Обозначения элементов букв и соединений на Письме по программе «Планета знаний».
Администрация сайта имеет собственное мнение, но против программы не попрешь!
Учителя уже «втянулись».
Статья рассчитана на родителей не готовых к новым терминам.
Для поверхностного ознакомления.
Если вам нужна более глубокая информация купите методичку Илюхиной по этой программе (кажется книжка зеленого цвета).
Для лучшего осознания написания букв (или запутывания мозгов) в их алгоритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок».
Подъем от середины строки вверх принято называть «секретом» (при возвратном движении эта линия в основном как бы «накрывается» сверху и становится невидимой, т.е дважды проводите по одной линии). Этот элемент прописывается почти во всех буквах, в которых необходимо указать на параллельность элементов или их части.
Элемент «клюшка» используется в тех случаях, когда в написании нижней части буквы следует задержаться на строке на ширину буквы.
Поворот на месте, так чтобы осталось закругление принято называть «качалочкой».
Середина ( — ), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» (•), просвет сверху, «гнездышко» (v).
Поэлементная запись буквы Ж.
1.Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии.
2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем «клюшку».
3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет».
5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх.
6. С 1/3 «ломаем секрет».
7. По «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3, «секрет», по «секрету» – наклонная, «качалочка», крючок до середины.
Источник информации: интернет.
Методический материал «Названия элементов букв»
Названия элементов букв
короткая наклонная линия
короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо
короткая наклонная линия с закруглением внизу влево
короткая линия с закруглением сверху и снизу
удлиненная наклонная линия
удлиненная наклонная линия с пе́тлей внизу
удлиненная наклонная линия с пе́тлей вверху
малый левый полуовал
малый правый полуовал
малый овал
удлиненная наклонная линия
удлиненная наклонная линия с закруглением внизу влево
удлиненная наклонная линия с закруглением внизу вправо
верхний элемент букв Г, П, Т
верхний элемент буквы Р
большой левый полуовал
большой овал
Образцы объяснения написания букв
Начинаю писать от верхней линии рабочей строки. Пишу короткую наклонную линию до нижней линии рабочей строки, не отрывая руки (или отрыв) веду по написанному до середины, пишу петлю, провисную линию, довожу до верхней линии рабочей строки, не отрывая руки, пишу короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки до ее середины.
Начинаю писать от середины рабочей строки. Пишу малую петлю, касаясь верхней линии рабочей строки, малый левый полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки до ее середины.
Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки. Пишу петлю, удлиненную линию, пересечение на верхней линии рабочей строки, пишу малый овал, касаясь нижней и верхней линий рабочей строки.
Начинаю писать от верхней линии рабочей строки. Пишу короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, веду до верхней линии рабочей строки, не отрывая руки (или отрыв) пишу удлиненную наклонную линию с петлей внизу, чуть ниже середины дополнительной (вспомогательной) строки, пересечение на нижней линии рабочей строки.
Начинаю писать чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки, пишу большой овал.
Начинаю писать чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки, пишу удлиненную наклонную линию с петлей, касаясь нижней линии рабочей строки, большой правый полуовал, не касаясь первого элемента и нижней
линии предыдущей рабочей строки.
Начинаю писать чуть выше нижней линии рабочей строки, пишу начальное закругление, касаясь этой линии, наклонную линию, не доводя до нижней линии предыдущей рабочей строки, не отрывая руки ( или отрыв), пишу вторую удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, до ее середины.
Начинаю писать чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки. Пишу закругление, не доводя до этой линии, удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, веду до высоты первого элемента, не отрывая руки (или отрыв) пишу удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо чуть ниже середины рабочей строки, пишу опущенную петлю.
infourok.ru
Соединение Букв -10 этапов ( Письмо Основные Элементы)
Работа в «Прописи» начинается после знакомства с буквой, разбором основных ее элементов. Внимательно прочитайте статью «Курсы каллиграфии- 15 шагов по написанию буквы.» Перед тем как начнем соединять буквы выделим несколько методических этапов в обучении.
Методика работы в прописи
1) Знакомство с речевой формулой и элементами буквы.
2) Этап неправильного показа ( он есть не на всех страницах) В методике он описан. Учитель проводит это упражнение на доске.
Мы видим, что сначала в букве «н» искажена первая наклонная, затем неправильно написан «Мостик» и т.д В букве нарушены высота, наклон и ширина между элементами.
3) Обведи букву по линиям. Буква представлена в увеличенном размере, чтобы ребенок освоил основноее направление движения.
4) Пропиши элементы
Каждая строка — отработка нового элемента или соединения.
5) Пропиши буквы, соблюдая ритм. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
6) Сделай разметку. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
Обращайте внимание на разметку!
Она бывает вертикальная — для анализа ширины между элементами, и горизонтальная для регулирования пропорций буквы по высоте.
Горизонтальная разметка может проходить в середине строки и в 1\3. Это нужно для того, чтобы ребенок мог видеть, где элементы заканчиваются, начинаются и соединяются друг с другом.
