Кисть нарисовать – Как нарисовать кисть карандашом поэтапно

Рисование кистью / Мастерклассы Блоги

Хотя кисти чаще всего ассоциируются с живописью, они являются многофункциональным и очень удобным средством для рисования, с помощью которого можно создавать разнообразные и выразительные линии.

Нам сейчас понадобятся мягкие кисточки, как для работы с акварелью. Можно также использовать китайские кисточки, предназначенные для каллиграфии. Они набирают большое количество туши или краски, поэтому художнику не приходится останавливаться и снова набирать пигмент. Кончик этих кистей заострен, что позволяет варьировать ширину линий. Волоски китайских кисточек и кисточек для акварели очень гибкие, благо¬даря чему легко менять направление проводимых линий. С помощью кисточки обойти углы гораздо проще, чем при работе пером или карандашом. Поэкспериментируйте с разными кисточками и сравните полученные линии и штрихи.

Попробуйте держать кисточку поразному. Если вы держите ее за металлический держатель или рядом с ним, вы получаете максимальный контроль над линиями. Это очень важно для мелких, коротких штрихов. Но рисовать длинные линии таким образом очень неудобно, так как вы держите кисточку одними лишь пальцами. Для длинных мягких линий кисточку следует держать примерно за середину или кончик ручки. При этом вы будете работать запястьем, что сделает ваши движения более плавными. Попробуйте работать не только кончиком кисточки, но и ее боковой стороной.

В такой технике можно работать тушью или краской. Водостойкая тушь быстро высыхает, и линии остаются такими, какими были нанесены. Водорастворимая тушь немного расплывается, но этот эффект можно использовать как художественный прием. Если вы хотите использовать краску, то вам подойдут акварель, гуашь или акрил (все они являются водорастворимыми).

Рисовать кистью можно практически на любой основе: бумаге, планшете или холсте. Если вы используете обычную бумагу для рисования, выбирайте максимально плотную, чтобы она не размокала от сырой туши или краски. Но, в отличие от работы с акварелью, натягивать бумагу не придется: вы не будете заливать ее водой или краской, поэтому она не покоробится.

У рисования кистью есть своя оборотная сторона: если вы совершите ошибку при работе краской или тушью, исправить ее будет сложнее, чем карандашную линию. Поэтому, если не чувствуете себя достаточно уверенно, сначала наносите схему рисунка карандашом.

 

Короткие штрихи и точки

Держите кисточку перпендикулярно к поверхности бумаги и наносите штрихи одним лишь кончиком.


Короткие, простые линии

Чтобы контролировать линии, возьмите кисточку за держатель волосков. Изменить направление линии можно простым движением пальцев.

 

Тонкие закругления

Тонкие, относительно короткие закругления легче всего рисовать, взяв кисть за держатель волосков. Вам будет легко контролировать кисточку, и вы сможете работать самым ее кончиком.


Короткие разветвляющиеся линии

В конце штриха вертикально поднимайте кисточку, чтобы поверхности касался только самый ее кончик.

Линии разной ширины

Чтобы получить широкие линии, используйте боковую сторону кисточки и плотно прижимайте ее к бумаге. Для тонких линий держите кисточку так, чтобы бумаги касался только ее кончик.

 

Широкие мазки

Держите кисточку за середину или кончик ручки, плотно прижимайте ее к бумаге и наносите штрихи плавными движениями.

Практическое упражнение: Маки

Эти цветы — великолепный объект для рисования кистью. Полностью раскрытые цветки шелковисты, края лепестков чуть присобраны, и это можно передать плавными, выразительными линиями. Очень любопытны и стебли маков. Они причудливо изогнуты и покрыты крохотными волосками. Нарисовать эти волоски невозможно (да и не нужно), но вы можете передать такую фактуру стеблей тонкими штрихами разной толщины, используя кончик кисточки.

Материалы

• Натянутая на основу бумага для акварели

• Карандаш 2В

• Акварель: красный кадмий, оливково-зеленый, черный, синий ультрамарин

• Кисточка

Объект изображения

Свежие маки очень быстро вянут, поэтому для упражнения художник использовал искусственные цветы. Он решил упростить композицию, включив в нее всего один раскрывшийся цветок, один бутон и несколько листьев. В результате получился скромный этюд, который позволяет нам оценить естественную красоту цветка.


1. Схематично набрасываем очертания цветка карандашом. Если вы уверены в себе, то можете пропустить этот этап и сразу рисовать цветок кистью и краской. Но все же нужно удостовериться в том, что вы расположили все элементы правильно. Возьмите кисть среднего размера и красным кадмием нарисуйте очертания цветка.

 

2. Прорисовываем основные элементы лепестков крупного цветка. Головка состоит из нескольких перекрывающихся лепестков. Те места, где лепестки перекрываются, рисуем боковой стороной кисти, а не кончиком. Нам нужно получить густой слой краски.

 

3. Промываем кисточку чистой водой. Оливково-зеленым цветом самым кончиком кисточки рисуем стебель. Делаем несколько тончайших боковых штрихов, чтобы обозначить крохотные волоски на стебле. Чтобы получить более светлый оттенок зеленого, добавляем в краску воды.

 

4. Оливково-зеленым цветом рисуем бутон и центр крупного цветка. Намечаем очертания листьев. Стебель бутона рисуем так же, как и на шаге 3. Добавляем несколько крохотных волосков, чтобы передать фактуру стебля.

 

5. Завершаем проработку листьев. Рисуем прожилку, проходящую через центр самого крупного листа.

 

6. Смешиваем темный иссиня-черный цвет из черного и синего уль-трамарина (чисто-черный цвет выглядит «мертвым»). Кончиком кисточки рисуем крошечные тычинки вокруг центра крупного цветка. Не набирайте слишком много краски, чтобы бумага не промокла.

Законченная работа

Перед нами энергичный рисунок кистью, полный плавных, текучих линий, которые прекрасно передают фактуру цветка. Художник использовал разнообразные мазки — от крохотных, тонких штрихов, которыми обозначил волоски на стеблях, до линий разной ширины на зубчатых листьях и широких мазков в тех местах, где лепестки перекрываются. Хотя значительная часть бумаги осталась белой, деталей вполне достаточно, чтобы представить себе форму и фактуру цветка.

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

blogs.masterclassy.ru

«Как нарисовать кисти рук»

Кисть человеческой руки справедливо считается одним из наиболее сложных объектов для изображения в рисунке. Поэтому умение хорошо рисовать руки всегда являлось признаком мастерства художника.

В живописи, скульптуре и графике, в самых разных видах и жанрах изобразительного искусства, а особенно в портретном, в содержание художественного произведения художники часто вводят руку (или руки) как важный элемент, содействующий наиболее полному раскрытию образа человека.

