Работа с иллюстрациями на уроках чтения.
Работа с иллюстрациями на уроках чтения.
Основу всестороннего развития детей закладывает школа. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения.
Постоянное приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус, делает ребенка более восприимчивым к окружающей действительности.
В методических пособиях использование иллюстраций на уроках чтения в начальных классах освещается эпизодически, зачастую скупо, в виде попутных замечаний. На уроках чтения можно чаще наблюдать предложение учителя: «Ребята, посмотрите, что изображено на картинке, нравится ли она вам, подберите название к картинке». Вне поля зрения остаются более глубокие, внимательные представления об иллюстрациях в соответствии с ее основными функциями.
В учебниках учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста: в них много иллюстраций.
Иллюстрация – это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте. При этом каждый художник-иллюстратор, толкуя литературное произведение, отражает жизненные явления творчески, вносит многое от своей личности, выбирает графическую форму, характер оформления, строй изображения.
Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепенно способствует воспитанию верного вкуса, оттачивает художественное чувство ребенка, помогает не только осмыслить, осознать прочитанное, но и увидеть мир глазами художника, почувствовать его, не остаться безучастным к исполнению иллюстрации.
Подготовка учителя к уроку с использованием иллюстраций требует от учителя того, чтобы он непременно сам вникал в то, что выбрал художник в литературном произведении для своих иллюстраций, на чем сосредоточил основное внимание, мимо чего прошел. чем это можно объяснить, как художник использовал разные графические и живописные средства.
Почувствовав и осознав содержание и художественную форму иллюстрации, учитель продумывает время, место и методические приемы использования иллюстраций на уроке. Иногда достаточно остановиться лишь на самом существенном, что наиболее ярко «заявляет» о себе зрителю, а порой необходимо более глубокая деятельная проработка изображенного.
Готовясь привлечь иллюстрации при изучении литературного произведения, учителю также необходимо ясно представить себе, какую методическую задачу будет решать с их помощью, точно определить, что именно должно быть достигнуто с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций. Радость «узнавания» литературных персонажей, эпизодов доставляют учащимся иллюстрации, близкие к тексту, ясные, простые по образному языку; картин природы, удачно воссозданных художником. Такие иллюстрации помогают одним учащимся зрительно закрепить возникший при чтении образ, другим – оформить не совсем ясные, окончательно не сложившиеся еще представления. Иллюстрации дают наглядный и точный комментарий к соответствующим страницам текста.
Иногда воображение читателя, ученика начальных классов, просто не в состоянии правильно воссоздать то, о чем говорит или что имеет в виду писатель, например картины жизни и быта отдаленной эпохи, пейзажи незнакомых мест.
Решение той или иной задачи с помощью иллюстраций всегда связано с определенном этапом изучения литературного материала, с возрастом учащихся, этапом в обучении. Работаю с иллюстрацией в процессе первоначального знакомства с текстом, чаще при анализе художественного произведения, а также на заключительных занятиях. Использую основные методические приемы работы с иллюстрациями: беседа, рассказ, которые связываются со словесным и графическим рисованием.
Выделяю обычно следующие общие моменты в работе с иллюстрациями: неторопливое самостоятельное рассматривание изображения самими учащимися, затем вопросы: нравится ли иллюстрация? Как она соотносится с читаемым произведением? Что изображено на переднем первом плане, дальше, на втором плане? Что видим в центре, слева, затем справа? Что самое важное, существенное? Какую мысль выразил художник? Какие приметы жизни, события, явления представил? Как подчеркнул, выделил героя? Почему, с помощью каких средств: колорита, точки обзора, размера, формы?
При анализе литературного произведения иллюстрации использую чаще, особенно в работе над отдельным эпизодом. Изображение помогает привлечь внимание учащихся к эпизоду и подвести к анализу словесно-образной ткани отрывка путем сопоставления зрительного образа с текстом.
Используя иллюстрации в работе над эпизодом, уместно выяснить такие вопросы: какой момент действия отражен на этой иллюстрации? Какие действующие лица показаны, в какой обстановке? Как передано художником внутреннее состояние героев? В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него? Почему? Как вы относитесь к замыслу художника?
Разумеется, эти вопросы примерные в них указаны лишь основные объекты наблюдения для учащихся, а сама формулировка вопросов и их количество могут варьироваться. Обязательным будет лишь вопрос «В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него?», подводящий учеников к новому, более внимательному прочтению отрывка к наблюдением над языком и благодаря этому к лучшему пониманию эпизода и раскрывающихся в нем характеров.
Большие воспитательные возможности содержит работа с иллюстрациями при рассмотрении образов – персонажей, действующих лиц.
Цели, а в зависимости от них и приемы использования иллюстраций в данном случае могут быть различны.
Убедительно изображение персонажа помогает решить задачу, как «подтвердить» графическим изображением то представление о литературном герое, которое сложилось или готово сложиться у учащихся после чтения.