7) Пишем букву в узкой строке. Подготовка завершена.наш ученик знает из чего буква состоит, ему известно направление движения.
Пришло время применить все знания в размерах узкой строки. Большое количество строк с вертикальной разметкой позволяют отрегулировать наклон и ширину.
8) Лист тренировок применяется не всегда и не со всеми используется только в двух случаях:
1) когда ребенок не усвоил написание буквы
2) когда проводятся тренировки в письме на скорость
Если упражнение выполняется с легкостью, НЕ НУЖНО ПРОПИСЫВАТЬ ВЕСЬ ЛИСТ от начала до конца. Переходите к следующему этапу работы.
9) Пишем соединения
Если ребенку трудно прописать все строки с соединениями сразу, дозируйте нагрузку.
В школьных прописях соединения прописываются по 3- 4 штуки на одной строке.
Можно перенять этот опыт и попросить ребенка написать за одну тренировку потри соединения каждого вида. В разделе «соединения» вы найдете объяснение всех новых видов соединений.
И изучите с ребенком все виды соединений с изучаемой буквой.
10) Учимся к печатной букве подбирать письменный символ
Упражнение направлено на тренировку памяти. Нередко на уроке даже второклассники спрашивают, как пишется та или иная буква. У некоторых детей темп письма очень низкий только потому, что они долго вспоминают как пишется та или иная буква.
Письмо основных элементов
Элемент «Наклонная линия»
- Наклонная линия
- Диагональная наклонная
- Двойная наклонная
Элемент «Крючок»
Речевая формула:
- С верхней строки пишу наклонную вниз;
- Делаю поворот вправо;
- Пишу диагональную наклонную до середины строки.
Элемент «Двойной крючок»
Речевая формула: Из середины строки пишу диагональную наклонную вверх; Делаю поворот вправо; Пишу вниз крючок до середины строки.
Речевая формула:Элемент «Петля
- С верхней строки пишу вниз двойную наклонную;
- Делаю поворот влево, пишу небольшой полукруг;
- Пишу вверх диагональную наклонную;
- Делаю «завязочку» на нижней рабочей строке;
- Довожу наклонную до середины строки.
Речевая формула:Элемент «Верхняя петля»
- С нижней трети строки пишу вверх диагональную наклонную;
- Пишу маленький полукруг влево;
- Пишу вниз наклонную линию;
- Делаю «завязочку» на середине строки.
Элемент «Мостик»
Речевая формула: Из середины строки пишу вправо горизонтальную линию с небольшим прогибом.
Речевая формула: В нижней трети рабочей строки пишу вправо полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Нижний полукруг»
Речевая формула: В верхней трети строки пишу влево полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Верхний полукруг»
Элемент «Овал»
(Может быть написан сверху или снизу, направление движения зависит от буквы.) Речевая формула:
• Пишу полукруг в трети строки;
• Пишу наклонную;
• Пишу полукруг в трети строки;
• Пишу наклонную.
Элемент «Правый полуовал»
Речевая формула:
• В верхней трети строки пишу полукруг
влево;
• Пишу наклонную вниз
• Пишу крючок вправо до середины
строки.
Элемент «Левый полуовал»
Речевая формула:
• В верхней трети строки пишу
диагональную наклонную вправо;
• Пишу наклонную до нижней трети
строки;
• Пишу поворот влево, немного уже
ширины обычной разметки.
Элемент «Фонарик»
Речевая формула:
- С верхней строки пишу вниз наклонную;
- Возвращаюсь по ней вверх до середины строки;
- Пишу диагональную наклонную вверх;
- Делаю маленький поворот вправо;
- Пишу наклонную вниз до верхней трети строки.
Элемент «Крючок», написанный влево
Речевая формула: • С верхней строки пишу двойнуюнаклонную вниз;
• Пишу плавный поворот влево в нижней трети строки.
Элемент «Горизонтальный крючок»
Речевая формула: » Нахожу середину рабочей строки, ставлю точку начала; » Пишу полукруг вправо; • Провожу вправо горизонтальную линию нужной длины.
Поделиться ссылкой:
Похожее
mentalar.ru
конспекты уроков письма «Письмо элементов букв.» (1 класс)
Урок 6
Цель: закрепить написание элементов букв .
Задачи: учить писать «узелок», «острый крючок», повторить основной алгоритм письма;
упражнять в письме изученных элементов букв, развивать внимание, глазомер, речь учащихся, обогащать словарный запас детей; воспитывать аккуратность
Оборудование: карта Букволандии, цветные карандаши, пропись №1, геометрические фигуры – мозаики, игрушка гномика. Алфавит письменных и печатных букв.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сяду прямо, не согнусь,
На обе ноги обопрусь,
За работу я возьмусь.
У. С нами сегодня гномик Секретик, он придёт в гости на парту к тому, кто будет старательно и аккуратно трудиться.
2. Пальчиковая гимнастика
Вот все пальчики мои, ( повороты кистей рук)
Их как хочешь поверни- (хлопок перед собой, лёгкий хлопок по столу, повороты кистей рук)
И вот этак, и вот так, (руки перед грудью, пальцы в «замок»)
Не обидятся никак. (руки вперёд, ладони вперёд)
Раз, два, три, четыре, пять, (круговые движения пальцами в «замок», («моторчик»).)
