Ретушь фото до и после – 30 потрясающих снимков До и После обработки в фотошопе

Обработка фотографий. Советы фотографам как делать ретушь фото


Данная статья для новичков, чтобы пояснить, что такое ретушь фотографии, как правильно делать обработку фото и дает рекомендации по работе в программе Photoshop



Фотография ретушь и обработка. Советы по ретуши Photoshop

Фотография появилась более полутора веков назад, но до сих пор это искусство развивается и не теряет актуальности для миллиардов людей.

Несмотря на развитие цифровых технологий, очень многие продолжают печатать и хранить памятные фотоснимки.

Поэтому со временем возникает потребность восстанавливать старые фото. Да и новые снимки зачастую хочется улучшить.

Для этого выполняется ретушь фотографий.

Ретушь фотографий – это их обработка с целью устранения дефектов. Дефекты могут быть разные – трещины, пятна, царапины, красные глаза, вуаль, неправильная экспозиция и др.

Восстановление старых фотографий называется реставрацией, когда дизайнер стремиться вернуть снимку прежний вид, сводя к минимуму любые изменения.

Ретушь фотографий с человеческими портретами часто бывает косметической.

В таком случае специалист устраняет небольшие дефекты в виде родинок, складок на коже и морщин и старается сделать выразительными нужные части лица (губы, глаза, брови).

До появления специальных компьютерных программ (например, Photoshop), фотографам приходилось заниматься ретушью вручную.

Это было утомительно, сложно и давало низкий эффект. По сравнению с этим ретушь фотографий на компьютере гораздо проще, быстрее и эффективнее.

При этом оригинал фото никак не страдает, поскольку работа ведётся с его цифровой копией.

Дефекты фотографий можно разделить на технические и художественные. К техническим относятся те, что появляются на снимке во время его использования – отслоение верхнего покрытия, пятна, царапины.

Художественные дефекты – это одновременно и ошибки фотографа (неудачный фон, неверная композиция, неровная или плохая освещённость).

Как уже говорилось выше, на сегодня ретуширование применяется и для устранения дефектов внешности.

Ретушируется фотография с целью создания отличного качественного изображения, которое удовлетворит его владельца.

Для этого на фотографии оптимально улучшается экспозиция и контрастность, подбирается наиболее удачный цветовой фон, улучшается чёткость и много других параметров.

Техническая ретушь

Для того, чтобы получить действительно хорошее фото, необходимо отредактировать его по разным техническим параметрам.

Одним из важных моментов является коррекция светораспределение. Часто, общей коррекции распределения света оказывается мало и мастеру нужно менять отельные участки изображения, делая их светлее или темнее.

Кроме этого, нужно менять яркость и контрастность, чтобы добиться чёткости или мягкости некоторых линий.

Также при техническом ретушировании иногда приходится менять цветовой фон, чтобы сделать его теплее или наоборот, холоднее.

Средств технической ретуши фотографий в современных компьютерных программах на самом деле много, так что даже не все профессионалы знают полный их перечень.

Ретушировать фотоснимки можно даже с помощью кадрирования.

Художественная ретушь

Художественное ретуширование идёт, как правило, после технического. При этом, дизайнер может изменить композицию, добавит новых интересных эффектов, чтобы раскрыть в фото новые интересные грани.

Также может быть изменён фон, удалены лишние элементы или добавлены новые.
Следует также отметить такой вид ретуши, как обработка внешности людей на фотографии. Ретушь внешности можно разделить на естественную и глянцевую.

Естественное ретуширования фотографии делается для устранения дефектов на коже и исправления естественных дефектов внешности (блеск кожи, мешки под глазами, складки на коже и морщины, желтоватые зубы и др.).

При этом результаты редактирования остаются незаметными.
Глянцевая ретушь делается всегда после естественной. Она подразумевает доведение внешности до превосходного состояния (придание блеска волосам, губам, яркие цвета на всём фото и др.).

Ретуширование своих фотоснимков следует поручать настоящим профессионалам. В таком случае можно рассчитывать на отличный результат.

Быстрая ретушь кожи лица в фотошопе.


Рассмотрим вариант быстрой ретуши кожи лица, не затронув её текстуру и объем. В программе «fоtоshop» открываем понравившееся изображение и создаём копию слоя, горячие клавиши «ctrl+j».