Беседу о действующем лице, литературном герое, можно начать после внимательного рассмотрения иллюстрации, спросив у детей: кто изображен на рисунке, из чего это видно? Как подходит художник к изображению действующего лица: дает только портрет персонажа или показывает его во взаимоотношениях с другими лицами? Какие черты внешнего облика, характера, поведения героя, отмеченные писателем, удалось передать иллюстратором? Что художник привнес от себя? Оправдано ли это? Как художник использует графические или живописные средства с целью характеристики персонажа? На сколько это удачно?
Вопросы могут быть сформулированы и по-иному, возможно кое-что в них можно упростить, кое от чего отказаться. Это будет зависеть от того насколько учащиеся привыкли рассматривать, анализировать и оценивать иллюстрации.
Подчеркну также возможность использования иллюстраций для развития речи учащихся, особенно интересны в этом плане иллюстрации-пейзажи. Я предлагаю детям рассмотреть иллюстрацию затем высказать свое впечатление о ней. Обмен личными впечатлениями становится подготовкой к восприятию текста.
Таким образом, методические рекомендации использования иллюстраций разнообразны. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов в каждом отдельном произведении. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять почувствовать пережить суть идей, картин, образов художественных произведений. Закрепить их в зрительном образе.
Много плановая роль иллюстрации, использованная учителем на уроке литературного чтения, будет активно способствовать всестороннему развитию школьников.
multiurok.ru
Работа с иллюстрациями на уроках истории
Более трудным видом работы является описание картины. Все методисты соглашаются с тем, что историческая картина и иконография вообще занимают важное место на уроке истории, но мне кажется, есть простые истины, которые никому не приходило в голову изложить.
Для начала поясним, что иконографический материал — это всевозможные произведения графики, живописи и фотографии, то есть рисунки, картины, портреты, пейзажи, городские виды, батальные сцены, а также, для известного периода времени и географического ареала, христианские
Иные произведения пластических искусств близки к иконографии, хотя не всегда дают плоскостное изображение. Так, фрески (не только на стенах, но и на сводах), мозаичные панно сложной формы, барельефы (то есть «низкие» слабовыпуклые изображения, более объемные горельефы, скульптурные портреты и группы, мемориальные комплексы (выполненные в смешанной технике: скульптуры и живописный фон) и др. также нередко используются в качестве иллюстраций к историческим событиям. Понятно, что на уроках они представлены в виде
Алиса в известном произведении Льюиса Кэрролла справедливо заметила, что «книжка без картинок — книжка не интересная». Действительно, учебный эффект использования изображений чрезвычайно высок. Ведь они оказывают прямое воздействие на формирование целостного образного представления о историческом персонаже, событии, явлении. Не секрет, что многие из нас, говоря об Александре Невском, не могут не представлять артиста Черкасова в соответствующем гриме и облачении. Бурлаки для большинства из нас — это репинские несчастные, а не вольные богатыри, которые ворочали двадцатипудовые тюки на конкурсном отборе и, кстати, принадлежали к волжской рабочей элите.
Трудно не согласиться с тем, что умение описывать изображаемое в адекватных исторических терминах будет прямо пропорционально активному владению конкретным учебным материалом. Но не только владение историческим материалом само по себе дает блестящее описание картины. Аналитическому диалогу с картиной надо учить специально. В предлагаемой схеме учтены те моменты, на которые, по нашему мнению, следует обратить внимание, обучая детей «видеть» картину. Мы исходим из такой тактики, которая помогает идти, а не ведет. Этим объясняется последовательность этапов анализа.
Первоначальное воздействие картины — целостное, оно лежит в эмоциональной сфере. Не следует мешать ученикам составить свое впечатление от картины. Поэтому первый этап работы с картиной — это ее стихийное описание по впечатлениям: дети говорят вслух о том, что они видят. Так мы накапливаем материал для последующего анализа. Управлять этим процессом надо тактично, только резюмировать то, что увидели дети. И никаких учительских суждений и подсказок.
Понимание картины опирается на зрительский и жизненный опыт ребенка. Но у ребенка почти нет опыта разделять образ и свое впечатление от него. Вот почему впечатление от картинки трудно разобрать, разбить на составляющие, то есть проанализировать. Однако без такой работы мы не сможем увидеть детали, их роль и взаимодействие. Для этого есть только один путь: остановить, «разбить» воздействие картины на ребенка путем вербализации, словесного описания составляющих. То, что названо, начинает подчиняться разуму, оценке, анализу. Для анализа можно воспользоваться схемой, которую мы предлагаем далее.
Как и любой другой источник, картина дает нам авторское, то есть субъективное видение исторического события. Учитель это знает, но сообщать об этом классу перед анализом картины не следует. Если сразу же поставить вопрос о степени произвольности авторской трактовки изображаемого, относительности исторического свидетельства и т.п., то вместо анализа картинки вы получите анализ исторических ошибок автора. Это нам пока не нужно.
Итак, обратимся к схеме.
Второй этап — это поиск ответов на вопрос: «Кто изображен, и какие у них проблемы?» Цель его — определение социальных ролей персонажей и отношений между ними. Вопросы: Кого вы видите? Что происходит на картинке? — Герои разговаривают, ссорятся и т.п.