Не сидится им опять. ( встряхивающее движение кистями рук)
Постучали ( постучать пальцами по крышке стола)
Повертели ( повороты кистей рук
И работать захотели (встряхивающие движения кистями рук).
Упражнения на координацию рук.
3. Постановка темы урока:
У. Я тетрадочку открою и наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою –
Ручку я вот так держу
Нельзя ложиться на парту. Тетрадь «смотрит» на окно. Кончик ручки «смотрит» на плечо.
Писать нужно «прямо на животик». Не забывать двигать пропись влево.
У. Мы продолжаем учиться писать элементы букв.
4.Графическая игра «Будь внимательным!»
У. Напишите наклонные палочки под диктовку. Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, спускаюсь по наклонной вниз, на нижней линеечке снимаю ручку (
Сколько наклонных написали? А теперь отметьте на них серединки.
(Письмо длинных наклонных палочек тоже под диктовку учителя)
У. Ставль ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, спускаюсь по наклонной вниз до середины дополнительной строки, снимаю ручку.(Учитель повторяет 6 раз). Сколько длинных наклоных линий написали?
У. Продолжим игру. Игра называется «Сфотографируй!». Как фотография передаёт точно изображение предметов. Так и вы точно передайте изображения следующих элементов.
(Учитель пишет на доске элементы ,а дети называют их).
У. А теперь найдите их в прописи и напишите по точкам.
5. Письмо элемента «петелька».
6. Физкультминутка
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7. Тема урока (продолжение)
1) Поготовка руки к письму.
У. Разукрасьте деревце. Продолжите рисунок.
2) Письмо элементов заглавных букв « Кладём качалочку», « клюшка».
У. Выберите самый красивый элемент и подчеркните его.
3) Письмо элемента «острый уголок».
Учитель показывает в алфавите на заглавные буквы В, З, строчную з, показывает элемент «острый уголок».
Анализ элемента. Письмо по точкам и письмо самостоятельно.
4)Письмо элементов «узелок» (н, ь, ы, ъ, ю), «острый крючок» (ц, щ, К, Н, Ю), «перевёрнутая клюшка» (Б, Г, П, Т, Р)
8. Закрепление навыка написания строчной буквы и .
Дети пишут самостоятельно, проговаривая алгоритм написания вслух.
9. Графическая работа со словом звонок.
9. Итог урока.
У.Чему учились на уроке? Давайте вспомнив все новые элементы , которые узнали и пропишем их.
Учитель пишет их на доске, дети в прописи.
Урок 7
Тема: Письмо строчных букв й, ш.
Цель: познакомить с написанием строчных букв й, ш.
Задачи: учить красиво писать строчную й, строчную ш, отдельно и в соединениях; развивать внимание, фонетическую зоркость и графическое умение.
обогащать словарный запас детей; воспитыватьусидчивость, трудолюбие и аккуратность.
Оборудование: демонстрационная таблицы сбуквами Й, Ш; карта Букволандии, рисунки ребусов, лента букв, предложение печатными буквами на доске, игрушка гнома, рисунок буквы Й с глазками с улыбкой.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Пальчиковая гимнастика
• «Пересчёт пальцев»
1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочерёдно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (первого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одновременно.
2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагается
поочерёдно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сделать
то же самое, начиная с большого пальца.
• Упражнение «Пальчики здороваются».
• Упражнение «Пальчики обнимаются».
• Упражнение «Позы пальцев».
Упражнения на координацию рук
3. Подготовка руки к письму.
У. Мы продолжаем путешествие по стране Букволандии. Гномик Секретик с нами. Но уже осень, прохладно, нужно гномику одеться. Разгадайте ребусы и узнаете, что из одежды нужно Секретику для путешествия. ( рисунок: шар и буква ф, рисунок шляпка гвоздика и буква к зачёркнутая.)
Д. Шарф и шляпа.
У. Украсьте узорами шляпу и шарф для нашего Секретика.
4.Звукобуквенный и графический анализ слов шляпа, шарф.
Ребята выполняют анализ слова у доски и в прописи.
5 .Письмо строчной буквы й.
У. Сейчас мы будем учиться писать новую букву. Для этого вспомним, как правильно сидеть при письме.
Д. Ноги ставим на пол. Спина прямая. Голова немного наклонена вперёд.
Глаза от тетради находятся на расстоянии поднятой руки.
Нельзя ложиться на парту. Тетрадь «смотрит» на окно. Кончик ручки «смотрит» на плечо.
Писать нужно «прямо на животик». Не забывать двигать пропись влево.
У. Вы всё назвали правильно. Сравните буквы и и й. Что можете сказать о них? (Работа идёт по ленте букв). Чем отличаются эти буквы в написании?
1) Алгоритм написания й дети проговаривают самостоятельно.
Наклонная, «качалочка», «крючок» до середины, «секрет», по «секрету» наклонная, «качалочка», «крючок» до середины.
