Коллаж художественный – Искусство коллажа

Искусство коллажа

Коллаж – сочетание кусочков различных материалов и средств массовой информации, таких как газеты, журналы, упаковка продуктов, ткани, краски и фотографии, объединенных в одной композиции. Сам термин происходит от французского «сoller», что значит «клей». Он был придуман Жоржем Браком (Georges Braque) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso) в начале 20 века, когда коллаж стал отдельной частью современного искусства.

Пионеры

Пабло Пикассо (Pablo Picasso)



В начале 1912, Пикассо создал «Натюрморт со сломанным стулом» (“Still Life with Chair Caning”) (см. выше) , соединив кусок промасленной ткани и сиденье стула в картину овальной формы. Считается, что это был первый «современный» коллаж, однако это утверждение спорное, поскольку Джордж Брак в том же году разрабатывает технику papier collé (бумажный коллаж).

Джордж Брак (George Braque)


Джордж Брак разрабатывал технику бумажного коллажа (papier collé). Используя обрезки газет и журналов, он располагал их на холсте, затем покрывал сверху краской, добиваясь эффекта живописи. Впервые он использовал эту технику в 1912г в работе «Блюдо с фруктами и стакан» (Fruitdish and Glass) (см. выше).

Курт Швиттерс (Kurt Schwitters)


Коллаж немецкого художника-сюрреалиста, последователя течения Дада Курта Швиттерса «Das Undbild»( 1919 г). Швиттерс известен своими коллажами, называемыми «Мерц-картинки», в которых он попытался передать окружающий его мир, согласованный с его художественным восприятием, используя фрагменты различных объектов.


Эдуардо Паолоцци (Eduardo Paolozzi)


Паолоцци считается отцом поп-арта в Великобритании. Эта работа –«Я была игрушкой богатого человека»( 1947 г) – считается самым ранним произведением знаменосца поп-арта. Она была создана из фрагментов коммерческой печатной рекламы, прикрепленных к куску картона.

Анри Матисс (Henri Matisse)



В конце своей карьеры Матисс начал работать с вырезками из бумаги. Он использовал листы бумаги, залитые цветной гуашью, а потом вырезал причудливые формы и соединял их вместе, как в коллаже «Улитка» («The Snail») 1953 г.

Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg)


Наиболее известная серия коллажей «Комбинации» («Combines»), созданные в период 1954-1962. Раушенберг раздвинул традиционные рамки коллажа, включив в свои композиции городской мусор: бутылки, часы, радиоприемники, одежду, проволоку, газеты.

Ричард Гамильтон (Richard Hamilton)


Коллаж «Что именно делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?», имеющий сегодня культовый статус, был создан в 1956 году для каталога Лондонской выставки, и считается первой работой в стиле поп-арт. Она состоит из снимков, сделанных в основном из американских журналов и рекламы.

Ромэр Бирден (Romare Bearden)


Бирден действительно овладел в совершенстве техникой коллажа, поскольку многоуровневая фрагментарная форма позволили ему свободно комбинировать идеи, формы и культурные особенности в современной и доступной форме. «Кальян» (« The Calabash») 1970 г (см. выше), пожалуй, его самый известный коллаж.

Современные тенденции

А теперь давайте посмотрим примеры современных тенденций. В то время как Вы будете просматривать коллажи на витрине, Вы обнаружите следующие направления:

Винтаж


Использование винтажных образов, рекламы и материалов, возможно, самое значительное направление в коллаже сегодня. Многие художники коллажа черпают вдохновение в винтажном искусстве благодаря его уникальному стилю и красоте.

Смешанная техника



Смешанная техника – это просто использование разнообразных изобразительных средств, таких как карандашные рисунки, масляные краски, пастель, уголь, маркеры.

Реклама и слоганы



Не удивительно, что лозунги, брендинг и реклама играют определяющую роль во многих коллажах, представленных здесь. Потребительская культура стала одной из основных сил с момента своего появления в коллаже в конце 1940-х.

Ретро



Ретро иконография и образы пережили возрождение в коллаже, потому что их стиль так сильно отличается от современной культуры и искусства.

Городской стиль



«Найденный Коллаж» в значительной мере опирается на искусство городских стен. При этом используются такие материалы, как рваные постеры, объявления, краски, фломастеры и знаки. Этот стиль растет в популярности, отчасти благодаря таким художникам, как Ник Риджио (Nick Riggio), который создает урбанистические коллажи-картины.

Витрина креативных коллажей

Коллаж обещает стать важным творческим выходом и в течение последующих лет, потому что он позволяет художникам изучать и экспериментировать , получая действительно новые, интересные и часто неожиданные результаты.

Эта статья — витрина работ пионеров движения коллажа, текущих тенденций и примеров работ современных сторонников коллажа. Пожалуйста, не стесняйтесь и оставляйте комментарии, в которых вы можете предложить примеры других коллажей или художников, которые вам нравятся.

www.blogbaster.org

Коллаж — это искусство / Все о дизайне / Pollskill

С коллажем знакомы все. Кто-то мастерил открытку для мамы по своей инициативе, другие коллективно создавали школьный плакат о вреде курения, третьи крепили вырезки из модных журналов на обои перед письменным столом. Однако несмотря на компрометирующие ассоциации, коллаж не только эффектный инструмент, но и объемное направление в искусстве.

Дать определение коллажу не сложно: технический приём создания живописных или графических произведений путём наклеивания отличающихся от основы предметов и материалов. А вот проследить историю развития сложнее. После появлении бумаги в Китае (2 век до н.э.) некоторые мастера склеивали небольшие фрагменты между собой. Во времена позднего средневековья некоторые образцы библии украшали накладными золотыми пластинами и камнями. Несмотря на то, что технически это тоже коллаж, некоторые историки искусства утверждают, что первый коллаж появился только в 20 веке. Его создал Жорж Брак. Работая в самых новаторских стилях того времени: фовизме и кубизме, Брак искал новые выразительные средства. В 1912 году он стал включать в картины фрагменты картона, покрашенную текстурной краской бумагу, куски обоев, газеты, пачки сигарет и другие материалы с характером.

Жорж Брак. «Блюдо с фруктами и стакан» 1912  

Жорж Брак. «Стеклянный графин и газета» 1914 

Пикассо, знавший коллегу по цеху, решился использовать коллаж в картинах вместе с масляными краскам.

Пабло Пикассо. «Гитара» 1913

В это же время Джон Хартфилд, основоположник фотомонтажа, создает изображения, полностью состоящие из скомбинированных снимков. С этого началась популярность коллажа.

Джон Хартфилд. Гитлер точит ножи, готовясь зарезать французского петуха. Глава МИД Франции Жорж Бонне: «Не бойтесь. Гитлер — вегетарианец». Май 1939 года

Развивающаяся фотография быстро и дешево делала реалистичные изображения, а перед искусством встали новые задачи: эмоциональные, эстетические, идейные. Коллаж отлично справлялся с ними и поэтому проникал во все рождающиеся стили, порой вытесняя живопись и рисунок. Луи Арагон, французский писатель, говорил: «Коллаж – это искусство, которое бросает вызов живописи». Посмотрим интересные примеры взаимодействия коллажа с разными направлениями в искусстве.

Дада

Многие коллажи от дадаистов не только изобразительное произведение, но и литературное. Стихи, сложенные из случайных слов имеют графический и звуковой ритм. 

Страница издания Ильи Зданевича (Ильязда) Париж: Сорок первый градус. 1923. Деталь

Эрнст Макс, увлекшись дадаизмом, сосредотачивается на коллажах, объясняя любовь к этому приему так: «Я пытался увидеть в нём [коллаже] разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане». Здесь имеется в виду известная фраза Лотреамона: «Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки».

