Из каких элементов состоит буква м: Урок русского языка «Письмо заглавной и строчной букв М, м». 1-й класс

Содержание

Урок русского языка «Письмо заглавной и строчной букв М, м». 1-й класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат УУД

1. Организаця
начала урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе, учебника,  прописи)
– Поделитесь улыбкою своей  и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу.

– Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

– Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.
Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух.
Мотивационная готовность  к учебной деятельности.
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД : целепологание. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Постановка учебной задачи Вступительное слово учителя

Игра «Доскажи словечко»

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной… (медведь)

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?..  (мышка)

Дети играют в игру, отвечают на вопросы. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.
– Что объединяет эти слова?
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Буква м.)
– Чему будем учиться на уроке? Используйте для ответа написанные на доске начала фраз:
Писать прописную и строчную букву… (М.)
Писать буквосочетания и слова… (с буквой М.)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой «М, м».
Дети формулируют тему урока, ставят цели. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке.
Коммуникативные УУД: умение  учитывать позицию партнера,
организовывать и осуществлять
сотрудничество со сверстниками,
контролировать  свои действия.
– Рассмотрите образец заглавной буквы М.
1) Выявить необходимость правописания заглавной буквы. (Имена, фамилии, клички, речки, города –  все с заглавной буквы пишутся всегда! Предложение  всегда пишется с заглавной буквы.)
2) Придумать  слова в которых при написании употребляют заглавную букву «М». (Маша, Миша, Марина, Маргарита, Москва, Михайлов, Маркс)
3) Назвать населенный пункт Саратовской области который начинается с буквы «М»
(Михайловка)

4) Чтение слов. Презентация. Слайд 1

Миша, Маша, Марина, Маргарита, Максим, Макар, Марфа.

– Как одним словом можно назвать?
– На какие  группы можно разделить?
– Подобрать слово в котором  4 звука, первый согласный мягкий, второй гласный, третий согласный  твердый, четвертый гласный. (Миша)
– Каким   именем сейчас  не называют людей?
– Из каких элементов состоит буква М?
Сравните печатный вариант буквы и письменный.  Какие элементы общие, а какие отличаются?

Выскажите свои предположения, как будем её писать? Откуда начнём написание, куда поведём руку и т.д. Проверим наше предположение.

Дети рассматривают буквы. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят на образец написания.

Познавательные УУД:
умение осуществлять анализ объектов и синтез как составление целого из частей.
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности  (Буква М состоит из трёх элементов. Начинаем писать от середины  широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и  чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
Второй элемент начинаем писать от той же точки, что и первый элемент. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины широкой вспомогательной строки. Пишем третий элемент – длинную палочку
с закруглением вправо.)
Дети рассматривают букву, слушая объяснения учителя, начинают писать поэлементно букву М в тетрадях на печатной основе. Познавательные УУД:
умение проводить сравнение по заданным критериям.
Работа в тетрадях.
Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1-5-й строчках.
Дети выполняют задание в тетрадях. Регулятивные УУД: умение
контролировать и оценивать свои действия.
Буква М обозначает согласный звук [м], [м’] мы с вами это должны запомнить. Скажите, в каких словах встречается заглавная буква М.
Напомните правило правописания слов с заглавной буквы.
Дети приводят примеры, называют правило Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь выполнять работу по предложенному плану.
Работа с моделями и словами.
– Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. Что вам помогло узнать имена ребят? Запишите имена.
(Маша, Миша, Митя, Мила.)

– Что общего во всех словах? (Имена начинаются с буквы М.  Имена пишутся с заглавной буквы.)
– Это имена полные или краткие? Назовите полные имена ребят.
Дети называют имена (Миша, Маша, Митя и тд.) записывают слова в тетрадь,отвечают на поставленные вопросы учителя .  
Физкультминутка

Мишка – толстый, косолапый –
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой кивать нам станет.

Целый день гостей смешит,
Ну, а ночью сладко спит.

Выполняют движения по тексту.  
–.Работа с образцом строчной буквы м.
– Рассмотрите образец строчной буквы м. Сравните заглавную и строчную письменную буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
Дети отвечают на вопросы учителя (строчная буква м отличается от заглавной только по размеру) Познавательные УУД: умение осуществлять анализ объектов и синтез как составление целого из частей.

