Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Кафедра анатомического рисунка
Анатомический рисунок, являясь самостоятельной учебной дисциплиной в художественном образовании, существует как единое целое с понятием академического рисунка, тесно взаимодействует с ним и образует основу в изображении человека.
Программа анатомического рисунка рассчитана на три учебных года и строится по принципу от малого к большому: череп, голова с плечевым поясом, связь грудной клетки и таза, верхние и нижние конечности и, как кульминация, скелет человека, фигура Гудона и анатомическая фигура в движении. Дополнительно изучается анатомическая фигура лошади для сравнительного анализа с анатомией человека и понимания пластики и формообразования животных.
Анатомический рисунок опирается прежде всего на пластическую анатомию, которая изучает строение и расположение органов, определяющих внешние формы тела человека: скелет, мышцы, суставы, детали лица, пропорции и движения, а также методику изображения человека на анатомических основах.
Изучение анатомии делится на лекционную часть и практические занятия в анатомическом классе. На лекциях студенты осваивают теоретический материал: названия костей скелета и мышц человека, работу и взаимодействие суставов и частей тела, пропорции и каноны. Изучая анатомическое строение фигуры человека, учащиеся пользуются богатым опытом предыдущих поколений художников и анатомов в виде рисунков, таблиц, анатомических атласов, научно-исследовательских описаний.
Заведующий кафедрой: Штыхно Олег Федорович, профессор кафедры анатомического рисунка, член-корреспондент РАХ.
1 КУРС.
2 КУРС.
glazunov-academy.ru
Это рисунки из тех времен, когда мы учили пластическую анатомию. Мало было нарисовать их правильно в мышцах, нужно было и нарисовать их правильно с точки зрения рисунка — чтобы то, что ближе, виделось ближе, то, что дальше, уходило на дальний план. Наш преподаватель очень хвалил рисунки одногруппника, который бы старше — как раз за этот воздушный объем. И я очень завидовала. Но хвалимому было 22, а мне 16. Это мышцы лица и шеи. Мне повезло, я нашла себе кроме анатомии Барчаи еще медицинский справочник по анатомии. Правда там все названия были на латыни, и мне приходилось выискивать русские эквиваленты. Сзади исписано мелким почерком про все мышцы. Грудная клетка. Вы знаете, что два последних ребра не замыкаются? Они выходят из позвоночника и остаются со свободными концами. А плоская грудинная кость видна у всех худых моделей — в виде легкого подобия стиральной доски на середине груди. Самое сложное было с позвоночником — там 33 позвонка, в каждом отделе свое количество и у них своя форма, на всех трех проекциях — спереди, сзади и сбоку количество должно было совпадать и преподаватель не ленился их считать. Почти все обсчитывались! У меня в папке два или три перерисованных позвоночника к зачету:) Приятнее всего два верхних шейных позвонка — у них в отличие от других собратьев есть отдельные имена — атлант и эпистрофей (он же аксис). Атлант узкий и тонкий, срастается с черепом, а эпистрофей наоборот мощный и имеет выступ наверх в виде зуба. На этот мощный «зуб» надевается отверстием атлант и голова может крутиться туда-сюда. Но позвоночник я не отсканировала:) А это таз — самая красивая и сложная кость. У него очень сложная форма и направление поверхностей все время меняется. Самые верхние точки прощупываются под талией и видны у стройных людей спереди. Треугольник сзади — несколько сросшихся костей крестца, они входят в таз треугольной распоркой и на них опирается весь позвоночник. А видите на нижнем рисунке выступы тазовых костей по краям крестца? Как раз по ними те места, где ямочки треугольником видны. А нижние арочки — как раз то, на чем мы сидим. Для деторождения, кстати не так важно, насколько широко у вас размахиваются крылья подвздошный остей ( самых верхних краев), а важно насколько широко и округло отверстие в центре. Именно сквозь него нужно протиснуться голове ребенка. Если таз широк в фас, но сплюснут в латеральном направлении это не сильно хорошо. не буду вас пугать дальнейшими анатомическими подробностями:) Это один из зачетов — живая натура и рисунок скелета внутри. То есть сначала мы рисовали обыкновенную обнаженную натуру, вставшую в позу. А потом по этому рисунку рисовали, как у нее проходит скелет в такой