Исходники. Начнем как всегда с истоков. Почему… | by Olga Shumilova
Начнем как всегда с истоков. Почему вообще у клиента возникает желание получить исходники?
Есть множество фотографов, которые с часовой съемки отдают 3–5 фотографий и все довольны. Фотографии идеальны, самый сок! То есть дело не в количестве.
Я бы выделила следующие причины:
- Самая частая причина вожделения исходников — самая простая — клиент сам себе на фотографиях не понравился и хочется посмотреть дубли и найти ту фотографию, где поворот головы будет чуть-чуть в другую сторону, например. Когда вас просят об исходниках, то не имеют ввиду запоротые кадры — хотят тоже самое только по-другому.
- Raw-файлы чаще всего просят те, кому не понравилась обработка. То есть причин скидывать все исходники нет. Лучший выход — уточнить, что конкретно в обработке не понравилось (возможно у человека неоткалиброванный монитор) и поправить это, если это возможно. Не спешите заявлять “что вы хотите, обработка как в портфолио” — возможно вы не заметили какого-то рефлекса на коже или на платье, огрехи макияжа и, поправив это, вам удастся выйти сухим из воды.
- Если речь идет о событийной съемке, то важно, чтобы на фото были отражены все основные этапы мероприятия. Клиент может просить исходники, если не увидел в готовом материале что-то, что увидеть хотел. Вот он помнит, что дедушка плакал и все его успокаивали, а на фотографиях этого нет. Он думает, что фотограф счел эти фотографии неважными или неудачными и не включил в готовую подборку. Только фишка в том, что скорее всего фотограф или просто провафлил этот момент, или снял настолько несмотрибельно, что писец, потому что в любом другом случае фотографии плачущего дедушки были бы отданы.
Важно понимать, что клиент, который просит исходники — это уже нелояльно настроенный к вам человек. Он недоволен — в большей или в меньшей степени и это недовольство может найти выход очень невыгодный для вас. Хорошо, если это будет просто гневное сообщение вам в личку — вы сможете с этим поработать, сгладить углы, куда хуже — огласка. В этом случае оправдываться придется перед всей прогрессивной общественностью. И тут исходники вам могут сыграть плохую службу. Особенно те, в которых ничего хорошего для себя клиент не нашел. Особенно платные. Если избранные фотографии в ретуши наделали шума, то представьте, что будет с исходниками?
Была недавно история с одним фотографом, которую обсуждал весь ВК, но такая история не нова. Клиент получает исходники и расклеивает ими всевозможные сайты и соцсети — вот мол посмотрите, чего он мне наснимал. И ведь ничего не скажешь ведь фото и правда — говно, но не потому что фотограф говняный, а потому что отдал то, что отдавать нельзя и недовольный клиент будет этим спекулировать. В той вышеупомянутой истории повезло, что фотограф был достаточно известным и у него нашлось много защитников и сторонников и девушку вывели на чистую воду.
Что со всем этим делать?
- Брак удаляем сразу на этапе отбора. Никто и никогда не должен увидеть фотографию, где вы случайно нажали на спуск затвора в тот момент, когда убирали камеру в рюкзак. Весь технический брак, откровенно кривые морды, которые не понравятся никому — все это в топку.
- Переименовываем файлы. Фотографии, которые увидит клиент, должны быть пронумерованы последовательно от 001, 002 до… Никаких gdgfhd1002, gdgfhd1098 — видя такую нумерацию у человека создается ощущение, что потеряна почти сотня чего-то стоящего. Он не знает, что там вы искали экспопару и не должен об этом узнать.
- Все общение с клиентом ведем в письменном виде и исключительно вежливо. Никаких звонков и голосовых сообщений — только текст. В случае чего сможете выложить скрины сообщений.
- В случае, если вас просят об исходниках, копайте глубже — спросите, что конкретно не понравилось, что хочет найти в сыром материале. Во-первых это ваша обратная связь (свои минусы вы знать обязаны, чтобы с ними работать в дальнейшем), во-вторых есть шанс, что возможно удастся отделаться малой кровью — найти то, что не нашел на снимках клиент и, обработав, отдать недостающие фотографии.
- Не бегите и не открещивайтесь от недовольного клиента. Проявите участие, заботу, неравнодушие.
