Богиня заря – Заря (мифология) — Википедия

Заря-Зарница — Небесная Богиня » Боги Славян

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Заря-Зарница, Худ.А.Шишкин

ЗАРЯ-ЗАРЕНИЦА (Марцана-Мерцана, Зимцерла) — нежная Небесная Богиня. Зарница — Управительница зари,  богиня рассвета, утренней зари, начала дня,   она же —  Богиня-Покровительница урожая — хорошего да обильного. Заряница  — богиня   рассвета, здоровья и очищения.

  • Под пироги гости выпили за Макошь, покровительницу наполненных кошельков, и за Марцану, богиню прибытка, за Похвиста и Стрибога, столь важных для путешественников. Александр Прозоров, Медный страж (Ведун-9).

РОДОСЛОВНАЯ:  Заря — дочь Богумира, Жена Хорса. От Хорса имеет детей — Радуницу и Денницу.   Говорят, что был у нее мужем и Догода.

СТИХИИ. Заря-Зареница относится к стихии  ВОЗДУХА  и  ОГНЯ.

ВНЕШНИЙ ВИД: Ясноликая да ясноокая молодая женщина,  спокойствием своим вселяющая в людей уверенность в  дне сегоднешнем и в дне завтрашнем.

Заря-Зарница,
Худ.Б.Ольшанский

СПОСОБНОСТИ: Зимцерла-Заряница умеет ладить с супругом своим, у которого настроение  очень уж изменчиво. Большую часть года она его так ласкает-привечает, что нам вроде и грех жаловаться.

ОБЕРЕЖНАЯ КУКЛА. Есть очень красивая кукла Зари-Заряницы.

БОГИНИ ЗАРИ У ДРУГИХ НАРОДОВ

У римлян (греков) — АВРОРА (ЭОС) (от латинского аура — предрассветный ветерок), мать Борея

У балтов богиня зари — АУСТА(Аушра)

В Индии — УШАС,

Худ.Джозефина Уолл

в Германии — ОСТАРА

  • Зимцерла — славенская богиня; она была то же, что и Аврора. М.Д.Чулков, Пересмешник, или славенские сказки

 

 

********

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Умывается Зимцерла утренней росой, и если девушки не ленятся, встают рано, росой умываются — будут такими красивыми, как она.

Марцана,
Худ.А.Гусельников

СФЕРА ВЛИЯНИЯ:  Сия Богиня особенно почиталась сельскими жителями, ибо Она способствует скорейшему созреванию обильных жатв и плодов, поэтому в Её честь совершали всенародные богослужения и просили Её о хорошем урожае. Мерцана, кроме того, является Богиней-Покровительницей влюбленности в ранней молодости. К Заре-Мерцане обращаются в основном молодые девушки, которые влюбляются в юношей на посиделках, на праздниках

МЕСТО ОБИТАНИЯ: В древние времена считали, что сия благостная Небесная Богиня-Управительница имеет свои прекрасные сияющие Чертоги на второй Земле от Ярилы-Солнца (в современной астрономической системе это планета Венера), поэтому и называли ее во всех Родах Великой Расы Землей Зари-Мерцаны.

ПОЧИТАНИЕ: В Капище Богини Мерцаны девушки приносили различные Дары, плетеные из бисера и янтаря украшения, вышитые рушники, прекрасные букеты из ярких полевых и лесных цветов, для чтобы узнать у Жриц Богини Мерцаны, какого суженого им даруют Небесные Боги.

Заря-Заряница, худ.В.Иванов

В ЛЕГЕНДАХ: Она выводит поутру солнце и его яркими, стреловидными лучами поражает мрак и туманы ночи; она же выводит его весною из-за темных облачных покровов зимы. Миф знает двух божественных сестер — Зарю Утреннюю (Денница, Утренница, Зарница) и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе они таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Заря принимает их, когда оно, совершив свой дневной путь по небосводу, скрывается на западе.

 

ПОКЛОНЕНИЕ: В г.Киеве до введения христианства был храм богини Зимцерлы.