Изображая человеческую руку, художник может передать не только ее движение или выразительный жест, но и душевное состояние человека, волю и волнение, гнев и страдание, напряженный труд и усталость и т. п., показать возраст, профессию человека, его социальное положение.

Рука ребенка и старческая рука, рука скрипача и рука кузнеца, мужская и женская руки — разница в их облике настолько очевидна, что можно считать руку (вернее, кисть руки) как бы вторым «портретом» человека.

Говорят, что «глаза — это зеркало души»; это, пожалуй, не в меньшей мере относится и к рукам.

Руки настолько отражают характер, чувства и состояние человека, что, даже изображенные отдельно (без человека), могут стать сами единственными героями художественного произведения.

Таково примерное содержание беседы. Подкрепленная показом репродукций с изображением человеческих рук в произведениях таких художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Роден, Менцель, Репин, Моор, и других, а также демонстрацией многочисленных отдельных зарисовок и набросков рук в альбомах, на полях подготовительных рабочих рисунков и на отдельных листах, беседа убеждает учащихся в том, насколько важно художнику в совершенстве владеть изображением человеческой руки.

Учащимся надо хорошо изучить и твердо знать ее строение, а главное крепко его помнить, чтобы научиться изображать руку «от себя» (по представлению).

При обобщенном изображении руки с натуры наибольшая сложность заключается в необходимости отчетливо представлять себе ее устройство в любом положении, движении и действии.

С костной основой руки, с ее подвижным скелетным механизмом учащиеся знако» мятся на занятиях пластической анатомией человека, а затем — исполняя в классе сравнительно продолжительные зарисовки со скелета руки, с гипсовых слепков рук и с живой натуры. И все-таки применение полученных знаний в рисунке представляет значительную трудность из-за почти безграничных возможностей действия, которыми обладает рука человека.

Многочисленные короткие наброски с кисти руки в разных положениях и поворотах по отношению к рисующему должны привести учащихся к полному пониманию связи внешней формы руки с ее подвижной костной основой.

1. Г. Гольбейн. Построение головы и кисти руки при помощи серединной линии и крестовины

Как всегда, перед обобщенным изображением формы учащимся надо получить ответ на вопрос «как это устроено?», чтобы установить существенно важные типические особенности строения человеческой руки. В этом на помощь учащимся приходит условная схема строения кисти правой руки, исполненная Г. Гольбейном (рис. 1), и более полное изображение кисти руки (рис. 2).

2. Схема скелета кисти руки

Разъясняя учащимся содержание этой схемы, следует обратить их внимание на следующее:

1) так же, как голова человека изображается в набросках вместе с шеей или частью ее, так и в наброски кисти руки должна входить нижняя часть предплечья. Поэтому на схеме условно показаны нижние концы локтевой и лучевой костей, с которых и начинается построение схемы;

2) кости запястья на схеме намечены условно, суммарно, только в общем;

3) на схеме четыре пястных кости намечены условно и как бы их продолжением служат три фаланги каждого пальца, постепенно уменьшающиеся по длине;

4) пястная кость большого пальца — самая короткая из пястных костей, и, так как у большого пальца всего две фаланги, то он — короче других пальцев;

5) нанесенные на схеме три вспомогательные дуговые линии пересекают пальцы. Точки пересечения, совпадающие с сочленениями между фалангами, служат опорными пунктами при построении пальцев (рис. 2).

Задачей первых упражнений в набросках руки будет закрепление в памяти и представлении учащихся этой схемы, связывающей внешнюю форму руки с ее строением.

Чтобы учащиеся запомнили схему, следует предложить им зарисовать ее, а дома в обязательном порядке нарисовать вид этой схемы с ладонной стороны, ориентируясь на свою левую руку. Следует при этом обобщенно показать группу мускулов и мышц, примыкающих к пястной кости большого пальца, группу мышц, примыкающих к мизинцу, затем следует легко наметить направления двух-трех главных складок кожи, образующихся при сгибании пальцев кисти внутрь ладони по линии, соответствующей верхним концам пястных пальцев на тыльной стороне руки.

3. Упражнения на построение кисти руки

Кисть руки — небольшой по размеру объект. Это очень затрудняет проведение занятий набросками с руки живой модели при группе в пятнадцать—семнадцать учащихся. Поэтому первые занятия лучше проводить не в классе рисунка, а в другом помещении, где имеются столы (или парты), для того, чтобы каждый учащийся мог делать наброски со своей незанятой (левой или правой) руки, лежащей на столе.

Первое упражнение. Исполнить с соблюдением пропорций набросок тыльной стороны кисти своей руки и наметить рядом, в том же размере условную схему ее строения. Время — двадцать минут (рис. 3).

Второе упражнение. Предварительно легко наметив на листе условную схему строения кисти своей левой руки, сделать по ней набросок ее ладонной стороны с немного расставленными и чуть согнутыми пальцами. Время — двадцать минут (рис. 3).

4. Упражнения на построение кисти руки

Третье упражнение. Сделать набросок с ладонной стороны своей левой руки в положении «не совсем сжатый кулак», предварительно наметив на листке условную схему строения кисти. Время — пятнадцать минут (рис. 4).

Четвертое упражнение. Сделать наброски своей руки, удерживающей между большим и указательным пальцем спичечную коробку, чтобы были видны и другие пальцы. Время — тридцать минут (рис. 4).

После упражнений в классе с целью закрепления в сознании учащихся связи между формой кисти руки и ее строением, учащимся предлагается домашнее задание: в течение одной недели исполнить на одном листе несколько набросков и зарисовок со своей руки с разных сторон в разных положениях, пользуясь при этом отражением руки в зеркале*. Материал — графитный карандаш «2М» — «ЗМ»,

Для следующего, пятого упражнения следует пригласить пожилую мужскую (или женскую) модель с кистями рук, на которых хорошо видно их строение. Модель позирует, сидя на низкой табуретке, засучив рукава, раскинув и положив руки на два стоящих рядом столика, изменяя каждые двадцать минут положение кистей по указанию преподавателя. Освещение — верхнебоковое, не сильное.

5. Учебные зарисовки кисти руки. Карандаш

Задача: передать в зарисовках характерные особенности формы руки (рис. 5). Время — два часа.

Затем для закрепления полученных знаний и навыков следует предложить учащимся еще одно домашнее задание: в течение двух недель исполнить несколько набросков и зарисовок рук, отличающихся характерными признаками (возможно, держащими какой-либо предмет, например, детская рука с ложкой или игрушкой, рука рабочего с клещами, худая старческая рука с курительной трубкой, женская рука с кольцами и браслетом и т. п.), или сразу две руки, занятые каким-либо делом (вяжут чулок, свертывают «козью ножку» и т. п.). Задача заключается в том, чтобы каждый набросок как-то отвечал на вопрос: «Чьи эти руки?» Наброски могут быть исполнены любыми графическими средствами и материалами, позволяющими наилучшим образом решить задачу на отдельных листах (размер 0,125).