Выделяем все корректирующие слои и объединяем их, исключив основной, первоначальный слой. Для этого, с нажатой клавишей «Shift», выделяем второй и последующие слои. объединим их: «ctrl+E».

sigma-foto.by

Что входит в обработку фото. До и после ретуши

Для начала хочу уточнить, что речь пойдет именно о моей работе над снимками и моем субъективном мнении.
 

Хорошие фотографии — это какие?

С каждой съемки, если не оговорено иное, я отдаю все хорошие фотографии. Думаю, что на этом понятии останавливаться не стоит. Уточню лишь, что это кадры без технического брака, без абсолютно идентичных дублей, без закрытых глаз. Т.е. удачные снимки со всей фотосессии.

 

Фото в ретуши.

Более подробно хочется рассказать о фото в ретуши. Я выбираю самые лучшие снимки с нашей съемки. Далее опишу более подробно что именно входит в обработку и ретушь фотографий.

> Выбранные кадры проходят настройку яркости, контрастности, цвета и конечно ретушь. Именно эти действия над фотографиями я могу смело называть авторская обработка. Это мой уникальный стиль, который я выработала за годы работы фотографом.

> Работая над детальной ретушью, я убираю временные недостатки кожи в пределах разумного, стараюсь максимально подчеркнуть красивую фактуру и ровный тон кожи.

> Особое внимание уделяю глазам, подчеркиваю выразительный взгляд и красоту.

Обращаю внимание на зубы и тоже делаю небольшую коррекцию их цвета при необходимости.

Резкость — добавляю там, где требуется.

Работаю над фигурой модели, когда это действительно нужно.

 

Если вы хотите скорректировать важные для вас нюансы (родинки, родимые пятна, немного поправить фигуру и пр.), пожалуйста, обратите мое внимание на них до фотосессии. Некоторые из этих моментов мы сможем исправить уже на съемке!

Я никогда самостоятельно не удаляю родинки и родимые пятна., потому что убеждена, что без них человек становится менее узнаваем. Поэтому еще раз повторюсь, если важно их убрать, предупредите меня.

Кадрирование. Это не скромно, но, тем не менее, считаю себя опытным фотографом и снимаю готовые фотографии, от которых ничего не надо отсекать. Если все же есть такая необходимость, то безусловно, выстрою гармоничный кадр при обработке.

 

Пример фото до и после ретуши и обработки

Что не входит в ретушь.

— удаление и/или дорисовка каких-то объектов на фото, будь то мебель, декор, одежда, части тела.
— коррекция свето-теневого рисунка. Красивый свет — это одна из основных задач фотографа во время работы на фотосъемке.
— перекраска одежды, предметов интерьера и пр.
— разглаживание одежды на фото. Это лучше сделать заранее при сборах на фотосессию.
— глобальная коррекция макияжа и прически, ведь я работаю с лучшими мастерами, в работе которых уверена на все 100%.

Фотографии отдаю в формате .jpg в большом размере. При желании вы сможете напечатать их в фотолаборатории или на фотопринтере в домашних условиях. Кроме того, из серии снимков получится великолепная фотокнига, которую вы можете собрать самостоятельно или заказать у меня.

Можете быть уверены, что ваше фото по этическим соображениям никогда не появится в разделе ДО и ПОСЛЕ обработки. Я отдельно спрашиваю модель о возможности размещения фото в этой статье.

При использовании статьи целиком или частично ссылка на сайт https://loginovasvetlana.ru обязательна.






loginovasvetlana.ru

Обработка фотографий: до и после

В этой подборке вы не найдете традиционных примеров изобличающих моделей. Наша задача — показать хороши работы по ретуши, на которые можно равняться. Обработка фотографий — тонкий процесс. Здесь легко перестараться, однако и не дотянуть нельзя. В противном случае в работе сразу начнет читаться рука дилетанта. Ниже вы найдете ориентиры, в которых обработки ровно столько сколько нужно.