У. Напишите по штриховке и ещё две рядом самостоятельно. Отметьте, какая самая красивая, самая правильная буква из самостоятельно написанных.
2) Письмо соединений с буквой й.
У. Ребята, как соединяются буквы друг с другом?
Д. Буквы держатся за «ручки».
Надо протянуть «руку» к другой букве.
У. Правильно. Посмотрите, как будет буква й протягивать «руку» к другим буквам. Напишите букв й в соединении с другими буквами.
3) Письмо й в словах.
У. Секретик хочет сыграть с вами, ребята, в игру « Кто больше назовёт слов с буквой й»Секретик начинает – мой, твой…
4) Работа с предложением.
У . У Секретика есть для вас совет об организации игр. Прочитайте.
НЕ ИГРАЙ НА МОСТОВОЙ!
(воспитательный момент о соблюдении правил дорожного движения).
У.Назовите слова с буквой й. Найдите это предложение в прописи. Впишите знакомые буквы в слова.
6. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
7. Письмо строчной буквы ш .
У. (показывая на карту Букволандии) А лужайка находится рядом с рощей парных согласных , здесь живёт буква ш.
1) Подготовка руки к письму. Упражнение на развитие глазомера, письмо троек наклонных палочек.
2) Письмо буквы ш.
С помощью цветного мелка учитель показывает превращение буквы и в ш.
Алгоритм написания буквы ш проговаривается хором.
3) Письмо слога ши (правило: ши всегда пишется с и). Письмо буквы ш в слогах шу, ша.
4) Работа над словом тишина. Соединение букв в слове.
10. Итог урока.
( Учитель вывешивает картинку улыбающейся буквы Й)
Й – как и
В твоей тетрадке.
Чтобы й не путать с и,
Сверху палочку пиши.
У. Буква й дарит вам свою улыбку. А вы хотите ей подарить радость, улыбку?
Тогда напишите изученные сегодня буквы.
Урок 8
Тема. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Цель: учить писать строчную и заглавную буквы о, О.
Задачи: учить писать строчную и заглавную буквы о, О , отдельно и в соединениях;
показать два варианта написания буквы о; упражнять в письме изученных букв, обогащать словарный запас детей; воспитывать аккуратность, интерес к предмету.
Оборудование: демонстрационная таблица с буквой о; карта Букволандии, плакат буквы о в «шляпке» и на «подставке».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Кто готов начать урок?
Хлопни мне разок, дружок!
По сторонам ты не смотри,
Хлопнем вместе: раз, два, три.
2. Пальчиковая гимнастика
• «Пересчёт пальцев»
1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочерёдно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (первого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одновременно.
2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагается
поочерёдно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сделать
то же самое, начиная с большого пальца.
• Упражнение «Пальчики здороваются».
• Упражнение «Пальчики обнимаются».
• Упражнение «Позы пальцев».
Упражнения на координацию рук
3. Постановка темы урока:
-У. Сейчас мы будем учиться писать новую букву. Это не простая буква, а волшебная. И чтобы происходили чудеса, её нужно писать очень красиво, а для этого вспомним, как правильно сидеть при письме.
Д. Ноги ставим на пол. Спина прямая. Голова немного наклонена вперёд.
Глаза от тетради находятся на расстоянии поднятой руки.
Нельзя ложиться на парту. Тетрадь «смотрит» на окно. Кончик ручки «смотрит» на плечо.
Писать нужно «прямо на животик». Не забывать двигать пропись влево.
У. Вы все назвали правильно, и теперь мы можем отправляться в страну Букволандию. Посмотрите, какие рыбы водятся в реках этой страны.
Д. Окуни.
У. Правильно. Раскрасьте окуня в прописи.
4.Звукобуквенный и графический анализ слова окунь.
Ребята выполняют анализ слова у доски и в прописи.
У. Буква О младшая сестра королевы – принцесса. Она очень хочет быть такой же важной и полезной, как королева И. И что только не делает она, чтобы её заметили, — ходит в шляпке. (Выставляется рисунок О в «шляпке» ) Поднимается на «подставочку». Чтобы быть повыше ( выставляется рисунок О на «подставочке»).
Если сегодня мы научимся красиво и правильно писать букву о, то она поможет нам написать красиво ещё семь букв.
Сравниваем печатную и письменную буквы.
У. Буква О состоит из одного элемента – овала. А теперь посмотрите, как правильно писать эту букву.
5 .Письмо строчной буквы о.
1) Алгоритм написания о. Верхнее написание «в шляпке»
У. Ставим ручку на 1/3сверху, уходим влево вверх, задерживаемся на строке, наклонная вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся по наклонной вверх, смыкаем букву.
Письмо строчной о по точкам и самостоятельно с проговариванием алгоритма письма.
2) Нижнее написание ( на подставочке)
Ставим ручку на 1/3 снизу. Задерживаемся на строке, поднимаемся вверх и, не доходя 1/3, закругляем, задерживаемся на строке, уходим вниз по наклонной, смыкаем букву.
6. Письмо заглавной буквы О.
