Графический портрет – Графические портреты — заказать портрет карандашом с фото в Москве

Портрет — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»[Комм 1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности[1], в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии, видео), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет)[2].

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одеж

ru.wikipedia.org

Графический портрет и его особенности

Графический портрет и его особенности

Подробности
Категория: Интересно
Создано: 20.01.2017 15:36

Графический портрет занимает высокое положение в современном искусстве. Несмотря на относительную простоту техники, он позволяет создать наиболее живой образ человека. Чтобы нарисовать графический портрет, необходимо иметь определенные навыки. Вопреки распространенному мнению, у разных народов разработаны различные техники создания картин в таком стиле. Они раскрывают различные стороны человека, демонстрируют особенности его личности.

Особенности создания графического портрета

Многие начинающие художники пытаются создавать копии картин, написанных в графике, с целью развить свои навыки в создании портретов. Но такой подход ошибочен, т.к. копирование не даст понимания в геометрии человека. Чтобы создать качественный графический портрет, необходимо:

  • правильно построить голову;
  • научиться грамотно работать с плоскостями;
  • уметь делать правильные штрихи;
  • хорошо детализировать лицо;
  • научиться внедрять в картину полутона, затемнять отдельные участки, придавать цвету глубины.

Правильное построение изображаемого объекта – основа любой картины. Если же речь идёт о портрете, то здесь в центре внимания находится голова человека. Неважно, пытаетесь ли вы изобразить человека с фотографии или с натуры, необходимо определить положение головы относительно вертикали и горизонтали. Заранее ознакомьтесь с некоторыми анатомическими особенностями черепа. Без них правильно нарисовать голову у вас не получится. Узнать их можно из любого анатомического атласа. Плоскостями обозначают высоту носа, скулы, губы, глаза и брови. На этом этапе делаются лёгкие наметки геометрических особенностей лица. Все линии плавные и легкие, жестких черт нет.   

Как делать графическую штриховку?

Прежде чем приступить к штриховке лица, необходимо убрать все ненужные линии на лице. Связано это с тем, что как только вы начнёте прорабатывать тон, аккуратно стереть их не получится. Особых правил штриховки не существует, их стоит делать так, как удобно вам. Это определяется тем, как вы привыкли держать инструменты, а также рабочей рукой. Лучше всего начинать с тёмных областей рисунка и плавно переходить к светлым областям.

Интенсивную штриховку левши начинают с правого угла, а правши – с левого. Так придают рисунку полутона. Затем нужно приступить к осветлению некоторых областей портрета. После этого нужно снова затемнить части лица, чтобы придать ему реалистичность.

 

interesu.ru

Мастер-класс на тему: «Графический портретный рисунок»

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации МР Илишевский район

МБОУ СОШ №4 с.Верхнеяркеево

Мастер — класс на тему:

«Графический портретный рисунок»

(6 класс)

учителя изобразительного искусства

Саттарова Рустема Фаритовича

с. Верхнеяркеево.2016г.

Тема: «Графический портретный рисунок».

Цель:

Дать понятия, что такое графика, графический рисунок, портрет, пропорции головы;

      Формировать умение работать простым карандашом, изображать портрет человека, соблюдая правила построения;

      Воспитывать  художественный вкус, познавательный интерес к изобразительному искусству.

Формирование УУД:


      — предметные:   научиться изображать  графический портретный рисунок  

      — метапредметные:  регулятивные – понимать и уметь объяснить, что  особенности графического рисунка дают  возможность выявить самое главное, характерное в портрете;

— познавательные – раскрывать  в себе способность видеть по новому, в обычном необычное, неожиданное.  Осваивать навыки работы графическими материалами;

— коммуникативные – проявлять активность в решении творческих задач;

       — личностные:  доброжелательность и  эмоционально-нравственная отзывчивость на прекрасное;

Оборудование: , компьютер, проектор, мультимедийная презентация, репродукции графических портретных рисунков, учебник, альбом, графические  материалы.

План  урока:

 1. Организационная часть.

2.  Актуализация.

3.  Изучение нового материала.

4.  Постановка творческой задачи.

5.  Выполнение творческой работы.

6.  Рефлексия.

7.  Итог урока.

8.  Домашнее задание.


Ход   урока.

1.   Организационная часть.

2.   Актуализация.


— Назовите жанры живописи? (пейзаж, натюрморт, портрет, исторический, батальный).

      Учащиеся вспоминают пропорции головы и лица человека, полученные на прошлом уроке – (на доске ученик рисует схему головы человека с учётом изученных пропорций,  располагая  глаза, нос, губы, уши, шею, причёску правильно).

3.   Изучение нового материала .


Портрет (фр. portrait,— «воспроизводить что-либо черта в черту — изображение или какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии).

