Чем отличается художник от иллюстратора?
Художник — это общее и свободное понятие.
Иллюстратор это узкопрофилированный художник. Его предназначение — быть неотрывно связанным с текстом, раскрывать содержание.
Это может быть художественная литература, научная, периодика и т.д. От этого будет зависеть стилистика картинок. Скажем, детская книжная иллюстрация будет отличаться от иллюстраций в учебники по физике.
Художник вправе свободно выражать свою фантазию, не ограничиваясь в приемах и содержании картины. Её содержание ничем не регламентировано и это самостоятельное произведение. В отличие от иллюстратора, который должен проявлять свою фантазию в рамках конкретной книги/текста.
Но и в иллюстрации и в картине есть одинаковая свобода приёмов выражения темы.
Любой иллюстратор — художник, но не каждый художник — иллюстратор.
Конкретное изображение, которое получится в итоге у иллюстратора или художника не исчерпывается словесным описанием того, что нарисовано. Если ты перескажешь — даже очень подробно — что нарисовано на той или иной картине человеку, который эту картину не видел, он всё равно не представит её верно. Так что та литературная сторона, которая есть в иллюстрации и которая определяет сюжет картинки по сути не мешает художнику, потому что она определяет только сюжет.
Другое дело, что, конечно, хороший иллюстратор не только сюжет рисует (предметные образы), но и «дух произведения». Его ещё надо суметь почувствовать и подумать, как он повлияет на изображение (т.е. каков будет стиль). Это труд, поэтому художник и может сказать, что он становится несвободен, так как «дух книги» — если он непонятен — воспринимается как обуза, сторонняя вещь для художника. Но такое восприятие — это частная, личная несовместимость художника и писателя, их мироощущений, так сказать. Но это именно частное восприятие, а не некий «закон несвободы», непременно присутствующий в работе иллюстратора как такового. Если ты любишь книгу, её тему, её дух, то все слова писателя, весь сюжет будут подспорьем в деле выражения ТВОЕЙ мысли.
Без слова (понятия, темы) из любого изобразительного произведения получиться ноль, т.к. оно будет бессмысленно. Но слово, сюжет, например, в тексте сказано: «дерево», никак не определяет, как следует рисовать веточки, их изгиб, число листьев, цвет коры и пр. А если не будет слова «дерево» — что рисовать? Нет понятия – нет рисунка. Слово – невидимый субстрат, дающий бытие рисунку, но не задающий его конкретную, создаваемую художником форму.
Ответ был написан совместно с Александрой Павловой, аспирантом кафедры иллюстрации и эстампа.
thequestion.ru
Чем отличается иллюстратор от художника?
В современном мире многие сферы деятельности человечества не обходятся без таких профессий, как иллюстратор и художник, являющихся на сегодняшний день очень востребованными.
Иллюстратор
Иллюстратором называют человека, создающего образ, в основе которого находиться какая-либо история, либо написанный каким-нибудь автором текст. Именно эти люди трудятся над созданием тематических картинок для книг и журналов.
Самыми первыми иллюстрациями принято считать рисунки, оставленные первобытными людьми, наскальную живопись. Они были созданы непосредственно ручным трудом.
Времена шли, с развитием мира цивилизованного активно развивались и новейшие технологии. В таких древних странах, как Египет, Греция и Римская Империя, росписи на стенах играли очень важную роль, они даже несли своеобразную ценность.
В эпоху Средневековья живопись была весьма непопулярным проведением свободного времени. В почете были лишь изображения, относящиеся к каноническим церковным мотивам, да портреты знатных монархов и их многочисленных вельмож-вассалов.
Все что создавалось за пределами этих тематик, было принято считать сатанинским проявлением, что в свою очередь пыталась искоренить Святая Инквизиция. Обычно найденные иллюстрации, не относящиеся к разрешенным тематикам, предавались судом сожжению, такая же участь ожидала и их создателя.
Ситуация кардинально изменилась, когда наступила великая эпоха славного времени – Эпоха Возрождения. В этот период происходит расцвет деятельности легендарных личностей, которых принято называть самыми знаменитыми на все века иллюстраторами:
- Леонардо Да Винчи.
- Рафаэля Санти.