Запомните! Заглавную букву О пишут всегда снизу ( «на подставочке») и тщательно выводят овал. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз до 1/3, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх и, не доходя до 1/3, сверху в дополнительной строке закругляем, задерживаемся на мнимой строке, спускаемся вниз по наклонной, смыкаем букву.
Письмо заглавной О по точкам и самостоятельно с проговариванием алгоритма письма.
7. Физкультминутка
Вы старались, вы писали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей!
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.
8. Знакомство с новым материалом.
1) Письмо соединений с буквой о.
У. Ребята, как соединяются буквы друг с другом?
Д. Буквы держатся за «ручки».
Надо протянуть «руку» к другой букве.
У. Правильно. Посмотрите, как будет буква о протягивать «руку» к другим буквам
Объясняется и прописывается верхнее написание с петлёй и нижнее на подставочке
оо, ой, А, шо.
2) Превращение буквы о в другие буквы.
С помощь цветного мелка учитель показывает превращение буквы о в другие буквы: Б, В, Ю, Ь, Ъ, Ф, Я, д, а
9. Упражнение « Допиши в словах буквы о ,и .
10. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Что было интересно, сложно?
У. Если вы будете очень стараться, проговаривать написание буквы и её соединения каждый день, выполнять работу так, чтобы она нравилась вам самим, то у вас всё получится.
www.metod-kopilka.ru
Урок обучения грамоте (письмо) по теме: «Письмо строчной буквы «а»
Разделы: Начальная школа
Уроки письма начинаются с введения учеников в мир прекрасного, что совпадает с принципами методики М.С. Соловейчик. Осознают, что прекрасное можно создать и руками человека. Письмо – это тоже труд, труд умственный и физический. Все предъявляемые учащимся требования представляют для них большие трудности: вызывают сильное мышечное напряжение и быстро их утомляют. Поэтому наипервейшая задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику освободиться от этой напряжённости. А освободить ребёнка от напряжения можно только через игровую деятельность (эта деятельность является ведущей в работе с детьми данного возраста).
Моя задача — научить ребёнка писать красиво и писать грамотно. Как я это делаю на самом первом, самом трудном этапе в обучении детей на этапе обучения грамоте, рассмотрим на примере одного из уроков.
Как уже говорилось выше, работаю я с “Чудо прописями” и “Моими первыми тетрадками”. Стиль письма и задания в тетрадях различны. А мне нужно подчинить их одной – научить действовать по алгоритму. Алгоритму письма и алгоритму звукового анализа слов. Каждый из алгоритмов учит ребёнка распределять внимание, а также учит самоконтролю.
Первые уроки в прописях отводятся на развитие двигательных навыков кисти руки, развитию глазомера, нахождению рабочей и дополнительных строчек. Дети узнают, что такое половина (1/2) и третья часть (1/3) линии, учатся писать наклонные линии и линии с закруглением внизу (“качалочкой”), пишут крючковую линию, учатся соединять элементы букв между собой, знакомятся с ролью “секретика”. На данном этапе работы дети запоминают большое количество различных терминов – последовательностью письма, т.е. алгоритмом.
Для знакомства с алгоритмом письма я использую “Чудо-прописи”, а для работы по формированию основных понятий периода обучения грамоте – “Пропись” (Мои первые тетрадки) и “Чудо-пропись”.
Цели урока: научить писать строчную букву а, “набирать” её из изученных элементов букв; развивать фонетико-фонематическое восприятие, артикуляционное понимание звука, навыки самоконтроля и самоанализа, понятийное мышление, зрительное восприятие, память, образное мышление, аналитико-синтетические умения и навыки; учить умению точно воспроизводить образец, чёткой последовательности звукобуквенного анализа дальнейшей отработкой понимания предложения и его признаков; формировать произвольное внимание; воспитывать культуру речи, усидчивость, аккуратность и трудолюбие, любовь к родной природе, бережное к ней отношение, культуру поведения и общения друг с другом; поощрять взаимопомощь, умение радоваться не только за свой успех, но и за успех одноклассников.
Оборудование:
- “Чудо-пропись” под редакцией В.А. Илюхиной.
- “Пропись” “Мои первые тетрадки” под редакцией Н.М. Бетеньковой, Д.С. Фонина.
- Рисунки с изображением животных. (Рак, карась, утята, аист, арбуз, барабан)
- Натуральные астры.
- Цветные мелки.
- Цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Все готовы мы трудиться, нам никак нельзя лениться.
Пропись дружно открываем и о лени забываем.
Делаем упражнения, активизирующие мыслительную деятельность: “Шапочка”, “Ленивые восьмёрки” (стр. 14 “Чудо — прописи” и стр.22 “Прописи” — “Мои первые тетрадки”).
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем учиться писать буквы.
а) Знакомство с графическим образом буквы а.
Учитель. На доске мы видим знакомые элементы букв. Назовите их, пожалуйста. ( Дети называют: наклонная короткая линия, длинная наклонная линия, “крючок”, “качалочка”, “секретик”, короткая наклонная линия с “ качалочкой”, линия с “качалочкой” и “крючком” и “секретом”).
