Теория цвета.Основные характеристики цвета | Image And Style
Каждый объект в природе человек может увидеть как предмет того или иного цвета.
Это обусловлено способностью разных предметов поглощать или отражать электромагнитные волны определённой длины. И способностью человеческого глаза воспринимать это отражение посредством особых клеток в сетчатке глаза. Сам предмет при этом цвета не имеет, он обладает только физическими свойствами – поглощать или отражать свет.
Откуда берутся эти самые волны? Любой источник света состоит из этих волн. Таким образом, человек увидеть цвет предмета может только при его освещённости. Причём в зависимости от источника света (солнце днём, солнце на закате или на восходе, луна, лампы накаливания, огонь и т.д.), силы света (более яркий, более тусклый), а также от способности личного восприятия конкретным человеком, цвет предмета может выглядеть по-разному. Хотя сам предмет при этом не меняется, конечно. Итак, цвет – это субъективная характеристика предмета, которая зависит от разных факторов.
Если солнечный свет пропустить через призму, этот луч разложится на отдельные волны. Это как раз те самые цвета, которые может воспринимать глаз человека: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это 7 электромагнитных волн разной длины, которые вместе составляют белый свет (глазом видим как белый цвет), т.е. его «спектр».
Итак, каждый цвет – это волна определённой длины, которую может увидеть и распознать человек!
Видимый цвет предмета определён тем, каким образом этот предмет взаимодействует со светом, т.е. с составляющими его волнами. Если предмет отражает волны какой-то длины, то эти волны и определяют то, каким мы видим этот цвет. Например, апельсин отражает волны длиной примерно от 590 до 625 nm – это волны оранжевого цвета, а остальные волны поглощает. Именно эти отражающиеся волны и воспринимаются глазом. Поэтому апельсин человек видит оранжевым. А трава выглядит зелёной, потому что благодаря своей молекулярной структуре, поглощает волны красного и синего цвета и отражает волны зелёной части спектра.
Если предмет отражает все волны, а как мы уже знаем, все 7 цветов вместе образуют белый свет (цвет), то такой предмет мы видим белым. А если предмет поглощает все волны, то такой предмет мы видим чёрным.
Как я уже говорила, воспринимаемый цвет зависит от источника света. Без света нет волн и нечему отражаться, глаз не видит ничего. Если освещение недостаточно, то глаз видит только очертания предметов – более тёмные или менее тёмные, но все в одной серо-чёрной гамме. За способность глаза видеть в условиях плохого освещения отвечают другие участки сетчатки.
Таким образом, в зависимости от характера света, попадающего на предмет, мы видим разные варианты цвета этого предмета.
Если предмет освещён хорошо, мы видим его чётким, цвет чистый. Если света слишком много, цвет видится разбелённым (вспомните пересвеченные фотографии). Если света мало, цвет выглядит темнее, постепенно стремясь к чёрному.
Каждый цвет можно проанализировать по нескольким параметрам. Это характеристики цвета.
Характеристики цвета.
1) ЦВЕТОВОЙ ТОН. Это та самая длина волны, которая и определяет положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый и т.д.
Необходимо различать понятия «тон» и «подтон».
Тон – это основная краска. Подтон – примесь другого цвета.
За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий.
Как раз подтон и определяет такое понятие, как ТЕМПЕРАТУРА цвета. Если к основному тону добавить жёлтый пигмент, то температура цвета будет ощущаться тёплой. Ассоциации с красно-жёлто-оранжевыми цветами – огонь, солнце, тепло, жар. Предметы тёплых оттенков кажутся ближе.
Здесь важно запомнить и не путать понятия. Есть два значения словосочетаний «тёплые цвета» и «холодные цвета». В одном случае говорят о цветовом тоне, тогда красный, оранжевый и жёлтый – тёплые, а синий, сине-зелёный и фиолетовый – холодные цвета. Зелёный и сиреневый – нейтральные.
Во втором случае речь идёт о подтоне цвета, о его преобладающем оттенке. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин в дальнейшем для описания цветов внешности – тёплых и холодных цветотипов. И говоря о температуре цвета в этом значении, мы имеем в виду, что
2) Вторая характеристика каждого цвета – ЯРКОСТЬ.
Она показывает, насколько сильно световое излучение. Если сильное, то цвет максимально яркий. Чем меньше света, тем цвет выглядит темнее, яркость снижается. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Представьте предметы яркого цвета в условиях сумерек – цвет кажется тёмным, его яркость не видна. Понижение яркости за счёт добавления чёрного делает цвет более НАСЫЩЕННЫМ. Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д. В английском языке для более густого, тёмного цвета применяются слова-синонимы: deep (глубокий) и dark (тёмный). В названиях цветотипов вы эти термины тоже встретите.
Но также существует термин «яркость», в значении «чистота», «сочность» цвета, т.е. максимально интенсивный цвет без примесей чёрного, белого или серого. И именно в этом значении я буду использовать этот термин в дальнейшем. Если написано «параметр «яркость»», то речь идёт об изменении освещения (т.е. светлоте/темноте).