 

Учитель объясняет как писать  строчную букву м.
Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и доводим до верхней линии рабочей строки. От этой точки, закончили писать первый элемент, начинаем писать второй элемент– палочку  закругление внизу. Сначала ведём вниз по написанному, а потом  следим за тем, что бы между первым и вторым элементами образовался угол. Пишем третий элемент– короткую палочку  закругление вправо.
Дети слушая объяснения учителя, начинают писать поэлементно букву м в тетрадях на печатной основе.
Работа в тетрадях.
Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1-3-й строчках.
Дети выполняют задание в тетрадях. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.
Физминутка

Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши,
На два чёта поднялись,
Три, четыре– руки вниз.

Выполняют движения по тексту.  
4. Закрепление знаний и способов действий. Письмо слогов и слов  буквой М

– Прочитай слоги. Назови первый звук в каждом слоге. Почему первая буква в слогах одинаковая, а звуки произносим разные? Запишите  слоги.
– Прочитай и запиши слова. Подчеркни в словах слоги ма и мя. В каком слове подчеркнули два слога?

1. Словарный диктант  ранее изученных букв.
И, у, о, м, Е, А, ё, У, Ю, и, Э, ы, М
2. Задание по выбору.
а) Спиши слова ,вставив пропущенную букву.
б) Подбери к моделям слова.

 

Дети читают слоги, называют звуки, отвечают на вопрос учителя. Пишут слоги в тетради.

Дети читают лова, отвечают на вопросы, пишут слова и подчёркивают слоги.

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь выполнять работу по предложенному плану;
уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
5. Рефлексия – Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.
– Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?
– По какому критерию будем себя оценивать? 
(Умение писать букву М, м)
– Оцените себя.
Игра «Светофор»:
«зелёный» – работал с интересом, узнал много нового;
«жёлтый» – работал с интересом, но иногда уставал, кое-что не понял;
«красный» – устал, кое-что не понял, урок не понравился.
– О чем вы расскажете дома?
– Урок окончен.
Дети отвечают на вопросы.
(Дети рисуют круг в прописи и закрашивают его одним из трех цветов.)
Выбирают критерий оценки.
Оценивают результат своей деятельности
Личностные: УУД способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Урок: «Письмо строчной буквы м»

1.

ФИО

Евдокимова Ольга Алексеевна

2.

Место работы

МКОУ «Красносельская основная школа»

3.

Должность

Учитель начальных классов

4.

Предмет

Русский язык (обучение грамоте)

5.

Класс

1-Б

6.

Номер и тема урока

Урок: «Письмо строчной буквы м»

7.

Дата проведения урока

19.10.2016 г

8.

Базовый учебник

«Пропись № 3»

(УМК «Школа России»)

9.

Планируемые результаты

Предметные:

— познакомиться с алгоритмом написания строчной буквы м;

— научиться записывать слоги и слова, используя эталон в прописи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

— определять иформулировать цель деятельности на уроке;

— удерживать цель деятельности до получения её результата;

— планировать решение учебной задачи;

— выполнять последовательность необходимых операций;

— анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

— конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

— находить правильно написанную букву;

— анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины. — развивать способность к самоконтролю

Познавательные УУД:

— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

— ориентироваться в прописи;

— добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

— слушать и понимать речь других;

— высказывать предположения;

— совместно договариваться о правилах работы в парах.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому;

— интерес к способу решения и общему способу действия;

— развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность;

— применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам.

10.

Тип урока

Открытие новых знаний

11.

Формы работы учащихся

Индивидуальная работа, работа в парах

12.

Ресурсы

— тетрадь на печатной основе,

— демонстрационный и раздаточный материал,

— презентация МРР

13.

Техническое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор,

интерактивная доска

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе прописи) 
– Поделитесь улыбкою своей  и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу.

Мы – умные! 
Мы – дружные! 
Мы – внимательные! 
Мы – старательные! 
Мы отлично учимся! 
Все у нас получится!

– Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!

Проверяют готовность к уроку

Личностные УУД:самооценка готовности к уроку, положительная мотивация и настрой на урок.

2.Формулировка темы урока

–– Сегодня мы совершим путешествие в мир букв и слов. И вы обязательно догадаетесь, какая буква будет главной гостьей на нашем уроке письма.

— Чтобы узнать тему урока, надо выполнить задания.-

Что вы видите на доске? (печатные буквы)

Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю: АОМУИЫЕ (М)

Почему вы считаете, что эта буква лишняя?

Что ещё вы можете сказать про эту букву? (СЛАЙД 3)

Попробуйте сформулировать тему урока письма.

Чему будем учиться на уроке? Используйте для ответа написанные на доске начала фраз:

Узнаем из каких элементов состоит буква М
– Писать строчную букву… (М.)
– Писать буквосочетания и слова… (с буквой М.)

