные встряски камеры во время спуска затвора. В идеале — программируемый пуль со встроенным таймером.  Пульты можно поискать как оригинальные (Canon, Nikon) так и сторонних производителей.

В некоторых камерах, есть возможность интервальной съемки прямо в настройках камеры. Например такая возможность есть в Nikon d200/300/700/7000, почитайте внимательно инструкцию к своей камере, возможно вы будете приятно удивлены наличием подобной возможности

Если такой функции нет, есть другой путь — можно поискать альтернативные прошивки для вашей камеры, реализуется технология Timelapse. Например для Canon, такие прошивки есть на сайте. Но это опасный путь — так как неофициальная прошивка от непонятно кого, может запросто угробить вашу камеру.

Третий путь — подключение камеры к ноутбуку или компьютеру и дистанционное управление ею при помощи фирменных утилит. Например Canon EOS utility.  Также вам может помочь программа для покадровой съемки. Здесь все зависит от того, имеет ли ваша камера возможность дистанционного управления с компьютера.

Если же ничего из этого у вас нет, то не отчаиваетесь. Вы всегда можете просто аккуратно нажимать на спуск затвора через строго определенный интервал. Да, это нудно, муторно, но «искусство требует жертв». Придумайте сценарий съемки, где вам не потребуется слишком короткий интервал между кадрами и задача существенно упроститься.

Одним из самых необходимых предметов для съемки таймлапса является штатив. Так как если камера  сместиться даже не на много, это может привести к катастрофическим последствиям для итогового ролика.

Стоит так же подумать от размере карты памяти, особенно если вы снимаете в RAW и решили создать большой таймлапс на сотни кадров.

Ну а самое главное — иметь терпение. Особенно если вы планируете снимать таймлапс где то за пределами своей уютной квартиры. Учитывайте так же и погодные условия, особенно если вы решили снимать таймлапс зимой или осенью. Ведь вы можете банально замерзнуть, аккумуляторы могут быстро разрядиться на холоде, осенью может неожиданно пойти дождь и намочить камеру, если вы заранее не подумаете о том как ее закрыть.

Наслаждаемся видеороликами в технике Timelapse :

New York City HD Timelapse

Mushroom time lapse

Time Lapse Flower — Compilation

Поделись этой инфой в соцсетях!

kayrosblog.ru

Покадровая съемка как прием показа динамики объектов и процессов

В статье рассматривается вопрос о новом творческом приеме для фотографов и видеооператоров. Авторы исследуют прием таймлапс как одну из технологий по сжатию времени при получении изображения. Итогом статьи является определение покадровой съемки как перспективного направления в создании материалов для современных СМИ и авторских фото и видеоработ.

Ключевые слова: кадр; съемка; время; таймлапс; покадровая съемка; видеосъемка; монтажная съемка; последовательная фотография.

 

Только время не теряет времени.

Жюль Ренар (французский писатель, 1864–1910)

 

Мир ускоряется, время становится самым дорогим товаром на рынке труда и идей. Для эфирных проектов (телевидение, радио) время является ограничивающим творчество фактором, так как за каждую секунду демонстрации приходится платить. Поэтому постоянно идет поиск форматов, способов, технологий, с помощью которых можно сжать временную составляющую в материалах, показать ее по-другому, без ущерба для задумки. Особую актуальность сжатие времени представляет для фотографов и операторов, — им важно уместить идею в ёмкое и краткое содержание без творческих потерь.

Таймлапс довольно интересная техника, находящаяся на грани фото и видео. В последнее время она приобрела заметную популярность, не смотря на то, что эта техника существует уже десятки лет. Раньше таймлапс применялся в основном для съемки и изучения объектов (предметов) и медленно протекающих процессов (от латинского processus — «течение», «ход», «продвижение») для использования в научных целях. Правда, называли его по-другому — покадровая съемка или съемка с интервалом.

Обратимся к словарю. Покадровая видеосъемка — это «разновидность замедленной киносъёмки, при которой значительную часть времени механизм съёмочного оборудования выключен, а экспозиция и последующая смена кадра осуществляется периодически; это замедленная киносъёмка или фотосъёмка с точным количеством кадров в минуту» [2, c.487].

Покадровая видеосъемка известна ещё и как цейтраферная съёмка. От немецкого слова «zeitraffer», «zeit» — время, «raffen» — буквально собирать, выхватывать, упорядочивать. В англоязычных странах данную съемку называют time-lapse. Все прекрасно знают, что первое слово в этой связке переводится как «время». Второе слово употребляется в нескольких значениях в семантической категории «время»: «течение, ход времени» или «время течет, проходит» [1, c.134]. Исходя из английского названия рассматриваемой нами видеосъемки, следует, что покадровая съемка — это способ «ухватить, поймать время». Time-lapse целиком построен на динамике в кадре, причем динамике последовательной. Иначе теряется вся суть.

Давайте разберемся сначала с первой составляющей понятия. Итак, время — это спорное и неоднозначное явление, которое сопровождает человека от истории создания человечества до сих пор. Время существовало всегда, оно было и до появления человека, и до появления вселенной. Впервые о категории времени стал говорить ещё Аристотель. Очень интересно, что древнегреческий философ избегает слова «время», когда говорит об этой категории. Он говорит о том, что время — это ответ на вопрос «когда?». Это не длительность, это не философская категория. Это ответ на вопрос «когда?». И этот ответ на вопрос «когда?» дать иногда очень трудно. Потому что на вопрос «когда?» можно ответить по-разному. Можно сказать «никогда» или «всегда». Вот эти две крайности, «никогда» и «всегда», говорят о том, что время является для нас загадкой. И мы всю жизнь пытаемся эту загадку разгадать. До самого конца своего времени. И когда такая бескрайняя загадка стоит перед человеком, перед человеческим обществом, перед людьми, они на этот вопрос дают очень разнообразные ответы.

Категория времени непосредственное отношение имеет к покадровой съемке. Покадровая съемка сама по себе изменяет привычное для нас понятие времени. Оператор, применяя покадровую съемку, как бы борется со временем, ломает его, — то замедляет, то ускоряет. Поэтому необходимо понять, как меняется масштаб времени при использовании покадровой видеосъемки.

Теперь о «перетекании». Масштаб времени — это количественная мера ускорения или замедления, то есть отношение скоростей проекции и съёмки. Масштаб времени 2:1 означает ускоренное вдвое по сравнению с обычным темпом процесса на экране. Такое ускорение получается при съемке с частотой 12 кадров в секунду. Для получения большего масштаба необходима ещё более низкая частота съёмки вплоть до покадровой. С её помощью достижим произвольный масштаб времени, вплоть до десятилетий за одну секунду.

Замедленная киносъёмка может осуществляться камерами общего назначения, имеющими регулировку частоты кадров, например, с 24 стандартных до 4 кадров в секунду.

Покадровая видеосъемка с интервалами применяется в фильмах, показывающих в ускоренном темпе протекание каких-либо чрезвычайно медленных процессов. Например, программы на телеканале BBC о дикой природе. Такая съемка производится с помощью устройства, которое автоматически задает съемку по одному кадру через определенные, установленные заранее интервалы времени. В том случае, если это профессиональная съемка. Оператор-любитель может сам руководить этим процессом, если у него довольно простая камера.

В зависимости от скорости развития явления или протекания процесса могут потребоваться самые различные интервалы времени, через которые камера должна снимать по одному кадру. Чем длиннее интервалы, тем меньше кадров будет отснято, и тем быстрее будет протекать процесс перед глазами зрителей на телеэкране.

Если процесс, который нужно заснять, длится Т1 секунд, а течение его нужно показать на экране за Т2 секунд, то интервалы между съемками кадров определяются по следующей формуле:

T2 (25 + n),

где n — число кадров, укладывающееся в отрезок съемочного времени, равный 1, 1/2 или 1/4 с.