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация

Портрет человека один из сложных и вместе с тем чрезвычайно интересных жанров искусства. Многие художники оставили нам портреты своих современников, образы людей, представляющих самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. Работы мастеров отличаются точностью социальных характеристик, тонкостью психологического анализа, глубоким раскрытием внутреннего мира и богатства чувств изображаемых людей. Обратите внимание на применяемые при этом авторами разные выразительные средства. Тщательно продуманы, поза, поворот головы, взгляд и жест человека, используются различные приемы письма и светотеневых контрастов, большое значение придается деталям костюма и интерьера

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.

Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Слайд 1


                                                  
Разновидности портрета

На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост.
На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль.

Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый.
Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).
Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д.
Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм,
сюрреализм
, кубизм, поп арт и т.д.

Существуют различные классификации портрета:

Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

Аллегорический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.

Военный портрет — разновидность парадного портрета — портрет в образе полководца.

Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.

Детский портрет

Донаторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).
Донатор (от лат. donator — даритель) — заказчик, организатор и покровитель строительства католического храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.


На фото — Пьеро делла Франческа «Алтарь Монтефельтро». Справа, на коленях донатор — герцог Монтефельтро.

Жанровый портрет — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Женский портрет

Индивидуальный портрет — портрет, включающий одного персонажа.

Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Исторический портрет — портрет какого-либо исторического деятеля.

Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

Карикатура — (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — сатирический или юмористический портрет.

Колоссальный портрет — портрет огромных размеров (как правило в скульптуре).

Конный портрет — разновидность парадного портрета.

Костюмированный портрет — портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в образе».

Коронационный портрет — торжественное изображение монарха в день вступления на престол, в коронационных регалиях, обычно в полный рост.

Ктиторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине.
Ктитор (от греч. κτήτωρ — собственник, основатель, создатель) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.

На фото — Ктитор Радивой с семьёй и митрополит Калевит с макетом церкви (Кремиковский монастырь).

Малоформатный и миниатюрный портреты — портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография и т.п.
Миниатюрный портрет может быть камерным или парадным, иметь сюжетную основу или не иметь таковой. Как и на большом портрете, изображённое лицо может помещаться на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же основным закономерностям развития и тем же эстетическим канонам, что и весь портретный жанр в целом, но, отличается от него как по существу художественного решения, так и своей областью приложения — миниатюра всегда носит более интимный характер.

Мифологический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа.

Мужской портрет

Охотничий портрет

Парадный портрет, репрезентативный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца.
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

Парный портрет — два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно парные портреты изображают супругов.

Полупарадный портрет — разновидность парадного портрета, на котором портретируемый обычно изображен по пояс и с большим количеством аксессуаров.

Портрет-картина — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Портрет-прогулка — портрет гуляющего человека на фоне природы. Эта разновидность портрета возникла в Англии в XVIII веке и набрала популярность в эпоху сентиментализма.

Посмертный портрет, ретроспективный портрет — портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям или полностью сочинённый автором.

Семейный портрет

Советский портрет — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремленность.

Тронный портрет — разновидность парадного портрета — торжественное изображение монарха, сидящего на троне.

Шарж — сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4


Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Пропорции лица:

Преподаватель наглядно показывает пропорции лица на экране пректора


1. единицей измерения в пропорции головы является глаз. Глаз помещается семь раз по высоте лица и пять раз – по ширине.

2. лицо делиться пополам горизонтальной и вертикальной линиями. Горизонтальная линия проходит на уровне глаз, вертикальная – по линии середины лица.

3. по обе стороны от линии середины линии середины лица намечаются парные формы: глаза, уши, ноздри, уголки губ.

4. расстояние между глазами равно длине одного глаза, расстояние от линии глаза до кончика носа – длине одного с половиной глаза (зрачок должен быть на 1\3 прикрыт верхним веком, а около нижнего мы должны видеть хорошую окружность). Расстояние от носа до губ – длине половине глаза, ширина кончика носа должна быть равна длине одного глаза. Определяем характер брови. Как и глаз, она должна иметь трапециевидную форму с двумя изломами. Прорисовываем нос, помня о том, что он имеет форму прямоугольника. Затем прорисовываем спинку носа: в середине длинны носа – это самая широкая часть спинки носа.


Переходим к прорисовке губ. Более заметно прорисовываем среднюю линию рта, она может повторять линию верней губы, менее заметно прорисовываем верхнюю губу, а нижнюю губу прорисовываем только в середине нижней губы, не доводя линию до уголков рта. Сейчас мы определим место ушам и шее. Уши располагаются на уровне бровей и кончика носа. От мочек ушей проводим две вертикальные линии вниз – это наша шея. Прорисовываем подбородок. Теперь можно нарисовать прическу, которая тоже должна вписаться в какую – нибудь геометрическую форму. Особое внимание уделяем линиям в прическе. Поскольку мы рисуем прическу, необходимо прорисовать волосы и помнить, что линии – это рисунок на поверхности и в прическе не должно быть прямых линий. Они все должны быть изогнутыми, тогда рисунок выглядит живым.


Части лица не только должны «стать на свои места», но и быть похожими по форме и размеру.