В ЛИТЕРАТУРЕ: «В третий день моего путешествия, когда просыпалася Зимцерла, спускался я с превысокой горы и увидел недалеко не весьма узкое владение…

ЛИТЕРАТУРА. Внутри святилище выглядело весьма скромно — как, впрочем, большинство маленьких деревенских капищ. Три неизменных центральных идола — Сварога, Даждьбога и Велеса, — несколько второстепенных. В здешнем храме не оказалось Перуна и Похвиста, столь почитаемых в новгородском крае, не нашлось места для Макоши. Зато Триглава возвышалась почти рядом с главными богами, а Заря‑Заряница, к радости Пребраны, была даже в двух ипостасях — Утренняя и Вечерняя. Разумеется, никаких алтарей тут не имелось, и свои подарки путники положили прямо на землю: два венка из собранных по дороге полевых цветов, крынку с тушеной свининой да четырех связанных за лапы цыплят, взятых на хозяйском дворе.

— Помоги нам, Заря‑Заряница, — торопливо забормотала девушка, — помоги нам в исцелении, от ран кровавых в избавлении. Одари нас своею ласкою, избави от страданий и горестей.  А.Прозоров, Креститель (Ведун-6)

Дополнительная статья:

Заря-Заряница — кукла

(179)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

bogislavyan.ru

Заря-заряница — богиня зари у древних славян

 

Заря-заряница — картина художника Александра Угланова

 

Заря (Заря-заряница, Зорька, Денница, Утренница) — богиня зари в славянской мифологии. Название происходит о древнерусского слова «зьрѣти», означающее — «смотреть, видеть». Считается мифологической персонификацией особого светового явления, которое происходит при восходе и закате Солнца, а также планеты Венеры, которая появляется утром и вечером в виде яркой звезды.

 

Утром и вечером Солнце заходит за горизонт, от чего появляется особый световой эффект — небо на горизонте окрашивается в цвета от жёлтого до красного. Древние славяне связали это необычайно красивое явление с появлением богини перед восходом и после заката. «Заря-заряница — красна девица», по поверьям, встречает Солнце утром и провожает его в подземный мир вечером.

 

Также Заря-Заряница связывалась в представлениях древних славян не только с окрашенным в яркие цвета небом, но и звездой на небосклоне — планетой Венерой. Яркую звезду (Венеру) можно увидеть на небосклоне прямо перед появлением Солнца, а также вечером — после захода Солнца. Считалось, что это и есть та самая богиня, которую также называли «Солнцевой сестрицей». По мифологическим данным, утром Заря встречает Солнце, помогает ему запрячь коней или конную повозку, колесницу для передвижения по небосклону. Вечером Заря вновь появляется, чтобы помочь Солнцу распрячь коней и проводить его в подземный мир.

 

Богиня зари (утренней и вечерней) есть во многих древних мифологиях, что говорит о необычайной древности происхождения подобных поверий. Покровительница зари могла появиться ещё во времена индоевропейцев и даже праиндоевропейцев, как одна из основных богинь, управляющих этим миром.

 

В Древнем Риме аналогичную богиню звали Аврора. В римской мифологии Аврора является дочерью бога солнца Гелиоса и богини луны Селены. Является женой титана Астрея. От Авроры и Астрея произошли все звёзды, а также все ветры. Считается, что именно Аврора приносит дневной свет.

 

В Древней Греции богиней зари являлась Эос. Древнегреческая и древнеримская мифология очень схожи, в том числе и том, что касается богини Авроры-Эос. Древние греки верили, что Эос выходит ранним утром из океана и возносится в небо на колеснице, запряжённой прекрасным лошадьми.

 

Богиня зари в других мифологиях: в балтской — Аушра, в индоарийской — Ушас, в древнегерманской — Остара.

Сейчас также смотрят:

web-kapiche.ru

Забытые боги древних славян. Заря-Зареница

5 421

Заря-Зареница — упоминаемая в русских заговорах антропоморфная богиня утра. Представлялась в виде молодой девушки. Сестра Купальницы, Полудницы и Вечерки. Наиболее известный из заговоров на Заряницу против бессонницы.