Пример [3]. Процесс распускания цветка длится 2 часа (7200 с), время показа его на экране 10 секунд при частоте смены кадров 25 кадров/с. С какими интервалами нужно производить покадровую съемку? Определяем интервал: движение на экране при этом будет ускорено в T1/T2 = 7200: 10 = 720 раз. Для покадровой видеосъемки с интервалами требуется соблюдение одного важного условия. Освещенность объекта съемки не должна изменяться на протяжении всего процесса до полного его завершения. Если это условие будет нарушено, то эффект одномоментной съемки будет нарушен.

В современном мире людям не хватает времени ни на что. Мы настолько заняты удовлетворением своих потребностей (физиологических, потребности в безопасности, потребности в уважении, потребности в реализации) [4, c.23], что у нас нет времени для полного осознания красоты окружающего мира. Покадровая видеосъемка — это один из множества способов, с помощью которого человек может постичь и осмыслить многообразие нашего прекрасного мира. Однако, это ещё и особое мастерство оператора: применить свои знания на практике для извлечения отлично выстроенных кадров в смысловую цепочку.

Для того чтобы изучить покадровую видеосъемку изнутри, нам необходимо познакомиться еще с некоторыми понятиями. Начнем с понятия «кадр» — основополагающего «кирпичика» в изучаемом нами явлении. В толковом словаре Д. Н. Ушакова указано: «(франц. Cadre — кино). 1.Отдельный снимок на кинопленке. 2.Участок кинофильмы, занятый отдельной сценой, какой-нибудь деталью картины» [5, c.364]. Далее обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова: «1.Отдельное ограниченное определенными размерами изображение на фото- или кинопленке, на теле- или киноэкране, отдельный фотографический снимок. 2.Отдельный эпизод, сцена в кинофильме» [6, c.559]. И третий толковый словарь Т. Ф. Ефремовой говорит о кадре: «Отдельный снимок, отдельная сцена на кинопленке» [7, c. 388].

Итак, кадр — это самая маленькая единица не только в изучаемом нами явлении, но и во всем операторском мастерстве. Видеосъемка всегда начинается с кадра, — с одного запечатленного момента.

Из кадров, сцен и актов режиссёры и операторы создают определенный готовый продукт. Процесс создания фильма или видео называется видеосъемка. Видеосъемка — «процесс съемки фото- или видеокамерой» [8, c. 93]. А слово съемка без первого корня обозначает следующее: «работа, имеющая целью составить на плоскости точное, верное, полное и ясное изображение известного пространства местности с показанием как предметов физической природы (горы, реки), так и произведений человека (предметы искусства, дороги, строения)» [9, c. 604]. Это определение нельзя оставить в стороне. Оно раскрывает суть видеосъемки: воссоздать на экране точное и полное изображение действительности, при этом необходимо отметить главное условие покадровой съемки — последовательность. Значение слова Последовательный по словарю Д. Н. Ушакова следующее: 1. Непрерывно следующий, совершающийся один за другим; 2. Логически закономерный [6, с.]. Именно запись кадров происходящего одного за другим события (изменения) в жизни объекта или процесса является основой приема создания материалов с помощью покадровой съемки.

Рассмотри ещё одно понятие, которое имеет прямое отношение к покадровой видеосъемке. Покадровый монтаж — это соединение кадров в последовательности, наиболее точно раскрывающей суть монтируемого материала. Покадровым монтаж называется потому, что в том месте, где к одному видеофрагменту мы добавляем другой, мы фактически обрываем последний кадр первого видеофрагмента, и он сменяется тем кадром другого видеофрагмента, который мы сочли нужным «приклеить» к первому. А то место на получившейся в результате видеозаписи, где один фрагмент сменяется другим, вполне официально называется «монтажная склейка».

Интересный факт, что в терминологии профессиональных операторов есть и такое понятие, как «монтажная съемка». Это понятие скрывает под собой покадровую видеосъемку и раскрывает суть преимущества этого способа видеосъемки.

Изменение плана (крупности объектов в кадре) во время покадровой съемки невозможно, — теряется суть увиденного с одного места в короткое время. При скачкообразном поведении объектов внутри кадра невозможно получить целую картину динамики. Также неприемлемым является перестановка снятых кадров в монтаже, — только то, что происходило друг за другом, по очереди, можно склеивать в прямой или обратной последовательности. Соответственно, последовательная съемка и монтаж, соблюдение одной крупности в кадре являются приемообразующими методами для покадровой съемки, независимо от протяженности интервалов записи.

Теперь мы имеем представление о том, что такое покадровая видеосъемка. Это особый вид съемки, монтаж которого начинает осуществляться тогда, когда оператор включит и выключит камеру. То есть ещё в процессе съемки он может проводить монтаж. А это огромный плюс и огромное преимущества покадровой видеосъемки.

Итак, покадровая видеосъемка — это замедленная съемка. Есть и другие интересные способы съемок. Рассмотрим некоторые из них для выявления особенностей изучаемого нами способа съемок.

Самое банальное и простое деление видеосъемок на 3 категории выглядит так:

—        ускоренная видеосъемка;

—        замедленная видеосъемка;

—        покадровая видеосъемка.

И здесь разобраться довольно легко. При замедленной видеосъемке движение объектов на экране будет ускоренным. А при ускоренной — замедленным. Обыватель сразу задастся вопросом: «Как?». Такова особенность масштаба времени в видеосъемке.

Создать плавное замедленное или плавное ускоренное движение видеокамерой невозможно. Нет ещё таких видеокамер, которые бы смогли обманывать время. Эффект ускорения или замедления достигается уже в процессе монтажа, когда оператор или монтажер с помощью специальных программ добивается такого эффекта.

Стоит заметить, как раз-таки исключением из этого правила, что видеокамерой создать эффект замедления или ускорения невозможно, является покадровая видеосъемка. Такой видеосъемке управлять временем подвластно. Отдельные кадры снимаются в течение длительного времени с временными интервалами и возникает эффект замедления или ускорения.

Иллюзия замедленного или ускоренного движения в какой-то мере может быть достигнута при съемке видеокамерами, если на камере предусмотрена так называемая функция «Cain Up» [10]. При съемке движущегося объекта иллюзия непрерывного плавного замедленного движения создается за счет ощутимой размазанности движений.

Прием покадровой видеосъемки применяется очень широко: и для того чтобы во много раз ускорить движение, и для того чтобы «оживить» неодушевленные предметы. Все анимационные фильмы снимаются по кадрам. Многие операторы-любители пытаются научиться искусству покадровой видеосъемки. Покадровая видеосъемка набирает популярность, как среди операторов-профессионалов, так и среди любителей.

При воспроизведении фильма или видео, снятых с помощью покадровой видеосъемки, возникнет ощущение большой скорости происходящих на экране процессов. Самый популярный и распространенный пример покадровой видеосъемки — это процесс цветения растений. Когда на экране мы буквально за минуту можем увидеть весь жизненный путь растения, от зарождения до увядания. На самом деле, этот процесс в природе может занимать несколько месяцев или даже несколько лет.

Существует минус покадровой видеосъемки — это довольно трудоемкий и длительный процесс. Особенно если оператор распоряжается не профессиональной видеокамерой. Огромное количество нужно отснять перед тем, как приступить к монтажной склейке. Но если в видеокамере есть функция «стоп-кадр» или «моментальный снимок», с помощью которой камера снимает стоп-кадр из памяти изображения в течение 5–7 секунд, то процесс создание видеосюжета ускориться. Однако эта функция иллюзию движения не обеспечит. И за монтажным столом или компьютером будет ещё много работы.

Итак, особенностью покадровой видеосъемки является то, что это один из немногих способов заставить время остановиться. Покадровая видеосъемка позволяет достичь эффекта ускорения или замедления. Однако, процесс такой съемки непростой. Он требует усидчивости, внимания и увлечения.