Макс Эрнст. «Китайский Соловей» 1920 

Макс Эрнст. «За облаками» 1920 

Позже художник сосредоточится на сюрреализме, но о коллаже не забудет. В 1991 году вышла любопытная книга немецкого искусствоведа Вернера Шписа, Max Ernst Collages: The Invention of the Surrealist Universe. 

Баухаус

В манифесте Баухауса, Гропиус пишет: «Художники должны быть подобны ремесленникам, но более высокого порядка». Следует создавать работы вручную, но при этом они должны быть лаконичными и понятными для всех. Для этого коллаж крайне удобен. Он сокращает время, так необходимое для рисунка и живописи, но оставляет возможность ручного труда, самого по себе вдохновляющего художника.

Марианна Бранд

Марианна Бранд. Без названия. 1929

Поп Арт

Коллаж создает не только фактурные грубоватые и лаконичные образы, как в дадаизме и кубизме. Ричард Гамильтон в работе «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года действует иначе. Работая по закону жанра, Гамильтон собирает желанные и модные объекты из журналов, создавая новое пространство. В этом мире рекламной жизни нет грубых текстур, но наполненное только новыми модными вещами и идеальной парой, новое пространство пугает стерильностью и неестественностью.

Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)

Концептуальное искусство Джон Стезакер 

Простое совмещение двух снимков производит эффект больший чем дал бы каждый по отдельности. Оставляя на пространстве картины только два объекта, художник заставляет их взаимодействовать, дополняя и раскрывая друг друга. Обыденный портрет и пейзаж придают друг другу масштабность природы и индивидуальность человека. Часто Стезакер соединяет мужской и женский портрет. Это позволяет исследовать гендерные вопросы и порассуждать на тему зависимости критериев красоты от пола.

John Stezaker. «Mask LXIII» 

John Stezaker. «Mask XLVI»

John Stezaker. «Siren Song V»

John Stezaker. «Betrayal XVIII»

John Stezaker. «Marriage (Film Portrait Collage) LXI»

Сегодня опасения о притеснении живописи в прошлом. А. Тарковский о работах С. Параджанова в этой технике пишет: «Между замыслом и исполнением нет разницы: он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в начале его творческого процесса, доходит до результата, не расплескавшись.» Эти слова справедливы для коллажа вне зависимости от жанра: американский поп-арт и советский конструктивизм, прикладной баухаус и шутливый дадаизм, можно продолжать еще очень долго. Везде коллаж уместен и убедителен. Подобно наемному солдату, он способен сделать все ради цели, если цель ясна.

pllsll.com

Художественный коллаж

Одним из популярных методов самовыражения является художественный коллаж. Основной принципом этого метода является сочетание различных материалов, чтобы создать интересную композицию. Для создания коллажа используются газеты, текстиль, фотографии и мелкие предметы. Все приклеивается на холст или бумагу, используя сильный клей. Изображение дополняется традиционными методами, то есть прорисовкой масляной или акриловой краской.

Коллаж хорошо был известен в древнем Китае. Первые работы этого типа были созданы около 200 г. до н.э. Термин «коллаж» происходит от французского слова «коллер«, означающего клей. Именно поэтому этот термин также часто встречается в записях на французском языке — коллаж. Общее использование этого слова было введено Жоржем Брака и Пабло Пикассо. Одним из самых известных произведений в технике коллаж является картина Пабло Пикассо, завершенная в 1911 году — «Натюрморт с плетеным стулом».

Этот метод  по-прежнему является одним из самых популярных среди художников, позволяющий выразить себя в искусстве.

Коллажи по визуализации бывают:

  • Футуристические,
  • Сюрреалистические,
  • Дадаистические,
  • Конструктивистские.

Коллаж является подходящей формой самовыражения в области искусства как для любителей, так и для профессионалов. Этот метод позволяет создавать уникальные произведения, отличающиеся подчерком конкретного исполнителя. Коллаж может быть мирным и гармоничным или динамичным и хаотичным — все зависит от концепции автора. Сочетание нескольких слоев дает интересные результаты в виде неоднородной структуры. Коллаж как техника может быть способом выражения основной художественной идеии, позволяющий создавать определенное изображение.

В настоящее время  коллажи нашли свое  применение и в фотографии. С помощью специальных компьютерных программ каждый способен создать необычный вариант фото, собрав вместе некоторые из лучших снимков.

www.moy-portret.ru

КОЛЛАЖ ИЛИ ИСКУССТВО, БРОСАЮЩЕЕ ВЫЗОВ ЖИВОПИСИ

КОЛЛАЖ ИЛИ
ИСКУССТВО, БРОСАЮЩЕЕ ВЫЗОВ ЖИВОПИСИ

Сергеева Т.С. 1


1г. Новая Ляля, МАОУ НГО «СОШ №4»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

СОДЕРЖАНИЕ
























 


Введение…………………………………………………………..

 


1.


Глава 1. Общие сведения о развитии искусства коллажа

 
 


1.1. Что такое коллаж……………………………………………

 
 


1.2. Направления искусства, определившие развитие техники «коллаж»……………………………………………………………

 
 


1.3. Все началось с ………………………………………………

 
 


1.4. Развитие искусства коллажа в России……………………..

 


2.


Глава 2. Общие принципы создания коллажа

 
 


2.1. Виды коллажа………………………………………………

 
 


2.2. Стили коллажа………………………………………………

 
 


2.3. Техники коллажа……………………………………………

 
 


2.4. Схемы построения коллажа………………………………..

 


3.


Глава 3. Описание технологического процесса изготовления композиции в технике «коллаж»

 
 


3.1. Обоснование выбора вида, темы, стиля и схемы композиции……………………………………………………….

 
 


3.2. Выбор материалов для композиции……………………….

 
 


3.3. Выбор компьютерной программы…………………………

 
 


3.4. Технологическая карта изготовления изделия в технике «коллаж»………………………………………………………….

 
 


3.5. Расчет себестоимости изделия и временных затрат……………………………………………………………..

 
 


3.6. Самооценка и оценка изделия………………………………

 


4.


Заключение……………………………………………………….

 


5.


Источники информации

 


6.


Приложение



Технологическая карта изготовления изделия в технике «коллаж»………………………………………………………….

 
 


Коллаж «Мои мечты и желания» Вариант 1, Вариант 2

 
  


ВВЕДЕНИЕ


Широкий простор для творчества, путем создания произведений с использованием разнообразных материалов дает техника коллажа.


Возможно ли совместить создание коллажа с современными информационными технологиями и будет ли такая работа востребована современными подростками?


Для решения проблемы была определена цель: разработка и выполнение композиций в технике «коллаж» с использованием современных компьютерных технологий.


Для реализации данной цели были определены следующие задачи:


  1. Изучить специальную литературу и другие источники информации по теме проекта;


  2. Рассмотреть технику «коллаж» как направление изобразительного искусства и декоративного творчества;


  3. Описать технологический процесс создания композиций в технике «коллаж»;


  4. Оценить качество готовых композиций;


  5. Провести презентацию композиций и проанализировать результаты.


Практическая значимость проекта заключается в возможности использования теоретического и практического материала в обучении техники «коллаж» на учебных предметах «технология», «изобразительное искусство» и «информатика».


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ ИСКУССТВА КОЛЛАЖА


1.1. ЧТО ТАКОЕ «КОЛЛАЖ»


Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов.


Коллажем также называется произведение, полностью выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.