3) Третья характеристика каждого цвета – СВЕТЛОТА.
Это характеристика , противоположная насыщенности (затемнённости, силе) цвета.
Чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет. Параметр «яркость» при этом повышается. Но эта яркость – не цветность (чистота), а увеличение освещённости, ещё раз делаю акцент на разнице этих понятий.
Оттенки с повышающейся степенью светлоты воспринимаются как всё более и более разбелённые, бледные, слабые. Т.е. с малой насыщенностью.
4) Четвёртая характеристика каждого цвета – ХРОМАТИЧНОСТЬ (ИНТЕНСИВНОСТЬ). Это степень «чистоты» цвета, отсутствие примесей в его тоне, его сочность. При добавлении в основной цвет серого пигмента, цвет становится менее ярким, иначе – приглушённым, мягким. Т.е. его хроматичность (цветность) понижается. При максимально сниженной хроматичности цвета любой цвет становится одним из оттенков серого.
Важно не путать понятия «сочный» и «насыщенный» цвет. Напоминаю, что насыщенный – это тёмный оттенок, а сочный – это яркий, без примесей, тон.
Часто, когда говорят, что цвет яркий, имеют в виду, что он максимально хроматичен, чистый, сочный цвет. Именно в этом значении данный термин и используется в теории цветотипов, о которых пойдёт речь дальше.
Если увеличить параметр «яркость», т.е. добавить белый цвет, то и на этом уровне светлоты можно таким же образом делать цвет более приглушённым, добавляя серый оттенок.
Аналогично и с более насыщенными (более тёмными) оттенками – они тоже бывают как более чистыми, так и более приглушёнными. Главное, что мы видим во всех случаях при уменьшении хроматичности – это всё более выраженный серый подтон. Именно это отличает мягкие цвета от ярких (чистых).
Ещё один важный нюанс – при добавлении в основной тон любого ахроматического цвета (белый, серый, чёрный), меняется температура цвета. Она не меняется на противоположную, т.е. тёплый цвет не станет таким образом холодным или наоборот. Но эти цвета приблизятся по характеристике «температура» к нейтральным оттенкам. Т.е. без ярко выраженной температуры. Именно поэтому представители мягких, тёмных или светлых цветотипов могут носить некоторые цвета из нейтрально-холодных или нейтрально-тёплых вне зависимости от своего основного цветотипа. Но об этом буду рассказывать позже.
Таким образом, по своим основным характеристикам все оттенки делятся на:
1) Тёплые (с золотистым подтоном) / холодные (с синим подтоном)
2) Светлые (ненасыщенные) / тёмные (насыщенные)
3) Яркие (чистые) / мягкие (приглушённые)
И у каждого цвета есть одна ведущая характеристика и две дополнительных, что и обусловливает название некоторых оттенков. Например, светло-розовый – ведущая характеристика – «светлый», дополнительные – может быть как тёплым, так и холодным, как ярким, так и мягким.
Потренируемся определять ведущую характеристику.
Или одну ведущую и одну – дополнительную.
На приведённых выше примерах хорошо видно влияние полутона на ведущую характеристику оттенка:
Тёмные цвета – цвета с добавлением чёрного (насыщенные).
Светлые цвета – цвета с добавлением белого (выбеленные).
Тёплые цвета – цвета с тёплыми (жёлтыми, золотистыми) полутонами.
Холодные цвета – цвета с холодными (синими) полутонами, кажутся льдистыми.
Яркие цвета – чистые, без добавления серого.
Мягкие цвета – приглушённые, с добавлением серого.
Похожие статьи
image-and-style.ru
Основные характеристики цвета
Фото видео студия «Бекар» — рекламная фото съёмка, рекламная видео съёмка!
Читать с начала
Итак, коротко для справки: изначально свет, как электромагнитное излучение с определённой длиной волны – белый. Но при пропускании его через призму он раскладывается на следующие составляющие его видимые цвета (видимый спектр): красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (каждый охотник желает знать где сидит фазан).
Почему я выделил «видимые«? Особенности строения человеческого глаза позволяют нам различать только эти цвета, оставляя вне поля нашего зрения ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Способность человеческого глаза воспринимать цвет напрямую зависит от способности материи окружающего нас мира поглощать одни световые волны и отражать другие. Почему красное яблоко красное? Потому что поверхность яблока, имея определённый био-химический состав, поглощает все волны видимого спектра, за исключением красного, который от поверхности отражается и, попадая в наш глаз в виде электромагнитного излучения определённой частоты, воспринимается рецепторами и распознаётся мозгом как красный цвет. С зелёным яблоком или оранжевым апельсином ситуация аналогичная, как и со всей материей, которая нас окружает.