Покадровая видеосъемка — это удивительное изобретение человека, способное ухватить время, показать процессы, которые протекают годами и десятилетиями за одну минуту. Покадровую видеосъемку можно отнести и к замедленной видеосъемке, и к ускоренной. А точнее сказать так: это замедленная видеосъемка для ускорения происходящих на экране процессах, действий, событий. Покадровая съемка — это монтажная работа уже во время видеосъемки.

История покадровой видеосъемки такова, что пока ещё нет научных трудов, которые бы рассматривали эту тему с теоретической точки зрения. И это обусловлено тем, что операторское мастерство — в первую очередь, практика.

Любому новичку стоит запомнить, что покадровая видеосъемка — это не набор просто хаотичных кадров, а настоящий, целый фильм, с идеей и замыслом, с сюжетной линией, с зачином, кульминацией и концовкой. Поэтому, прежде чем приступить к съемке, необходимо определить, какая именно динамика будет в кадре. Самое простое, что приходит на ум: движения машин, людей, облаков, каких-то других объектов. Но динамика может заключаться и в другом. Научные ролики, которые наверняка видели многие, ведь это все были покадровые видеосъемки, снимающие физические процессы. Как кусок льда превращается в лужу, как прорастает зерно и появляется растение, как меняется форма объекта со временем, как оставленный на столе кусок хлеба превращается в сухарь и т. п.

На подготовительном этапе помимо некоторого сценарного плана, задумки, необходимо определиться с оборудованием. Во-первых, нужен фотоаппарат с функцией «timelapse» или без неё. Кстати, такая функция в современном мире доступна во многих смартфонах знаменитых фирм. Включив эту функцию на смартфоне, можно будет установить нужное количество кадров в секунду, и камера сама будет определять, когда ей сделать фото. Это то же самое, что и с обычной фотографией. Для того чтобы снять отличный пейзаж или портрет, совсем не обязательно иметь исключительно полнокадровую камеру, навороченное световое оборудование и ассистентов.

Итак, для начала могут быть использованы практически любые цифровые фотокамеры. Главное, чтобы на них была возможность делать снимки через определенный интервал, режим «timelapse». В некоторых руководствах по покадровой видеосъемке есть указания, что съемка должна соответствовать частоте видео, — 24 кадра в секунду. Но это не так. Во-первых, таких камер не так много, во вторых, зачем превращать покадровую съемку в полный аналог видео? В этом нет смысла. Смысл данного способа съемки именно в том, чтобы уместить длительный процесс в очень короткий промежуток времени. Показать целые сутки из жизни города всего за 10 секунд или как растение вырастает не за месяц, а всего за минуту. Раньше об этом можно было только мечтать.

Покадровая съемка — интересный, трудоемкий, но необыкновенный процесс, который, возможно, скоро станет одним из способов выражения авторской мысли и в информационных жанрах на телевидении.

Покадровая съемка в фотографии — это техника съемки, когда объект запечатлен во всех фазах движения в последовательности на одной картинке. Благодаря хорошей технике на статический снимок передается эффект движения. Особенно востребована покадровая съемка в спортивной фотографии. Последовательная фотография может показать объект с разных перспектив, и можно восстановить весь процесс движения объекта. Так же эту технику используют в съемке животного мира и, конечно, в арт-фото.

В последнее время все большую популярность технология покадровой съемки приобретает в видеоиндустрии: производстве видеофильмов, видеороликов. Такую технологию используют в сюжетных частях больших телевизионных материалов, где необходимо показать развитие, в художественных моментах, которые способны с помощью сжатия времени выразить идею автора.

Мир меняется быстро, технологии поспевают и успевают, но наши потребности в информации, ее концентрации, постоянно заставляют искать и находить новые возможности, которые способны изменить представление о мире и в маленьком отрезке времени показать нечто большое.

 

Литература:

 

1.                  Англо-Русский словарь — СПб.: Академия, 2008. –389 с.

2.                  Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова — М.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. Т.2. — 679 с.

3.                  Иофис., Е. А. Советская энциклопедия / Е. А. Иофис — М.: Госполитиздат, 1981. — 943 с.

4.                  Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу — М.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1994. — 247 с.

5.                  Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка 100000 слов / С. И. Ожегов — М.: Аспект Пресс, 2013. — 1098 с.

6.                  Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков — М.: Аспект Пресс, 2004.– 642 с.

7.                  Энциклопедический словарь — М.: Аспект Пресс, 2009. 874 с.

8.                  Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — СПб.: Аспект Пресс, 2011.– 981 с.

9.                  Сайт для операторов-любителей [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.k2x2.info/hobbi_i_remesla/moi_pervyi_videofilm_ot_a_do_ja/p5.php#metkadoc56 (дата обращения 30.10.14)

Основные термины (генерируются автоматически): видеосъемка, съемка, время, кадр, замедленная видеосъемка, процесс, масштаб времени, камера, интервал, толковый словарь.

moluch.ru

Покадровая съёмка — это… Что такое Покадровая съёмка?


Покадровая съёмка

Расцветающая герань. Двухчасовой процесс сжат до нескольких секунд

Замедленная киносъёмка — киносъёмка с пониженной по сравнению с частотой проекции частотой кадров.

Покадровая съёмка, Цейтраферная киносъёмка (от нем. Zeitraffer, нем. Zeit — время, нем. raffen — буквально собирать, подбирать, выхватывать; переносно — группировать, уплотнять) — разновидность замедленной киносъёмки, при которой значительную часть времени механизм съёмочного оборудования выключен, а экспозиция и последующая смена кадра осуществляется периодически. Также применяется в мультипликации.

При демонстрации фильма с нормальной скоростью проекции возникает эффект ускорения движения — иллюзия большей скорости происходящих процессов.

Масштаб времени

Количественной мерой этого ускорения, как и при ускоренной киносъёмке, является масштаб времени, то есть отношение скоростей проекции и съёмки. Масштаб времени 2:1 означает ускоренное вдвое по сравнению с обычным протекание процесса на экране.

Замедленная киносъёмка с масштабом до 3:1 осуществляется традиционными киносъёмочными аппаратами, имеющими регулировку частоты кадров, например, с 24 стандарных на 8 кадров в секунду.

Для получения большего масштаба стандартный съёмочный аппарат становится непригоден, так как:

  • На таких скоростях труднее добиться стабильности работы стандартного механизма.
  • Выдержка, с которой экспонируется киноплёнка, становится очень большой.

В таких случаях применяется покадровая съёмка. С её помощью достижим произвольный масштаб времени, вплоть до десятилетий за одну секунду, а теоретически и до геологических эпох.

Применение

В науке применяется для исследования медленно протекающих процессов.

В научно-популярном кино, учебных фильмах используется для наглядной демонстрации медленно протекающих процессов.