В искусство коллаж был введён как эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. [2]


1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ИСКУССТВА, ОПРЕДЕЛИВШИЕ РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ «КОЛЛАЖ»


Куби́зм (фр.тCubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.[4] Представителями данного направления являются Поль Сезанн, Пабло Пикассо и Жорж Брак.


Футури́зм (лат. futurum будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения.


Дадаи́зм — авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Существовало с 1916 по 1922 годы. Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада».


В начале 20 века, на этапе развития техники коллаж, в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев, наклеивались на холст куски ткани, щепки и т.п. Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах.


1.3. ВСЕ НАЧАЛОСЬ С …


В 1908 году Пабло Пикассо впервые создал произведение живописи, в которое были вклеены кусочки бумаги. Они словно напоминали зрителям, что жизнь может вторгаться в искусство. Это показалось современникам очень странным, и все же именно с этого момента берет свое начало история коллажа — «составного» произведения искусства, предполагающего склеивание картины из разнородных фрагментов. Общепринятая дата возникновения коллажа в европейском и русском искусстве — 1912 год, год рождения «Натюрморта с плетеным стулом».


1.4. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВО КОЛЛАЖА В РОССИИ


В русском искусстве первыми коллажами принято считать работы Аристáрха Васи́льевича Ленту́лова (1882 — 1943), русского и советского живописца, художника театра, одного из родоначальников «Русского авангарда». В работе «Москва» (1913 г.) художник использовал наклейки из бумаги, в работе «Василий Блаженный» (1913 г.) — наклейками из фольги. В 60-х годах к технике коллажа обратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина «Старик», и другие многие произведения исторической тематики.


2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ КОЛЛАЖА


2.1.ВИДЫ КОЛЛАЖА


В современном искусстве выделяют следующие виды коллажа:


Декупаж — это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами, такими как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие [8].


Ассамбляж – это техника, в которой используются объемные элементы или целые предметы. Другими словами – это объемный коллаж.[9]


Аппликация – создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Изображение, узор, созданный таким способом.[10]


Киноколлаж – кинофильм, в котором органично соединены фрагменты игрового, документального и мультипликационного кино [11]


Монтаж или компьютерный коллаж – прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений, при помощи компьютерных программ, например: PhotoShop. Коллаж из фотографий или фотоколлаж, как вид изобразительного искусства, появился после возникновения фотографии в 19 веке. В то время, чтобы создать фотоколлаж, вырезали определенные участки фотографий и наклеивали их на какую-либо основу.


2.2.СТИЛИ КОЛЛАЖА


На данный момент известно четыре основных стиля, используемых для выполнения коллажа: вегетативный, декоративный, пейзажный, формо-линейный. Оформляются коллажи обычно с помощью паспарту и рамы.


2.3. ТЕХНИКИ КОЛЛАЖА


Техника исполнения коллажей очень разнообразна: традиционная аппликация, мозаика, смешанная техника.


2.4. СХЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КОЛЛАЖА


Схем построения коллажа много, в их основе лежат принципы психологического восприятия действительности человеком.


  1. «Одиночество» — решается через представление одного объекта и огромного пустого окружающего пространства.


  2. «Малая величина» — передается через контрастные сопоставления малого объекта с большим объектом.


  3. «Подавленность» — передается через размещение объекта в нижней части плоскости и тяжелую перегруженную элементами и цветами верхнюю часть.


ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИЙ В ТЕХНИКЕ «КОЛЛАЖ»


3.1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ВИДА, ТЕМЫ, СТИЛЯ И СХЕМЫ КОМПОЗИЦИЙ


При выборе темы композиции были определены следующие критерии:


  • коллаж должен нести информацию о его создателе;


  • коллаж должен отражать мечты, желания и жизненные цели его создателя.


Из планируемых вариантов «Я и мои интересы», «Мои цели и желания», «Я и мои друзья», был сделан выбор и определена тема — «Коллаж моих желаний». В основе компьютерного коллажа используются личные фотографии и тематические картинки, поэтому основными элементами фона коллажа будут геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Эта особенность определяет выбор формо-линейного стиля коллажа.


В основе выбора схемы коллажа использованы контрастные сопоставления большого объекта (главная цель) и малых объектов (личностный рост, семья, красота, здоровье, путешествия, успех, карьера, материальные ценности).


3.2. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОМПОЗИЦИЙ


В качестве материалов используются личные фотографии и тематические картинки в электронном виде, так как в одном варианте композиции предполагается использование приема совмещения различных материалов, то нам могут пригодиться:


  1. Устаревшие номера журналов с яркими заголовками;


  2. Клей ПВА или силикатный клей-карандаш;


  3. Рамки для оформления коллажа форматом А4 и А3.


3.3. ВЫБОР КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ


В сети Интернет содержится много информации о программах, в которых возможно создание коллажа. При выборе компьютерной программы учитывались следующие критерии: бесплатность программы, простое освоение программы начинающим пользователем, защищенность от компьютерных вирусов и большой выбор инструментов (возможностей) программы. иТаким образом, нами определен выбор компьютерной программы для дальнейшей работы — Picture Collage Maker Pro 3.0.7.3499.


3.4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ «КОЛЛАЖ»


Технологическая карта изготовления изделия в технике «коллаж» представлена в приложении №1


3.5. РАСЧЁТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ И ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ


Себестоимость 3 изделий (двух — фоматом А4 и одного – форматом А3) составляет 523,0 рубля. Временные рамки изготовления изделия составляют от 20 до 90 минут. В среднем, на изготовление изделия может быть затрачено не более 50 минут.


3.6. САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ


Проводя самооценку изделий, я выяснила, что мои композиции соответствуют предъявленным критериям: они выполнены с помощью компьютерных технологий, просты, современны и популярны в молодежной среде, а главное – информативны, т.е. отражают мои мечты, желания, стремления и жизненные цели.


Поинтересовавшись у друзей и знакомых, я узнала, что подруге нравится креативность и современность, классному руководителю — легкое выполнение и оригинальность, одноклассникам — минимальные временные затраты и индивидуальность. Таким образом, цель и задачи, которые были определены в творческом проекте, достигнуты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Когда-то Пабло Пикассо одним из первых применил коллаж в своих работах, произведя настоящую революцию в искусстве, а сегодня использование коллажа в компьютерном, книжном, журнальном и Web-дизайне — обычная практика использования этой техники.


Законы художественного мышления, художественного освоения окружающего нас мира и его изображения одни и те же для писателя, поэта, художника, скульптора, композитора. Различен материал, в который они воплощают свои видения, мысли, чувства, переживания: это слова, краски и холсты, мрамор и бронза, звуки и ввиду технического прогресса — компьютерные технологии. Различны и инструменты, которыми они работают. Но основные художественные средства одинаковы для всех: и тех, кто воплощает свой художественный замысел с помощью кисти, и для тех, кто предпочитает компьютерные технологии для выражения своего внутреннего творческого мира.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ


1. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия ww.krugosvet.ru


http://www.coll.spb.ru/


2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллаж


3. http://www.coll.spb.ru/public/250.php


4. https://ru.wikipedia.org


5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Футуризм


6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дадаизм


7. http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=471


8/ http://kladis.ru/chto-takoe-dekupazh/


9. http://do-by-hands.ru/category/assamblyazh/


10/ http://slovorus.ru/


11 http://enc-dic.com/


12 http://vrukodelii.com/


13. http://www.trozo.ru/


ПРИЛОЖЕНИЕ №1


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ «КОЛЛАЖ»










№ пп


Технологическая операция


Описание выполнения технологической операции


1.


Выбор проекта коллажа


В программе выбрать чистый проект


2.


Выбор общего фона коллажа

 


3.


