Антиква построение – Основы шрифта и технологии графики Построение шрифта Антиква

praktikum-shrift3 — Стр 5

Упражнение 15

Русификация гуманистической антиквы

Антиква (лат. Antiquus — древний) — второй после фрактуры шрифт, спроектированный специально для технологии печати с помощью литер. Изобретение Иоганна Гутенберга было немедленно воспринято в Италии, где уже к концу XV века было налажено производство печатных книг. Выяснилось, что графика рукописных шрифтов не годится для шрифтов печатных: тонкие волосяные элементы искажаются, их приходится заменять более жирными. Разработкой новых шрифтов занимались не только великие каллиграфы того времени: даже такие личности, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер искали законы построения идеальных букв и создавали свои версии шрифта.

В1464 г. в Аугсбурге Адольф Руш, издавая книгу античного автора, употребил наборный шрифт, созданный по образцу гуманистических рукописей — первую печатную антикву. Следом, в 1465 г. появилась антиква, разработанная братьями де Спиро, а в 1470 г. — знаменитая антиква Николуса Йенсона. Шрифт этот основывался на графике рукописной антиквы и поэтому получил то же название.

Разработкой гуманистической антиквы занимались Феличе Феличиано, Никола Йенсон, Альд Мануций, Леонардо да Винчи, Жоффруа Тори, Лука Пачиоли, Джовамбатисто Палатино, Альбрехт Дюрер, Адольф Руш, Клод Гарамон, Лодовико Вичентино и др.

Проекты эти отличаются контрастом штрихов: этот контраст может быть как 1:2, так и 1:3; предлагаемой системой пропорционирования, формой и направлением засечек у «Т», завершением «А», концевыми элементами, формой и длиной хвостика у «Q» и «R». Но системные, определяющие признаки

увсех этих шрифтов одни, поэтому их и объединили в большое семейство, называемое гуманистической (или старинной) антиквой.

Прописные буквы гуманистической печатной антиквы строились на основе монументального римского капитального шрифта, знакомого нам по надписям на колонне Траяна (114 г.), а строчные — на основе гуманистического (по сути, каролингского) минускула (XI–XIV вв.). В результате получилась та самая графика латинского алфавита, которой так завидуют все имеющие дело с кириллицей дизайнеры.

Внастоящее время в результате обобщения опыта мастеров шрифта эпохи Возрождения приняты следующие принципы построения гуманистической антиквы:

1. Ренессансная антиква строится на основе квадрата, разделенного на

10 частей по горизонтали и вертикали.

2. Основные модульные буквы, которые формируют общий характер ал-

фавита («Н»), вписываются в квадрат, но есть знаки, которые шире или уже квадрата: они построены по модульной сетке.

3.Толщина основной стойки — 1/10 квадрата, толщина дополнинтельного штриха — 1/3 основной стойки.

4.При построении знаков необходимо учитывать законы визуального восприятия. Так, оптическая середина всегда выше геометрической. Если не соблюдать это правило, буквы теряют устойчивость и стройность пропорций.

5.Засечки со стойками соединяются плавно, по окружности. Концы засечек в ренессансной антикве слегка скруглены.

6.Необходимо обратить внимание на то, что по законам визуального восприятия ширина наплыва в круглых формах, в кульминационной точке, должна быть немного шире толщины основной стойки прямого знака, иначе круглая буква будет выглядеть более тонкой, чем другие знаки.

7.Единство букв в алфавите возможно только при условии одинакового рисунка схожих элементов.

8.Чтобы круглые буквы выглядели в слове одинаково с прямыми, необходимо эти буквы немного увеличить, приподнять над верхней линией строки. Это правило обязательно и для букв, имеющих форму треугольника, острие, вершины таких букв, как «А», «Л», «Д» немного приподнимаются над строкой.

9.Необходимо помнить, что у знаков, имеющих диагональные стойки, главной является стойка с наклоном влево, именно она имеет нажим (исключения: «Z», «Я»).