На последние классные занятия в качестве модели приглашается музыкант (скрипач, гармонист, балалаечник или гитарист), который сначала позирует с музыкальным инструментом.

Учащимся предлагается в течение одного учебного часа исполнить на листе (размер — 0,25) короткую зарисовку фигуры играющего музыканта, находящегося в статическом положении в позе «играет».

6. Учебная зарисовка «Гармонист». Карандаш

По окончании зарисовки на заранее оставленных на листе полях или на другом листе в течение двух часов учащиеся исполняют несколько набросков и зарисовок с руки музыканта (или рук) с инструментом (или его частью). Каждые двадцать минут модель изменяет статическое положение рук, держащих инструмент, на другую «позицию» (рис. 6). Время — два часа. Материал — по выбору.

В дальнейшем на преподавателя ложится обязанность всячески стимулировать и поощрять самостоятельную работу учащихся над изображением рук в набросках. Надо, чтобы у учащихся никогда не угасал настоящий интерес к человеческой руке, чтобы рука всегда была объектом самого пристального их внимания.

Только путем многочисленных самостоятельных упражнений в набросках учащиеся смогут достигнуть легкости и свободы в изображении человеческих рук, рук живых, характерных и выразительных.

* Зеркало позволяет рисовать свою руку со стороны пальцев.

Рейтинг:  Loading …

Просмотров: 15,765

artsblog.com.ua

Как нарисовать кисть? | Рисуем поэтапно кисть человека, руки

Слово кисть в русском языке имеет множество значений. Во-первых, это часть руки, основными составляющими которой являются кости запястья, пясть и фаланги пальцев. Интересный факт: если несильно взять человека за кисть руки, то показатели его сердечного ритма и кровяного давления несколько понизятся. Кроме того, если кисти рук холодные это может указывать на утечку энергии.

Сейчас покажу, как правильно нарисовать кисть руки человека простым карандашом и поэтапно.

Рисуем кисть поэтапно:

Шаг первый. Рисуем фигуру будущей кисти.

Шаг второй. Прорисовываем элементы кисть.

Шаг третий. Обрисовываем контуры и улучшаем руку.

[nextpage] Шаг четвертый. Удаляем каркас и штрихуем.

narisovat.com

Рисуем кисти рук. — Реалистичное рисование — Уроки рисования — Уроки компьютерной графики и рисования — Tatyana_Art

КИСТИ РУК


Кисти рук, как и лицо, заслуживают пристального внимания художника.
Во-первых, потому, что, за исключением лица, они представляют единственный хорошо открытый элемент тела.
Во-вторых, потому (и это еще более важно), что наряду с лицом, кисти являются наиболее выразительными частями человека. Они способны передавать огромный спектр эмоций и движений.
В-третьих, благодаря большому количеству деталей и объему массива и плоскостей, рисунок кистей представляет значительные сложности для студента без серьезной подготовки.

Считается, что они наиболее трудные для изображения части фигуры; если вы освоили рисунок кисти руки, то в значительной степени укрепили навыки в рисовании или живописи.

Наиболее распространенная ошибка, совершаемая в рисунках кистей, заключается в том, что они изображаются слишком маленькими. Снова повторим, что наряду с лицом, кисти являются важнейшим элементом фигуры.

Рисуйте их более крупными. Если приложить кисть руки к лицу, ее высота от кончиков пальцев до запястья должна быть практически равна расстоянию от верхней части лба до линии подбородка.

Форма кисти


Кисть образована двумя массивами — участками вокруг большого пальца и самой кисти.

Двойной ряд запястных костей соединен с костями кисти, образуя единое целое.

Движение кисти повторяет движение запястья. Запястье можно назвать универсальным суставом, благодаря способности к круговому вращению, поворотам из стороны в сторону и вверх-вниз. Оно также участвует в движении всей руки, придавая ему, грациозность и мощь, когда действие посредством запястья распространяется на кисть.

Положите руку плашмя на стол и обратите внимание на то, что запястье не касается его поверхности. Вы заметите, что массив запястья приподнят от кисти под небольшим углом в месте соединения с предплечьем.

Участок в области большого пальца кисти крупнее участка в области мизинца. Кисть в области пальцев шире, чем у запястья, однако, у запястья кисть толще. Вы также заметите, что ладонь длиннее, чем ее тыльная сторона.

Ладонь по виду напоминает не глубокую чашу с плоскими гранями. С обеих сторон рядом с запястьем она имеет четко выраженные подушечки. Поперечная линия запястья образует под прямым углом нижнюю границу ладони. Верхняя граница ладони также хорошо обозначена линией поперек основания пальцев. Пальцы, собранные вместе, формируют отчетливую кривую, наивысшая точка которой приходится на основание среднего пальца. Эта кривая затем резко падает (обрезая угол кисти) у основания мизинца и соединяется с кривой, уходящей от этой точки в направлении запястья.

Большой палец укреплен в ладони хорошо подвижным шаровидным образованием, которое обусловливает большой диапазон его движения — независимо от остальной части кисти. Расположите кисть напротив лица ладонью к себе и двигайте большим пальцем в любом направлении. Вы увидите, что палец перемещается почти во все стороны.

Когда кисть и рука лежат плашмя на столе, запястье наклонено в сторону кисти и не касается поверхности стола

Запястные (кистевые кости) придают запястью гибкость

Ладонь кисти окружена плотной системой подушек и подкладок.

Передняя часть большого и остальных пальцев, равно как и значительная область ладони, буквально «набита» материей на костном «фундаменте». Пальцы — все вместе и каждый в отдельности — сужаются внаправлении кончиков.

Средний палец — самый длинный — образует вершину. Когда кисть разжата, пальцы имеют тенденцию сходиться в его направлении. Заметьте также, что при сжатии кончики пальцев указывают на общий центр. Большой палец толще остальных, но в отличие от них, лишь последняя его фаланга сужается к кончику.

Поперечное сечение пальцев имеет скорее прямоугольную, а не округлую форму (как может показаться на первый взгляд). Сечение пальца в области ногтя имеет практически треугольную форму, где основанием является ноготь и наросты кожи по обеим его сторонам.

Для того чтобы правильно нарисовать кисть, нужно владеть знанием ее внутренней структуры — костей, составляющих ее каркас и определяющих пропорции. Если вы знакомы с внутренней структурой кисти, все проблемы,связанные с передачей ее характерных особенностей и выразительностью завершенной работы исчезнут сами по себе.

