Обозначения элементов букв и соединений на Письме по программе «Планета знаний».
Администрация сайта имеет собственное мнение, но против программы не попрешь!
Учителя уже «втянулись».
Статья рассчитана на родителей не готовых к новым терминам.
Для поверхностного ознакомления.
Если вам нужна более глубокая информация купите методичку Илюхиной по этой программе (кажется книжка зеленого цвета).
Для лучшего осознания написания букв (или запутывания мозгов) в их алгоритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок».
Подъем от середины строки вверх принято называть «секретом» (при возвратном движении эта линия в основном как бы «накрывается» сверху и становится невидимой, т.е дважды проводите по одной линии). Этот элемент прописывается почти во всех буквах, в которых необходимо указать на параллельность элементов или их части.
Элемент «клюшка» используется в тех случаях, когда в написании нижней части буквы следует задержаться на строке на ширину буквы.
Поворот на месте, так чтобы осталось закругление принято называть «качалочкой».
Середина ( — ), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» (•), просвет сверху, «гнездышко» (v).
Поэлементная запись буквы Ж.
1.Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии.
2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем «клюшку».
3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет».
5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх.
6. С 1/3 «ломаем секрет».
7. По «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3, «секрет», по «секрету» – наклонная, «качалочка», крючок до середины.
Источник информации: интернет.
Урок письма на тему «Знакомство с элементами букв» (1 класс)
Урок 7.
Тема: Знакомство с элементами букв: Квази-письмо с указанием слогов в словах
(Пропись № 1, с. 14-15)
Цель: Продолжить знакомить детей с элементами букв, учить находить опасные места в предложениях, делить слова на слоги.
Ход урока
1.Орг момент
Работа над темой урока
1) Рассмотрите картинки на с. 14 и назовите, что нарисовано. (Футбольный мяч, теннисные мячи, теннисная ракетка, ракетка для бадминтона, хоккейная клюшка, т. е. спортивный инвентарь.) В каком из названий предметов один слог, два, три слога? Как будете это определять? (Прокричим слово, как на стадионе.) Найдите нужную дорожку от слоговой схемы к рисунку и обведите её по серому шрифту. (Работа ведётся со словами мяч, мячи, ракетка, клюшка. Слово ракетка обсуждается дважды — выясняется, что предметы похожие, но разные, а слово — одно и то же.
Какие слова записаны схемами на строчках под рисунками? (Мяч и ракетка.)
Как определили? (По количеству слогов.)
О какой ракетке может идти речь? Обведите схему второго слова.
Далее рядом и на свободной строке под диктовку записывается ещё несколько слов с указанием слогов: старт, марш, финиш. Попутно уточняется значение слов. (Старт — начало спортивного состязания или место, откуда начинается спортивное соревнование. Финиш — конец спортивного состязания.)
— Определите, на что похожи элементы букв в рамке в правом углу на следующей странице. (На рыболовные крючки и клюшку.) Учёные дали этим элементам свои названия. Я буду их называть, а вы постарайтесь найти каждый: короткая прямая с закруглением внизу вправо, длинная прямая с закруглением внизу вправо, длинная прямая с закруглением внизу влево.
— На с. 14 найдите записанное слово ракетка. К какому рисунку оно относится? Найдите в записи слова три короткие прямые. Как их нужно писать? (Сверху вниз с наклоном.) Обведите их по серому шрифту. Теперь найдите новые элементы. Какие из них видите? Узнаем, как их писать.- По голубым стрелкам на следующей странице определите, начало письма элементов. (Все пишутся сверху вниз.) Обведите их сначала в слове, а потом на картинке.
— Ответьте на вопрос: у кого что есть? {У меня есть мяч. …) Посмотрите на схему предложения в конце с. 14 и определите, такое ли предложение записано. (Нет, т. к. другое количество слов, во втором не нужна большая буква.) А подойдёт ли предложение «У Димы (Маши, Саши) мяч.»? Как узнали? (По количеству слов, слогов и большой букве.) Обведите слоги в схемах слов и отметьте «опасные при письме места».
На следующей строке под диктовку с указанием «опасных мест» можно записать одно из предложений: Мы любим спорт. Я играю в теннис. У Оли ракетка. В технологию письма под диктовку вводится третья операция: записать каждое слово слоговыми
дугами.
3.
4.. Подведение итогов урока.
— Назовите и напишите изученные элементы по одному на последней строке. Зачем мы их учились писать? Поднимите руку, кто научился.