В художественном кино

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Покадровая киносъёмка
  • Покажи мне любовь

Смотреть что такое «Покадровая съёмка» в других словарях:

  • Покадровая киносъёмка — Расцветающая герань. Двухчасовой процесс сжат до нескольких секунд Замедленная киносъёмка киносъёмка с пониженной по сравнению с частотой проекции частотой кадров. Покадровая съёмка, Цейтраферная киносъёмка (от нем. Zeitraffer, нем. Zeit время,… …   Википедия

  • Замедленная киносъёмка — Расцветающая пеларгония. Двухчасовой процесс сжат до нескольких секунд Замедленная киносъёмка  киносъёмка с частотой, меньшей стандартной частоты съемки и проекции в 24 кадра в секунду. Покадровая съёмка, Цейтраферная киносъёмка (от… …   Википедия

  • Замедленная съёмка — Расцветающая герань. Двухчасовой процесс сжат до нескольких секунд Замедленная киносъёмка киносъёмка с пониженной по сравнению с частотой проекции частотой кадров. Покадровая съёмка, Цейтраферная киносъёмка (от нем. Zeitraffer, нем. Zeit время,… …   Википедия

  • Цейтраферная киносъёмка — Расцветающая герань. Двухчасовой процесс сжат до нескольких секунд Замедленная киносъёмка киносъёмка с пониженной по сравнению с частотой проекции частотой кадров. Покадровая съёмка, Цейтраферная киносъёмка (от нем. Zeitraffer, нем. Zeit время,… …   Википедия

  • Цейтраферная съёмка — Расцветающая герань. Двухчасовой процесс сжат до нескольких секунд Замедленная киносъёмка киносъёмка с пониженной по сравнению с частотой проекции частотой кадров. Покадровая съёмка, Цейтраферная киносъёмка (от нем. Zeitraffer, нем. Zeit время,… …   Википедия

  • Любительские киносъёмочные аппараты СССР — 16 мм киноплёнка с двухсторонней перфорацией …   Википедия

  • Спецэффект — Спецэффект, специальный эффект (англ. special effect, сокр. SPFX, SFX или FX)  технологический приём в кинематографе, на телевидении и в компьютерных играх, применяемый для визуализации сцен, которые не могут быть сняты обычным способом …   Википедия

  • Киносъёмочный аппарат — (кинокамера)  устройство, предназначенное для записи движущегося изображения на киноплёнку. Процесс записи называется киносъёмкой, а полученное в результате изображение используется для создания кинофильма. В процессе киносъёмки при помощи… …   Википедия

  • Кварц (киноаппаратура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кварц (значения) …   Википедия

  • SPFX — Зелёный экран (хромакей) разновидность технологии спецэффектов Спецэффект, специальный эффект (англ. special effect, сокр. SPFX или SFX)  технологический приём в кинематографе, на телевидении, на шоу и в компьютерных играх, применяемый для… …   Википедия

dic.academic.ru

Покадровая съёмка Википедия

Не следует путать с Ускоренной киносъёмкой, замедляющей темп движения на экране

Замедленная киносъёмка — киносъёмка с частотой, меньшей стандартной частоты съёмки и проекции, составляющей в кинематографе 24 кадра в секунду[1]. При проекции полученного изображения с нормальной частотой движение объектов съёмки на экране выглядит ускоренным[2].

Покадровая съёмка — разновидность замедленной киносъёмки, при которой значительную часть времени механизм киносъёмочного аппарата остановлен, а съёмка осуществляется покадрово с произвольными интервалами между отдельными кадриками[3][4]. Покадровая съёмка применяется при изготовлении мультипликации и некоторых спецэффектов[5].

Цейтраферная киносъёмка (от нем. Zeitraffer, Zeit — время, raffen — буквально собирать, подбирать, выхватывать; переносно — группировать, уплотнять) — разновидность покадровой замедленной съёмки, когда интервалы между съёмкой кадриков строго равны между собой и задаются автоматически при помощи таймера. Этот интервал может составлять несколько секунд, минут, или часов, обеспечивая многократное ускорение видимого на экране движения[6]. Устройство, отмеряющее этот интервал, и автоматически запускающее механизм киносъёмочного аппарата, называется Цейтрафером[7][8][9].

Термин «цейтраферная киносъёмка» был общепринят в СССР и ряде европейских стран. В настоящее время в России чаще употребляется понятие «Таймлапс» (англ. Time-lapse photography), распространённое в США и других англоязычных странах.

Масштаб времени

Количественной мерой ускорения движения на экране, как и при ускоренной киносъёмке, является масштаб времени, то есть отношение скоростей проекции и съёмки[10]. Масштаб времени 2:1 означает ускорение движения вдвое по сравнению с подлинным темпом[1]. Такое ускорение получается при съемке с частотой 12 кадров в секунду, составляющей половину стандартной. Для получения большего масштаба необходима ещё более низкая частота съёмки вплоть до покадровой. С её помощью достижим произвольный масштаб времени, вплоть до десятилетий за одну секунду.

Замедленная киносъёмка применяется в случаях, когда необходимо увеличить скорость движения объектов съёмки на экране, например для создания комического эффекта или стилизации под немое кино. В некоторых случаях при съёмке на киноплёнку пониженная частота использовалась операторами кинохроники для достижения необходимой экспозиции при невысоких освещённости сцены и светочувствительности эмульсии[6]. При неизменном угле раскрытия обтюратора пониженная частота киносъёмки обеспечивает более длинную выдержку, например при частоте 12 кадров в секунду выдержка вдвое больше, чем при стандартной 24. Такой приём допустим в сценах, не содержащих движущихся объектов, или в случаях, когда ускорение не заметно зрителям.

Цейтраферная киносъёмка применяется в науке для исследования медленно протекающих процессов, таких как рост кристаллов, развитие растений и микроорганизмов[11]. Полученные таким способом съёмки могут использоваться в научно-популярном кино и учебных фильмах для наглядной демонстрации рассматриваемых процессов.

История

Покадровая киносъёмка впервые использована в художественном кинематографе в 1897 году Жоржем Мельесом, использовавшим её для трюковых кадров фильма «Площадь оперы» (фр. Carrefour De L’Opera). Для съёмки биологических объектов цейтрафер в 1909 году применил Жан Командон при поддержке кинокомпании «Пате» (фр. Pathé). В 1910 году самостоятельные опыты начал Перси Смит, а в 1915 — Роман Вишняк. В 1920-х цейтраферная съёмка начала использоваться в так называемых «горных фильмах» Арнольда Франка, самым известным из которых стала «Святая вершина» (англ. The Holy Mountain) 1926 года.

В течение многих лет, начиная с 1931 года, американец Ройал Райф исследовал жизнедеятельность клеток с помощью цейтраферной киномикрографии. Однако ни один из исследователей не сделал столько для популяризации покадровой съёмки, сколько удалось Джону Отту. Начав карьеру банкира, он увлёкся цейтраферной киносъёмкой растений, покупая и дорабатывая съёмочное оборудование. Полученные камеры Отт расставлял в большой оранжерее, где непрерывно снимал рост и развитие растений. Проведённая работа увенчалась в конце 1950-х годов отдельной телепередачей в серии «Вы спрашивали». В конце концов, исследователь открыл способ управлять направлением роста выращиваемых культур, варьируя интенсивность полива и цветовую температуру освещения: свет одного спектрального состава вызывал цветение, а другого — плодоношение. Тем же способом оказалось возможным регулировать пол растений[12].

Используя все эти открытия и рассчитывая интервалы движений, Отт заставлял «танцевать» растения на экране под заранее подобранные музыкальные произведения[13]. Полученные кадры вошли в документальную картину кинокомпании Уолт Дисней Пикчерз «Секреты жизни» (англ. Secrets of Life), открыв новые возможности цейтраферной съёмки в кино и на телевидении[14]. В постановочном кинематографе цейтраферная съёмка впервые использована, как основной сюжетный ход в американской картине «Койяанискаци» 1983 года. Этот видовой фильм основан на покадровых съёмках облаков, городского движения и суточных изменений, сделанных кинооператором Роном Фрикке. Спустя два года Фрикке поставил собственный фильм «Хронос» в стандарте IMAX[4]. Для покадровой съёмки были заказаны специальные киносъёмочные аппараты этого формата. В 1992 году на экраны вышла картина «Барака» того же автора, снятая в широком формате «Todd AO» преимущественно покадровым способом.

Цейтраферная съёмка используется и в художественном кино. В фильме Питера Гринуэя «Зет и два ноля» два персонажа пытаются заснять покадрово процесс собственного умирания и последующего разложения тел. В российском триллере «Прикосновение» Альберта Мкртчяна снятый покадровой съёмкой цветок выглядит увядающим буквально за несколько секунд от присутствия призрака. Бельгийский режиссёр Жан Дормаль использует покадровую съёмку в картине «Господин Никто», чтобы показать процесс разложения пищи. Видовые покадровые съёмки часто используются в качестве фона для начальных титров, например в телесериале «Карточный домик».