Представьте, что вы получили с алиэкспреса вещь, которая понравилась вам на картинке, но в оригинале оказалась фуфлом (частая ситуация). Ладно еще, когда стоило это три копейки — выкинул и забыл, но когда цена была для вас велика или вещь, которую вы ждали очень важна? Что вы почувствуете, если продавец пошлет вас или исчезнет, когда вы захотите обратиться с претензией? В случае с фото тоже самое. К вам пришли на красивую картинку, влекомые иллюзией получить нечто подобное, а получают разочарование. В хороших ресторанах не просто так спрашивают о том, понравилось ли блюдо! Мнение гостя будет учтено, а недовольному вынесут комплимент от заведения.
- Проанализируйте ситуацию после того, как все закончится. Дайте сами себе оценку — почему это все с вами приключилось? “Просто попался неадекватный клиент” — неправильный ответ. Тут как в разводе — виноваты всегда оба и ваша задача на этапе анализа не унизить вторую сторону и доказать свою правоту, а разобраться, что ВЫ сделали не так.
Частая причина — не выявили потребности на начальном этапе, согласились работать не со своей ЦА, к вам по сарафану пришел человек в глаза не видевший ваше портфолио.
Вывод такой — не торопитесь крестить клиента неадекватным, если он попросил исходники, разберитесь в чем дело, посоветуйтесь как поступить с более опытными коллегами, а если выяснится, что все-таки перед вами неадекват и по другому никак, то отдайте человеку дубли, желательно проведите пакетную цветокоррекцию. Помните, что все, что вы передаете вашему бывшему клиенту легко может увидеть ваш будущий клиент.
Просить за исходники деньги я бы не советовала. Если это способ отмахнуться от клиента (типа не захочет платить и испариться), то выше я уже говорила о том, почему это плохая стратегия, если это расценивается вами как дополнительный заработок — зарабатывать лучше на позитивном исходе вашей работы (фотокнигах, подарочных сертификатах, скидках на следующую фотосессию), а не на негативе. Человек и так недоволен, вам важно действовать таким образом, чтобы оставить о себе хотя бы нейтральное впечатление. Предлагать платные исходники заранее еще до фотосессии тоже не лучшая стратегия — вы как бы говорите клиенту, что ему с большой долей вероятности фотографии не понравятся.
Клиент всегда прав! Берегите свою репутацию!
👉VK 👉Instagram 👉Сайт👉Телеграм-канал👉Чат
Мне жаль фотографов, которые отдают клиентам исходники фотографий (RAW’ы). Клиент может поступить недобросовестно | Блог увлечённого фотографа
В любом ремесле приходится плотно контактировать с клиентами: договариваться о дате съёмки, искать локацию, осуществлять трансферт и делать ещё массу прямых и опосредованных действий.
Промежуточным итогом будет получение исходников изображений в формате RAW. Они представляют собой большую ценность как материального, так и правового характера.
Некоторые клиенты полагают, что могут сами обрабатывать фотографии в графических редакторах. В таком случае они просят передать им исходный файл фотографии.
С таким вопросом клиенты часто обращаются к фотографуС таким вопросом клиенты часто обращаются к фотографу
🟣 Исходные фотографии в формате RAW передавать клиенту ни в коем случае нельзя.
Этому правилу есть весьма простые и разумные объяснения.
- Файл RAW достаточно большой. Перекачивать через Интернет исходник придётся очень долго. Более того, в России не так мало мест, где Интернет работает нестабильно. Например, в Краснодаре Интернет обрывается практически у всех провайдеров, либо не выдаёт заявленную скорость из-за чего загружать RAW’ы через сеть выглядит сомнительной идеей.
- Клиент не сможет открыть RAW-файл без специальных программ. Как правило, люди сильно преувеличивают свои возможности и способности проявить исходники до полноценной фотографии. Многие не могут даже банально открыть RAW, не то чтобы его адекватно проявить.
- Клиент может поступить недобросовестно и забрать у вас авторские права на фотографии. Последний пункт достаточно актуален, потому что с передачей исходников пропадает возможность определить авторство. В случае возникновения споров по вопросу кто автор требуется предъявить исходный файл.
Он обладает наибольшим доказательственным весом. Таким образом, если у клиента в руках окажется исходник, то он может заявить, что является истинным автором, а фотограф останется не удел.
Последний пункт не был бы мною написан, если бы положительная практика по определению авторских прав была бы всецело за фотографами. Но это далеко не так, поэтому исходники нужно беречь.
🟣 Что делать, если клиент настаивает на передаче исходников?
Некоторые заказчики особенно упрямы в своих требованиях. В таком случае я спокойно объясняю особенности формата RAW и пределы его применения. После этого я предлагаю сделать базовую проявку исходников до приемлемой экспозиции, а затем сохраняю полученные файлы в jpeg без сжатия.