Если это «Полюдье» К.В.Лебедева, то важно различить общинников и приезжих дружинников. На основе анализа одежды и наличия оружия сделать вывод о социальном положении. На основе анализа расположения фигур, поз и выражения лиц сделать вывод о намерениях и настроениях. Сформулировать суть конфликта: одни пришли забирать, другие вынуждены отдавать.
Третий этап. Условность пространственных границ картины, рамка требуют особого внимания. У детей большой опыт понимания кино- и телесюжетов. Опираясь на него, мы можем подвести их к мысли о том, что художник выбрал часть видимого пространства, организовал нашу точку зрения. Однако мы можем попытаться описать и то, что осталось за пределами рамки. Реконструкция пространства за рамкой позволяет лучше понять смысл картины. Например, для того же полюдья существенно, что это не часть древнерусского города, а хутор. За частоколом — лесостепь, источник опасностей, поэтому и нужен частокол.
Четвертый этап. Условность временных границ, статика-данамика. Перед нами кадр жизни. Остановленное изображение. В принципе, хотим мы или нет, по кадру выстроится эпизод. В эпизоде есть прошлое (то, что привело к изображенному положению) и будущее (то, что вытекает из изображенного положения). Например, откуда приехали дружинники. Чем занимались сельские жители в другие времена года. Масштаб реконструкции может быть различным. Чем занимался старик за пять минут до приезда незваных гостей? Опишите город, который появится на месте хутора через тысячу лет.
Реконструкция эпизода по кадру позволяет сосредоточиться на развитии события, его этапах, причинах и целях действий персонажей.
Наконец, это дает возможность решить вопрос, почему художник выбрал именно этот кадр из эпизода. (А не такие, например: дружинники (путники?) стучат в ворота поселения, или: дружинники (купцы?) уезжают из поселения с товарами.) Обсуждение этого вопроса позволяет мотивированно перейти к проблеме оценки источника.
Иконографический источник, как и письменное свидетельство, дает о событии прошлого субъективное авторское представление. Автор выбирает, о чем ему важно рассказать, вносит свои оценки, о чем-то забывает, что-то домысливает. Образно это можно представить так: У нас нет возможности прямо взглянуть на предмет, но зато мы можем видеть его в зеркале. Зеркало несколько меняет цвета и форму изображаемого, иногда мы не можем понять по отражению, что же перед нами. Например, шар это, или полусфера? И если это полусфера, то развернута к нам углублением или выпуклой стороной? Но в любом случае это лучше, чем ничего. Мы видим, что это не куб. Вот так же дело обстоит и с источниками прошлого.
Пятый этап. Автор, название картины. После самостоятельного анализа мы лучше понимаем авторский замысел, обоснованность названия картины. Время и место создания картины позволяет нам оценить, на чем основано свидетельство. Если это собственные наблюдения на Туркестанской войне (художник В.В.Верещагин), то это документальное свидетельство современника. Если это «Полюдье», то мы должны понимать, что многое художник домыслил.
Хорошо или плохо домысливать? В наших представлениях о героях прошлого есть такие элементы условности, которые художник не должен разрушать. Например, образ революционного матроса включает пулеметные ленты с патронами, надетые накрест оплечь, и маузер. Эти патроны к этому пистолету не подходят, но такова уж изобразительная традиция. «Тяжелые, накалявшиеся на солнце шлемы и брони надевались обычно перед самым сражением», — писал акад. Д.С.Лихачев, но в 19 в. утвердилась традиция изображения древнерусского войска на марше в полной боевой готовности. Шли они за телегами и ехали верхом, видимо, налегке, оружие лежало на возах. Но так рисовать нельзя. Получится купеческий обоз. Так что порой художник идет против фактов, чтобы добиться верного впечатления.
Шестой этап. Условность первых и вторых планов. Мы можем повернуть картину. Описать то, что видит любой из участников, это позволит лучше понять роль деталей, расположенных на втором плане, осмыслить фон. Ролевое позиционирование позволяет вести рассказ от лица любого участника. Это помогает ученикам вжиться в роль и лучше понять смысл и цели действия отдельного персонажа.
Если есть такая необходимость, то для верного понимания картины надо остановиться на условности законов композиции. Например, в Египет фигура фараона всегда изображалась выше остальных. Условность законов перспективы приходится обсуждать, если мы анализируем иллюстрации в древнерусских книгах. Здесь и размер фигуры зависит от ее роли и статуса, и имеет место «обратная» перспектива, то есть на фоне главного изображения могут быть мелко нарисованы предметы, находящиеся перед ним. Условность изображения определяется традициями времени создания картины. В древности не люди были большими, а кони маленькими, просто их так иногда нарисовали. Князь не всегда ходил в шапке, но на древнерусских изображениях он всегда в шапке. В некоторых живописных школах условностей еще больше. Например, в индийской традиционной живописи принято изображать два глаза у человека (если в профиль — то один глаз рисуется отдельно), обе руки и т.д., чтобы «магическим образом не нанести ущерб» изображаемому. Наша живопись для них — часто карикатура: все императоры на монетах в профиль — одноглазые! Язык живописи условен, законы этого языка приходится принимать, чтобы понять смысл изображения.