Разработаны и правила построения кириллической версии гуманистической антиквы. Как и в приведенных выше правилах построения антиквы латинской, в них усреднены и нивелированы все признаки авторства, но реальная русификация хорошего авторского шрифта — вопрос достаточно большого времени и высокой квалификации дизайнера, поэтому мы рассмотрим его позднее.

Построение букв русского алфавита (рис. 62)

1.У букв «Г», «Б» верхний горизонтальный штрих подобен штриху буквы «Е».

2.Буква «Д» формируется на основе буквы «А», нижний штрих соединяется с треугольником строго геометрично и никогда не смягчается наплывом. Нижние выносные элементы по длине не более 1/10 квадрата и с горирзонтальной линией соединяются по окружности.

3.Пропорции буквы «З» сходны с буквой «В», но концевые элементы формируются, как у буквы С, соединение двух полукружей прямое. Ось буквы «З» требует индивидуальной корректировки.

4.Основные стойки у буквы «И» толстые, как у буквы «Н», диагональная стойка — тонкая. Возможны два варианта соединений.

studfiles.net

Антиква — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2019;
проверки требует 1 правка.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2019;
проверки требует 1 правка.

Антиква (шрифт с засечками)

Анти́ква (лат. antīqua «древняя») — класс типографских наборных шрифтов с засечками, появившийся в эпоху Возрождения в Западной Европе. Основой для разработчиков первых гуманистических, или ренессансных антикв служил рукописный книжный почерк — гуманистический минускул.

Николя Жансон

По одной из исторических версий, первая антиква была вырезана гравером Николя Жансоном в Венеции в 1470 году. Однако похожие шрифты создавались и ранее[1]. В частности, в середине 1460-х неподалеку от Рима в монастыре Субиако свой вариант гуманистического шрифта создали типографы Свейнхейм и Паннарц. Как бы то ни было, первым поколением антиквенных шрифтов считается ренессансная венецианская антиква. Позже появилась французская, голландская и английская разновидности этого шрифта.

Ренессансная, или гуманистическая антиква отличалась некоторой лапидарностью. Пришедшая ей на смену переходная антиква была утонченнее. В конце XVIII века французские и итальянские типографы, наиболее известными из которых были Бодони и Дидо, вырабатывают новый, более строгий и сбалансированный стиль — новую (классицистическую) антикву.

ru.wikipedia.org

По материалам…

Антиква + Гротеск

Антиква (Antiqua, Serif typefaces; от лат. antiquus — древний) — собирательное название шрифтов с засечками.

Форма знаков антиквы происходит от гуманистического минускула (письма) итальянского Ренессанса XIV–XV вв. (строчные) и капитального шрифта Древнего Рима начала н.э. (прописные). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во 2-й половине XV в. и была значительно усовершенствована в 70-х гг. XV в.

Классификация антиквенных шрифтов:

  • Антиква старого стиля;
  • Переходная антикву;
  • Антиква нового стиля;
  • Брусковая антикву.

Гротески (гротесковые шрифты, рубленые шрифты (Sans Serif, Gothic)) — собирательное название шрифтов без засечек.

В Англии и Франции они чаще называются Sans Serif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk. Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей в толщине штрихов (малоконтрастные). Гротески также различаются по апертуре и форме концевых элементов знаков типа «С».

Классификация гротесковых шрифтов:

  • Старые гротесковые шрифты;
  • Новые гротесковые шрифты;
  • Геометрические гротесковые шрифты;
  • Гуманистические гротесковые шрифты.

Соединение разных шрифтовых гарнитур «антиква — гротеск» является одной из самых распространенных шрифтовых пар.

В данном тотеме антиква в большинстве случаях используется для основного текстового содержания, а гротеск, в свою очередь, — для дополнительного (заголовки, сноски, подписи и т.д.).

При грамотном подборе шрифтов, сочетание «антиква — гротеск» является одним из самых выигрышных решений, поэтому и столь популярна, хотя не является общеобязательным каноном.


Достижение контраста в данной паре является следствием синтеза разных шрифтовых гарнитур, которые также ещё и разные по своему типу.