Рецепторы человеческого глаза наиболее чувствительны к синему, зелёному и красному цвету видимого спектра. На сегодня существует около 150000 цветовых тонов и оттенков. При этом человек может различать порядка 100 оттенков по цветовому тону, около 500 оттенков серого. Естественно, художники, дизайнеры и т.д. обладают более широким диапазоном цветовосприятия. Все цвета, расположенные в видимом спектре, называются хроматическими.
Видимый спектр хроматических цветов
Наряду с этим очевидным является и тот факт, что помимо «цветных» цветов мы также распознаём и «не цветные», «чёрно-белые» цвета. Так вот, оттенки серого цвета в диапазоне «белый – чёрный» называются ахроматическими (бесцветными) из-за отсутствия в них конкретного цветового тона (оттенка видимого спектра). Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным – чёрный.
Ахроматические цвета
Далее, для правильного понимания терминологии и грамотного использования теоретических знаний на практике необходимо найти различия в понятиях «тон» и «оттенок». Так вот, цветовой тон — характеристика цвета, определяющая его положение в спектре. Синий цвет – это тон, красный цвет – это тоже тон. А оттенок – это разновидность одного цвета, отличающаяся от него как яркостью, светлотой и насыщенностью, так и наличием добавочного цвета, проявляющегося на фоне основного. Светло-голубой и тёмно-голубой – оттенки голубого по насыщенности, а голубовато-зелёный (бирюзовый) – по наличию в голубом добавочного зелёного цвета.
Что такое яркость цвета? Это характеристика цвета, напрямую зависящая от степени освещённости объекта и характеризующая плотность светового потока, направленного в сторону наблюдателя.
Говоря проще, если при всех остальных равных условиях, один и тот же объект последовательно осветить источниками света разной мощности, пропорционально поступающему свету отражённый от объекта свет будет также разной мощности. В итоге одно и то же красное яблоко при ярком свете будет выглядеть ярко красным, а при отсутствии света мы его не увидим вообще. Особенность яркости цвета заключается в том, что при её снижении любой цвет стремится к чёрному.
И ещё: при одинаковых условиях освещённости один и тот же цвет может отличаться яркостью благодаря способности отражать (или поглощать) поступающий свет. Глянцевый чёрный будет ярче, чем матовый чёрный именно потому, что глянец больше отражает поступающий свет, а матовый – больше поглощает.
Светлота, светлота… Как характеристика цвета – существует. Как точное определение – скорее нет. Следуя одним источникам, светлота – степень близости цвета к белому. Согласно другим источникам – субъективная яркость участка изображения, отнесённая к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая. Третьи источники относят понятия яркость и светлость цвета к синонимам, что не лишено логики: если при уменьшении яркости цвет стремится к чёрному (становится темнее), то при увеличении яркости цвет будет стремиться к белому (становится светлее).
На практике так и происходит. Во время фото или видео съёмки недоэкспонированные (недостаточно света) объекты в кадре становятся чёрным пятном, а переэкспонированные (переизбыток света) – белым.
Аналогичная ситуация касается и терминов «насыщенность» и «интенсивность» цвета, когда в некоторых источниках говорится, что «насыщенность цвета – это интенсивность …. и т.д. и т.п». На самом деле это абсолютно разные характеристики. Насыщенность – «глубина» цвета, выраженная в степени отличия хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.
Интенсивность – преобладание какого-либо тона по сравнению с другими (в пейзаже осеннего леса оранжевый тон будет преобладающим).
Такая «подмена» понятий происходит, скорее всего, по одной причине: грань между яркостью и светлостью, насыщенностью и интенсивностью цвета настолько тонкая, насколько субъективно само понятие цвет.
Из определений основных характеристик цвета можно выделить следующую закономерность: на цветопередачу (и соответственно на цветовосприятие) хроматических цветов большое влияние оказывают ахроматические цвета. Они не только помогают формировать оттенки, но и делают цвет светлым или темным, насыщенным или блеклым.
Как эти знания могут помочь фотографу или видеографу? Ну во-первых, никакой фотоаппарат или видеокамера не способны передать цвет так, как его воспринимает человек. И чтобы в дальнейшем при пост-обработке фото или видео материала достичь гармонии в изображении или приблизить изображение к реальности, необходимо умело манипулировать яркостью, светлостью и насыщенностью цвета, чтобы результат удовлетворил или Вас, как художника, или окружающих, как зрителей. Не зря в кинопроизводстве существует профессия колорист (в фотографии эту функцию обычно выполняет сам фотограф). Человек, обладающий знаниями о цвете, путём цветокоррекции доводит снятый и смонтированный материал до такого состояния, когда цветовое решение фильма просто заставляет зрителя изумляться и восхищаться одновременно. Во-вторых, в колористике все эти особенности цвета переплетаются довольно тонко и в различной последовательности, позволяя не только расширить возможности цветопередачи, но и добиться каких-то индивидуальных результатов. Если же этими инструментами пользоваться безграмотно, сложно будет найти поклонников своего творчества.
И на этой позитивной ноте мы наконец-то подошли к колористике.