 

 


Oksana K 


Pavel Mirs 


Gianfranco Gallo


Ashot Gevorkyan 


Alexandra Cătană


Sergey Brezhnev


Ricardo Thomaz


adnan kamal


Iurii Ladutko 


Shahin Azimov 


Dominik Laurysiewicz 


Oksana K


Ricardo Thomaz


Denis Kornilov


Holly Miller


Jenny Crandall


Ryan Stever


Zahar Bakutin 


Alessia Izzo


Valerie Mrosek

Автор подборки — Дежурка

Смотрите также:

  • 25 примеров эффекта двойной экспозиции
  • 20 снов в фотоманипуляциях
  • Фотографии, в которых свет решает все

www.dejurka.ru

10 самых распространенных ошибок при ретуши и обработки фотографий — как делать не надо!

Список очень правильных замечаний! Подписываюсь под каждым пунктом.

Сидел я, сидел, пил кофе и совершенно неожиданно для себя решил составить список самых распространенных, на мой взгляд, ошибок, допускаемых при ретуши фотографий. Зачем? — Да так просто.)) А на самом деле, чтобы и вы, и я смогли лишний раз проверить себя и подумать, а все ли мы делаем правильно. Или если вы только учитесь — посмотреть, каких ошибок допускать не следует.
Если хотите, можете дополнить список в комментариях. =)

1) «Искусственная» кожа.
Независимо оттого, каким способом происходит обработка кожи, она не должны выглядеть искусственной. К сожалению, даже при применении методов, подразумевающих сохранение родной текстуры, кожа после обработки может выглядеть неживой. Отдельно стоит отметить такие две частые ошибки как «супермелкая» текстура «натянутая» на фарфоровую маску идеальной формы, и «сухая», «глубокая» текстура на грани перешарпа поверх «рыхлой» обтекаемой формы. Последняя чаще всего встречается при ретуши методами подразумевающими прямое размытие основной картинки на каком-либо из этапов. Ну и отдельным пунктом, конечно, идет бьюти крупным планом с искусственно сгенерированной однородной текстурой по всему лицу. При ретуши всегда и везде следует использовать не только «правильные» методы, но и применять их тоже правильно и с умом.

2) Прорисовка объемов большими радиусами, «агрессивная» прорисовка объемов.
При попытки придать фотографии большую выразительность, зачастую встречается проблема грубой прорисовки объемов. В результате лицо становится, во-первых, неестественно контрастным, что порой противоречит всем законам светопадения/отражения (микроконтраст текстуры, кстати, при этом тоже сильно изменяется) и, во-вторых, форма лица абсолютно чересчур плавной, как если бы мраморную маску долго и упорно полировали водой — как галька.

3) Анатомическая недостоверность: плоские лица.
В продолжение темы прорисовки объемов отдельно хочется отметить, что как бы аккуратно ни были они прорисованы с технической точки зрения, нельзя забывать об анатомической достоверности и следует помнить о том, что у человека есть нижние веки, поверхность, под глазами обычно не выпуклая (если только это не мешки или результат «плохого самочувствия»), а под кожей вокруг рта — множество мимических мышц.

4) «Мертвые» лица.
В принципе кожа здорового человека всегда обладает некоторым количеством влаги, а на ее поверхности — умеренное количество жира, поэтому странно видеть абсолютно матовые лица без единого блики, если это только не подразумевается сюжетом или общей общей стилистикой кадра. Еще более странное, выглядит, когда, например, лоб бликует, а нос — нет, или наоборот. От жирного блеска безусловно стоит избавляться, но не надевать при этом на модель маску из матирующей пудры в 10 слоев)).

5) Реклама зубных паст и каплей для глаз.
При обесцвечивании глаз или зубов нужно стараться избегать того, чтобы они становились неестественно серыми, или еще хуже — синеватыми (на фоне золотистой кожи). Также следует помнить, что глазные яблоки имеют форму шара, а сверху от век на глаз обычно падает легкая тень, — странно, когда глаза становятся идеально белыми и идеально плоскими.

6) Повторяющиеся элементы.
Эта ошибка чаще всего встречается при чрезмерном увлечении использованием инструментов Patch Tool (Заплатка) и Clone Stamp Tool (Штамп). Причем первым обычно «множат» текстуру при обработки кожи, а вторым — дорисовывают повторяющиеся прядки волос.