Выбор фотографий, размещение фотографий, тематических картинок на общем фоне


Открыть папки с фотографиями и тематическими картинками на компьютере и перетащить их на выбранный фон


4.


Оформление комментария коллажа


Оформить название (комментарии) для коллажа, регулируя по желанию (шрифт, цвет, размер)


5.


Оформление фотографий и тематических картинок


Далее для красоты оформления можно использовать эффекты и рамки


6.


Оформление рамки коллажа

 


7.


Сохранение коллажа на компьютере


Сохранить как изображение (Shift+Ctrl+S) в папку или на рабочий стол компьютера.



Для удобства просмотра и распечатки подойдет формат (JPG)


Приложение № 2


КОЛЛАЖ «МОИ МЕЧТЫ И ЖЕЛАНИЯ»


ВАРИАНТ 1


Приложение № 2


КОЛЛАЖ «МОИ МЕЧТЫ И ЖЕЛАНИЯ»


ВАРИАНТ 2


15

Просмотров работы: 3421

school-science.ru

Коллаж как искусство История коллажа Коллаж — сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художни…

Коллаж как искусство

История коллажа

Коллаж — сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage — наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы — растения, краски, ткани, металлические детали и т. д. А начиналось все…

…на заре XX века в кругах приверженцев модернизма — кубизма, футуризма, дадаизма. Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием — наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок.

Вскоре к нему присоединился единомышленник — великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки… В результате творческого поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными. Так был разработан коллаж — технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеивают материалы, отличающиеся от нее цветом и фактурой. Коллажем называют и само произведение, выполненное при помощи подобного приема.

Пикассо любил игру, и, создавая коллажи, он мог насладиться ею в полной мере. Его первая самостоятельная работа, сделанная в новой технике, — «Натюрморт с плетеным стулом».

Сегодня это произведение, как и другие «картинки с наклейками», принадлежащие гениальному новатору, считаются шедеврами. А когда-то мало кто мог их оценить по достоинству. Картины, созданные при помощи металлической стружки, этикеток, фотографий, газетных вырезок и т. п., большей частью шокировали публику. Тем не менее необычное направление искусства продолжало развиваться, и ему отдали дань многие выдающиеся художники.

Так, коллаж занимает заметное место в творчестве импрессиониста Анри Матисса. Он придумал разновидность коллажа — декупаж, столь популярный в наше время. Этот прием означает использование главным образом двух действий — вырезания, или кроения, и составления картин из полученных деталей. Матисс, мастерски компонуя вырезанные из цветной бумаги различные фигуры, создавал произведения, отличающиеся простыми формами и вместе с тем очень гармоничные, они поражают исходящей от них мощью. Одно из самых прекрасных творений художника — картина «Морские животные», созданная в память о южных морях.

Работая только с цветом и формой, уходя от натуралистического изображения, Матиссу удалось передать и таинственность глубинной океанической жизни, и очарование поверхности воды, волн, островов, и притягательность неба. В 30-х годах интерес к коллажу пошел на убыль, а в 50-х вспыхнул с новой силой — в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт. Естественно, коллажи того времени отражают его дух, существовавшие тогда настроения, вкусы. В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914—1915 годы, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль».

Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием. Коллаж был любимым увлечением замечательного кинорежиссера Сергея Параджанова. Он называл коллаж «прессованным фильмом». Используя то, что оказывалось под рукой, — куски стекла, бусины, перья, обрывки ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы, — Параджанов создавал своеобразные драматические произведения. Каждый его коллаж — это целая история. Его творчество подтверждает, что практически любой предмет и даже его части могут послужить «красками» для картины.

Современные художники продолжают поиски, открывая новые и новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение, наслоение. Причем материалы могут быть подобраны совершенно различные по цвету, форме и фактуре. Совмещают, казалось бы, совершенно несовместимое. В наше время активно развивается компьютерный коллаж как один из способов выполнения графических работ. Он также предполагает наложение или объединение разных изображений в соответствии с общим замыслом. Соединяемые изображения могут дополнять друг друга, а могут сильно контрастировать. Компьютерные коллажи очень выразительны, оттого их активно задействуют в рекламе товаров и услуг. Эту впечатляющую технику используют и при оформлении книжной продукции. Быстрая компьютеризация страны дает возможность каждому желающему попробовать свои силы в увлекательном занятии — создании компьютерных коллажей.

Пик популярности и у нас в стране, и за рубежом переживает и такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел, которому принадлежат необыкновенно выразительные произведения. У господина Раффела огромное число учеников и последователей по всему миру. Флористические коллажи создают главным образом при помощи природных материалов — засушенных листьев, цветков, стеблей и т. д. Конечно, работы, выполненные в этом ключе, мало похожи на коллажи художников XX столетия. Однако в их основе все те же приемы: на живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету; форме и фактуре. Картины, созданные с помощью засушенных растений, порой напоминают гербарий, однако более сложные работы, выполненные с соблюдением правил построения композиции, могут представлять собой настоящие произведения искусства. Флористический коллаж от гербария прежде всего отличает правильно подобранный фон, который взаимодействует с расположенным на нем материалом по определенным законам. Насколько удачным получился фон, настолько удачным будет и коллаж в целом. А законченность композиции придают различные аксессуары: фигурки животных, насекомых, бижутерия, тесьма, кусочки тканей и т. д. Все идет в ход. Жемчужины и пара медных монет могут оказаться теми акцентами, которые сделают работу завершенной. На красоту засушенных растений люди обратили внимание давно. Стенная роспись в одном из фиванских храмов, находящемся на территории современного Египта, считается самым древним гербарием, пусть и несколько своеобразным. Этот культурный памятник, датируемый 1450 годом до н. э донес до нас изображения 275 различных растений! Более двухсот лет путешественники и ученые-ботаники, изучая растительный покров земли, собирают гербарии, потому что одни словесные описания и рисунки не дают полного представления о растениях. Однако материал, предназначенный для сухого научного исследования, мало подходит или не годится вовсе для создания флористического коллажа — при высыхании цветки и листья нередко теряют естественную окраску. К тому же растения, высушенные, как для гербария, методом прессования, становятся хрупкими. Чтобы дизайнеры могли беспрепятственно творить круглый год и воплощать все свои замыслы, им на помощь пришла индустрия производства сухоцветов, обеспечивающая прочным, пластичным, эффектным растительным материалом. Растительный материал несложно заготовить и самим.

Основные стили коллажей

Что можно изобразить в коллаже? Буквально все, что волнует, что любимо, что дорого. Коллаж, как и живописное полотно, — это воссоздание только небольшой части картины жизни, которая не имеет границ. И чем больше художник видит, слышит и запоминает, чем богаче его фантазия, тем значительнее творческие находки. Однако при всем многообразии мотивов и сюжетов флористические коллажи можно условно подразделить на четыре стиля.

Четыре основных стиля коллажа:

1. Пейзажный

2. Вегетативный

3. Декоративный

4. Формо-линейный

В каждом стиле — свои средства художественной выразительности, свои приемы, свои особенности.

Пейзажный стиль.

В коллажах пейзажного направления изображают природу (лес, горы, море и т. п.) и природные явления (грозу, ветер, дождь и т. п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток. Флорист должен так подобрать материал и так поработать с ним, чтобы зритель, глядя, например, на композицию из небольших монетных листьев, не сомневался, что перед ним могучие вековые деревья.

Вегетативный стиль.