При таком подходе качество не теряется, а возможности по дальнейшему редактированию фотографий остаются достаточно широкими. Клиенты, чаще всего, ретушировать фотографии не будут. Им хочется просто поиграться с пресетами. Нужно объяснить заказчику, что для использования пресетов jpeg’а со 100% качеством будет достаточно. После такой работы с возражениями упрямство пропадает.
Вот памятка как нужно поступать с исходниками. Только этот способ является однозначно правильным
🟣 Работайте в белую, чтобы к вашему мнению прислушивались и с вами считались
Я советую во избежание эксцессов зарегистрироваться в налоговой в качестве индивидуального предпринимателя. Так сложилось, что судебная система лояльнее относится к тем фотографам, которые работают в белую и платят налоги. Казалось бы, я сейчас пишу какую-то дичь. С правовой точки зрения это действительно так, но жизненный опыт показывает прямо противоположное. И если в результате окажется так, что у вас возникнет спор по правам, то ваш заказчик вряд ли окажется зарегистрированным фотографом и, следовательно, по косвенным признакам именно вас признают автором.
Почему я не отдаю исходники фотографий
На самом деле такой вопрос фотографу чаще всего возникает, когда есть непонимание самого слова ИСХОДНИК. Итак, давайте разбираться…
Формат RAW
Именно в этом формате снимают фотографы. Да-да, вовсе не в JPEG! Формат RAW в фотографии вполне себе можно сравнить с тестом из которого пекарь печет свои пироги, а может булочки, а может и вовсе круассаны. Если говорить кратко и понятно, то файлы RAW — это необработанные, «сырые» файлы, или «цифровые негативы». Когда фотограф приступает к обработке таких файлов, применяя свои навыки и талант (творческое видение снимка), то можно смело говорить о авторском дизайне и стиле фотографа.
Авторский дизайн и стиль фотографа
Собственно говоря, это именно то, на что Вы наверняка в первую очередь и обращаете внимание при выборе фотографа. Насколько яркие/тусклые его снимки, какие цвета на его снимках (приятные или ядовитые, реальные или фантастичные), какова детализация, что с экспозицией, контрастом и многие-многие другие аспекты.
Графические редакторы
Нельзя не отменить и тот момент, что в отличие от файлов JPEG файлы RAW нельзя открыть любой программой, для этого существуют специальные графические редакторы. Кроме того использовать Raw-файл напрямую для печати невозможно. Файл RAW подлежит конвертации в JPEG для передачи заказчику готового результата.
«Да я немножко умею обрабывать». Авторское право.
Авторское право на фотографии принадлежит фотографу. Покупая фотографии Вы приобретаете продукт труда фотографа, но никак не право на фотографии. Другая сторона медали — это обработанные Вами снимки, а под ними подписанное имя фотографа. В лучшем случае, Вы умеете обрабатывать и у Вас получилось хорошо, но эта история совсем не о авторстве фотографа и его стиле. И в худшем случае наспех обработанные Вами исходники начнут гулять по сети. ..
О доверии
Доверие фотографу — это в основном то, насколько Вы знакомы с ним, с его творчеством и с его вкусом. Если Вы своему фотографу доверяете, это значит, что Вы точно знаете, что фото, где Вы очень красивая, в выигрышной позе, с потрясающим взглядом никогда не окажутся в корзине, а будут красоваться в фоторамке или фотоальбоме. А в корзине окажутся снимки бракованные с технической точки зрения, неудачные (мимика, закрытые глаза и др.), повторяющиеся. Я очень тщательно отбираю снимки в RAWe, чтобы Вы были довольны результатом!)
Остались вопросы, пишите!
5 ошибок в обработке фотографий, которые делают новички и почему просить исходники фото
Я очень много снимаю.
Я очень плохо обрабатываю снятое.
При этом фотографии без обработки не существует. Это аксиома и даже тем, кто пытается ссылаться на фотографов прошлого, у которых не было Фотошопа, я могу уверено сказать: они тоже обрабатывали свои фоточки. Потому что проявка и купание фотобумаги в ванночке, когда ты можешь сделать контрастнее, кадрировать, недоэкспонировать или еще что-то сделать — это и есть обработка.
50% работы фотографа заключается в обработке снимка. А иногда даже 70%, потому что снимок может быть изначально говно, но грамотная обработка и кадрирование сделают из него шедевр.
Самый классический пример того, что раньше обработка также существовала и показатель того, насколько она важна — это легендарное фото Игоря Стравинского, сделанное Арнольдом Ньюманом.