Заря заряница, красная девица, возьми бессонницу, безугомонницу, а дай мне сон — угомон
Зарю почитали многие знахари и знахарки, не даром сами заговоры и лечение проводилось на утренней заре, с восходом первых лучей солнца, в них вкладывалась особая сила.

В заговорах, которые обыкновенно произносятся на восток — при восходе солнца, ее называют красною девицею: «Зоря-Зоряница, красная девица, полунощница» (т. е. рано пробуждающаяся, предшествующая дневному рассвету). Подобно богине-Солнцу, она восседает на золотом стуле, расстилает по небу свою нетленную розовую фату или ризу , и в заговорах доселе сохраняются обращенные к ней мольбы, чтоб она покрыла своею фатою от волшебных чар и враждебных покушений.


Как утренние солнечные лучи прогоняют нечистую силу мрака, ночи; так верили, что богиня Заря может прогнать всякое зло, и наделяли ее тем же победоносным оружием (огненными стрелами), с каким выступает на небо светило дня; вместе с этим ей приписывается и та творческая, плодородящая сила, какая разливается на природу восходящим солнцем. Крестьяне выставляют семена (хлеб, назначенный для посева) на три утренние зори, чтобы они дали хороший урожай . Согласно с наглядным, ежедневно повторяющимся указанием природы, миф знает двух божественных сестер — Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя принимает их, когда оно, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе. В Каринтии утреннюю зорю называют дъжница — слово, тождественное с именем звезды денницы или утренницы и родственное с древним названием солнца Дажьбогом (от dah — гореть).

В сербских песнях звезда Денница слывет сестрою Солнца, как у нас Зоря; в областных наречиях деннице дают название зарница (в малорос. зоря означает вообще звезду), а у литовцев она носит имя Auszrine (= прилагательное «утренняя», заставляющее предполагать при себе существительное «звезда») — одного происхождения с санскр. Ushas (зоря, бессмертная и блаженная дочь неба), греч. Т-kix; и латин. Aurora , от ush — гореть, светить, блистать . Итак, названия зари образовались от тех же корней, от которых произошли слова, означающие день и утро. Немцы говорят: der Morgen tagt (tagen) — рассветать: сравни санскр. ahan — день и ahana — заря.

В гимнах Вед и в мифических сказаниях греков Заря изображается то матерью, то сестрою, то супругою или возлюбленною Солнца. Матерью она представлялась потому, что всегда предшествует восходу солнца, выводит его вслед за собою и таким образом как бы рождает его каждое утро. По исследованиям Макса Мюллера, простое, естественное явление, что при восходе солнца заря гаснет, скрывается, — на метафорическом языке ариев превращалось в поэтическое сказание: прекрасная дева Заря бежит от восходящего Солнца и умирает от лучезарных объятий и жаркого дыхания этого пламенного любовника. Так юная Дафна убегает от влюбленного Аполлона и умирает в его объятиях, т. е. лучах, ибо в числе других уподоблений лучи солнечные назывались также золотыми руками. Тот же смысл заключается и в следующих метафорических выражениях: «солнце опрокинуло колесницу зори», «стыдливая зоря скрывает свое лице при виде обнаженного супруга — Солнца». Ярко сияющее солнце казалось обнаженным, в противоположность другой метафоре, которая о солнце, закрытом темными облаками, говорила, как о божестве, накинувшем на себя одежды (облачение, покрывало). Покинутое Утренней Зарею, одинокое Солнце совершало свое шествие по небу, напрасно отыскивая свою подругу, и только приближаясь к пределам своей дневной жизни, готовое погаснуть (= умереть) на западе, оно снова, на краткие мгновения, обретало Зарю, блиставшую дивной красотою в вечернем сумраке .

источник

taynikrus.ru

Богиня Заря-Зареница | Славянский Ведический Портал

Богиня Заря-Зареница

Богиня Заря

Богиня Заря-Зареница любит показываться в образе молодой девушки. Заря-Зареница – сестра Вечерки, Полудницы и Ночи-Купальницы. Заря-Зареница – Жена Бога Хорса. На Их свадьбу прилетели три всемогущие дочери Богини Лады: Богиня Жизни – золотоволосая, зеленокудрая Жива, черноволосая Марена и голубоглазая, белокурая Леля. Они поднесли в подарок  Заре-Заренице золотой платок, озаряющий по утрам поднебесье. Хорс получил в дар Чашу Бессмертия с живой водой.