- Микелеанджело Буанаротти и так далее.
Живопись с течением времени стремительно развивалась и наполнялась разнообразными жанрами, от нее отделяется искусство создания иллюстрации.
Самой первой иллюстрацией принято считать жизнеописание египетских фараонов, которые находили археологи, как в роскошных могилах – пирамидах, так и в храмовых комплексах.
В XX веке иллюстрация заняла свое весомое место в сфере изобразительного искусства.
Описание работы
Вся суть работы иллюстратора состоит в создании эскизов, либо создании готовых работ на определенные тематики для заказчиков. Чтобы стать иллюстратором, человек должен будет иметь в своем арсенале огромное количество разнообразных техник рисования:
- Графическая иллюстрация – создание рисунка в технике графики при помощи использования простого карандаша.
- Ботаническая иллюстрация – изображение описываемого объекта (применяется для учебников).
- Техническая иллюстрация – создание чертежей.
- Иллюстрация, выполненная особыми техниками – оригами, лепка, вышивание и так далее.
Сфера применения работ иллюстратора:
- Полиграфия – создание плакатов и постеров.
- Пресса.
- Литература.
- Раскадровка в мультипликации.
- Создание интернет-баннеров.
- Рекламная сфера.
На сегодняшний день профессия иллюстратора является очень востребованной.
Художник
Согласно исторической версии этимология слова «художник» своими корнями восходит к древнегерманским диалектам, она связана с обозначением руки. Художником называют человека, который является субъектом творческой деятельности, работающий в сфере искусства.
Художники начали свою творческую деятельность с момента зарождения на земле человеческой жизни. Повсеместно, то тут, то там, отыскиваются элементы наскальной живописи, росписи в древних храмах, созданные еще до рождения Иисуса Христа.
С момента появления развитой цивилизации мастерство художников стало пользоваться большим почетом. Этих людей приглашали украшать жилища, храмы и даже могилы. Ремесло художника всегда было связано тесным образом с созданием красок, одного из главных материалов для рисования.
В древние времена профессия художника была окутана магическим ореолом, к примеру, в Древнем Египте художники почитались наравне со жрецами, то есть имели очень достаточно высокое социальное положение.
Однако первыми знаменитыми художниками признаются греки. Самым первым докой в этом деле принято считать мифического мастера на все руки
Дедал
Суть профессии
Профессию художник даже нельзя таковой и считать, ведь это на самом деле по большей степени состояние души. Художниками становились в древние времена люди, одаренные от природы, которые рисовали не только портреты и автопортреты, но также они создавали пейзажи, шедевры в стиле кубизма, авангардизма и так далее.
Несмотря на то, что многие картины великих художников сейчас скупаются по баснословным деньгам, как правило, их создатели были нищими людьми и умирали в полной нищете, слава приходила к ним уже после смерти.
Современная сфера применения:
- Живопись.
- Графика.
- Декоративно-прикладное искусство.
- Микроминиатюра.
- Фотоискусство.
- Граффити.
- Кинематограф.
Общее между иллюстратором и художником
- И иллюстратор, и художник на своем трудовом поприще создают шедевры.
- Работают практически в одинаковых сферах применения.
- Являются профессиями, возникшими в древности.
- Иллюстратор и художник в некотором контексте могут обозначаться в качестве одной профессии.
Различие
- Профессия художника является в сфере искусства более широким понятием, чем профессия иллюстратора.
- Иллюстрация создается на основе литературного рассказа или истории, к которым она, по сути, является дополнением, создающим необходимый образ.
- Иллюстратор в своей работе ограничен строгими рамками, художник свободен в своем полете фантазий и может создавать произведения искусства по своему усмотрению.
чем отличается живопись от рисунка*?
ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита) . Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма) , неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки) , показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр) . Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура) . Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно) , станковая живопись (картина) , декорационная живопись (театральные и кинодекорации) , декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет) , диорама и панорама. Основные технические разновидности — масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко) , темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.РИСУНОК, изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется (карандашом, пером, кистью, углем и т. д. ) с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге. Главные виды художественного рисунка: станковый рисунок, эскиз, этюд, зарисовка с натуры и т. д.
otvet.mail.ru
Чем отличается картина от фотографии? Живопись Бато Дугаржапова | Культура
Чем же отличается фотография от картины?