Завершение — схематическое выражение своего отношения к уроку, к своей работе.
infourok.ru
Учебно-методический материал (1 класс) на тему: Пропись для элементов букв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различение овалов и кругов. Прописывание элементов букв. Письмо. Начальная школа XXI век.Конспект урока для 1 класса по Письму: Различение овалов и кругов. Прописывание элементов букв. УМК «Начальная школа XXI век». В архиве материал к уроку для Интерактивной доски Promethean….
Урок обучение грамоте (письмо). Тема: Знакомство с верхним соединением элементов букв.Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо) по теме: Знакомство с верхним соединением элементов букв….
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: «Правописание элементов букв Ж,Э,Х,Ф».Пример технологической карты урока Учитель ___________________________________________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкТема: Правописание…
Письмо элементов букв. Маленькая и большая наклонная линия.Данный урок проводится по учебно – методическому комплексу «Школа России» по русскому языку под редакцией В.Г. Горецкого, он основывается на формировании у учащихся предметных, метапредметных и …
Стоит ли бить тревогу, если первоклассник пишет буквы зеркально или путает элементы букв?Статья может быть полезной родителям первоклассников….
Пропись для леворуких детей. (Дубнова С. Ф., Паншина И. А.)Случилось так, что ваш ребенок или ученик — левша.Спешим успокоить вас обыденностью этого явления, поэтому мы не будем обсуждать психофизиологические особенности леворуких детей, так как по этой пробл…
Пропись чистая без буквПропись чистая без букв…
nsportal.ru
Урок письма «Знакомство с элементами букв: О о» (1 класс)
Урок 10.
Тема: Знакомство с элементами букв: О о. [Пропись № 1, с. 20-21)
Цель: Продолжить знакомить детей с элементами букв, учить находить опасные места в предложениях, делить слова на слоги, а слоги на звуки
Ход урока
1.Орг. момент
2.Работа над темой урока
1.Сказав, что нарисовано в первой группе рисунков (апельсин,
банан, ананас), дети выполняют задание:
начинающиеся с гласного звука (апельсин, ананас), а потом — с
согласного (банан). Перечислив, что нарисовано во второй группе
рисунков (груша, айва, персик), класс находит и обводят дорожки,
соединяющие звуковые схемы с картинками.
Какое из слов записано звуковой схемой на строках под рисунками? (Груша.)
Как определили? (По количеству слогов и звуков в каждом слоге.) Запишем рядом на строках и другие слова: банан, ананас. (Учитель руководит записью одного или двух слов.)
2.Рассматривание на с. 21
выяснение, на что они похожи, и введение их научного названия:
овал, большой и малый.
3.Возврат на с. 20, обсуждение, каким одним словом можно
назвать вторую группу рисунков (фрукты), выявление слова, кото
рое мешает так же назвать первую группу рисунков. (Ананас — это
ягода.)
Анализ записи слова фрукты, поиск известных элементов (их девять) и новых.
4.По голубым стрелкам на следующей странице определяется
начало письма элементов. (На этом уроке письмо овалов
осуществляется сверху и справа налево.)
Обведение первого овала сначала в слове Фрукты, а потом на картинке.
5.- Ответьте на вопрос полным предложением: Что нарисо
вано на картинке? (На картинке нарисованы фрукты. Это
нарисованы фрукты.) Узнаем, какое из предложений записано в
прописи. (Второе.) Проверьте, так ли это, читая слова по слогам и
обводя по серому шрифту слоговые дуги. Не забудьте отметить
«опасные места».
Для записи под диктовку можно попросить сказать о себе, приходилось ли собирать фрукты, и записать одно из составленных детьми предложений, например: Мы собирали фрукты.
6 Работа по с. 21. Сказав, что нарисовано на картинках
мелкого и крупного), дети узнают, схема какого слова находится под картинками, и указывают в ней дугами слоги. (Схема слова виноград.)
Поскольку овал как элемент часто встречается в буквах русского языка, для тренировки в его написании на с. 21 предлагаются картинки, в которых дети обводят овалы, большой и малый по серому шрифту.
3. Итог урока: учащиеся вписывают на последнюю строку изученные элементы, а также дополняют схему, показывающую, что уже известно о звуках русского языка. Так, в пустую клеточку дети вписывают обозначение гласного звука (кружочек
infourok.ru
Урок русского языка в 1 классе. Письмо строчной и заглавной букв Л л, Мм.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Целевое назначение урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий).