Важно также знать типы соединений суставов и степень ограниченности их движения. Первый сустав большого пальца и первые два сустава остальных имеют шарнирное (блоковидное) соединение, что означает возможность перемещения только в одном направлении — под прямым углом к длине пальца, сгибаясь в сторону ладони. Их движение в стороны невозможно. Когда кистьполностью разжата, самый верхний сустав каждого пальца слегка отогнут назад. Нижние суставы пальцев и сустав большого могут сгибаться вперед под острым углом, в то время как верхние суставы (и сами кончики пальцев) при сгибе недостигнут даже прямого угла.

Следует пользоваться любой возможностью для изучения моделей кисти. Даже во время рисования вы можете в этих целях использовать свободную кисть руки. А установленное напротив зеркало и отражение вашей руки сулят безграничное разнообразие позиций кисти — вам будет из чего выбрать.

Диапазон движения запястья в верхнем и нижнем направлениях.

Диапазон движения запястья из стороны в сторону (по горизонтали)

Кончик большого пальца находится на одной линии со вторым суставом

Точка вращения большого пальца


Когда кисть сжата  в кулак, пальцы указывают на общий центр.


Когда кисть разжата, линии пальцев сходятся в одной точке на линии среднего пальца

Набросок кисти руки

При изучении фигуры мы начинали с основных элементарных форм. Снова воспользуемся их помощью — на этот раз для точной прорисовки кистируки. На этой странице воспроизведены фотографии двух кистей и их схематичное изображение в виде «рубленых» блоков на верхней, боковой и нижней плоскостях. Внимательно изучите схемы и, с этого момента, работая над зарисовкой кисти, изображайте ее элементы в виде этих простейших форм. По мере накопления опыта вы сможете уже не прибегать к их прорисовке на стадии предварительного наброска, но мысленно представлять их просто необходимо.

Другие рисунки на этих страницах демонстрируют, как определять общий размер и характер движения кисти; затем — как решить некоторые конструктивные проблемы, связанные с упрощенными «рублеными» формами; и, наконец, как сгладить контуры и передать детали более реалистично. Во время работы думайте о ритмичном потоке движения, бьющем сквозь запястье, ладонь и пальцы, и об объемной структуре, которая придает рисунку убедительный вид: постарайтесь и то, и другое отразить в наброске.

Кисть мужской руки:

Рука этого мужчины наглядно демонстрирует плоскости «рубленых» форм. Обратите внимание, что суставы пальцев работают по принципу шарнира, а кисть в области запястья вращается.

Кисть женской руки:

Кисть женщины — более нежная и грациозная; но, тем не менее,и она может быть сведена к той же простой схеме «рубленых» форм.

Перспектива:

Метод изображения кисти в виде «рубленых» форм очень полезен при построении перспективы, поскольку гораздо легче представить в перспективе куб, а не палец. Здесь мы упрощаем проблему, определяя положение ладони по отношению к большому пальцу и затем «выстраивая» элементы пальцев.


Сперва сделайте набросок ладони, большого пальца и запястья Иногда бывает полезно разделить верхнюю грань ладони на четыре секции, чтобы определить расположение пальцев


Прорисуйте стилизованные формы пальцев и определите верхнюю, боковую и нижнюю плоскости по отношению к остальной части кисти.


Действие пальцев по принципу шарнира: тщательно прорисовав нижнюю плоскость пальцев, вы можете бытьуверены, что они согнуты под верным углом. Обратите внимание на то, что каждый сустав соединен с другим по принципу шарнира — они не способны совершать круговые движения.

Сложные позиции: поиск верного соотношения между запястьем, ладонью и большим пальцем поможет определить расположение кисти в любой сложной позиции (например, кисть держащая мяч). После этого можно заняться прорисовкой деталей пальцев.

Важнейшие элементы действия, пропорций и движения кисти руки, запястья и пальцев


Очеловечивание стилизованных форм


Кисть в «рубленых» формах поможет решить проблемы, связанные с ее положениеми пропорциями. Задача превращения элементарных форм в более реалистическиезаключается в оттачивании и обработке их очертаний. В этом случае следует вспомнить о внутренней структуре кисти — костях и мускулах. Вас особенно заинтересует воздействие внутреннего каркаса на формирование внешней поверхности кисти вовремя работы с фотографиями или натурщиками.

«Очеловечивание» стилизованных форм:

целью нашей работы над этюдами кисти является, безусловно, создание правдивого, реалистического изображения. Стилизованные формы служат средством достижения этой цели. Предлагаем несколько советов — вспомните о них, когда приступите к «оживлению» этих форм.

«Очеловечивание» стилизованных форм (практикум)

Непосредственно перед началом работы попытайтесь определить общее направление движения кисти. Заметьте, что в данном примере запястье, тыльная сторона кисти и указательный палец образуют кривую возвратно-поступательного движения.
После приобретения некоторых навыков вы обнаружите, что кисти рук -увлекательнейшая натура для рисования. Присмотритесь к собственной кисти и постарайтесь точно воспроизвести ее на бумаге. А с помощью зеркала вы сможете увидеть собственную кисть практически в любом положении.



Шаг 1.

Расстояние и расположение.
Сделайте набросок движения и наметьте приблизительное расположение кисти, добавив детали такими, какими вы их видите.


Шаг 2.

Объем конструкции.
Метод создания «рубленых» форм поможет определить плоскости и поверхности кисти и пальцев.


Шаг З.

Деталировка.
Тщательно прорисуйте все детали кисти и пальцев, постепенно убирая вспомогательные линии

Шаг 4.

Расположение света и тени.
Нанесите участки света и тени, стараясь не нарушать форму кисти и пальцев.


Кисть руки с различных точек обзора

В серии публикуемых ниже фотографий положение руки в каждом из рядов не изменялось: камера перемещалась вокруг неподвижной кисти. Обратите внимание на разительные перемены в отношениях видимых элементов (пальцев, большого пальца и основания кисти), вызванные в результате незначительного изменения ракурса; заметьте, что уровень глаз также оставался прежним.
Пространственный рисунок «насквозь» дает возможность определить расположение невидимых элементов, что, в свою очередь, помогает верно нарисовать видимые детали.

Прозрачный стакан позволяет изучить форму и движение ладони, а также внутренние стороны пальцев.

Кисть и пальцы принимают форму объекта, находящегося в руке. Обратите внимание на движение большого пальца, который противодействует движению остальных.

Объемную сферическую форму мяча накрывают не только пальцы, но и весь массив кисти.

Несколько полезных правил

Одна из трудностей, подстерегающих неопытного художника, — это слабое, неубедительное построение кисти руки, хотя в других областях рисунка или живописи он может быть вполне компетентен. Ниже продемонстрированы наиболее типичные ошибки. Мы подскажем вам, как их исправить.

 верно     не верно       верно         не верно

Всегда помните о структуре мышц и костей, расположенных под кожным покровом. Не рисуйте все элементы кисти округлыми, иначе она станет похожей на резиновый муляж.