Отвечают на поставленные вопросы:«Лишняя буква «М»,т. к. она обозначает согласный звук, а остальные буквы обозначают гласные звуки»Буква может обозначать звук [м] – согласный, твёрдый, звонкийили звук [м’] – согласный, мягкий, звонкий Формулируют тему урока:

Тема:

«Будем учиться писать строчную букву м»

Цели урока:

Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

Предметные УУД: знания о буквах и звуках

Личностные УУД: умение видеть проблему, формулировать цель, тему урока

3. Составление плана работы

— Как мы будем учиться писать строчную букву м? Организует работу в группах— У вас на партах лежат конверты.

Работая в группах, разложите по порядку полоски с пунктами плана.

Делают предположение: «Сначала составим план работы»

Работая в группах, составляют план

План

  1. Анализ элементов буквы м.

  2. . Письмо буквы м.

3. Письмо буквы м в соединениях с другими буквами.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Удержание задачи урока

4. А)Работа по 1пункту плана Определение элементов букв М по плану

Самоанализ

Б) Работа по 2 пункту

В) Работа по 3 пункту

-У вас на столе 3 пазла, попробуйте в парах собрать букву м

-Вы догадались из каких элементов состоит буква м, а какие элементы лишние?( Делают анализ элементов буквы м:(- качалочка,- наклонная линия вверх вправо,- секретик,- наклонная линия вниз,- качалочка,- крючок до середины строки,- секретик, по секретику наклонная линия вниз,- качалочка,- крючок до середины)

-Пропишем строчную букву м.

-Для чего мы учились писать букву м?

-(Выберите и обведите лучшую букву) –А теперь оцените, как вы написали всю строку

(Организует самоконтроль учащихся)

Почему вы выбрали именно эту букву?- Сравните свои буквы с ней и выберите самую красивую, обведите её.

(ЛЕСЕНКА)

Чтение и письмо слогов-слияний МА-МЕ-МЫ

оцените, как вы написали всю строку слогов (ЛЕСЕНКА)

1) Вы хорошо справились с заданиями. (Загадывает загадку) Противоположность слову-ссора. (мир)

-Как вы понимаете смысл слова –мир (что такое мир?)

— Назовите первый звук в слове мир

-Какой это звук?

-Как догадались? (схема слова мир)

предлагает вам сделать зарядку для пальцев, чтобы они «проснулись».

«Мышка мылом мыла лапки, каждый пальчик по порядку. Вот намылила большой, сполоснув его водой. Не забыла и указку, смыв с него и грязь, и краску. Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно. Безымянный тёрла пастой — кожа сразу стала красной. А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла!»

Теперь наши пальцы готовы к работе.

Письмо слова мир.

Повторим правила правильной посадки за партой

Аналогичная работа со словом МАМА

Письмо слова мама.

-Чему мы научились?

( — Чтобы писать с ней слоги и слова

Подводят итог данного этапа урока)

Сбор буквы из элементов.

Определяют лишние элементы

Отгадывают загадку

Мир (несколько значений)

Анализируют первый звук в слове. Звук [м] – мягкий согласный звук. (Поднимают зелёные квадратики)

Делают зарядку для пальцев

Проверяют свою посадку за партой

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Предметные УУД: знакомство с алгоритмом написания строчной буквы м

Предметные УУД: знания о буквах и звуках

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Предметные УУД: знакомство с алгоритмом написания строчной буквы м

Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Пишут букву м по точкам, проговаривая алгоритм её написания Пишут букву м самостоятельно

Проверяем ширину, высоту и наклон буквы

Находят правильно написанную букву, объясняют, почему выбрали именно эту букву

Сравнивают самостоятельно написанные буквы с эталоном

Подводят итог этапа урока: «Научились писать строчную букву м»

Предметные УУД: умение применять знания на практике

Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью

Регулятивные УУД: самоконтроль

Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки, устанавливать их причины

Регулятивные УУД: анализироватьнаписание буквы в соответствии с эталономРегулятивные УУД: нахождение правильно написанной буквы Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки

В) Физминутка

Организует проведение физминутки:«Ходят мышки по квартире, мышки кошку пригласили.Раз, два, три, четыре, пять – кошке мышек не поймать»

+ упражнения для глаз.

Выполняют движения

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

— Чему мы научились?

— Чтобы писать с ней слоги и слова

Подводят итог данного этапа урока

Познавательные УУД: умение ориентироваться в прописиПредметные УУД: учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу

2) Упражнения для пальцев с мячиком

— Для того, чтобы ваши пальцы стали ещё сильней, сделаем для них зарядку с мячиком — Назовите первый звук в слове «мячик» и дайте ему характеристику.

