Как рисуют мангу? / Статьи / AnimeWorld
Доброго времени суток, посетители сайта Anime World!
Подозреваю, что вы любите аниме. А как насчёт манги?
Довольно своеобразный вид японского изобразительного искусства, получивший широкое распространение не только в Азии, но и по всему миру. Создание манги – работа крайне непростая.
Как же выглядит процесс её создания изнутри? Предлагаю вам небольшую экскурсию!
Не буду особо затягивать со вступлением, историю манги можно почитать в той же Википедии.
Одно лишь предложу вам не путать: манга – это именно японские комиксы. Может быть, читая или просматривая картинки, вы и не уловите разницы между ними, но, тем не менее, корейские комиксы называются манхва, а китайские носят гордое имя маньхуа. Японская манга, переведённая на китайский, кстати, тоже маньхуа.
Человека, создающего мангу, называют
Несмотря на то, что на самом деле ярых фанатов манги не так уж и много (даже в Японии мангу не очень-то ценят), молодые рисующие японцы часто мечтают быть мангаками. Что толкает их на сей нелёгкий путь – остаётся загадкой. Да, популярные мангаки крайне востребованы, получают кучи писем из различных журналов и зарабатывают приличные деньги. Однако, для юного, никому неизвестного художника не так-то просто устроиться работать мангакой. И часто случается так, что искрящиеся энтузиазмом некогда юные дарования до самого что ни есть почтенного возраста рисуют «в стол», периодически (но тщетно) наведываясь в издательства.
Быть мангакой довольно сложно. Если вы думаете, что это плёвое дело, мол, сидишь себе, рисуешь в своё удовольствие, то вы… сильно не правы.
Требования к мангакам крайне высоки – каждый месяц нужно сдавать в издательство от 30 страниц. Удовольствие приходит лишь с популярностью. Начинающего же мангаку гоняют безбожно. Дедлайны не знают пощады.
Работа над мангой – дело кропотливое. Работать может один человек, а может и несколько – один пишет сценарий, второй занимается разработкой персонажей, третий просто рисует, четвёртый приносит кофе. В любом случае, есть определённый алгоритм. Он может несколько отличаться в том или ином месте, но суть в основном совпадает.
1. Создание истории
Первым делом продумывают общую идею манги.
Например, пришло мангаке письмо из какого-нибудь журнала: «Нам нужна этти-сэйнэн-меха-манга».
Мангака: «Окей».
Набирает вкусняшек и зовёт своего сценариста.
Сценарист: «Окей. Перенесём действие во времена Людовика XIII. Мушкетёры и гвардейцы кардинала будут лолями, пилотирующими роботов».
Сценарист: «И пусть все роботы будут енотами. Люблю енотов».
Дальше на этом же этапе пишут сценарий, продумывают историю до мелочей. Важно сделать мангу как можно более необычной и интересной, насытить экшеном (если рисуем сэйнэн) и внезапными сюжетными поворотами. Прорабатывается мир, в котором происходит действие.
Намечаются главные герои, их характер, отношения друг с другом, особенности, способ решения проблем и так далее.
Стоит сразу разобраться с именами главных героев. Но мангаки обычно любят откладывать это дело, и некоторые персонажи до последнего именуются как А-ко, В-ко и прочие неопределённости.
В нашем случае хотя бы с главной героиней всё довольно просто – это будет какая-нибудь д’Арта-нян.
Мангака: «С неко-ушками. Люблю неко-ушки».
Сценарий проходит несколько этапов редактирования, возможно, даже кардинально меняется. Когда он готов, за работу берётся мангака.
2. Раскадровка
Крайне важная часть работы. Манга читается по определённым правилам (верху-вниз справа-налево), и, соответственно, рисовать её следует так же, чтобы не потерялась логика повествования.
Опытные мангаки делают это всё интуитивно, начинающие довольно часто пользуются различными шаблонами.
Здесь уже мангака начинает творить. А творит он раскадровку. На этом этапе обычно персонажей как таковых ещё нет (лишь их «силуэты»), но крайне важно решить на какой странице какое действие будет происходить.
Работа ещё сырая, и всё может несколько раз поменяться, но «скелет» уже есть.
Мангака: «И это хорошо».
3. Дизайн персонажей
Здесь начинается веселье.
По наброскам сценариста мангака создаёт внешность персонажей.
Здесь же прорабатываются до мелочей его мимика, движения, одежда, какие-нибудь аксессуары.
Если персонажей несколько, обычно рисуют так же линейку роста.
Мангака: «И неко-ушки!»
Часто, особенно при изображении девушек, используются шаблонные типажи.
На этом этапе важно создать привлекательных (или отталкивающих, как скажет сценарист) персонажей. Так уж повелось в мультяшной рисовке, что внешность чётко отражает характер персонажа.
«Глаза – зеркало души», верно?
Даже цветовая гамма будет влиять. Вспомним тех же известных кудэрэ.
Есть общие черты, не находите?
4. Задний план
Персонажи готовы, но приступать к окончательной работой над страницами ещё нельзя.
Перед этим важно продумать фон.
Опять-таки, некоторые мангаки не особо заморачиваются с фоном. Это действительно не имеет смысла, если, например, делается акцент именно на персонажах, или же фреймы полностью заполнены баллонами с диалогами.
Однако же, как ни странно, красочный фон – залог успеха.
По сути, фону следует уделять не меньше внимания, чем дизайну персонажей. Хороший фон ещё ни одну мангу не испортил, а вот его отсутствие на такое вполне способно.
Фон может быть плодом фантазии мангаки, но так же за основу можно брать и фото. Но в этом случае следует быть внимательным и заранее разобраться с авторскими правами. Да-да, всё сурово. Известно несколько грустных примеров того, как выпуск манги был прекращён из-за нарушения авторских прав.
5. Собственно, работа над мангой
Когда все мелкие и не очень детали улажены, персонажи и места их взаимодействия готовы, можно браться за мангу.
Мангака: «Дедлайны! Дедлайны!!»
Сценарист: «А я свою работу сделал ^_^»
Используя уже готовую раскадровку, мангака переносит на страницы готовых персонажей в нужных позах.
Традиционно для этого используют перо и чернила, однако сейчас карандашные наброски просто сканируются и дальнейшая работа ведётся на каком-нибудь специальном планшете.
Но японцы – народ довольно консервативный, потому всегда находятся любители порисовать от руки. Смею заметить, что на качество работы это никак не влияет. Наоборот, даже придаёт такой манге некоторый… шарм.
Рисунок от руки требует крайней осторожности.
Любой художник знает, что начинать нужно с наброска.
Постепенно добавляются различные детали.
Затем тушью аккуратно наводятся контуры.
Закрашивается чёрным всё… что должно быть чёрным.
Для всего остального используются скринтоны.
Скринтоны для манги могут выглядеть по-разному. Обычно, у мангак их много.
Это такая клейкая полупрозрачная штука, которая накладывается на нужное место, аккуратно под линеечку канцелярским ножом вырезается нужная форма и наклеивается.
В работе за компьютером/планшетом этого, конечно же, делать не нужно.
Про обложку тоже не следует забывать.
Всё! Работа завершена.