Помните, что большой палец присоединен в области запястья и может двигаться независимо от остальной части кисти. Не ограничивайте свободуего движения: оно начинается ниже центральной точки пальца.

 верно        не верно     верно     не верно

Кончики пальцев образуют кривую. Другая кривая формируется там, где пальцы соединены с ладонью. Убедитесь, что в вашем этюде данные линии действительно кривые, а не прямые.

Когда рука сжата, пальцы должны быть слегка направлены всторону центра ладони. Нельзя изображать изгиб мизинца на одной линии с боковойчастью ладони — в противном случае кисть окажется слишком напряженной и неестественной.

верно           не верно            верно          не верно

Запястье, пальцы, большой палец и ладонь представляют собой гибкие элементы. Не придавайте кисти окоченевший вид.
Когда пальцы сжаты, тыльная сторона кисти изогнута вдоль линии фаланг. Кисть не должна быть плоской


tatyana-art.ucoz.com

Создаем кисть и рисуем мех в Фотошоп

​В этом уроке я покажу вам, как создать небольшой набор кистей Мех, а затем мы применим созданные кисти, чтобы воссоздать мех животного. Мы потренируемся на лисьем хвосте. Используя наши созданные кисти, включая инструмент Палец (Smudge Tool), мы создадим как мягкий мех, так и грубый мех. Мы также используем режимы наложения для добавления цвета и теплоты к меху.

Итоговый результат

1. Подготавливаем Фотографию

Шаг 1

Откройте программу Adobe Photoshop, создайте новый документ, создайте новый слой. Выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B)), в настройках установите жёсткую круглую кисть.

  1. Нарисуйте несколько точек различного размера. Границы вокруг точек определят размеры вашей будущей кисти.
  2. Точки должны быть немного разбросаны, но не переживайте, если точки будут расположены равномерно.
  3. Точки должны формировать либо круг, либо иметь продолговатую форму.

По стилю, мы назовём эту кисть «точечная кисть».

Примечание переводчика: названия кистей — на данном этапе урока, автор просто обозначает, как будет называться та или иная кисть, учитывая стиль узора кисти, а когда мы будем сохранять созданные узоры в качестве кистей, тогда мы и используем эти названия. 

Шаг 2

Создайте новый слой или перейдите на свободное место в пределах рабочей области. Для следующего стиля кисти мы используем жёсткую круглую кисть, в панели настроек кисти выберите опцию Шум (Noise). Уменьшите Непрозрачность (Opacity) и Нажим (Flow) кисти до 60% или примерно (вы можете также поэкспериментировать с этими настройками). Далее, перейдите в панель настройки кисти (F5) . Выберите опцию Динамика формы (Shape Dynamics). Установите следующие значения.

Колебание размера (Size Jitter) Управление (Control): Нажим пера (Pen Pressure).

  1. Следующая кисть будет напоминать пучок меха.
  2. Нарисуйте линии с нахлёстом, чтобы выпуклость линий была с каждой стороны.
  3. Варьируйте длину и непрозрачность линий.

По стилю, мы назовём эту кисть «пучок меха».

Примечание переводчика: вы можете создать несколько узоров кисти на одном слое, при этом, вам придётся воспользоваться одним из инструментов выделения при создании/сохранении кисти или используйте несколько слоёв — это на ваше усмотрение. 

Шаг 3

Следующая кисть — одна из самых основных, которую мы используем для воссоздания меха. С помощью мягкой круглой кисти, нарисуйте точки, разбросанные по кругу, различного диаметра. Первый вариант нарисуйте с включённой настройкой Шум (Noise), а второй вариант без шума (нарисуйте оба варианта), таким образом, мы создадим кисть с мягким мехом и с грубым мехом.

Мы назовём эти кисти «мягкий мех» и «грубый мех».

Шаг 4

В заключение, мы ещё раз используем жёсткую круглую кисть. В панели настроек кисти, выберите опцию Наращивание (Build-Up) и Сглаживание (Smoothing), чтобы создать короткие волоски меха, похожие на фрагменты травы. Варьируйте размер жёсткой кисти, чтобы воссоздать различную толщину волосков меха.

Мы назовём эти кисти «короткий мех».

Примечание переводчика: 1. в новой версии программы Photoshop в настройках кисти появилась новая опция Наращивание (Build-Up), если у вас нет этой опции, просто игнорируйте её 2. автор создаёт несколько кистей, каждый раз варьируя размер кисти.

2. Сохраняем и Применяем Кисти

Шаг 1

Выберите один из инструментов выделения. Создайте выделение вокруг одного из узора, который вы нарисовали ранее в этом уроке. Далее, идём Файл – Определить кисть (Edit > Define Brush Preset), дайте своей новой кисти уникальное название (или дайте обычное название, если вы продолжаете экспериментировать с формами кисти и их стилями). Таким образом, вы добавите новые кисти, которые вы создали, в стандартный набор кистей.

Шаг 2

Теперь, протестируйте каждую кисть. Поиграйте с настройками Нажима (Flow), Непрозрачности (Opacity), включая настройки в закладке Кисти (Brush (F5)). Попробуйте нарисовать кистью длинный мазок, чтобы увидеть, как рисует кисть, а также какую текстуру создаёт.

3. Рисуем Лисий хвост: Этапы художественного процесса   

Шаг 1

Создайте новый документ, а затем создайте новый слой. Вначале мы используем жёсткую круглую кисть для создания хвоста, который будет представлять образец меха. Далее, используйте кисти, которые мы создали ранее в этом уроке.

  1. Нарисуйте хвост, используя светло-серые оттенки. Обратите внимание на белый оттенок на кончике хвоста.
  2. Далее, добавьте тёмно-серые оттенки в самой верхней части хвоста
  3. В заключение, я использую серый цвет средних тонов в верхней части хвоста. Это даст вам представление о том, каким должно быть основание хвоста.

Шаг 2

Теперь, переключитесь с текущей кисти на кисть Грубый мех или на кисть Мягкий мех, обе эти кисти мы уже создали ранее. Обратите внимание, что я установил значение Интервала (Spacing) 4%, а также выбрал опции Наращивание (Build-Up) и Сглаживание (Smoothing). Я также выбрал опцию Динамика формы (Shape Dynamics) и установил следующие значения: Колебание размера (Size Jitter) Управление (Control): Нажим пера (Pen Pressure), т.к. я использую графический планшет в течение всего урока. Рисовать цифровые картины может оказаться сложным занятием без использования планшета.

Шаг 3

Давайте продолжим добавление текстуры к нашему хвосту, а также проведём совмещение тонов.