Цели урока:
· создать условия для отработки последовательности написания строчной и заглавной букв Л л, М м и их соединения с другими буквами;
· способствовать совершенствованию умения выделять в словах ударный слог, опасные места, самостоятельно добывать знания.
· Формирование УУД
1.Познавательные: осуществлять поиск информации: элементов букв, предложений в рабочей тетради по письму, использовать и понимать знаки, символы, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, анализировать написание изучаемых букв: «л», «м» и их соединения с другими буквами.
2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу: письмо строчной и заглавной букв «л», «м»; учитывать выделенные учителем ориентиры действия: письмо букв по образцу, нахождение рабочей строки; оценивать совместно с учителем результат своих действий.
3. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, задавать вопросы по существу, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, использовать в общении правила вежливости.
4.Личностные: создать: условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности; интерес к овладению письменного шрифта, формирование ответственности, взаимопомощи.
Оборудование: презентация, карточка с письменными строчными и заглавными буквами Л, М , тетрадь по письму, Н.В.Нечаева, Н.К.Булычёва,1 класс, 2 часть, карточки со словами для подведения итога урока.
Виды деятельности: анализ, частично – поисковый, коррекция., самооценка.
Методы: наглядный, поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание атмосферы психологического комфорта.
Слайд 1.Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок.
Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся ( введение в тему урока)
Слайд 2. -Посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите?(буквы)
— На какие группы мы можем разделить буквы?( печатные и письменные)
-Назовите буквы письменные( А,Э,О,У,И)
-Что ещё общего у всех этих букв?( они обозначают гласные звуки)
-Назовите печатные буквы(Л,М)
— Как вы думаете, какова наша тема урока?(Письмо букв- л, м)
Слайд 3(про буквы)
— Какие задачи мы поставим сегодня на уроке письма, чему мы будем учиться на уроке? (Писать букву «Л, М», соединять с другими буквами) .
3.Этап новых знаний и способов деятельности.
Откройте, пожалуйста, тетради по письму, с. 16. ( Н.В.Нечаева, Н.К.Булычёва)
-Посмотрите на верхние две рабочие строки?
— Какое задание необходимо выполнить?
— Исследуйте из каких элементов состоят буквы л ,м.
( Среди элементов букв найти те, из которых состоят строчные и заглавные буквы «л», «м»)
— Найдите, соедините элементы с буквами, назовите эти элементы. (плавная линия, прямая с закруглением внизу)
Слайд 3 -Проверьте себя.
-Сколько элементов содержит буква «л»? «м»?
-Какая буква имеет больше элементов?(м)
-На сколько?
-Что особенного заметили в букве «м»?( в ней спряталась буква «л»)
-Посмотрите на следующую рабочую строку. Что мы видим?(предложения)
— По какому признаку вы определили , что это предложения?(большая буква , знак препинания в конце предложения)
-Прочтите эти предложения, что вы заметили особенное?(слова одинаково пишутся)
-Давайте прочтём первое предложение.
-Чтобы правильно прочесть слова, что нужно сделать?(поставить ударение)
-Давайте расставим ударение.
-Что можете сказать о предложении?( вопросительное)
-О ком говорится в предложении?(о Миле)
-Кто такая Мила?( девочка)
-А сейчас вместе давайте прочтём это предложение.
-Посмотрите на второе предложение. Что можете сказать о нём?(повествовательное)
-Назовите второе слово в предложении. Почему оно написано с большой буквы?(имя)
-Расставьте ударение в словах.
-Давайте прочитаем второе предложение вместе.
-Как вы думаете, для чего нам автор предложил это задание?(найти буквы «л», «м»)
4. Физминутка
5.Этап проверки первичного понимания изученного.
— Назовите буквы, которые расположены в рамочке.(«л», «м»)
-Назовите общие элементы этих букв.
-На партах у вас лежат карточки с буквами. Проведите пальчиком по букве, почувствуйте написание букв «л» и «м».Поменяйтесь карточками с соседом.
-Возьмите ручки. Поставили руку на локоток, сделали разминку для кисти руки.(«Курочка клюёт зёрнышко..»)
— Справа от рамочки на рабочей строке пропишите чередуя общие элементы букв «Л», «М».