Посмотрите на письменную строчную букву “а”. Хватит ли этих элементов для написания буква “а”? (Нет)
А какую букву можно “набрать” из данных элементов? (И)
Предлагаю одному из учеников написать строчную букву “и” на доске.
Учитель. А можно ли букву и превратить в букву “а”? Покажите, как это можно сделать. (На доске учащиеся показывают, используя цветные мелки.)
К доске приглашается один из учеников. Буква “и” превращается в букву “а”.
Учитель. Благодаря какому элементу буква “и” превратилась в букву “а”?
Дети называют этот элемент – “шапочка”.
б) Письмо элементов буквы “а” коллективно с объяснением учителя.
Учитель. С какого места рабочей строки нужно начинать писать букву “а”? (С 1/3 сверху в узкой рабочей строке) Приготовиться к письму. Какие правила письма необходимо вспомнить? (Повторяем правила письма: положение тетради, ручки, посадка при письме).
Знакомлю с алгоритмом написания буквы а:
Ставлю ручку на 1/3 сверху в узкой рабочей строке, ухожу влево вверх, задерживаюсь на верхней линеечке рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, пишу “качалочку”, поднимаюсь по крючковой линии до середины рабочей строки, пишу “секретик” (соединяю с началом буквы), по секрету опускаюсь вниз по наклонной линии, “качалочка”, крючок до середины рабочей строки.
Сначала показываю на образце, а потом вместе с детьми пишу мелом на доске. (Дети пишут в воздухе.)
в) Письмо буквы “а” под объяснения учащихся. (Первая рабочая строка в прописи.)
Физкультминутка. (На этом этапе урока использую Су-Джок-здоровьесберегающие технологии.)
г) Анализ соединений буквы “а” в словах. Закрепление изученного о звуках и буквах.
На данном этапе урока использую барабан (игрушечный). Несколько раз отбиваю ритм на барабане.
Учитель. Что вы сейчас услышали? (Звуки барабана). К каким звукам мы отнесём эти звуки? (Музыкальные). Назовите предмет, издаваемый эти звуки. А что теперь вы услышали? (Звуки речи). Что вам известно о звуках нашей речи? (Звуки бывают гласные и согласные.) Что вам известно о звуках согласных? Что вам известно о звуках гласных?
Звук [а] – он какой? (Гласный). Как вы это определили? Сколько раз этот звук встречается в слове барабан?
Найдите слово барабан в прописи. Разместите звуки слова барабан, каждый в свою квартиру. (Дети рисуют в звуковой схеме слова условные обозначения звуков, а один из учеников набирает схему слова на доске магнитными карточками, на данном этапе дети используют обозначения звуков по Соловейчик М.С.)
Проверка. Сравните свои схемы с тем, что вы видите на доске. Что вы можете сказать?
Посмотрите, какое соединение использовано для соединения буквы “а” с другими буквами слова. Какой элемент для этого используется? (Крючковая линия и “секретик”.)
По доске все вместе под комментарий учителя соединяют букву а с другими буквами в слове. (Барабан)
Физкультминутка. Упражнение “Сова”.
3. Закрепление изученного.
а) Дальнейшая работа над графическим изображением буквы “а” продолжается в “Прописи” Мои первые тетрадки – стр.22.
Посмотрите на доску. Какая птичка принесла нам букву “а” во второй прописи? (На доске рисунок с аистом.)
(Это аист)
А почему, именно эта птичка её принесла? (Слово начинается со звука [а].)
Учитель. Посмотрите на написание буквы “а”. Что вы заметили?
(Есть отличия в написании.)
Учитель. Какие известные элементы буквы “а” вы нашли?
Выделите их зелёным цветом.
На свободной строке напишем по образцу с доски под объяснение (алгоритм) букву а. (Можно предложить детям написать букву “а” чередуя с букой “и”.)
б) Самоанализ написанного.
Учитель. Найдите самую красивую букву, написанную вами в прописи, отметьте её восклицательным знаком. Почему мы отмечаем эту букву именно восклицательным знаком? (Мы радуемся)
Какая буква вам не очень понравилась и почему?
У меня на доске барсук тоже (герой из “Чудо - прописи”) написал несколько букв. Какие из этих букв у него не удались?
Ученики отмечают недостатки в написании букв.
Учитель. А сейчас мы немного поиграем.
в) Игра. Я буду называть слова со звуком [а] в начале слова, середине, конце. Если вы услышите звук в начале – вы хлопаете, если в середине – вы топаете, а если в конце – поднимаете руки вверх.
Слова: аист, мак, рак, масло, кошка, улица, шишка, пенал, август, астра.
(Астра – в данном слове звук [а] и в начале слова и в конце.)
Учитель. Какое слово вас пыталось запутать? (Астра)
Показываю букет из астр.
На что похожи лепестки этих цветов?
Астра – в переводе с греческого означает “звезда”. Её лепестки похожи на лучики звезды. По старинной легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Согласно народному поверью, если ночью притаиться в цветнике из астр и прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание – это астры разговаривают со своими сёстрами – звёздами.