Разбор картины может сопровождаться активизацией навыков внутриязыкового перевода. Например, мы принимаем первое определение, данное учениками. Это было слово солдат. Уточняющий вопрос «А кто знает, как назывался солдат в то время?» позволяет уточнить термин: воин, дружинник. То же самое относится и к деталям быта: посуда — горшок — корчага; дом — деревянный дом — изба и т.д. В процессе поиска более точного названия обращается внимание на внешние отличительные признаки, функции и статусные оценки. Так формируются навыки категоризации и систематизации сходных явлений.
Лекция 9.
studfiles.net
ЦБС ЗАО — Методика работы с иллюстрацией
Работа с иллюстрацией художественного произведения направлена, прежде всего, на более глубокое осмысление художественного текста и понимание значения иллюстрации как художественного произведения.
Этапы этой работы:
1. Эмоциональное погружение. Вопросы: правы ли они? «Почти у каждой книги для детей, особенно маленьких,- два автора. Один из них писатель, другой – художник»,- считал С.Я. Маршак. «…Кому нужны книги без картинок»,- говорила Алиса.
2. Что такое иллюстрация?
— рисунок в книге (от латинского illustratio – освещение, наглядное изображение), т.е. изображение, дополняющее текст.
3. Место иллюстрации в книге различно. Можно раздать ребятам книги, и они сами расскажут о том, где может быть иллюстрация.
— на обложке (привлечь внимание читателя)
— на спинке обложки (привлечь внимание читателя)
— на форзаце (постепенно вводит в мир книги, ее героев, ее эпохи)
— на титульном листе
— на шмуцтитуле
— фронтисписе (иллюстрация всегда расположена против титульного листа, здесь она может быть разного размера, но без текста. Смысл ее – выразить идею всей книги. Часто такой иллюстрацией является портрет писателя)
— заставка (дается вверху листа и нужна для начала новой части повествования.
Такая иллюстрация вводит в мир данной главы, отражает ее основную тему.
Но иногда иллюстрация-заставка имеет символический смысл)
— концовка (иллюстрация в конце глав или стихотворения, т.е. своеобразный итог)
— буквица (первая буква, с которой начинается повествование)
СЛЕДУЮЩЕЕ СООБЩЕНИЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
— форматные или оборочные (перемежаются текст и иллюстрации, имеют узкое, частное значение)
— полуполосные (на одном листе (одной половинке) полосы, отражает менее важные события)
— полосные (во всю страницу (разворот-полоса) отражает узловой момент книги)
— рисунки на полях (в научно-популярных книгах, дополняют рассказ об изучаемом предмете, иллюстрациями могут быть схемы, чертежи).
4. Рассказ об известных художниках-иллюстраторах и демонстрация их работ. (Например: иллюстрации Е. Кибрика к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», иллюстрация
Д.Н. Кардовского к рассказу А. Чехова «Каштанка», иллюстрация к поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Виктор Михайлович Васнецов. 1891 и другие).
5. Коллективное обсуждение 2-3 классических иллюстраций к произведениям,
хорошо известным читателям, по примерным вопросам:
— дайте название эпизоду, который выбрал художник;
— почему именно этот эпизод выбран?
— найдите этот эпизод в тексте и прочитайте его внимательно;
— соответствует ли данная иллюстрация тексту? Почему вы так считаете?
— что, вам кажется, не соответствует тексту?
— что бы вы изменили в иллюстрации?
— сделайте вывод: как и что выбирать для иллюстрирования какой должна быть иллюстрация? (Например: Е. Ращекаев к повести «Муму», Е. Рачев к повести «Кладовая солнца», С. Герасимов к повести «Капитанская дочка», К. Рудаков к роману «Евгений Онегин»).
6. Можно ли по иллюстрациям рассказать сюжет произведения?
Предлагается книга со множеством иллюстраций и книга, где проиллюстрированы только некоторые эпизоды. Предложить детям рассказать по этим иллюстрациям сюжет рассказа, повести.
7. Подбираются книги с иллюстрациями художников: Конашевич, Пахомов Васнецов, Сутеев, Маврина, Чарушин, Каневский, Владимирский, Рачев. Ребята рассматривают книгу, иллюстрацию, готовят небольшой рассказ согласно памятке) 8. Памятка для работы над книжной иллюстрацией в группе (вопросы для работы в группах или с группой) |
|
9.Сравнение иллюстраций: сравнить иллюстрации одного и того же эпизода 2-х
разных художников из 2-х книг с одинаковым названием. Обсудить их
соответствие содержанию, смыслу эпизода, его выразительности,
значимости, обосновать выбор данного эпизода художниками.
Произведения нужно взять хорошо знакомые читателям.
10. Далее предлагается читателям самостоятельно выбрать знакомую книгу и эпизод
для иллюстрирования, обосновать свой выбор устно или письменно.