-Давайте соединим эти два элемента в воздухе. Что у нас получится?( в воздухе прописываем под счёт: и, раз, и, два- буква Л)
-Положите ручки. Поработаем в парах. Пропишите букву «л» пальчиком на спинке у соседа. Почувствуйте, как пишется буква.
-Взяли ручки, положили тетрадочки с наклоном и прописали на строчке сначала по пунктирам, затем самостоятельно букву «л».
-Возьмите любой цветной карандаш и подчеркните самые красивые буквы, которые у вас получились.
-Покажите соседу по парте свои самые красивые написанные буквы.
-Посмотрите на следующую строку. Какое задание необходимо выполнить?( прописать соединения с буквой)
-Какие виды соединений вы знаете?( верхнее, нижнее)
-Пропишите данные соединения.
6. Пальчиковая гимнастика
7. Работа в группах. Закрепление
-Что такое слог?( звук или сочетание звуков, произнесенные отдельным напором выдыхаемого воздуха)
-Посмотрите на следующее задание . Жирным шрифтом выделены буквы. Найдите слоги и запишите письменными буквами ниже на рабочей строке.
-Давайте проверим задание.( читают дети написанные слоги)
-Что нарисовано на картинках внизу страницы?( кукла, туфли, мыло)
-Какое задание необходимо выполнить? (дописать слова)
-Допишите самостоятельно эти слова.
-Ребята, в чём проявляется наша дружба на уроке?( в работе в парах, в группах)
— Сейчас поработаем в группах. Каждая группа получает карточку со словами. Предложите своё задание к этим словам. Итак, приступаем к работе.
Выслушивание групп.
-Молодцы! Мне очень понравилась ваша работа, а вы довольны своей работой?
8. Подведение итога урока. Рефлексия.
-Давайте вспомним тему нашего урока.
-Какие задачи стояли перед нами?
— Как вы считаете, задачи, поставленные вами в начале урока – решены?
-Ответьте на мои вопросы хором!!!
Завершается урок. Он пришел ребятам впрок? Да!
Ответы полные давали? Да!
На уроке не зевали? Нет!
-Ребята, а кто мне скажет, какое время года у нас за окном?( осень)
-На партах каждого из вас лежат по три осенних листика.
Если на уроке вам было комфортно, у вас всё получилось- возьмите зелёный лист;
Если у вас не всё получилось, но вам было всё равно комфортно- возьмите жёлтый лист;
Если у вас ничего не получилось, вы испытывали трудности- возьмите красный лист.
-А сейчас возьмите выбранные вами листочки и украсьте наше дерево.
-Сядьте, пожалуйста, поудобнее. На правую ладонь мысленно положите те знания, с которыми вы пришли на урок, а на левую те, которые получили на уроке, соедините их в хлопке и скажите друг другу « спасибо» за совместную работу.
— Спасибо всем за урок!!!
infourok.ru
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе. Строчная буква м.
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе.
Тип урока: Изучение нового.
Тема: Строчная буква м.
Цель: Формировать у учащихся навык правописания строчной буквы «м».
Задачи:
Образовательные
обеспечение запоминания формы букв «м»;
формирование умения писать букву «м»;
формирование умения писать слова с буквой «м».
Воспитательные
формирование познавательного интереса;
формирование положительной мотивации к учению;
воспитание культуры речи, общения.
Развивающие
развитие наблюдательности в процессе сравнения печатных и письменных букв «м»;
развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: А) Шанько А. Ф., Берестов В. Д., Кирюшкин В. А., Горецкий В. Г. Русская азбука, 2010 год, стр. 88-89; Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 3 к «Русской азбуке»; карточки с изображением письменной строчной и прописной буквы «М» и печатной прописной и строчной буквы «М», 2 карандаша зелёный и синий, наборы элементов буквы для каждого ученика, схемы слов мама и мир.
Б) Шанько А. Ф., Берестов В. Д., Кирюшкин В. А., Горецкий В. Г. Русская азбука, 2010 год, стр. 88-89; Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 3 к «Русской азбуке»; 2 карандаша зелёный и синий; наборы элементов буквы для каждого ученика.
Схема оформления доски.
м
м
Интерактивная доска
Слайды
Тема
Элементы буквы
Ход урока:
Этап урока
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
— Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Викторовна. И сегодня я проведу у вас урок письма. Теперь проверяем готовность к уроку. Посмотрите, всё ли у вас на месте? Букварь, пропись, дневничок с наклейками и пенал. Ничего лишнего быть не должно. Все готовы?