  1. Начнём с верхней части хвоста, используем кисть Грубый мех или кисть Мягкий мех, цвета кисти серый средних и светлых тонов.
  2. Обратите внимание, что размер кисти будет определять вид меха на хвосте. Настройте размер кисти соответственно. Возможно, вам придётся немного поэкспериментировать, чтобы понять, какой размер кисти вам подходит.
  3. В верхней части хвоста я использовал кисть Грубый мех, а в нижней части хвоста я использовал кисть Мягкий мех, чтобы представить различную текстуру меха.

Шаг 4

  1. Поиграйте с другими кистями, которые вы создали. Теперь, обратите внимание на разнообразие цветовых тонов на лисьем хвосте. (Примечание переводчика: полутоновая основа хвоста поможет создать разнообразие цветовых тонов). Мелкие точки вокруг хвоста я нарисовал с помощью точечной кисти, которую мы создали ранее. Я нарисовал мелкие точки в верхней части хвоста сбоку.
  2. Еще раз добавьте светло-серый оттенок в нижней части хвоста. Подумайте, как могут световые блики отражаться на мехе самого хвоста.
  3. Я решил добавить тени на правую верхнюю часть хвоста.
  4. Я также решил добавить тёмно-серый цвет на боковые стороны хвоста. Продолжайте совмещать тона, держите под рукой исходное изображение с хвостом, если вам понадобится посмотреть, как выглядит лисий хвост в плане перехода тонов.

4. Рисуем Лисий Хвост: Смягчаем мех

Шаг 1

Давайте настроим инструмент Палец (Smudge Tool).

  1. Выберите инструмент Палец (Smudge Tool).
  2. Установите степень Интенсивности (Strength) 77%. Вы можете, конечно же, варьировать степень Интенсивности (Strength) во время процесса. Вы можете подобрать более или менее подходящее значение для своей работы.
  3. В панели настроек кисти, выключите опцию Динамика формы (Shape Dynamics), а опция Сглаживание (Smoothing) должна быть включена.
  4. В заключение, установите значение Интервала (Spacing) 10%.

Шаг 2

Теперь, давайте смягчим хвост.

  1. С помощью инструмента Палец (Smudge Tool), начните обрабатывать верхнюю часть хвоста. Аккуратно начните размазывать локоны меха в нисходящем направлении.
  2. Варьируйте длину мазков.
  3. Также, старайтесь, чтобы движение кистью было в основном в одном направлении. На этом этапе, я добрался до середины хвоста.
  4. Продолжайте смещаться вниз хвоста, размазывая различные участки хвоста. Обратите внимание, как мы смягчили верхнюю половину хвоста.

Шаг 3

Продолжаем размазывать участки хвоста.

  1. Движение кисти должно быть так, как будто вы рисуете небольшие фрагменты меха, а не так, как будто вы рисуете весь хвост сразу. Постарайтесь, чтобы ваш компьютер успевал за движением инструмента. Иногда он может отставать и тогда вам придётся немного переждать.
  2. Старайтесь размазывать в сторону на кончиках меха. Таким образом, мех будет выглядеть более лохматым и менее уложенным.
  3. Обратите внимание, насколько концы меха мягкие, а также как сужается мех. Все линии, которые мы нарисовали ранее, должны сужаться в соответствии с тональным переходом меха.
  4. Смягчите тёмные участки меха, чтоб они лежали в одном направлении.

Шаг 4

Давайте увеличим масштаб изображения (Z), (честно признаться, я редко увеличиваю / уменьшаю масштаб изображения во время работы, но в целях этого урока, я постарался показать каждый шаг полностью).

  1. Обратите внимание, как мех выделяется на краях. Это благодаря инструменту Палец (Smudge Tool), в частности движением инструментом вниз и по диагонали.
  2. Создайте новый слой. С помощью жёсткой кисти маленького диаметра, или с помощью кисти Пучок меха, или с помощью кисти Короткий мех (последние две кисти мы создали ранее в этом уроке), нарисуйте клочки шерсти или отдельные тёмные волоски, которые выделяются на фоне локонов меха.
  3. Обратите внимание, как эти тёмные волоски меха выделяют целые локоны меха. Поэкспериментируйте с размером кисти, а также с расположением волосков и их объёмом.

5. Раскрашиваем Лисий Хвост

Шаг 1

На данном этапе уроке, давайте отложим наши созданные кисти (до заключительных штрихов). Теперь, давайте сфокусируемся на добавлении цвета к лисьему хвосту.

Создайте новый слой. Выберите стандартную мягкую круглую кисть с непрозрачностью (Opacity) 75% или примерно. Установите цвет переднего плана на тёмно-красновато-коричневый оттенок. Теперь с помощью кисти прокрасьте почти весь хвост.

Далее, поменяйте режим наложения для данного слоя на Перекрытие (Overlay), а также уменьшите непрозрачность (Opacity) слоя до 32%.

Шаг 2

Создайте новый слой. Выберите стандартную мягкую круглую кисть, режим кисти установите на Умножение (Multiply), Непрозрачность (Opacity) кисти на 28%, a Нажим (Flow) кисти на 75%. Установите цвет переднего плана на тёмно-красновато-коричневый оттенок. Теперь с помощью кисти, прокрасьте почти весь хвост.

Далее, поменяйте режим наложения для данного слоя на Осветление основы (Color Dodge), а также уменьшите непрозрачность (Opacity) слоя до 67%.

Шаг 3

Следующий шаг, на мой взгляд, самый интересный. Ещё раз создайте новый слой в палитре слоев.

  1. С помощью мягкой сужающейся кисти, добавьте тёмно-коричневый, жёлтый, оранжевый и красновато-коричневый оттенок вдоль хвоста. Вы можете добавить небольшое размытие к слою, для этого идём Фильтр – Размытие – Размытие (Filter > Blur > Blur). Примечание переводчика: сужающаяся кисть — это кисть с сужающимся кончиком мазка.
  2. Уменьшите непрозрачность (Opacity) слоя до 55%.
  3. Поменяйте режим наложения для данного слоя на Перекрытие (Overlay).

Шаг 4

  1. Создайте ещё один новый слой и с помощью мягкой круглой кисти прокрасьте хвост жёлто-оранжевым, оранжевым, коричневым оттенком и жёлтой охрой. Далее, идём Фильтр – Размытие – Размытие по Гауссу (Filter > Blur > Gaussian Blur), установите Радиус (Radius) размытия, примерно, в пределах 10 — 50 px.
  2. Поменяйте режим наложения для данного слоя на Мягкий свет (Soft Light). Данный режим должен добавить мягкое свечение цвета на хвост.

Шаг 5

Я увеличил масштаб изображения ещё раз, чтобы показать вам детали заключительного слоя. Обратите внимание, как выглядит текстура меха. Я увеличил значение Интервала (spacing) в настройках для кисти Грубый мех, чтобы добавить текстуру на отдельные участки хвоста.

Вы можете либо прокрасить жёлтым, оранжевым и коричневым оттенком поверх хвоста, либо прокрасить светло-серым оттенком ниже слоёв с цветной раскраской. Поиграйте со светотенями, т.к. мы находимся уже на завершающей стадии обработки.