(СЛАЙД 12)

Показывает упражнения для пальцев с мячиком

Анализируют первый звук в слове «мячик»Звук [м’] – мягкий согласный звук. (Поднимают зелёные квадратики)

Делают зарядку для пальцев с мячиками

Предметные УУД: понятия: элементы буквы

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

3) Письмо слов с буквой м

а) Загадывает загадку: «В мире нет её роднее, справедливей и добрее. Я скажу, друзья, вам прямо – лучше всех на свете…мама»(СЛАЙД 13)

Как догадались, что это мама? — Сколько раз встретился звук [м] в этом слове? Дайте его характеристику

б) Письмо слова «мама» — Составьте предложение с этим словом, проговаривая их в парах (Организует работу в парах)

— Чему учились на этом этапе урока?

Отгадывают загадку

Анализируют первый звук в слове«мама»Звук [м] – твёрдый согласный звук. (Поднимают синие квадратики)

Пишут слово

Составляют предложения, проговаривают их друг другу в парах.

Озвучивают лучшие предложения для класса Отгадывают загадку

Подводят итог данного этапа урока

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Предметные УУД: понятия: элементы буквы

Регулятивные УУД: выполнять последовательность необходимых операций при написании слова

Коммуникативные:владение диалоговой формой речи.

Предметные УУД: понятия: элементы буквы

Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слова в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины

Познавательные УУД: добывать новые знания,поиск информации

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

5. Закрепление

Чем печатная буква отличается от письменной?

Самостоятельно выполняют задание, проверяют его выполнение в парах

Печатная буква м

Отвечают на поставленный вопрос

Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки

6. Подведение итогов урока

— Назовите тему нашего урока.

— Чему учились?

— Справились ли с поставленной задачей?

Подводят итог урока

Те, кто считает, что справился, поднимает зелёный квадратик, кто затруднился – синий квадратик

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Личностные УУД: развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении

«Письмо заглавной и строчной буквы М, м» (1 класс)

Русский язык

1 класс « Начальная школа XXI века»

Тема урокаПисьмо заглавной и строчной буквы Мм

Цель: сформировать в памяти образ буквы М, м, научить её писать.

Задачи урока: формировать в памяти образ буквы Мм, учить ее писать; способствовать развитию умения соотносить модели со словами и писать имена людей с заглавной буквы; воспитывать положительное отношение к учению.

Принципы:  научность, доступность, наглядность, сознательность, творческая активность, систематичность и последовательность, максимальная опора на различные анализаторы.

Оборудование: звуковые карточки, элементы письменных букв М( м), слоги с буквой м.

Организация пространства: фронтальный опрос, работа в парах

Универсальные

учебные действия

I. Организацион-

ный момент Цель: организация деятельности обучающихся.

1 мин

Приветствие учащихся.

-Проверьте, все ли у вас готово к уроку, приведите в порядок своё рабочее место.

Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

Мы сюда пришли …учиться, не лениться, а …трудиться. Работаем старательно, слушаем …внимательно.

Организовывают рабочее место.

Цель: настроиться на урок.

Дети показывают фишки – настроение.

Заканчивают предложения.

Личностные: 

самоопределение;

II Актуализация знаний, формулирование темы урока, целеполагание Цель: способствовать умению обучающихся ставить цели и называть тему урока

Метод: проблемный

4 мин

С какими звуками познакомились на уроке чтения? Дайте характеристику этих звуков. Какой буквой обозначаются эти звуки?

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной…

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?..

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку…

— что объединяет все эти слова?

Произнесите первый звук слова МЕДВЕДЬ, подберите модель этого слова? Дайте характеристику звуку М.

Тоже самое делаем со словами МЫШЬ, Мяч

Послушайте стихотворение:

ЗАПУТАЛИСЬ

– Смотрите – буква!.. Вот те на!

Не в книжке – на дорожке!

Как называется она,

Похожая на рожки? –

Ученый пес, бык и коза

Таращат на нее глаза…

Коза прикинула в уме,

Сказала:

– Это буква «ме»!

Бык возразил:

– Не «ме», а «му»,

Я лучше знаю, что к чему!

А пес воскликнул:

– Полно вам,

Не спорьте, это буква «ам»!

– Нет, «му»!

– Нет, «ме»!

– Нет, «ам!» Ам! Ам!.. –

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву… (М).

А. Шибаев

–Сформулируйте тему сегодняшнего урока. 