Физкультминутка

(Слайд 9 – пустой)

1. Встали дети, вышли из дома (из-за парты).

2. Закрыли дом – (руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот).

3. Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).

4. Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).

5. Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).

6. Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).

7. Улыбнулись друг другу.

– Молодцы, садимся!

Открывается слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13


      Учащиеся рассматривают репродукции рисунков художников, определяя:

* поворот головы, овал лица,

*расположение глаз, характерные черты лица – нос, рот, подбородок,

*как выполнена работа: линия, штрих, пятно,

*какой материал использовал автор в работе.

 4. Постановка творческой задачи.

Слайд 14

      5.  Выполнение творческой работы.

      В ходе урока учитель направляет деятельность учащихся на самостоятельное выполнение задания: расположение листа (вертикально или горизонтально), расположение на бумаге изображения головы ( по середине листа), выполнение рисунка линией,  штрихом, пятном, каким художественным  материалом изобразить портрет ( простой карандаш или уголёк).


1. А теперь ребята, попробуйте самостоятельно схематично нарисовать на альбомном листе лицо человека, согласно таблице. (10 мин)

2. Затем, добавляя в рисунок характерные детали, определяем женское или мужское лицо (женские лица – подбородок уже, черты лица мягче, брови тоньше; мужское – широкие скулы, квадратный подбородок, широкие брови). (5 мин)

3. Теперь давайте добавим в рисунок лица, какие – нибудь эмоции  (преподаватель показывает наглядность с изображением радостных и грустных эмоций на лице человека). (5 мин)


4. Далее получившийся рисунок, нужно решить в тоне, добавляя, где нужно тени (на веках, под скулами, на верхнюю губу). (10 мин.)


 Этапы работы:


— грамотно

infourok.ru

Графический портрет — изо, презентации

Урок изобразительного искусства. Графический портрет.

Автор: учитель изобразительного искусства Яковлева Т.А.

Цель урока

Систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Приобщение школьников к художественной культуре .

Задачи :

  • Дать общие представления об особенностях портретного жанра в изобразительном искусстве, познакомить со средствами художественной выразительности, композиции в графическом портрете, учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер портретируемого.
  • Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.
  • Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внешнем и внутреннем обликах человека

« Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных Аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.»

Александр Пушкин

Портрет А. С. Пушкина Орест Кипренский 1827 год Холст, масло Государственная Третьяковская Галерея

Портрет это вид изобразительного искусства, посвящённый изображению определенного человека или группы людей.

Подгрудный портрет

Поколенный портрет

Портрет во весь рост

Поясной портрет

Анфас

Поворот на три четверти

Профиль

Фаюмский   портрет надгробный живописный портрет   в Древнем Египте (1–3 вв. н. э.). Получил название по месту первой крупной находки подобных произведений в погребениях на территории оазиса Фаюм на севере Египта.

Портреты средневековья

Портрет Петра I

Портрет княжны

Парадный портрет

Камерный портрет

Д.Левицкий.

Портрет неизвестной в голубом платье.

Портрет Екатерины II

Скульптурный  портрет . Статуя Вольтера

Портрет  А.С. Пушкина 

Древний Рим

  Древнеегипетский портрет

Древняя Греция

Неизвестный мастер.  Статуя Нофрет , IV династия

Т. н.  «Портрет Катона Старшего » , ок. 80 г. до н. э.

Кресил   . «Портрет Перикла » , ок. 430 г. до н. э.

Портрет Средневековья

Портрет XVII века

Портрет Возрождения

Неизвестный художник.  «Портрет Иоанна Доброго » , ок. 1349

Тициан«Мужчина в голубом (т. н. портрет  Людовико Ариосто » , 1512

Антонис ван Дейк. «Конный портрет Карла I » , 1635—1640

Портрет XIX века

Портрет XVIII века

2-я пол. XIX века

Натье.  «Портрет герцогини Орлеанской в образе Гебы » .

Иван Крамской. «Портрет И.И. Шишкина» , 1873

Энгр.  « Портрет мадемуазель Ривьер » , 1805

Портрет в XX веке

Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн в желтом свитере» , 1918

Графический портрет

Рисуем голову

1.Общий контур лица человека самый важный

2. Разметка основных частей лица человека

3.Глаза — главная часть портрета человека

4.Нарисуйте контуры бровей, рта и губ

5. Рисунок лица человека почти закончен

6. Портрет человека. Создание в рисунке теней

Домашнее задание

Выполнить краткосрочные этюды нескольких голов в живописи.

Спасибо за внимание!

kopilkaurokov.ru

Графический портрет — изо, уроки

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Старая Шентала муниципальный район Шенталинский Самарской области

Конспект

урока по изобразительному искусству в 6 классе

по теме: «Графический портрет»

Автор: Яковлева Тамара Александровна,

учитель 1 категории

Класс – 6

Уровень образовательной школы: базовый уровень общеобразовательного образования

Учебник: Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. 6 класс, учебник часть 1. Москва «Дрофа» 2013г.