Фотография запечатлевает нам момент, то есть совершенно конкретное, мгновенное состояние объекта. Художник же, как бы он ни выписывал детали подробно и правдоподобно — пишет прежде всего то ОБЩЕЕ, что он видит в модели, то есть самое характерное и выразительное. Поэтому фотография (за исключением очень нечасто встречающихся работ фотохудожников) — это иллюстрация, подобная картинке в энциклопедии: вот так, дети, выглядит белочка, а вот так выглядел владелец фотоальбома 20 лет назад, когда его купали в ванночке.
Современный художник отказался от копирования природы — это гораздо лучше и быстрее сделает фотография и киносъемка. Натурализм задвигает живопись в тупик повторности и банальности. К тому же природу воспроизвести нельзя. Когда зритель воспринимает только самый поверхностный аспект картины — передачу информации «где что стояло», то понимание живописи будет крайне обедненным и искаженным.
Бато Дугаржапов, «Ночной Монмартр», 2012 г.
Фото: Источник
Картина принципиально отличается от фотографии неидентичностью созданного
Живописная картина маслом на холсте претендует на полноту и всеобщность показа написанного объекта и на передачу впечатления от него. Непостижимым образом на плоском холсте возникает объем, живой и прекрасный мир, созданный художником. Мы можем войти в картину и услышать, как поют птицы, обонять запах цветущего луга, почувствовать тепло нагретой солнцем воды, увидеть движение — ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании и перед нами, и что это все передал нам автор.
Что такое «алла прима»?
Если прежде приветствовалась ювелирная манера выписывания деталей до мелочей, когда картина писалась месяцами, а то и годами и затем тщательно покрывалась лаком, то в 19−20 веке появилось понятие «алла прима» — от латинского «all prima vista» (на первый взгляд), и означает спонтанную живопись пастозной краской. Картина готова после первого сеанса.
Бато Дугаржапов, «Дождливый день. Римини», 2013 г.
Фото: Источник
Краски в основном смешиваются на палитре, где кажутся свежими и светящимися. Во время письма на пленэре это очень подходящий способ работы. Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма. Картины объемнее и информативнее фотографии, они могут эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Иногда даже благодаря отсутствию этой конкретизации.
Чередование как бы на первый взгляд хаотичных мазков и световых пятен намного эмоциональнее, чем фотография и старинная вылизанная манера передает движение — игру солнечных пятен на траве, бликов на воде, колыхание листьев и т. д. К сожалению, совершенно дикий в смысле живописной культуры зритель, увидев работы алла прима, написанные размашистыми мазками и полосами, не дает себе труда — остановиться и всмотреться, а надувает щеки и со словами «я тоже так могу намазать» с сознанием собственного превосходства проходит дальше в поисках лакированных кудряво-выписанных творений, где никакая работа воображения и сопереживание не нужны.
Дадим ему уйти, а потом рассмотрим, например, картину художника Бато Дугаржапова «Пленэр».
Что мы видим на этой интересной картинке?
Желающие рассмотреть, как пошиты ботинки у персонажей — ничего. Зритель же, настроенный на волну понимания, прежде всего видит много солнечного света. Затем мы видим несколько художниц в летних платьицах у мольбертов и бородатого художника в джинсах и с кистями в руке. Затем появляется теплая каменная стена с освещенными солнцем вьющимися глициниями над ними, голубое небо в просветах листвы, парапет набережной и море за ним.
Бато Дугаржапов, «Пленэр»
Фото: Источник
Листва потому и не выписана в деталях и прожилках, что она движется, колышется, и свет тоже движется, перемещаются тени и ежеминутно меняется отсвет от моря вдали…
Настроение у картины — совершенно феноменальное, она просто излучает свет и позитив. И вместе с тем нельзя указать указкой и разъяснить: это вот это, а здесь то-то. Это нужно только увидеть, немного отойдя от картины и посмотрев на нее достаточно долго. Причем это только файл, я представляю себе — насколько она должна действовать в оригинале!