Готовую мангу отдают в издательство, там её тщательно проверяют, сканируют и печатают в каких-нибудь журналах или отдельно, определённым тиражом.
А ещё по манге рисуют аниме.
Но это уже совсем другая история…
Спасибо за внимание!
«Алгоритм» составлялся на основе материала отсюда.
animeworld.ru
подробное описание процесса создания и советы
Манга (японские комиксы) весьма популярна среди молодежи не только в Японии, но и в других странах мира. Многие фанаты данного творчества даже создают свои комиксы, рисуя их на бумаге или компьютере. Если вы один из них, то вам наверняка интересно узнать, как создавать мангу. Об этом подробно рассказывается в статье.
Что нужно для создания манги на компьютере
Если вы хотите рисовать мангу на компьютере, то для начала желательно приобрести себе графический планшет. Это не обязательно должен быть дорогой гаджет с экраном. Даже самый бюджетный планшет будет удобнее обычной мышки.
Следующий шаг — скачивание и установка программы, в которой вы собираетесь творить. Стандартный MS Paint для работы с мангой не подойдет, поскольку у него слишком мало возможностей. Из подходящих платных программ можно выделить Adobe Photoshop, Manga Studio, Pant tool SAI, а среди бесплатных — FireAlpaca и GIMP.
Изучите возможности программы и попрактикуйтесь в рисовании на планшете. При необходимости найдите уроки по работе с интересующими вас программами или попробуйте разобраться самостоятельно.
Персонажи
Создавая мангу, обязательно нужно придумать сюжет и персонажей. При этом желательно не только тщательно проработать детали внешности каждого героя, но и пофантазировать над его характером и мотивацией. Вообразите, каковы будут его взгляды на мир, что ему нравится, а что нет. Чтобы создать персонажей аниме или манги, лучше всего сделать отдельный файл и записать там любимые и нелюбимые вещи ваших героев, а также то, какую роль каждый из них играет в сюжете. Это может быть как просто текстовый документ, так и рисунок с пометками.
В своем комиксе создайте не менее двух героев: положительного и отрицательного. Это сделает сюжет более динамичным. Также старайтесь включить персонажей обоих полов в своей истории.
Сюжет
Не только персонажи, но и сюжет играет важную роль в том, как создавать мангу. Без продуманного сюжета будет очень сложно правильно расставить кадры и передать эмоции героев. Кроме того, стоит уделить внимание фонам. Если в книге автор словами описывает местоположение персонажей, то вам придется все окружение своих героев рисовать. Когда вы в уме создаете комикс или мангу, рекомендуется сделать описание всех сцен. После этого можно приступать к рисованию.
Помните, что произведение должно состоять из завязки, развития событий, кульминации и развязки. Также могут присутствовать пролог и эпилог. Наличие основных сюжетных элементов поможет правильно развивать историю.
Композиция
Важно помнить, что манга не должна начинаться и заканчиваться с событий. На первом кадре рекомендуется нарисовать окружение, чтобы сразу погрузить читателя в атмосферу своей истории. На каждом развороте вашего комикса должно быть показано законченное действие. Если вы хотите, чтобы событие разворачивалось медленнее, используйте широкие горизонтальные панели, а для ускорения — вертикальные.
Основные события размещайте по углам, а менее значительные в середине страницы. Рекомендуется на последней панели размещать фразу или действие, способные заинтересовать читателя и заставить его перевернуть страницу.
Чем отличается манга от западных комиксов
Чтобы понять, как создавать мангу, нужно знать, чем она отличается от других комиксов. Ее особенности такие:
- Первое, что бросится в глаза читателю — это цвет. Большинство западных комиксов цветные, а манга практически всегда черно-белая.
- В западных комиксах используется гораздо больше диалогов и текста, чем в манге, где персонажи чаще всего немногословны.
- Фоны в комиксе и манге тоже сильно отличаются. Западные художники тщательно прорисовывают все детали, а создатели манг могут обходиться без фонов или рисовать цветы, пузыри или вспышки чтобы придать панели большей эмоциональности.
- В манге очень большое внимание уделяется глазам персонажей. Они могут сразу многое рассказать о характере героя. Большие глаза рисуют добрым и наивным персонажам. Чем глаза уже, тем персонаж более закрытый или злой. В западных комиксах глаза рисуют схематично, а характер персонажа описывают текстом.
- Для передачи эмоций в манге могут изменять пропорции персонажей, изображать их с огромной головой и непропорционально маленьким туловищем. При этом сама история может быть нарисована в реалистичном стиле. Эмоции на лице рисуются преувеличенные и условные. Например, непропорционально широко раскрывающийся в крике рот, слишком широко раскрытые глаза.
- Еще одно важное отличие манги от западных комиксов — расположение панелей. Японские комиксы читаются справа налево. Кроме того, иногда у панелей не обозначены четкие границы, а поверх одних могут находиться другие панели.
Как рисовать мангу с помощью компьютера
Ответ на вопрос, как создать мангу на компьютере, зависит от того, хотите вы предварительно сделать рисунки от руки или рисовать все в компьютерной программе.
Если вы предпочитаете первый вариант, то вам понадобится лист бумаги, карандаш и чернила. Сначала создайте свою мангу (аниме) на бумаге, затем отсканируйте ее в серой шкале с разрешением минимум 300 dpi. После чего откройте файл в имеющемся графическом редакторе, измените свойства слоя с вашим рисунком на «умножение» и добавляйте новые слои, чтобы нанести тона.
Как создавать мангу полностью на компьютере, рассмотрим на примере Photoshop. Для любого другого графического редактора принцип работы будет похожим:
- Создайте новый файл. Для этого выберете в меню «Файл» — «Создать» или нажмите Ctrl+N.
- Первый слой в Photoshop считается фоном, поэтому сразу можно добавить второй. Выполните «Слой» — «Новый» — «Слой» или нажмите Shift+Ctrl+N.
- На новом слое делайте набросок будущей страницы манги.
- Страницу можно расчертить на панели сразу, но лучше обвести рисунки прямоугольниками позже, чтобы не пришлось подгонять картинки под заранее сделанные кадры.
- Не забывайте оставлять место под диалоги персонажей. Обычно они находятся внизу или вверху кадра.
- Когда сделаете наброски, на верхней панели выставьте непрозрачность слоя на 40-45 %.
- Добавьте еще один сверху и наведите нужные линии. После этого слой с набросками можно удалить или скрыть.
- На новом слое добавьте тона и тени.
- Если хотите раскрасить мангу, то создайте еще один слой и воспользуйтесь инструментами выделения и заливки. Инструмент «Волшебная палочка» поможет выделить элемент, если он нарисован с замкнутым контуром. Помните, что нужно переключиться на слой с контуром, чтобы применить «Волшебную палочку», а потом вернутся на слой с цветом и добавить цвет на выделенную область. Если контуры в вашем рисунке не замкнуты, то их можно раскрасить с помощью кисти.
- Когда закончите рисовать страницу, просто сохраните ее в нужном формате.
Программы для рисования манги
Существует большое количество графических редакторов, с помощью которых можно создавать мангу. Рассмотрим некоторые из них.