Дата проведения — 23.01.2015г.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели:

— Систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

— Приобщение школьников к художественной культуре.

Задачи :

Обучающие: Дать общие представления об особенностях портретного жанра в изобразительном искусстве, познакомить со средствами художественной выразительности, композиции в графическом портрете, учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер портретируемого.

Развивающие: Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внешнем и внутреннем обликах человека.

Оборудование: учебный класс с персональным компьютером, информационный материал к уроку, образцы рисунков головы человека в разных ракурсах, репродукции картин художников.

Дидактический материал к учебному занятию: слайд-фильм «Особенности портрета», видеофрагмент «Жанр портрета».

Структура урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

1

Организационно-мотивационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность к уроку. Объясняет порядок работы на уроке.

Приветствуют учителя, слушают его разъяснения, знакомятся с порядком работы на уроке; настраиваются на предстоящую деятельность

1

2

Постановка цели, задач урока.

Вводная беседа.

ЭОР №1

Слайд 1,2

презентация

Проводит беседу в конспекте демонстрации слайдов.

Учащиеся воспринимают информацию, сообщаемую учителем;

отвечают на вопросы учителя, смотрят слайды.

6

3

Изучение нового материала

ЭОР №2

Слайд 3-11 презентация

Организует работу обучающихся по решению практической задачи, способствует формированию учебной проблемы обучающихся

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя

10

4

Актуализация знаний обучающихся

ЭОР №4

Слайд 12,13

презентация

Объясняет и анализирует условия по поиску решения задачи

Слушают учителя, фиксируют, показывают знания или умения при выполнении задания.

3

5

Применение новых знаний

ЭОР №3

презентация

Слайд 12,13

Организует работу по применению знаний на практике.

Выполняют практическую работу в технике графики.

17

6

Подведение итогов урока.

Подводит итоги урока через фронтальную беседу с применением выполненных работ. Комментирует и оценивает качество выполненной работы.

Рассматривают выполненные рисунки и оценивают их. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

2

7

Домашнее задание

Объясняет задание по учебнику стр. 132. Выполнить краткосрочные этюды нескольких голов в живописи.

Делают записи в дневнике.

1

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспеченный доступ к ЭОР

1

Портрет.

Лекция.

Информационный модуль

Интерактивная лекция, видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000015c-1000-4ddd-ecdf-2700469c9781/i03_05_01.swf

2.

Характер изображения портретов

Информационный модуль

Интерактивная лекция, слайдшоу

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000619-1000-4ddd-b73d-5c00474bd6ec/i01_19_01_01_p.swf

3.

Особенности портрета

Практический творческий модуль

тест

http://fcior.edu.ru/card/4077/vidy-portreta-prakticheskoe-zadanie.html

4.

Презента-

ция к уроку

Информационный материал

Презентация

Ход учебного занятия:

1.Организационный момент

Цели:

-настроить на восприятие визуальной информации;

-создать психологические условия для восприятия учащимися монолога учителя;

— настроить учащихся на работу в режиме общения и самостоятельной практической работы.

Компетенции:

— знать правила поведения на уроке, уметь готовиться к уроку.

Деятельность учителя: Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку.

Деятельность ученика: Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

2. Беседа по основному материалу урока.

Цель этапа: Сформировать представление о портретном жанре, его разновидностях, ознакомить с историей развития жанра

Знания: Знание теоретических сведений о портрете, знаменитых художниках портретистах, произведений выдающихся мастеров портретного жанра.

Умения: Уметь выявлять основные этапы развития портретного жанра, различать портреты, выполненные в разных видах изобразительного искусства.

Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы: Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя: Сообщение темы урока. Постановка цели, задач урока. Проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя в контексте демонстрации слайда № 1)

Деятельность учащихся: Смотрят демонстрационный материал. На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жанрами изобразительного искусства и обратимся к портрету. Какие бывают портреты, какие бывают лица?

Послушайте, как об этом написал поэт Александр Сергеевич Пушкин, увидев свой портрет, написанный Орестом Адамовичем Кипренским:

слайд №2

«Себя как в  зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит» —

Он так в стихах своих напишет…

Поэт, задумавшись стоит.

В парадном платье перед  нами

И  вдаль задумчиво глядит.

Устал работать  Он часами.

О многом поза говорит.

Поэт, без сомнения, походил на себя: то же вытянутое лицо, те же курчавые волосы и живые глаза, бакенбарды, обрамляющие чёткие и тонкие черты. Но откуда же подевались присущие ему озорство и ирония? Перед Пушкиным предстал величественный мудрец, немного усталый и печальный. Таким увидел поэта художник. Именно таким, через двести пятнадцать лет, представляем Пушкина и мы.

Учитель. Сегодня на уроке перед вами будет стоять довольно сложная задача: вы должны научиться отображать в портрете индивидуальные особенности, передавать характер и настроение портретируемого, решать одновременно композиционные задачи при рисовании портрета.

