Что такое советский леттеринг и как он появился – Архив
Как только я начал серьезно заниматься дизайном, сразу стал обращать больше внимания и на шрифты: от современной типографики до вязи, от экспрессивной каллиграфии до швейцарской школы. Тогда я и познакомился с советским леттерингом, и тут же захотелось создать паблик с уникальной темой и контентом. Так родился «Советский леттеринг». Образцы советской шрифтовой школы в интернете можно было собирать только по крупицам: рыться в подборках кинотитров, просматривать старые фотографии или изучать диафильмы. А это сообщество было создано, чтобы собрать весь пласт культуры в одном месте.
Для себя я выделил 3 основных причины появления советской шрифтовой культуры.
Революция и художники-авангардисты
Дух нового времени требовал новой графики. Тени, блики, рюшечки и витиеватые шрифты были выкинуты в корзину за ненадобностью, а им на смену пришли четкие формы и минимум цветов.
Железный занавес
Советские дизайнеры имели очень ограниченный доступ к информации извне и не могли в полной мере вдохновляться работами иностранных коллег. Они варились в собственном соку. Казалось бы, создались все условия для угасания и деградации шрифтовой культуры. Но здесь нам очень повезло с художниками-оформителями, которые при таком положении вещей не стояли на месте, а, наоборот, темпами советской промышленности развивали новую шрифтовую культуру.
Стандарт 1337 «Шрифты гартовые»
В 1930 году в СССР произошло важное для всей полиграфической промышленности событие. В феврале Всесоюзным комитетом по стандартизации был принят обязательный Общесоюзный стандарт 1337 «Шрифты гартовые». Этот небольшой двухстраничный документ ограничил советских дизайнеров определенным набором шрифтов (всего 20 гарнитур и 31 начертание). Сюда вошли гарнитуры «Обыкновенная», «Учебная», «Латинская» и т.д. Все шрифты, не вошедшие в список, должны были быть отправлены на переплавку. Советским художникам-оформителям не хотелось ограничивать себя в выразительных средствах и верстать все книги по одному стандарту. Поэтому многие взяли в руки карандаши, кисти, перья и начали восполнять недостаток шрифтов, создавая свои уникальные авторские композиции. Каждый тот эксперимент с каллиграфией, по сути, уникален, но фиксировать и систематизировать их стали только к 1960-м, когда начали появляться первые каталоги шрифтов.
Шрифт как неотъемлемая часть культуры
Невозможно себе представить советскую улицу без неоновой вывески «Универмаг», советское кино без динамичных, размашистых титров, советскую книгу без красивой минималистичной обложки или советский плакат без фирменной узнаваемой графики. Шрифт был неразрывно связан с культурой и историей.
В паблике уже несколько тысяч человек, и многие из них предлагают в новости свои фотографии. Кому-то понравилась старая вывеска в деревне у бабушки, кто-то взял в библиотеке старую книгу и восхитился обложкой, а кто-то фотографирует старый холодильник дома у родителей. Все это превращает страницу в библиотеку уникального контента. Очень отрадно, что люди неравнодушны к этой исчезающей культуре.
Недавно одна из подписчиц поделилась с сообществом подборкой прекрасных афиш, которые она нашла в архиве свердловского театра. А ведь они могли бы и никогда больше не увидеть свет.
Примечательна история вывески универмага в Перми. Шикарные размашистые буквы «Пермь» красовались на крыше магазина со дня его открытия 29 декабря 1965 года. Но по мнению нынешних владельцев здания, вывеска уже не вписывалась в окружающий пейзаж и выглядела как пережиток прошлого, особенно по соседству с логотипом «Макдоналдса». Ее заменили на простую и довольно безликую светодиодную надпись «ЦУМ», набранную шрифтом Magistral.
И хотя многие старые вывески сейчас находятся в плачевном состоянии, многие владельцы понимают их прелесть и ценность. Например, прогуливаясь по Петербургу, можно заметить множество ухоженных старых неоновых вывесок, которые висят там уже лет 50, а выглядят как новые. Значит, культура еще жива, а это не может не радовать.