Учитель. Найдите это слово в прописи, обведите букву “а” в слове и разместите звуки в схеме слова. Сколько слогов в этом слове? Как вы это определили? Что вспомнили? Какой слог ударный? Что можно сказать о согласных звуках этого слова? Что известно о звуке [р]?
4. Работа с предложением.
Учитель. Что изображено на доске? (На доске схема предложения.)
Что такое предложение? Как при письме отделить одно предложение от другого? Прочитайте предложение из прописи.
Каков разум, таковы и речи.
Как вы понимаете смысл высказывания? Какая буква пропущена в словах этого предложения? Впишите букву “а” в слова.
Подчеркните зелёным цветом правила, которые необходимо помнить при записи предложения. (Дети подчёркивают: заглавную букву, пробелы (раздельное написание слов в предложении), точку в конце предложения.)
Подведение итогов урока.
Учитель. Какую букву мы учились писать на уроке?
Раздаю заготовленные листочки в узкую линейку. Предлагаю детям написать букву “а” на листочке. Самые красивые буквы отправляются в “волшебную шкатулку” — шкатулка детских достижений.
Чему ещё мы учились на уроке?
На образце этого урока я попыталась показать, как можно использовать, подчиняя единым требованиям работу с совершенно разными стилями письма и оформлением фонетической работы в уже готовых схемах, некоторые приёмы работы над формированием орфографической зоркости, развитием фонематического слуха, обогащение словаря учащихся.
27.12.2006
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок письма на тему «Знакомство с нижним соединением элементов букв» (1 класс)
Урок 14
Тема: Знакомство с нижним соединением элементов букв
Цель: 1) познакомить с тремя видами соединений элементов букв (нижним, верхним, средним) и научить ими пользоваться, сознательно выбирая в зависимости от последующего элемента; закреплять названия элементов; 2) продолжить обучение письму под диктовку слов, предложений; 3) учить определять ударные и безударные гласные звуки; 4) совершенствовать умение находить и отмечать «опасные при письме» места в предложениях.
Ход урока
Орг момент
Повторение пройденного
Работа с предметными картинками С. 28. Кого видите? Назовите слова с
мягким и твёрдым согласным звуками в начале слова (курица,
петух) и в конце (гусь, индюк), ученики обводят нужные дорожки.
После этого они характеризуют первый и последний звуки в слове
утка (гласные) и вписывают соответствующие значки в схему.
Далее учащиеся проверяют, не слово ли утка обозначено схемами
на строках под рисунками, после чего рядом под диктовку
записывают слова гусь, курица. (Обязательно напомните о
постановке ударения и указании безударных гласных звуков в
составленных схемах слов.)
— Как можно назвать всю картинку. Обсуждение предложенных детьми вариантов завершите чтением подписи в прописи.(Птичий двор)
— Что нужно уметь писать, чтобы и у вас буквы в дальнейшем
были бы такими же красивыми? (Нужно уметь писать элементы
букв.)
2. — Проверим, умеем ли мы писать изученные элементы. Для
этого сначала назовём их, а потом обведём по серому шрифту на
поле картинок.
Постановка цели урока
— Но достаточно ли для записи слов уметь писать отдельные
элементы? Что видите внизу под рисунками? (Два элемента,
соединённые между собой.) Учились ли мы соединять элементы
букв? Так чему будем учиться дальше? (Соединению элементов
между собой.)
3.Работа над темой урока —
Рассмотрите узор на следующей странице вверху слева.
При помощи каких элементов соединены листочки? Назовите их.
(Короткая прямая с закруглением внизу вправо и короткая сильно
наклонная линия снизу вверх.) А как они между собой соединены?
(Выслушиваются ответы детей.)
— Элементы присоединяются друг к другу, касаясь друг друга,
как говорят взрослые, встык. Найдите образец справа в рамке и
скажите, так ли соединены элементы. (Да.) Проверим, все ли
написанные в рамке элементы так соединяются между собой.
Для этого запишем на доске по порядку в столбик элементы первой группы. (Кто-то из детей называет элемент, а кто-то его записывает на доске.)
Сколько элементов во второй группе? (На этом уроке во вторую группу входит два элемента.) Как они называются? (Короткая сильно наклонная линия снизу вверх и овал.) Откуда пишется первый элемент? (Снизу.)
Посмотрите на доску. Где мы закончили писать элементы, к которым будем приписывать следующие? (Между нижней линией рабочей строки и первой линией-помощницей.) Получится присоединить следующий элемент? (Нет.) Так где же надо закончить писать предыдущие элементы? (Чуть выше нижней линии рабочей строки.) Исправим нашу ошибку: напишем рядом эти же элементы, закончив их писать чуть выше нижней линии рабочей строки.
— Теперь попробуем приписать к ним первый элемент, используя соединение встык. Получилось? (Да.)
Теперь запишем все элементы первой группы и попробуем присоединить к ним второй элемент — овал.
Откуда надо начать его писать? (Снизу, чуть выше нижней линии рабочей строки.)