Значительная проблема заключается в нахождении в гарнитурах единства.
Одним из важных критериев при сочетании антиквы и гротеска является схожесть их внутренней структуры.
Пропорции являются главными структурными параметрами шрифта — величина очка, размер выносных элементов, степень открытости, степень динамичности, а также степень разноширинности знаков.

Вышеописанные параметры, в свою очередь, находятся в определённой взаимосвязи, что означает следующее — открытые шрифты, как правило, динамичны и разноширинны, а закрытым свойственна статичность и одноширинность.


При сочетании шрифтов некоторые буквы являются подсказками, которые дают понимание о возможность комбинации рассматриваемых шрифтов. К примеру, надо обращать внимание на высоту строчных букв (x-height) h и b.

Надо также отметить, что шрифты, которые обладают большей высотой x-height, читаются намного легче. 

Создавая шрифтовые пары, надо помнить, что при наличии одного и того же кегля шрифты могут иметь разную высоту строчных знаков. Следовательно, для цельности и при необходимости ощущения единого размера шрифта,  надо подбирать кегль шрифтов в зависимости от роста строчных знаков, оставляя при этом одинаковый интерлиньяж.

Сравнивать и находить некое единство желательно и у следующих букв — a, g и e.
Атиквенные и гротесковые шрифты бывают открытыми и закрытыми, динамичными и статичными.
Именно при выборе антиквы и гротеска со схожими характеристиками образовываются с одной стороны контрастные, а с другой — гармоничные пары.

Структура шрифта важна, но также не менее значимым является характер шрифта и его идеология, которая была заложена во время создания.

Именно поэтому, шрифтовая пара «Bodoni + Futura» имеет право быть — свойственное данным шрифтам стремление к геометрической чистоте является связующем звеном для данной пары.

Сильный характер, в свою очередь, объединяет шрифтовую комбинацию «ITC Charter + ITC Franklin Gothic».

Сочетать гарнитуры только по принципу единства авторства шрифтов можно, но делать надо это крайне осторожно, так как не всегда и не все шрифты одного и того же дизайнера являются близкими по отношению друг к другу по общей структуре и концепции.

Антиква + Скрипт
Историческое соответствие и подобие является основными принципами при подборе антиквы и каллиграфического шрифта.

Антиква + Антиква

Иногда текстовый и заголовочный шрифты специально проектируются друг для друга. Такой парой является шрифт Svetlana, который был разработан для текстовой версии шрифта Bazhanov Display.

Также текстовую антикву можно использовать в качестве заголовочной. Но её характер должен быть более ярким.


Шрифты пар «Bazhanov Display — Svetlana» или « Еlizabeth — Bodoni» не рекомендуется использовать с равным кеглем, так как они очень похожи и получить контраст в данных парах можно только с помощью разницы в размере. Зато антиквы, которые структурно различные, лучше не использовать вместе вовсе, за исключением гарнитур с ярко выраженной декоративностью.

Гротеск + гротеск

Создавая текстовую пару «гротеск — гротеск» надо учитывать, что заголовочные должен играть соло, а текстовой быть оркестром. Поэтому вполне вероятно, что одному из них будет свойственен слегка декоративный характер, а другому, в свою очередь, — строгий. Также надо помнить, что при комбинировании гротесков похожей эстетики и близкого времени разработки даст в итоге более гарантированный результат.

Рассматриваемые примеры шрифтовых пар — Quadrat Grotesk и ITC Franklin Gothic, Reforma Grotesk и Bell Gothic, относятся к группе старых гротесков. Но также и гротески, которые разные по духу, каковыми являются Oliver и Pragmatica, при грамотном использовании, могут очень хорошо дополнять друг друга.


Стоит избегать таких комбинаций, как FreeSet — Pragmatica и Pragmatica — ITC Franklin Gothic.

Первая пара, в буквальном смысле слова исключается, так как данные шрифты абсолютно разные по стилю (один шрифт открытый, другой — закрытый), к тому же имеют ещё и одинаковую силу выразительности. В данном тотеме никто не может уступить и отойти на задний план.