Artweaver — бесплатный растровый редактор. Основной язык интерфейса — немецкий. В этой программе доступны слои, большой выбор кистей, имеется пипетка и «волшебная палочка». Поддерживает большое количество форматов, среди которых и PSD.
Adobe Photoshop — многофункциональный графический редактор. В основном, он предназначен для работы с растровыми изображениями, но имеет и несколько векторных инструментов. Позволяет тонко настраивать кисти, имеет огромное количество разных инструментов и возможностей.
Paint tool SAI — программа для рисования, которая занимает мало места и быстро запускается. Среди ее плюсов: высокая скорость работы, возможность рисовать мышкой, поворот холста, горячие клавиши из Photoshop, высокое качество изображения.
Manga Studio — предназначена для создания манги. Язык интерфейса — английский. В программе присутствует широкий набор инструментов для работы с комиксами. Дает возможность применять к картинке разные эффекты и имеет большую библиотеку шаблонов.
Krita — растровый графический редактор. В этой программе можно работать с покадровой анимацией. Она имеет большой выбор кистей и режимов наложения. Холст в программе можно поворачивать и отражать зеркально.
Советы
Придумывая сюжет для манги, определитесь с тем, на кого она будет ориентирована. Мальчикам-подросткам больше нравится сюжет с большим количеством боевых сцен и «крутыми» героями, а девочкам-подросткам больше по душе милые романтические истории.
Если у вас нет достаточных навыков рисования, чтобы создать своего персонажа манги, можно брать готовые изображения и подстраивать их под придуманный сюжет.
Готовые облака для диалогов можно позаимствовать из Microsoft Word. Если не хотите рисовать облака для диалогов сами, просто скопируйте интересующие вас фигуры из Word в буфер обмена и вставьте в ту программу, с которой работаете.
fb.ru
Рисуем мангу с нуля « Мангалекторий
Добрый день! Это статья для тех, кто хочет научиться рисовать мангу, примерив на себя роль писателя, режиссёра, редактора и художника одновременно. Сейчас очень популярны программы для создания манги на компьютере, такие как, например, Manga Studio (очень удобная, кстати), но я предпочитаю заниматься этим делом «вживую».
Существует много пособий, статей и уроков на тему «как рисовать мангу и с чего начать», в своей же статье я подробно расскажу не только об этом, но ещё мы постараемся проработать сюжет и набросать зарисовки на бумаге. Можем назвать это «от идеи до готовой страницы манги». Конечно, никто не говорит, что у вас всё получится с первого раза. Практика, практика и ещё раз практика.
Что придумать или всё начинается с сюжета
Самый главный и основной вопрос – что будет в вашей работе? Сейчас мы постараемся «вытянуть клубок, дёргая за ниточки»:
1. Сюжет
Чтобы прийти к более-менее приличному сюжету, тоже нужен не один день. Вы должны чётко себе представлять ваше творение. Необязательно продумывать каждый кадр, достаточно того, чтобы были начало, середина (или самое основное) и концовка. Дальше будет проще, и вы с лёгкостью определитесь в деталях уже в течение работы. Для того, чтобы точно знать, есть ли у вас сюжет, ответьте на следующие вопросы: «Кто?», «Где?», «Как он туда попал?», «Что он там будет делать?», «Чем всё закончится?».
2. Пишем конспект
Запомните: вы не сможете развить свою историю, если не определитесь с местом и направлением происходящих событий. Возьмите первую главу вашего проекта и напишите один параграф, указав основные действия ваших персонажей. Далее сократите его (ваш параграф) до одного-двух предложений. Например, в манге Кота Хирано «Хеллсинг» начало действия происходит в маленькой деревушке на севере Англии. То есть, это можно записать как «Север Англии. Алукард побеждает в схватке с вампиром-пастором».
3. Кто есть кто?
Также важно придумать «профили» персонажей. КТО ваши персонажи? Откуда они? Есть ли у них моральные ценности или нет? Любят ли они кого-то? Есть ли лучший друг и/или злейший враг? Чем занимаются и к чему стремятся? Напишите «профиль» так, как будто вы рассказываете кому-то о своём друге. Опишите их сильные и слабые стороны, поскольку это может стать очень полезным при разработке сюжета.
4. Почувствуйте себя писателем
Теперь забудьте о раскадровке и отдельных главах. Пишите историю, как вы видите её в своей голове. Не надо описывать каждый листик, купающийся в лучах солнца и быстро скрывающийся во мраке когтистых облаков.
5. «Мой первый выпуск»
Теперь тщательно проработайте детали. Составьте описание каждого кадра, это будет полезно. Можете описать только одну главу, но примите к сведению: ваши главы могут быть не согласованы, в противном случае придётся перерабатывать следующие действия.
Оружие к бою!
Текст составлен, и вы уже дрожите от нетерпения, сжимая в руках карандаш. Вы подошли к самому интересному и самому трудному (и ответственному!) этапу работы. Раскадровка записана на листке бумаги или в электронном файле на компьютере.
Для начала хочу сказать пару слов о движениях. Изобразим супергероя, готового порвать на куски какого-нибудь фрика.
1. Мы построили скелет будущего героя. Так называемый «болванчик». Наносите штрихи быстро, но тонко, чтобы потом не осталось ненужных линий.
2. Первое, что я рисую (надо было бы показать это первым) – это Линия Движения – плавная кривая, которая проходит через всё тело вдоль позвоночника. Я строю болванчик вдоль этой линии.
3. Я не буду вдаваться в подробности пропорций. Уверена, вы знаете хотя бы основные их принципы. Итак, теперь наполняем скелетик плотью. Следите за совпадением болванчика с формами тела. Рисуйте свободно и размашисто, не давите на карандаш.
4. Осталось только стереть ненужные линии и обвести нужные… Вуаля!
Итак, с позами разобрались. Вот вы закончили набросок, теперь гордо смотрите на него, но что-то тут не так, вам не кажется? Ах, да! Я признаю свою ошибку, ведь мы неправильно выбрали угол зрения.
Угол… Зрения?
Как вы могли заметить, от угла зрения во многом зависит то впечатление, которое производит на нас рисунок. И найти наиболее выгодный угол зрения — непростая задача для художника. Мы попробовали на себе роль писателя, а теперь давайте примерим «костюм» режиссёра. Вот мы видим страницу, на которой изображена деловая беседа двух директоров (наверное, одна компания в чем-то провинилась). На мой взгляд, здесь всё не так драматично. Давайте пофантазируем и изменим угол обзора.
Ох! Вам не жаль этого бедолагу в очках? Угол обзора изменился, и комикс зацвёл, в прямом смысле этого слова. Так, немного пофантазировав, можно прийти к радующему глаз результату.
Но перед тем, как мы перейдём на стадию осуществления проекта, повторим ещё разок пройденное. Рассмотрим раскадровку на примере работы Патрика Шеттлсворта.
Страница первая (читать слева направо):
- Персонаж находит ампулу со смертоносным веществом
- … и внимательно её рассматривает.
- Затем кладёт ампулу в сумку.
- Вдруг слышит странный гудящий звук с потолка и оборачивается…
- … а там видеокамера!
- Неожиданно внимание персонажа привлекает монитор позади него, на котором он видит злодея с заложником.