Я рада вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. Присаживаемся! Проверяю какой ряд готов раньше. Первый ряд вижу, второй, третий. Замечательно.
Ребята проверяют своё рабочее место, готовность к уроку. Занимают свои места. Настраиваются на работу.
Личностные (личностное самоопределение и ориентация в социальных ролях)
Повторение изученного на уроке обучения грамоте
— Ребята, вспомните, что мы изучали на обучении грамоте?
Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показываете карандаш такого цвета, который требуется для обозначения первого звука. Приготовились?
Мох, метро, март, муравей, мак, мишка, мама, мир, Москва, мышка, музыка, месяц, мел, мальчик. Достаточно, молодцы.
— Букву М. Звуки, которые она обозначает. Буква м обозначает два звука [м] и [м‘], один мягкий, другой твёрдый; звук [м] звонкий, непарный и т.д.
Дети показывают карандаши соответствующие звукам, если возникают затруднения, разбираем это слово, характеризуем звук. Прошу объяснения, почему они выбрали этот карандаш.
Познавательные (ОУД, ЛУД), коммуникативные.
Реализуются такие задачи как, формирование познавательного интереса.
Постановка темы и цели урока
-А теперь посмотрите на доску.
(На доске висит плакат с изображением письменной строчной и прописной буквой «м».)
— Как вы думаете, что мы сейчас будем делать на уроке?
— Правильно. Сегодня мы познакомимся со строчной буквой М и поупражняемся в её написании, а на следующем уроке будем учиться писать прописную букву «м». Молодцы.
— Мы будем писать букву «м». Изучать письменную и печатную буквы «м».
Познавательные: ОУД, ЛУД, постановка и решение проблемы; коммуникативные.
Реализуются такие задачи как, формирование познавательного интереса.
Изучение нового материала
Обучение письму новой буквы
— Хорошо, ребята, посмотрите, на доске у меня ещё висят две карточки с буквами «М». На одной карточке буквы письменные, а на другой печатные. Чем они отличаются?
— Чтобы хорошо запомнить письменную букву м, выделим в ней элементы. Рассмотрите букву и найдите в своих наборах нужные элементы. Сколько элементов у буквы м? Назовите элементы буквы м. Верно.
— Составьте букву из этих элементов. Кто составит букву на доске? Костя, объясняй, что ты делаешь.
— Посмотрите, получилась у Кости буква м? А у вас? В каких буквах нам уже встречались такие элементы?
-Действительно, мы уже не раз писали эти элементы в других буквах и быстро научимся писать новую букву. Посмотрите внимательно, как я буду писать букву на доске.
— Начинаю чуть выше нижней линии рабочей строки, делаю нижнее закругление, веду наклонную линию вверх, дохожу до верхней линии рабочей строки, пишу нижнюю дугу, дохожу до нижней линии рабочей строки, веду наверх, дохожу до верхней линии рабочей строки, пишу линию с закруглением внизу, веду вниз, дохожу до нижней линии рабочей строки, делаю закругление, заканчиваю в середине рабочей строки.
— Как я писала букву?
-Где я закончила писать? Верно.
— Возьмите ручки, повторяйте за мной движения в воздухе.
Пишу букву.
— Ребята, что мы обычно делаем перед письмом? Верно. Проводим разминку для пальчиков. Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять —
(разгибаем пальцы)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять —
(сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)
— Откройте прописи. Положите их правильно, проверьте посадку, верно возьмите ручку.
— Посмотрите на страницу 6. Кто нас встречает? Правильно, моряк. Мы сейчас вместе с ним отправимся в путешествие по волнам. Обведите элементы буквы, букву м на одежде моряка и узор в широкой строке по точкам, а затем продолжите строчку до конца. Молодцы. Теперь посмотрите на свой узор. Если он вам нравится, он красивый, ровный поставьте рядом карандашом плюс. Если вы считаете, что узор не совсем получился, поставьте маленький минус. Но он обязательно превратится в плюс. Вы же старались!
— Найдите 2-ю рабочую строку. Сколько букв нужно написать по точкам? Напишите, сравните с образцом.
— Посмотрите на экран. Здесь написаны буквы, которые я увидела в ваших тетрадях. Все ли они правильно написаны?
— Какие недостатки вы видите в первой букве?
— О чём нужно помнить, чтобы не нарушался наклон?
— Во второй?
Учитель исправляет ошибку другим цветом.
— В третьей?