Уберечь читателей от желания изобразить портрет одного героя.
В старших классах предполагается и словесное иллюстрирование изображённого
для более полного и глубокого толкования литературного текста.
Можно предложить читателям разные формы работы с иллюстрацией: коллаж,
кадрирование, комикс и т.д.
11. Создание читателями собственных иллюстраций по выбранному эпизоду.
Обсуждение тех иллюстраций, авторы которых добровольно готовы выставить
свою работу на общее обсуждение. Обсуждение проходит в предельно
корректной форме и прежде всего отмечаются достоинства работы,
правильность выбранной цветовой гаммы, деталей, соответствующих
тексту, эпохе.
12. Особую роль при обучении играет демонстрация картин, которые не являются собственно
иллюстрацией к произведению, но дают почувствовать образ ушедшей эпохи,
взаимоотношения людей в зависимости от их общественного положения,
особенности жизни, быта и труда.
13.Экспресс-выставка всех нарисованных иллюстраций.
14. Просмотр иллюстраций профессиональных художников к этому же произведению.
Можно предложить читателям разные формы работы с иллюстрацией: коллаж,
кадрирование, комикс и т.д.
15.Организовать в библиотеке выставку книг и иллюстраций, сделанных к ним
читателями.
9. Вопросы для закрепления: 1.Почему С.Я. Маршак считает художника вторым автором книги? |
bibliozao.ru
Работа с иллюстрациями на уроках чтения
Учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ № 10 Хворова Наталья Николаевна.
Работа с иллюстрациями на уроках чтения.
Основу всестороннего развития детей закладывает школа. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения.
Постоянное приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус, делает ребенка более восприимчивым к окружающей действительности.
В методических пособиях использование иллюстраций на уроках чтения в начальных классах освещается эпизодически, зачастую скупо, в виде попутных замечаний. На уроках чтения можно чаще наблюдать предложение учителя: «Ребята, посмотрите, что изображено на картинке, нравится ли она вам, подберите название к картинке». Вне поля зрения остаются более глубокие, внимательные представления об иллюстрациях в соответствии с ее основными функциями.
В учебниках учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста: в них много иллюстраций.
Иллюстрация – это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте. При этом каждый художник-иллюстратор, толкуя литературное произведение, отражает жизненные явления творчески, вносит многое от своей личности, выбирает графическую форму, характер оформления, строй изображения.
Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепенно способствует воспитанию верного вкуса, оттачивает художественное чувство ребенка, помогает не только осмыслить, осознать прочитанное, но и увидеть мир глазами художника, почувствовать его, не остаться безучастным к исполнению иллюстрации.
Подготовка учителя к уроку с использованием иллюстраций требует от учителя того, чтобы он непременно сам вникал в то, что выбрал художник в литературном произведении для своих иллюстраций, на чем сосредоточил основное внимание, мимо чего прошел. чем это можно объяснить, как художник использовал разные графические и живописные средства.
Почувствовав и осознав содержание и художественную форму иллюстрации, учитель продумывает время, место и методические приемы использования иллюстраций на уроке. Иногда достаточно остановиться лишь на самом существенном, что наиболее ярко «заявляет» о себе зрителю, а порой необходимо более глубокая деятельная проработка изображенного.
Готовясь привлечь иллюстрации при изучении литературного произведения, учителю также необходимо ясно представить себе, какую методическую задачу будет решать с их помощью, точно определить, что именно должно быть достигнуто с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций. Радость «узнавания» литературных персонажей, эпизодов доставляют учащимся иллюстрации, близкие к тексту, ясные, простые по образному языку; картин природы, удачно воссозданных художником. Такие иллюстрации помогают одним учащимся зрительно закрепить возникший при чтении образ, другим – оформить не совсем ясные, окончательно не сложившиеся еще представления. Иллюстрации дают наглядный и точный комментарий к соответствующим страницам текста.
Иногда воображение читателя, ученика начальных классов, просто не в состоянии правильно воссоздать то, о чем говорит или что имеет в виду писатель, например картины жизни и быта отдаленной эпохи, пейзажи незнакомых мест.
Решение той или иной задачи с помощью иллюстраций всегда связано с определенном этапом изучения литературного материала, с возрастом учащихся, этапом в обучении. Работаю с иллюстрацией в процессе первоначального знакомства с текстом, чаще при анализе художественного произведения, а также на заключительных занятиях. Использую основные методические приемы работы с иллюстрациями: беседа, рассказ, которые связываются со словесным и графическим рисованием.
Выделяю обычно следующие общие моменты в работе с иллюстрациями: неторопливое самостоятельное рассматривание изображения самими учащимися, затем вопросы: нравится ли иллюстрация? Как она соотносится с читаемым произведением? Что изображено на переднем первом плане, дальше, на втором плане? Что видим в центре, слева, затем справа? Что самое важное, существенное? Какую мысль выразил художник? Какие приметы жизни, события, явления представил? Как подчеркнул, выделил героя? Почему, с помощью каких средств: колорита, точки обзора, размера, формы?