Аналогично «проявляется» и картина «На этюдах». Сначала — хаотические пятна солнечного света и отсветы моря. Затем — седоватый художник склонился к мольберту. Затем — само море: сияющее море, оно движется, волнуется, солнечные отблески от волн практически слепят глаза (как это сделано — понять невозможно), в море — скалы, камни и лодки, слева опять же вьющееся растение, возможно, виноград. Невероятно передана атмосфера жаркого утра (а это утро, потому что когда солнце стоит высоко, море так не сверкает, оно синеет), красоты южного берега и восхищения этой красотой.
Бато Дугаржапов, «На этюдах»
Фото: Источник
Картины Бато Дугаржапова погружены в особую светоносную среду, что говорит о высокой живописной культуре художника, о тонком понимании цветовых и пространственных соотношений. Его работы отличаются свежестью, быстротой ритма линий и цветовых пятен, романтической приподнятостью, тонким восприятием светопространственных соотношений.
С особой легкостью крупными штрихами он создает законченный, цельный образ природы в цвете, свете и жизненной динамике… все искрится в лучах солнца, даже там, где тень, сверкают отсветы, что особенно поражает и радует. Свободно брошенные, краски ложатся друг на друга и образуют многоцветную гармонию и ритм, в котором особое значение имеют переливы оттенков.
Бато Дугаржапов родился в 1966 году в Чите. Окончил художественную школу в Томске и Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова. Работы современного художника находятся в частных собраниях России, США, Франции, Италии и Испании.
Бато Дугаржапов, «Улочка»
Фото: Источник
shkolazhizni.ru
Чем отличается картина от фотографии?
Начиная диалог с мировой культурой, современный человек не растрачивает усилий для того, чтоб подняться до ее уровня, а, напротив, старается принизить ее до собственного. (кто-то умный)
До изобретения фото живопись рассматривалась как орудие для может быть более четкого отражения окружающего. Живопись числилась тем лучше, чем более достоверно она показывала реальный мир. С возникновением в 1839 году фото, а в 1895 кино осознание живописи значительно расширилось, хотя другие придерживаются узко-функционального дела и на данный момент.
Чем все-таки отличается фото от картины?
Бато Дугаржапов «Рождество».
Фото запечатлевает нам момент, другими словами совсем конкретное, секундное состояние объекта. Живописец же, вроде бы он ни выписывал детали тщательно и правдоподобно – пишет сначала то ОБЩЕЕ, что он лицезреет в модели, другими словами самое свойственное и выразительное.
Потому фото (кроме очень нечасто встречающихся работ фотохудожников) – это иллюстрация, схожая картинке в энциклопедии: вот так, малыши, смотрится белочка, а вот так смотрелся обладатель фотоальбома 20 годов назад, когда его купали в ванночке.
Бато Дугаржапов «Крым».
Современный живописец отказался от копирования природы – это еще лучше и резвее сделает фото и киносъемка. Натурализм задвигает живопись в тупик повторности и банальности. К тому же природу воспроизвести нельзя. Когда зритель принимает только самый поверхностный нюанс картины – передачу инфы «где что стояло», то осознание живописи будет очень обедненным и искаженным.
Картина принципно отличается от фото неидентичностью сделанного, и это стало принципным различием меж красочным и фотографическим изображением. Живописец решает собственной волей, что и как бросить, что и как выделить, что исключить из картины, время от времени даже вопреки поверхностному здравому смыслу.
Бато Дугаржапов «Терраса».
Красочная картина маслом на холсте претендует на полноту и всеобщность показа написанного объекта и на передачу воспоминания от него. Непостижимым образом на плоском холсте появляется объем, живой и красивый мир, сделанный художником.
Мы можем войти в картину и услышать, как поют птицы, обонять запах расцветающего луга, ощутить тепло нагретой солнцем воды, узреть движение – ясно понимая, что всё это происходит исключительно в нашем сознании и пред нами, и что это все передал нам создатель.
Что такое «алла прима»?
Бато Дугаржапов «Утро».
Если до этого приветствовалась ювелирная манера выписывания деталей до мелочей, когда картина писалась месяцами, а то и годами и потом кропотливо покрывалась лаком, то в 19-20 веке появилось понятие «алла прима» – от латинского «all prima vista» (на 1-ый взор) и значит спонтанную живопись пастозной краской.