Вводная беседа

Учитель. Когда мы рассматриваем репродукции картин, то обязательно встречаемся с лицами далеких и незнакомых нам людей. Возможно, в своей реальной жизни вам не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться в окружающих, даже близких людей. Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково — глаза, нос, губы, и всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности!

Портрет это вид изобразительного искусства, посвящённый изображению определенного человека или группы людей. Какие задачи ставит художник, рисуя портрет? Это, во-первых, внешне индивидуально сходство отображение человека на холсте или бумаге, а во-вторых, представление окружающим характера, внутреннего мира изображаемого человека, Рисование лица человека в портрете – это самое сложное направление в изобразительном искусстве. Художник должен обнаружить главные акценты личности, подчеркнуть характерные признаки, эмоциональность человека и раскрыть душевный склад портретируемого. В зависимости от размера картины портрет может быть разных видов: подгрудный, поясной, поколенный и во весь рост (слайд№3). Поза изображаемого на портрете может быть следующей: анфас, поворот на три четверти в любую сторону, в профиль (слайд №4). Главным в портрете является лицо человека, над чем портретисты работают большую часть времени, стараясь как можно точнее передать сходство и характер. Цветовые оттенки головы, жест и мимика относящиеся к определённому персонажу, художник находит черты большей естественности в изображении лица, в то время как остальные детали портрета, будь одежда, фон считаются второстепенными.

В истории искусства жанр портрета не только никогда не угасал, но, напротив, процветал во все времена — в первую очередь потому, что находились заказчики. Через портрет художник передает свое время. И впоследствии, зритель воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам (фаюмский портрет). Фаюмский  портрет надгробный живописный портрет   в Древнем Египте (1–3 вв. н. э.). Получил название по месту первой крупной находки подобных произведений в погребениях на территории оазиса Фаюм на севере Египта. Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни (слайд № 5).

В Средние века стало особо важным утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность (слайд №6). В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портрета в 18 веке вместе с европейскими художниками, приглашёнными Петром Первым. Сначала на портретах, называвшихся тогда «парсунами» или «персонами», изображали самого царя и его приближённых.

Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой, романтическая личность. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных. Решительных. Именно таким предстаёт перед нами написанный кистью Кипренского гусарский полковник Е.В. Давыдов: ярко-красный парадный мундир, твёрдый взгляд, уверенная поза (слайд №7).

Портреты принято делить на парадные и камерные. Парадные портреты носят приподнятый, торжественный характер. В камерном портрете лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя (слайд №8)

Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре (слайд № 9). В разные времена были созданы портреты разных людей, и каждая эпоха внесла свои представления о современном человеке (слайд №10)

Художники создавали портреты живописными средствами и графическими. Созданный графическими средствами портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете. Особенность рисунка в том, что он передает нам образ человека таким, каким тот предстает в непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику проявить особую чуткость в понимании человека. Условность и лаконичность графического языка дают возможность выявить самое главное, ярко характерное. Замечательные графические портретные образы созданы художниками разных времен. Они показывают нам неисчерпаемость выразительных возможностей графики (слайд № 11)

Для выполнения графического портрета художники используют различный графический материал: графитные карандаши разной твердости, сангину, уголь, пастель, цветные восковые мелки и другие материалы. Уголь, сангина, пастель позволяют показать мягкие переходы светотени на лице. Графитный карандаш удобен при построении гипсовых слепков головы. Средства художественной выразительности в графике вам хорошо известны, это линия, штрих, пятно. Используя эти средства можно добиться сходства с оригиналом.

Проводится опрос на основе знаний о портрете.

1. Как называется портрет, когда художник изображает самого себя?

2. Как называют человека, позирующего для портрета?

3. При помощи, каких выразительных средств можно создать графический портрет?

4.Актуализация знаний.

Цель этапа: учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение человека.

Знания: Пропорций головы человека,

Умения: Уметь компоновать на листе бумаги рисунок головы человека, использовать графические средства художественной выразительности.

Методы: фронтальный, словесно- иллюстративный.

Деятельность учителя: Объяснение последовательности изображения рисунка (портрета)

Сегодня мы выполним рисунок портрет с натуры (слайды 12,13)

а) Первоначально следует подумать о размещении рисунка на листе. Рисунок располагают почти посередине листа, немного выше центра. Рисунок головы в профиль или в три четверти надо разместить на бумаге не в самом центре. Если голова повернута вправо, то ее следует сдвинуть влево от центра картины, и наоборот. Освещенная часть должна отстоять от края бумаги дальше, чем теневая. Этим будет сохранено оптическое равновесие. б) Голову начинают рисовать с общего, а не с частного.

Вначале надо наметить обобщенную форму без деталей лица, взяв ее в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатыми, приплюснутыми или почти круглыми. Голова может напоминать форму яйца, шара, груши и т.д. Наметив пропорции общей формы головы, серединную линию и линию глазных впадин, надо отметить место положения более мелких форм: основание носа, линию рта, скуловые кости. Приступая к детальной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит, прежде всего, от правильно выраженных общих пропорций. Но внешнего сходства мало. У человека в течение дня меняется множество настроений и в связи с этим выражение лица. Важно в мимике, выражении глаз, в жестах увидеть проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроения и чувств, т.е. внутренний мир.