Этот стиль очень близок к пейзажному: и там и там дают картину природы. Однако в работах вегетативного направления акцент делают

на изображении жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения. Автор должен хорошо чувствовать сам и уметь передать зрителю красоту листьев, стеблей, изысканность форм цветков и их окраски. Картина должна быть очень правдоподобной, узнаваемой. В вегетативном коллаже растения показаны сами по себе, они не служат для отображения явлений природы. Если на фон — небо с облаками — наложить тонкие, эффектно изгибающиеся стебли злаков с красивыми метелками, необычайно радующее, веселое соцветие укропа, похожее на легкий зонтик, — это, скорее всего, пейзаж. А если к более простому фону, не изображающему ничего конкретного, представляющему собой просто приятные для глаза цветовые пятна, приклеить листья и цветки, стебли же нанести штрихами при помощи кисточки с краской, то это будет вегетативный коллаж. Правда, следует признать, что граница между этими двумя стилями бывает довольно условной.

Декоративный стиль

. Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное — оригинальная идея. А воплощают ее при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Зритель, глядя на подобный коллаж, старается отгадать настроение автора, его замысел. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требуют от автора новых интересных идей, красивых сочетаний цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.

Формо-линейный стиль

. Название стиля говорит само за себя. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры — круг, ромб, квадрат, треугольник и т. д. а также линии. Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.

С чего же начать? Какие первые шаги в своем творчестве должен сделать коллажист, чтобы его не постигло разочарование? Начинать надо с поиска темы. «О молодой художник! Ты ждешь сюжета? Но сюжетом может быть все! — восклицал Э. Делакруа. — Сюжет — это ты сам, это впечатления и чувства, которые ты испытываешь, глядя на природу…» Оглянитесь вокруг — идеи для ваших будущих коллажей находятся рядом, нужно только разглядеть их.

www.inpearls.ru

Коллаж как искусство

Разделы:
Технология


История коллажа


Коллаж сравнительно молодое
направление в искусстве. Оно детище прошлого
бурного столетия, когда художники искали новые
средства для выражения своих мыслей, чувств и
настроений. Техника коллажа (от фр. collage —
наклеивание) дает широкий простор для
творчества, поскольку для создания произведений
можно использовать самые разные материалы —
растения, краски, ткани, металлические детали и т.
д. А начиналось все…


…на заре XX века в кругах приверженцев
авангарда — кубизма, дадаизма, маньеризма,
импрессионизма и т. п. Родоначальником коллажа
считают французского художника-кубиста Жоржа
Брака. В 1913 году он первым использовал
оригинальный прием — наклеивание на картон
полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги
получилась более эффектной, художник подмешал в
краску песок.


Вскоре к нему присоединился единомышленник —
великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они
работали совместно. В дело шли клочки газет,
обоев, плакатов, куски тканей, визитные
карточки… В результате творческого поиска
обнаружилось, что даже самые обычные материалы в
сочетании друг с другом на специально
подобранном фоне становятся необыкновенно
выразительными. Так был разработан коллаж —
технический прием в изобразительном искусстве
,
когда на какую-либо основу наклеивают материалы,
отличающиеся от нее цветом и фактурой. Коллажем
называют и само произведение, выполненное при
помощи подобного приема.


Пикассо любил игру, и, создавая коллажи, он мог
насладиться ею в полной мере. Его первая
самостоятельная работа, сделанная в новой
технике, — «Натюрморт с плетеным стулом».
Сегодня это произведение, как и другие «картинки
с наклейками», принадлежащие гениальному
новатору, считаются шедеврами. А когда-то мало
кто мог их оценить по достоинству. Картины,
созданные при помощи металлической стружки,
этикеток, фотографий, газетных вырезок и т. п.,
большей частью шокировали публику. Тем не менее
необычное направление искусства продолжало
развиваться, и ему отдали дань многие выдающиеся
художники.


Так, коллаж занимает заметное место в
творчестве импрессиониста Анри Матисса. Он
придумал разновидность коллажа — декупаж, столь
популярный в наше время. Этот прием означает
использование главным образом двух действий —
вырезания, или кроения, и составления картин из
полученных деталей. Матисс, мастерски компонуя
вырезанные из цветной бумаги различные фигуры,
создавал произведения, отличающиеся простыми
формами и вместе с тем очень гармоничные, они
поражают исходящей от них мощью. Одно из самых
прекрасных творений художника — картина
«Морские животные», созданная в память о южных
морях. Работая только с цветом и формой, уходя от
натуралистического изображения, Матиссу удалось
передать и таинственность глубинной
океанической жизни, и очарование поверхности
воды, волн, островов, и притягательность неба. В
30-х годах интерес к коллажу пошел на убыль, а в 50-х
вспыхнул с новой силой — в русле появившегося
тогда на Западе художественного течения поп-арт.
Естественно, коллажи того времени отражают его
дух, существовавшие тогда настроения, вкусы. В
русском искусстве первым, кто стал применять
технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный
экспериментатор сочетал в своих полотнах
живописные фрагменты с наклеенными кусочками
фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими
работами, созданными в подобной технике в 1914-1915
годы, являются панно «Москва», «Василий
Блаженный», «Корабль».


В 60-х годах к технике коллажа обратился
известный художник Илья Глазунов. Так им была
создана картина «Старик», многие произведения
исторической тематики.


Коллаж обладает сильным эмоциональным
воздействием. Коллаж был любимым увлечением
замечательного кинорежиссера Сергея
Параджанова. Он называл коллаж «прессованным
фильмом». Используя то, что оказывалось под
рукой, — куски стекла, бусины, перья, обрывки
ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы,
— Параджанов создавал своеобразные
драматические произведения. Каждый его коллаж —
это целая история. Его творчество подтверждает,
что практически любой предмет и даже его части
могут послужить «красками» для картины.
Современные художники продолжают поиски,
открывая новые и новые возможности создания
коллажей. Сегодня популярно не столько
склеивание различных деталей, сколько их
наложение, наслоение. Причем материалы могут
быть подобраны совершенно различные по цвету,
форме и фактуре. Совмещают, казалось бы,
совершенно несовместимое. В наше время активно
развивается компьютерный коллаж как один из
способов выполнения графических работ. Он также
предполагает наложение или объединение разных
изображений в соответствии с общим замыслом.
Соединяемые изображения могут дополнять друг
друга, а могут сильно контрастировать.
Компьютерные коллажи очень выразительны, оттого
их активно задействуют в рекламе товаров и услуг.
Эту впечатляющую технику используют и при
оформлении книжной продукции. Быстрая
компьютеризация страны дает возможность каждому
желающему попробовать свои силы в увлекательном
занятии — создании компьютерных коллажей.