Картина готова после первого сеанса. Краски в главном смешиваются на гамме, где кажутся свежайшими и светящимися. Во время письма на пленэре это очень подходящий метод работы.
Пастозность проявляется в рельефности, выпуклости яркого слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания вещественной стороны предмета и придания динамизма. Картины объемнее и информативнее фото, они могут чувственно повлиять на зрителей локальными цветовыми пятнами, без лишних уточнений и конкретизации деталей. Время от времени даже благодаря отсутствию этой конкретизации.
Бато Дугаржапов «Полдень. Лодки».
Чередование вроде бы на 1-ый взор беспорядочных мазков и световых пятен намного эмоциональнее, чем фото и древная вылизанная манера передает движение – игру солнечных пятен на травке, бликов на воде, колыхание листьев и т.д.
К огорчению, совсем одичавший в смысле красочной культуры зритель, лицезрев работы алла прима, написанные размашистыми мазками и полосами, не дает для себя труда – тормознуть и всмотреться, а надувает щеки и, со словами «я тоже так могу намазать», с сознанием собственного приемущества проходит далее в поисках лакированных кудряво-выписанных творений, где никакая работа воображения и сопереживание не необходимы.
Дадим ему уйти, а позже разглядим, к примеру, картину художника Бато Дугаржапова «Пленэр». Что мы лицезреем на этой увлекательной картинке?
Бато Дугаржапов «Пленэр».
Желающие разглядеть, как пошиты башмаки у персонажей – ничего. Зритель же, настроенный на волну осознания, сначала лицезреет много солнечного света. Потом мы лицезреем несколько художниц в летних платьях у мольбертов и бородатого художника в джинсах и с кистями в руке. Потом возникает теплая каменная стенка с освещенными солнцем вьющимися глициниями над ними, голубое небо в просветах листвы, парапет набережной и море за ним. Листва поэтому и не выписана в деталях и прожилках, что она движется, колышется, и свет тоже движется, передвигаются тени и ежеминутно изменяется отсвет от моря вдалеке…
Настроение у картины – совсем феноменальное, она просто испускает свет и позитив. И совместно с тем нельзя указать указкой и объяснить – это вот это, а тут то-то. Это необходимо только узреть, малость отойдя от картины и посмотрев на нее довольно длительно. При этом это только файл, я представляю для себя – как она должна действовать в оригинале!
Бато Дугаржапов «На этюдах».
Аналогично «проявляется» и картина «На этюдах». Поначалу – хаотические пятна солнечного света и отсветы моря. Потом – седой живописец склонился к мольберту. Потом – само море: зияющее море, оно движется, беспокоится, солнечные блики от волн фактически слепят глаза (как это изготовлено – осознать нереально), в море – горы, камешки и лодки, слева снова же вьющееся растение, может быть, виноград.
Неописуемо передана атмосфера горячего утра (а это утро, так как когда солнце стоит высоко, море так не сверкает, оно синеет), красы южного берега и восхищения этой красотой.
Бато Дугаржапов «Южный вечер»
Картины Бато Дугаржапова погружены в необыкновенную светоносную среду, что гласит о высочайшей красочной культуре художника, о узком осознании цветовых и пространственных соотношений. Его работы отличаются свежестью, быстротой ритма линий и цветовых пятен, романтичной приподнятостью, узким восприятием светопространственных соотношений.
С особенной легкостью большими штрихами он делает законченный, цельный образ природы в цвете, свете и актуальной динамике… все искрится в лучах солнца, даже там, где тень, сверкают отсветы, что в особенности поражает и веселит. Свободно брошенные, краски ложатся друг на друга и образуют разноцветную гармонию и ритм, в каком особенное значение имеют переливы цветов.
Бато Дугаржапов «Озеро Комо».
Бато Дугаржапов родился в 1966 году в Чите. Закончил художественную школу в Томске и Столичный муниципальный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Работы художника находятся в личных собраниях Рф, США, Франции, Италии и Испании.
К. Ю. Старохамская
1eva.ru
Искусство Сходства, различия картины и фотографии.