позе. Мы так натренировались тогда, что ради развлечения вписывали скелеты и черепа в любой рисунок. На экзамене мне достались сгибатели предплечья — то есть руки от локтя до кисти. Я вытащила свой рисунок и приготовилась рассказывать, как преподаватель отнял у меня лист, потянул за руку, положил ее на стол и сказал — вот по своей руке и рассказывай. И я впала в оцепенение:) Я знала все мышцы при взгляде на руку кистью вниз. А свою руку на столе видела кистью вверх и право с левым поменяно, естественно. Преподаватель смеялсо. А я после паралича и паники взяла себя в руки и мысленно переворачивая свой учебный рисунок рассказала, что куда идет. И получила-таки свою пятерку:) И крупнее второй рисунок из группы. Там быстро вписаны шпаргалочки, средняя «с» в трех буквах как раз означает «сгибатель». Прошу прощения за желтое пятно:) Это когда-то у меня масло или разбавитель пролились на папку , и куча листов оказались с пятном. Это на самом деле малюсенькая часть, у меня их целая папка, со всеми костями и косточками и всеми мышцами. А я сейчас купила себе прекрасную анатомию Сары Симблет и вас скоро расскажу про нее. |
rikki-t-tavi.livejournal.com
Анатомические рисунки Леонардо да Винчи выложили в открытый доступ
Выдающийся учёный и живописец Леонардо да Винчи активно исследовал человеческую анатомию и собирался опубликовать свои труды в специальном трактате. После смерти гения масса его неупорядоченных эскизов с описаниями нигде не выставлялась на протяжении более 400 лет. Внушительное собрание анатомических рисунков да Винчи оцифровала британская организация Royal Collection Trust, в которой они хранятся.
Чтобы постичь физиологию человека, да Винчи изучал строение тела и проводил вскрытия. Расположенный в Нью-Йорке Метрополитен-музей опубликовал статью о том, что многим художникам эпохи Возрождения приходилось изучать анатомию, чтобы достоверно изобразить человеческие фигуры.
Да Винчи подходил к анатомии с таким же научным интересом, как и к архитектуре, инженерии, разработке летательной машины или к созданию оружия. Многие свои анатомические рисунки он снабдил подробными описаниями, которые делал при помощи зеркального начертания строк. Этот метод учёный использовал для ведения дневников.
Владельцы планшетов Apple могут установить приложение, которое позволяет через гаджет просматривать всю коллекцию и даже перевести на английский язык записи учёного, интервью и мнения экспертов о значимости открытий да Винчи.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Анатомия и искусство | Искусство рисовать
Ни для кого не секрет, что анатомия — важная составляющая любого изображения животных и людей. Без глубокого знания анатомии практически невозможно правильно, и со всеми деталями построить на бумаге фигуру человека.
Прежде всего, рисуя, Вы должны следить за массой фигуры. Это самое главное. Всё потому, что намечая сначала линии, очень легко ошибиться. А если рисовать массами, то любую ошибку легко исправить и эту массу (уже подкорректированную) можно обернуть линией.
А теперь перейдём к, собственно, анатомии.
Основа человеческого и животного тела — это скелет. Кости — это каркас, на котором держится вся остальная масса — мышцы, органы и т.д. Поэтому при рисовании фигуры человека имеет смысл начинать именно с такого каркаса — скелета.
Скелет служит жестким и устойчивым к сжатию каркасом тела. Он помогает телу сохранять определенную форму. У людей скелет обеспечивает опору для всей массы тела, противодействуя силе тяжести и приподнимает тело над землей. Это облегчает человеку передвижение по суше. Внутренние органы оказываются прикрепленными к скелету.
Мышцы служат как бы рычагом для нашего тела. Они позволяют приводить наше тело в движение. Мышцы также взаимодействую со скелетом.
Анатомические рисунки Леонардо да Винчи:
Наше тело, в плане анатомии, очень интересно. Невозможно передать словами то многообразие поз и форм, которые может принять человеческое тело. Оно очень подвижно и гибкое во младенчестве и, если следить за ним, то оно останется таким очень долго.
Вы когда-нибудь видели как танцуют профессиональные танцоры? Если да, то я думаю Вы согласитесь, что они сумели сохранить ту гибкость и красоту тела, что была дана нам природой. И именно эту красоту пытаются запечатлеть художники.
Анатомические рисунки очень хорошо развивают навык художника.