Заря-Зареница оказывает помощь людям при бессоннице, убаюкивая их и насылая на них крепкий сон. Если люди просили у Богини Утренней Зари крепкого сна, то волхвы и маги обращались за ее помощью в утренние часы, когда в них входила особая сила. В утреннее время люди забывают обо всех своих ночных мыслях, страхах и волнениях. Все живое и вся нежить с нетерпением ожидают посвящения в таинство, название которого — «рождение нового дня».

Все сущее тянется к Ней навстречу руками, желая побыстрее прикоснуться к Ней и согреться в лучах утреннего солнца. В свежем утреннем воздухе раздается Ее тихий счастливый смех. Птицы громкими песнями возвещают приход нового дня. Ночь всегда сменяется рассветом. Облака очищают небесный свод. Плывет над спящей землей юная, прекрасная Заря-Зареница, разливает по округам свое малиновое сияние. Выходите к Ней навстречу! Посмотрите, как Она прекрасна!

Похожие статьи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

putisvaroga.ru

Русские богини Зори в американской книге

ЗАРЯ
В восточнославянских заговорах от детской бессонницы “зарю-заряницу, красную девицу” просят забрать у ребенка крик и вернуть ему сон. В заговорах к зорям обращались по имени, называя вечернюю Маремьяной, а утреннюю Марией.
В фольклоре утренняя ЗАРЯ обычно называется “ясной”, а вечерняя — “темной”. Согласно поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания греховных человеческих деяний, а ночью умывается в море и утром поднимается чистым и ясным. На древнерусских миниатюрах утренняя и вечерняя зори изображались в образах двух женщин — соответственно огненно-красного и зеленого цветов (ср. Вечорку. Зорьку и Полуночку в русской сказке).
По цвету ЗАРИ на Руси гадали о будущем. Так, в “Слове о полку Игореве” кровавый восход предвещает русскому войску поражение, а в “Сказании о Мамаевом побоище” ночное видение “огненных зорь”, наоборот, является знамением грядущей победы.

Лит.:

Зарубин Л.А. Образ утренней Зари в “Ригведе” и в восточнославянском фольклоре// Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР. 1965. Т. 80;

его же. Сходные изображения солнца и зорь у индоарийцев и славян// Сов. славяноведение. 1971. № 6.

ВЕЧОРКА, ЗОРЬКА И ПОЛУНОЧКА — три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. Варианты названий — Вечер, Вечерник; Заря — богатырь, Светозор (и Световик), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь — богатырь, Полуночник и т.п.
Три богатыря родятся у вдовы в одну ночь — старший с вечера, средний в полночь, а меньшой на ранней утренней заре. У короля исчезли три дочери, братья отправляются на их поиски. В лесу они находят избушку (К: граница с Тем Светом), останавливаются в ней, решив, что каждый день один из них будет оставаться дома и заботиться о приготовлении еды, а двое других отправятся на охоту.
Когда двое братьев уходили охотиться, к оставшемуся являлся “старичок сам с ноготок, борода с локоток” и до полусмерти избивал его; так продолжалось два дня. На третий день дома остался 3орька, который оказался удачливее: он осилил старичка и привязал его к дубовому столбу.
Тем не менее старичку удалось убежать. Преследуя его, братья достигли провала в земле. 3орька спускается под землю и последовательно посещает три царства — медное, серебряное и золотое; в каждом из них королевна дает Зорьке сильной воды, с помощью которой он поражает прилетающих Змеев — трех-, шести- и двенадцатиглавого и освобождает всех трех королевен. Они скатывают свои царства в яичко, забирают с собой и вместе со своим спасителем выбираются через провал на землю. Король на радости обвенчал трех братьев и своих дочерей и сделал 3орьку своим наследником. 3., В. и П.— характерные образы солярных мифов.
Индоевропейские истоки образов 3., В. и П. подтверждаются соответствующими образами в других мифологиях. Ср. древнеиндийскую Ушас, древнеримскую Аврору. древнегреческую Эос.

