Анатомический рисунок – Рисование тела — Уроки рисования человеческого тела

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Кафедра анатомического рисунка

Анатомический рисунок, являясь самостоятельной учебной дисциплиной в художественном образовании, существует как единое целое с понятием академического рисунка, тесно взаимодействует с ним и образует основу в изображении человека.

Программа анатомического рисунка рассчитана на три учебных года и строится по принципу от малого к большому: череп, голова с плечевым поясом, связь грудной клетки и таза, верхние и нижние конечности и, как кульминация, скелет человека, фигура Гудона и анатомическая фигура в движении. Дополнительно изучается анатомическая фигура лошади для сравнительного анализа с анатомией человека и понимания пластики и формообразования животных.

Анатомический рисунок опирается прежде всего на пластическую анатомию, которая изучает строение и расположение органов, определяющих внешние формы тела человека: скелет, мышцы, суставы, детали лица, пропорции и движения, а также методику изображения человека на анатомических основах.

Изучение анатомии делится на лекционную часть и практические занятия в анатомическом классе. На лекциях студенты осваивают теоретический материал: названия костей скелета и мышц человека, работу и взаимодействие суставов и частей тела, пропорции и каноны. Изучая анатомическое строение фигуры человека, учащиеся пользуются богатым опытом предыдущих поколений художников и анатомов в виде рисунков, таблиц, анатомических атласов, научно-исследовательских описаний.

Заведующий кафедрой: Штыхно Олег Федорович, профессор кафедры анатомического рисунка, член-корреспондент РАХ.

1 КУРС.

2 КУРС.

3 КУРС.

glazunov-academy.ru

Анатомические рисунки из времен учебы.


Это рисунки из тех времен, когда мы учили пластическую анатомию. Мало было нарисовать их правильно в мышцах, нужно было и нарисовать их правильно с точки зрения рисунка — чтобы то, что ближе, виделось ближе, то, что дальше, уходило на дальний план. Наш преподаватель очень хвалил рисунки одногруппника, который бы старше — как раз за этот воздушный объем. И я очень завидовала. Но хвалимому было 22, а мне 16.

Это мышцы лица и шеи. Мне повезло, я нашла себе кроме анатомии Барчаи еще медицинский справочник по анатомии. Правда там все названия были на латыни, и мне приходилось выискивать русские эквиваленты. Сзади исписано мелким почерком про все мышцы.

Грудная клетка. Вы знаете, что два последних ребра не замыкаются? Они выходят из позвоночника и остаются со свободными концами. А плоская грудинная кость видна у всех худых моделей — в виде легкого подобия стиральной доски на середине груди.

Самое сложное было с позвоночником — там 33 позвонка, в каждом отделе свое количество и у них своя форма, на всех трех проекциях — спереди, сзади и сбоку количество должно было совпадать и преподаватель не ленился их считать. Почти все обсчитывались! У меня в папке два или три перерисованных позвоночника к зачету:) Приятнее всего два верхних шейных позвонка — у них в отличие от других собратьев есть отдельные имена — атлант и эпистрофей (он же аксис). Атлант узкий и тонкий, срастается с черепом, а эпистрофей наоборот мощный и имеет выступ наверх в виде зуба. На этот мощный «зуб» надевается отверстием атлант и голова может крутиться туда-сюда. Но позвоночник я не отсканировала:)

А это таз — самая красивая и сложная кость. У него очень сложная форма и направление поверхностей все время меняется. Самые верхние точки прощупываются под талией и видны у стройных людей спереди. Треугольник сзади — несколько сросшихся костей крестца, они входят в таз треугольной распоркой и на них опирается весь позвоночник. А видите на нижнем рисунке выступы тазовых костей по краям крестца? Как раз по ними те места, где ямочки треугольником видны. А нижние арочки — как раз то, на чем мы сидим.