Надеюсь, ценителей советской шрифтовой культуры станет больше и люди будут чаще обращать внимание на старые вывески и книги. А сейчас советую взять в руки фотоаппарат и пройтись по своему городу в поисках скрытых шрифтовых сокровищ.
14 октября в Петербурге пройдет лекция Михаила Левченко, в рамках которой он расскажет, как развивался советский стиль в типографике.
daily.afisha.ru
Плакатный Шрифт Ссср 64
Плакатный Шрифт Ссср 64 Rating: 7,8/10 6172reviews
Декоративные Детские Классические Курсив Рукописные Национальные Старославянские А ля СССР Готические Печатная машинка Старая печатная машинка Небрежные Плакатные Трафаретные Точечные Цифровые Техно Полые внутри С засечками Без засечек Жирные Тонкие Широкие Узкие.Не найдено. Советский плакатный шрифт широко использовался во времена СССР. Плакатные шрифты.
Во второй мировой войне участвовало 62 государства из 73 существовавших на тот момент (80% населения земного шара). Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов. Это единственный конфликт, в котором было применено ядерное оружие. С мая 1940 года Началась кампания по дезинформации против советской разведки, получавшей многочисленные противоречивые сообщения о сроках (конец апреля — начало мая, 15 апреля, 15 мая — начало июня, 14 мая, конец мая, 20 мая, первые числа июня и др.) и условиях войны. Войну ☭СССР объявили: Третий рейх, Италия, Румыния, Словакия, Финляндия, Венгрия. К концу первой декады июля немецкие войска захватывают Латвию, Литву, Белоруссию, значительную часть Украины, Молдавии и Эстонии.
Основные силы советского Западного фронта разгромлены в Белостокско-Минском сражении. Уже 16 июля группа армий «Центр» захватывает Смоленск и окружает основные силы воссозданного советского Западного фронта. 19 июля Гитлер, несмотря на возражения армейского командования, отдаёт приказ перенести направление главного удара с московского направления на южное (Киев, Донбасс) и северное (Ленинград).
28 августа советские войска вынуждены начать эвакуацию. 8 сентября, с захватом Шлиссельбурга, немецкие войска берут Ленинград в кольцо. Великий политик и дипломат, первый канцлер Германской империи, осуществивший план объединения Германии по малогерманскому пути и прозванный «железным канцлером», говорил о россии: — Тот, кто развязывает превентивную войну против огромной Царской Империи, ставит себя в нелепое положение, как избирающий простейший способ самоубийства.
— Это неразрушимое Государство русской нации, сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью, как и через осознание необходимости постоянной защиты своих границ. Это Государство, даже после полного поражения, будет стремиться к реваншу противником. — Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Инструкция На Русском Для Внешнего Жеского Диска Seagate. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.
— за три года оккупации на территории советского союза было уничтожено более 11 миллионов человек. — с оккупированных территорий было вывезено более 8 миллионов русских для работ на заводах германии. — В концлагеря попало более 18 миллионов человек. 11 миллионов пленных были убиты. — Общие людские потери достигли 60—65 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн человек, многие из них граждане ☭СССР. — Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60—70% национального дохода воевавших государств.
Как то странно слышать про Родченко, как про наборную гарнитуру. В общем-то Родченко — это скорее постмодернистский шаг, нежели конструктивистский, так как конструктивистский ‘палочный’ шрифт имеет чрезвычайную гибкость при простоте построения. Но в теме вопроса идет речь о шрифтах имющих стилеобразующие качества, так что порекомендовал бы старые гротески посмотреть на Паратайпе том же. Модернизм понятие растяжимое. Западные люди его вообще определяют от Модерна и до самого Постмодернизма. Ой сколько копий по терминологии уже сломали.