Вторая пара состоит из шрифтов, где один — Pragmatica ,относится к группе новых гротесков, а второй — к группе старых. В основе создания новых гротесков заложен принцип развития построения старых гротесков. В итоге, они очень схожи, поэтому сочетая их невозможно получить положительный результат.

adisord.livejournal.com

AD — Архитектурная дизайн-студия — ЖЖ

По материалам…

Антиква + Гротеск

Антиква (Antiqua, Serif typefaces; от лат. antiquus — древний) — собирательное название шрифтов с засечками.

Форма знаков антиквы происходит от гуманистического минускула (письма) итальянского Ренессанса XIV–XV вв. (строчные) и капитального шрифта Древнего Рима начала н.э. (прописные). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во 2-й половине XV в. и была значительно усовершенствована в 70-х гг. XV в.

Классификация антиквенных шрифтов:

  • Антиква старого стиля;
  • Переходная антикву;
  • Антиква нового стиля;
  • Брусковая антикву.

Гротески (гротесковые шрифты, рубленые шрифты (Sans Serif, Gothic)) — собирательное название шрифтов без засечек.

В Англии и Франции они чаще называются Sans Serif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk. Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей в толщине штрихов (малоконтрастные). Гротески также различаются по апертуре и форме концевых элементов знаков типа «С».

Классификация гротесковых шрифтов:

  • Старые гротесковые шрифты;
  • Новые гротесковые шрифты;
  • Геометрические гротесковые шрифты;
  • Гуманистические гротесковые шрифты.

Соединение разных шрифтовых гарнитур «антиква — гротеск» является одной из самых распространенных шрифтовых пар.

В данном тотеме антиква в большинстве случаях используется для основного текстового содержания, а гротеск, в свою очередь, — для дополнительного (заголовки, сноски, подписи и т.д.).

При грамотном подборе шрифтов, сочетание «антиква — гротеск» является одним из самых выигрышных решений, поэтому и столь популярна, хотя не является общеобязательным каноном.


Достижение контраста в данной паре является следствием синтеза разных шрифтовых гарнитур, которые также ещё и разные по своему типу.

Значительная проблема заключается в нахождении в гарнитурах единства.
Одним из важных критериев при сочетании антиквы и гротеска является схожесть их внутренней структуры.
Пропорции являются главными структурными параметрами шрифта — величина очка, размер выносных элементов, степень открытости, степень динамичности, а также степень разноширинности знаков.

Вышеописанные параметры, в свою очередь, находятся в определённой взаимосвязи, что означает следующее — открытые шрифты, как правило, динамичны и разноширинны, а закрытым свойственна статичность и одноширинность.


При сочетании шрифтов некоторые буквы являются подсказками, которые дают понимание о возможность комбинации рассматриваемых шрифтов. К примеру, надо обращать внимание на высоту строчных букв (x-height) h и b.

Надо также отметить, что шрифты, которые обладают большей высотой x-height, читаются намного легче. 

Создавая шрифтовые пары, надо помнить, что при наличии одного и того же кегля шрифты могут иметь разную высоту строчных знаков. Следовательно, для цельности и при необходимости ощущения единого размера шрифта,  надо подбирать кегль шрифтов в зависимости от роста строчных знаков, оставляя при этом одинаковый интерлиньяж.

Сравнивать и находить некое единство желательно и у следующих букв — a, g и e.
Атиквенные и гротесковые шрифты бывают открытыми и закрытыми, динамичными и статичными.
Именно при выборе антиквы и гротеска со схожими характеристиками образовываются с одной стороны контрастные, а с другой — гармоничные пары.

Структура шрифта важна, но также не менее значимым является характер шрифта и его идеология, которая была заложена во время создания.

Именно поэтому, шрифтовая пара «Bodoni + Futura» имеет право быть — свойственное данным шрифтам стремление к геометрической чистоте является связующем звеном для данной пары.

Сильный характер, в свою очередь, объединяет шрифтовую комбинацию «ITC Charter + ITC Franklin Gothic».