И картина, и фотография передают нам состояние окружающего мира, вот только делают они это по разному.До изобретения фотографии живопись рассматривалась как орудие для возможно более точного отражения окружающего. Живопись считалась тем лучше, чем более достоверно она отображала реальный мир. С появлением в 1839 году фотографии, а в 1895 кино понимание живописи существенно расширилось, хотя иные придерживаются узко-функционального отношения и сейчас.
Чем же отличается фотография от картины?
Фотография запечатлевает нам момент, то есть совершенно конкретное, мгновенное состояние объекта. Художник же, как бы он ни выписывал детали подробно и правдоподобно — пишет прежде всего то ОБЩЕЕ, что он видит в модели, то есть самое характерное и выразительное. Поэтому фотография (за исключением очень нечасто встречающихся работ фотохудожников) — это иллюстрация, подобная картинке в энциклопедии: вот так, дети, выглядит белочка, а вот так выглядел владелец фотоальбома 20 лет назад, когда его купали в ванночке.
Современный художник отказался от копирования природы — это гораздо лучше и быстрее сделает фотография и киносъемка. Натурализм задвигает живопись в тупик повторности и банальности. К тому же природу воспроизвести нельзя. Когда зритель воспринимает только самый поверхностный аспект картины — передачу информации «где что стояло», то понимание живописи будет крайне обедненным и искаженным.
Картина принципиально отличается от фотографии неидентичностью созданного, и это стало принципиальным отличием между живописным и фотографическим изображением. Художник решает своей волей, что и как оставить, что и как выделить, что исключить из картины, иногда даже вопреки поверхностному здравому смыслу.
Живописная картина маслом на холсте претендует на полноту и всеобщность показа написанного объекта и на передачу впечатления от него. Непостижимым образом на плоском холсте возникает объем, живой и прекрасный мир, созданный художником. Мы можем войти в картину и услышать, как поют птицы, обонять запах цветущего луга, почувствовать тепло нагретой солнцем воды, увидеть движение — ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании и перед нами, и что это все передал нам автор.
otvet.mail.ru
Чем отличается картина от фотографии? Красота Мир женщины Subscribe.Ru
Начиная диалог с мировой культурой, современный человек не тратит усилий для того, чтобы подняться до ее уровня, а, напротив, старается принизить ее до своего. (кто-то умный)До изобретения фотографии живопись рассматривалась как орудие для возможно более точного отражения окружающего. Живопись считалась тем лучше, чем более достоверно она отображала реальный мир. С появлением в 1839 году фотографии, а в 1895 кино понимание живописи существенно расширилось, хотя иные придерживаются узко-функционального отношения и сейчас.
Чем же отличается фотография от картины?
Бато Дугаржапов «Рождество».
Фотография запечатлевает нам момент, то есть совершенно конкретное, мгновенное состояние объекта. Художник же, как бы он ни выписывал детали подробно и правдоподобно – пишет прежде всего то ОБЩЕЕ, что он видит в модели, то есть самое характерное и выразительное.
Поэтому фотография (за исключением очень нечасто встречающихся работ фотохудожников) – это иллюстрация, подобная картинке в энциклопедии: вот так, дети, выглядит белочка, а вот так выглядел владелец фотоальбома 20 лет назад, когда его купали в ванночке.
Бато Дугаржапов «Крым».
Современный художник отказался от копирования природы – это гораздо лучше и быстрее сделает фотография и киносъемка. Натурализм задвигает живопись в тупик повторности и банальности. К тому же природу воспроизвести нельзя. Когда зритель воспринимает только самый поверхностный аспект картины – передачу информации «где что стояло», то понимание живописи будет крайне обедненным и искаженным.
Картина принципиально отличается от фотографии неидентичностью созданного, и это стало принципиальным отличием между живописным и фотографическим изображением. Художник решает своей волей, что и как оставить, что и как выделить, что исключить из картины, иногда даже вопреки поверхностному здравому смыслу.
Бато Дугаржапов «Терраса».
Живописная картина маслом на холсте претендует на полноту и всеобщность показа написанного объекта и на передачу впечатления от него. Непостижимым образом на плоском холсте возникает объем, живой и прекрасный мир, созданный художником.