При анализе литературного произведения иллюстрации использую чаще, особенно в работе над отдельным эпизодом. Изображение помогает привлечь внимание учащихся к эпизоду и подвести к анализу словесно-образной ткани отрывка путем сопоставления зрительного образа с текстом.
Используя иллюстрации в работе над эпизодом, уместно выяснить такие вопросы: какой момент действия отражен на этой иллюстрации? Какие действующие лица показаны, в какой обстановке? Как передано художником внутреннее состояние героев? В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него? Почему? Как вы относитесь к замыслу художника?
Разумеется, эти вопросы примерные в них указаны лишь основные объекты наблюдения для учащихся, а сама формулировка вопросов и их количество могут варьироваться. Обязательным будет лишь вопрос «В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него?», подводящий учеников к новому, более внимательному прочтению отрывка к наблюдением над языком и благодаря этому к лучшему пониманию эпизода и раскрывающихся в нем характеров.
Большие воспитательные возможности содержит работа с иллюстрациями при рассмотрении образов – персонажей, действующих лиц.
Цели, а в зависимости от них и приемы использования иллюстраций в данном случае могут быть различны.
Убедительно изображение персонажа помогает решить задачу, как «подтвердить» графическим изображением то представление о литературном герое, которое сложилось или готово сложиться у учащихся после чтения.
Беседу о действующем лице, литературном герое, можно начать после внимательного рассмотрения иллюстрации, спросив у детей: кто изображен на рисунке, из чего это видно? Как подходит художник к изображению действующего лица: дает только портрет персонажа или показывает его во взаимоотношениях с другими лицами? Какие черты внешнего облика, характера, поведения героя, отмеченные писателем, удалось передать иллюстратором? Что художник привнес от себя? Оправдано ли это? Как художник использует графические или живописные средства с целью характеристики персонажа? На сколько это удачно?
Вопросы могут быть сформулированы и по-иному, возможно кое-что в них можно упростить, кое от чего отказаться. Это будет зависеть от того насколько учащиеся привыкли рассматривать, анализировать и оценивать иллюстрации.
Подчеркну также возможность использования иллюстраций для развития речи учащихся, особенно интересны в этом плане иллюстрации-пейзажи. Я предлагаю детям рассмотреть иллюстрацию затем высказать свое впечатление о ней. Обмен личными впечатлениями становится подготовкой к восприятию текста.
Таким образом, методические рекомендации использования иллюстраций разнообразны. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов в каждом отдельном произведении. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять почувствовать пережить суть идей, картин, образов художественных произведений. Закрепить их в зрительном образе.
Много плановая роль иллюстрации, использованная учителем на уроке литературного чтения, будет активно способствовать всестороннему развитию школьников.
kopilkaurokov.ru
Работа с иллюстрациями на уроках чтения.
Работа с иллюстрациями на уроках чтения.
Основу всестороннего развития детей закладывает школа. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения.
Постоянное приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус, делает ребенка более восприимчивым к окружающей действительности.
В методических пособиях использование иллюстраций на уроках чтения в начальных классах освещается эпизодически, зачастую скупо, в виде попутных замечаний. На уроках чтения можно чаще наблюдать предложение учителя: «Ребята, посмотрите, что изображено на картинке, нравится ли она вам, подберите название к картинке». Вне поля зрения остаются более глубокие, внимательные представления об иллюстрациях в соответствии с ее основными функциями.
В учебниках учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста: в них много иллюстраций.
Иллюстрация – это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте. При этом каждый художник-иллюстратор, толкуя литературное произведение, отражает жизненные явления творчески, вносит многое от своей личности, выбирает графическую форму, характер оформления, строй изображения.
Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепенно способствует воспитанию верного вкуса, оттачивает художественное чувство ребенка, помогает не только осмыслить, осознать прочитанное, но и увидеть мир глазами художника, почувствовать его, не остаться безучастным к исполнению иллюстрации.
Подготовка учителя к уроку с использованием иллюстраций требует от учителя того, чтобы он непременно сам вникал в то, что выбрал художник в литературном произведении для своих иллюстраций, на чем сосредоточил основное внимание, мимо чего прошел. чем это можно объяснить, как художник использовал разные графические и живописные средства.
Почувствовав и осознав содержание и художественную форму иллюстрации, учитель продумывает время, место и методические приемы использования иллюстраций на уроке. Иногда достаточно остановиться лишь на самом существенном, что наиболее ярко «заявляет» о себе зрителю, а порой необходимо более глубокая деятельная проработка изображенного.
Готовясь привлечь иллюстрации при изучении литературного произведения, учителю также необходимо ясно представить себе, какую методическую задачу будет решать с их помощью, точно определить, что именно должно быть достигнуто с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций. Радость «узнавания» литературных персонажей, эпизодов доставляют учащимся иллюстрации, близкие к тексту, ясные, простые по образному языку; картин природы, удачно воссозданных художником. Такие иллюстрации помогают одним учащимся зрительно закрепить возникший при чтении образ, другим – оформить не совсем ясные, окончательно не сложившиеся еще представления. Иллюстрации дают наглядный и точный комментарий к соответствующим страницам текста.