В.В. Иванов. В.Н. Топоров
МАРЕНА, Марана, Морёна, Маржана, Маржёна— в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощением смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах западных славян МАРЕНА называлось соломенное чучело — воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали — ср. в ст. Иван Купала, Кострома и т.п.), что призвано было обеспечить урожай. В западнославянской мифологии известно сезонное божество Маржана, отождествляемое польским хронистом 15 в. Длугошем с римской Церерой; Морана, отождествляемая в глоссах из “Mater verborum” с греческой Гекатой, чеш. Mara (по описаниям ритуалов 14 в.) и т. п.; в вост.-слав. традиции ср. укр. МАРЕНА — соломенное чучело, рус. былинную ведьму Маринку и др. персонажи с фонетически сходными именами.

В.И., В.Т

rikki-t-tavi.livejournal.com

Богиня утренней зари в римской мифологии

Изучение античной мифологии — увлекательное занятие. Древние греки верили, что на горе Олимп проживает целый сонм богов и богинь, управляющих людьми и миром. Одни отвечали за социальные сферы (брак, власть, ремёсла, плодородие, война), другие — за философские категории (смерть, время, жизнь, судьба, любовь, мудрость), третьи — за природные объекты и явления (день, ночь, звёзды, рассвет, море, огонь, земля, ветер).

Греческий и римский пантеон

Вслед за греками тем же олимпийским богам начали поклоняться и римляне, перенявшие у греков многие элементы культуры. Если говорить о различиях между древнегреческими и древнеримскими богами, то они весьма несущественны и касаются только имён. Например: Артемида — Диана, Посейдон — Нептун, Афина — Минерва, Зевс — Юпитер и т. д. 

Что касается функций, родословных древ и взаимоотношений богов и богинь, то всё это полностью было перенесено из греческой мифологии в римскую. Так древнегреческий пантеон стал древнеримским, изменив лишь имена богов и богинь.

Место Эос (Авроры) в родословном древе

Изначально на Олимпе обитало 12 божественных существ: 6 мужчин и 6 женщин. Они стали прародителями следующих поколений богов и богинь. В одной из веток родословной, идущей от древнейших богов, и была рождена богиня утренней зари Эос (или, по древнеримской традиции, Аврора). Считается, что все древние богини являются носительницами разнообразных женских качеств и традиционно исполняемых ролей: матери, жены, дочери.

Эос (Аврора), богиня утренней зари — это представительница третьего поколения олимпийских богов. Её родителями были титан Гиперион и титанида Тейя. Имя Авроры происходит от латинского слова aura, что означает «предрассветный ветерок». Брат богини — Гелиос, сестра — Селена.

От её брака с титаном звёздного неба Астреем родились все ночные звёзды, а также все ветры: грозный и холодный Борей (северный), несущий туман Нот (южный), тёплый и приходящий с дождями Зефир (западный) и переменчивый Эвр (восточный).

Изображения богини

Богиня утренней зари призвана приносить дневной свет сначала на Олимп, затем на землю, сначала богам, затем людям. Греки считали, что Эос живёт в Эфиопии (на восточном крае Океана), а на небо въезжает через серебряные ворота.

Как правило, богиня изображалась в красно-желтом (или «шафрановом») одеянии и с крыльями за спиной. Часто она летела по небу на колеснице, запряжённой двойкой или квадригой белых коней (иногда крылатых, иногда нет). Один из коней носил имя Лампос, другой — Фаэтон.

Гомер называл богиню Эос «прекраснокудрой» и «розовоперстной». Последний эпитет объясняется тем, что на небе перед восходом солнца проступают розовые полосы, похожие на пальцы руки, которую протягивает вперёд Эос (Аврора). Богиня держала в руках сосуды, полные росы. Над головой у неё сиял нимб, солнечный диск или венец лучей. На многих изображениях римская богиня утренней зари предстаёт держащей факел в правой руке и летящей перед колесницей Сола (Гелиоса) — бога солнца — и ведущей его за собой.