– определите цель нашего урока. Это сделать вам поможет наша пропись. Откройте её на странице 3, посмотрите внимательно на каждую строчку и скажите, чему мы должны научиться на уроке?

Отвечают на вопросы:

-М, мь.

— согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.

— обозначаются на письме буквой М.

Дети отгадывают загадки, затем на веере букв показывают услышанные звуки мягких согласных.

— все начинаются на М.

Согл, зв., мягкий.

Цель: сформировать учебную задачу

(знакомство с новой буквой)

Буква М.

Формулируют цель урока:

научиться писать букву М,

Писать прописную и строчную букву… (М.)

Писать буквосочетания и слова… (с буквой М.)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Открытие нового знания.

Цель: учить писать заглавную букву М.

Метод: наглядный, практический

11 мин

Цель: развивать умения соотносить модели со словами и писать имена людей с большой буквы

Метод: словесный, практический

Цель: снять усталость

Цель: учить писать строчную букву «м».

IV. Применение знаний. Цель: развивать умение писать слова.

17 мин

Цель: подвести итог.

V. Рефлексия деятельности

1 мин

1. Работа с образцом заглавной буквы М.

Какой может быть буква М?

На что похожа буква М?

Чем отличается печатная буква М от письменной?

– Рассмотрите образец заглавной буквы М.

— Из скольки элементов она состоит?

Палочка и палочка, между ними галочка.

И понятно сразу всем, получилась буква М.

Возьмите на партах карточку и обведите элементы из которых состоит буква М.

Расскажите о направлении движения руки при написании буквы М.

Начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать от той же точки, что и первый элемент. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины широкой вспомогательной строки. Пишем третий элемент – длинную палочку с закруглением вправо.)

– Запишите букву в воздухе.

Прежде чем начать писать, давайте подготовим нашу руку к письму.

Пальчиковая гимнастика.

мы ладошкой потрясем, каждый пальчик разомнем.

1,2,3,4,5 мы начнем опять писать.

Чтоб красиво написать, надо пальчики размять.

1,2,3,4,5 за письмо получим 5.

– итак, приступим. Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1–5-й строчках. Тетрадь с наклоном я положу, ручку правильно держу.

Не забываем про критерии письма: строка, наклон, аккуратность, правильность и размер букв. Спинки держим прямо.

— оцените себя по критериям письма. Обведите в кружок ту букву, которая у вас получилась красивее и правильнее всех.

Физкульминутка.

Под осенние напевы, повернемся вправо, влево

Руки вверх, руки вниз, вверх и снова наклонись.

Топни левою ногой, вправо шаг, на месте стой.

Топни левою ногой.

Повернись на право к другу, правую дай руку другу.

2. Работа с моделями и словами.

— для каких слов необходима заглавная буква М?

– Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. Что вам помогло узнать имена ребят? Запишите имена.

– Что общего во всех словах?

– Это имена полные или краткие? Назовите полные имена детей.

Подчеркните синим карандашом самое красивое имя, которое у вас получилось.

3. Работа с образцом строчной буквы м.

– Рассмотрите образец строчной буквы м. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? (Строчная буква м отличается от заглавной только размером.)

– Расскажите о направлении движения руки при написании буквы м.

(Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии, затем ведем вверх, отклоняя черту вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. От той точки, где закончили писать первый элемент, начинаем писать второй – палочку с закруглением внизу. Сначала ведем вниз по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок. Пишем третий элемент – короткую палочку с закруглением вправо.)

4. Самостоятельная работа на 1–3-й строчках.

Оцените друг друга в паре, обведите получившуюся, самую красивую букву.

5. Письмо слогов и слов с буквой м.

– Прочитайте слоги. Назовите первый звук в каждом слоге. Почему первая буква в слогах одинаковая, а звуки произносим разные? Запишите еще два раза эти слоги.

– Прочитайте и запишите слова. Подчеркните в словах слогиВ каком слове подчеркнули два слога? Назовите буквы, которые обозначают 2 звука.

– Как вы ласково называете свою маму?

– Чаще называйте маму ласково, ласковое слово сердце греет.

МАМА

Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «мама»!

— вспомните, какая была цель нашего урока? Мы достигли её?

– Какую букву научились писать? Какие звуки она обозначает?

— оцените свою работу на уроке. Поднимите смайлики вашего настроения и обоснуйте свой выбор.

Заглавной и строчной.

Наклоном.

Из трех. Наклонная линия вниз с закруглением влево, наклонная вниз, с закруглением внизу, и наклонная линия вниз с закругление вправо.

Выполняют задания на карточке.