Ниже представлены книги, с помощью которых Вы сможете обучится анатомии (кликните на картинку, чтобы скачать):
Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческих костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности. | |
В данном учебном пособии рассказано, как передать движение, выражение лица, внутреннее состояние портретируемого, воссоздать образ человека. В портрете с исключительной полнотой можно выразить самое трудное, самое ответственное для всякого искусства — внутренний мир, душу человека, его дела, мысли и желания. | |
Изображение фигуры человека — базисный элемент классического образования художника. Владение техникой рисунка и глубокое понимание природы человеческого тела необходимы для обретения собственного стиля.
|
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Анатомия и искусство, 9.0 out of 10 based on 1 ratingdraw-paint.ru
Анатомический рисунок – МАХУ
- Об учреждении
- Cведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогические и иные работники
- Материально техническое обеспечение
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- История
- История училища
- Архивные фотографии
- Cведения об образовательной организации
- Обучение
- Студентам
- Расписание занятий
- Дополнительные занятия
- Экзаменационная сессия
- Итоговая аттестация
- Студентческий совет
- Отделения
- Дизайн
- Живопись
- Реставрация
- Скульптура
- Практика
- Виды практик
- Положение о практике
- План/график
- Студентам
- Абитуриентам
- Прием 2018
- Результаты вступительных испытаний
- Правила приема
- Вступительные испытания для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Порядок приема иностранных граждан
- Порядок выполнения практической работы
- День открытых дверей
- Консультация поступающих
- Расписание вступительных испытаний
- Дни и часы приема заявлений поступающих
- Примеры вступительных испытаний
- Живопись
- Композиция
- Прием 2018
maxycollege.ru
Анатомические рисунки Леонардо да Винчи
Анатомия, оптика, геология, ботаника, гидродинамика и т. д. – все эти науки занимали в его жизни много места, уступая разве что только живописи. Леонардо да Винчи имел репутацию архетипического человека, живущего в эпоху Возрождения — художника, время от времени занимающегося наукой.
Так как практически все труды Леонардо — это дневники, то и записи в них велись своеобразно. Они представляют собой своего рода диалоги, которые автор вёл с воображаемым собеседником и где он отстаивает свое мнение. При этом да Винчи приводит достаточно веские доказательства. Кроме того, в его рукописях содержатся указания Леонардо самому себе, а также рассуждения, которые напрямую можно связывать с философией. Его интересовали сердце, опорно-двигательный аппарат, скелет и мышцы.
Леонардо первому удалось правильно и удивительно точно нарисовать формы и, главное, пропорции всех составляющих костную систему человека. Все предшествующие этому изображения скелета обычно были условными, схематичными. Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника. Как канаты, удерживающие мачту корабля.
Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) (Mondino dei Lucci) «Anathomia». Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи.
В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй — груди, в третий — сердца и в четвертый день — конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно — основание черепа.
К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги.
В создании анатомических рисунков Леонардо да Винчи придерживался строгой последовательности.
«Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости.»
Понимая всю сложность проведения секций, Леонардо считал анатомические зарисовки основой изучения строения человеческого тела.
По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо да Винчи представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии.
Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти:
«Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем изобретения природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу…»
Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее:
«…неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина». А о сердце написал так: «Чудесное орудие, изобретенное верховным художником».
Скачать книгу с иллюстрациями можно здесь
Больше интересного в паблике.
homo-faber.net
Рисунок головы человека- Уроки ИЗО
Самым сложным и совершенным по форме и конструкции является человек. Потому в профессиональном художественном обучении так много внимания уделялось раньше и уделяется теперь изучению строения человека.
Все материальные ценности должны создаваться для человека. С древнейших времен архитектура стояла ближе всех других видов искусств к человеку. Люди, причастные к этому виду творчества, особенно хорошо должны знать сложнейший по физическому устройству, психическим особенностям и внешнему облику организм человека.
Начальным этапом изучения для художника обычно является голова человека. Для серьезного овладения основными принципами построения реалистического рисунка всей фигуры человека и ее отдельных деталей необходимо хорошо знать пластическую анатомию. Изучение закономерностей строения внутренний структуры фигуры или головы человека вынуждает ученика отказаться от поверхностно-копировального срисовывания наружных контуров. Лишь увидев в натуре за внешними очертаниями пластику формы и основы возникновения ее на базе твердых анатомо-конструктивных знаний, можно выполнить грамотно, правдиво и выразительно рисунок головы человека.
В связи с этим очень важно в первую очередь установить для себя пропорции двух основных частей головы: крупного по объему мозгового раздела и сравнительно небольшого лицевого. На рисунке 1 указаны членение этих разделов и названия мелких костей. Функциональное назначение каждой детали черепа взаимосвязано с их формообразованием и конструктивными особенностями.