Иногда её изображают летящей по небу верхом на Пегасе и рассыпающей вокруг себя цветы. На картинах с Эос-Авророй часто можно увидеть светлеющий утренний горизонт и отступающие ночные облака. Античные мифы объясняют алый или пунцовый свет зари тем, что прекрасная богиня была очень страстной, и небо стеснялось ночей, которые та проводила с возлюбленными юношами.

Эос-Аврора и её возлюбленные

Любвеобильность, которой славилась богиня утренней зари, проявлялась в её тяге к земным и смертным юношам. Эта слабость являлась следствием чар, которые наложила на неё другая обитательница Олимпа — богиня любви Афродита, которую охватил гнев и ревность после того, как Эос разделила ложе с Аресом, возлюбленным Афродиты. С тех пор, подчиняясь чарам, богиня зари влюблялась только в смертных, чья молодость и красота неизбежно увядали с годами.

Эос и Титон

Чувство любви и страсти к земным юношам было и благословением, и проклятием для бессмертной Эос. Богиня влюблялась, но не всегда была счастлива. Печальная история рассказывается в мифе о ней и её возлюбленном Титоне, сыне троянского царя.

Воспылав чувствами к прекрасному юноше, она похитила его и перенесла на своей небесной колеснице за восточный край Океана, в Эфиопию. Там Титон стал царём, а также мужем прекрасной богини, которая родила от него горячо любимого сына, полубога Мемнона.

Будучи бессмертной и желая продлить своё счастье навсегда, Эос попросила верховного бога Зевса даровать бессмертие и Титону. Однако по рассеянности, свойственной влюблённым, розовоперстная богиня забыла уточнить, что юноша должен стать не только бессмертным, но и оставаться вечно молодым. Из-за этой фатальной ошибки счастье Эос и Титона продлилось недолго.

Человеческий век короток по сравнению с вечностью жизни божества — скоро голова возлюбленного покрылась седыми волосами, и вчерашний юноша превратился в дряхлого старика. Он больше не мог быть мужем богини, по-прежнему молодой и прекрасной. Поначалу Эос очень страдала от того, что ничего не могла сделать: ведь она сама попросила вечной жизни, но не вечной молодости для Титона. Потом ей надоело ухаживать за бессмертным стариком, и она закрыла его в спальне, чтобы не видеть.

По одной из версий мифа, Титон был впоследствии превращён в сверчка сжалившимся Зевсом, по другой версии — самой Эос, а по третьей — он сам со временем высох, будучи запертым вдали от глаз, и обратился сверчком, чтобы жить в старых домах и напевать скрипучим голосом свою печальную песню.

Эос и Кефал

Другой миф повествует о любви прекраснокудрой богини к смертному юноше Кефалу. Поначалу эта страсть не была взаимной, и Кефал отверг Эос. Сражённая его отказом, богиня утратила интерес ко всему и даже перестала исполнять свою ежедневную обязанность — каждое утро провожать солнце на небосвод. Мир готов был погрузиться во тьму и хаос, но всех спас Купидон, пустивший стрелу в сердце Кефала. Так богиня обрела счастье взаимной любви и вознесла своего возлюбленного к себе на небеса.

Эос (Аврора) — богиня из античной мифологии, несущая рассвет и ведущая за собой солнце. Вне всякого сомнения, утро в представлении древних греков и римлян считалось очень красивым и поэтичным временем суток, поскольку богиня изображалась неизменно прекрасной и юной, а также влюбчивой и страстной.

nlo-mir.ru

День Зари-Зареницы — Богини Мерцаны: ladstas — LiveJournal

Заря-Зарница, Худ.А.Шишкин

ЗАРЯ-ЗАРЕНИЦА (Марцана-Мерцана, Зимцерла) — нежная Небесная Богиня. Зарница — Управительница зари,  богиня рассвета, утренней зари, начала дня,   она же —  Богиня-Покровительница урожая — хорошего да обильного. Заряница  — богиня   рассвета, здоровья и очищения.

РОДОСЛОВНАЯ:  Заря — дочь Богумира, Жена Хорса. От Хорса имеет детей — Радуницу и Денницу.   Говорят, что был у нее мужем и Догода.