Огромное значение для характерного изображения человека имеют глаза и губы. В их выражении ключ к разгадке внутреннего содержания человека. Передать портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших друзей. Что характерно для них?

Короткий нос, ежик волос, челка, улыбка, прищур глаз, и т.п.

Помните об основных рекомендациях при работе над портретом.

Деятельность учащихся: Слушают учителя, отвечают на вопросы

Вопросы:

Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат подобрать?

В каких линиях выполнять предварительный рисунок, каким карандашом?

Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объем на портрете?

Перечислите основные пропорции лица человека?

5. Физкультминутка.

  1. Встали ребята, вышли из-за парты.

  2. Руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот.

  3. Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).

  4. Подняли обе руки вверх, затем опустили (4-5 раз).

  5. Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).

  6. Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).

  7. Улыбнулись друг другу. – Молодцы, садимся!

6. Практическая работа. (Звучит музыка.)

Цель этапа: Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.

Умения: находить гармонию и красоту во внешнем и внутреннем облике человека, передавать графическими средствами образ своих друзей.

Форма: индивидуальная, консультация товарища или учителя.

Деятельность учителя: организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся: выполняют практическую работу в графической технике (можно изобразить своего друга).

Задания: (тест) Модуль для закрепления знаний «Особенности портрета» .

Выполнить портретный рисунок с натуры в графической технике.

Материал: мелки, карандаши, пастель, уголь.

Не забывайте, что надо не просто срисовывать натуру, а думать о средствах выражения, о том, как передать характер человека, его особенные черты.

Вряд ли стоит резкими штрихами и контрастными тенями изображать человека мягкого и вдумчивого. Лучше использовать эти средства выражения для создания образа твердого и решительного человека.

7. Итог урока

Цель: Обобщение знаний по теме, обсуждение и оценивание детских рисунков.

Выставка рисунков. Проводит беседу по вопросам.

— Что нового узнали на уроке?

— Оцените свою работу на уроке.

Заключительное слово. В лучших ваших работах размещение изображения портрета выбрано композиционно верно, соблюдены правильные пропорции лица, светотенью подчеркнуты черты лица.

Хочется обратить ваше внимание на то, что большая часть детей рисует улыбающиеся лица, что выражает их позитивное отношение к миру.

Конечно, не все работы совершенны и заслуживают похвалы, но ведь это и понятно: вы же только учитесь постигать язык, приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только охотно желать этого.

— Вы довольны своими работами?

— Над чем еще нужно поработать в изображении портрета своего друга?

8. Домашняя работа

Деятельность учителя: Объясняет задание по учебнику стр. 132. Выполнить краткосрочные этюды нескольких голов в живописи.

Используемая литература и ИНТЕРНЕТ- ресурсы.

1.С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, и др. Учебник. Изобразительное искусство 5 класс, Москва «Дрофа» 2013г.

2. И.Г. Мосин. Рисование 2, Екатеринбург «У-ФАКТОРИЯ» 2000г.

3. http://www lookmi.ru

4. http://www ru.wikipedia.org

5. http://fcior.edu.ru/

6. http://school-collection.edu.ru

7.http://www palitra.co

8. http://www graphic.org.ru

Ресурсный материал к уроку

Рисуем голову

Рисунок 1

1.Общий контур лица человека самый важный

Важно точно сделать первый контур, контур лица. 
Не нажимая сильно на карандаш, повторите этот овал лица человека на вашем рисунке. 

Возможно, придется нарисовать его несколько раз, повторив еще раз этот шаг. Не жалейте бумаги, рисуйте, пока овал лица не будет правильной формы и симметричным. Если вы желаете нарисовать такой же портрет как на моем рисунке, наберитесь терпения и усердия.

2. Разметка основных частей лица человека

Ровно по центру нарисуйте горизонтальную линию, делящую портрет на две части, и чуть ниже еще одну параллельную линию. 
От центра нижней линии, нарисуйте перпендикулярную линию, и пометьте, где на лице будет расположен кончик носа. Рисуя эти линии, не нажимайте сильно на карандаш. Не забудьте нарисовать уши.

Рисунок 2

.Рисунок3

3.Глаза — главная часть портрета человека

Рисовать лицо человека поэтапно просто и увлекательно. Главное, точно сделать первые шаги. На этом этапе рисовать будет намного легче, но нужно быть предельно внимательным и аккуратным. 

Глаза на лице человека — это самая важная часть портрета. Поэтому давайте с них и начнем рисовать этот шаг портрета. 

Плавными, овальными линиями нарисуйте глаза, но предварительно поставьте метки (точки) для боковых, верхних и нижних границ каждого глаза. 
Нарисуйте зрачки, линию рта и начальные контуры волос.