Сочетать гарнитуры только по принципу единства авторства шрифтов можно, но делать надо это крайне осторожно, так как не всегда и не все шрифты одного и того же дизайнера являются близкими по отношению друг к другу по общей структуре и концепции.

Антиква + Скрипт
Историческое соответствие и подобие является основными принципами при подборе антиквы и каллиграфического шрифта.

Антиква + Антиква

Иногда текстовый и заголовочный шрифты специально проектируются друг для друга. Такой парой является шрифт Svetlana, который был разработан для текстовой версии шрифта Bazhanov Display.

Также текстовую антикву можно использовать в качестве заголовочной. Но её характер должен быть более ярким.


Шрифты пар «Bazhanov Display — Svetlana» или « Еlizabeth — Bodoni» не рекомендуется использовать с равным кеглем, так как они очень похожи и получить контраст в данных парах можно только с помощью разницы в размере. Зато антиквы, которые структурно различные, лучше не использовать вместе вовсе, за исключением гарнитур с ярко выраженной декоративностью.

Гротеск + гротеск

Создавая текстовую пару «гротеск — гротеск» надо учитывать, что заголовочные должен играть соло, а текстовой быть оркестром. Поэтому вполне вероятно, что одному из них будет свойственен слегка декоративный характер, а другому, в свою очередь, — строгий. Также надо помнить, что при комбинировании гротесков похожей эстетики и близкого времени разработки даст в итоге более гарантированный результат.

Рассматриваемые примеры шрифтовых пар — Quadrat Grotesk и ITC Franklin Gothic, Reforma Grotesk и Bell Gothic, относятся к группе старых гротесков. Но также и гротески, которые разные по духу, каковыми являются Oliver и Pragmatica, при грамотном использовании, могут очень хорошо дополнять друг друга.


Стоит избегать таких комбинаций, как FreeSet — Pragmatica и Pragmatica — ITC Franklin Gothic.

Первая пара, в буквальном смысле слова исключается, так как данные шрифты абсолютно разные по стилю (один шрифт открытый, другой — закрытый), к тому же имеют ещё и одинаковую силу выразительности. В данном тотеме никто не может уступить и отойти на задний план.

Вторая пара состоит из шрифтов, где один — Pragmatica ,относится к группе новых гротесков, а второй — к группе старых. В основе создания новых гротесков заложен принцип развития построения старых гротесков. В итоге, они очень схожи, поэтому сочетая их невозможно получить положительный результат.

adisord.livejournal.com

08-возрождение

Рис. 8.6. Феличе Феличиано. Ренессансная антиква

1463

Рис. 8.7. Альд Мануций. Ренессансная антиква

Проекты эти отличаются контрастом штрихов — он может быть как 1:2, так и 1:3; предлагаемой системой пропорционирования, формой и направлением засечек у «Т», завершением «А», концевыми элементами, формой и длиной хвостиков у «Q» и «R». Но системные, определяющие признакиувсехэтихшрифтоводни,поэтому их и объединили в большое семейство, называемое гуманистической (или старинной) антиквой.

Прописные буквы гуманистической печатнойантиквыстроилисьнаосновемонумен-

тального римского капитального шрифта, знакомого нам по надписям на колонне Траяна (114 г.), а строчные — на основе гуманистического (по сути, каролингского), минускула (XI–XIV вв.). В результате получилась та самая графика латинского алфавита, которой так завидуют все имеющие дело с кириллицей дизайнеры.

«Поскольку в эпоху Возрождения возникла большая разница в типовой форме латинских прописных и строчных букв, современный латинский алфавит имеет достаточно разнообразный, не утомляющий глаз в строке, удобочитаемый шрифт. Тогда как кириллический шрифт не совсем блещет разнообразием, имея «частокольный» вид, вследствие нескольких алфавитныхреформ,вмешавшихсявисторический ход развития русского шрифта.

Если сравнивать печатный шрифт в русском и латинском начертаниях, мы имеем:

1)А, Б, Е, Р, У, Ф, С и а, б, е, р, у, ф, с в русском и

2)A, B, D, E, F, G, H, L, M, N, Q, R, T и a, b, d, e, f, g, h. L, m, n, q, r, t в латинском.