Колористика, как наука о цвете, в своих законах опирается именно на спектр видимого излучения, который трудами исследователей 17-20 вв. из линейного представления (иллюстрация выше) был трансформирован в форму хроматического круга.
Что нам позволяет понять хроматический круг?
1. Основных (базовых, первичных, чистых) цветов всего 3:
Красный
Жёлтый
Синий
2. Составных цветов второго порядка (вторичных) тоже 3:
Зелёный
Оранжевый
Фиолетовый
Мало того, что в хроматическом круге они расположены напротив основных цветов, но и получаются они путём смешивания основных цветов друг с другом (зелёный = синий + жёлтый, оранжевый = жёлтый + красный, фиолетовый = красный + синий).
3. Составных цветов третьего порядка (третичных) 6:
Жёлто-оранжевый
Красно-оранжевый
Красно-фиолетовый
Сине-фиолетовый
Сине-зелёный
Жёлто-зелёный
Составные цвета третьего порядка получаются путём смешивания основных с составными цветами второго порядка.
Именно месторасположение цвета в двенадцатичастном цветовом круге позволяет понять, какие цвета и как могут сочетаться друг с другом.
продолжение
© Студия Бекар. Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.
bekarstudio.ru
4.1.3 Основные параметры цвета
Цветовой тон определяется длиной волны излучения. Так, при разложении белого цвета призмой на спектр составляющих его цветов в качестве основных выделяют фиолетовый (430 нм), синий (460 нм), зеленый (520 нм), желтый (575 нм), оранжевый (600 нм), красный (650 нм) и пурпурный (> 650 нм). Монохроматический цвет с промежуточной длиной волны вызывает ощущение смешанного цветового тона, например желто-зеленого (при X > 520 нм и < 575 нм).
Насыщенность — качество, под которым понимают интенсивность цветового тона, слабую или сильную окрашенность. Цветовой тон определенной спектральной волны теряет насыщенность при разбавлении его белым цветом или другими составляющими.
Светлоту характеризуют как безразмерную величину, используемую для количественной оценки различий между световыми ощущениями от двух смежных одноцветных поверхностей [Советский энциклопедический словарь. М.,1980]. Применительно к сравниваемым цветам очевидно, что желтый, например, всегда светлее коричневого. Однако сложность состоит в том, что в условиях фотопического зрения на светлоту стимула большое влияние оказывает яркость фона. С усилением последнего цветовой стимул становится темнее и, наоборот, с понижением общей освещенности (в сумерках), например, сине-зеленые цвета становятся светлее, а оранжево-красные — темнее (феномен Пуркинье). Однако это происходит уже на рубеже потери ощущения цветности.
Для спецификации светлоты использовали различные модели [Соколов Е.Н., Измайлов Ч.А., 1984]. Установлено, что в определенных пределах (при не слишком больших различиях по светлоте) можно оперировать логарифмами яркости (согласно закону Вебера — Фехнера).
Световая энергия, вызывающая ощущение цвета, обладает двумя основными взаимозависимыми свойствами: интенсивностью и длиной волны. Интенсивность может быть определена по числу фотонов, попадающих на определенную область в единицу времени. Электромагнитные волны различной длины вызывают ощущение цвета от голубого до красного. Глазом может быть виден только свет с длиной волны 400—700 нм, абсорбируемый фоторецепторами. Малейшие квантитативные изменения в физических параметрах цвета приводят к изменениям в его восприятии (см. главу 1).
Смешение трех монохроматических цветов в синей, зеленой и красной части спектра вызывает цветоощущение любых произвольных спектральных композиций. Монохроматический свет из разных областей спектра (коротковолновой, средневолновой и длинноволновой) абсорбируется тремя типами колбочковых пигментов (резонаторы Юнга), так что каждая клетка генерирует ответ, пропорциональный числу абсорбированных фотонов. Относительная величина этих ответов соответствует определенной длине волны, что и оценивается в центральных отделах зрительного анализатора.
Распространенное представление о том, что палочки не участвуют в цветовом зрении, справедливо лишь относительно фовеальной области. Т. Wiesel и D. Hubel (1966) установили, что цветокодирующие нейроны в ЦНС получают импульсы также и от палочек. Участие палочек в цветовом зрении реализуется при мезопических условиях видения [Daw N., Hart W., 1987]. По мнению МсСаnn (1969), цветовой контраст воспринимается главным образом палочками и только в известной мере красно-колбочковыми рецепторами.
- < Назад
- Вперёд >
glazamed.ru
Основные характеристики цвета. Колористика на Haircolor.org.ua
В колористике принято выделять целый ряд характеристик цвета:
- насыщенность,
- светлота,
- яркость,
- цветовой тон.
Насыщенность — характеристика цвета, которая характеризует содержание чистого хроматического цвета в смешанном цвете. Насыщенность зависит от чистоты цвета, чем более он чист, тем более он насыщен. Серый цвет придает холод цвету, но делает его менее насыщенным. Наиболее насыщенные цвета — спектральные (чистые).