7) Анатомическая недостоверность: контуры.
И снова про анатомию, но уже в контексте использования фильтра Liquify (Пластика). При работе с портретом, особенно при частных заказах, обычно (если только вы не снимаете абстрактную модель для своего портфолио) не стоит полностью убирать какие-либо дефекты внешности характерные для конкретного человека. Так, например, все его знакомые сразу заметят, если нос с горбинкой стал идеально ровным. Можно чуть-чуть уменьшить кривизну, но не полностью. Тоже касается общих форм: а человеческой фигуре практически нет идеально прямых контуров.

8) Необоснованное тонирование, увлечение фильтрами.
Приятно, когда в фотографии цвета гармоничны, и тонирование или сложные фильтры могут помочь эмоционально раскрыть кадр, решить проблему «скучного» цвета, его дисбаланса или выровнять серию кадров под одно цветовое решение. Но не стоит «кидать» фильтры для того «чтобы было» — инстаграммом пользоваться дело нехитрое, а неудачный кадр так и останется неудачным кадром, будь он с «клевой» тонировкой и «пленочным» зерном или без них. Ну и к тому же всегда приятнее решить кадр по цвету еще на этапе фотографирования.

9) Уменьшение динамического диапазона.
В принципе тоже самое, что и в предыдущем пункте, и хорошо смотрится, когда это часть общей стилистики кадра.
Но часто вижу, как на этапе raw-конвертации точки черного и белого сильно сдвигают к центру, а на этапе обработки в Photoshop долго и упорно, почти по-геройски в несколько этапов этот самый контраст вытягивают обратно. Я не говорю о тех случаях, когда небольшое намеренное уменьшение ДД кадра делается для того, чтобы было «куда» увеличивать контраст при творческой обработке и «проявлении» деталей, а лишь о тех, когда на каждом этапе мы делаем «по вкусу», а потом приходим к мнению, противоположному начальному. К сожалению, такое бывает достаточно часто, а изначальное уменьшение ДД кадра при конвертации «убивает» часть столь нужной нам информации о деталях.

10) Clarity, Hiraloam, прочий излишний микроконтраст, виньетирование и пр.
Одно дело, когда мы имеем дело с обложкой Esquire, хотим подчеркнуть аппетитность еды или фактурность листвы. И совсем другое дело, когда видим фото с «неожиданно тёмным» ребенком, окруженным «сияющим» ореолом на фоне снова «неожиданно тёмной» лужайки, где видно контур каждой травинки, так что в глазах рябит от детализации, а переходы градиентов размытия отчего-то тоже явно очерчены. Лучший способ привлечь внимание к главному объекту в кадре — правильно решить его композиционно.

berebas.livejournal.com

Ретушь.net — Фото. Дизайн. Вдохновение. До / После

Archive for the ‘До / После’ Category

Что происходит когда просишь “отфотошопить” фото в интернете

Tuesday, April 28th, 2015

Будьте осторожны, когда просите кого-то отредактировать фото в интернете бесплатно. Возможно, результат будет не таким, как вы ожидаете. Что и случилось с голландским блоггером Sid Frisjes. Сид попросил “отфотошопить” его фото с эйфелевой башней так, чтобы она оказалась прямо под его пальцем. Вот чем ответило ему сообщество Photoshop-гуру:

(more…)

1208 | posted at April 28th, 2015 in До / После, Факапы

“Идеальные” портреты

Monday, October 20th, 2014

Какой вы представляете свою идеальную внешность? Фотограф Scott Chasserot смог найти ответ на этот вопрос. Используя портреты людей, фотошоп и сканер мозга он получил изображения, которые вызвали самую сильную позитивную реакцию мозга.

(more…)

896 | posted at October 20th, 2014 in До / После, Фото

Проект Before/After

Saturday, June 28th, 2014

40 мастеров ретуши из разных стран обработали снимок Эстер Хониг в соответствии с локальными стандартами красоты. Вот, что из этого получилось:

Аргентина

(more…)

649 | posted at June 28th, 2014 in До / После | Tags: photoshop

Очистка кожи лица в фотошопе

Thursday, January 19th, 2012

Большинство людей имеют проблемы с кожей лица. На фотографиях ее дефекты, морщины, родинки, прыщи бросаются в глаза и оставляют не совсем приятное впечатление о человеке. Ниже пойдет речь о том, как очистить кожу лица в фотошопе, сохраняя ее естественный вид.
(more…)

252 | posted at January 19th, 2012 in До / После, Ретушь, Технологии

До и после #5

Tuesday, November 1st, 2011


(more…)

175 | posted at November 1st, 2011 in До / После | Tags: примеры, Ретушь

Фото до и после ретуши #4

Monday, October 24th, 2011

Хороший пример заразителен говорят. Очередная подборка фотографий “До-после” заражает.