4.Нарисуйте контуры бровей, рта и губ

Рисунок 4

Этот шаг будет самым сложным, зато после него портрет человека будет почти закончен. 

Вначале нарисуйте то, что легко рисовать. Нарисуйте брови и закончите рисовать контур волос. Теперь давайте нарисуем чуть сложнее элемент лица человека — губы. 

Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делится пополам. 
Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы. Начините рисовать нос с его кончика, в виде «галочки», а по краям две дуги. Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо. Аккуратно ластиком удалите с вашего рисунка лица человека лишние контурные линии и посмотрите, получился настоящий портрет человека.

5. Рисунок лица человека почти закончен

Рисунок 5

Если вы дошли до этого этапа и вполне довольны своим рисунком человека, то вы настоящий художник и видимо много чего еще можете красиво нарисовать. 

Начиная с этого шага, вы заслужили отдых, и поэтому сложного вам рисовать больше в портрете человека не придется.
Вам нужно будет лишь нарисовать брови, веки на глазах, волосы и более детально нарисовать уши. Добавить мягким простым карандашом в рисунок теней, сделать картинку лица объемной. 
Этого эффекта достичь можно только созданием теней и контрастов. 
На лице и волосах многие участки нужно оттенить более темным и густым светом. Такой эффект придаст лицу большую реалистичность и глубину. 

kopilkaurokov.ru

Урок по теме «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека», 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета.
  • систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задачи:

  • Обучающие: изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Оборудование: презентация, таблица пропорций головы, выставка портретов (подготовленная учащимися), текст стихотворения Н.Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”, музыка (“Гитарные мотивы”).

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя (слайд1, см. Приложение 1)

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно

– Кто, ребята, узнал эти строки? Правильно, это строки из стихотворения Заболоцкого “Портрет”.

Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.

II. Систематизация и закрепление знаний

Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С этой целью решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (слайд 2).

Вопросы к кроссворду.

  1. Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)
  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)
  3. То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)
  4. Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)
  5. Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)
  6. Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)
  7. Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя.

Так, что же такое портрет. Вспомните значение этого слова (слайд 3)

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

III. Проверка домашнего задания

(Слайд 4 – пустой)

Посмотрите на галерею портретов, которую вы приготовили (на доске открывается выставка репродукций портретов разных видов, приготовленная детьми)

Обратимся к ней. Какие портреты вы выбрали? Охарактеризуйте их.

Посмотрите еще раз на портреты нашей галереи.

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Работа с текстом стихотворения (текст у каждого на парте)

Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами?

Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека

IV. Введение в тему

Вступительное слово учителя: “Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности”.

V. Беседа по картинам

(слайд 5)

Перед вами картины М. Врубеля. Кто узнал и может назвать полотна великого художника, которые стали классикой в изображении добра и зла (“Демон” и “Царевна Лебедь”).

Какие средства выразительности использовал автор картин для передачи внутреннего мира героев? (композиционное и цветовое решение, ритмичность мазка художника и поза героя и т. д.)

Я обратилась к этим картинам, чтобы показать вам как человеческая природа побеждает и колдовские чары, и демонические силы. Вера в человека, в господство разума, дали художнику возможность передать неповторимость и яркость образов. Рисуя портреты этих героев, рисуя красоту внешнего облика, он оставляет их лица спокойными.

Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков –он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный материал для творчества мастера.

VI. Объяснение нового материала

Учитель. Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика.

Графический портрет стал отдельным видом искусства.

VII. Работа с текстом учебника

(стр.112-115)

Найдите в тексте ответы на вопросы.

  1. Почему портретный графический рисунок стал популярным? (Дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека)
  2. Какие особенности графики позволяют художнику выявить самое главное в индивидуальности человека? (Условность и лаконичность графического языка)

Рассмотрите репродукции на страницах учебника. Какими материалами работают в графике? (сангина, пастель, карандаш и уголь, а так же восковые мелки и тушь) Прочитайте из учебника, что является основными средствами выражения в графике? (линия и пятно, в том числе штриховое.)

Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры (слайд №6)

Какое состояние души передают данные портреты?

Что помогает художнику передать настроение?

Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица.

VIII. Физкультминутка

(Слайд 7 – пустой)

  1. Встали дети, вышли из дома (из-за парты).
  2. Закрыли дом – (руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот).
  3. Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).
  4. Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).
  5. Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).
  6. Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).
  7. Улыбнулись друг другу.

– Молодцы, садимся! Открывается слайд 8.

Посмотрите на следующий слайд. Он показывает нам лица детей. Они, как и ваши минуту назад, выражают различные эмоции.

Теперь найдите эти эмоции на схематической таблице (слайд№9)

А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!

IX. Актуализация знаний

Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д.. Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).

X. Практическая работа

(Звучит музыка.)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

  1. Контроль организации рабочего места.
  2. Контроль правильности выполнения приемов работы.
  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  4. Контроль объема и качества выполняемой работы.

XI. Итог урока

Проводится выставка работ учащихся. Особое внимание обращается на то, что большая часть детей рисует улыбающиеся лица, что выражает их позитивное отношение к миру.