— В четвертой?
Стираю с экрана неверно написанные буквы.
Напишите ещё 3 буквы “эм”. Соблюдайте наклон и расстояние между буквами. Посмотрите на буквы. Если они все ровные, красивые, поставьте снова плюсик, если считаете, что нужно ещё поработать – поставьте минус, но он недолго будет минусом. Потому что вы работали!
— Они почти похожи, только письменные буквы написаны плавно и с наклоном. У письменных букв есть закругления.
Выбирают нужные элементы, моделируют букву.
-Три. Первый элемент «наклонная линия с закруглением внизу слева». Второй элемент «нижняя дуга» Третий элемент «линия с закруглением внизу справа».
— Сначала прикрепляю «наклонную линию с закруглением внизу слева», справа к ней прикладываю «нижнюю дугу», к ней справа прикрепляю «линию с закруглением внизу справа».
— В буквах и, л, а, ы.
Дети следят за движениями руки учителя, слушают объяснения.
— Безотрывно.
— В середине рабочей строки.
Дети повторяют движения в воздухе.
— Мы разминаем пальчики.
Дети повторяют движения за учителем.
Дети выполняют.
-Морячок. Моряк.
Дети работают самостоятельно в прописях.
— Три.
Дети выполняют задание в прописи.
— Нет, некоторые буквы написаны неверно.
— Она написана без наклона.
— О наклонном положении тетради.
— Нижняя дуга выходит за пределы нижней рабочей строки.
— Буква написана верно.
-Большое расстояние между элементами.
Познавательные: ОУД, ЛУД, постановка и решение проблемы; регулятивные; коммуникативные.
Реализуются такие задачи как, обеспечение запоминания формы букв «М» и «м»;
формирование умения писать буквы «М» и «м»; развитие наблюдательности в процессе сравнения печатных и письменных букв «М» и «м»;
развитие мелкой моторики рук.
б) обучение соединению новой буквы с другими буквами
— Сейчас немного поиграем. Я буду загадывать загадку, а вы, если знаете отгадку, поднимите руку.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Если не отгадали – показываю картинку.
-Правильно!
Открываю слово МА|ЛИ|НА на доске.
— Давайте прочитаем слово по слогам. Назовите первый слог.
Какие буквы в этом слоге?
Ребята, эти буквы дружат, давайте научимся их соединять, писать слог МА. Посмотрите, какое соединение у этих букв? Напишите в прописи.
Возьмите звуковые схемы. Какое слияние подойдёт для этого слога?
Послушайте следующую загадку.
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Открываю слово МЫ|ЛО на доске.
— Давайте прочитаем слово по слогам. Назовите первый слог.
Какие буквы в этом слоге?
Ребята, эти буквы дружат, давайте научимся их соединять, писать слог МЫ. Посмотрите, какое соединение у этих букв? Напишите в прописи.
Возьмите звуковые схемы. Какое слияние подойдёт для этого слога?
Последняя загадка.
На доске я им пишу,
Всё красиво обвожу. (Мел)
Ребята, а почему я это слово не поделила на слоги?
Назовите слияние в этом слове. Правильно.
Какая схема подойдёт для этого слога? Почему?
— Давайте дадим отдохнуть нашим пальчикам.
Пальчиковая гимнастика «Вверх ладошки».
Вверх ладошки: хлоп — хлоп.
По коленкам: шлёп — шлёп. Можем хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем,
И крест — накрест руки сложим!
-Малина.
— МА-ЛИ-НА.
— МА.
— “эм”, “а”.
— Нижнее.
— Слияние согласного твёрдого с гласным.
-МЫ|ЛО
— МЫ.
— “эм”, “ы”.
-Верхнее
— Слияние согласного твёрдого с гласным.
— В этом слове только один слог.
— МЕ.
-Согласный мягкий и гласный.
— Буква “е” указывает на мягкость согласного звука.
Дети выполняют упражнения
Познавательные: ОУД, ЛУД, постановка и решение проблемы; регулятивные; коммуникативные.
Реализуются такие задачи как, развитие мелкой моторики рук;
формирование умения писать букву «м».
Закрепление изученного
А сейчас мы поиграем в игру “Подбери слова”.
Сегодня к нам на урок пришли Маша и Миша, но они немного грустные, учительница задала им задание: отгадать слова, которые спрятались за схемами. Маша и Миша сказали мне, что здесь спрятаны самые дорогие и важные слова на свете. На доске висят схемы слов.