Пик популярности и у нас в стране, и за рубежом
переживает и такое направление в искусстве
коллажа, как флористический коллаж. Наиболее
известным представителем этого вида творчества
является немецкий флорист Фридхельм Раффел,
которому принадлежат необыкновенно
выразительные произведения. У господина Раффела
огромное число учеников и последователей по
всему миру. Флористические коллажи создают
главным образом при помощи природных материалов
— засушенных листьев, цветков, стеблей и т. д.
Конечно, работы, выполненные в этом ключе, мало
похожи на коллажи художников XX столетия. Однако в
их основе все те же приемы: на живописный фон
наклеивают элементы, различные по цвету; форме и
фактуре. Картины, созданные с помощью засушенных
растений, порой напоминают гербарий, однако
более сложные работы, выполненные с соблюдением
правил построения композиции, могут
представлять собой настоящие произведения
искусства. Флористический коллаж от гербария
прежде всего отличает правильно подобранный фон,
который взаимодействует с расположенным на нем
материалом по определенным законам. Насколько
удачным получился фон, настолько удачным будет и
коллаж в целом. А законченность композиции
придают различные аксессуары: фигурки животных,
насекомых, бижутерия, тесьма, кусочки тканей и т.
д. Все идет в ход. Жемчужины и пара медных монет
могут оказаться теми акцентами, которые сделают
работу завершенной. На красоту засушенных
растений люди обратили внимание давно. Стенная
роспись в одном из фиванских храмов, находящемся
на территории современного Египта, считается
самым древним гербарием, пусть и несколько
своеобразным. Этот культурный памятник,
датируемый 1450 годом до н. э донес до нас
изображения 275 различных растений! Более двухсот
лет путешественники и ученые-ботаники, изучая
растительный покров земли, собирают гербарии,
потому что одни словесные описания и рисунки не
дают полного представления о растениях. Однако
материал, предназначенный для сухого научного
исследования, мало подходит или не годится вовсе
для создания флористического коллажа — при
высыхании цветки и листья нередко теряют
естественную окраску. К тому же растения,
высушенные, как для гербария, методом
прессования, становятся хрупкими. Чтобы
дизайнеры могли беспрепятственно творить
круглый год и воплощать все свои замыслы, им на
помощь пришла индустрия производства
сухоцветов, обеспечивающая прочным, пластичным,
эффектным растительным материалом. Растительный
материал несложно заготовить и самим.


Основные стили коллажей


Что можно изобразить в коллаже? Буквально
все, что волнует, что любимо, что дорого. Коллаж,
как и живописное полотно,
это воссоздание
только небольшой части картины жизни, которая не
имеет границ. И чем больше художник видит, слышит
и запоминает, чем богаче его фантазия, тем
значительнее творческие находки. Однако при всем
многообразии мотивов и сюжетов флористические
коллажи можно условно подразделить на четыре
стиля.


Четыре основных стиля коллажа:


1. Пейзажный

2. Вегетативный

3. Декоративный

4. Формо-линейный


В каждом стиле — свои средства художественной
выразительности, свои приемы, свои особенности.


Пейзажный стиль. В коллажах пейзажного
направления изображают природу (лес, горы, море и
т. п.) и природные явления (грозу, ветер, дождь и т.
п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту,
приметы какого-либо времени года или суток.
Флорист должен так подобрать материал и так
поработать с ним, чтобы зритель, глядя, например,
на композицию из небольших монетных листьев, не
сомневался, что перед ним могучие вековые
деревья.


Вегетативный стиль. Этот стиль очень
близок к пейзажному: и там и там дают картину
природы. Однако в работах вегетативного
направления акцент делают

на изображении жизни растений, именно они
становятся главными героями флористического
произведения. Автор должен хорошо чувствовать
сам и уметь передать зрителю красоту листьев,
стеблей, изысканность форм цветков и их окраски.
Картина должна быть очень правдоподобной,
узнаваемой. В вегетативном коллаже растения
показаны сами по себе, они не служат для
отображения явлений природы. Если на фон — небо с
облаками — наложить тонкие, эффектно
изгибающиеся стебли злаков с красивыми
метелками, необычайно радующее, веселое соцветие
укропа, похожее на легкий зонтик, — это, скорее
всего, пейзаж. А если к более простому фону, не
изображающему ничего конкретного,
представляющему собой просто приятные для глаза
цветовые пятна, приклеить листья и цветки, стебли
же нанести штрихами при помощи кисточки с
краской, то это будет вегетативный коллаж.
Правда, следует признать, что граница между этими
двумя стилями бывает довольно условной.


Декоративный стиль. Сюжеты коллажей этого
стиля фантазийные. Главное — оригинальная идея.
А воплощают ее при помощи ярких, выразительных
элементов и красочного фона. Зритель, глядя на
подобный коллаж, старается отгадать настроение
автора, его замысел. Работа в декоративном стиле
должна пробуждать чувства, воспоминания,
ассоциации. Такого рода произведения требуют от
автора новых интересных идей, красивых сочетаний
цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной
техники исполнения.


Формо-линейный стиль. Название стиля
говорит само за себя. Основную нагрузку несут
выполненные из флористического материала
геометрические фигуры — круг, ромб, квадрат,
треугольник и т. д.. а также линии. Фон также может
представлять собой сочетание геометрических
фигур.


С чего же начать? Какие первые шаги в своем
творчестве должен сделать коллажист, чтобы его
не постигло разочарование? Начинать надо с
поиска темы. «О молодой художник! Ты ждешь сюжета?
Но сюжетом может быть все! — восклицал Э.
Делакруа. — Сюжет — это ты сам, это впечатления и
чувства, которые ты испытываешь, глядя на
природу…» Оглянитесь вокруг — идеи для ваших
будущих коллажей находятся рядом, нужно только
разглядеть их. Поняв, что будет основой вашего
сюжета, решите, как вы хотите преподнести его:
реалистично или фантазийно? Это поможет выбрать
стиль. Потом переходите к практической части.


Советы по организации работы


Чтобы созданный вами флористический коллаж
оправдал ваши ожидания, чтобы вы могли назвать
его удачным, в работе необходимо придерживаться
определенных правил, определенной
последовательности действий. Потом, с
приобретением опыта, вы будете им следовать
автоматически.


Если при взгляде на дивный цветок или
экзотической формы лист, причудливо изогнутую
ветвь или переливающееся перо заморской птицы
вас не посетило вдохновение, которое сразу
подарило бы вам видение сюжета, создавайте
коллаж пошагово. В общих чертах это выглядит так:
сначала разрабатывают эскиз, потом делают фон (в
нашей практике он по преимуществу живописный),
затем наполняют его флористическим материалом.
Но в любом случае прежде всего должен появиться
замысел. Он — основа основ. Без глубокой
волнующей мысли ничего не получится. Потом
следует предварительная подготовка — и
непосредственно процесс создания коллажа. Этапы
всей работы выглядят так.

  • Подумайте о теме своей работы. Тема — это то, что
    хотел сказать художник. Решите, как вы выразите
    свое отношение к ней — так вы определите идею
    произведения, уточните свой замысел. Например, вы
    хотите создать коллаж на тему осени. Какая она
    для вас? Что в ней вы любите больше всего? Может
    быть, бабье лето, когда еще пригревает теплое
    солнышко и деревья стоят в многоцветье осенней
    листвы? А может быть, вам нравится время, когда
    осень подходит к концу и уже морозная зима на
    пороге, когда природа готовится погрузиться в
    грусть и покой?
  • Одну и ту же идею можно воплотить в различных
    стилях, поэтому подберите наиболее подходящий
    для себя. Допустим, вы хотите создать коллаж под
    названием «Порыв». В пейзажном стиле решение,
    возможно, будет таким: вы покажете дерево,
    склоненное под сильным порывом ветра, сорванные
    листья, уносимые этим порывом вдаль. Фон — темное
    небо, на котором сквозь тучи пробивается
    одинокий лучик солнца. Тот же коллаж в
    декоративном стиле требует создания иллюзии
    движения, стремительного и резкого. Переплетение
    удачно подобранных и верно расположенных мазков
    красок и флористического материала поможет
    донести замысел до зрителя.
  • Сделайте эскиз: это может быть и просто набросок
    в произвольном масштабе, и разработка в формате
    будущего коллажа. Эскиз наглядно покажет, где
    будут находиться все элементы композиции.
    Помните о перспективе и равновесии.
  • Определите, нужен ли вам живописный фон. если
    нет, то что его заменит. Для создания живописного
    фона, если вы отдали предпочтение ему, выберите
    краски, подготовьте соответствующую бумагу и т.
    д.
  • Сделайте несколько вариантов фона. Так вы
    сможете не только выбрать наиболее удачный, но и
    сэкономить краску. Оставшиеся заготовки могут
    пригодиться в другой раз.
  • Когда выполненный фон подсохнет, подберите
    флористический материал, исходя из того, что одни
    элементы фактурой, формой и цветом должны
    подчеркивать другие, дополнять и оттенять их.
  • Используйте разнообразный материал. С другой
    стороны, умейте вовремя остановиться, чтобы не
    замусорить работу.
  • Приступайте к наклеиванию декоративного
    материала. Пользуйтесь только хорошо разогретым
    пистолетом, иначе, прикладывая дополнительные
    усилия к кнопке инструмента, вы можете сломать
    его. Держите пистолет в правой руке, осторожно
    надавите на кнопку, чтобы не вылилось слишком
    много клея. Левой рукой слегка приподнимайте
    материал и постепенно, шаг за шагом, приклеивайте
    элементы коллажа. Совмещая различные материалы,
    накладывая их друг на друга (а не просто
    укладывая рядом), объединяя элементы в единое
    целое с фоном, его красками и фактурой, вы можете
    получить необыкновенный результат.