А какой же шрифт гарнитура Родченко? Может быть, написанный или высеченный в мраморе? Вообще-то все цифровые шрифты наборные, потому что они воспроизводятся с клавиатуры компьютера методом набора: Наверное, Вы хотели сказать, что гарнитура Родченко не текстовой, а акцидентный (заголовочный) шрифт. На самом деле это современная (1996) стилизация под рисованные плакатные шрифты того времени. Так что по большому счету Родченко не подходит в качестве советского шрифта 20-30-х годов. Кстати, в 20-30-е годы прошлого века в СССР наборных шрифтов вообще не делали — ни текстовых, ни акцидентных (кроме, может быть, шрифта Андрианова, но он не применялся нигде, кроме Гозанака).
Действительно, в это время для набора использовались шрифты, разработанные до революции и оставшиеся в типографиях. Для набора текста в основном тогда применяли Латинскую (Литературную), Академическую, разные варианты Обыкновенной, Елизаветинскую, Коринну, некоторые виды гротесков, в частности, Акциденц-Гротеск и Гермес. Сейчас из них в цифровом виде доступны Литературная, Академическая, Елизаветинская, Гермес (хотя последний скорее акцидентный). Современные Акциденц-Гротеск и Коринна сильно отличаются по рисунку от тех, которые использовались в 20-30-х годах (да и Литературная уже не очень похожа на ручной вариант Латинской). Жирный Гротеск и Квадрат-Гротеск вообще акцидентные шрифты, хотя они и довольно точно воспроизводят свои дореволюционные прототипы. Первые советские наборные шрифты были разработаны перед самой войной (в 1940 году).
hackervelkh.zzz.com.ua
Изучи шрифт — сделаешь надпись: vakin
Учимся писать лозунги, плакаты, интертитры. Экспресс-курс по брусковому шрифту 1920-х.
Для того, чтобы изучить брусковый шрифт и уметь в дальнейшем исполнять надписи следует:
Найти центральную точку при помощи двух диагоналей, то есть линий, проведенных из угла в угол; от точки пересечения (центральной) отложить во все четыре стороны по диагонали одинаковые отрезки, отметить их точками, соединить точки между собой. По верхней и нижней горизонтальным линиям отложить 8 отрезков длиною в 3 см с промежутками между ними в 1/2 см, отметить точками и соединить их вертикальными линиями.
По вертикальным линиям прямоугольника отложить 4 отрезка с расстоянием между ними в 1 см. Соединить точки по горизонтали. Образующиеся клетки в трех верхних строках будут служить для ординарных букв, для полуторных же (широких, как, например, «Ж» и «Ш» и пр.), нижнюю строку следует разбить на 6 клеток шириной в 4,5 см с промежутками в 1/2 см.
В полученные клетки вписать буквы в указанном на таблице порядке. Толщина бруска равна одной трети клетки по вертикали и одной пятой по горизонтали. Шрифт этот в основе своей имеет букву «О».
Этот же шрифт с закруглениями и с изменением некоторых букв. В нем отрезываются линией, проведенной по диагонали в клетке (1/5 или 1/3 буквы) углы, а затем закругляются.
При исполнении надписи находят правильный прямоугольник; подсчитывают количество букв ординарных и полуторных, определяют количество строк и располагают их в равновесии, то есть так, чтоб на одной стороне не было слишком мало строк, а на другой слишком много. Учитывая количество ординарных и полуторных букв, делят строки на клетки.
Экстремально простой, неприхотливый шрифт был попросту доступен массам да и самим конструктивистам, мягко говоря, не слишком дружным со шрифтовой грамотой. Таким образом, верность палочной букве ставила в один ряд высоколобых художников-авангардистов и скромных оформителей печати. Это был шрифт для всех: элитарный и народный одновременно. Одинаково хорошо или плохо могли начертать и серьёзный профессионал, и неисправимый дилетант.
— Владимир Кричевский, российский графический дизайнер, искусствовед. Цитата из книги «Два шрифта одной революции»
В материале использованы данные из брошюры Моисея Бродского «Изучи шрифт — сделаешь надпись».
Источник — togdazine.ru
vakin.livejournal.com