Светлота — это характеристика цвета, которая определяет близость хроматического и ахроматического цветов к белому. Это единственная из характеристик цветов, которая присуща и хроматическим, и ахроматическим цветам.
Каждый хроматический цвет максимальной насыщенности имеет свою светлоту и не может быть полученным в такой же насыщенности в более светлом или более темном варианте. Применительно к колористике волос насыщенный фиолетовый может быть получен на уровне глубины тона 4, синий — 5, красный — 7, оранжевый — 9 и т. д.
Яркость — характеристика цвета, которую часто путают со светлотой, но это объективное понятие, которое зависит от количества света, попадающего в глаз наблюдателю от объекта испускающего, пропускающего или отражающего его. Объективность данной характеристики обеспечивается тем, что яркость измеряются специальными приборами, а не на глаз.
Наиболее яркий ахроматический цвет — это белый, а наиболее темный — черный. При снижении яркости любой цвет становится черным.
Чем ближе цвета в композиции по яркости, тем более спокойной композиция получается. Чем более контрастные цвета, тем более яркой и экспрессивной будет композиция.
Цветовой тон — основная характеристика хроматических цветов, которая определяет сходство цвета с одним из цветов спектра.
Часто дополнительно разделяют цвета на холодные и теплые. В упрощенной художественной трактовке холодными цветами считаются: синий, фиолетовый, зеленый, а теплыми: красный, оранжевый, желтый. Такая трактовка соответствует психологическому и вегетативному восприятию цвета. Однако, обычно цвета характеризуют только исходя из сравнения цветов между собой. Поэтому все цвета можно более тонко разложить на теплые и холодные оттенки, что позволяет подбирать холодные красные цвета или теплые зеленые. Это явление широко применяется в теории цветотипов при подборе цветов волос, одежды и макияжа.
Для удобной систематизации различных характеристик цвета и подбора гармоничных сочетаний цветов были разработаны системы цветовых кругов, а так же цветовых объемных тел (шаров, цилиндров и т. п.). На практике обычно применяются цветовые круги в различных вариациях градации, так как объемные тела сложны в использовании, хотя и содержат в себе более подробные характеристики цветов.
Цветовые системы
haircolor.org.ua
Основные характеристики цвета
Какого цвета трава или небо в ясный летний день? Какого цвета апельсин или лимон? Наверное, на эти вопросы любой человек с раннего детства ответит, недолго думая. А вот вопрос: «Что это за цвет — «увядшей розы» или «маренго»? — заставит многих задуматься, прежде чем ответить. Хотя это один из распространённых любимых цветов в дизайне одежды. Требуется также хороший среднеобразовательный уровень, а ещё лучше — художественная специальная подготовка, чтобы отличить цвет «Помпея» от цвета «Сиракузы» или цвет «Куинджи» от «Ван-Дейк». Ну, а на вопрос: «Какого цвета «бедро испуганной нимфы» или «песня жаворонка»?» — уж точно ответят лишь авторы этих названий. Но названия этих цветов и им подобные уже не раз звучали с парижских подиумов высокой моды и, наверное, многим непарижанам хотелось бы из любопытства узнать, а может быть, и пошить себе что-нибудь в цвете «нимфы». К сожалению, ни цветная печать журналов, ни трансляция по телевидению не смогут передать подлинный цвет. И тогда на помощь приходят основные цветовые характеристики, по которым можно подобрать любой цвет. Правда, простые швеи не очень-то ими пользуются, а вот профессиональные модельеры, текстильщики, дизайнеры, а также военные и криминалисты, изготовители красок и приборов точных измерений без них не могут обойтись.
Цветовой тон, светлота и насыщенность — субъективные основные характеристики цвета. Субъективными их называют потому, что используются для описания зрительных ощущений, в отличие от объективных, определяемых при помощи приборов.
Цветовой тон — основная характеристика хроматических цветов, определяется по сходству данного цвета с одним из цветов спектра. Цветовой тон обозначает собственные цветовые ощущения человека — красный, жёлтый, жёлто-красный, и каждое из этих ощущений порождается излучением определённой длины волны (А.). Так, например, красный цветовой тон соответствует длине волны — 760 нм, а сине-зелёный — 493 нм. Когда мы смотрим на красную розу и жёлтый одуванчик, то видим, что они различаются по цветовому тону — красный и жёлтый.
У ахроматических цветов цветового тона нет. «Цветовой тон» в цветоведении и «тон» в живописи — разные понятия. Тон цвета или тональность художники изменяют при помощи белой краски, которая уменьшает интенсивность цвета, увеличивая его светлоту. Или путём наложения слоёв краски один на другой. Понятие «тон» используется и в рисовании. В изобразительном искусстве применяются также такие термины, как полутон, подтон, оттенок. Полутон — это более тёмный или светлый тон. Например, синий и светло-синий. Подтон — это примесь другого цвета в основном цветовом тоне, который и создаёт оттенок. Например, пурпурный цвет — это оттенок красного, а именно — красный цвет с синим подтоном.