Страница вторая:
- Охранники столпились у заминированной двери и ждут персонажа.
- Персонаж пытается разбить часовой механизм бомбы.
- Ему это удаётся.
- Охранники по ту сторону пытаются открыть дверь.
- И замечают что-то неладное через стекло в двери.
- Персонаж даёт им понять, что бомбу он успешно обезвредил!
Обводка
Вот набросок готов, вам он нравится. И что же дальше? А дальше наступает моя любимая стадия работы – обводка чернилами. Для этого дела я использую изограф (0,5 мм), две толстые гелевые чёрные ручки (примерно по 1 мм) и перо «Джи» (G-pen).
Не слишком затрагиваем детали. Затем делаем обводку изографом или пером. После чего стираем ластиком линии карандаша, тем самым, очищая страницу и дорисовывая забытые линии (если таковые имеются).
- Молодая девушка отказывается работать.
- Хозяйка даёт понять, что тогда её постигнет невесёлая участь.
- Девушка совсем не предполагала этого.
- Тем временем робот уже целится…
- Хозяйка даёт сигнал.
- Машина-убийца стреляет в малышку.
Happy end’а тут просто не может быть, но если малышка выжила…
Итак, наша работа обведена.
Если вы заметили, что линии неровные, да и рисунок не отсканировался так, как хотелось, то надо сделать следующее:
- Сначала убедитесь, что на рисунке нет мусора, грязи и он максимально очищен.
- Далее сканируйте картинку в серой шкале с размером около 150 — 200%.
- Чистите в программе Adobe Photoshop и стираете ластиком наиболее крупный мусор, но и тут особо не старайтесь, мелкие недочёты не будут видны.
- Чтобы получить чистенький эскиз и избавить его от серости, воспользуйтесь инструментом «Кривые» (Curves). Нажмите Ctrl+M (или Command+M для Macintosh’а). Нажмите на диагональную линию в двух местах и сделайте из неё подобие буквы «S», как показано на рисунке ниже.
Ну вот, ваш рисунок очищен и готов пройти операцию на скринтоны и вставление текста!
До новых встреч, дорогой читатель.
Автор: ReckLess
mangalectory.ru
Когда в первый раз берёшься за изготовления комикса (или манги, кому как удобнее это называть), встаёт вопрос «А с чего начать и как это всё сделать?» Сначала, прежде чем переносить повествование в комикс\мангу, пропишите хотя бы основные моменты сюжета. А лучше, если вы потрудитесь и напишите сценарий «от» и «до», со всеми событиями и репликами. Это нужно сделать для того, что бы в один прекрасный момент не упереться в стенку «хочу-рисовать-дальше-но-не-знаю-что-будет-дальше-а-вдохновение-уходит!». Очень распространённая проблема. По ходу написания сценария уже начинайте делать наброски сцен и разработку персонажей. Если к его завершению у вас не будут разработаны персонажи, то создание комикса\манги будет нещадным образом тормозиться. 🙁 Кстати, сразу определитесь, в цвете вы будете работать или в ч\б? На каком формате листа? В зависимости от этого уже подбирайте стиль рисунка, формат листа и материалы. Кстати о формате листа. Для небольшой работы вполне сгодится А4 формат. А вот для глобального и детализированного творения нужен формат А3. Ну что ж, сценарий написан, персонажи разработаны, стиль комикса\манги сформировался. В общем, руки уже чешутся воплотить мечту в явь. Информацию чем и на чём рисовать, вы найдёте в разделе «Материалы». А сейчас разговор пойдёт о том, каким образом создавать ваш комикс. НЕ СПЕШИТЕ! Именно не спешите и делайте работу аккуратно. Сначала расчертите карандашом границы листа, что бы зрительно представлять поле для деятельности (По 0.5 см от края и 1.0 см снизу для А4. По 1.0 от края и снизу 1.5 см для А3). Рисуя последовательность кадров (карандашом, конечно же), прежде наметьте общую композицию листа, а уж потом прорисовывайте детали. И никак не наоборот! Как сделать, чтобы читатель понял, что герой вспоминает прошлое или мечтает о чем-нибудь? Очень просто: если он вспоминает, сделайте вокруг кадра двойную рамочку, а если мечтает залейте пространство позле кадров с мечтами черным. Пример вы видите ниже. Есть и еще один способ: Когда я только начинал создавать комиксы, то прямо в кадре рисовал облачка для реплик и там же писал текст. Как показала практика, чтобы сие смотрелось, надо обладать каллиграфическим почерком и чётко знать, где и что будет написано. А если в процессе хочется изменить формулировку фразы или чуть по-другому расположить облачко?.. Если в вашем распоряжении есть компьютер и сканер, то процесс создания комикса\манги заметно упрощается. Достаточно оставить области для последующего наложения облачков. Но об этом чуть позже. Рапики (рапидографы), очень хорошо подойдут для прорисовки конструкций, деталей и рамок. Но основная работа ведётся пёрышками. Или всякими хитрыми PEN?ами, которые дают «живую линию». Лично я работаю перьями (привычка). Маленькое отступление про тушь. Обычно пользуются чёрной. Но если хочется сделать более мягкую графику, то могу порекомендовать коричневую тушь. Нашего производства я не видел, я пользуюсь «Koh-I-noor»?овской. Есть у неё ооочень приятная особенность великолепно ложится на бумагу. При рисовке пёрышком, в зависимости от нажатия, можно рисовать в полтона или в полную силу; а при заливке больших областей кисточкой, тушь ложиться очень ровно (в отличие от чёрной) и фактурно. И тоже в два тона. Но коричневой тушью лучше пользоваться, если вы делаете монохромный рисунок, без дальнейшей раскраски на компьютере. Я намеренно не стал вдаваться подробности, КАК ИМЕННО рисовать, так как это подробно описано в других уроках сайта. Ну вот, один или несколько листов готовы в туши или акварели, или в чём вы там делали свой шедевр? 🙂 Теперь настал черёд обработки на компьютере. Дальнейшие объяснения, касающиеся графического редактора, будут на примере программы Adobe Photoshop. Кстати и сканировать лучше через него, сможете сразу редактировать и сохранять с нужными параметрами. Ч\б изображения сканируются с разрешением в 300 dpi. Один из вариантов: сканировать в режиме «Black&white». Такое большое разрешение требуется для лёгкой детальной обработки и возможности последующей печати в типографии (при меньшем разрешении, при печати уже появляются пиксели). А режим «Black&white» позволяет без труда, после сканирования, почистить изображение от мусора, который всё же будет. Так же это спасёт от белого ореола по краям линий, что неизбежно при процессе удаления белого, если лист сканили в режиме «grayscale». С цветом всё так же: разрешение 300 dpi, но режим сканирования уже «True Color». Сохранять изображение следует в формате TIFF, для удержания оригинального качества изображения. К тому же в типографии принимается в печать именно этот формат (никак не jpg, gif и прочие форматы, использующие безжалостное сжатие картинки). Что теперь? Проверить картинку на предмет мусора. Хочу заметить пользуясь ластиком, в опциях выставьте «pencil». Почему именно такая настройка? При опции «brush» ластик стирать подчистую будет только в центре кисточки. А по краям процентов на 30 80. И вы рискуете уже в процессе раскраски обнаружить неожиданный мусор, как вы считали, доблестно вычищенный. Следующий этап убрать белый цвет. Нужно это для того, чтобы линии рисунка не мешались вам в процессе