Вот, как он все снял вначале:
Вот, что получилось после того, как автор подумал и отсек лишнее:
Собственно говоря сегодня, когда вы платите деньги фотографу, вы платите вот за это — авторское видение и, выбирая того, кто будет вас снимать вы выбираете именно то, как автор видит работу целиком, в финале. Поэтому просить у фотографа исходники — немного «дурной тон», таким образом вы отказываете ему в праве довести работу до конца и словно говорите ему, что он хорош только для технической функции — правильно подобрать свет, нажать на кнопочку. .. Ну, а дальше мы как-нибудь сами.
Нет. Если дальше вы «сами», то об этом нужно договариваться с самого начала. Поскольку иногда даже при съемке фотограф уже знает, как обработает тот или иной снимок и выстраивает работу исходя из этой задумки. А вы хотите ее разрушить.
Ровно поэтому тонировать, фотошопить, редактировать и разукрашивать фотографии, сделанные профессиональным фотографом без его на то разрешения — западло.
А вот уметь обрабатывать если вы считаете, что вы фотограф — очень, очень, очень важно и я, как самоучка, много лет подряд делала не то и не так пока не пришла к более-менее ровному и приличному результату, которым можно быть довольной.
Вот один и тот же снимок «сквозь годы».
Так я видела его в 2017м и 2018м годах:
Так я вижу его в 2019м:
Есть разница?
Она в том, что я перестала делать 5 очень распространенных ошибок новичка-фотошоппера.
1. Контраст. Всегда хочется сделать снимок контрастнее, сочнее. Но повышение контраста на самом деле только все портит. В 2017м году контраст задран, но сочности это не дает никакой. Сейчас контраст максимально уведен влево.
2. Экспозиция. Не надо бояться ее поднимать, если вы промахнулись при самой фотосъемке. Шумы можно сгладить разными путями, а, чаще всего, только вы их и видите. Не бойтесь осветлять.
3. Резкость. С ней, конечно, нужно быть очень осторожными, но она нужна. Это уже вкусовщина и многие со мной поспорят, но «мягкие» снимки чаще всего выглядят хуже «резких».
5. Тени и ползунок Blacks — естественное желание новичка придать снимку фактурности, уведя и тени и черные влево. Это проваливает части изображения и, по факту, никакой фактуры не дает. Сделав тени ярче получаем более естественный кадр.
Ну и баланс белого нужно не только мерять пипеткой, но и подбирать руками на глаз. Машина в области чувств и ощущений все еще уступает человеку.
А, ну и снимать нужно только и исключительно в RAW — чтобы даже 3 года спустя крутить-вертеть любой снимок как душе угодно.
Почему модели просят исходники фотографий у фотографа?
Читаю и удивляюсь.
Во-первых, авторское право — это авторское право. Оно неотчуждаемое. Читайте законы, знатоки, блин.
Во-вторых, keepline, вы что, о копировании файлов никогда не слышали? Даже с плёнки можно копию сделать, а тут вообще пару раз мышкой щёлкнуть. Если файл кому-то передали, это не значит, что у себя удалили. А в файле, если что, модель и серийник камеры прописываются, модель объектива, все параметры съёмки. И можно ещё всякое вплоть до ФИО фотографа и его реквизитов. Да, это можно затереть — но если рядом поставить другой такой же файл, где всё это будет на месте, что помешает сравнить таймстамп создания и редактирования?
См. про копирование файлов. И про авторское право. Кто что реально может — всё прописывается в договоре. И против договора всякие «а то вдруг она станет топ моделью», «мой парень против публикации» и «я передумала» — бред, плевка не стоящий.
Не нужно путать исходник («сырой», необработанный файл) и файл с высоким разрешением. А обработанную, отретушированную фотографию — с фотографией, оптимизированной для публикации в соцсетях.
Типа, отретушированные, вылизанные фотографии для соцсетей не годятся, зато исходники с низким контрастом, невыправленным горизонтом, стрёмным цветом лица и всеми прыщами — самый смак. Ой ли?
А давайте проведём эксперимент. Я перешлю вам никоновские и кэноновские исходники — как раз с важных фотосессий, поэтому никаких джпегов, только RAW. А вы, Алира, заснимете на видео и опубликуете, чтоб мы все посмотрели, как вы берёте эти равы и именно их (потому что речь об исходниках!) публикуете в контактике и инстаграме. Без всякой обработки, без открываний и пересохранений в промежуточных программах.
Чушь.
Да неужели?
Бли-ин… А ведь за дилетантские ответы, в которых говорится чушь, тут деньги получают. Стыдоба…