Светлота. Когда мы смотрим на два зелёных листка на одной ветке дерева, то видим, что они могут быть одинаковы по цветовому тону, но один может быть светлее (освещён солнцем), а другой — темнее (в тени). В этих случаях говорят, что цвета различаются по светлоте.
Светлота — характеристика цветов, определяющая близость хроматических и ахроматических цветов к белому. Оценивается коэффициентом отражения (р), измеряется в процентах или нитами (нт). В шкале светлот самый светлый — белый цвет. Самый тёмный — чёрный, между ними — градации чисто серых. Среди спектральных цветов самый светлый — жёлтый, самый тёмный — фиолетовый.
Светлота характеризуется степенью яркости прямого или отражённого излучения, но в то же время ощущение светлоты не пропорционально яркости. Можно сказать, что яркость является физической основой светлоты. Очень часто в цветоведческой литературе путают эти понятия.
Яркость (мощность излучения) — понятие объективное, так как она зависит от количества света, попадающего в глаз наблюдателя от объекта излучающего, пропускающего сквозь себя или отражающего свет. В обиходе различие между яркостью и светлотой обычно не замечается, и оба понятия рассматриваются почти как эквивалентные. Однако можно заметить некоторое различие в употреблении этих терминов, которое отражает и различие обеих характеристик. Как правило, слово «яркость» употребляют для характеристики особенно светлых поверхностей, сильно освещённых и отражающих большое количество света. Так, например, освещённый солнцем снег — яркая поверхность, а белая стена комнаты — светлая. Термин «яркость» преимущественно используется для оценки источников света. Наконец, этот термин нередко используют для характеристики цвета, имея в виду такие качества последнего, как насыщенность или чистота.
Насыщенность. Если мы сравним два прозрачных стакана, в один из которых налит апельсиновый сок, а в другой — слегка подкрашенная оранжевым красителем вода, то мы заметим разницу оранжевого цвета по насыщенности. (Да и по вкусу эти напитки тоже очень отличаются).
Насыщенность — характеристика цветов, которая определяется содержанием чистого хроматического цвета в смешанном (Р), выражаемая в долях единицы. Чистые хроматические цвета — это спектральные цвета. Их чистота принимается за единицу. Чем меньше насыщенность хроматического цвета, тем ближе он к ахроматическим цветам, и тем легче найти соответствующий ему по светлоте ахроматический цвет, Поэтому иногда в цветоведческой литературе встречается определение насыщенности как «степени отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета». Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью.
Таким образом, все хроматические цвета оцениваются параметрами, численное определение которых позволяет характеризовать все возможные сочетания цветовых излучений.
То есть, в любой точке мира можно практически со стопроцентной точностью определить, каков же это цвет, любимый парижскими дизайнерами — «цвет бедра испуганной нимфы». (Если они, конечно, любезно сообщат миру цветовые параметры — основные характеристики этого цвета.)
Дата добавления: 2018-09-02; просмотров: 188;
znatock.org
Характеристики цвета. Измерение и количественное выражение характеристик цвета
Цвет того или иного предмета или излучения характеризуется тремя параметрами: цветовым тоном (зеленый, красный и т. д.), насыщенностью, выражающей интенсивность цветового тона, и светлотой, характеризующей яркость. Цветовой тон и насыщенность определяют цветность предметов. Цвета, имеющие определенный цветовой тон, называются хроматическими, а бесцветные, у которых нет никакого цветового тона — ахроматическими. К последним относится белый цвет и все серые.
Цвет (цветовое ощущение)
Количественная характеристика Качественная характеристика
Светлота Цветность
Цветовой тон Насыщенность
Измерение и количественное выражение характеристик цвета осуществляется колориметрическими методами (от лат. соlог — цвет и греч. те1гео измеряю). Современные методы колориметрии основаны на трехцветовой теории зрения, а цвет измеряется колориметрами. Объективная количественная характеристика цвета выражается тремя числами — цветовыми координатами на специальных цветовых графиках.
Для практических целей в полиграфическом производстве часто применяют упрощенный метод оценки и сравнения цветов, не дающий количественной характиристики. Он основан на зрительном сопоставлении определяемого цвета с цветами эталонных образцов. Последними служат полиграфические оттиски в виде цветных шкал, полученные типовыми печатными красками на различных сортах бумаги. Этим методом пользуются фотографы, ретушеры, печатники и издательские работники. Изображение наблюдаемого предмета отбрасывается хрусталиком глаза на сетчатку. Она состоит из окончаний нервных волокон, идущих от зрительного центра головного мозга. Эти окончания в соответствии с их формой называют палочками и колбочками. С помощью палочек мы различаем только количественную разницу попадаемых в глаз световых потоков — светлоту. Колбочки же являются цветоощущающими элементами и с их помощью мы различаем цвета. Эффект Пуркинье (сдвиг Пуркинье): явление изменения цветового восприятия человеческим глазом при понижении освещённости объектов. Красные цвета в сумерках кажутся более тёмными, нежели зелёные, а в ночное время — практически чёрными, в то время как синие объекты «становятся» более светлыми. Был описан в январе 1819 года. Назван в честь чешского анатома Евангелиста Пуркинье.