– Сегодня на уроке мы познакомились с графическим портретом. Эпиграфом к уроку были строки из стихотворения Н.Заболоцкого.

Любите живопись, поэты! ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы переносить на полотно.

Потому что слово “живопись” – живо писать в портретном искусстве показала возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений и по праву может считаться “зеркалом” человеческой души. Одновременно, созданный графическими средствами портрет дает нам возможность передать характерные черты человека и его индивидуальность более быстрыми в исполнении средствами.

12.07.2010

urok.1sept.ru

Русская портретная графика

В русской портретной графике почти одновременно с Брюлловым выдвигается несколько первоклассных мастеров акварельного портрета, среди которых особое место занимает П. Ф. Соколов. Творчество Соколова немало содействовало тому, что акварельный портрет не только прочно утверждается в качестве совершенно самостоятельного жанра искусства, но и становится весьма распространенным предметом бытового обихода того времени.

Не знавший в этой области себе равных, Соколов достиг изумительного мастерства в использовании художественно-изобразительных средств «чистой» акварели для передачи портретного сходства модели, материальной убедительности и фактурного разнообразия ее аксессуаров.

Рядом с блестящими акварельными портретами П. Ф. Соколова карандашные портретные зарисовки В. А. Тропинина — явление гораздо более скромное, но принципиально не менее важное.

Рисунки Тропинина — будь то живописно эффектный женский портрет 20-х годов или же более поздний и непритязательный портрет А. В. Яковлева — обнаруживают стремление художника к созданию поэтического образа, полного внутренней простоты, лишенного каких-либо видимых черт исключительности. Вместе с карандашными портретами А. Г. Варнека и, отчасти, А. Г. Венецианова рисунки Тропинина являются в этом смысле новым завоеванием портретной графики.

Тропинин В. А. Портрет А. В. Яковлева.

По тому же пути развивался в этот период рисунок пейзажный. Воспроизводимые в альбоме работы М. И. Лебедева, М. Н. Воробьева и его сына С. М. Воробьева в общем намечают ту же линию эволюции от нарядной, построенной на эмоциональном восприятии цвета лебедевской акварели до почти граничащего с жанровой зарисовкой, хотя и не лишенного декоративной выразительности рисунка С. М. Воробьева.

Совершенно особое место в русской графике первой половины XIX века занимают рисунки А. А. Иванова. Художественное воспитание Иванова, как и многих других мастеров его времени, основывалось на прочной традиции академической школы рисунка. Все его творчество отмечено подлинным благоговением перед высокой эстетической ценностью графических искусств.

Меньше, чем кто-либо из его современников, художник занимался «срисовыванием» того, что находится перед его глазами. Рисунки Иванова — это всегда отмеченное печатью какой-то особой торжественности глубокое постижение природы, ее мудрого величия и красоты. Это в равной мере касается и его натурных штудий и сложных композиционных замыслов.

Воспроизводимое в альбоме изображение «Спящего Эндимиона» (начало 30-х годов), сделанное в качестве этюда к одной из картин и представляющее собой рисунок с античного рельефа, с достаточной наглядностью раскрывает творческий метод Иванова. Лист нимало не походит на обычную штудию скульптурного «оригинала». Его нельзя назвать копией. Высокое чувство гармонии и покоя, свойственное древнему памятнику, развивается художником в самостоятельную графическую тему. Безупречная ясность мягкой контурной линии, редкое по своей не назойливой убедительности пластическое решение формы — все эти качества рисунка рождены стремлением художника постичь тот глубоко жизненный идеал, который вдохновлял античного мастера.

Неизменное желание воплотить в своем творчестве высокую жизненную правду нашло замечательное выражение в серии его рисунков и акварелей жанрового и пейзажного характера. Порою в них выступает на первый план аналитическое дарование Иванова, острая наблюдательность тонкого психолога, иногда, наоборот, преобладающим становится огромная мощь философского обобщения.

Оба эти качества ивановского гения сливаются в нерасторжимое единство в его известном акварельном цикле «библейских эскизов».

В огромном количестве сцен, то призрачно-фантастических, то по-настоящему земных и реальных, Иванов с поразительной силой раскрывает свой гордый восторг перед силой человеческой воли и разума. Чрезвычайно разнообразно композиционное решение листов, в них нет и следа от предвзятых академических норм и условностей. В самой графической манере решительно побеждает принцип свободного динамического рисунка, идущего к пластической характеристике образа от общей экспрессивной композиционно-графической основы листа.

Тридцатые — сороковые годы XIX века — это как раз тот период, когда русский рисунок обретает совершенно самостоятельную роль среди прочих видов изобразительного творчества и, порою, начинает вести за собой живопись. Объективно эти свойства русской графики были уже в полной мере присущи «библейским эскизам» Иванова. Однако сам художник считал их лишь подготовительными работами для монументальных росписей.

informvest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2024 Es picture - Картинки
top