(more…)

171 | posted at October 24th, 2011 in До / После | Tags: photoshop, Ретушь

До и после обработки в фотошопе #3

Saturday, October 22nd, 2011

Еще несколько хороших примеров обработки фотографий в фотошопе.

(more…)

165 | posted at October 22nd, 2011 in До / После, Ретушь | Tags: photoshop, лицо, портрет, примеры

Простая ретушь лица

Wednesday, February 3rd, 2010

Научитесь делать простую ретушь лица в плохих фотографиях с большим количеством цифрового шума, а также откройте для себя простой и быстрый способ реалистичной ретуши кожи
(more…)

89 | posted at February 3rd, 2010 in До / После, Ретушь

retush.net

Как поднять свой уровень ретуши

Поговорим о том что полезно делать, что бы поднять свой уровень ретуши фотографий.
Все нижесказанное будет сугубо по моему личному опыту.

1-е что я советую делать, это повторять увиденную ретушь. Т.е. вы находите в интернете варианты работы до/после (это касается в основном больше целой работы чем детальной. Т.к. например найдя в инете бьюти ретушь до/после в размере например 800*800 пикселей, вы взяв фотографию «до», все равно не сможете повторить ретушь кожи, либо каких-то маленьких деталей — не будет хватать размера картинки). И повторяйте ретушь, пытаясь добиться максимально похожего результата. На самом деле не важно какими путями вы будете этого достигать, плагинами, руками или чтением заклинаний. Главное — сделать максимально похожим. И если вы достигли похожего результата, но какая-то часть все же не дается, это все равно уже хорошо, т.к. какие-то моменты, если они совсем небольшие, абсолютно не важны (на этапе обучения самого себя), главное что бы было в целом сильно похоже.

2-е. Пытаться делать ретушь максимально встроенными в фш инструментами, а не плагинами. Если вы будете отталкиваться от плагинов, вы не будете понимать что именно происходит с картинкой в целом. Ну типа я выбрал, например, в колор эфексе пресет кросс-процесс, нажал окей и готово. А если не будет под рукой плагина, а результат надо будет добиться такого же, тогда как? А никак. Осваивая разные инструменты именно встроенные в фш, вы станете понимать, что например надо увести белый в желтый, черный в синий и будете знать в каких каналах это делается… это как примитивный пример. И тут надо понимать, что я имею ввиду не отказываться от плагинов, а просто осваивать встроенные ништяки фотошопа для лучшего понимания процесса. Это на самом деле очень важно.

3-е. Развивать вкус. Тут уже вкус не к ретуши а к фотографии в целом. Т.к. не имея хотя бы немного развитого вкуса, вы что-то сможете повторить, но уже в дальнейшем не сможете особо накреативить сами. Это касается помимо ретуши еще и дальнейших ваших съемок. Развивать вкус можно по разному, как вариант просматривать чужие работы, которые так же не просто на голову выше вашего нынешнего уровня, а работы профессионалов. Лучше забугорных. У них подход лучше и результаты тоже в целом гораздо лучше. Просто например в день просматривайте картинок по 50 хороших работ. В итоге через примерно может пару месяцев (зависит индивидуально), глаз уже начнет привыкать к хорошему уровню и будет отделять действительно качественную фотографию от простой. Соответсвенно будет развиваться вкус.
Ну, и посещайте всякие творческие мероприятия, не обязательно связанные с фото. Т.к. чем более творческий человек, чем он больше интересуется разным искусством, тем проще ему развить вкус.