— наблюдают за показом учителя, запоминают направление движения руки при написании буквы М.

— пишут букву в воздухе под счет.

Подготавливают руку к письму.

Пишут букву М.

— самооценка.

Цель: снять усталость

Дети вспоминают правило, затем по команде учителя вписывают букву м в слова.

После просмотра образца учителя, дети выполняют у себя в прописях.

Дети анализируя буквы, ведут поиск такой же комбинации букв, затем подчеркивают ее синим карандашом.

Цель: соотнести модели со словами.

(Маша, Миша, Митя, Мила.)

(Имена начинаются с буквы М. Имена пишутся с большой буквы.)

Цель: научиться писать строчную «м».

После выполнения этого задания, идет взаимопроверка в паре.

У доски работает один ученик, остальные дети у себя в прописях.

Цель: научиться писать слоги с буквой м.

(Мамочка, мамуленька, мамулечка.)

Цель: оценить свою деятельность на уроке.

Дети поднимают смайлики и ведется устная характеристика работы каждого ученика.

Регулятивные: 

контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом

Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные:

 синтез как составление

целого из частей.

Регулятивные: 

контроль, коррекция,

оценка;

Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и

условий действия.

Регулятивные:

 контроль, коррекция,

выделение и осознание

того, что уже освоено,

и что еще подлежит

усвоению;

Личностные:

 самоопределение.

Личностные: 

самоопределение

Регулятивные: 

контроль, коррекция,

выделение и осознание

того, что уже освоено,

и что еще подлежит

усвоению;

Личностные: 

самоопределение

Коммуникативные: 

умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: 

рефлексия;

Урок русского языка на тему: «Письмо заглавной буквы М».

Разработала: учитель начальных классов МБОУ «Новоусманская СОШ №3»

Воронина Валентина Валентиновна

 

Тема: Письмо заглавной буквы М.

 

Цель: сформировать в памяти образ буквы М, научить её писать; способствовать развитию умения соотносить модели со словами и писать имена людей с большой буквы; воспитывать положительное отношение к учению.

Задачи:

·         научиться писать заглавную букву М, соединения и слова с буквой М;

·         находить букву в словах;

·         отличать печатную и прописную букву М;

·         правильно произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.

 

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку (наличие на столе, учебника, прописи).

 

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Проверили? Садитесь,

С усердием трудитесь!

 

– Я верю в вас и знаю – у вас все получится!

 

2. Постановка учебной задачи. Игра «Доскажи словечко».

 

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной…(медведь)

 

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?..(мышка)

 

– Что объединяет эти слова?

— Какая первая буква в этих словах?

 

Задание 1.

Работа с образцом строчной буквы м (урок 28)

— Прочитайте слова на доске.

Выявить необходимость правописания заглавной буквы. (Имена, фамилии, клички, речки, города – все с заглавной буквы пишутся всегда!

(Миша, коза Милка, планета Марс, улица Минская, Михайлов)

 

— Есть ли в нашем классе имена и фамилии на букву М?

 

– Сегодня на уроке мы познакомимся с заглавной буквой «М».

 

3. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

 

Работа в тетрадях.

– Рассмотрите образец заглавной буквы М.

 

Задание 3

– Из каких элементов состоит буква М?

— Сравните печатный вариант буквы и письменный.

— Какие элементы общие, а какие отличаются? 

 

Задание 4

— Буква М состоит из трёх элементов под счёт (раз – и – два — и)

— Напишем букву «в воздухе».

— Самостоятельно обведите 2 строчки.

 

Задание 5

Пропиши 1 и 2 строки.

 

— Прочитай слова.

– Как одним словом можно назвать?

– На какие группы можно разделить?

— Напиши имена.

— Назовите столицу России. (Москва)

— На какую букву начинается это слово? (Начинается на букву «М»)

 

(Рассказ учителя о Москве.)

 

Задание 6.

Вывод: Предложение всегда пишется с заглавной буквы.

 

— Запишите предложения и выделите орфограммы.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление знаний и способов действий.

Задание 7.

Письмо слогов и слов буквой М.

Словарный диктант.

мыло, Москва

6. Рефлексия.

– Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

– Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке? (Научиться писать букву М, м)

– По какому критерию будем оценивать письмо в тетради?

(«Светофор»)

– О чем вы расскажете дома?

– Урок окончен.


 

«Знакомство с буквой М (м)». – Документ 1 – УчМет

Поделитесь улыбкой своей и глазками пожелайте друг другу удачи. А я верю в вас и знаю что у вас все получится.