раскраски. Ведь цвет у вас пойдёт отдельными, нижними, слоями. Как раскрашивать изображение на компьютере, описано в других уроках. Поделюсь только одной хитростью. Чтобы не корпеть над выделением и заливкой замкнутых областей в рисунке, просто сдублируйте очищенный от белого рисунок, поместите его ниже оригинала и можете прямо на этом слое делать заливки! А теперь, когда раскраска завершена (а может, вы сделаете это до раскраски), вспомним об облачках. Коллекцию готовых облачков и прочих фигурок можно найти в Wordе, Corel DRAW!, Adobe Illustrtorе. Из Ворда можно просто скопировать фигуру в буфер обмена, а потом вставить в Фотошопе. В Кореле и Иллюстраторе просто сохранить файл в формате *.ai, а потом открыть в Фотошопе (он его понимает). Еще можно просто затянуть готовую картинку в Корель или Иллюстратор, и там уже надписать диалоги и прочие надписи. Пожалуй, это самый удобный вариант. Очень хорошо, если у вас есть CD- или DVD-recorder. Обязательно по завершении работы сохраните все ваши наработки и готовый материал. А лучше, ещё и в рассортированном по папкам виде. Многое здесь намеренно мною недосказано. Так как это вы можете найти в остальныз уроках на нашем сайте. Скажу лишь, что сие есть только рекомендации и личный опыт. Как вы будете воплощать свой комикс или мангу, зависит только от вас и выше сказанное не является догмой. Творите! А главное экспериментируйте! Опыт придет с количеством созданных работ. Уроки это лишь опыт других. |
drawmanga.ru
Как создать мангу на компьютере: подробное описание процесса создания и советы
Манга (японские комиксы) весьма популярна среди молодежи не только в Японии, но и в других странах мира. Многие фанаты данного творчества даже создают свои комиксы, рисуя их на бумаге или компьютере. Если вы один из них, то вам наверняка интересно узнать, как создавать мангу. Об этом подробно рассказывается в статье.
Что нужно для создания манги на компьютере
Если вы хотите рисовать мангу на компьютере, то для начала желательно приобрести себе графический планшет. Это не обязательно должен быть дорогой гаджет с экраном. Даже самый бюджетный планшет будет удобнее обычной мышки.
Следующий шаг — скачивание и установка программы, в которой вы собираетесь творить. Стандартный MS Paint для работы с мангой не подойдет, поскольку у него слишком мало возможностей. Из подходящих платных программ можно выделить Adobe Photoshop, Manga Studio, Pant tool SAI, а среди бесплатных — FireAlpaca и GIMP.
Изучите возможности программы и попрактикуйтесь в рисовании на планшете. При необходимости найдите уроки по работе с интересующими вас программами или попробуйте разобраться самостоятельно.
Персонажи
Создавая мангу, обязательно нужно придумать сюжет и персонажей. При этом желательно не только тщательно проработать детали внешности каждого героя, но и пофантазировать над его характером и мотивацией. Вообразите, каковы будут его взгляды на мир, что ему нравится, а что нет. Чтобы создать персонажей аниме или манги, лучше всего сделать отдельный файл и записать там любимые и нелюбимые вещи ваших героев, а также то, какую роль каждый из них играет в сюжете. Это может быть как просто текстовый документ, так и рисунок с пометками.
В своем комиксе создайте не менее двух героев: положительного и отрицательного. Это сделает сюжет более динамичным. Также старайтесь включить персонажей обоих полов в своей истории.
Сюжет
Не только персонажи, но и сюжет играет важную роль в том, как создавать мангу. Без продуманного сюжета будет очень сложно правильно расставить кадры и передать эмоции героев. Кроме того, стоит уделить внимание фонам. Если в книге автор словами описывает местоположение персонажей, то вам придется все окружение своих героев рисовать. Когда вы в уме создаете комикс или мангу, рекомендуется сделать описание всех сцен. После этого можно приступать к рисованию.
Помните, что произведение должно состоять из завязки, развития событий, кульминации и развязки. Также могут присутствовать пролог и эпилог. Наличие основных сюжетных элементов поможет правильно развивать историю.
Композиция
Важно помнить, что манга не должна начинаться и заканчиваться с событий. На первом кадре рекомендуется нарисовать окружение, чтобы сразу погрузить читателя в атмосферу своей истории. На каждом развороте вашего комикса должно быть показано законченное действие. Если вы хотите, чтобы событие разворачивалось медленнее, используйте широкие горизонтальные панели, а для ускорения — вертикальные.
Основные события размещайте по углам, а менее значительные в середине страницы. Рекомендуется на последней панели размещать фразу или действие, способные заинтересовать читателя и заставить его перевернуть страницу.
Чем отличается манга от западных комиксов
Чтобы понять, как создавать мангу, нужно знать, чем она отличается от других комиксов. Ее особенности такие:
- Первое, что бросится в глаза читателю — это цвет. Большинство западных комиксов цветные, а манга практически всегда черно-белая.
- В западных комиксах используется гораздо больше диалогов и текста, чем в манге, где персонажи чаще всего немногословны.
- Фоны в комиксе и манге тоже сильно отличаются. Западные художники тщательно прорисовывают все детали, а создатели манг могут обходиться без фонов или рисовать цветы, пузыри или вспышки чтобы придать панели большей эмоциональности.
- В манге очень большое внимание уделяется глазам персонажей. Они могут сразу многое рассказать о характере героя. Большие глаза рисуют добрым и наивным персонажам. Чем глаза уже, тем персонаж более закрытый или злой. В западных комиксах глаза рисуют схематично, а характер персонажа описывают текстом.
- Для передачи эмоций в манге могут изменять пропорции персонажей, изображать их с огромной головой и непропорционально маленьким туловищем. При этом сама история может быть нарисована в реалистичном стиле. Эмоции на лице рисуются преувеличенные и условные. Например, непропорционально широко раскрывающийся в крике рот, слишком широко раскрытые глаза.
- Еще одно важное отличие манги от западных комиксов — расположение панелей. Японские комиксы читаются справа налево. Кроме того, иногда у панелей не обозначены четкие границы, а поверх одних могут находиться другие панели.
Как рисовать мангу с помощью компьютера
Ответ на вопрос, как создать мангу на компьютере, зависит от того, хотите вы предварительно сделать рисунки от руки или рисовать все в компьютерной программе.
Если вы предпочитаете первый вариант, то вам понадобится лист бумаги, карандаш и чернила. Сначала создайте свою мангу (аниме) на бумаге, затем отсканируйте ее в серой шкале с разрешением минимум 300 dpi. После чего откройте файл в имеющемся графическом редакторе, измените свойства слоя с вашим рисунком на «умножение» и добавляйте новые слои, чтобы нанести тона.
Как создавать мангу полностью на компьютере, рассмотрим на примере Photoshop. Для любого другого графического редактора принцип работы будет похожим:
Программы для рисования манги
Существует большое количество графических редакторов, с помощью которых можно создавать мангу. Рассмотрим некоторые из них.