4-е. Анализировать увиденное. Это как совет по ретуши, так и по съемке. По съемке особо советовать не буду, т.к. сам бездарь. По ретуши. Смотря на работу, которую вы заведомо знаете что обрабатывали, рассматривайте детали. Например вот тут должна быть зелень, а цвет зелени не правдивый.. значит этот цвет уводили в другой… вот тут ореол, значит нахалтурили скорей всего делали псевдо-хдр, т.е. усиливали тональный контраст, вот тут должен быть однородный цвет, а он меняется, значит локально раскрашивали и т.д. Разбирайте картинку по цвету/контрасту/свету/перспективе и пр. Тут стоит обратить внимание на то, что многие работы (профессиональные) нынче делаются с использованием CGI (компьютерной графики) либо это Compositing (коллаж). И подобные фотографии просто так не разобрать. Что бы понять о чем я говорю, вот полистайте оч крутых персонажей, где показаны и коллажи и 3D:
http://www.glucone-r.com/ Compositing + CGI. Справа вверху жмете Making Of
http://jaroslavstehlik.com/?page_id=485 Compositig
http://www.christophehuet.com/ Compositing + CGI. Выбираете Creative Retouching и сверху Making Of.

5-е. Ну и всегда ровняйтесь на тех, кто делает ретушь на голову лучше чем сами. И не просто на тех, кто делает немного красивее, а именно у кого реально уровень сильнее выше.

Приведу несколько примеров картинок, которые я находил в интернете в режиме до/после, брал «до» и пытался сделать как «после». Сначала будет «до», потом авторский вариант, и затем мое повторение. Все фотки делал еще очень давно (кроме одной), поэтому местами криво:

1. Только Лайтрум (было самому интересно можно ли только в нем повторить).

2.

3. Эту делал недавно, автор сказал что только в Лайтруме добился цветов. Решил попробовать. Разница есть, но в целом рядом.

4.

5.

6.

Такие дела. Короче упражняйтесь и будет вам счастье 🙂

Группа вк: vk.com/sergretouch
Биханс: www.behance.net/sergretouch
Инстаграм: http://instagram.com/sergey_brezhnev
Ютуб: http://www.youtube.com/user/sergbrezhnev

Как поднять свой уровень ретуши

sergretouch.ru

Профессиональная обработка (ретушь) фотографий в фотошопе: примеры до и после

Обработка фотографии — это сугубо творческий процесс, требующий индивидуального подхода к каждому клиенту, поэтому сроки выполнения варьируются от нескольких минут до нескольких часов на одну фотографию. Я не просто ретушер. В первую очередь я художник, что дает мне широкое представление о красоте, искусстве и стиле. Во-вторых, я еще и фотограф, поэтому хорошо знаю на опыте своих ошибок как применить на практике знание таких программ, как Лайтрум и Фотошоп, и спасти практически любую фотографию. Могу вас заверить, я угожу вашим требованиям, вкусу и желаниям!

Моя работа = качество + отдача заказа в сроки оговоренные при оформлении заказа.

Вот перечень услуг, которые я могу вам предложить:
— гламурная ретушь портрета и кожи
— свадебная ретушь
— обтравка фотографий
— цветокоррекция фотографии
— пакетная обработка фотографий
— и многое другое
Рамочки, цветочки, дикое фиолетовое тонирование, вырвиглаз-цвета, блики, «эффектики» и «что-нибудь красивое» не делаю.
Это ранит мою нежную психику 🙂

Хочется сказать пару слов и о стоимости. Окончательная цена может оговариваться только после того, как я ознакомлюсь с материалом, который нужно будет обработать. Много зависит также от объемов и установленных сроков. На сайте представлены лишь приблизительные цены.
1. Базовая ретушь (чистка проблемных участков кожи, устранение мелких ненужных объектов, цветокоррекция, усиление резкости, подавление шума) — от 25грн/фото
2. Средняя ретушь (базовый пакет + устранение блеска кожи, бликов, обработка одежды) — от 30грн/фото
3. Глубокая ретушь (глубокая чистка кожи + общая коррекция проблемных участков + художественная цветокоррекция) — от 50грн/фото
4. Hi-end ретушь — полная детальная обработка фотографии по средствам Dodge & Burn + Frequency Separation, учитывая пожелания заказчика (от удаления прыщиков до прорисовки некоторых элементов) — от 70грн/фото
5. Beauty & Fashion — от 70грн/фото

При заказе от 50 штук и пакетной обработки — цена 15 грн за 1 фотографию.
Срок выполнения от 1 дня до 1 месяца в зависимости от размера заказа. Оплата любым удобным способом

* Наведите курсор на изображение, чтобы увидеть оригинальную фотографию (если JavaScript отключен на вашем компьютере работать не будет)

mnfoto.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Авторское право © 2020 Уроки рисования для всех возрастов
top