Для деторождения, кстати не так важно, насколько широко у вас размахиваются крылья подвздошный остей ( самых верхних краев), а важно насколько широко и округло отверстие в центре. Именно сквозь него нужно протиснуться голове ребенка. Если таз широк в фас, но сплюснут в латеральном направлении это не сильно хорошо. не буду вас пугать дальнейшими анатомическими подробностями:)

Это один из зачетов — живая натура и рисунок скелета внутри. То есть сначала мы рисовали обыкновенную обнаженную натуру, вставшую в позу. А потом по этому рисунку рисовали, как у нее проходит скелет в такой позе. Мы так натренировались тогда, что ради развлечения вписывали скелеты и черепа в любой рисунок.

На экзамене мне достались сгибатели предплечья — то есть руки от локтя до кисти. Я вытащила свой рисунок и приготовилась рассказывать, как преподаватель отнял у меня лист, потянул за руку, положил ее на стол и сказал — вот по своей руке и рассказывай. И я впала в оцепенение:) Я знала все мышцы при взгляде на руку кистью вниз. А свою руку на столе видела кистью вверх и право с левым поменяно, естественно. Преподаватель смеялсо. А я после паралича и паники взяла себя в руки и мысленно переворачивая свой учебный рисунок рассказала, что куда идет. И получила-таки свою пятерку:)

Это один из рисунков предплечья, послойно.

И крупнее второй рисунок из группы. Там быстро вписаны шпаргалочки, средняя «с» в трех буквах как раз означает «сгибатель».

Прошу прощения за желтое пятно:) Это когда-то у меня масло или разбавитель пролились на папку , и куча листов оказались с пятном. Это на самом деле малюсенькая часть, у меня их целая папка, со всеми костями и косточками и всеми мышцами.

А я сейчас купила себе прекрасную анатомию Сары Симблет и вас скоро расскажу про нее.

rikki-t-tavi.livejournal.com

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи выложили в открытый доступ


Выдающийся учёный и живописец Леонардо да Винчи активно исследовал человеческую анатомию и собирался опубликовать свои труды в специальном трактате. После смерти гения масса его неупорядоченных эскизов с описаниями нигде не выставлялась на протяжении более 400 лет. Внушительное собрание анатомических рисунков да Винчи оцифровала британская организация Royal Collection Trust, в которой они хранятся.

Чтобы постичь физиологию человека, да Винчи изучал строение тела и проводил вскрытия. Расположенный в Нью-Йорке Метрополитен-музей опубликовал статью о том, что многим художникам эпохи Возрождения приходилось изучать анатомию, чтобы достоверно изобразить человеческие фигуры.

Да Винчи подходил к анатомии с таким же научным интересом, как и к архитектуре, инженерии, разработке летательной машины или к созданию оружия. Многие свои анатомические рисунки он снабдил подробными описаниями, которые делал при помощи зеркального начертания строк. Этот метод учёный использовал для ведения дневников.

Владельцы планшетов Apple могут установить приложение, которое позволяет через гаджет просматривать всю коллекцию и даже перевести на английский язык записи учёного, интервью и мнения экспертов о значимости открытий да Винчи.

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Анатомия и искусство | Искусство рисовать

Ни для кого не секрет, что анатомия — важная составляющая любого изображения животных и людей. Без глубокого знания анатомии практически невозможно правильно, и со всеми деталями построить на бумаге фигуру человека.

Прежде всего, рисуя, Вы должны следить за массой фигуры. Это самое главное. Всё потому, что намечая сначала линии, очень легко ошибиться. А если рисовать массами, то любую ошибку легко исправить и эту массу (уже подкорректированную) можно обернуть линией.

А теперь перейдём к, собственно, анатомии.

Основа человеческого и животного тела — это скелет. Кости — это каркас, на котором держится вся остальная масса — мышцы, органы и т.д. Поэтому при рисовании фигуры человека имеет смысл начинать именно с такого каркаса — скелета.