Шаг 6

В заключение, данный шаг является выборочным, давайте добавим немного текстуры к хвосту. Для этого создайте объединённый слой (Ctrl+E). Если вы хотите сохранить созданные слои, то вначале сгруппируйте слои (Ctrl+G), а затем создайте дубликат группы. Далее, находясь на дубликате с группой, выполните сведение.

Примечание переводчика: выполните сведение (Ctrl+E).

Далее, идём Фильтр – Резкость – Контурная резкость (Filter > Sharpen > Unsharp Mask). Примените значения, которые указаны ниже:

  • Эффект (Amount): 180%
  • Радиус (Radius): 8.0 px
  • Порог (Threshold): 19 уровней (levels)

Отличная работа, мы завершили урок!

Теперь, вооружившись техникой, которую мы сегодня освоили (создание кисти, создание рисунка с плавным изменением тонов, размазывание и добавление цвета), вы можете нарисовать голову животного или нарисовать полностью животное! На скриншоте ниже, вы можете увидеть лисью маску, которую я нарисовал. Точно так же, как мы рисовали лисий хвост, я использовал те же самые шаги, когда рисовал лисью маску, единственное, вместо хвоста, я воссоздавал лисью голову, когда добавлял полутона.

Спасибо, что были со мной. Надеюсь, что вам понравился этот урок!

Итоговый результат

Автор: Mary Winkler

photoshop-master.ru

20 способов рисования без кисти и карандашей.

20 способов рисования без кисти и карандашей

Все дети любят рисовать. Но иногда у ребенка получается не так, как хочется. А может быть, ему недостаточно знакомых способов для самовыражения? Тогда можно вдохновить его на эксперименты с разными техниками, среди которых обязательно найдется любимая. После этого ваше чадо наверняка захочет изобрести что-то новое.

ФРОТТАЖ

С детства знакомая и любимая многими техника. Кладем под лист бумаги предмет с немного выступающим рельефом и закрашиваем его пастелью, мелком или незаточенным карандашом.

ОТПЕЧАТКИ ПОРОЛОНОМ

Обмакнув губку в густую гуашь, ребенок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени или животных.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Один вариант: капнуть краской на лист и наклонять его в разные стороны, чтобы получилось какое-либо изображение.

Второй: ребенок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок.

МОНОТИПИЯ

На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда все высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.

ОТПЕЧАТКИ РУК И НОГ

Все просто: нужно обмакнуть ступню или ладошку в краску и сделать на бумаге отпечаток. А потом пустить в ход фантазию и дорисовать пару деталей.

 

ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ

Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Пара штрихов фломастером — и готово!

 

ОТПЕЧАТКИ ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ

Овощ или фрукт нужно разрезать пополам. Потом можно вырезать на нем какой-то узор или оставить как есть. Макаем в краску и делаем оттиски на бумаге. Для отпечатков можно использовать яблоко, картофель, морковку или сельдерей.

   

 

ОТПЕЧАТКИ  ЛИСТЬЕВ

Принцип тот же. Листья мажем краской и делаем отпечатки на бумаге.

РИСУНКИ С СОЛЬЮ

Если посыпать еще влажный акварельный рисунок солью, то она пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости.

      

ЩЕТКА ВМЕСТО КИСТИ

Иногда в целях эксперимента стоит попробовать что-то неожиданное. Например, хозяйственную щетку.

ЭФФЕКТ ПОТРЕСКАВШЕГОСЯ ВОСКА

Восковыми карандашами рисуем на тонкой бумаге изображение. В нашем случае — цветок. Фон должен быть полностью заштрихован. Хорошенько сминаем и затем расправляем лист с рисунком. Закрашиваем его темной краской так, чтобы она вошла во все трещинки. Промываем рисунок под краном и сушим. Если требуется — разглаживаем утюгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТТИСК КАРТОНОМ СО СДВИГОМ

Нарезаем картон на небольшие полоски, примерно 1,5×3 см. Край кусочка картона обмакиваем в краску, прижимаем вертикально к бумаге и равномерно сдвигаем в сторону. Будут получаться широкие линии, из которых и создается рисунок.

ОТПЕЧАТКИ КУЛАЧКОМ

Для такого рисунка ребенку придется сжать руки в кулачки. Затем обмакнуть тыльную сторону пальцев в краску и ставить отпечатки, создавая нужную форму. Рыбок и крабов можно создать при помощи отпечатков пальцев.

 

 

 

 

 

 

 

ПУАНТИЛИЗМ

Пуантилизм обозначает точечная техника. Рисовать можно красками, фломастерами. Вначале простым каркндашом рисуем эскиз (контуры предметов). Затем контур предметом окрашиваем цветными точками. После стираем простой карандаш ластиком. Заполняем предмет цветными точками. Чем точки будут чаще, тем рисунок будет ярче, насыщенным.

СВЕЧА + АКВАРЕЛЬ

Техника заключается в том, что ребенок свечой или белым восковым мелком рисует на белой бумаге изображения, а затем сверху закрашивает лист акварельной краской. Элементы, нарисованные свечой, остаются не закрашенными краской.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

В пластиковый стакан наливаем чуть-чуть воды, добавляем шампунь (тоже чуть-чуть) и гуашь. Все перемешиваем. Опускаем трубочку для сока в стакан и начинаем дуть до тех пор, пока не поднимется мыльная шапка. Берем лист бумаги и прикладываем к стаканчику с мыльными пузырями. Дать отпечаткам высохнуть и можно дорисовать рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РИСОВАНИЕ ВОДОЙ

Акварелью рисуем простую фигуру и заливаем ее водой. Пока не просохла, ставим на нее цветные кляксы, чтобы смешались между собой и образовали вот такие плавные переходы.

УЗОРЫ ПО КРАСКЕ

Для такой аппликации нужно нанести густым слоем краску на бумагу. Затем обратным концом кисти на еще влажной краске процарапать узоры — разнообразные линии и завитушки. Когда высохнет, вырезать нужные фигуры и наклеить на плотный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДУВАНИЕ КРАСКИ ТРУБОЧКОЙ

Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капелек жидкой краски. Затем берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки), её нижний конец направляют в центр пятна, но так, чтобы её конец не касался ни пятна ни бумаги, и с усилием дуют. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект. Отдельные детали дорисовываются кисточкой или фломастером.

ОТТИСК МЯТОЙ БУМАГОЙ

Лист, на который будет наноситься рисунок, следует закрепить на поверхности. Затем наносится фон, если ребенок не справляется сам — помогите ему. И уже на готовый фон при помощи мятой бумаги наносится рисунок, это может быть что угодно, главное не торопиться. Для удобства обмакивания мятой бумаги в краски их надо развести на палитре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ys67grodno.schools.by

Рисунок кистей рук и стопы

Издревле считается: человек, умеющий создавать рисунок кисти рук и ступни ног, умеет рисовать. Не справляющийся с этой задачей — рисовать не умеет.