А что касается коллажа, в основную часть
которого вы поместили поразивший ваше
воображение цветок или лист, то подобные
композиции тоже строятся по определенным
правилам. Неповторимость формы, фактуры, наконец,
уникальную декоративность главного элемента
должен подчеркнуть фон. Цветовое решение фона
должно быть таким, чтобы он не играл, что
называется, первую скрипку, а был достойной
оправой главному флористическому элементу
композиции. Однако фон может служить не только
дополнением. Если его сделать контрастным, он
станет более активным, но при этом опять же
усилит впечатление, производимое материалом,
находящимся в самом центре внимания. Правильный
выбор фона — очень важный момент, однако прежде
надо определиться, на какой основе будет
выполнен коллаж.


Виды основ коллажей


Флористические коллажи можно выполнять на
холсте, любой ткани, бумаге, картоне, коже,
металле, стекле и т. д. И выбранная основа либо
служит стартовой площадкой для создания фона,
либо сама является фоном — в неизменном виде или
дополнительно оформленная: красками, объемной
шпатлевкой, художественной пастой, мелкими
декоративными элементами и т. д. Работу можно
сделать и вовсе без фона. Так, например, создают
коллажи на каркасе.


Коллаж на холсте


Холст — это загрунтованная ткань, чаще всего
льняная, она — самая прочная. Готовые холсты, как
правило, загрунтованы эмульсионным грунтом,
включающим клей и масло. Холст — это достаточно
эластичная основа, натянутая на подрамник.

Фон на холсте можно создавать, расписывая его
масляными красками, а можно нанести шпатлевку.
Соответственно элементы коллажа можно
закреплять при помощи клея, а можно укладывать в
сырую шпатлевку Последний вариант наиболее
подходит для таких материалов, как песок, гравий,
гречка, зерна кофе, битое стекло, ракушки и т. д.
Потом их можно покрыть слоем клея ПВА. Очень
хорошо смотрятся коллажи, в которых используют
только один вид декоративного материала.
Например, если хаотично закрепить в шпатлевке
цветки гортензии или бугенвиллеи. Для придания
таким работам большей выразительности можно
обработать их поверхности спреем, создающим
эффект блеска.


Коллаж на ткани


Практически любая ткань — хлопчатобумажная,
шелковая, льняная, бархатная и т. д. — может
служить не только основой, но и прекрасным фоном
для флористического коллажа. Ткань натягивают на
подрамник или при помощи флористического
пистолета наклеивают на картон. Элементы
композиции закрепляют непосредственно на
поверхности ткани при помощи клеевого пистолета.
Главное — точно расположить флористический
материал, как того требуют замысел и законы
композиции. Следует учитывать и то, в каком
помещении суждено находиться вашей работе. Так,
едва ли в скромном загородном доме будут уместны
вычурные работы, выполненные на шелке и бархате.
А вот коллажи на основе из ситца, льняного
полотна, холстины, пожалуй, придутся кстати.


Не менее важна правильность сочетания ткани и
растительного материала. Для оформления льняной
ткани, холстины или ситца выбирайте «скромные»
растения, знакомые всем с детства, — укроп,
физалис, цветки анютиных глазок, ромашек. Для
тонкого шелка и таинственного бархата подойдут
цветки более изысканные, например орхидеи,
дельфиниумы, фрезии.


Коллаж на батике


Батик — это многоцветная хлопчатобумажная или
шелковая ткань, рисунок на которой получают,
нанося и закрепляя краски при помощи воска. По
сути, коллаж на батике — это разновидность
предыдущего приема изготовления коллажа.
Поскольку батик очень эффектен сам по себе,
флористический материал используют в
минимальном количестве. Основа (она же фон), и
элементы композиции дополняют красоту друг
друга. Надо признать: создание коллажа на батике
— тонкая работа.


Коллаж на бумаге


Основой для флористического коллажа может
служить, например, обычная бархатная бумага.
Чтобы работа получилась эффектной, используют
бумагу темных цветов (насыщенный бордовый,
черный или глубокий синий). На таком фоне
прекрасно смотрится тополиный пух или белая вата
— из хлопковой коробочки. Кроме того, для
создания фона подходит и упаковочная бумага.
Речь идет не о ярких блестящих листах, в которые
традиционно заворачивают подарки, — на них
потеряется любая композиция из засушенных
растений и других натуральных и искусственных
материалов.


Иное дело — упаковочная бумага спокойных,
неярких расцветок. Можно использовать и
гофрированную бумагу, только создавать на ней
композиции очень непросто! Но если

постараться, то получится очень оригинальное
произведение. Хороший материал для фона и
цветная бумага для пастели. Но, пожалуй,
идеальный выбор — флористическая бумага с
натуральными включениями, в качестве которых
используют листики и мелкие цветочки.


Коллаж без фона


Такой коллаж может быть выполнен на деревянных
рамах или на каркасах, сделанных из гибких веток,
бамбуковых палочек, проволоки и т. п., — элементы
композиции закрепляют непосредственно на них.
Можно использовать и готовый каркас,
приобретенный в магазине флористических
материалов. Фон как таковой в подобных работах
отсутствует. Однако в этом качестве может
выступать цвет стены, на которой будет размещена
работа из флористического материала. Однотонная
стена — более удачный вариант, чем обои с
рисунком: он может помешать предстать вашему
произведению во всей красе.


Заключение


Природа всегда была добрым другом человека, она
давала ему одежду, пищу и кров. Красота ее
вдохновляла поэтов, художников на создание
величайших произведений. Кто из нас хотя бы
однажды не замирал от восторга, любуясь
тонкоствольной березкой, бурной или величавой
спокойной рекой, нежным изящным подснежником.

Умение видеть и чувствовать красоту родной
природы — большое счастье. Развивать это умение
у детей нужно как можно раньше, так как чувства
прекрасного, простой человеческой доброты
закладываются именно в детстве.


Общение с природой, знакомство с
произведениями искусства, с изделиями народных
промыслов и ремесел положительно влияют на
формирующуюся личность. Кроме того, дети должны
быть не просто пассивными наблюдателями, но и
творцами, участвующими в процессе превращения
природных материалов в прекрасные изделия.