В российском научно-популярном кинематографе наиболее ярким примером использования цейтраферной съёмки можно назвать работы режиссёра Владимира Кобрина[15]. В его фильмах образность экранного повествования в большинстве случаев основана на изображении, снятом покадрово в сочетании с различными визуальными трюками.

В современных документальных фильмах и телерекламе покадровая съёмка часто используется, как элемент эффектного оформления, ускоренно показывая процесс строительства сооружений, работу городского транспорта, приливные явления и движение небесных светил. Фильмы о путешествиях могут дополняться кадрами, сжато показывающими путь из одного места в другое. Распространение цифровых фотоаппаратов, видеорегистраторов и экшн-камер, сделавших доступным получение подобных сюжетов, привело к появлению целого направления видовых видеофильмов, состоящих из кадров «Таймлапс» и «Гиперлапс» с музыкальным оформлением.

Технология

Замедленная киносъёмка может осуществляться киносъёмочными аппаратами общего назначения, большинство из которых имеет регулировку частоты кадров в пределах до 4—8 кадров в секунду[16]. Большинство современных профессиональных киносъёмочных аппаратов имеют диапазон регулировки частоты киносъёмки до 1—2 кадров в секунду. Для покадровой киносъёмки применяются специальные сменные «покадровые» электроприводы, например «К24м-5»[17][18][9]. В аппаратуре с пружинным приводом используется специальный режим механизма, как это сделано в кинокамерах серии «Красногорск». Покадровая съёмка осуществляется в этих аппаратах отдельным спусковым механизмом при помощи тросика с единственной выдержкой 1/60 секунды. В любительских кинокамерах «Canon» формата «8 Супер» при покадровой съёмке, осуществляемой электроприводом, возможно подключение электронной фотовспышки для освещения объекта съёмки[19].

Однако, аппаратура общего назначения мало пригодна для покадровой съёмки из-за конструкции механизма и особенно обтюратора. Наилучшие результаты достижимы при использовании специальных киносъёмочных аппаратов для комбинированных съёмок, оснащённых специальным приводом и сдвоенным обтюратором, исключающим засветку киноплёнки при остановленном механизме. Кроме того, для покадровой киносъёмки в этих аппаратах используются сложные многоступенчатые редукторы, дающие возможность отрабатывать выдержку с той же точностью, что и при непрерывном ходе киноплёнки. В отечественном кинематографе наибольшее распространение получили аппараты типа «2КСК», «ПСК», «3КСМ» и другие. Часть из них выпускалась в двух вариантах: для обычной съёмки и для установки на мультстанок в вертикальном положении. Так, аппарат «3КСМ» выпускался также в исполнении для мультстанка и при этом носил маркировку «5КСМ»[20]. При съёмке рисованной мультипликации такой аппарат выполнял функцию репродуцирования рисунков с возможностью мультиэкспозиции. Однако, чаще всего для конкретных исследовательских и прикладных задач аппаратура цейтраферной киносъёмки создаётся по специальному заказу или используются доработанные камеры общего назначения.

Кроме непосредственного снижения частоты киносъёмки эффект ускорения движения достижим в процессе печати фильма пропуском кадриков. При оптической технологии специальным кинокопировальным аппаратом прерывистой печати (например, «23КТС-1») производится выкопировка отдельных кадриков с негатива, снятого с нормальной частотой[21]. Для двукратного ускорения выкопировывается каждый второй кадрик, для трёхкратного — каждый третий и так далее. Пропущенные кадрики в готовом фильме не используются. Полученный таким образом эффект, на экране ничем не отличается от достигаемого съёмкой с пониженной частотой. Таким же способом возможно редактирование в цифровом кино: часть промежуточных кадриков пропускается. В видеозаписи ускорение движения возможно только при монтаже готового фильма при помощи студийных видеомагнитофонов с динамическим трекингом, поскольку аналоговые видеокамеры могут вести съёмку с единственной частотой, соответствующей использованному стандарту разложения. Возможность покадровой видеосъёмки или съёмки с пониженной частотой появилась только в цифровых видеокамерах и фотоаппаратах.

При цейтраферной съёмке на натуре используется существующее освещение, и при большом ускорении времени колебания света из-за облачности вызывают на экране заметное мелькание изображения. При аналогичной съёмке в студийных условиях используется калиброванный свет, исключающий мелькание. В некоторых случаях пользуются светом вспышек, дающих стабильную освещённость. В студийных условиях чаще всего, освещение автоматически включается только в момент съёмки цейтрафером[8]. На покадровой съёмке основаны некоторые приёмы комбинированной киносъёмки (например, ротоскопирование), позволяющие сочетать анимацию с обычным изображением.

«Таймлапс» и «Гиперлапс»

В настоящее время в большинстве случаев для цейтраферной съемки вместо киносъемочных аппаратов используется цифровой фотоаппарат. Полученные цифровые фотографии, сделанные через равные интервалы, монтируются в киноролик при помощи компьютера. Такой способ, упоминаемый чаще всего, как «Таймлапс» (или «Таймлэпс»), значительно удобнее съёмки кинокамерой, поскольку фотозатвор обеспечивает более высокую точность и стабильность выдержки, чем обтюратор в покадровом режиме. Цифровая технология обладает большей гибкостью, благодаря возможности дополнительной цифровой обработки отдельных кадриков. Бракованные кадры легко удаляются из общей последовательности или редактируются, исключая рывки изображения[22]. Кроме того, съёмка фотоаппаратом позволяет значительно повысить качество изображения за счёт использования автоматического брекетинга и технологии HDRi: вместо одного кадрика снимаются сразу три с разной экспозицией[4]. В результате удаётся получить фотографическую широту, недоступную для киноплёнки, компенсируя контраст сцены и суточные перепады освещённости. Полученные цифровые ролики в случае необходимости можно использовать при монтаже обычных кинофильмов по технологии Digital Intermediate с последующим выводом на киноплёнку.

В качестве цейтрафера может быть использован внешний или встроенный интервалометр. Большинство современных цифровых фотоаппаратов поддерживают интервальную съёмку без дополнительных устройств. Цифровые зеркальные фотоаппараты «Canon», не обладающие такой функцией без внешнего пульта, позволяют настроить автоматическую интервальную съёмку после установки стороннего приложения «Magic Lantern». При этом, в некоторых моделях, оснащённых функцией Live View, такая съёмка возможна в режиме Silent Shot, без срабатывания штатного затвора. Большинство экшн-камер, таких как «GoPro», включают возможность интервальной съёмки в стандартный пакет функций. Некоторые устройства поддерживают автоматическое создание видео «Таймлапс» в режиме HDR[23].

Ролики покадровой съёмки с перемещением или панорамированием камеры, а также с изменением фокусного расстояния зум-объектива иногда выделяются в отдельную разновидность «Таймлапс», получившую название «Гиперлапс» (или «Гиперлэпс» англ. Hyperlapse)[24][25]. Перемещения осуществляются пошаговым сдвигом камеры, панорамной головки или кольца фокусных расстояний объектива в интервале между съёмкой соседних кадров. Сдвиг должен выполняться с высокой точностью, чтобы предотвратить скачки изображения («фликер») на экране. Для этого могут использоваться средства автоматического управления движением камеры, такие как роботизированные тележки и панорамные головки с шаговыми двигателями, иногда изготавливаемые самостоятельно из подходящих серийных устройств[26]. В любительской практике для стабилизации часто пользуются простейшими средствами. Многие видеографы вручную наносят на жидкокристаллический дисплей фотоаппарата метки, обозначающие положение ключевого объекта съёмки[24]. Более точное согласование кадров выполняется их взаимным смещением и обрезкой при последующей склейке видеопоследовательности. Большинство приложений для создания подобного видео (например, Adobe After Effects) позволяют компенсировать небольшие погрешности перемещения камеры по заданным ключевым точкам объектов съёмки. Панорамирование и масштабирование может быть также сымитировано в процессе создания ролика за счёт обрезки исходных фотографий, изменяющейся по заданному закону. Современные камерафоны приспособлены для любительской съёмки такого типа с рук, благодаря мобильным приложениям, основанным на цифровой стабилизации[27][28].