У Маши вот такая схема: (Рисунок 3)
Внимательно посмотрите, что мы можем сказать об этом слове? Правильно.
Это слово называет самого дорогого человека на свете.
Произнесите первый слог.
Как звучит согласный звук? Докрасьте это слияние у себя в прописи.
А у Миши вот такая схема: (Рисунок 4)
Сколько в этом слове слогов?
Слово, которое здесь спрятано, обозначает дружбу.
Какой согласный звук вы слышите в слиянии?
Что указало нам на мягкость?
Как звучит последний звук? Докрасьте схему в прописи.
Рядом со схемами в прописи запишите слова: МАМА, МИР.
— Ребята, а сейчас у меня для вас сложное, но очень интересное задание. Посмотрите на слова внизу страницы. Над буквами в этих словах стоят загадочные цифры. Что это значит, Катя?
— Хорошо. Прочитайте начальное слово.
— Какое слово у нас получится, если мы будем записывать его так, как просят в прописях? Саша?
— Следующее слово, которое нужно изменить читает Степан.
— А теперь Степа нам скажет, как же мы изменим это слово.
— Записываем новое слово в прописи (учитель пишет на доске).
— В нём 2 слога.
— МАМА.
-МА.
— Твёрдо.
— Один. Слияние + отдельный звук.
— МИР.
— Мягкий.
-Буква И.
-Твёрдо.
Дети выполняют задание.
— Это значит, что буквы надо поменять местами и говорить их в том порядке, в каком указывают цифры.
-Метро.
-Метр.
— Марка.
-Мак.
Дети записывают слова.
Познавательные: ОУД, ЛУД, постановка и решение проблемы; регулятивные; коммуникативные.
Реализуются такие задачи, как формирование умения писать слова с буквой «м»; формирование познавательного интереса;
формирование положительной мотивации к учению;
Рефлексия
Давайте, мы с вами подведём итог. Подумайте, сосредоточьтесь и ответьте на вопросы.
(на доске)
Сегодня на уроке я…..
Понял….
Узнал…
Научился…
-Молодцы, а теперь в прописи карандашиком отметим домашнее задание. Написать предложение «Клава мыла руки с мылом.» в свободную строчку.
Всем спасибо, урок окончен.
Понял, чем отличается письменная буква от печатной.
Узнал из каких элементов состоит буква «м».
Научился писать букву «м». и т.д.
Личностные; ОУД; коммуникативные.
Методическая литература
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 3 к «Русской азбуке». – М: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010 г.
Жиренко О.Е. Обухова Л.А., Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: «ВАКО», 2005, 304 с.
Шанько А. Ф., Берестов В. Д., Кирюшкин В. А., Горецкий В. Г., Русская азбука. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений — 14-е изд. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010 г. — 239 с.
http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola
http://festival.1september.ru/articles/566199/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26992 Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий, Русский язык, авт. В.П. Канакина. Рабочая программа,
МА|ЛИ|НА
МЫ|ЛО
МЕЛ
Рисунок 3
Рисунок 4
infourok.ru
Письмо строчной буквы «к». (1 класс)
(письмо с. 6 — 7, ч.3)
Дата:
Тип урока: изучение нового
Тема: Письмо строчной буквы к.
Цель : Освоение алгоритма написания буквы к. Формирование знаний о месте соединения новой буквы. Формирование умения правильно записывать слова по образцу; соблюдать точный интервал между словами.
Планируемые результаты:
Самостоятельно выполнять самопроверку, сравнивая с образцом, читать и комментировать слово (предложение) при записи. Находить парные согласные на конце слова.
Предметные:
Умение объяснять графические ошибки; рассуждение при дописывании в слове недостающих элементов букв.
УУД (метапредметные):
Регулятивные: Задания интеллектуального марафона. Составление и запись предложений с данными словами.
Познавательные: Написание строчной буквы к, способов соединения её с другими буквами на письме.
Коммуникативные: Слушать и давать свое объяснение. Письмо с комментированием.
Оборудование:
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
I
Орг. Момент
Готовность к уроку
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Формулируют правила поведения на уроке
II
Мотивация
Организация мотивирования ученика к учебной деятельности.
Разминка для пальчиков «Раз, два, три, четыре, пять» (разучивание новой разминки)
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!
Чему учились на этом этапе работы
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Инвариативная часть
III
Актуализация знаний (вспоминаем, что знаем) с переходом в новую тему.
Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.
Работа у доски.
Рассмотрите образец новой буквы.
Назовите букву. Какие слова начинаются с этой буквы?
Сравните печатную и письменную буквы к. (Что общего и чем различаются.)
Соедини элементы по порядку, получи букву к.(задание тетради №1, с.7)
Предлагаю внимательно рассмотреть графические образ буквы и найти уже известные элементы. (и, п,р)
Составьте развернутый алгоритм написания буквы к.
Формирование находить и узнавать изученные элементы, объяснять свое решение
Умение слушать и понимать других.
IV
Реализация построенного проекта
V
Закрепление через сравнение
Работа с проверкой по эталону
Анализ и комментированное письмо.
Лексическая работа.
Прослушивание аудиозаписи.
1 строка
Письмо буквы к по пунктиру, под комментирование учителя.
До конца самостоятельно. Не забывайте каждое движение руки должно сопровождаться проговариванием про себя.
Возьмите зеленую ручку, обведите самую красивую букву, подчеркните графические ошибки.
Развернутый алгоритм написания строчной буквы к: «Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по наклонной линии до середины, «бугорком» уходим вправо вверх касаемся линеечки, опускаемся по наклонной до 1/3, «отрываем» ручку, ставим на середину и выписываем «стульчик», «качалочку», крючок до середины строки».
2 строка
Напишите букву к, столько раз, сколько, вам лет.
3 строка
Графический анализ буквы к, расположенных, в таблице.
4 строка
Рассмотрите соединения буквы г с другими буквами: ка, ки, ко, кл
Прочитайте.
В каком случае использовали верхнее соединение?
Какие слова, могут начинаться с таких соединений, продолжите слова.
5 – 6 строка
Работа со словами:
Произнесите слово: кино
Сколько букв в слове? Как соединяются? Сколько слогов?
Нужно ли проверять согласную на конце?
Запишите самостоятельно.
Произнесите слово: рыбки
Какой вывод? (произношение расходится с написанием)
Это согласная? Сделайте вывод. (парная согласная расходится произношением и написанием и в середине слова).
Сколько букв в слове? Как соединяются? Сколько слогов?
Запишите самостоятельно.
Прочтите слово: аквариум
Что обозначает слово?
Сколько гласных в слове? Сколько слогов? (помогают гласные, проверяем хлопками)
Какой гласный ударный?
Назовите безударную гласную, подчеркнем.
Рассмотрим соединения букв.
Устно составим предложения с этим словом.
Пропишите по пунктиру самостоятельно.
Выполните самопроверку.
6 – 8 строка
Работа с предложением: Мы купили подарок.
Прочитайте предложение. Докажите. Что это предложение.
Сколько слов в предложении?(разбираем каждое слово: сколько букв, как соединяются)
О ком говорится в предложении? (о МЫ)
Ясно ли о ком конкретно говорится?
На какой вопрос отвечает слово?
Подчеркните слово одной чертой.
Найдите слово, которое отвечает на вопрос что сделали? Подчеркните двумя чертами.
Пропишите предложение по памяти.
Самопроверка. Мы купили подарок.
9 строка. Работа в паре.
Пропишите по пунктиру слово: КЛОУН
Придумайте задание со значками, найдите их в слове.
Формируем
умение КОММЕНТИРОВАТЬ на основе работы с материалом тетради.
Формируем
умение работать в процессе проверки и сравнении с эталоном
Физкультминутка
1. Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
2. Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!
3. А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!
Вариативная часть
VI
Контроль на этапе окончания учебной темы
Графический анализ и восстановление слов
Обучение работе в заданном темпе
«Исследовательская» работа в парах.
Прочитайте пару слов: рыбак – рыбачил.
Что обозначают слова? (Они близки по смыслу)
Можно ли еще подобрать слова, близкие по значению к этим словам?(рыба, рыбный)
Запишите слова на свободной строке под диктовку.
Выделим в словах общую часть.
№2. Прочитай скороговорку. (Ключ: сначала прочитываются буквы в квадратных окошках, затем – в закругленных. Получается скороговорка: Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.)
Работа с лентой букв.
Формируем умение извлекать и представлять информацию из таблицы
Формируем умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
VII
Рефлексия учебной деятельности
— Что нового для себя вы узнали на уроке?
— Считаете ли вы сведения, полученные на уроке ценными для вас?
Формируем оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.
Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
infourok.ru