Скелет служит жестким и устойчивым к сжатию каркасом тела. Он помогает телу сохранять определенную форму. У людей скелет обеспечивает опору для всей массы тела, противодействуя силе тяжести и приподнимает тело над землей. Это облегчает человеку передвижение по суше. Внутренние органы оказываются прикрепленными к скелету.

Мышцы служат как бы рычагом для нашего тела. Они позволяют приводить наше тело в движение. Мышцы также взаимодействую со скелетом.

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи:

Наше тело, в плане анатомии, очень интересно. Невозможно передать словами то многообразие поз и форм, которые может принять человеческое тело. Оно очень подвижно и гибкое во младенчестве и, если следить за ним, то оно останется таким очень долго.

Вы когда-нибудь видели как танцуют профессиональные танцоры? Если да, то я думаю Вы согласитесь, что они сумели сохранить ту гибкость и красоту тела, что была дана нам природой. И именно эту красоту пытаются запечатлеть художники.

Анатомические рисунки очень хорошо развивают навык художника.

Ниже представлены книги, с помощью которых Вы сможете обучится анатомии (кликните на картинку, чтобы скачать):

Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческих костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности.
В данном учебном пособии рассказано, как передать движение, выражение лица, внутреннее состояние портретируемого, воссоздать образ человека. В портрете с исключительной полнотой можно выразить самое трудное, самое ответственное для всякого искусства — внутренний мир, душу человека, его дела, мысли и желания.
 

Изображение фигуры человека — базисный элемент классического образования художника. Владение техникой рисунка и глубокое понимание природы человеческого тела необходимы для обретения собственного стиля.

 

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 9.0/10 (1 vote cast)

VN:F [1.9.22_1171]

Анатомия и искусство, 9.0 out of 10 based on 1 rating

draw-paint.ru

Анатомический рисунок – МАХУ

  • Об учреждении
    • Cведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогические и иные работники
      • Материально техническое обеспечение
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода)
    • История
      • История училища
      • Архивные фотографии
  • Обучение
    • Студентам
      • Расписание занятий
      • Дополнительные занятия
      • Экзаменационная сессия
      • Итоговая аттестация
      • Студентческий совет
    • Отделения
      • Дизайн
      • Живопись
      • Реставрация
      • Скульптура
    • Практика
      • Виды практик
      • Положение о практике
      • План/график
  • Абитуриентам
    • Прием 2018
      • Результаты вступительных испытаний
      • Правила приема
      • Вступительные испытания для лиц с ограниченными возможностями здоровья
      • Порядок приема иностранных граждан
      • Порядок выполнения практической работы
      • День открытых дверей
      • Консультация поступающих
      • Расписание вступительных испытаний
      • Дни и часы приема заявлений поступающих
    • Примеры вступительных испытаний
      • Живопись
      • Композиция

maxycollege.ru

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи


Рис.1. Строение черепа. Пластическая анатомия для художника

1 — лобная кость;
1а — лобные бугры;
1б — надбровные дуги;
1в — надпереносье;
1г — височная линия;
2 — теменные кости;
2а — теменные бугры;
3 — затылочная кость;
4 — височная кость;
4а — сосцевидный отросток;
4б — скуловая дуга;
4в — наружное слуховое отверстие;
5 — скуловая кость;
6 — верхнечелюстная кость;
7 — носовые кости;
8 — нижнечелюстная кость;
8а — подбородочное возвышение;
8б — угол нижней челюсти;
8в — суставной отросток;
8г — венечный отросток;
9 — глазничные впадины;
10 — грушевидное отверстие.

Рис.2. Мышцы головы и шеи.