СТИХИИ. Заря-Зареница относится к стихии  ВОЗДУХА и  ОГНЯ.

ВНЕШНИЙ ВИД: Ясноликая да ясноокая молодая женщина,  спокойствием своим вселяющая в людей уверенность в  дне сегоднешнем и в дне завтрашнем.

СПОСОБНОСТИ: Зимцерла-Заряница умеет ладить с супругом своим, у которого настроение  очень уж изменчиво. Большую часть года она его так ласкает-привечает, что нам вроде и грех жаловаться.

********

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Умывается Зимцерла утренней росой, и если девушки не ленятся, встают рано, росой умываются — будут такими красивыми, как она.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ:  Сия Богиня особенно почиталась сельскими жителями, ибо Она способствует скорейшему созреванию обильных жатв и плодов, поэтому в Её честь совершали всенародные богослужения и просили Её о хорошем урожае. Мерцана, кроме того, является Богиней-Покровительницей влюбленности в ранней молодости. К Заре-Мерцане обращаются в основном молодые девушки, которые влюбляются в юношей на посиделках, на праздниках

МЕСТО ОБИТАНИЯ: В древние времена считали, что сия благостная Небесная Богиня-Управительница имеет свои прекрасные сияющие Чертоги на второй Земле от Ярилы-Солнца (в современной астрономической системе это планета Венера), поэтому и называли ее во всех Родах Великой Расы Землей Зари-Мерцаны.

ПОЧИТАНИЕ: В Капище Богини Мерцаны девушки приносили различные Дары, плетеные из бисера и янтаря украшения, вышитые рушники, прекрасные букеты из ярких полевых и лесных цветов, для чтобы узнать у Жриц Богини Мерцаны, какого суженого им даруют Небесные Боги.

В ЛЕГЕНДАХ: Она выводит поутру солнце и его яркими, стреловидными лучами поражает мрак и туманы ночи; она же выводит его весною из-за темных облачных покровов зимы. Миф знает двух божественных сестер — Зарю Утреннюю (Денница, Утренница, Зарница) и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе они таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Заря принимает их, когда оно, совершив свой дневной путь по небосводу, скрывается на западе.

ПОКЛОНЕНИЕ: В г.Киеве до введения христианства был храм богини Зимцерлы.

В ЛИТЕРАТУРЕ: «В третий день моего путешествия, когда просыпалася Зимцерла, спускался я с превысокой горы и увидел недалеко не весьма узкое владение…

Зимцерла славенская богиня; она была то же, что и Аврора.» М.Д.ЧУЛКОВ, «Пересмешник, или славенские сказки»

В ЛИТЕРАТУРЕ. Под пироги гости выпили за Макошь, покровительницу наполненных кошельков, и за Марцану, богиню прибытка, за Похвиста и Стрибога, столь важных для путешественников. Александр Прозоров, Медный страж (Ведун-9).

ЛИТЕРАТУРА. Внутри святилище выглядело весьма скромно — как, впрочем, большинство маленьких деревенских капищ. Три неизменных центральных идола — Сварога, Даждьбога и Велеса, — несколько второстепенных. В здешнем храме не оказалось Перуна и Похвиста, столь почитаемых в новгородском крае, не нашлось места для Макоши. Зато Триглава возвышалась почти рядом с главными богами, а Заря‑Заряница, к радости Пребраны, была даже в двух ипостасях — Утренняя и Вечерняя. Разумеется, никаких алтарей тут не имелось, и свои подарки путники положили прямо на землю: два венка из собранных по дороге полевых цветов, крынку с тушеной свининой да четырех связанных за лапы цыплят, взятых на хозяйском дворе.

— Помоги нам, Заря‑Заряница, — торопливо забормотала девушка, — помоги нам в исцелении, от ран кровавых в избавлении. Одари нас своею ласкою, избави от страданий и горестей.  А.Прозоров, Креститель (Ведун-6)

Источник  — http://bogislavyan.ru/zarya-zarnitsa-nebesnaya-boginya-upravitelnitsa-zari/

ladstas.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2021 Es picture - Картинки
top