Иногда воображение читателя, ученика начальных классов, просто не в состоянии правильно воссоздать то, о чем говорит или что имеет в виду писатель, например картины жизни и быта отдаленной эпохи, пейзажи незнакомых мест.
Решение той или иной задачи с помощью иллюстраций всегда связано с определенном этапом изучения литературного материала, с возрастом учащихся, этапом в обучении. Работаю с иллюстрацией в процессе первоначального знакомства с текстом, чаще при анализе художественного произведения, а также на заключительных занятиях. Использую основные методические приемы работы с иллюстрациями: беседа, рассказ, которые связываются со словесным и графическим рисованием.
Выделяю обычно следующие общие моменты в работе с иллюстрациями: неторопливое самостоятельное рассматривание изображения самими учащимися, затем вопросы: нравится ли иллюстрация? Как она соотносится с читаемым произведением? Что изображено на переднем первом плане, дальше, на втором плане? Что видим в центре, слева, затем справа? Что самое важное, существенное? Какую мысль выразил художник? Какие приметы жизни, события, явления представил? Как подчеркнул, выделил героя? Почему, с помощью каких средств: колорита, точки обзора, размера, формы?
При анализе литературного произведения иллюстрации использую чаще, особенно в работе над отдельным эпизодом. Изображение помогает привлечь внимание учащихся к эпизоду и подвести к анализу словесно-образной ткани отрывка путем сопоставления зрительного образа с текстом.
Используя иллюстрации в работе над эпизодом, уместно выяснить такие вопросы: какой момент действия отражен на этой иллюстрации? Какие действующие лица показаны, в какой обстановке? Как передано художником внутреннее состояние героев? В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него? Почему? Как вы относитесь к замыслу художника?
Разумеется, эти вопросы примерные в них указаны лишь основные объекты наблюдения для учащихся, а сама формулировка вопросов и их количество могут варьироваться. Обязательным будет лишь вопрос «В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него?», подводящий учеников к новому, более внимательному прочтению отрывка к наблюдением над языком и благодаря этому к лучшему пониманию эпизода и раскрывающихся в нем характеров.
Большие воспитательные возможности содержит работа с иллюстрациями при рассмотрении образов – персонажей, действующих лиц.
Цели, а в зависимости от них и приемы использования иллюстраций в данном случае могут быть различны.
Убедительно изображение персонажа помогает решить задачу, как «подтвердить» графическим изображением то представление о литературном герое, которое сложилось или готово сложиться у учащихся после чтения.
Беседу о действующем лице, литературном герое, можно начать после внимательного рассмотрения иллюстрации, спросив у детей: кто изображен на рисунке, из чего это видно? Как подходит художник к изображению действующего лица: дает только портрет персонажа или показывает его во взаимоотношениях с другими лицами? Какие черты внешнего облика, характера, поведения героя, отмеченные писателем, удалось передать иллюстратором? Что художник привнес от себя? Оправдано ли это? Как художник использует графические или живописные средства с целью характеристики персонажа? На сколько это удачно?
Вопросы могут быть сформулированы и по-иному, возможно кое-что в них можно упростить, кое от чего отказаться. Это будет зависеть от того насколько учащиеся привыкли рассматривать, анализировать и оценивать иллюстрации.
Подчеркну также возможность использования иллюстраций для развития речи учащихся, особенно интересны в этом плане иллюстрации-пейзажи. Я предлагаю детям рассмотреть иллюстрацию затем высказать свое впечатление о ней. Обмен личными впечатлениями становится подготовкой к восприятию текста.
Таким образом, методические рекомендации использования иллюстраций разнообразны. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов в каждом отдельном произведении. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять почувствовать пережить суть идей, картин, образов художественных произведений. Закрепить их в зрительном образе.
Много плановая роль иллюстрации, использованная учителем на уроке литературного чтения, будет активно способствовать всестороннему развитию школьников.
multiurok.ru
Статья по теме: Работа с иллюстрациями на занятиях образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в детском саду
Работа с иллюстрациями в детском саду
Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство — составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.
К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике.
Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А. — это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.
Период дошкольного детства — один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.
Художественная иллюстрация — важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия, помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его.
Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости. Особенно важна книжная иллюстрация для младших школьников. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить.
Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.
В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете. Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. На картине можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху). На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3–4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер. Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа). Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И. Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели», воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна.Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины, воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки.
Иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация — это одна из встреч детей с миром изобразительного искусства.
Список используемой литературы
1. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М., 1990.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2000.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999.
4. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. 1990. № 3.
5. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1998.
6. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1993.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990.
8. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1992.
9. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1996.
nsportal.ru
.:РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
С помощью текстового процессора Word в текст можно вставлять иллюстрации из коллекций рисунков Clipart (рис. 22), а также рисунки, созданные вами в каком-нибудь графическом редакторе, или отсканированные изображения. Кроме того, Word позволяет создавать графические объекты с помощью встроенного графического редактора.