Что нам нужно для урока чтения? А чему мы будем на уроке чтения учимся? (знакомиться с новыми буквами, делать звуковой анализ слов,)

-На какие две группы делятся все буквы( гласные и согласные)

— Какие бывают буквы? (Буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)

-А сколько всего гласных букв? 10

-А звуков? –6

-А почему букв 10, а звуков всего 6? ( т.к. гласные буквы

Я, Ю, Е, образуют другие звуки)

-На какие две группы мы делим гласные?

Откройте учебник стр.62, исследуйте пожалуйста страничку.

Что нового вы узнаете на уроке?

(познакомиться с буквой м)

С чего мы начинаем знакомство?

Составим план работы

1.Проводим звуковой анализ

2.Выделяем звук

3.Записываем его буквой

4.Читаем слоги, слова, предложения

5.Учимся писать буквуМ,м

Приготовьте свои цветные фишки.

  1. Звуковой анализ каких слов нам предлагают провести?

— Сколько звуков в слове Маша?

– Выделите интонационно 1-й звук

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)

— Замените фишку на букву М

Палочка и палочка,

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква ……(м)

–На что похожа буква М?

Взявшись за руки мы встали

И на М похожи стали.

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

А сейчас немного отдохните и поближе познакомтесь с нашей буквой м (клип)

Физминутка

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,

Вот так, вот так, головой своей крутили.

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали,

вот так, вот так, дружно дерево качали.

А потом на речку ходили, и из речки воду пили,

вот так, вот так, и из речки воду пили.

А потом они плясали, дружно ноги поднимали,

вот так, вот так, дружно ноги поднимали.

-Мы вот с Почемучкой подумали и решили поставить эту букву вот сюда. Вы с нами согласны? Какие это буквы? (гласные) Правильно мы сделали?

Докажите, а то я не пойму ничего.

Согл – т.к. при произношении встречаются преграды.

Давайте еще раз произнесем .

Слышится голос и шум. приложите ладошку к горлышку.

Какой вывод: горлышко дрожит, слышим голос и шум. Значит звук М – звонкий, когда будем делать звуко-буквенный анализ на звук М поставим звоночек.

— А почему под буквой два квадратика: синий и зелёный?

  1. Чтение слогов. Работа по учебнику.

Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».

– Какую букву нашёл ёжик?

Прибежал веселый А, прочитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.

Чтение слогов в паре. Вспомним правила работы в паре

ма – мо – мя – мы – ми

му – мё – мю – мэ – ме

I строчка- чтение слогов;

II строчка -чтение слогов

III строчка- прочитать слоги, в которых звук [м]-твердый, [м?] — мягкий.

Составление слов

– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.

-А вот какое шутливое стихотворение написал для вас Георгий Виер

(читают дети)

— Какие буквы знает бык? А кот?

Вот какими учеными оказались наши друзья кот и бык.

2. Работа в тетради «Я учусь читать и писать»

— А теперь найдите фрагменты с буквой М, раскрасьте и увидите, во что любят играть Маша и Миша

-Давайте вернемся к нашему плану

Мы провели звуковой анализ?

Выделили звук?

Записали буквой.

-Какой пункт плана остался не выполнен?

(4.Научиться писать заглавную и строчную букву М,м).

Откройте пропись с 4

Сравните печатные и письменные варианты.

Из скольких элементов она состоит?

В каких случаях пишется заглавная буква?

(Буква М состоит из 3 элементов. Начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз не доводя нижней рабочей строки делаем закругление влево.

Второй элемент начинаем писать от той же точки, что и первый элемент. Ведем вниз , не доводя до нижней линии р строки делаем закругление вправо.)

Пропишем в воздухе.

Организация класса.

Дети говорят чему бы они хотели научиться

Принимают

учебную задачу.

Определяют тему урока, план действий :

определяют для себя цель на данный урок, что бы они хотели узнать нового и чему хотели бы научиться.

(Сегодня я познакомлюсь с новой буквой. Научусь читать слоги, слова с этой буквой, тренироваться в составлении звуковой модели слова, научимся писать букву М… )

Составляют алгоритм знакомства с буквой.

1 ученик от 1 ряда работает у доски. Он характеризует каждый звук слов, производит заливку «звуковых домиков» нужным цветом ( первый ряд – это же задание выполняет в паре , работая с фишками)

2-й ученик выкладывает модель слова Миша из кубиков, после чего характеризует каждый звук (с ним работает 2 ряд)

— определяют, что звуки разные, но обозначаются одной буквой

Просмотр клипа о букве «М»

Ответ детей: «Буква М обозначает два звука: твёрдый согласный и мягкий согласный».