С каким же соединением мы сейчас познакомились? (Встык, один элемент касается другого.) А его ещё называют нижним. Как вы думаете, почему его так называют? (Элементы соединяются внизу, немного выше нижней линии рабочей строки.) Так о каком же соединении элементов букв мы узнали? (О нижнем соединении встык.)
— Вернёмся на с. 28 и найдём соединения этих элементов в записанном названии картинки (оно одно), а потом на рисунке. Обведём их по серому шрифту. Откуда начнём писать? Где будем соединять элементы? (Если надо, то начало движения руки и место соединения уточняется по голубым стрелкам на с. 29.)
— Кого же мы увидели на птичьем дворе?
-Кто как кричит? (Утка крякает. Курица кудахчет. Петух кукарекает. Гусь гогочет. …) Какое из этих предложений записано в прописи? (Никакое.) Чтобы узнать, какое предложение записано, ответьте на вопрос: какие это птицы? (Это домашние птицы.) Проверьте, такое ли предложение записано? (Да.) Прочитайте слова по слогам, обводя дуги. Отметьте «опасные места», поставьте ударение и укажите безударные гласные звуки.
Для записи предложения под диктовку можно использовать предложение: Утки бывают и дикие.
6,7, 8, 9. Компоненты названы на с. 273, 274.
4 Итог урока
В конце урока дети пишут одно или несколько соединений элементов букв освоенного вида; кроме того, делают обобщение: согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими; вписывают соответствующие значки в приготовленную схему. Потом оценивают свою работу на уроке.
infourok.ru
Урок письма на тему «Знакомство с верхним соединением элементов букв» (1 класс)
Урок 16.
Тема: Знакомство с верхним соединением элементов букв
{Пропись № 1, с. 32-33)
Цель: Задачи этих уроков: 1) познакомить с тремя видами соединений элементов букв (нижним, верхним, средним) и научить ими пользоваться, сознательно выбирая в зависимости от последующего элемента; закреплять названия элементов; 2) продолжить обучение письму под диктовку слов, предложений; 3) учить определять ударные и безударные гласные звуки; 4) совершенствовать умение находить и отмечать «опасные при письме» места в предложениях.
Ход урока
1.Орг момент
2Работа над темой урока
Беседа по иллюстрации к сказке «По щучьему веленью»,
называние нарисованных персонажей (царь, царевна, Емеля),
нахождение первого звука в словах, выбор слова, схема которого
составлена [царевна), и обведение нужной дорожки.
Определение по схемам, какое слово записано на строках под картинками. (Емеля.) Дополнение звуковой схемы недостающими значками звуков и запись под диктовку слов: царь, царевна.
2.Попросите определить, что написано под картинкой.
(Название сказки.) Как догадались? (С большой буквы написано,
а в конце нет точки.) Напомните, как называется сказка.
-Найдите в записи знакомые соединения букв и обведите по
серому шрифту. Обведите знакомые соединения и на картинке.
Есть ли другие соединения в словах и на картинке? (Да.) Чему же
будем учиться на уроке?
3. — Рассмотрите узор на следующей странице вверху слева.
Назовите, при помощи каких элементов соединены листочки. Где
начинается второй элемент?( Сверху.) А как они соединены между
собой? Сообщаете, что элементы соединяются друг с другом при
помощи дополнительной чёрточки, которая показана голубым
цветом.
Найдите образец справа в рамке и скажите, так ли соединены элементы. (Да.) Убедимся, что все написанные в рамке элементы соединяются между собой именно так. Для этого запишем на доске по порядку в столбик элементы первой группы. Сколько их запишем? (Четыре.)
Сколько элементов во второй группе? (Три.) Как они называются? А откуда пишутся? (Сверху.)
Учились ли мы писать элементы, соединяя их сверху? (Нет.) Как такое соединение называется? (Верхнее с дополнительной чёрточкой, помогающей соединить два элемента.)
Чтобы их соединить с предыдущими, где нужно закончить писать первые элементы? ( На первой линии-помощнице, т. к. от неё пишутся вторые элементы.)
Попробуем. Получается? (Да.)
Нахождение новых соединений элементов и обведение их по серому шрифту сначала в названии сказки под картинкой на с. 32 (их много), потом на картинке. Как будем соединять элементы? Уточнение места начала письма, способа и названия вида соединения.
— Что произошло с Емелей, когда он зачерпнул воды из проруби? (Он поймал щуку. Поймал Емеля щуку.) Какое из этих предложений записано в прописи? (Второе.)
Прочитайте слова предложения по слогам, обводя дуги. Отметьте «опасные места», поставьте ударение и укажите безударные гласные звуки.
Что сказала щука Емеле? (Отпусти меня, Емеля.)
Что сделал Емеля? (Он отпустил щуку.) Записывается одно из этих предложений.
6. 7, 8, 9. Компоненты названы на с. 273, 274.
10. В конце урока учащиеся пишут несколько элементов букв, соединённых новым способом, а также, повторяя, называют непарные по твёрдости-мягкости согласные — твёрдые [ж, ш, ц] и мжкие [ч1; щ»; й’]. Потом ученики оценивают свою работу на уроке
infourok.ru