Полученное изображение сочетает ускорение времени с движением камеры относительно объекта съёмки. В некоторых графических редакторах (например, Adobe Lightroom) предусмотрена возможность создания «таймлапс» в формате слайд-шоу.

См. также

Источники

  1. 1 2 Фотокинотехника, 1981, с. 88.
  2. ↑ Основы фильмопроизводства, 1975, с. 135.
  3. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 416.
  4. 1 2 3 Владимир Копылов. Цейтраферная съемка (рус.). Изображение в числах. iXBT.com (12 июля 2007). Проверено 31 мая 2015.
  5. ↑ Кинематограф. Искусство и техника, 2011, с. 56.
  6. 1 2 Фотокинотехника, 1981, с. 244.
  7. ↑ Основы фильмопроизводства, 1975, с. 136.
  8. 1 2 Справочная книга кинолюбителя, 1977, с. 162.
  9. 1 2 Цейтраферные устройства (рус.). Техника съёмки. Истина в кино. Проверено 6 июня 2015.
  10. ↑ Справочная книга кинолюбителя, 1977, с. 157.
  11. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 417.
  12. ↑ Yoga Journal, 1988, с. 16.
  13. ↑ Exploring the Spectrum — DVD by John Ott (англ.). Sunlightment. Проверено 4 июня 2015.
  14. ↑ Photo-biology Pioneer (англ.). Science of life. Проверено 6 июня 2015.
  15. Михаил Камионский. Где я встречусь с Робинзоном Крузо? (рус.). Сайт, посвящённый Владимиру Кобрину. Проверено 2 июня 2015.
  16. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 57.
  17. ↑ Техника кино и телевидения, 1975, с. 68.
  18. ↑ Техника и технологии кино, 2008, с. 20.
  19. ↑ Техника кино и телевидения, 1981, с. 59.
  20. ↑ Артишевская, 1990, с. 162.
  21. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 189.
  22. ↑ Интервальная и цейтраферная съемка (рус.). Nikon (15 января 2014). Проверено 31 мая 2015.
  23. ↑ Brinno makes HDR time lapse easy (англ.). Overview. «Brinno». Проверено 7 июня 2015.
  24. 1 2 Гиперлапс своими руками (рус.). LiveJournal. Проверено 28 мая 2015.
  25. ↑ Hyper-lapse films by German video artist b-zOOmi (англ.). Euromaxx (недоступная ссылка — история). Lifestyle Europe. Проверено 28 мая 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  26. Щербаков Сергей. (Лего)Фоторобот (рус.). Изображение в числах. iXBT.com (19 мая 2011). Проверено 6 июня 2015.
  27. ↑ Что такое Time Lapse и как его сделать (рус.). «Ростовский драйвер» (11 февраля 2014). Проверено 6 июня 2015.
  28. ↑ Hyperlapse: съёмка ускоренного видео со стабилизацией изображения на смартфоне (рус.). Хабрахабр (27 августа 2014). Проверено 28 мая 2015.

Литература

  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — 447 с.
  • Е. А. Иофис. Глава VII. Позитивный процесс // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 175—230. — 300 с.
  • Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Саломатин С. А., Артишевская, И. Б., Гребенников О. Ф. 1. Профессиональная киносъёмочная аппаратура и тенденции её развития в СССР // Профессиональная киносъёмочная аппаратура / Т. Г. Филатова. — 1-е изд. — Л.: Машиностроение, 1990. — С. 4—36. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4.
  • Г. Ф. Андерег, Н. Д. Панфилов. Справочная книга кинолюбителя / Д. Н. Шемякин. — Л.,: «Лениздат», 1977. — С. 90—92. — 368 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Как снимать таймлапс: с чего начать?

Таймлапс — одна из самых интересных техник фотосъемки длительно текущих процессов для достаточно быстрого просмотра на экране. К таким процессам можно отнести раскрытие цветка, восход и заход солнца, движение людей и автомобилей, строительство. Таймлапс позволяет «ускорить» двухчасовую съемку до одной минуты. Результат, конечно, впечатляет…

Таймлапс (Time-Lapse) представляет собой замедленную кино- или фотосъемку с точным количеством кадров в минуту, которые затем объединяются в один видеоряд.
Раньше таймлапс называли цейтраферной или покадровой съемкой, она считалась очень сложной. Впервые ее использовал французский режиссер Мари-Жорж-Жан Мелье́ в 1897 году в фильме «Carrefour De L’Opera». Сегодня, в век стремительного развития цифровых технологий, эта техника стала гораздо доступнее и легче. Если знать несколько простых правил, сделать неплохой таймлапс сможет даже новичок.

Работайте в ручном режиме

Для этого:

  1. Установите на камере режим «М» (полностью ручной), тогда ваши снимки будут одинаковы по цветам, освещению и так далее;
  2. Установите на объективе режим «MF» (ручной режим фокусировки) и наведите фокус на нужный вам объект, тогда камера не сможет сама менять точку фокусировки и вы избежите искажений на снимке. Или используйте полностью мануальный объектив, тогда вы избавитесь от проблемы с диафрагмой в будущем;
  3. Установите ручной баланс белого, чтобы цвета на всех изображениях были выравнены, или снимайте в RAW, тогда баланс белого вы сможете выставить уже при последующей обработке фотографий или непосредственно при склеивании снимков в видеоряд;
  4. Отключите стабилизатор на камере и объективе.

Вам понадобятся

  1. Крепкий штатив. Надежный штатив, как, например, Manfrotto 55RC, — обязательное условие качественного таймлапса. Если он недостаточно устойчив, даже едва заметное дрожание может погубить все ваши старания. Если же у вас его нет, а это весьма дорогое удовольствие, то придется обязательно нагрузить свой легкий штатив. Наверняка снизу на нем есть специальный крючок? Туда и можно повесить груз; женская сумка с полным «боекомплектом» подойдет;
  2. Чистая карта памяти. Вам, возможно, придется сделать более тысячи снимков в формате RAW, и даже если обойтись обычным JPEG, то это потребует немалого объема памяти;
  3. Пульт дистанционного управления или ноутбук, подключенный к камере. Они используются для того, чтобы не было ни малейшего колебания при ручном спуске затвора, поэтому лучше довериться современным технологиям.

О выдержке и диафрагме

Соотношение выдержки и интервала между кадрами должно быть 2/1, то есть, если выдержка равна 2 секундам, интервал между срабатываниями затвора должен составлять 4 секунды.
Многие профессионалы советуют снимать в режиме «A» (приоритет диафрагмы), а экспозамер выставлять по всему кадру, так как вы неизбежно столкнетесь с фликером — мерцанием яркости от кадра к кадру. То есть, если фотоаппарат вычислил для одного кадра 1/60 секунды, а потом из-за облаков вышло солнце и выдержка стала 1/1000 секунды, то в итоговом видеоряде у вас окажутся подряд светлые и темные кадры и общее изображение будет мерцать. Поэтому рекомендуется использовать ручной режим и снимать каждый кадр с одинаковыми параметрами.