В современном русском печатном шрифте только 7 прописные буквы из 33 отличаются графемами от строчных. В латинском печатном — 13 из 26. Нехватка компьютерных шрифтов на кириллической основе, отсутствие современных, красивых, удобочитаемых гарнитур, отвечающих запросам сегодняшнего времени — этим и объясняется разработка кириллических шрифтов на латинской основе в наши дни.»/1, С. 104/

В классическом римском капитальном шрифте, который был рассчитан на чтение с большого расстояния, буквы сначала наносились широконечной кистью на отполированный мрамор, а затем высекались с помощью молотка и зубила. Пропорции всех элементов букв определялись пропорциональным строем архитектуры, с которой взаимодействовал шрифт. Так появился контраст штрихов 1:2 и тонкие острые небольшие засечки, помогающие зрительно выровнять строку.

studfiles.net

Антиква — Википедия. Что такое Антиква

Антиква (шрифт с засечками)

Анти́ква (лат. antīqua «древняя») — класс типографских наборных шрифтов с засечками, появившийся в эпоху Возрождения в Западной Европе. Основой для разработчиков первых гуманистических, или ренессансных антикв служил рукописный книжный почерк — гуманистический минускул.

Николя Жансон

По одной из исторических версий, первая антиква была вырезана гравером Николя Жансоном в Венеции в 1470 году. Однако похожие шрифты создавались и ранее[1]. В частности, в середине 1460-х неподалеку от Рима в монастыре Субиако свой вариант гуманистического шрифта создали типографы Свейнхейм и Паннарц. Как бы то ни было, первым поколением антиквенных шрифтов считается ренессансная венецианская антиква. Позже появилась французская, голландская и английская разновидности этого шрифта.

Ренессансная, или гуманистическая антиква отличалась некоторой лапидарностью. Пришедшая ей на смену переходная антиква была утонченнее. В конце XVIII века французские и итальянские типографы, наиболее известными из которых были Бодони и Дидо, вырабатывают новый, более строгий и сбалансированный стиль — новую (классицистическую) антикву.

Антиква старого стиля

Репродукция шрифта Николя Жансона. Венеция, около 1470 года
Пример итало-французской антиквы (шрифт Adobe Garamond)

Ренессансная антиква

Ренессансные антиквы по внешним чертам и времени создания относятся к двум группам: венецианской и итало-французской.

Венецианская антиква появилась раньше, она ближе всего к прототипу — письму ширококонечным пером. Контраст между основными и вспомогательными штрихами небольшой, оси овальных элементов наклонены, засечки асимметричны, каплевидные элементы имеют форму следа от ширококонечного пера, перемычка в букве е наклонная.

Современные шрифты на основе венецианской антиквы Николя Жансона и Франческо Гриффо — Adobe Jenson, Nicolaus, Centaur.

Итало-французская антиква — более поздняя, XVI века; к этому времени изготовление шрифтов достигло большего совершенства, что позволило увеличить контраст между штрихами. Перемычка в букве е стала горизонтальной, тоньше и более правильной формы стали засечки, капли стали более округлыми.

Сегодня представлена шрифтами Гарамон, Palatino, Bembo, Caslon и другими на основе работ Клода Гарамона, Альда Мануция и прочих авторов.

Переходная антиква

Пример переходной антиквы (шрифт Times New Roman)

Переход от старинной антиквы начался в конце XVII века. Традиционно считается, что новый рисунок шрифта впервые создавался для нужд короля Франции Людовика XIV. Работа основывалась не на рукописном рисунке, а на геометрических построениях и «природных пропорциях».

В XVIII веке был создан шрифт Baskerville (назван по имени его создателя Джона Баскервиля).

Переходные антиквы отличаются более сильным контрастом, вертикальными осями овальных букв, скруглёнными симметричными засечками, полузакрытой формой знаков. На форму символов повлияло изобретение в XVII веке остроконечного пера (см. раздел Влияние каллиграфии на форму символов).