Закрыть
Строение черепа. Пластическая анатомия для художника
Рис.1. Строение черепа. Пластическая анатомия для художника | ||
1 — лобная кость; 1а — лобные бугры; 1б — надбровные дуги; 1в — надпереносье; 1г — височная линия; 2 — теменные кости; | 2а — теменные бугры; 3 — затылочная кость; 4 — височная кость; 4а — сосцевидный отросток; 4б — скуловая дуга; 4в — наружное слуховое отверстие; 5 — скуловая кость; 6 — верхнечелюстная кость; | 7 — носовые кости; 8 — нижнечелюстная кость; 8а — подбородочное возвышение; 8б — угол нижней челюсти; 8в — суставной отросток; 8г — венечный отросток; 9 — глазничные впадины; 10 — грушевидное отверстие. |
Для выработки профессиональных навыков реалистического изображения головы человека особое внимание необходимо уделить изучению основных анатомических пунктов и опорных точек (Рис.2,3).
При сравнительном анализе формы головы человека и черепа можно заметить, что пластическая характеристика головы (выступы, углубления, изгибы и др.) не всегда совпадает с шовными черепными сочленениями. Мышцы головы часто скрыты жировыми слоями. В силу уникальности характеристики каждого человека общая пластическая форма головы определяется индивидуальными расположениями основных костных выступов, опорных точек и анатомических пунктов. Выявляя расхождения анатомических основ конкретной головы и канонической, рисующий добивается неповторимости и индивидуальности характеристик формы в рисунке, т. е., как часто говорят, — сходства. Из 20 основных костных выступов на голове человека только семь приходится на лицевую часть. Кроме костных выступов на рельеф головы оказывают влияние жесткие грани носовых хрящей, височные, жевательные, мимические и другие мышцы (Рис.2).
Закрыть
Мышцы головы и шеи. Пластическая анатомия для художника
Рис.2. Мышцы головы и шеи. | |
1 — височные мышцы; 2 — жевательные мышцы; 3 — лобные мышцы; 4 — круговые мышцы глаз; 5 — мышцы — сморщиватель бровей; 6 — круговая мышца рта; 7 — скуловые мышцы; 8 — носовые мышцы; 9 — квадратная мышца верхней губы; 10 — мышца смеха; | 11 — щечная мышца; 12 — треугольная мышца рта; 13 — квадратная мышца нижней губы; 14 — подбородочная мышца; 15 — грудинно-ключично-сосцевидная мышца; 16 — трапециевидная мышца; 17 — двубрюшная мышца; 18 — щитовидный хрящ; 19 — яремная ямка. |
Закрыть
Рисунок головы человека. Пластическая анатомия для художника
Рис.3. Рисунок головы человека | ||
Глаз: 1 — глазное яблоко; 2 — слезник; 3 — радужная оболочка; 4 — нижнее веко; 5 — верхнее веко; 6 — наружный угол; 7 — зрачок. | Ухо: 1 — завиток; 2 — противозавиток; 3 — козелок; 4 — противокозелок; 5 — раковина; 6 — мочка. | Губы: 1 — желобок верхней губы; 2 — бугорок верхней губы; 3 — угол рта. Нос: 1 — носовые кости; 2 — хрящевая перегородка носа; 3 — боковые хрящи. |
Поверхности лба, темени и затылка определяют костные основы, потому что мозговая часть покрыта плоскими тонкими мышцами. Пластическая форма лицевой части значительно сложнее (табл. 1).
Группа мышц | Название | Прикрепление | Действие | |
начало | конец | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мимические | 1. Лобные мышцы (парные) | Кожный покров бровей (с изнанки) | Сращены с черепным апоневрозом | Поднимают брови |
2. Пирамидальный мускул | Носовая часть | Внутренний конец брови | Сближает внутренние концы бровей | |
3. Мускул, сморщивающий брови (парный) | Надпереносье | Середина брови | Тянет внутренний конец брови внутрь и вверх | |
4. Круговая мышца глаза (парная): а) вековая часть б) глазничная часть | Внутренний угол глазницы от лобной кости. Широким кольцом окружает глазницу, лежит на ее костных краях и переходит на веки | Сближает края век, закрывая глаз (прищуривание, зажмуривание), двигает брови (выпрямляет, слегка опускает) | ||
5. Большая скуловая | Скуловая кость | Угол рта | Двигает углами рта (при смехе) | |
6. Квадратная мышца верхней губы | Край глазницы | Верхняя губа, наружные пучки, крыло носа, внутренние пучки | Поднимает середину верхней губы, изгибает носогубную складку, расширяет ноздри | |
7. Мышца, опускающая перегородку носа (парная) | Ячеечный отросток верхней челюсти под средним резцом | Перегородка носа | Оттягивает вниз перегородку носа, суживает ноздрю, опускает середину верхней губы | |
8. Носовая мышца (парная) | Общее плоское сухожилие (седло) на спинке носа | Вплетается в кожу боковой поверхности носа и ближайшей части щеки | Сморщивает нос, поднимает крыло носа, растягивает ноздри | |