Artweaver — бесплатный растровый редактор. Основной язык интерфейса — немецкий. В этой программе доступны слои, большой выбор кистей, имеется пипетка и «волшебная палочка». Поддерживает большое количество форматов, среди которых и PSD.
Adobe Photoshop — многофункциональный графический редактор. В основном, он предназначен для работы с растровыми изображениями, но имеет и несколько векторных инструментов. Позволяет тонко настраивать кисти, имеет огромное количество разных инструментов и возможностей.
Paint tool SAI — программа для рисования, которая занимает мало места и быстро запускается. Среди ее плюсов: высокая скорость работы, возможность рисовать мышкой, поворот холста, горячие клавиши из Photoshop, высокое качество изображения.
Manga Studio — предназначена для создания манги. Язык интерфейса — английский. В программе присутствует широкий набор инструментов для работы с комиксами. Дает возможность применять к картинке разные эффекты и имеет большую библиотеку шаблонов.
Krita — растровый графический редактор. В этой программе можно работать с покадровой анимацией. Она имеет большой выбор кистей и режимов наложения. Холст в программе можно поворачивать и отражать зеркально.
Советы
Придумывая сюжет для манги, определитесь с тем, на кого она будет ориентирована. Мальчикам-подросткам больше нравится сюжет с большим количеством боевых сцен и «крутыми» героями, а девочкам-подросткам больше по душе милые романтические истории.
Если у вас нет достаточных навыков рисования, чтобы создать своего персонажа манги, можно брать готовые изображения и подстраивать их под придуманный сюжет.
Готовые облака для диалогов можно позаимствовать из Microsoft Word. Если не хотите рисовать облака для диалогов сами, просто скопируйте интересующие вас фигуры из Word в буфер обмена и вставьте в ту программу, с которой работаете.
Источник
ruud.ru
советы новичкам и особенности творческого процесса
Манга — это вид японского комикса. Этот жанр рисунка начал развиваться с 1950 года. Сейчас это один из самых популярных жанров комикса. Создавать такие комиксы по силам каждому человеку. Тогда возникает вопрос: «Как научиться рисовать мангу?». Это несложно, самое главное следовать инструкциям и больше практиковаться.
Основы обучения рисованию манги
В начале своего творческого пути человек должен ознакомиться с готовыми комиксами. Также перед тем, как научиться рисовать мангу с нуля, необходимо посмотреть японскую мультипликацию. Она покажет, как должны выглядеть персонажи и какой должна быть сюжетная линия. После прочтения манги человек сможет понять, в чем отличие японских и американских комиксов.
Как научиться рисовать мангу (для начинающих)?
После ознакомления с жанром таких комиксов необходимо переходить к практике. Однако не нужно спешить переходить к обучающим книгам. Для начала человеку необходимо попытаться нарисовать персонажей самому. Необходимо стараться создавать свой стиль, а не копировать уже готовые работы. Если в обучающих книгах есть пошаговая инструкция, то нужно, опираясь на нее, рисовать своих героев. Например: глаза, голова, волосы и так далее не должны быть похожими на творение автора литературы.
Человек может создать свой стиль, основываясь на творчестве другого художника. Однако чтобы научиться рисовать аниме мангу, не нужно копировать чужие работы. Практикуясь, человек начнет формировать своих индивидуальных героев. Чужое творчество здесь служит лишь отправной точкой.
Составление сюжета
В самом начале без сценария никак не обойтись. Лучше всего прописать его от начала до конца, учитывая все реплики и события. Это нужно, чтобы в дальнейшем человек знал, что необходимо рисовать. Важные моменты сценария:
- Совсем не обязательно писать большие сюжеты, однако нужно отметить, что будет происходить, и что герои будут говорить.
- Во время процесса составления можно делать небольшие зарисовки. В дальнейшем это пригодится, если у человека пропадет вдохновение.
- Когда пишется сценарий, необходимо делать пометки сцен. Также нужно продумать внешний вид главных героев.
- Человек должен определиться, в каком стиле он будет рисовать. Выбор нужно делать между цветными или черно-белыми комиксами.
- Формат. На этапе составления сюжета необходимо выбрать формат. Для небольших сцен подойдет простой А4, а для более глобальных А3.
После написания сценария уже можно приступать к следующим шагам. Главное проработать эту часть создания комикса максимально четко и подробно. Каждый кадр должен иметь свое описание. Также все главы должны быть связанны между собой. В противном случае человеку придется много раз переделывать мангу.
Разработка и создание персонажей
После написания сценария наступает самая интересная и сложная часть работы. Здесь нужно, следуя инструкциям из обучающих книг, учиться рисовать героев из манги. Чем больше опыта работы, тем лучше они будут получаться. Важные принципы рисования персонажей:
- Самое важное – это эскиз. Вначале не нужно наносить много деталей. Необходимо постепенно наполнять различными частями. Например: блики на глазах нужно нарисовать потом, иначе в случае ошибки придется рисовать все заново.
- Линия движений. Многих персонажей художнику нужно будет рисовать в динамике. Лучше всего это сделать в самом начале. Это может быть кривая, которая проходит через всего героя.
- Создание скелета. В этом моменте художнику необходимо нарисовать все четко и ровно. После чего можно наносить детали: одежду, мышцы, части тела и так далее.
- Прорисовка рук. Человеку перед этой частью работы необходимо изучить, как они изображаются и располагаются в манге.
- Внешность. Это самая важная часть комиксов. Благодаря ей художник передает свой стиль рисования. Необходимо, следуя инструкциям, изучить, как можно изображать эмоции героев.
- Половой признак. На этом этапе художнику необходимо разобраться, как в манге отличаются женские и мужские тела.
- Изображение эффектов. В таких комиксах можно передать атмосферу сцены. Например: линии вдоль сцены отражают скорость или эмоциональное потрясение персонажа.
Это самые важные моменты в рисовании героев. У человека, который им следует, больше не будет возникать вопрос: «Как научиться рисовать мангу?». Также благодаря этому художник может разработать собственный стиль. После этого его работы будут иметь оригинальный вид.
Размещение главных героев
Угол зрения – это важная часть в комиксе. Благодаря ему человек может воспринимать сцены позитивно или негативно. Перед тем как научиться рисовать мангу карандашом, человек должен изучить некоторые принципы постановки кадра. Здесь уже нужно экспериментировать, а также художник должен почувствовать себя режиссером. Например: диалог двух мужчин нужно изобразить на первом плане, чтобы сделать акцент на их разговоре. Если нужно показать масштаб каких-то разрушений, то необходимо показывать второй план. Практиковаться в этом помогут работы других художников, однако их стиль лучше не использовать.
Финальная часть рисования
Когда все эскизы, реплики и персонажи готовы их необходимо обвести. Практически все художники используют для этого черные ручки или перо с темными чернилами. Нужно стирать линии карандаша и обводить их место перманентным инструментом. В некоторых местах нужно будет дорисовать забытые линии. К этому процессу художник должен подходить максимально ответственно.