Программы по рисунку в художественных учебных заведениях предусматривают после курса рисования головы изучение кистей рук и стопы человека. Из этих двух деталей человеческого тела кисть руки для художника имеет особое значение. Это уникальный по своему механизму аппарат, способный производить наисложнейшие механические действия, обладающий также исключительной способностью выражать чувства, эмоции, различные душевные состояния человека.

В истории изобразительного искусства можно найти достаточно примеров блестящего использования выразительных возможностей рук. Мастера Древней Греции в совершенстве знали форму руки, ее пластику. Умели прекрасно использовать ее возможности и мастера Возрождения. Великолепно нарисованы и написаны руки в картине Тициана «Динарий кесаря». Через сопоставление рук двух людей, их положение, форму, цвет Тициан в этом произведении выражает глубокие мысли, чувства, передает сложное философское содержание. Микеланджело в своей фреске «Сотворение Адама» всю композицию строит так, что взгляд зрителя концентрируется прежде всего на руках: волевой, полной энергии руке творца противопоставляется другая, как бы пробуждающаяся от глубокого сна — рука Адама.

В картине «Блудный сын» Рембрандт в основном именно через руки передает душевные переживания слепого отца. Выразительны в этой картине и ступни ног сына.

Тициан. Динарий Кесаря.

В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» рука Меншикова, сжатая в кулак, раскрывает несломленную волю человека, оторванного от деятельности и не желающего с этим мириться. Можно было бы привести большое число и других примеров.

Просматривая учебные рисунки старых мастеров русской школы, видишь, что, несмотря на малый размер, руки и ступни выполнены всегда безукоризненно.

Учебное задание «Кисти рук и стопа» чрезвычайно ответственно по своим задачам и требует самого серьезного отношения. Модель ставится лишь после того, как учащиеся ознакомились с основами пластической анатомии. Это последнее условие очень важно. Без предварительного овладения анатомией работа над постановкой не будет проходить успешно.

Поскольку учащиеся впервые встречаются со столь сложным заданием, модели надо подбирать осмотрительно. Наиболее полезны кисти рук и ступни с четко выраженной костной основой и типичные по формам. Это дает возможность учащемуся оценивать и подмечать характерные особенности модели.

А. Дюрер. Руки в молитве. Этюд к картине Вознесение Марии. Тушь, кисть, белила, цветная бумага. 1508.

Кисти рук лучше ставить в покое и движении, в окружении предметов или без них, но при этом надо искать предельно естественное положение. Две кисти рук можно объединить каким- либо действием или поставить каждую отдельно. Иногда в одной постановке целесообразно «увязать» кисти рук с ногой. Однако при этом желательно заботиться о естественности движений. Плоско поставленная натура менее интересна для рисунка, и, наоборот, легкий или даже сильный ракурс создает аспекты, хотя порой и сложные, но очень полезные обучающемуся. Находя движение рук для постановки, следует стремиться к тому, чтобы выявить все отделы, составляющие кисти рук, запястье, пясть, пальцы. Освещая постановку искусственным светом (рассеянного света следует избегать), освещайте ее немного сверху, чтобы выявлялась присущая кисти рук конструкция, ясно воспринималась большая форма и в то же время не пропадали мелкие детали. Источник света направляйте так, чтобы тени, света, полутона и рефлексы способствовали выявлению конструктивных особенностей и связей между частями. Хорошая постановка всегда вызывает интерес, желание работать.

В этом задании, параллельно с изучением живой натуры, делаются зарисовки со скелетной основы руки и с гипсовых мышечных экорше. Они способствуют пониманию живой формы, и рисовать их лучше на том же листе, на котором изображается живая рука. В композиционном отношении это задание сложное. На листе бумаги нужно расположить и части живой модели, и подсобные анатомические рисунки — скелета, мышечных экорше. Это приучает красиво располагать в листе элементы будущего рисунка. Если учащийся не справляется с компоновкой, руководитель должен подсказать, как решить эту задачу.

А. Дюрер. Штудия рук к картине Христос среди книжников. Тушь, кисть, цветная бумага. 1506.

Надо строить кисть или стопу с определения их положения в пространстве, если допущена ошибка в главном направлении массы кисти или стопы, то в дальнейшем придется много переделывать. Установив пропорции и положение основных отделов, наметьте детали, соотнося их с целым.

Предварительное ознакомление с внутренним устройством кисти, ее пропорциями, внешними конструктивными особенностями позволит правильно ее изобразить. Особенно полезно знать опознавательные точки кисти рук: они помогают ориентироваться при построении.

Рисуя стопу, надо строить ее так же, как и кисть, учитывая опорные точки, имеющие большое значение при анализе ее строения. Таких точек в стопе находят столько же, сколько их в кисти. Форма стопы изменчива, например, ее свод у разных людей колеблется в пределах от плоскостопия до очень высокой стопы. Форма может меняться в зависимости от нагрузки или перемещения тяжести тела с одной ноги на другую. Если кисти рук в своих движениях сравнительно самостоятельны, то движения ног взаимосвязаны и неотделимы от движения туловища. У опорной стопы одна форма, у свободной — другая. Необходимо на это обратить внимание. Полезно нарисовать стопу в этих двух ее состояниях.

Нога не имеет таких выразительных возможностей, как кисть руки, но участвует в общем движении фигуры.

Учебная работа. Кисти рук и стопы ног. Карандаш. 1983.

Ошибки в рисунке при работе над постановкой происходят по разным причинам. Бывает, что натурщик изменяет положение руки или ноги, а учащийся, не обращая на это внимания, продолжает рисовать. Рука, стопа так же, как и любой предмет, существующий в природе, на плоскости могут быть изображены лишь с учетом законов перспективного сокращения. Это иногда упускается из виду, что приводит к ошибкам и утрате выразительности рисунка.

Работа над постановкой при самом эффективном ее проведении все же не может дать достаточной выучки в изображении руки и стопы. Тем не менее учащийся получит первые серьезные навыки, основательную методическую и профессиональную подготовку.

Для изучения рук и стопы необходимо использовать любые возможности. Повседневные наброски рук, наблюдение их движения, характера — интереснейший материал для художника. Руки мужские, женские, стариков и детей разнообразны, как разнообразны лица. Наблюдения, зарисовки должны стать постоянной привычкой начинающего художника. Все это может составить ценнейший багаж для композиционных эскизов. И еще работа по памяти: рисование рук и стопы без натуры, в разных движениях и различных по характеру — крайне полезно.

М. Копейкин.

artageless.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2024 Es picture - Картинки
top