9. Круговая мышца рта | Залегает вокруг рта | Суживает, сжимает рот | ||
10. Треугольная мышца рта (парная) | Боковая поверхность нижней челюсти | Вплетается в угол рта | Опускает угол рта и носогубную складку | |
11. Квадратная мышца нижней губы | Передняя часть тела нижней челюсти | Нижняя губа | Выворачивает и растягивает нижнюю губу | |
12. Подбородочная мышца (парная) | Нижняя челюсть у основания передних зубов | Вплетается в кожу подбородка | Двигает кожу подбородка | |
13. Щечная, или ланитная, мышца (парная) | Снизу и сверху прикрепляется к челюстям | Спереди сплетается в круговую мышцу рта | Прижимает и надувает щеки, тянет угол рта | |
Жевательные | 1. Собственно жевательная мышца (парная) | Скуловая дуга | Угол нижней челюсти | Поднимает нижнюю челюсть и прижимает ее к верхней |
2. Височная мышца (парная) | Височная впадина | Венечный отросток нижней челюсти | Поднимает нижнюю челюсть | |
3. Крыловидные мышцы | Лежат в глубине | Движение нижней челюсти вперед, назад и в стороны | ||
4. Двубрюшная мышца: | Располагается в области шеи | Опускает нижнечелюстную кость | ||
переднее брюшко | Нижнечелюстная кость | Подъязычная кость | ||
заднее брюшко | Сосцевидный отросток височной кости | Подъязычная кость |
Примечание. При физических усилиях и при душевных переживаниях, требующих волевого напряжения, челюсти невольно стискиваются — мышца, напрягаясь, становится рельефной. Если человек разгневан, угрожает, готов к решительным действиям, челюсти крепко сжаты — это происходит за счет напряжения жевательных мышц, т.е. жевательные мышцы можно считать также мимическими. Определенное выражение лица очень редко возникает в результате действия какой-нибудь одной мышцы.
Большое значение в рисунке головы придается правильному изображению шеи, являющейся соединительным звеном между туловищем и головой. Внешнюю пластическую форму шеи образуют следующие мышцы.
Заднюю поверхность — капюшонная мышца с треугольной мышцей головы и шеи.
Переднюю поверхность — грудино-ключично-сосцевидная мышца, начало которой прикрепляется к рукоятке грудины (грудинная головка) и ключице (ключичная головка), затем ключичная и грудинная головки сплетаются и образуют мощный мышечный тяж, который прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости и затылочной. Нижнюю границу перед — сбоку на рельеф шеи влияют лестничные мышцы, которые расположены позади грудино-ключично-сосцевидной, начинаясь от поперечных отростков верхних шейных позвонков и заканчиваясь у первого и второго ребра. Хорошо видна и надключичная ямка.
Рядом с четко выделяющейся спереди гортанью можно увидеть грудино-подъязычную и лопаточно-подъязычную мышцы. Рисуя голову в ракурсе снизу, необходимо хорошо представить дно ротовой полости. На внешнюю пластическую форму дна ротовой полости влияют двубрюшная и челюстно-подъязычная мышцы, а также подъязычная кость.
Знание пластической анатомии, конечно, оказывает существенную помощь при овладении рисунком головы человека, но оно не может заменить практической работы непосредственно с натуры.
Изучив анатомическое строение черепа, учащиеся переходят к рисунку частей головы.
Приступая к рисунку анатомической головы, необходимо определить ее наклон и пропорции общей массы. Затем определить поворот головы, сравнить пропорциональные соотношения лицевой части с общей массой, выяснить перспективные изменения и определить направление света. Этот предварительный анализ необходим, чтобы начать длительную работу и вести ее осмысленно, чтобы каждый этап сообщал листу бумаги исчерпывающую информацию о натуре. Излагая основные этапы работы над рисунком анатомической головы, остановимся лишь на основных задачах, не претендуя на полноту изложения. Тем более что каждый ученик в силу своих индивидуальных особенностей и степени подготовленности вправе сам выбирать удобный для себя путь работы над рисунком.
Прежде чем сделать первые линии на бумаге, необходимо рассмотреть гипсовую голову со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы головы и ее положение в пространстве. На композицию рисунка в плоскости листа влияет наклон головы и даже освещение. Ученик должен научиться красиво заполнять всю изобразительную плоскость, чтобы изображение смотрелось монументально.
urokizo.ru