Рекомендации
Начинающий художник должен все время совершенствоваться и практиковаться. Для этого необходимо купить альбом для скетчей и рисовать в нем как можно чаще. Постепенно уровень владения пером станет намного лучше. Если кому-то не нравится это творчество, то такого человека слушать не нужно. Лучше просто промолчать и повышать уровень рисунков. Также важная часть обучения — поиск людей со схожими интересами. Они могут рассказать некоторые нюансы и секреты создания манги.
fb.ru
как делать мангу, если никогда не пробовал. часть 1.
Пока находились в процессе изготовления манги “Безупречный Гьоль”, делала себе записки разработчика, чтобы проанализировать, что к чему. Обожаю читать разные игровые постмортемы. Думаю, записки могут пригодиться тем, кто хочет сделать свой маленький комикс, но никогда этого не делал и опасается. Тем, кто в этом разбирается, мои заметки вряд ли пригодятся, а вот энтузиастам-новичкам – могут. Получилось в итоге на четверку – целевая аудитория наш “первый блин” оценила довольно высоко, комикс вошел в список “лучших синглов 2016” на selfmanga, хотя не обошлось без множества недостатков. Поехали.
1. Идея сюжета.
У многих авторов текстов, в том числе и у меня, существует проблема лже-перфекционизма. Суть в том, что человек так высоко ставит планку, что если ощущает, что получится нечто несовершенное, предпочитает этого совсем не делать. Лже-перфекционизм такого рода – убийца творчества, потому что лучше сделать несовершенно, даже подурачиться – и таким образом подрасти, чем не браться ни за что или оттачивать, чтобы бросить. Перфекционист не берется за что-то только потому, что ощущает, что сделать сногсшибательно не получится, что планка – просто хорошо или даже нормально. Это разновидность блока, мешающая развлекаться, ее нужно преодолевать. Скажем, я писала “Фрагментацию памяти” 4 года, постоянно оттачивая что-то. Сделало ли ее это лучше? Может быть. Но можно было обойтись и двумя, т.к. и после четырех, и после шести, и после восьми книга продолжает иметь недостатки, а нужно двигаться дальше. Срок работы не должен становиться маниакальным, т.к. автор успевает вырасти из собственного материала.
Короче, в попытках преодолеть подобные настроения в работе над текущей книгой я решила сделать какую-нибудь зажигательную чепуху. Джон Труби говорил: “Пишите о том, что вас крайне сильно волнует. Но при этом это должно волновать и кого-то еще”. В этот момент меня как раз ужасно вставила песня My precious Чан Гын Сока, и я решила написать фактически фанфик – рассказ на тему того, как суровая женщина-якудза спасает корейского идола. По привычке добавила половую инверсию ролей нуара и немного жесткача.
Живущая в тусклом мире заказных убийств и выбивания долгов героиня вдруг видит нечто прекрасное – и это служит дверью в новый мир. Эксперимент не увенчался успехом целиком, т.к. должна была получиться бесстыжая, разнузданная лав-стори, а получился хоть и романтичный, но рассказ в моем обычном стиле – драма, драки, уходы в закат. Но все равно из шаблона на волне расслабления удалось вырваться, осталось чистое восхищение чужой красотой. Что может быть менее напрягающим, чем такая безделушка?
Рассказ в итоге вышел ок, его написание заняло три дня + пара на обычное добавление штрихов. Я протестировала его на rpg-маньяке и фанатке корейцев Лене – и реакция оказалась по меньшей мере впечатляющей. Девушка была в полном восторге, ей хотелось продолжения. Она не на шутку завелась. Оказалось, что эта безделушка способна зажигать. Электричество передалось, Лена подала идею сделать мангу – и это в свою очередь вставило уже меня, ведь мне не первый раз предлагают делать из рассказов мангу. Почему бы и нет.
Важно: когда вас прет, никогда не слушайте, что вам говорят “убийцы идей”. Такого народа полно – они скажут, что это никому не нужно, что за такие деньги никого не найдешь, что лучше сделать (длинный список того, что “нужно” сделать, но на самом деле не нужно). Как правило, такие люди всегда чего-то ждут, пока деятельные ребята вроде меня заканчивают очередной проект. Обычно они безобидны, но в неподходящий момент нытики могут полностью убить настроение, так что для обсуждения выбирайте единомышленников и легких на подъем людей. В реальности множество крутых вещей было сделано потому, что их авторы просто были не в курсе, что “так делать нельзя”.
Манга? Challenge accepted!
2. Сценарий.
Художественный рассказ, будь он сколь угодно кинематографичным, для сценария манги не подходит. Он нуждается в адаптации, раскадровке. Должен претерпеть изменения и текст, т.к. длинные пафосные абзацы и реплики из рассказа попросту не поместятся в кадр. Конечно, читатель может читать длинные простыни в “Из ада” Мура, но я не Мур, поэтому я обольщаться не стала.Проблема заключалась в том, что сценарий я писала всего один раз – это был сценарий для напыщенной короткометражки про самураев для Зилича. А уж о манге и речи не шло. В любой другой момент это меня бы остановило, но тут мы обе знали, что это просто развлечение, а я люблю комиксы и много их читаю, поэтому перфекционизм отступил. Здесь в дело вступила Лена – и смело сделала первый (и дико романтический) вариант сценария, чем изрядно мне помогла. Я его изменила, дополнила и отредактировала в соответствии с кинематографической логикой – и вот черновик готов. Честно говоря, создание этого сценария – один из самых увлекательных творческих экспериментов, что у меня были. На это ушла примерно неделя при учете моей занятости на основной работе, но фана было столько, что я напрочь забыла обо всех проблемах. Все это происходило по наитию, но почитав сценарии Нила Геймана в допах к томам “Сэндмана”, я поняла, что в общих чертах действовала верно.
Сценарий манги – это кинематографичное отображение сюжетных ходов, из которого основные детали переносятся в изображение, в кадр, оставляя лишь броские реплики на выходе. Надеяться, что сразу получится идеально, не надо. Просто веселитесь, представляя фильм на основе своего текста. И не увлекайтесь описаниями, т.к. в комиксе главное подается через изображение, текст чаще всего (но не всегда) лишь поддерживает атмосферу. И он обязательно будет изменен, подрихтован, когда начнется работа с художником и когда вы посмотрите на наброски.
В итоге вышло примерно 30 листов манги + обложка. Над сценарием работала в Evernote, т.к. делала это в свободное время на работе и дома с разных машин. Evernote – это вещь для структурирования материалов и планов. Я его дикий фанат.
На волне энтузиазма Лена также набрала тонны фотоматериала прообразов героев, которые должны были помочь художникам понять, чего мы хотим, и разнообразных фонов. Т.к. объяснить на пальцах, какими вы видите героев художникам вы не сможете, запаситесь большой пачкой фотографий или рисунков похожих образов, сцен, окружений, на базе которых можно будет рассказывать и вести переговоры. Я дополнила сценарий кратким описанием героев с визуальными привязками – Чан Гын Сок vs Пэ Дуна, чтобы были понятны основные типажи.
Цена.
Я не умею рисовать, поэтому мне нужен был исполнитель, и предстояло решить, сколько я готова заплатить за такое развлечение. Очевидно, что немного.