Теперь о выдержке и интервале между кадрами. Как уже говорилось ранее, лучше всего, если выдержка будет вдвое короче, чем интервал между срабатываниями затвора. Иными словами, если интервал равняется 4 секундам, то выдержку надо выставить 2 секунды. Это необязательно, но весьма желательно и объясняется тем, что в кинокамерах есть устройство, называемое обтюратором. Так называется диск, один сектор которого прозрачен. Он вращается со скоростью 24 оборота в секунду и каждые пол-оборота открывает доступ света к пленке, то есть она экспонируется 1/48 секунды при скорости движения 24 кадра в секунду. При такой выдержке быстро движущиеся объекты «смазываются», но мы это воспринимаем естественно. Если она будет больше, то видеоряд таймлапса станет «дерганным», поэтому для обеспечения его плавности нужно ставить выдержку вдвое короче времени между срабатываниями затвора.

Примерные интервалы между кадрами:

— быстрые облака: 1–2 секунды;
— медленные облака: до 10 секунд;
— звездное небо: 20–30 секунд, пауза — 1 секунда.

Не стоит воспринимать это как закон, настройки камеры можно выставить правильно лишь на месте съемки, ведь они зависят от множества источников света, как естественных (солнце, луна, небо), так и искусственных (фонари, фары автомобилей).

О светочувствительности

Не ставьте значение ISO больше, чем позволяет ваша камера. Кстати, камеры сильнее шумят при нагреве, поэтому если вы снимаете таймлапс на солнце, можете накрыть ее и объектив белой или отражающей непрозрачной тканью. Например, для Canon 5D Mark II значение ISO не должно превышать 3200 единиц.

Еще несколько полезных мелочей:

— используйте бленду, чтобы минимизировать количество бликов;
— для экономии заряда аккумулятора отключите функцию просмотра кадров после съемки;
— снимая поздним вечером, уже ближе к ночи, вводите медленную экспокоррекцию.

Съемка ранним утром, днем и вечером

При съемке днем, когда камера предлагает выдержку 1/1000 секунды, лучше использовать затемняющие фильтры, похожие по устройству на поляризационные. Они увеличивают световой поток до ND 400 в зависимости от поворота относительно себя. Если вы хотите снять таймлапс ранним утром, на рассвете, или вечером, на закате, помните о так называемом «золотом часе». Это первый час после восхода солнца и последний — перед его заходом, хотя точная его продолжительность варьируется в зависимости от времени года. Этот временной отрезок, когда солнце находится низко на небе, давая мягкий, рассеянный свет, — отличное время для съемки таймлапса.

Перед съемкой еще раз проверьте все установки:
  • полностью ручной режим на камере;
  • ручной режим фокусировки на объективе;
  • отключенный стабилизатор на камере и объективе;
  • ручной баланс белого;
  • RAW/JPEG;
  • заряженный аккумулятор;
  • свободное место на карте памяти.

Если всё готово, или вам так кажется, сделайте 10–15 тестовых снимков, затем быстро прокрутите их, и если вас все устраивает, то начинайте съемку, если нет, то пробегитесь глазами по этому тексту и посмотрите, что вы забыли сделать или сделали не так.

После того как вы отсняли весь материал, возникает резонный вопрос: а что с ним делать? не вручную же вставлять все кадры в Windows Movie Maker? Для этого существует множество программ, лично я вам советую Sony Vegas, но перед этим лучше произвести в «Фотошопе» пакетную обработку фотографий (вставить ссылку на урок), потому что Sony Vegas не позволит экспериментировать с цветами и светом так, как тот же «Фотошоп».

Создание таймлапса в Photoshop

Шаг 1. Создаем новый проект

В меню «Файл» выбираем «Новый…» и задаем настройки для нашего видеоряда. Разрешение лучше взять HD 1920×1080 24 p.

Шаг 2. Задаем шаг между фотографиями

В меню «Опции» выбираем «Свойства», затем переходим на вкладку «Правка» и в разделе «New still image length» задаем временной промежуток между фотографиями. Для создания таймлапсов лично я использую значение 0.060, что примерно равно 24 кадрам в секунду.
Плавные переходы вам, наверное, не нужны, но, на всякий случай, они скрываются под галочкой «Automatically overlap multiple selected media when added».

Шаг 3. Добавляем фотографии на временную линию

Так как ваши фотографии и так уже пронумерованы в нужном порядке, вам достаточно просто перенести их из окна «Данные проекта» или «Проводник» на временную линию, и они образуют готовый видеоряд.

Шаг 4. Рендер

Многие задаются вопросом: почему их ролики так много «весят» после обработки в Sony Vegas? Ответ на этот вопрос весьма прост: нужно выбирать подходящие кодеки, и размер ваших видео уменьшится с нескольких гигабайт до 100–200 мегабайт.

Итак, в меню «Файл» выбираем «Просчитать как…», в графе «Save as…» отмечаем «Windows media video v11 (wmv)», а в графе «Template» — «6.4 Mbps HD 1080-24 p video». Кнопка «Custom…» позволяет выбрать кодеки для аудио. После этого нажимаем кнопку «Save» и ждем конца рендера.

Если компьютеру не хватает оперативной памяти для обработки, то я советую вам для начала перезагрузить компьютер, отключив программы автозагрузки, или понизить качество выходного видео с помощью понижения битрейта или разрешения до 720 p.

Смотрите подборку лучших 10 таймлапсов 2012 года и обязательно попробуйте свои силы в этой уникальной технике!

Следите за нашими новостями! Удачи вам!

rosphoto.com

Замедленная киносъёмка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Не следует путать с Ускоренной киносъёмкой, замедляющей темп движения на экране

Замедленная киносъёмка — киносъёмка с частотой, меньшей стандартной частоты съёмки и проекции, составляющей в кинематографе 24 кадра в секунду[1]. При проекции полученного изображения с нормальной частотой движение объектов съёмки на экране выглядит ускоренным[2].

Покадровая съёмка — разновидность замедленной киносъёмки, при которой значительную часть времени механизм киносъёмочного аппарата остановлен, а съёмка осуществляется покадрово с произвольными интервалами между отдельными кадриками[3][4]. Покадровая съёмка применяется при изготовлении мультипликации и некоторых спецэффектов[5].

Цейтраферная киносъёмка (от нем. Zeitraffer, Zeit — время, raffen — буквально собирать, подбирать, выхватывать; переносно — группировать, уплотнять) — разновидность покадровой замедленной съёмки, когда интервалы между съёмкой кадриков строго равны между собой и задаются автоматически при помощи таймера. Этот интервал может составлять несколько секунд, минут, или часов, обеспечивая многократное ускорение видимого на экране движения[6]. Устройство, отмеряющее этот интервал, и автоматически запускающее механизм киносъёмочного аппарата, называется Цейтрафером[7][8][9].

Термин «цейтраферная киносъёмка» был общепринят в СССР и ряде европейских стран. В настоящее время в России чаще употребляется понятие «Таймлапс» (англ. Time-lapse photography), распространённое в США и других

ru.wikipedia.org

Timelapse — как снять таймлапс и что это такое

Таймлапс довольно интересная техника, находящаяся на грани фото и видео. В последнее время она приобрела заметную популярность, не смотря на то что сама техника существует уже десятки лет. Раньше таймлапс применялся в основном для съемки и изучения медленно протекающих процессов и использовался в научных целях. Правда называли его по другом — покадровая съемка, съемка с интервалом или цейтраферной съемкой.

Но перейдем к делу.  Если кратко, то таймлапс это ролик смонтированный из множества фотографий, сделанных с определенным интервалом и как правило с одной и той же точки.  Интервал при этом может быть разным, от секунды до нескольких часов.  Это зависит только от того, что вы хотите добиться в конечном итоге.

Подготовка к съемке таймлапса

Подготовка начинается с главного — принятия решения о том, что именно снимать.  Один из самых простых и популярных сюжетов, съемка жизни города. Всегда есть динамика, а снимать можно хоть с крыши своего дома, хоть из своего собственного окна. Поэтому если вы решили потренироваться, то начать стоит именно с подобного сюжета.  Но если вы хотите сделать что то по настоящему оригинальное и захватывающее, то придется напрячь фантазию.