Характер ощущения цвета зависит как от суммарной реакции чувствительных к цвету рецепторов глаза (человека), так и от соотношения реакций каждого из трех типов рецепторов. Суммарная реакция чувствительных к цвету рецепторов глаза определяет светлоту цвета, а соотношение ее долей – цветовой тон. С изменением мощности изменяется светлота, а с изменением длины волны – визуально воспринимаемый цветовой тон и насыщенность цвета. Первоначальное представление о светлоте и цветового тона можно проиллюстрировать, поместив окрашенную поверхность частично на прямой солнечный свет, а частично — в тень. Обе части ее имеют одинаковый цветовой тон, но разную светлоту. Совокупность этих характеристик обозначается одним термином «цвет».
Из приведенного примера можно сделать вывод, что качественные субъективные характеристики цвета это цветовой тон и насыщенность, а субъективная количественная характеристика – светлота.
Цветовой тон, насыщенность и светлота — это три субъективно воспринимаемых глаза признака хроматических цветов.
Цветовой тон — это субъективный признак цвета, который познается через ощущения и определяется словами — синий, зеленый, красный, желтый и т. д. Цветовой тон предметов, не являющимися источниками излучения, зависит от избирательного спектрального пропускания прозрачных предметов и избирательного спектрального отражения непрозрачных предметов, рассматриваемых в отраженном свете. Цветовой тон источника излучения в видимой области спектра определяется составом видимого спектра излучения. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным памятным цветом. Например, такие как малиновый, оранжевый (апельсиновый), вишневый, болотный, сиреневый, розовый, кроваво — красный и т. д. Наши ощущения субъективны и они зависят не только от спектрального излучения, отражения или пропускания, а также от тонкости восприятия, эмоционального состояния, профессионализма, тренированности, национальности и многих других факторов.
Насыщенность цвета — это второй субъективный признак цвета, характеризующий силу, интенсивность ощущения цветового тона. Среди ряда цветов одного тона, например среди синих цветов, можно выделить те, у которых сильнее выражен синий тон; и которые воспринимаются как ярко синими. Насыщенность цвета ассоциируется в нашем сознании с количеством красящего вещества, например, с его концентрацией в краске, а также с его чистотой. Например, увеличивая концентрацию красителя или, иначе говоря, насыщая им раствор, мы тем самым увеличиваем насыщенность цвета этого раствора. Увеличивая содержание пигмента в краске, мы также увеличиваем ее насыщенность.
Насыщенность цвета предметов проявляет себя максимально, если предметы освещены светом этого цвета. Натренированный наблюдатель при дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 16 ступеней (градаций) насыщенности. (Таким образом, пространство цветового охвата человека состоит из 1880 оттенков чистых цветов, а оттенки смешенных цветов представляют очень большое, но конечное множество цветов.)
При пониженном освещении число различимых цветов заметно сокращается. Кроме того, резко меняется представление о цветовом тоне если освещение цветное. Ночью (при голубом лунном свете) все кошки черные. Ощущения цветности и насыщенности можно приближенно выразить объективными характеристиками излучений. Так, цветовой тон выражают длиной волны монохроматического излучения, который в смеси с белым светом дает такое же зрительное ощущение цвета, как характеризуемый объект. Длина волны этого монохроматического излучения называется доминирующей длиной волны. Насыщенность при этом количественно выражается чистотой цвета, которая представляет собой долю монохроматического потока в смеси его с белым светом. Чистоту цвета определяют отношением мощности монохроматического излучения к мощности суммарных излучений видимого спектра, которые создают заданный цвет. Чем больше мощность монохроматического излучения в смеси и чем меньше мощность белого света, тем выше чистота цвета. Спектральные цвета имеют максимальную чистоту, равную единице. В спектральных цветах мощность белого света равна нулю.
Светлота — третий субъективный признак, характеризующий ощущения объективной величины яркости цвета. Когда одновременно рассматриваются разноокрашенные предметы, мы отчетливо видим, какие из них светлее, какие темнее, хотя они и различны по цветовому тону. Сопоставляя цвета в светах и тенях отдельных предметов, мы видим различия в освещенности и цвета разных участков рассматриваемого объекта. Например, окрашенные в желтые цвета предметы более светлые, а окрашенные в фиолетовые цвета — более темные.
megaobuchalka.ru
1. Колористика, основные характеристики цвета и их значение в развитии личности ребенка.
Тема. Содержание и методика работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения на 5 и 6 этапах обучения (формироване колористических умений).
Вопросы
1. Колористика, основные характеристики цвета и их значение в развитии личности ребенка.
2. Задачи КРР к разделу формирование колористических умений.
3. Содержание и методика КРР по формированию колористических умений у детей с нарушением зрения.