Для теста была выбрана довольно низкая цена, вызвавшая лютый батхерт у заслуженных артистов РФ. Честно говоря, я хотела поставить 30 т.р. (исходя из ощущения нормальной цены в 50), но соавтор Лена сказала, что это перебор, потому что мы делаем это для веселья. 20 – это сумма денег, которую я могла выделить из зарплаты и не пострадать. Challenge accepted!
Также низкая цена должна была служить исключающим барьером для пафосных мудаков. Мне хотелось увидеть обычных работящих людей, откликающихся на любопытную идею да еще готовых немного подзаработать. Т.е. на selfmanga и прочих ресурсах полно новичков, желающих порисовать, но у них нет нормальных сценаристов или идей (да и навыков рисования, если честно, тоже). У нас с идеей и сценарием все было в порядке, в плюс уходила четкая постановка задачи. Адекватному художнику я собиралась выплатить дополнительный неожиданный бонус – как раз за энтузиазм и отсутствие выебонов, потому что трудолюбие должно вознаграждаться.
Идеологию оплаты здесь хорошо подметила Рейнеке:
“Для меня формат предложения очевиден. Я это так понимаю, что проект полукоммерческий. Многим художникам хочется что-то нарисовать, но они не умеют придумывать истории и пафосные фразы. Могу представить ситуацию, при которой артер просит написать ему сценарий за небольшую плату (я б согласилась, если нравится стиль). Есть желание сделать что-то авторское, а тут еще и деньги дают. Деньги скорее играют роль дисциплинирующего момента, закрепляют взаимные обязательства, а то как начнешь с друзяшей делать, а потом он сольется или сбежит)”
Работая руководителем проектов, я не раз проводила собеседования и знаю, что те деньги, за которые богемный питерец или москвич не встанет со стула, для других людей могут быть очень полезными. То, что не подходит пафосному фрилансеру, отлично подойдет художнице в декрете или студентику, желающему попрактиковаться, но не способному придумать сюжет. Бюджет в данном случае – это необсуждаемый фактор, он просто есть. Т.е. зевака может сколько угодно возмущаться, что берет столько за лист или что никто ко мне не придет. От этого количество денег, имеющееся на проект, ничуть не увеличится. Как выяснилось, этой суммы оказалось достаточно, чтобы привлечь несколько потенциально способных справиться с задачей людей.
3. ТЗ (техническое задание)
Для того, чтобы найти художника, нужно четко поставить задачу. Именно этот этап удается новичкам хуже даже написания сценария. Будь это обычное дело, я бы нашла подходящих художников из попавшихся в сети и отправила бы им предложение, заплатив кучу денег. Но мы же веселимся, поэтому я заодно решила протестировать управление проектами и решительно выкатить ТЗ на сайты для художников. Нужен был конкурс.
В задании я описала все, что мне казалось важным, указала, что мне нужно выполнение тестового задания, и предоставила материалы – 1) рассказ, 2) сценарий, 3) краткое описание героев 4) фотоматериалы. Казалось бы, все зашибись, но всплыло несколько проблем:
- 1) нужно четко указывать, цифра нужна или бумага. то, что само собой разумеющееся для меня, для художников таким не оказалось. Это была моя ошибка – ошибка заказчика.
- 2) не забывайте про технические характеристики ( разрешение, цветовая схема, количество dpi ) и количественные характеристики (сколько листов, ч/б или цвет, проч).
- 3) неожиданный, но важный момент – молодые художники не способны прочитать длинный текст.
Это просто факт. В тексте задания было всего два условия, которые нужно было выполнить. Немного, правда? Однако выполнила их лишь половина из тех, кто заинтересовался объявлением. Двум девушкам, выражавшим большой энтузиазм, пришлось писать индивидуально и копировать этот блок из задания, хотя они утверждали, что ужасно хотят порисовать в проекте (и хотели). Желания оказалось недостаточно, чтобы увидеть, что требуется от желающих. При этом рисовали они отлично. Одна даже удивленно спросила, а где брать материалы, хотя это второй абзац ТЗ с набором ссылок. Это была ошибка соискателя.
Если вы думаете, что соискатели выполнят ваши требования и можно лишь вести переписку в деловом стиле, то нет. Придется их подтолкнуть к этому.
За все время работы мне пришлось написать 3 ТЗ – ТЗ на задание, ТЗ на обложку 1, ТЗ на обложку 2. К этому приплюсовались четкие указания с материалами и описанием событий, акцентов, характеров, проч по каждому из листов. Несмотря на кажущуюся простоту, это занимает достаточно много времени.
Объявление и реакция на него.
Объявление я разместила на ряде сайтов, где художники ищут работу. Самыми активными в плане ответов оказались Illustrators.ru. Пример реакции можно увидеть тут:
Большинство подходящих кандидатов выполнили требования и сразу же пришли в почту. Большинство неподходящих пыхтели на форуме и негодовали по поводу жалких 20 штук. Пара хороших кандидатур нашлась на freelance.ru, но чудом – в основном, мне пытались предложить “продающий дизайн”, даже не прочитав задания. Все это не должно обескураживать, это обычный процесс.
За время разбора приходящих сообщений я увидела, что многие люди мыслят, исходя исключительно из картины мира потребителя. Т.е. все, что возникает вокруг, оценивается как прямой диалог с этим, конкретным человеком. Мне это знакомо, раньше я думала так же. Эта эгоцентрическая картина мира немного смешна. Часть художников воспринимала маленький бюджет проекта как оскорбление их лично, как будто я предложила поучаствовать и заплатить небольшую сумму именно им. На самом деле объявления о работе – это не то, что предлагают лично вам. Это то, что предлагают тем, кому это подходит. Если вам это не подходит, не надо оскорбляться. Нужно просто пройти мимо и найти подходящее себе занятие.
Нгоо про это написал вот что:
“Я понял, почему они меня так бесят. Ты делаешь проект чисто для себя. Не чтобы заработать денег, не чтобы прославиться, а просто так. А они блин кружатся, требуют денег и буянят так, словно ты марвел или DC. Это всё равно что у старушки, просящей перевести через дорогу, требовать бабло, аргументируя тем, что ты профессиональный жиголо и 15 минут с тобой стоят 500 баксов. Не нужны 15 минут, нужно просто перевести через дорогу.” Воспринимайте критические заявления философски. В принципе, можно найти подходящих людей, вообще не заплатив денег, хотя это сложнее и нужно обладать настойчивостью и свободным временем. Я же считаю, что работа должна быть оплачена, даже если эта оплата не заоблачная.
Важно: на этом этапе вы можете получить массу заявлений о том, что у вас ничего не получится, что вы зажрались, что идея безумная, что сценарий – говно. Должно ли это вас волновать? Нет. Это бесполезный шум, тогда как обращать внимание нужно только на информацию, т.е. предложения, портфолио и так далее. Кроме того люди в России очень нервные и зачастую пытаются оскорблять, хотя даже не хотят этого. Ключевое слово тут – терпение. Второй момент заключается в том, что появится очень много непрофессионалов, чьи рисунки будут вас пугать. Это тоже нормально, люди ищут свой шанс. Вторая часть рассказа: http://mor.yasher.net/2016/07/12/kak-delat-mangu-esli-nikogda-ne-proboval-chast-2/
mor.yasher.net