рис. 22. Рисунок из коллекции
Clipart
Рисунки могут быть точечными, которые нельзя разгруппировать (например, рисунок формата BMP, созданный в графическом редакторе Paint), или рисунками типа метафайла, которые могут быть разгруппированы на отдельные графические объекты (рисунки формата WMF, помещенные в коллекцию Clipart) (рис. 23).
рис. 23. Разгруппированный рисунок из коллекцииClipart
Рисунки могут быть помещены в любое место текста. Есть возможность изменения размера рисунка и помещения его в рамку.
При оформлении страницы с иллюстрациями воспользуйтесь следующими советами.
1. Если текст на странице не разделен на колонки, не размещайте маленькие иллюстрации в середине страницы — это очень затруднит чтение.
2. Размещая иллюстрации, следите за тем, чтобы их правая (или левая) граница совпадала с соответствующей границей текста, а верхняя и нижняя — с соответствующей границей строки.
3. Иллюстрация может размещаться между двумя соседними строчками. Подобная вставка уместна при многоколоночной верстке или в том случае, если ее размер достаточно велик по ширине.
4. При использовании многоколоночной верстки иллюстрации могут располагаться между соседними колонками. При этом необходимо следить за тем, чтобы остающийся рядом с иллюстрацией текст не оказывался слишком узким.
5. Разместив иллюстрации, войдите в режим просмотра страницы и доверьтесь собственному вкусу или мнению профессионала.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
Для вставки рисунка, записанного в виде отдельного файла, в Word используется технология работы с диалоговым окном Вставка рисунка (см. табл. 14 и рис. 24). Главное достоинство этого окна -возможность просмотра каждого рисунка. При этом вы можете просматривать как все графические файлы, находящиеся в выбранной папке, так и выбирать файлы в соответствии с подходящим форматом
Рис. 24 Диалоговое окно Вставка рисунка
Для этого предназначен раскрывающийся список Тип файла. Диалоговое окно также предоставляет возможность выбрать способ хранения рисунка в документе: рисунок может находиться непосредственно в самом документе, а может храниться отдельно, хотя и будучи связанным с документом.
Для того чтобы поместить рисунок внутрь текста, его необходимо оформить в виде кадра. Оформленный таким образом рисунок легко перемещается по тексту и может быть установлен в любом его месте.
В текстовом процессоре Word 97 аналогичное диалоговое окно Добавить рисунок вызывается командой Вставка|Рисунок|Из Файла (рис. 25). В отличие от диалогового окна Вставка рисунка в редакторе Word 2000, здесь существует еще возможность установки флажка Поверх текста. Если этот флажок установлен, то рисунок занимает фиксированную позицию и не может перемещаться в соответствии с правкой текста; если флажок сброшен — рисунок оказывается встроенным в текст и может перемещаться в зависимости от правки.
рис. 26. Диалоговое
окно объекта
Microsoft
Clip
Gallery
Наряду с возможностью вставить рисунок при помощи специального диалогового окна, Word 97 допускает использование в этих же целях специального инструмента — Microsoft Clip Gallery (рис. 2.26).
Этот инструмент начинает работать по команде Вставка|Рисунок|Кар-тинки. С помощью Microsoft Clip Gallery все рисунки распределяются по разделам. Каждый раздел имеет свое имя, но при этом один и тот же рисунок может быть представлен в нескольких подходящих для него разделах. Такая организация работы дает преимущества при работе с иллюстрациями.
Таблица 14. Технология вставки иллюстраций
Продолжение
табл. 14
ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРОВ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Вставленные иллюстрации редко имеют размер, совпадающий с необходимым. Поэтому после вставки изображение его, как правило, необходимо увеличить или уменьшить, а в некоторых случаях и вырезать какую-либо его часть.
Выполнить изменение размера (или масштабирование) можно двумя способами (см. табл. 15): визуально (с помощью мыши) и используя команду Формат)Рисунок (рис. 27). Команда открывает соответствующее диалоговое окно.
Таблица 15. Технология изменения размеров иллюстраций
Действие | Алгоритм | |
Изменение размеров рисунков с помощью мыши | 1. 3.
| Выделите рисунок. |
Изменение размеров рисунков с помощью диалогового окна | 1. 4. | Выделите рисунок. |
Изменение рисунка за счет отрезания краев с помощью мыши | 1. 3. 4. | Выделите рисунок. |
рис. 27. Диалоговое
окно Рисунок
В этом диалоговом окне указаны исходные размеры данной иллюстрации, предоставляется возможность обрезать края рисунка, задать его масштаб и размеры по высоте и ширине.
Если размеры рисунка изменяются визуально (с помощью мыши), то для сохранения пропорций исходного изображения во время изменения размеров необходимо держать нажатой клавишу <Ctrl>. Для того чтобы отрезать края рисунка, необходимо держать нажатой клавишу <Shift>.
Практическое задание
Тест
www.ms-word2000.narod.ru