Колористика (от лат. color — цвет, краска) — наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета. Одновременно колористика мыслится как цветовая среда, удовлетворяющая человека эстетически и утилитарно в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот.
Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи. Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: «Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный», — но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.
Все цвета делятся на:
Основные группы цветов | Характеристики цвета |
ахроматические (белый, черный, все оттенки серого) | светлота (степень близости к белому) |
хроматические (окрашенные) | цветовой тон светлота (степень близости к белому) насыщенность (насыщенность цвета, она уменьшается при добавлении к нему черного или белого) яркость |
Светлота
Степень близости цвета к белому. Любой цвет при максимальном увеличении светлоты становится белым. Другое понятие светлоты относится не к конкретному цвету, а к оттенку спектра, тону. Цвета, имеющие различные тона при прочих равных характеристиках, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон сам по себе — самый светлый, а синий или сине-фиолетовый — самый тёмный.
Цветовой тон
Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зелёную сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.
Насыщенность
Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.
Яркость
Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия.
Значения цветов
Красный цвет в одежде отражает готовность к действию, импульсивность, авторитетность. Положительно воздействует, если составляет не более 50% всего внешнего облика.
Синий цвет придает солидность, уверенность, духовность и приверженность традициям.
Желтый вносит в костюм коммуникабельность, непостоянство. В больших количествах утомляет. В сочетании с серым и синим создает эффект интеллектуальности.
Темно-зеленый цвет — это стабильность, кредитоспособность, консерватизм.
Одежда в коричневых тонах вызывает ощущение доверия, стабильности, предсказуемости.
Светло-серый костюм — это сдержанность и интеллигентность. Серый в сочетании с розовым — элегантность.
Белый создает дистанцию, поэтому в деловом костюме должен использоваться осторожно.
Сложный цвет включает в себя элементы нескольких цветных тонов, выраженных в разной степени.
В группе хроматические цвета различают: теплые цвета и холодные цвета. Теплые цвета – выступающие (зрительно приближают, самый теплый цвет оранжевый), холодные цвета отступающие (зрительно удаляют, самый холодный – сине-зеленый).
Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными.
Цветовой контраст – любая противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Выделяют сильные контрасты (прямые), средние и слабые (обратные). Сильные (прямые): черный – белый, красный – зеленый, синий – желтый…; слабые контрасты придают изображению мягкость: светлое на темном: красный – фиолетовый, оранжевый – малиновый; средние контрасты уравновешены и изысканы: оранжевый – фиолетовый.
Цвет может указывать на свойства предмета: белый – легкий, черный – тяжелый, желтый – близкий, синий – далекий.
Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит. Колорит — это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности. По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета — ярким, сдержанным, блеклым и т.д. В любом произведении искусства колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.
В психолого-педагогических исследованиях установлено, что дети дошкольного возраста могут воспринимать, различать и использовать в изобразительной деятельности значительно большее количество цветов и оттенков, чем это определялось ранее в методических пособиях. Отсутствие навыков работы с цветом, неумение пользоваться законами цветоведения приводит к ограничению познавательной способности детей, способности к изобразительной деятельности. Поэтому формирование колористических умений у детей является актуальной проблемой обучения.
В процессе исследований выявлены особенности восприятия цвета детьми:
— безразличное отношение многих детей к цвету;
— наличие только у некоторых детей цветового предпочтения;
— неумение видеть цвет в природе, в окружающей жизни, в произведениях искусства и т.д.;
— незнание оттенков цвета, а также неумение их получать, используя тот или иной красящий материал;
— неумение обозначать словом цвета и их оттенки.
Определены колористические умения
— видеть цветовое богатство и многообразие оттенков цвета
— различать и передавать оттенки цвета по светлоте, насыщенности и цветовому тону
— определять цвет и цветовые отношения по трем характеристикам (светлоте, насыщенности, цветовому тону)
— видеть цвета цельно, объединять их общим тоном и цветом
— определять цвета предмета в соотношении с цветами других предметов
— различать цвета в освещенной части, в полутени и тени между предметами
— осуществлять цветовое различие в пространственных планах
— видеть движение цвета по форме предмета (от теплого к холодному, от светлого к темному) и движение цвета в глубину пространства (от ярких, насыщенных цветовых оттенков к менее насыщенным, приглушенным воздушной дымкой цветам
— видеть усиление цветовых контрастов на переднем плане и их смягчение по мере удаления в глубину пространства
— уметь выделять главное цветом
— запоминать цветовые оттенки и отношения с той целью передачи сходства с натурой при выполнении работы по памяти, а при воспроизведении цвета по представлению или воображению
— уметь на основе разнообразных цветовых впечатлений, представлять характерные цветовые отношения
— уметь преобразовывать цвет, т. е. усиливать цветовые оттенки при передаче образной характеристики предметов и явлений
Три главных цвета
http://dcpg.ru/articles/153/
желтый красный синий
Два дополнительных цвета
Два нейтральных цвета
studfiles.net