Количество переходных антикв невелико, но применение они имеют самое широкое.

Новая антиква

Наиболее правильная и геометричная среди разных стилей антиквы. Для неё характерны высокий контраст, вертикальные оси овальных элементов, закрытые формы знаков, округлые каплевидные элементы. В удобочитаемости уступает старостильным и переходным антиквам.

За границей являлась основным шрифтом для набора текстов с конца XVIII до начала XX века; в СССР продолжала широко использоваться[2] вплоть до конца 80-х годов, особенно для научной и технической литературы.

Примеры новой антиквы — шрифты Bodoni, Didot, Обыкновенная новая[3], Computer Modern.

Связь рисунка шрифта и свойств бумаги

Металлические наборные шрифты эпох Ренессанса и барокко (антиква старого стиля и переходная антиква) создавались для печати на матовой бумаге, доступной в то время. Новая антиква использовалась для печати на глянцевой бумаге. Для сохранения целостного впечатления от издания следует учитывать это, используя шрифты для печати на подходящей им бумаге[4].

Связь рисунков шрифтов с национальными языками

В своей известной работе «Типографика» швейцарский типограф и графический дизайнер Эмиль Рудер обращает внимание на то, что шрифты могут быть связаны с языком их создателей: «Шрифт Гарамон связан с французским языком, Кезлон — с английским, а Бодони — с итальянским. Любой из этих трех шрифтов, употреблённый в наборе на другом языке, может понести ощутимый эстетический урон. Например, Бодони, примененный в немецком наборе,— уже не тот шрифт; картина иностранного текста, пестрящего прописными буквами, ему противопоказана»[5].

Влияние каллиграфии на форму символов

Письмо пером (ширококонечным и острым) повлияло на форму букв наборных шрифтов.

При письме ширококонечным пером толщина линии зависит от направления движения пера: движется ли перо вверх, вниз или в сторону, что хорошо видно в буквах М и Н. Перо при письме держат под углом, поэтому буква О в старой антикве асимметрична.

При письме остроконечным пером, изобретенным в XVII веке, толщина штриха зависит уже от силы нажатия на перо, а не от направления его движения. Это, наряду с прогрессом в работе с металлом, повлияло на форму букв: они стали более контрастными и симметричными.

См. также

Примечания

  1. ↑ Антиква в словаре студии «ПараТайп»
  2. ↑ Гарнитура «Обыкновенная новая» в магазине шрифтов студии «ПараТайп»
  3. ↑ Кирсанов Д. Веб-дизайн. — Символ-Плюс, 2006.
  4. ↑ Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. — С. 111.
  5. ↑ Рудер Э. Типографика — М., Книга, 1982. — С. 44, 45.

Литература

  • Кудрявцев А. И. Эволюция шрифтовой формы. Москва, 2007.
  • Королькова А. Живая типографика. — М., IndexMarket, 2007. (сайт книги: http://www.alivetypography.ru) (недоступная ссылка).
  • Феличи Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. — СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
  • Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. — Д. Аронов, 2006.
  • Кашевский, П. А. Шрифты. — Мн. : Літаратура і Мастацтва, 2012. — С.192.
  • Анатомия шрифта (недоступная ссылка) — статья на сайте «Популярная каллиграфия».
  • Классификация шрифтов в словаре студии «ПараТайп».
  • Антиквенный шрифт (недоступная ссылка) — статья на сайте Рекламной группы «MegaPro».
  • Развитие Антиквенного шрифта в Европе в 16-19 столетии (недоступная ссылка) — статья на сайте Рекламной группы «MegaPro».

wiki.sc

Шрифт зодчего — Стр 3

имеющая треугольную форму, служит «эталоном» для определения промежутков между другими буквами. Так, например, пробел между двумя буквами, ограниченными вертикальными стойками, должен быть примерно в два раза меньше расстояния между верхними точками двух рядом расположенных букв А (рис. 27).