1 — височные мышцы;
2 — жевательные мышцы;
3 — лобные мышцы;
4 — круговые мышцы глаз;
5 — мышцы — сморщиватель бровей;
6 — круговая мышца рта;
7 — скуловые мышцы;
8 — носовые мышцы;
9 — квадратная мышца верхней губы;
10 — мышца смеха;
11 — щечная мышца;
12 — треугольная мышца рта;
13 — квадратная мышца нижней губы;
14 — подбородочная мышца;
15 — грудинно-ключично-сосцевидная мышца;
16 — трапециевидная мышца;
17 — двубрюшная мышца;
18 — щитовидный хрящ;
19 — яремная ямка.

Рис.3. Рисунок головы человека

Глаз:
1 — глазное яблоко;
2 — слезник;
3 — радужная оболочка;
4 — нижнее веко;
5 — верхнее веко;
6 — наружный угол;
7 — зрачок.
Ухо:
1 — завиток;
2 — противозавиток;
3 — козелок;
4 — противокозелок;
5 — раковина;
6 — мочка.
Губы:
1 — желобок верхней губы;
2 — бугорок верхней губы;
3 — угол рта.
Нос:
1 — носовые кости;
2 — хрящевая перегородка носа;
3 — боковые хрящи.

Группа мышцНазваниеПрикреплениеДействие
началоконец
12345
Мимические1. Лобные мышцы (парные)Кожный покров бровей (с изнанки)Сращены с черепным апоневрозомПоднимают брови
2. Пирамидальный мускулНосовая частьВнутренний конец бровиСближает внутренние концы бровей
3. Мускул, сморщивающий брови (парный)НадпереносьеСередина бровиТянет внутренний конец брови внутрь и вверх
4. Круговая мышца глаза (парная):
а) вековая часть
б) глазничная часть
Внутренний угол глазницы от лобной кости. Широким кольцом окружает глазницу, лежит на ее костных краях и переходит на векиСближает края век, закрывая глаз (прищуривание, зажмуривание), двигает брови (выпрямляет, слегка опускает)
5. Большая скуловаяСкуловая костьУгол ртаДвигает углами рта (при смехе)
6. Квадратная мышца верхней губыКрай глазницыВерхняя губа, наружные пучки, крыло носа, внутренние пучкиПоднимает середину верхней губы, изгибает носогубную складку, расширяет ноздри
7. Мышца, опускающая перегородку носа (парная)Ячеечный отросток верхней челюсти под средним резцомПерегородка носаОттягивает вниз перегородку носа, суживает ноздрю, опускает середину верхней губы
8. Носовая мышца (парная)Общее плоское сухожилие (седло) на спинке носаВплетается в кожу боковой поверхности носа и ближайшей части щекиСморщивает нос, поднимает крыло носа, растягивает ноздри
9. Круговая мышца ртаЗалегает вокруг ртаСуживает, сжимает рот
10. Треугольная мышца рта (парная)Боковая поверхность нижней челюстиВплетается в угол ртаОпускает угол рта и носогубную складку
11. Квадратная мышца нижней губыПередняя часть тела нижней челюстиНижняя губаВыворачивает и растягивает нижнюю губу
12. Подбородочная мышца (парная)Нижняя челюсть у основания передних зубовВплетается в кожу подбородкаДвигает кожу подбородка
13. Щечная, или ланитная, мышца (парная)Снизу и сверху прикрепляется к челюстямСпереди сплетается в круговую мышцу ртаПрижимает и надувает щеки, тянет угол рта
Жевательные1. Собственно жевательная мышца (парная)Скуловая дугаУгол нижней челюстиПоднимает нижнюю челюсть и прижимает ее к верхней
2. Височная мышца (парная)Височная впадинаВенечный отросток нижней челюстиПоднимает нижнюю челюсть
3. Крыловидные мышцыЛежат в глубинеДвижение нижней челюсти вперед, назад и в стороны
4. Двубрюшная мышца:Располагается в области шеиОпускает нижнечелюстную кость
переднее брюшкоНижнечелюстная костьПодъязычная кость
заднее брюшкоСосцевидный отросток височной костиПодъязычная кость