Освоив технику создания коллажей, вы сможете при
помощи необычных «красок» — цветов, веточек,
листьев и других материалов — писать чарующие
пейзажи и передавать формой и цветом свои
настроения, чувства, мечты…


Создание коллажей дает возможность взглянуть
на окружающий мир глазами созидателя, а не
потребителя, не только положительно скажется на
развитии эстетических чувств, пополнит навыки и
умения, необходимые детям, но обязательно
разовьет мелкую моторику руки, внимание,
интеллектуальную и творческую активность. Яркие
и интересные работы могут получаться и у
начинающих коллажистов, потому что творчество
дарит ни с чем не сравнимую радость

7.02.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Коллаж. Описание и история. / Коллаж / В рукоделии


ИСТОРИЯ КОЛЛАЖА

Коллаж — это особый метод создан и я художественных композиций. Основной его принцип составление своего рода мозаики из разнородных по форме и фактуре материалов. Кусочки ткани, обрывки газетных или книжных страниц, пуговицы, осколки стекла, гвозди и деревянная стружа—в общем, все, что окажется под рукой, все, что выражает замысел автора, закрепляется на холсте, картоне — на любой общей основе с помощью клея, проволоки, ниток и образует целостную картину. Коллажи могут включать объемные элементы и целые объекты, например куклу, варежку, ножницы и т. д. Вариантов сколько угодно! Контрастная комбинация материалов, например, технологических (искусственных) пластмассы, пенопласта с одной стороны, и натуральных — коры, керамических осколков, холстины с другой позволяет создавать необычные, дерзкие, противоречивые и даже эпатажные работы. Сочетание элементов близких, напротив, дает ощущение внутреннего единства, стилистической выдержанности. Если при этом используются природные материалы, работа, скорее всего, будет отличаться гармоничностью, внутренним равновесием.
Художники начала XX века были увлечены экспериментами, поисками нового художественного языка. Один за другим возникали модернистские школы и течения, которые ставили перед собой задачу — изменить привычные представления об изобразительном искусстве. Кубисты, дадаисты, конструктивисты использовали в своей работе непривычные техники и необычные материалы. Одним из открытий эпохи стал коллаж.

Рождение коллажа было, несомненно, связано с таким течением в изобразительном искусстве, как кубизм. Художники-кубисты разлагали предметы на геометрические фигуры и конструировали картины, используя в качестве элементов композиции простые геометрические формы. Изображение, созданное таким способом, представляло собой своего рода мозаику элементов -символов. Кубисты стремились воспроизвести в своих работах дух нового времени. Приметами цивилизации — обрывками газет, этикетками, буквами вывесок — они дополняли картины. Вот такие вкрапления чуждого живописи материала можно считать началом коллажной техники. Среди художников, обратившихся к этому стилю, был Пабло Пикассо, он же стал создателем первых целостных коллажных композиций. Пикассо встраивал в свои композиции фрагменты обоев, плакатов, обрывки газетной бумаги, песок, проволоку. Так мастер переносил саму реальность в контекст картины, разрушая стереотипы представлений о живописи, освобождая ее от «позорной зависимости от зрения». Коллаж был призван перестроить мышление человека, заставить его увидеть, что мир непредсказуем и изменчив, а свойства вещей непостоянны. Действительность в композициях Пикассо создается, а не отражается, конструируется по воле художника, а не копируется. Вслед за ним целое поколение художников-футуристов, сюрреалистов, представителей других течений пережило увлечение этим видом художественного творчества. Каждый элемент коллажной композиции извлекается из свойственного ему контекста и включается в чужеродное окружение, таким образом обретая совершенно новое значение. Именно эта трансформация материала, нарушение традиционных связей, непривычная роль привычных вещей привлекали художников.

Технику коллажа использовали также дадаисты, которые поставили перед собой задачу разрушить привычное представление об образности во имя «великого Ничто». Их художественный язык это язык буффонады, насмешки, иронии. Дадаистов интересовало только то, что за пределами разума — бессознательное, иррациональное, и, конечно же, эпатажное. Работа М. Дюшана « Фонтан» это пставленные на табурет велосипедное колесо, полка для бутылок и писсуар с автографом художника. Предметы обихода, массового производства дадаисты объявляли объектами искусства. Это был своего рода нигилистический бунт против устоявшейся действительности, привычных представлений о мире, расхожей морали. Свои эстетические задачи дадаисты решали, обращаясь к жанрам конструкций, фотомонтажей, коллажей, в которых художники прежде всего стремились передать ощущение абсурдности, хаоса, деструктивности мира, недоступного логическому осмыслению. Один из крупнейших представителей движения Макс Эрнст использовал в коллажах гравюры из научных изданий, каталогов, рекламные проспекты и т.д. Он переносил их в неожиданный контекст, превращая, но его собственным словам, в «элементы реального мира, соединенные в причудливой, абсурдной последовательности, приводящей в смущение глаз и разум, способной вызывать галлюцинации, при которых привычные предметы утрачивают или изменяют свое значение». Эрнст создал техники граттажа, фроттажа и декалькомании, которые получили распространение в коллажной практике в последующие десятилетия. В 1950-е годы интерес к коллажу возродился, благодаря поп-арту. Для этого течения принципиально не существовало никаких эстетических запретов. Основатель движения Л. Раушенберг писал, что готов «принимать все элементы внешнего мира и работать с ними в своего рода сотрудничестве». Мир в композициях Раушенберга предстает беспорядочным нагромождением предметов и образов. Многие детали его произведений откровенно неэстетичны, а иногда и антиэстетичны. Вдело идут и консервные банки, и пучки грязной травы, и чучела животных, и обшарпанные этажерки, и грязные кисти. Работа, которой художник дал наименование «Монограмма», представляет собой чучело козы, торчащее из автомобильной шины. Реальность индустриального и постиндустриального общества, в котором пропаганда, глянцевые журналы, реклама и кинематограф прикрывают ужас лишенного ценностей бытия, обнажается в коллажах поп-арта.

В современном искусстве коллаж остается одной из излюбленных техник, часто он по-прежнему используется как средство эпатажа, выражения сарказма, иронии, черного юмора. В то же время коллажи все чаще находят прикладное применение в качестве элементов интерьера, в том числе и домашнего. Естественно, такие композиции не несут агрессии, лишены дисгармоничности и деструктивности. Прежде всего это имеет отношение к флористическому коллажу, который приобретает все большую популярность, постепенно становясь новым направлением народного искусства. Предшественник флористического коллажа гербарий. Искусно составленный, он мог украсить страницы альбома, становился напоминанием о счастливом времени, памятном событии. Засушенными лепестками цветов чувствительные девушки украшали письмо или открытку. Флористические коллажи изготавливаются вручную, в единственном экземпляре. Это придает им психологическую притягательность как всякой уникальной вещи, отразившей авторскую личность. Современный мир все больше тяготеет к индивидуальности, возвращается к тем временам, когда мир предметов не был результатом массового производства. Эпоха унификации отступает.

Флористический коллаж создается с помощью природных материалов — сухих растений, плодов, гравия, ракушек, перьев, коры и т. д. Обычно все эти элементы накладываются на оформленный красками фон. Такие композиции соединяют черты аранжировки, принципы живописи, коллажную технику. Они становятся выразительным элементом декора. Картины и фотографии как способ украсить жилище теряют популярность: они перестают удивлять, утрачивается чувство новизны. Трехмерное же изображение в коллажах необычно и потому вызывает живой интерес. Оно создает эффект присутствия, впечатление фрагмента природы, пейзажа, встроенного в интерьер. Коллаж сейчас в моде, это стильное украшение интерьера. Ценность его — в авторском видении, в уникальности и в том, что его возможности далеко не исчерпаны, многие открытия еще впереди. Можно изменять состав раствора, способы наложения материала, искать новую фактуру, сами материалы, цветовые решения… Точку ставить рано.

Автор: Татьяна Кудряшова «Великолепные украшения для дома в техники «Терра»».

vrukodelii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Авторское право © 2019 Уроки рисования для всех возрастов
top