Знакомятся с условными обозначениями ленты букв.

Высказывают предположения.

В результате практических действий приходят к выводу, что колокольчик – знак звонких согласных

движения по тексту

(рисуют в воздухе М)

Урок  русского языка (обучению грамоте) 1 класс. ГУО «Средняя школа № 3 г. Смолевичи»

Государственное учреждение образования

 « Средняя школа № 3 г. Смолевичи»

Урок  русского языка (обучению грамоте)

 в 1 «А» классе

 «Написание строчной буквы м»

Учителя начальных классов

ГУО « Средняя школа № 3

г. Смолевичи»

Ветченко Татьяны Михайловны

Г. Смолевичи, 2020

Тема: Написание строчной буквы м.

Цель: освоение алгоритма написания строчной  м, слов и слогов с данной буквой, упражнять в написании ранее изученных букв, способов их соединения в слогах и в словах;  способствовать развитию моторики, фонематического слуха, воспитанию аккуратности, формированию умения работать самостоятельно.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: прописи, цветные карандаши , письменные и печатные буквы Мм, картинка с изображением матрешки.

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проверяю готовность к уроку детей.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Все на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Мы за парты тихо сели

И на доску поглядели.

II. Постановка учебной задачи

Цель.

Подведение детей к формулированию темы урока.

Составление плана работы.

– Продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы.

Игра «Угадай-ка»

 Я буду произносить звуки беззвучно, а вы по артикуляции – движению губ – отгадываете и произносите эти звуки вслух хором ([а], [о], [е],[и], [э]).

Ученики по очереди пишут на доске буквы, обозначающие эти звуки.

– Послушайте стихотворение и скажите, какую букву мы будем учиться писать.

Хорошо известно всем:

Где метро – там буква М.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали

– Правильно. Букву Мм

  — Сформулируйте тему урока. Какие задачи вы  поставите перед собой?               

III. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

– На уроке обучения чтению вы познакомились с буквой М. Что вы про нее узнали?

– Послушайте стихотворения и скажите, на что похожа буква М.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М!

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем.

Графический анализ буквы

Из каких элементов состоит буква м? ( Из короткой наклонной линии с закруглением внизу и двух коротких прямых линий с закруглениями внизу).

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель. Ознакомить обучающихся с алгоритмом написания буквы М.

Сравнивают написание печатной письменной буквы М,  заглавной и строчной буквы М.

Повторение правил посадки при письме и правил письма.

Упражнение «Пазлы»

Учитель показывает написание буквы м на доске.

Пальчиком напишите эту букву на ладошке, теперь возьмите ручки и под счет напишите букву в воздухе. Обведите ручкой образец в тетради.

 Рассмотрите буквы на второй строчке. Как вы будете писать?

– Пропишите букву по контурным линиям обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.

– Напишите букву м.

Учитель: Проверьте написание букв у себя. Оцените себя.

Физ. минутка для пальчиков:

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять 

Мы начнём опять писать.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания, полученные на уроке, научиться читать слова с м и писать букву М.

Организует работу с прописью, а также индивидуальную работу с детьми.

– Напишите слоги-слияния ма, му, мо, ми, мы. Как будете соединять буквы в слогах?

– Напишите слова ам, ум, ом. Как будете соединять буквы в словах?

– Чем отличаются эти слова? На каком слоге стоит ударение?

Гимнастика для глаз

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель —самоконтроль усвоения знаний.

Самостоятельное письмо с проговариванием слова Эмма, мама по слогам (самодиктовка вполголоса)

Самопроверка: чтение слова, постановка ударения, подчеркивание безударной гласной, «опасного » места, сравнения с образцом.

VII. Закрепление изученного материала

Игра «Кто больше?»

Назовите цветы, в названии которых есть звук [м]. (Мак, ромашка, маргаритка).

Перечислите игрушки, в названиях которых есть звук [м].(Машина, матрешка, мышка, медвежонок).

Назовите продукты питания, в названии которых есть звук [м]. (мясо, мука, масло, маргарин, молоко).

VIII. Рефлексия

Цель.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

– Какую букву учились писать на уроке?

– Буква М довольна вашей работой. А вы?

– Что получилось? Над чем надо еще поработать? Из каких элементов состоит буква М?

— Какую букву научились писать?

— Хорошо ли вы работали на уроке? довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу на уроке.

Краткосрочный план по уроку «Звуки/м/,/м’/. Буквы Мм.» | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Краткосрочный план по уроку «Звуки/м/,/м’/. Буквы Мм.»