Мы можем войти в картину и услышать, как поют птицы, обонять запах цветущего луга, почувствовать тепло нагретой солнцем воды, увидеть движение – ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании и перед нами, и что это все передал нам автор.
Что такое «алла прима»?
Бато Дугаржапов «Утро».
Если прежде приветствовалась ювелирная манера выписывания деталей до мелочей, когда картина писалась месяцами, а то и годами и затем тщательно покрывалась лаком, то в 19-20 веке появилось понятие «алла прима» – от латинского «all prima vista» (на первый взгляд) и означает спонтанную живопись пастозной краской.
Картина готова после первого сеанса. Краски в основном смешиваются на палитре, где кажутся свежими и светящимися. Во время письма на пленэре это очень подходящий способ работы.
Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма. Картины объемнее и информативнее фотографии, они могут эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Иногда даже благодаря отсутствию этой конкретизации.
Бато Дугаржапов «Полдень. Лодки».
Чередование как бы на первый взгляд хаотичных мазков и световых пятен намного эмоциональнее, чем фотография и старинная вылизанная манера передает движение – игру солнечных пятен на траве, бликов на воде, колыхание листьев и т.д.
К сожалению, совершенно дикий в смысле живописной культуры зритель, увидев работы алла прима, написанные размашистыми мазками и полосами, не дает себе труда – остановиться и всмотреться, а надувает щеки и, со словами «я тоже так могу намазать», с сознанием собственного превосходства проходит дальше в поисках лакированных кудряво-выписанных творений, где никакая работа воображения и сопереживание не нужны.
Дадим ему уйти, а потом рассмотрим, например, картину художника Бато Дугаржапова «Пленэр». Что мы видим на этой интересной картинке?
Бато Дугаржапов «Пленэр».
Желающие рассмотреть, как пошиты ботинки у персонажей – ничего. Зритель же, настроенный на волну понимания, прежде всего видит много солнечного света. Затем мы видим несколько художниц в летних платьицах у мольбертов и бородатого художника в джинсах и с кистями в руке. Затем появляется теплая каменная стена с освещенными солнцем вьющимися глициниями над ними, голубое небо в просветах листвы, парапет набережной и море за ним. Листва потому и не выписана в деталях и прожилках, что она движется, колышется, и свет тоже движется, перемещаются тени и ежеминутно меняется отсвет от моря вдали…
Настроение у картины – совершенно феноменальное, она просто излучает свет и позитив. И вместе с тем нельзя указать указкой и разъяснить – это вот это, а здесь то-то. Это нужно только увидеть, немного отойдя от картины и посмотрев на нее достаточно долго. Причем это только файл, я представляю себе – насколько она должна действовать в оригинале!
Бато Дугаржапов «На этюдах».
Аналогично «проявляется» и картина «На этюдах». Сначала – хаотические пятна солнечного света и отсветы моря. Затем – седоватый художник склонился к мольберту. Затем – само море: сияющее море, оно движется, волнуется, солнечные отблески от волн практически слепят глаза (как это сделано – понять невозможно), в море – скалы, камни и лодки, слева опять же вьющееся растение, возможно, виноград.
Невероятно передана атмосфера жаркого утра (а это утро, потому что когда солнце стоит высоко, море так не сверкает, оно синеет), красоты южного берега и восхищения этой красотой.
Бато Дугаржапов «Южный вечер»
Картины Бато Дугаржапова погружены в особую светоносную среду, что говорит о высокой живописной культуре художника, о тонком понимании цветовых и пространственных соотношений. Его работы отличаются свежестью, быстротой ритма линий и цветовых пятен, романтической приподнятостью, тонким восприятием светопространственных
соотношений.С особой легкостью крупными штрихами он создает законченный, цельный образ природы в цвете, свете и жизненной динамике… все искрится в лучах солнца, даже там, где тень, сверкают отсветы, что особенно поражает и радует. Свободно брошенные, краски ложатся друг на друга и образуют многоцветную гармонию и ритм, в котором особое значение имеют переливы оттенков.
Бато Дугаржапов «Озеро Комо».
Бато Дугаржапов родился в 1966 году в Чите. Окончил художественную школу в Томске и Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Работы художника находятся в частных собраниях России, США, Франции, Италии и Испании.
К. Ю. Старохамская
subscribe.ru