 

 

 

Промежутки между буквами округ-

1

 

 

лого начертания также берутся несколько

 

 

 

меньшими по сравнению с пробелами

 

 

 

прямоугольных букв. Такой прием опре-

 

 

 

деления промежутков между буквами соз-

2

 

 

 

 

дает впечатление наиболее равномерного

 

 

 

их расположения. Размещение в надписи

 

 

 

 

Рис. 27. Пример надписи:

букв на равных расстояниях между край-

 

ними выступающими элементами приво-

1

– с неуравненными пробелами;

дит к тому, что слово кажется распадаю-

2

– с уравненными пробелами

щимся на части.

 

 

 

При построении шрифтовой композиции можно применить «Правило шести точек» (метод Е.Н. Полякова). Расстояние рассчитывается в зависимости от того, между какими буквами оно находится (рис. 28).

Рис. 28. «Правило шести точек» (по методу Е.Н. Полякова)

Интервалы между словами в одной строке должны быть, как правило, не менее высоты буквы. В симметричных надписях, в случае если в начале строки расположена буква прямоугольного начертания, а в конце строки стоит литера с выступающими вверху или внизу ее элементами (А, Г и др.), для сохранения зрительного впечатления симметричного расположения строки необходимо ее середину сместить на некоторую величину от оси симметрии в направлении, противоположном букве прямоугольного начертания.

Промежутки между строками, как правило, должны быть не менее высоты буквы. Для оформления надписи используются различные приемы, к которым относятся:

применение цвета, украшение букв орнаментами, придание им объемности путем оттенения, увязка надписи дополнительными элементами с рисунком обрамления и т. п.

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ахмедова, Л.С. Текст в городе. Особенности формирования нового образа города в контексте развития информационного поля городской среды / Л.С. Ахмедова // Приволжский научный журнал. – 2009. – № 1. – С. 109–116.

2.Безухова, Л.Н. Шрифт в работе архитектора: учебное пособие / Л.Н. Безухова, Л.А. Юмагулова. – М. : Архитектура-С , 2007.– 160 с.

3.Википедия [Электронный ресурс] : Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – 14.03.2012.

4.Головко, С.Б. Дизайн деловых периодических изданий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Графика», «Журналистика», «Информационные технологии в дизайне», «Реклама» / С.Б. Головко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА,

2008. – 423 с.

5.Кисин, Б.М. Графическое оформление книги / Б.М. Кисин. – Ленинград : Гизлегпром,

1946. – 409 с.

6.Кудрявцев, А.И. Шрифт. История, теория, практика: учебно-методическое пособие /

А.И. Кудрявцев. – М. : Университет Натальи Нестеровой, 2002. – 248 с.

7.Чернихов, Я.Г. Построение шрифтов. Стереотипное издание / Я.Г. Чернихов, Н.А. Соболев. – М. : Архитектура-С, 2007. – 116 с.

8.Шрифты. История возникновения и развития шрифтов: методические указания

ккурсовому проектированию / И.В. Куликова. – Томск : ТГАСУ, 2009. – 47 с.

9.Малышкин, Е.В. Настольная книга издателя / Е.В. Малышкин, А.Э. Мильчин. – М. :

АСТ; Олимп, 2005. – 811 с.

22

ПРИЛОЖЕНИЕ

Построение латинского шрифта (по методу Леона Баттиста Альберти)

Рис. 1. Латинский шрифт. Буквы от A до F

23

Рис. 2. Латинский шрифт. Буквы от C до L

24

Рис. 3. Латинский шрифт. Буквы от M до R

25

Рис. 4. Латинский шрифт. Буквы от S до W

26

Рис. 5. Латинский шрифт. Буквы от V до Z

27

Построение шрифта зодчего (по методу Жоффруа Тори)

Рис. 6. Шрифт зодчего (1-й вариант). Заглавные буквы от А до Е

28

Рис. 7. Шрифт зодчего (1-й вариант). Заглавные буквы от Ж до М

29

Рис. 8. Шрифт зодчего (1-й вариант). Заглавные буквы от Н до Т

30

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Авторское право © 2019 Уроки рисования для всех возрастов
top