Самое главное — итоговый ролик должен быть не хаотичным сборищем двигающихся объектов, а полноценным минифильмом с плавным развитием событий.

Таймлапс про Дубай. Съемка городов — один из самых популярных сюжетов для таймлапсов

Timelapse целиком построен на динамике в кадре, причем динамике последовательной. Иначе теряется вся суть. Сделать таймлапс на статичных картинках, где ничего не меняется со временем конечно можно, но он мало кому будет интересен.

Поэтому, прежде чем приступить к съемке, трижды подумайте — какая именно динамика будет в кадре. Самое простое что приходит на ум — движения машин, людей, облаков, каких то других объектов.  Но динамика может заключаться и в другом. Вспомните научные ролики, которые вы наверняка видели в детстве, ведь это все были таймлапсы, снимающие физические процессы — как кусок льда превращается в лужу, как прорастает зерно и появляется растение, как меняется форма объекта со временем, как оставленный на столе кусок хлеба превращается в сухарь и т.п.

Что потребуется для съемки таймлапса?

Во первых фотоаппарат.  Вопреки некоторым мнениям, для съемки таймлапса не требуется супер дорогая камера с кучей приспособлений. Нет, конечно те, кто занимается профессионально съемками таймлапса будут утверждать обратное и будут по своему правы. Специальные приспособления и дорогие камеры позволят сделать что то особенное и облегчит работу фотографу. Но снять таймлапс можно и на совсем простую камеру.  Это то же самое что и с обычной фотографией. Для того чтобы снять отличный пейзаж или портрет, вам совсем не обязательно иметь исключительно топовую полнокадровую камеру, навороченное световое оборудование и кучу ассистентов.

Итак для начала вам потребуется практически любой цифровой фотоаппарат. Главное, чтобы на нем была возможность делать снимки через определенный интервал.  В некоторых руководствах по таймлапсу есть указания что съемка должна соответствовать частоте видео — 24 кадра в секунду. Но это не так.  Во первых таких скорострельных камер не так много, во вторых, зачем превращать таймлапс в полный аналог видео? В этом нет смысла.  Смысл таймлапса именно в том, чтобы уместить длительный процесс в очень короткий промежуток времени. Показать целые сутки из жизни города всего за 10 секунд или как растение вырастает не за месяц, а всего за минуту.

Невероятно красивый тайлапс про альпинистов на Эвересте

Другая важная составляющая — пульт ДУ, чтобы минимизировать возможные встряски камеры во время спуска затвора. В идеале — программируемый пуль со встроенным таймером.  Пульты можно поискать как оригинальные (Canon, Nikon) так и сторонних производителей.

В некоторых камерах, есть возможность интервальной съемки прямо в настройках камеры. Например такая возможность есть в Nikon d200/300/700/7000, почитайте внимательно инструкцию к своей камере, возможно вы будете приятно удивлены наличием подобной возможности

Если такой функции нет, есть другой путь — можно поискать альтернативные прошивки для вашей камеры, реализующие подобную функцию. Например для Canon, такие прошивки есть на сайте. Но это опасный путь — так как неофициальная прошивка от непонятно кого, может запросто угробить вашу камеру.

Третий путь — подключение камеры к ноутбуку или компьютеру и дистанционное управление ею при помощи фирменных утилит. Например Canon EOS utility.  Здесь все зависит от того, имеет ли ваша камера возможность дистанционного управления с компьютера.

Если же ничего из этого у вас нет, то не отчаиваетесь. Вы всегда можете просто аккуратно нажимать на спуск затвора через строго определенный интервал. Да, это нудно, муторно, но «искусство требует жертв». Придумайте сценарий съемки, где вам не потребуется слишком короткий интервал между кадрами и задача существенно упроститься.

Одним из самых необходимых предметов для съемки таймлапса является штатив. Так как если камера  сместиться даже не на много, это может привести к катастрофическим последствиям для итогового ролика.

Стоит так же подумать от размере карты памяти, особенно если вы снимаете в RAW и решили создать большой таймлапс на сотни кадров.

Ну а самое главное — иметь терпение. Особенно если вы планируете снимать таймлапс где то за пределами своей уютной квартиры. Учитывайте так же и погодные условия, особенно если вы решили снимать таймлапс зимой или осенью. Ведь вы можете банально замерзнуть, аккумуляторы могут быстро разрядиться на холоде, осенью может неожиданно пойти дождь и намочить камеру, если вы заранее не подумаете о том как ее закрыть.

Как сделать таймлапс. Приступаем к съемке

Итак самый простой способ.
Ставим камеру на штатив и надежно закрепляем. Выставляем настройки экспозиции в ручной режим. Отключаем автофокус.  Отключить автофокус очень важно, так как на автомате, камера может сфокусироваться не на том объекте при съемке очередного кадра и на итоговом ролике вы получите «скачек» изображения.  Так же стоит отключить все стабилизаторы изображения, они могут только вредить при съемке со штатива.  Баланс белого лучше так же перевести в ручной режим, а саму съемку вести в RAW чтобы потом иметь больше возможностей для коррекции ошибок.

Когда все готово, сделайте несколько пробных кадров, чтобы убедиться в том, что экспозиция выбрана верна.  Теперь самое важное, это определиться с интервалом. Какую либо точную рекомендацию тут дать сложно, так как интервал может зависеть от множества параметров. Начиная от самой сцены, заканчивая погодными условиями и скоростью ветра (если одним из элементов съемки являются облака).
Поэтому пробуйте и еще раз пробуйте.  Начните например с того, чтобы заснять сцену с интервалом 1 кадр в 2-5 сек. Посмотрите что получилось и скорректируйте время.  Не стоит делать слишком короткие интервалы. Помните, мы снимаем таймлапс, а не видео.

Если вы снимаете таймлапс в условиях слабой освещенности, то учтите, что интервал между кадрами  должен быть как минимум вдвое больше чем выдержка.  Например если выдержка 1сек, то интервал должен быть как минимум 2 сек.

Если вы собираетесь кропировать итоговый ролик в соотношение сторон принятое в видео (например 16:9), то учите это  при компоновке кадра, так чтобы после кропирования важные детали не оказались за кадром.

Есть один нюанс, называемый «фликер диафрагмы», выражается он в изменении яркости экспозиции между кадрами и связан с техническими особенностями реализации диафрагмы на современных объективах.  Для того чтобы снизить влияние данного эффекта попробуйте снимать на полностью открытой диафрагме. Кроме того, опять же стоит снимать в RAW, чтобы в случае возникновения данного эффекта, поправить экспозицию программно, в редакторе.

И последнее, думайте о зрителе.  Ему будет скучно смотреть длинный ролик, если в нем не происходит ничего особенно интересного. Учтите это выбирая сюжет и интервал съемки.

Монтаж таймлапс ролика

Остается последний пункт. Как из всех снятых кадров сделать ролик.  Первым делом нужно просмотреть все кадры и обработать фото — сделать цветокоррецию, коррекцию экспозиции и т.п. При этом важно, чтобы итоговое изображение на близлежащих кадрах визуально не сильно отличалось по данным параметрам. Если вы на одном из роликов задрали яркость сверх меры или слишком сильно изменили баланс белого — это моментально будет заметно в ролике.

После того как вся серия обработана, надо смонтировать ролик. Для этого подойдет любая программа для монтажа видео, например Adobe After Effects.  Загружайте в программу снимки в виде отдельных кадров, накладывайте музыку, эффекты и т.п.  Тут так же придется поэкспериментировать, чтобы достичь хорошего результата.

Ну и напоследок, один из самых масштабных и удивительных таймлапс роликов, сделанный из космоса, с борта МКС.

lightroom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2024 Es picture - Картинки
top